Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Образование, развитие
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
второй, третий иностранный язык
а как вы считаете, в каком возрасте лучше начинать учить второй, третий иностранный язык, с учетом того, что первый в нашей спецшколе со второго класса, второй - с пятого (уровень преподавания пока не знаю). Есть ли смысл до этого времени начинать учить другие языки или хотя бы знакомиться с ними? В какой форме, чтобы не было каши, чтобы вообще "в коня корм"? ДО школы вообще языки не учили, логопед крайне не рекомендовала. Буду рада теоретическим сведениям и личному опыту, спасибо)
11.12.2009 00:20:45, Цикада
34 комментария



Про личный опыт: я знаю два языка, французский и английский, но не стала упираться в дошкольные занятия с дочкой, дождалась начала английского в школе (2 класс), лишь слегка подготовив ее летом на море (легкие устные занятия по симпатичной книжке). До сих пор английский идет легко и с удовольствием. С этого года (4 класс) начался факультатив по французскому - как же было не пойти? - тоже идет легко и совершенно не путается с английским. Хотя нет никакой особой мотивации - просто приятно учить язык и всё. Если пойдем в филологический класс, то с 8го будет еще немецкий - тоже пойдем, конечно. Муж его учил в школе, потом мы с ним вместе что-то учили - с дочкой будет повод вспомнить. В общем, "гляжу вперед я без боязни"... 11.12.2009 13:47:36, НатаХо


Машка до сих пор с удовольствием эту книжку полистывает... 12.12.2009 15:38:57, НатаХо
Зависит от целей и желания ребенка. Хотя вот у моего ребенка 1-й яз - не англ, пытаюсь научить его хотя бы азам (официально англ - с 5 кл), потому что 1) без англ. в наше время человек все равно что неграмотный
2) это чувствуется уже сейчас (недостаток знаний), когда человеку всего 8 лет. 11.12.2009 11:01:54, hanhi
2) это чувствуется уже сейчас (недостаток знаний), когда человеку всего 8 лет. 11.12.2009 11:01:54, hanhi
Чтобы "в коня корм" - нужно общение, языковая среда. Если ее нет - то выучите любое количество в любой последовательности, но без практики все это забудется и будет "не в коня" :) Так что я сторонник того, что языки дети должны учить те, на которых они могут СРАЗУ ЖЕ говорить либо с родителями (если один родитель - иностранец), либо может соседи какие рядом живут иностранные, либо часто ездить в страну изучаемого языка и практиковаться там, либо где-то искать детей иностранцев и с ними плотно общаться. На худой конец, хотя бы книжки-фильмы ПОСТОЯННО на языке - в после язык уйдет конечно в глубокий пассив, но хотя бы совершенно не забудется. Без этого - бесполезно все, диплом получите, но говорить не будете :)
11.12.2009 10:53:54, ..Лукьяна
а как же насчет тех, у кого нет родителя иностранца и языковой среды,постоянных загранпоездок, но язык - в рабочем состоянии? А заговорить, ИМХО, не проблема, если человек "говорун", а не "читатель". Еще, мне кажется, многое зависит от хороших лингафонных курсов, которые при многократном повторении хорошо запоминаются в детском возрасте. Опять же все ИМХО, но не железобетонное, просто мне так сейчас кажется)
11.12.2009 14:21:13, Цикада
Если читать - то будет хорошо читать, но при этом не понимать устную речь :) Это инвалид в любом случае. И потом: зачем читать на языке, если все сейчас есть в переводе? :) Стимула читать не будет - постепенно сойдет на нет. Мое мнение: язык учить ТОЛЬКО тогда, когда знаете, что реально будете им пользоваться. А для развития мозга, памяти - лучше в шахматы или музыка. За 2 года можно выучить язык в совершенстве достаточном для поступления в иняз.
11.12.2009 13:24:49, ..Лукьяна
Одного чтения недостаточно. А без практики язык забывается мгновенно (если вы, конечно, не выпускник иняза).
11.12.2009 11:31:27, starka
Т.е. если ребенку в обозримом будущем не светит поехать за границу ( и ес-но в Москве общаться на языке), то по-вашему не стоит начинать учить?
