Раздел: Школа

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Вопрос к дискуссии ниже (Караул и Ярина)

То есть вопрос ко всем, имена упомянула, чтоб было понятно, о какой дискуссии идет речь.
Сегодня утром мне попался на глаза вопрос, который удивительно совпал с обсуждаемой темой. тут его и повешу:)

"Возможно ли воспитание детей там, где их делят по способностям?"

Что вы думаете?

15.09.2003 10:23:44,

51 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Светлана
Не очень понимаю, в чем суть вопроса. Нужно ли делить детей по способностям и не страдает ли при этом этическая сторона учебного процесса? ИМХО, делить или не делить - вопрос мастерства педагога. Но еще и зависит от того, по каким критериям и насколько глубоко делить. У нас, как ты знаешь, все детки достаточно продвинутые, умные, неординарные, но когда они поступали в первый класс, скажем, в чтении была огромная пропасть. Игорь как раз перед школой начал читать много и отказался от моих "чтительских" услуг, а были детки, которые могли за неделю прочитать только небольшую книжечку в 20 страниц. При этом именно среди них были гении письма. Как-то это никому особенно не мешало, но у нашей учительницы девиз - прогресс каждого ребенка измеряется не в оценках, не в отношении к некоторому нормативу, а в продвижении ребенка относительно его собственного первоначального уровня. А вот языковые группы у них формировали по имеющимся навыкам - более сильную и начинающую. При этом в первую поместили нескольких деток, которые языком раньше не занимались, но, например, имеют хороший фонематический слух и т.п. 15.09.2003 22:38:13, Светлана
Ya schitayu, chto ne stoit delit' detei v 1 klasse "po sposobnostyam". Vo-pervyh, potomu chto delyat ih obychno ne po sposobnostyam, a po tomu, naskol'ko oni proshli programmu pervogo klassa do nachala obucheniya. Sobirat' v odin klass detei s odnim urovnem podgotovki tozhe bessmyslenno: dazhe esli deti umeyut chitat' i schitat', ne fakt, chto oni "potyanut" ochen' slozhnuyu programmu: sredi nih budut menee sposobnye, kotoryh predvaritel'no natashkali repetitory, no kotorye sverh-slozhnuyu programmu ne potyanut. Krome togo, budut deti sposobnye, no psichologicheski ne gotovye k nagruzke urovnya 2-3 klassa (kstati, sredi real'no sposobnyh detei takie preobladayut:). Nakonetc, budut deti prekrasno chitayushie i schitayushie, no izpytyvayushie problemy s pis'mom (opyat' zhe tipichnaya problema sposobnyh detok). Estestvenno, eto ne oznachaet, chto bolee podgotovlennye deti dolzhny prosto sidet' i zhdat' poka ih dogonyat ostal'nye. Razumnyi variant: differencirovat' nagruzku uchenikov vnutri odnogo klassa po kazhdomu predmetu (davat' bolee slozhnye zadaniya chasti klassa v kontce uroka v to vremya kak ostal'nye otrabatyvayut material; davat' bolee slozhnye zadaniya na dom; podbirat' zadaniya, gde sil'nye ucheniki vypolnyayut bolee aktivnuyu rol' (chitayut, obsuzhdayut), a bolee slabye - bolee passivnuyu (slushayut). Estcho variant - 1-2 raza v nedelyu sil'nyh uchenikov iz parallel'nyh klassov ob'edinyayut na urok po matematike, gde reshautsya bolee slozhnye zadachi na logiku i smekalku (s uchitelem iz starshih klassov), a s ostal'nymi povtoryaetsya proidennyi za nedelyu material. Sostav takih grupp periodicheski peresmatrivaetsya. 15.09.2003 19:52:56, irina.
