Раздел: Образование, развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

вот все читаю тут каждый день про олимпи

вот все читаю тут каждый день про олимпиады, малый мехмат, про умных детей, не расстающихся с книгами, читающих запоем, все способные в математике и пр. и пр. Я вот тоже думала всегда, что мой ребенок будет пусть не отличником, но хорошистом - это точно. На всех занятиях и в садике была всегда в десятке лучших, сообразительна, находчива, классное чувство юмора. Но вот заканчиваем 1 класс и я понимаю, что мой ребенок не так умен, не слишком сообразителен, читает плохо, при чтении меняет местами буквы, при письме буквы пропускает, по математике последнее время двойки - решит задачу в уме, записать не может, говорит 12, пишет 13. Читать в приницпе не заставишь, из-за каждой лишней буквы начинает устраивать истерики. Господи, сколько я с ней занималась! Говорят, что из детей выходит толк, когда родители много в них складывают. А у меня все как в пропасть! При этом еще и своенравная. С логопедом занимаемся в школе по дисграфии, результат так себе. Музыку бросили, хочет играть, но не хочет заниматься. За что не возьмемся, трудиться не хочет, хотя очень музыкальная, да и из-за уроков нет времени особо, еще танцуем. Бросить танцы- рука не поднимается, ну как- то надо же развивать помимо школы. Я очень устала с ней воевать, я не знаю, как еще объяснить материал, ведь уже все разжеванно, на каникулах сидели, задачи решали. Полный мрак! На следующий день говорит, что ничего не поняла. Может я с собой ее сравниваю, я всегда училась, как Папа Карло, мне было интересно всегда, я была очень ответственна, А тут полный пофигизм. Я боюсь, что мы не справимся, что нас не возьмут в ... класс, что не поступит в институт, что не получит хорошую профессию, что ничего путного из нее не выдет. Я в дипрессии страшной, плачу по вечерам от бессилия. Вспоминаю слова Гурченко про свою дочь, что куда не придем, будь то фигурное или танцы - все не в кассу. "За что ее любить? - спрашивает Гурченко. Вот и я чувствую, что начинаю в итоге переходить на крик, раздражаюсь от собственного бессилия научить и помочь, от того, что ведь не дурочка, может, но не пойму, в чем проблема. Хотя конечно проблема во мне, но мне от этого еще хуже. Что делать?
17.04.2008 19:47:29,

90 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Vasilina
надо дюбить своих деток такими какие они есть,и не за что-то ... а просто так...
не хочет учиться- многое еще и от педагога зависит, может поэтому пропал интерес? ведь не мог же ребенок за год поглупеть, если в саду на занятиях была лучшей? и вообще- какие могут быть двойки в 1 классе? оценки же не ставят? а если ставят -опять же - сомнения в компетентности педагога...
а какая атмосфера в классе? может не нравится коллектив? причин может быто множество... и не всегда виноват в этом ребенок...


19.04.2008 10:55:01, Vasilina
оценки не ставят, естественно, но что у нас две двойки за две контрольные - это ясно и так, если ее не вывели ручкой, то не значит, что работу не оценили. Все остальные параметры в норме:учитель - супер, класс - прекрасный, отношения в коллективе отличные. Я же говорю, проблема в моем отношении к происходящему, поскольку причина поведения дочки до конца не ясна 19.04.2008 15:29:21, что делать?
У моих знакомых дочка в начальной школе была слабенькой. В ум вошла классе в 5 или 6-м. Школу закончила с золотой медалью. И голова хорошая, и работоспособность просто поразительная.
Терпением и любовью поддерживать. И вкладывать, вкладывать, как уже ниже сказали.
21.04.2008 01:25:17, Оладушек с сахаром
Стасенька
Что делала я. У меня старшенький похуже начинал:)) Справились:))
Ключиков много перепробовали. Если интересно, апишите в личку. Отвечу подробно. Наш финальный ключик был такой:
Если ребенок хочет играть, в игре все усваивает, но "забывает" и не хочет работать (увлеченно, решая задачи, читая книги) то это значит он просто не вырос (некоторые до тридцати не вырастают:)). Это обязательно пройдет. Когда дозреет. Наш дозревает в конце третьего класса. Мы завели себе "включатель". Попробую объяснить. Объясняя тот или иной материал, мы созали "сигнальные моменты" которые помогают вспоминать знания, процессы на ассоциациях. Я, например, во время подготовки к сессии слушала музыку, потом, сдавая экзамен вспоминала музыку и процесс "включался, понимаете?
Сумбурно получилось. Но тут быстро не объяснишь. Это целая система, помогающая облегчить этот период несовпадения школьных требований с жизнью ребенка.
18.04.2008 19:58:47, Стасенька
Мнемотехника называется. 21.04.2008 01:28:41, Оладушек с сахаром
Нэтэли
Извините что вмешиваюсь, но у нас тоже такие проблемы, можно мне написать на почту. Спасибо заранее.