11.12.2009 12:44:48, hanhi
У нас китайский с первого класса анг.яз. со второго, но они реально используют китайский язык. Т.е. тренировки все термины на китайском, плюс носитель на уроках (бытовой язык), плюс раз в год выезд в Китай на 2 недели и там тренировки и азык с местными специалистами :) Анг.яз считаю базовым как и русский. Пока ничего не путает, может потому, что совсем разные.
11.12.2009 10:34:45, ma-ma
А ребенок уже был в Китае? У меня сын учит китайский (6 класс, с пятого). Выезды в Китай планируются с 7 класса, говорят, очень тяжелая поездка.
11.12.2009 12:29:16, Ольгочка
Едем в эти зимние каникулы с 2 по 16 января.Там ушу и китайский. ну и экскурсионка. Я понимаю. что перелет в 8-9 часов не сказка. но мы сами летали во Вьетнам и я представляю трудности и они реально ощущаются только на обратном пути, туда самолет ночью и все спят.
11.12.2009 14:51:11, ma-ma
В моем представлении третий язык имеет смысл начинать изучать, когда хорошо освоен первый. Так как в большинстве случаев речь идет о языках романской группы, то прочные знания одного существенно облегчают познание других языков. Если и первый не отшлифован до возможности хотя бы связно изъясняться и писать, той легкости в освоении третьего языка (какая бывает при наличии прочной базы от знания первого) не будет и изучение его станет таким же по сложности, как будто это первый язык. Не будет, как говориться, синергетического эффекта :)))
11.12.2009 09:29:14, starka


Начали французский с 3 класса (на фоне второго года обучени английскому в спецшколе).
Пока полет нормальный, языки не путает.
Но я готова при малейшем напряге второй язык снять, смотрю и анализирую.
Да и выбрал, эх, нет чтобы хотя бы немецкий ("а мне не нравится немецкий, а французский красивый" тьфу), мы бы к друзьям в Германию смогли отправлять. А так - ни помочь, ни ДЗ проверить...
Года через два может и смогу что-то с более-менее внятное сказать,а пока - только что не напрягает и идет легко, не "давит" на английский. 11.12.2009 01:22:31, ABDDavidoff
А у нас как раз вторым иностранным немецкий. А я так хотела испанский. Ну уж на крайняк французский. А так получится выброшенное время. Испанский и французский потом реально приткнуть куда-нить. А вот немецкий пока не ясно куда. Хотя как знать, как знать...
11.12.2009 09:59:19, ПРосто так

Немцы они в этом плане молодцы, активно развиваются.
даже Путину немецкий пригодился :) 11.12.2009 10:13:52, ABDDavidoff
я вот как раз каши из языков и боюсь... А не хотелось вместе с ребенком язык поучить? А владеет двумя языками одинаково хорошо?
11.12.2009 01:57:37, Цикада

1. были темы ранее про совмещение, народ писал примеры, когда даже при рядом идущих занятиях (час английского и сразу час немецкого) каши не было. Поэтому мы довольно храбро начали второй.
2. Владеет не одинаково хорошо, да и "владеет" это еще не назовешь. Оба языка еще в начале изучения. Хотя английский конечно посильнее. Разница в старте языков у сына 1 год, это Ооочень много при нормальном изучении языка.
3. Учить с ребенком не могу, у меня свой рабочий загруз.
4. У каждого свои резоны введения языков. У кого-то в стране принято знать по 3 языка, кто-то живет в смешанных семьях и т.п.
Я вижу интерес и легкость ребенка в изучении языков, и пока поезд не ушел, а это может случиться в любой момент, пока это самые интересные и легкие для него предмет - предлагаю именно языки в активном режима.
Если и с французским будем все ок, через полтора года включим еще язык. И опять... будем смотреть.
Планов дальних не строю - все по ходу дела. Предпочитаю следовать за интересами ребенка. 11.12.2009 08:30:37, ABDDavidoff
мой личный опят такой: с пятого класса, как у всех английский. В 8-м я пошла на занятия немецким, в 9-м французским. Потом долгие годы немецким и английским занималась параллельно, на серьезном уровне, французский немного поучила и бросила, потом как-то пошла на курсы - еще годик поучила.
Какие сделала выводы: каждый следующий язык учить легче. Есть какие-то параллели, накапливается теоретическая база, мозг привыкает:) Учить несколько языков одновременно не проблема совсем.