Вы дифференцировали только "подготовленных" детей, и уже получилось 3 группы, к каждой из которых нужен особый подход. А теперь добавить сюда всех остальных - получается, практически для каждого ребенка нужна своя особая программа. В российской государственной школе это немыслимо. Хотя здесь частенько рассказывают про американские школы, и, видимо, хорошая американская школа - это нечто близкое к оптимуму. Мне представляется лучшим вариантом, когда дети идут в школу по месту жительства, в классы объединяются методом тыка :), а учатся каждый по своей индивидуальной программе. Все общественные мероприятия типа экскурсий, концертов, соревнований (хотя бы в качестве болельщиков) проводятся классом. Тут тебе и социализация, и развитие коммуникативных навыков, и полная картина мира. И в то же время святое! :) - образование - не страдает, каждый ребенок получает столько знаний, сколько способен впитать на данном этапе. Только вот утопия это для России... 15.09.2003 23:56:13, Снусмумрик
В общем-то так и выходит в средней Российской школе. Кто хочет учиться, тот и учится. Кто не хочет - ни какая программа не поможет. 16.09.2003 00:18:04, Караул
Так почему же те, кто хочет учиться, должны это делать, преодолевая массу препон? В том числе и негативное отношение большинства класса, которым учиться "и даром не нать, и за деньги не нать" 16.09.2003 12:14:06, Снусмумрик
Все как раз и зависит от массы данных непрятностей:-)
В этом году,для старшей, их стало слишком много. И она поступила в лицей.
Кстати, негативного отношения к "ботаникам":-) у нас не было/
16.09.2003 13:11:20, Караул
вот поэтому я и предпочла отдать сына в школу со строгим отбором, чтобы массу неприятностей уменьшить до приемлемой :) 16.09.2003 13:31:47, Снусмумрик
Вся беда в том, что нет гарантий. Наш класс, из которого мы удрали, тоже был отобран. И по возрасту и по умениям-способностям.
Я потому и против, по большому счету, разделений. Особенно основанных на таком призрачном факте, как умение читать.
Меня очень настораживает факт, что средний уровень класса сохраняется во времени. В классе, где не за кем тянуться, так и остается рутина-рутиной. Вокруг тройки.
16.09.2003 14:01:47, Караул
У нас в классе все равно оказались разные дети, но меня очень радовало то обстоятельство, что лидерами стали именно те, кто любит и умеет учиться. Да, я даже переживала, что моему сыну будет там тяжело, очень уж он нестандартный :) но все равно пошла на это, чтобы "ему было за кем тянуться". Конечно, очень многое зависело от учительницы, но контингент детей (скорее, родителей - в массе своей технической интеллигенции) тоже имеет значение. Многие уходили из нашего класса, в основном "хулиганы и двоечники" - им было некомфортно и тяжело учиться. Но, например, самый злостный двоечник - ему математика не дается - так и учится, и его принимают по-своему. А учителя не устают повторять, что он очень способный художник :)
Ну не получается по другому в нашей российской действительности - хочешь в хорошую школу - должен пройти отбор. Видимо, предложение еще не достигло спроса, хорошее образование в дефиците. И сложность в том, что пока не попадешь в школу, не поймешь, подходит она тебе или нет. Вот и ломятся родители в те школы, что на слуху... И создают ажиотаж. Тем самым и позволяют этим школам устраивать селекцию.
16.09.2003 14:49:14, Снусмумрик
А еще простая зависимость: обычно умеют читать те дети, с которыми родители занимаются. Тем или иным образом, но посвящают свое время детям. Соответственно, есть приличная вероятность, что и в школе родители не оставят ребенка без внимания. 15.09.2003 17:51:33, Снусмумрик