19.04.2008 18:59:47, Нэтэли
Стасенька
Конечно можно. У нас старшенький очень сложный мальчик, потому пришлось получить психологическое образование, чем смогу - поделюсь. Просто на весь инет не хочется. 19.04.2008 19:34:48, Стасенька
Нэтэли
Да спасибо, я буду ждать. niva-77@mail.ru

20.04.2008 22:03:00, Нэтэли
Такая же история. Я стараюсь расслабиться и засунуть свои родительские амбиции в .... куда подальше. Учимся, как можем. Чем за уроками с истерикой сидеть, лучше поиграть в интересную игру, почитать (я сама ей читаю). Правда, у нас двоек пока нет, кое что все-таки успеваем сделать)) А все остальные оценки присутствуют, не без этого. Мы не ругаем, мы подшучиваем в основном. Не все дети одинаково развиваются, может, у нас с вами долго запрягают - быстро поедут потом, годика через три. Главное, сохранить хорошие отношения с ребенком, радость от общения. А разговоры с мамочками отличников про учебу вообще не поддерживаю, мне так спокойнее. 18.04.2008 19:30:43, Тоже так
А про Гурченко я думала лучше. 18.04.2008 20:23:05, Тоже так
Равнодушна я к олимпиадам и малому мехмату. Там просто задачки для более старшего возраста и все. То есть, то что на олимпиаде для 3-го класса, то может решить хорошо успевающий шестиклассник. Ну может атмосфера привлекает... 18.04.2008 15:29:45, jii
Netty
Ой, друг, не скажи. Вот тут я с тобой не соглашусь. Я со своими высшими образованиями и степенями порой сходу не могу решить олимпиадную задачку для 3 класса. Дело не в старше/младше. Там задачки принципиально отличные от школьной программы. 18.04.2008 16:42:51, Netty
Musenka
Ага, там задачки, как я это называю "для решателей олимпиадных задач". Вот я - типичный этот самый решатель, а мои дети - ни разу не решатели. Посему эта олимпиада не для них...:( 19.04.2008 00:24:28, Musenka
Ладно, ладно...
Я нахожусь под впечатлением позавчерашней олимпиады по математике среди 4-х классов нашего городка. Очень симпатичные задачки. Я решила все ;))) Сын - больше половины. Для первого раза и без подготовки вполне.
Но я еще понимаю, на какую тему и на какой год обучения в школе была каждая олимпиадная задачка.
18.04.2008 17:25:23, jii
фа
Планку понизьте, вы ж ее не за успехи любите. То, что Гурченко говорила - ужас просто. Я своего тяжело больного мальчика должна ненавидеть - сам не ест, не ходит, не говорит, в туалет не просится.... Тяжелый стал, приступы. Семьей никуда не поехать, с мужем вдвоем ни в кино, никуда... И Антоша - самый любимый мальчик на свете. 18.04.2008 15:01:02, фа
Netty
Вы знаете, такие топики появляются каждую весну. Когда "считают цыплят", наваливается авитаминоз и усталость. Помнится, я сама как-то писала такой. И мне, как Вам вытирали здесь хлюпающий нос. Я пришла домой, поцеловала сына и сказала: "ты не представляешь, какой ты замечательный, у тебя вс будет хорошо, так хорошо, как мы сейчас и не догадываемся". Спустя полгода я поместила здесь другой топик с названием "Мальчик, в которого никто не верил", в котором гордилась его успехами. Все будет хорошо. Да так, как вы еще не представляете. 18.04.2008 14:47:10, Netty
Вчера вечером, утерев нос, сделала точно так же. Спасибо всем, кто меня поддержал, я успокоилась, сегодня чудно после школы провели время, спокойно, без моих нервов, всю дорогу целовались. 18.04.2008 15:37:00, что делать?
Netty
Так держать! 18.04.2008 16:43:07, Netty
Аникова