По твоей ситуации: я бы оставила все как есть в школе, а третий язык ввела через годик-другой после начала второго.
У нас (в швейцарской школе) будет так: с третьего класса английский, с пятого французский. Потом, если пойдет в гимназию (это уже 9-10 класс где-то), добавися еще что-то. 11.12.2009 00:28:40, fatima
некоторым не нравится,но еще раз повторюсь про свой опыт со старшей дочерью. :-)
Вокруг все дети подруг учили язык с пеленок,их вывозили,выводили.В итоге из всех знакомых совершенно свободный английский только у нее.При том,что учить она его начала лет в 15.
Но осознанно совершенно с мотивацей. и практически за два года разрыв с теми,кто учил с 4 лет,оказался качественным.Т.е лет с 17 она категорически не читает переводную литературу.При том,что читает постоянно.
Да и вообще на русском читает меньше,чем на английском.
Ну а теперь уж вообще у нее всЯ жизнь на ангийском.И общественная и личная...
Акцент...не думаю,что раннее изучение,тем более с русскоговорящим репетитором как-то влияет на акцент.
Акцент у нее ,естественно,есть.Но она его слышит и работает.:-)после жизни в Америке он американизировался,конечно,но в Англии проблем тоже нет,она и лекции слушала в магистратуре Высшей школы экономики в Лондоне без проблем,хоть там специфическая терминология, а она математик и сейчас преподает програмирование..
в 19 лет ей понадобился немецкий и за два года она им овладела совершенно самостоятельно. до уровня приличного чтения и среднего общения.
Французский у нее в зачаточном состоянии,но она его просто не любит.
Все это совешенно без усилий,в свободном кайфовом режиме,ни одного репетитора вне школы.Сейчас ей 20 и потребуйся ей еще язык, я уверена,что за год он у нее будет.
Вобщем, я рада,что мы проскочили этих кошек и собачек в раннем возрасте.И обошлись без финансовых и временных потерь на эту туфтень.В подростковом возрасте зверушки запоминаются ничуть не хуже,если их надо.:-)
Причем,ни гениальности,ни способности к языкам у нее совершенно нет.Есть хорошая память.И мотивация.:-) 11.12.2009 10:08:33, =СветА™=
в школе было совершенно пустое.Языка до 8 класса не было вообще.Даже азов-не помню был ли вообще учитель.
Потом она резко , в 9 классе оказалась в языковой школе,где английский с 1 класса был и дети в языковые лагеря на каникулы ездили организованно..Так вышло-взяли "по блату" потому что расформировали физматкласс. Поначалу ее не аттестовывали.Двойки,вобщем. :-)
Чтоб хоть как-то компенсирвоаться,с ней занималась учитель английского прямо в школе по урокам,параллельно пошли на курсы.За год она догнала класс, а через два года-перегнала ,получила FCE-кембриджский сертификат.
В годах(+-) я могу путаться ,давно это было и без моего участия.
Младшая сама попросилась в 8 лет на курсы,но это был год выкинутых денег.:-) Когда через год ей пришлось общаться,она просто не смогла.В этом году я забила-других дел более интеерсных и порлезных навалом.Если захочет-вернемся через год-два-три..
Я почему-то увреена,что при желании язык у нее будет и не один, а столько,сколько захочет.
Про произношение не знаю.Старшая не хочет,чтоб сестру учили русские преподаватели,считает.что испортят произношение и исправить его будет труднее.Я ей верю.:-) 11.12.2009 15:41:37, =СветА™=
Какие сделала выводы: каждый следующий язык учить легче. Есть какие-то параллели, накапливается теоретическая база, мозг привыкает:) Учить несколько языков одновременно не проблема совсем.
По твоей ситуации: я бы оставила все как есть в школе, а третий язык ввела через годик-другой после начала второго.
У нас (в швейцарской школе) будет так: с третьего класса английский, с пятого французский. Потом, если пойдет в гимназию (это уже 9-10 класс где-то), добавися еще что-то. 11.12.2009 00:28:40, fatima
Ну это вполне по-божески. Вы ведь про бесплатные госшколы? В платных, наверняка, английский с первого класса, а потом еще и добавят чего-нить. А еще и русский, думаю, тоже хоть чуть-чуть будете пытаться.