Ne fakt. Nekotorye roditeli zanimayutsya s det'mi v silu interesov i gotovnosti rebyonka (i ne budut nasil'no uchit' chitat', esli rebyonok vdrug ne zahotel, ih deti mogut ploho chitat' k 6 godam, no umet' i znat' mnogoe drugoe), a drugie uchat v silu svoih roditel'skih ambicii (rebyonok posle takogo obycheniya mozhet estcho paru let ne lyubit' chitat') i ochen' "privyazanno" k testirovaniyu 15.09.2003 21:14:54, irina.
И что? У нас в садовской группе самым умненьким и сообразительным был мальчик, которым родители не занимались. Математические задачки, задачи на смекалку и прочее щелкал быстрее всех, все понимал с полуслова, руки у него ну просто золотые. Был у дочки на дне рождении, моя мама - педагог влюбилась в него с первого взгляда, такая умничка. 8-) А вот читал плохо. 15.09.2003 20:22:10, Nata
Мы немного о разном :) Вы говорите про исключение, а я - про точку зрения учителя, который набирает себе класс в условиях родительского ажиотажа и имеет возможность отобрать устраивающих его (ее) детей. 16.09.2003 00:21:41, Снусмумрик
Если смотреть с этой точки зрения учителя, то выбирать он должен самых обеспеченных детей. Что не всегда равно уму, подготовке и вниманию со стороны родителей. Но хочется, чтобы учитель выбирал детей независимо от их родителей. 16.09.2003 09:51:27, Nata
а как в 6-7 лет определить способности? Может, они еще и разовьются или заинтересуется ребенок позже. Мне, конечно, хотелось бы, чтобы в классе дети были одного уровня, да страшно оставлять кого-то за бортом только по критерию -"читает-не читает в данный момент". Дочка как-то пошла с нулевым багажом английского в середине года в группу углубленного обучения детей старше себя на год в среднем, разница с аборигенами очень быстро прошла. К концу года уже была на высоте. Аналогия со чтением: а если нечитающий ребенок быстро адаптируется и перегонит читающих? Чтение до школы, как мне кажется, не показатель способностей ребенка. 15.09.2003 16:28:27, Nata
Я не читала дискуссии ниже, но считаю, что в школе разделение по степени обучаемости и по базовым навыкам просто-таки необходимо. Потому что когда в одном классе оказываются дети, которые едва знают буквы, и те, кто бегло читает - ничего хорошего из этого не выходит ни для тех, ни для других. Одним скучно, другие не успевают и наживают комплексы. Кроме того, и способность к обучению у всех разная. Кто-то быстро все схватывает, кто-то - усваивает медленно и долго. Никто не говорит, что одно лучше другого - но методы и программы должны быть разные.
Если речь идет о студии - тогда тем более должно быть несколько уровней, от нулевого до продвинутого.
Никого же не возмущает, что ребенок, который никогда не учил иностранный язык, начинает его учить с нулевой группой, а не с продвинутой. Так почему возмущает, когда это относится к русскому языку или рисованию? Ладно бы не было других возможностей. Но в больших городах обычно немало вариантов. Даже в обычных школах иногда несколько классов по уровню. Ну не дотягивает ребенок по тем или иным причинам до сильного класса - зачем его мучить и отбивать интерес к учебе? пусть учится с равными ему по уровню по той программе, которая ему подходит.
ИМХО.
15.09.2003 13:47:09, Р-ка
Nichego horoshego ne poluchitsya pri bezdarnom uchitele i plohoi programme:) Dlya obucheniya mnogim vesham v raznom vozraste trebuetsya raznoe vremya: ya 3-letnyuyu dochku uchila chitat' neskol'ko mesyatcev (i voobshe eto byl process dolgii i postepennyi. No delala ya eto potomu chto ei eto nravilos' (nu i po drugim chistimmigrantskim prichinam). Esli by ya nachala ee uchit' v 6-7 let, to ves' process zanyal by nedelyu. Cherez 2 nedeli ona vozmozhno obognala by detei prishedshih v shkolu "chitayushimi". I pri etom by chitala s