Ах, какой топик хороший! Я его сохраню и буду перечитывать. Спасибо за поднятую тему ))) 18.04.2008 11:49:11, Аникова
Мурлила
знаете как, вот у меня такое же чадо. Выросло уже, в институте учится. Превосходный ребенок: мягкий, нежный, понимающий, любящий, тонкий, чуткий, ответственный. Хотя безобразно неорганизованный и аттестат в тройках.
Просто в какой-то момент надо понять, что не надо сравнивать ребенка с другими детьми и с собой-отличницей. Это - другой человек, развивается по другим законам, нужны другие правила его выращивания.
Почитайте по ссылке, интересная статья - она, правда, в основном про семьи детей с СДВГ, но к семьям с детьми с другими трудностями обучения тоже относится.
Дети нам на радость даны, а не на истязание себя и их подгоном под неизвестно кем заданный стандарт успешности.
18.04.2008 11:12:44, Мурлила
Знаете,вот вчера только чуток поругала сына за невнимательность и за плохо сделанное д/з. А сегодня вот на работу с утра пришла, а в кармане записочка "Мама, я тебя люблю". И роспись. У меня аж сердце сжалось. Вот не буду его больше ругать за учёбу.
Просто также любить своего ребенка как он любит меня.
Удачи Вам!!!
18.04.2008 10:21:36, ольгастик
Ольга Оводова
Чтение конфы вредно.
Давно было замечено, что кажется, будто у всех работа высокооплачиваемая, дети отличники и пироги каждый день. На самом деле это у трех разных людей.
То же и с олимпиадами. Ников много, живьем людей не знаете, вот и сливаются пяток победителей олимпиад и десяток творческих деток в одного усредненного вундеркинда. А в среднем по больнице у вас все нормально.
18.04.2008 10:14:07, Ольга Оводова
Netty
Чтение конфы не всегда вредно. Иногда оно бывает полезным, заставляет шевелиться и прогрессировать. Правда это не исключает попутного обрастания комплексами "недотяга". 18.04.2008 14:43:09, Netty
Спасибо вам огромное! Честно-пречестно. Где-то подкоркой это мыслится, а ощущения реальные - комплесы. Такая простая озвученная фраза, я ее сейчас распечатаю и поверх монитора поставлю:-)))) 18.04.2008 11:06:10, Ладожская
Nessie
+ вот! я тоже после конфы хожу с комплексом неполноценности, что вся страна зарабатывает по 50 - 90 тыр в месяц, водит каждого из 2-3 детей ребенка на 5 кружков и вообще все супер

18.04.2008 10:17:09, Nessie
Cat-S
Вот просто на счет чтения. ИМХО,главный акцент нужно делать не на самостоятельное чтение ребенка, а на то, чтобы без книги ребенок себе жизни не представлял. Для этого нужно много читать вслух и не торопить переход к самостоятельному чтению,а я еще добавляю это аудиокнигами в большом количестве. Таким образом, убиваем сразу четырех зайцев -
1) ребенок развивается за счет литературы,пусть даже прочитанной вслух, а не самостоятельно. В конце-концов, самостоятельное чтение - это именно технический навык, а собственно "развитие" идет за счет информации и ее обработки. Развитие действительно идет, я это вижу по развитию мышления, речи, логики.
2) не торопим развитие навыка чтения, оно идет именно так, как должно быть - естесственно. Таким образом, охоту к чтению не отбиваем.
3) не напрягаем излишне зрение ребенка;
4) развиваем слуховой канал восприятия информации, который очень нужен в школе. Вот я, человек с основным зрительным основным каналом восприятия, очень страдала что в школе, что в институте. Мне в 100 раз легче было прочитать самостоятельно учебник, чем выслушать объяснения преподавателя или прослушать лекцию. На слух я очень большой % пропускаю "мимо ушей".