11.12.2009 10:01:13, ПРосто так
по-русски дочки и так читает с 3.5 лет и пишет практически без ошибок:) Вот письменные буквы надо освоить, да:(
Я про гос. школу, ага. А частные есть разные, но в основном, конечно, там начинают рано иностранный язык, часто обучение идет параллельно на немецком и английском. Но тут есть еще такая сложность, что в Швейцарии говорят на языке, очень отдаленно приближенном к немецкому:) А обучение в школе именно на хохдойче (нууу, приблизительно:)), поэтому дети, прийдя в первый класс, практически и так осваивают один иностранный язык. Не говоря уж об оочень большом количестве иностранцев, дети которых говорят на родном языке (часто и не одном), швейцарском диалекте, а потом в школе еще и хохдойч добавляется:) 11.12.2009 12:39:44, fatima
Я про гос. школу, ага. А частные есть разные, но в основном, конечно, там начинают рано иностранный язык, часто обучение идет параллельно на немецком и английском. Но тут есть еще такая сложность, что в Швейцарии говорят на языке, очень отдаленно приближенном к немецкому:) А обучение в школе именно на хохдойче (нууу, приблизительно:)), поэтому дети, прийдя в первый класс, практически и так осваивают один иностранный язык. Не говоря уж об оочень большом количестве иностранцев, дети которых говорят на родном языке (часто и не одном), швейцарском диалекте, а потом в школе еще и хохдойч добавляется:) 11.12.2009 12:39:44, fatima
понимаешь, тут смысл в том, чтобы все три языка были бы освоены до рабочего состояния - как минимум можно было бы на них впоследствии как минимум читать и общаться - а не легли бы на дно памяти мертвым теоретическим грузом - даже если какое-то время они не будут употребляться. Если хорошо заниматься языком в спецшколе несколько лет, то даже неупотребимый какое-то время язык очень быстро восстанавливается или-таки вообще не забывается. Хочется, чтобы что-то подобное случилось и со следующими двумя у моих детей.Поэтому я и спрашиваю - как (в каком возрасте, каким образом) этого легче всего добиться. Вроде бы в детстве память лучше, но мотивации знать несколько языков нет особой - английского ребенку хватит за глаза для общения почти за любой границей на отдыхе. Вот и нужно создать мотивацию для двух других или продумать форму обучения, чтобы то, что выучилось, не забылось
11.12.2009 01:02:38, Цикада
у меня был учитель по немецкому, который начал его учить в 19 лет, а в 22 уже преподавал в очень крутом месте:) Так вот он говорил, что все это раннее обучение туфта - ну что там дети учат: игрушки-зверюшки. А потом-то нужна другая лексика:) Я лично считаю, что ранний возраст имеет преимущество в одном случае - когда есть языковая среда. ТОгда да, детский мозг более способен к тому, чтобы просто слыша язык, а не заучивая правила, его освоить. И то, речь о действительно раннем возрасте, дошкольном еще. Сознательное же изучение проще дается в более зрелос возрасте, когда есть цель, есть навыки учебы, есть теоретическая база для изучения грамматики. В общем, в подростковом возрасте, как мне кажется, возможностей для изучения языка больше, чем в начальной школе, а мозг еще усыхать не начал:)
11.12.2009 01:46:28, fatima
вот не поверишь - согласна и с тобой совершенно, и с твоим преподавателем. Поэтому и тему завела. Я сама начала изучать второй язык в универе, в итоге знаю лучше первого, сама много лет преподавала. Потому что мотивация, потому что лексика другая, вообще взрослый человек. И про подростковый возраст согласна, но все же, согласись, игрушки-зверюшки запоминаются намертво, жалко именно эту способность терять. И если у ребенка будет опыт беспроблемного чтения и общения на всех трех языках, именно у ребенка, то это ж здорово. Значит, у него будет чувство, что это навык восстановим или вообще не утерян, как езда на велосипеде или на коньках, когда долго не катался. Поэтому я так напираю на произношение еще и интонацию - поставить эти вещи в детстве, на всех искомых языках (но это несложно, думаю). И дети,они ж великие обезьяны, с наслаждением все копируют, повторяют - тоже надо бы использовать. Как-то грустно, упустив дошкольный возраст (нам очень серьезно не советовали) до подросткового возраста ни-ни... А как же воспитание в дворянских семьях? Нет было у нас гувернера-француза, немки и англичанки, а жаль...))Заодно и повоспитанней были бы;)
11.12.2009 01:55:33, Цикада

Вокруг все дети подруг учили язык с пеленок,их вывозили,выводили.В итоге из всех знакомых совершенно свободный английский только у нее.При том,что учить она его начала лет в 15.