vostorgom (v otlichie ot nekotoryh detei voznenavidevshih chtenie v processe obycheniya). Tak so mnogim. Ya eto nablyudala sravnivaya 2 svoih detei. Byli veshi, kotorym ya starshuyu uchila pozzhe, i obuchenie osushestvlyalos' za vecher. Naprimer, kak-to obnaruzhila, chto ne nauchila ee opredelyat' vremya...let v 6 naverno - za vecher nauchila polnost'yu (tak kak ona srazu ponyala pro schet pyaterkami do 60). A mladshuyu uchu seichas s pomosh'yu obuchayushei igry .... eto zaimet yavno ne odin vecher. Propisi starshei dala pervyi raz v 6 let - cherez paru mesyatcev ona pisala bezotryvno krasivym pocherkom, a ved' tak "otstavala". S mladshei nachali so vsyacheskih obvodok-shtrihovok, progress konechno est'.... no ne dumayu, chto ona nauchitsya pisat' ran'she, hotya na promezhutochnom testirovanii budet vyglyadet' bolee gotovoi. Pri etom nespravedlivo i utverzhdenie, chto ya so starshei ne zanimalas' - zanimalas' ochen' mnogo, no drugim (s pervym rebyonkom ya o mnogih veshah sama uznavala pozzhe) 15.09.2003 20:18:13, irina.
Ну и к чему это? То, что по возрасту должны совпадать - это и так понятно, имхо. 16.09.2003 00:54:36, Р-ка
K tomu, chto raznitca mezhdu "podgotovlennym" i "nepodgotovlennym" rebyonkom zachastuyu ischeznet cherez 2 nedeli:) Za eto vremya v 7 let mozhno nauchit'sya chitat' i schitat' v predelah desyatka (a kto-to uzhe nauchilsya za leto). Osobenno esli podgotovka zakolyuchalas' v "nataskivanii", a "nepodgotovlennyi" rebyonok ne besprizornik s kotorym nichem voobshe ne zanimalis'. 16.09.2003 20:15:05, irina.
Да, но ребенок, который умеет читать, за это время уйдет еще дальше. И совершенно непонятно, почему он должен кого-то ждать и скучать на уроках только потому, что другие родители не удосужились научить своих детей читать и считать. Неважно, по каким причнам, пусть даже из лучших побуждений - не хотели нагружать или не считали это нужным. Ок. пусть дети идут в класс, где все дети таких же родителей. 16.09.2003 21:21:55, Р-ка
 Леший
Вопрос чисто риторический, ибо каждый родитель для себя решает сам, что подходит, а что - нет. По своему опыту могу сказать, если вопрос обязательный - типа, математики, физики и прочих, ключевых важных направлений - то лучше все же отдавать ребенка туда, где средний уровень высокий. Тогда, пусть он будет там середнячком в относительном отношении, но в абсолютном уровень его личной подготовки в результате окажется выше. Если же вопрос из категории - "для души" - то... есть у ребенка желание и не корежит его от того, что он "средний" - то пусть себе занимается, коль лежит к тому душа. 15.09.2003 11:27:04, Леший
зависит от того какие цели стоят. 15.09.2003 11:11:20, Караул
На мой взгляд, воспитание возможно только в семье. Во всех прочьих местах возможно обучение, развитие способностей и проч. Так вот, для обучения разделение детей нужно. Но ен по способностям ( о чем в том разговоре, кстати, речи не было), а по стартовым навыкам (согласитесь, чтение - не способность, скорость чтения - тем более. Но это необходимый навык для успешного обучения в коллективе. На индивидуальное обучение не распространяется.)А что касается воспитания, то тут способности вовсе ни при чем. 15.09.2003 11:00:04, Ярина
Стартовые навыки штука совершенно не надежная. В наш класс пришли четыре человека совершенно не читающих. К концу года трое из этой четверки читали 20-40 слов. А девочк, которая на 1 сентябра читала 14 слов к концу года читала 18. И? Что нам дало бы разделение этих детей? Ротация по результатам в наших школах не предусматривается, да и нешкольных организациях редко встречается. 15.09.2003 11:23:57, Караул