У меня ребенок медленный в плане развития навыков чтения. Сейчас, перед первым классом только-только вышла на 30 слов в минуту и переход от слогового чтения к чтению словами. Это при том, что читать по слогам она умела уже в мае 2007; а читает по 15 минут каждый день в течении года. Зато читает с удовольствием, каждый вечер после моего чтения "вслух"; и очень обижается, если по каким-то причинам, я ее просто спать укладываю. Может быть, придется читать вслух очень долго, но я к этому морально готова.

Еще мне с чтением мозги на место вправила книжка Даниэля Пеннака "Как роман". Хорошо, что она попала мне в руки два года назад, еще только когда у меня ребенок начал учиться читать.
18.04.2008 10:10:45, Cat-S
Я присоединюсь к мнению, что в основе проблемы то, что ребенок не оправдывает ваших ожиданий. Мне очень понятно ваше разочарование. Мы с мужем - отличники, с научными степенями, чтецы с 5 лет - обнаружили, что сын в школу ходит общаться, читать не хочет, скорость чтения даже немного не дотягивает до нормы. Короче, нет неудержимой тяги к знаниям и к труду!К счастью, мне удалось осознать, что все люди разные (с ума сойти, какая мысль меня посетила в 40-то лет!). Что сын - это не я+муж, т.е. у него не наши способности и стремления, да еще и в сумме. Стала за ним наблюдать, выяснила, что на самом деле книги он любит, сидит с ними, читает выборочные места. Что читает - энциклопедии, рассказы, т.е. не любит большие формы, что-то длинное. Я вот рассказы всегда не любила, муж художественную литературы не любит, только по бизнесу читает, а сын наш, оказалось, - рассказы. Т.е я представляла себе, что читать - это запоем (как я!), много (томами! как я!). Я знаю, что очень трудно отойти от сравнения с собой и с другими, но, поверьте, возможно, и тогда открывается уникальность собственного ребенка. Это так неожиданно и захватывающе!
Я тоже очень переживаю, что сын не научится упорно трудиться, добиваться цели. А все потому, что сама в этом не сильна. Когда он стал увиливать от танцев, на которые сам же и записался, я была в смятении (сама когда-то бросила танцы). Взяла себя в руки и сказала: не хочешь-не ходи (кое-как выговорила, но спокойно и доброжелательно), но физическая нагрузка обязательна - ЛФК, бассейн - выбирай. Сказал, что на танцы ходить будет, что немного поменяет расписание. Ходит! Сам, собирает сумку и идет, напоминать не надо.
Не может быть, чтобы ваша девочка была равнодушна ко всему, понаблюдайте. И капельку доверия к ней, а то написали прямо - " мы не справимся, что нас не возьмут в ... класс, что не поступит в институт, что не получит хорошую профессию, что ничего путного из нее не выдет". Это уж паника какая-то (ваша!), мама-то уверенность в собственных силах должна ребенку транслировать, а не гнобить за неуспехи. Удачи вам желаю!
18.04.2008 09:49:12, Trevers
Sivka
О, это вообще так знакомо. Только чувство, что мы чего-то особенного должны как родители, я как раз в начале второго класса раздавила как на корню. У меня умный, способный мальчик с отличной памятью, но... в школе он проявил себя совсем не так, как хотелось бы... И в общем-то я не в силах повлиять на то, как ребенок будет отвечать у доски, как он будет делать домашки, как будет вести себя с одноклассниками... И тоже ведь ни в одной секции ничего путного не выходит, потому что он НЕ ХОЧЕТ. Но с какой стати мне за него хотеть?
Мне многое в нем странно, как можно не интересоваться книгами, как можно рыдать из-за какого-то дурацкого листа с примерами, как можно ныть, что учительница не похвалила (если объективно было не за что), как можно не делать заданную домашнюю работу. Подрастает дочка, идет в первый класс, так она вообще не такая умная, как сын, но мне уже все по фигу. Это ИХ школьная жизнь. Если спрашивают помощи, помогу, но биться головой об стену и делать что-то невозможное, тем более насильно вдалбливать знания, не буду. Знаю немало примеров, когда из троечников выходил толк в старшей школе, и когда отличники становились двоечниками. Так что вообще самое лучшее, что мы можем сделать, это все-таки сохранить хорошие отношения с ребенком, поддерживать его. Правда для этого надо бы постараться не связывать его успехи в учебе с вашим отношением к нему.