Но осознанно совершенно с мотивацей. и практически за два года разрыв с теми,кто учил с 4 лет,оказался качественным.Т.е лет с 17 она категорически не читает переводную литературу.При том,что читает постоянно.
Да и вообще на русском читает меньше,чем на английском.
Ну а теперь уж вообще у нее всЯ жизнь на ангийском.И общественная и личная...
Акцент...не думаю,что раннее изучение,тем более с русскоговорящим репетитором как-то влияет на акцент.
Акцент у нее ,естественно,есть.Но она его слышит и работает.:-)после жизни в Америке он американизировался,конечно,но в Англии проблем тоже нет,она и лекции слушала в магистратуре Высшей школы экономики в Лондоне без проблем,хоть там специфическая терминология, а она математик и сейчас преподает програмирование..
в 19 лет ей понадобился немецкий и за два года она им овладела совершенно самостоятельно. до уровня приличного чтения и среднего общения.
Французский у нее в зачаточном состоянии,но она его просто не любит.
Все это совешенно без усилий,в свободном кайфовом режиме,ни одного репетитора вне школы.Сейчас ей 20 и потребуйся ей еще язык, я уверена,что за год он у нее будет.
Вобщем, я рада,что мы проскочили этих кошек и собачек в раннем возрасте.И обошлись без финансовых и временных потерь на эту туфтень.В подростковом возрасте зверушки запоминаются ничуть не хуже,если их надо.:-)
Причем,ни гениальности,ни способности к языкам у нее совершенно нет.Есть хорошая память.И мотивация.:-) 11.12.2009 10:08:33, =СветА™=
Вот согласна с Вами на 100%! Но нас таких, похоже, тут очень мало...
11.12.2009 16:01:58, Pilar
Ваша дочь учила английский в школе, или начала его изучать в 15 лет с нуля? Что вы думаете об ее школьных занятиях, если они были? Это совершенно пустое, раз не было мотивации и т.п. или все же дало что-то?
Согласна с многим, что вы написали, согласна, что мотивация - величайшаяя вещь, но, по большому счету, в 7-9 лет ее нет, чтобы примеры по математике решать или правила русского языка изучать, однако детей этому учат в обязательном порядке - потому что грамотность и умение считать - необходимый в жизни навык. Можно отнестись к иностранному языку как к такому же необходимому в современной жизни навыку и учить ему до формирования всякой осознанной взрослой мотивации. То есть,ребенка как бы об этом не спрашивают - надо это ему или нет (хочет ли он писать-читать-считать), просто учат, побуждают учиться самому и ставят оценки. И мотивация здесь примерно такая же, как при решение примеров - получить хорошую оценку, похвалу взрослого, вообще сознание того, что ты чему-то учишься и что-то можешь. Далее... применение. Их здесь два основных, по-моему, в тематическом возрасте - общение за границей и чтение всего подряд, да хоть бы и комиксов, объяснений к компъютерным игрушкам и прочей лабуды, хотя я их и не переношу. Еще просмотр фильмов на языке.Цель - чтобы ребенок к определенному возрасту хошь-не хошь, а знал язык, а желательно пару-тройку, что резко расширит его адаптационные возможности к сознательному возрасту. И все это, повторюсь, ДО ВСЯКОЙ ВЗРОСЛОЙ МОТИВАЦИИ, подобной мотивации вашей дочери. Для всего этого, ИМХО, хорошо подходят вот такие обязательные занятия ,типа спецшкольных, где задают дом. задания каждый день и которыми ребенок привыкнет заниматься каждый день вместе с деланьем уроков. Хотя, возможно, я зря ораторствую, вы и так со мной согласны). Насчет произношения - не согласна. Произношение может поставить и русский преподаватель, и родитель, если оно у него у самого хорошее, он знает, как это делать, и делать это нужно как можно раньше ,тогда и акцент будет минимален в дальнейшем или его вообще не будет. А к дошкольному обучению у меня отношение в полной степени не сформировалось еще... Пока и русский-то не знают толком. Ну, и, конечно, если бы были гувернеры-гувернантки, живое общение, можно было бы подумать на эту тему. Сложный вопрос. Но все, что я пишу - так, рассуждения вслух, сама обдумываю эту тему... 11.12.2009 14:16:03, Цикада