А рассчитана программа на каких детей? Читающих или нет? 15.09.2003 16:02:38, Ярина
У Минобра нет требований по чтению и письму к поступающим в 1-й класс. Все "програмные" требования - самодеятельность. 15.09.2003 16:08:28, Караул
Так какая программа в вашем классе? 15.09.2003 16:15:59, Ярина
Да обычная у нас программа:-) 1-4. без отягощения :-)
Но, на Рекорд младшая поступала. Недобрала балл да и по возрасту ее бы не взяли.
15.09.2003 16:20:03, Караул
14 слов - это почти нисколько, полэтому такую девочку выделять в группу читающих я бы не стала. 15.09.2003 13:36:47, Зинаида с работы
Странно выходит. Совсем не читает и 14 слов 0- в одну группу?
Вообще-то пример этот был к тому, что совершенно не всегда начальные умения хоть что-то означают.
15.09.2003 14:08:58, Караул
Зинаида
Читающий ребенок - это который читает книги для интереса. А 14 слов в минуту - это надо развивать технику. Нечитающие имеют шанс такими же стать недели через три при ежедневном уроке чтения. Вот они вместе и будут эту технику развивать потихонечку. 15.09.2003 18:27:40, Зинаида
Ну,при таком подходе у меня старшая точно не читающая и по сей день:-) Не смотря на 8-ой класс лицея :-) 15.09.2003 19:30:46, Караул
Зинаида
Я имела в виду МОЖЕТ свободно читать при желании - а так конечно ерунда получается. Взрослые тоже не все читают, как известно. Мой-то как раз в 1-м классе больше читал, чем теперь. Теперь он имеет дурную привычку по 20 раз перечитывать одни и те же книги типа Белянина, да и вообще предпочитает ТВ. 15.09.2003 20:44:24, Зинаида
Ну, 5 человек на весь класс действительно ничего не означает для всего остального класса. Для этих же детей означает, что они часто не успевают за классом только потому, что когда все уже заканчивают делать упражнение, они только-только прочли задание; что они не успевают дать ответ правильно решенной задачи только потому, что весь класс быстрее прочел условие. Вряд ли при таком раскладе дети получат радость или хоть какое-то удовлетворение от учебы.
15.09.2003 16:12:47, Ярина
На самом деле, на класс из18 человек пять нечитающих - это не мало. 15.09.2003 16:16:37, Караул
Это означает плохую подготовку. Больше, действительно, ничего. Но обучать детей с разным уровнем подготовки - очень сложно. В любом случае, кто-то будет ущемлен. Это я вам как учитель говорю.-)
Даже в вузе это очень заметно, а что же говорить о малышах, которых нужно не просто научить знаниям и навыкам, а еще и научить учиться, причем так, чтобы не отбить желания этим заниматься.
15.09.2003 14:20:39, Р-ка
Я согласна и не согласна делить детей:-)
Важно с какой целью идет раздел. Не всегда это хорошо для детей.
15.09.2003 14:45:03, Караул
В школах обычно - с целью наилучшего образования для всех детей, конечно. Тут дело не в том, что кто-то лучше или хуже. Просто они разные, и соответственно должны быть разные программы и проч. 16.09.2003 00:58:38, Р-ка
Я думаю, что не слишком хорошее это дело - делить детей по способностям. Например, у одного ребенка явно выраженный талант к рисованию, он рисует просто замечательно, и это ему нравится. А другой ребенок, тоже обожающий рисовать, мягко говоря, по своим способностям сильно не дотягивает до первого. И что? Второму - однозначный "от ворот - поворот"? Я так не считаю. пусть ребенок занимается любимым делом, даже если у него это и не слишком хорошо получается. В этом нет криминала. Наобороот, находясь в среде более способных детей такой ребенок будет стремится к лучшему и, вероятно, этого достигнет когда-нибудь.