18.04.2008 09:42:34, Sivka
Почитайте Симона Соловейчика "Педагогика для всех". Все будет хорошо с Вашей дочкой. 18.04.2008 09:23:32, kurolesik
А может, вам немного отключиться от школы? Это же обязанность школы - учить. Мне, конечно, трудно понять. Я тут тоже с мамой разговаривала, которая сказала что не уснет (ее реально колбасило), если вот сейчас, до выходных, не узнает оценку за какую-то там самостоятельную. Такое ощущение, что это была оценка за вступительный экзамен в вуз. Вы себе не представляете, как это выглядит со стороны. Да просто жалко человека.
Я тоже поняла не сразу, что ребенок абсолюно другой. Он не такой, как я. И ваш не такой, как вы. Просто нужно перестать сравнивать - и с собой, и с другими детьми, и с идеальным ребенком, "в которого вы вкладываете."
От чего вы плачете по вечерам? От того, что не знаете, как ее развивать? Это же бред, перечитайте, на уровне невроза. Оставьте дитя в покое, если учитель нормальный - справится, будет два в четверти - подключите репетитора.

И еще: тройки-двойки в первом классе она не вспомнит, кем бы ни работала, а вот истерики, мамин крик и депрессия, ощущение "За что любить?" еще как врежутся в пямять! Чего ради????

Да вам бы, конечно, к доктору. Не с девочкой, а самой. Или эмоциию какую свежую, перемены в жизни. А то так и самой сорваться недолго, и ребенка затюкать. Удачи вам!
18.04.2008 01:00:17, Taganka_
У меня перед глазами семья мужа- он и его брат, мама-педагог школьный. Муж с детства читает, отличник такой по жизни. Брат (младший) последнюю книгу прочитал в 3-м классе и то из-под палки. Учился средне. Больше с друзьями на улице гулял. Подход их мамы - мои дети гениальны, особенно младший. Муж в институт поступил сам, занимался с репетиторами. Его брат с трудом потянул платное отделение слабенького ВУЗА. В ВУЗе учился ниже среднего, постоянно тусовался. Обоим сейчас за 30. Результат: брат успешнее по жизни, чем муж. Не знаю, как объяснить. Оба занимают сейчас хорошие должности в своем бизнесе, только брат затрачивает мало усилий (успешно женился, влился в семейный бизнес жены, возглавил направление, деньги не проблема). А муж привык пахать, чтобы что-то добиться, так и пашет на работе по 12 часов в день. И наемником работает. А самое интересное, что брат нашел себе в жены такую же НЕ читающую девушку и им ХОРОШО вместе. Чем они занимаются? О чем говорят? Да кто их знает, но живут очень хорошо и он ее не на какую интеллектуалку не променяет. 18.04.2008 00:56:45, roccy
Кстати, да! Я тоже убиваюсь, что у детей нет моего перфекционизма в отношении их учебы, но мне ничто в жизни не мешало так, как этот перфекционизм! 18.04.2008 10:00:51, Lariska
Не надо перфекционизма!!! Как правило, от повышенных требований к себе перфекционист переходит к повышенным требованиям к другим. Другие могут быть сильно не согласны!
Знаю, что говорю. Муж такой, сам не расслабляется и другим не дает, бедняга. Бывает непросто.
18.04.2008 10:04:42, Trevers
Ну! И я знаю об этом! А уж муж у меня какая перфекционистическая зануда - я в подметки ему не гожусь. Но бороться-то с собой как тяжело! 19.04.2008 01:36:42, Lariska из дома
У меня бывают подобные чувства. но я теперь знаю почемув это происходит -у еня умненькая и перспективная во многих смыслах дочь. но на меня она непохожа совершенно - она долго врабатвается в тему и только потом приходит результат. Она не будет быстро читать, как и мой муж, ей трудно сразу ввкючиться и начать делать что-то на скорость, но зато она трудоспособна и усидчива, упорна. Но вот иногда мне кажется, что ей на все наплевать и все равно- это проявление усталости ребенка - вот и все.
Далеко не все дети могут проявить себя в первом классе, им нужно привыкнуть к системе требований и оценок, самому процессу обучения, а результат придет позже. А пока занимайтесь с ребенком. решайте логопедические проблемы, работайте с непониманием, со вниманием. со всеми имеющимися вопросами. но не давите -резултат будет.
Первый класс - не конец жизни, ребенок еще себя покажет.
18.04.2008 00:31:34, Иртим
мирный атом
Когда я читаю конфу, у меня тоже часто возникают комплексы.
Мне кажется, что в начальной школе главное сохранить запал - настрой ребенка на учебу и хорошее отношение к школе. Когда я поняла, что мои попытки сделать из ребенка идеального ученика бесполезны, мне стало легче. Я смирилась с тем, что пишет как курица лапой, вернее не совсем смирилась, я не понимаю, как можно так писать, но уже не надеюсь когда-нибудь его переучить. Надеюсь, что когда-нибудь он станет внимательней и т.п.