Согласна с многим, что вы написали, согласна, что мотивация - величайшаяя вещь, но, по большому счету, в 7-9 лет ее нет, чтобы примеры по математике решать или правила русского языка изучать, однако детей этому учат в обязательном порядке - потому что грамотность и умение считать - необходимый в жизни навык. Можно отнестись к иностранному языку как к такому же необходимому в современной жизни навыку и учить ему до формирования всякой осознанной взрослой мотивации. То есть,ребенка как бы об этом не спрашивают - надо это ему или нет (хочет ли он писать-читать-считать), просто учат, побуждают учиться самому и ставят оценки. И мотивация здесь примерно такая же, как при решение примеров - получить хорошую оценку, похвалу взрослого, вообще сознание того, что ты чему-то учишься и что-то можешь. Далее... применение. Их здесь два основных, по-моему, в тематическом возрасте - общение за границей и чтение всего подряд, да хоть бы и комиксов, объяснений к компъютерным игрушкам и прочей лабуды, хотя я их и не переношу. Еще просмотр фильмов на языке.Цель - чтобы ребенок к определенному возрасту хошь-не хошь, а знал язык, а желательно пару-тройку, что резко расширит его адаптационные возможности к сознательному возрасту. И все это, повторюсь, ДО ВСЯКОЙ ВЗРОСЛОЙ МОТИВАЦИИ, подобной мотивации вашей дочери. Для всего этого, ИМХО, хорошо подходят вот такие обязательные занятия ,типа спецшкольных, где задают дом. задания каждый день и которыми ребенок привыкнет заниматься каждый день вместе с деланьем уроков. Хотя, возможно, я зря ораторствую, вы и так со мной согласны). Насчет произношения - не согласна. Произношение может поставить и русский преподаватель, и родитель, если оно у него у самого хорошее, он знает, как это делать, и делать это нужно как можно раньше ,тогда и акцент будет минимален в дальнейшем или его вообще не будет. А к дошкольному обучению у меня отношение в полной степени не сформировалось еще... Пока и русский-то не знают толком. Ну, и, конечно, если бы были гувернеры-гувернантки, живое общение, можно было бы подумать на эту тему. Сложный вопрос. Но все, что я пишу - так, рассуждения вслух, сама обдумываю эту тему... 11.12.2009 14:16:03, Цикада

Потом она резко , в 9 классе оказалась в языковой школе,где английский с 1 класса был и дети в языковые лагеря на каникулы ездили организованно..Так вышло-взяли "по блату" потому что расформировали физматкласс. Поначалу ее не аттестовывали.Двойки,вобщем. :-)
Чтоб хоть как-то компенсирвоаться,с ней занималась учитель английского прямо в школе по урокам,параллельно пошли на курсы.За год она догнала класс, а через два года-перегнала ,получила FCE-кембриджский сертификат.
В годах(+-) я могу путаться ,давно это было и без моего участия.
Младшая сама попросилась в 8 лет на курсы,но это был год выкинутых денег.:-) Когда через год ей пришлось общаться,она просто не смогла.В этом году я забила-других дел более интеерсных и порлезных навалом.Если захочет-вернемся через год-два-три..
Я почему-то увреена,что при желании язык у нее будет и не один, а столько,сколько захочет.
Про произношение не знаю.Старшая не хочет,чтоб сестру учили русские преподаватели,считает.что испортят произношение и исправить его будет труднее.Я ей верю.:-) 11.12.2009 15:41:37, =СветА™=
Читайте также
Выращиваем королеву сада: все о посадке, обрезке и зимовке роз
Хотите роскошные розы в своем саду? Узнайте все секреты успешного выращивания: от правильной посадки и выбора удобрений до тонкостей обрезки и надежной защиты от зимних морозов. В статье — подробные инструкции и ценные советы
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.