А если детей разделить по способностям, то дети, не наделенные талантом, например, к тому же рисованию, так и похоронят то немногое, которое у них есть и, естественно, не смогут развиваться должным образом в этом направлении.

Ну не верю я, что один ребенок, менее способный, будет тянуть весь класс назад, и другим, более сильным детям от этого станет сразу очень плохо!!! НЕ ВЕРЮ!!!

Может, оттого, что мой мальчик - с особенностями развития, и нам далековато до здоровых сверстников... Хотя, думаю, не изменила бы своего мнения, будь мой ребенок полностью здоров. Проблема разделения детей по способностям мне крайне не нравится. ПРичем активно не нравится, и я никак не могу согласиться с теми, кого она, наоборот, привлекает.
15.09.2003 10:52:46, Наташа и Игорек
В школах обычно делят детей не по способностям (как их определить?) а по навыкам, необходимым для равномерного обучения всего класса.
Возвращаясь к Вашему примеру о рисовании...Если речь идет о группе любителей рисования или об уроках рисования в школе, то, конечно, делить детей не стоит . А вот если речь об обучении рисованию в специальной студии, то, ИМХО, необходимо. Детям нужно разный объем знаний и умений получить. И в том, что один ребенок знает и умеет меньше или больше другого нет ничего плохого или хорошего. Это просто та печка от которой надо плясать. И у каждого она своя.Эффективность занятий от этого только возрастет и проблем связанных с тем что " я не успеваю" или "почему ч стараюсь-стараюсь, а все равно хуже всех выходит" не будет.
Разумеется, сугубо ИМХО.
15.09.2003 11:12:41, Ярина
Мой вопрос по поводу норм для первоклашек затронул "за живое". Ярина, я просто руками и ногами поддерживаю высказанную вами позицию!!! Обсолютно правильно деление детей по уровню подготовки! Это позволяет более подготовленым детям не скучать в школе. А детям послабее дает время научиться! У нас детей набирали сразу в разные классы (есть и коррекционный класс, где детей 7 человек, занятия с логопедом, дифектологом). Это дает шанс детям с очень слабой подготовкой или речевыми прблемами стать не двоешниками, которых все пинают и склоняют, а выйти на средний уровень. Учитель в этом классе высшей категории и практически индивидуальный подход!!! 15.09.2003 15:02:14, БИрина
Вы верите в сказки. 15.09.2003 15:18:00, Караул
Аргументируйте, пожалуйста. 15.09.2003 15:59:49, Ярина
Что бы выйти из класса коррекции в обычный класс знаете ЧТО надо делать? Это спец. комисся и испытательный срок. 100% дополнительные занятия. И ярлык:-(
Средний уровень класса так и остается средним, к сожалению. Предпочла бы иметь ребенка троечника в сильном классе.
15.09.2003 16:11:09, Караул
Чтобы попасть в класс коррекции нужна та же самая комиссия.
А что до среднеуспевающегг ребенка в сильном классе - тут я согласна, его объективный уровень знаний выше. Только к развернувшейся дискуссии это не имеет отношения.
16.09.2003 09:26:56, Ярина
Зинаида
У нас был знакомый ребенок в классе коррекции 2-3 класс. В 5-й его мама перевела в другую школу в обычный класс. Кроме того, троечник - это пустяки. А если 3-4 двойки в четверти выходит, то лучше в класс коррекции, чем на второй год. 15.09.2003 18:31:43, Зинаида
У меня племянник учился в классе корекции( по незнанию мамы попал). Переходил в пятый обычный класс. Трудно. 15.09.2003 19:22:24, Караул
Зинаида
Может быть, у них есть разные статусы - и какой-то отражжается в документах, а какой-то нет. Я не знаю подробностей. Нас еще должны сначала выгнать из гимназического в простой, а потом уж это. Но я тоже думаю,что это плохо, только на самый крайний случай, если иначе на 2-й год оставляют. 15.09.2003 20:46:58, Зинаида
А по мне бы лучше остаться на второй год в сильном классе, чем откат в класс коррекции.

Знаю, что говорю, у меня мальчик к классе коррекции. Страдаем, что по уровню вроде бы можем больше, но в обычный класс перейти - увы... Разве что на год младше попробую в следующем году (т.е. повторим второй класс в сильном классе) и то не уверена, что получится. По бюрократическим причинам. :((
16.09.2003 10:38:54, Наташа и Игорек
Зинаида
В вашем случае, это было бы правильно. Тем более, что вам с учителем не очень повезло. А в нашем случае (и не только), когда ребенок в принципе знает проходимую программу, хотя и поверхностно, но при этом плохо себя ведет, оставаться слушать ТО ЖЕ САМОЕ целый год, совершенно невозможно. 16.09.2003 11:10:13, Зинаида
Наверное разный статус. Класс компенсирующий и класс для детей с ЗПР.
Если бы было так просто уйти оттуда, я бы отдала - коммунизм, 8 человек, логопед, психолог.
А нам нужно всего лишь меньшая наполняемость с обычной программой.
16.09.2003 10:33:17, Muha

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!