Посовеуйтесь с учительницей, возможно она оценивает вашу дочку по-другому. Может быть вам кажутся ужасными ошибки в чтении и письме, а на самом деле большинство детей пишет ничуть не лучше. Когда я попыталась в 1-м классе делать с ребенком уроки, нам учительница советовала, типа сложная программа, рассчитаная на взаимодействие со взрослым. Ага. Ничего сложного, но доводили мы друг друга мгновенно. Когда я отключилась от школьных проблем, то всем стало легче.

Возможно, что проблема не в дочке, а в учителе, к примеру она кричит или говорит слишком громко, а девочка просто отключается, чтобы этого не слышать.

Если учеба действительно дается ребенку трудно (Объективно трудно, не с точки зрения мамы, ждущей мгновенных успехов и сравнивающей с собственной скоростью чтения, умением решать задачи и т.п.), то тоже все не так плохо. Из моих одноклассниц наибольшего профессионального успеха добилась девочка, которая училась без особого интереса, где-то с тройки на четверку. Но она занималась тем, что ей нравилось еще со школы.
В крупной международной компании я встречала менеджеров, которые считали хорошо если на уровне начальной школы, вычислить % казалось им высшей математикой. Но ничего, коммуникативность многое может заменить, даже если нет способности к точным наукам.

Я желаю, чтобы ваши страхи о не передались дочке и вы сохранили с ней хорошие дружеские отношения. А проблемы с учебой так или иначе решатся, не надо позволять им заслонять все остальное.
17.04.2008 23:26:47, мирный атом
Irina L
Зацепилась за первую фразу. У моей дочери 5-й год хорошее отношение к школе. На качестве учебы это не сказывается ни одного раза :( 17.04.2008 23:42:46, Irina L
У меня были похожие мысли когда мой сынок пошел в первый класс. Ожидания были большие, мальчик очень развитый, хорошо подготовленный (по моему мнению:)). Ан нет. Куча троек, равнодушие к учебе и необъяснимая тупость в элементарных вопросах. Я была очень огорчена. Папа (по жизни отличник и медалист) вообще был жутко разочарован. Но я сказала себе - я люблю ребенка такого, какой он есть, не за пятерки и грамоты по математике, а просто за то, что он есть. Заниматься конечно продолжала, но уже без фанатизма. Сама стала часто говорить сынку - что средненькие отметки это не страшно, просто он еще не набрал обороты, он еще всех классных отличников догонит и перегонит.
Сейчас мальчик заканчивает 3-й класс, пока не отличник, но прогресс на лицо, в дневнике почти сплошь 5 и 4, интерес к учебе появился, стимул. Исчезла апатия: "а, всё равно я самый плохой!"
Мой совет - забейте на успехи. Просто живите и радуйтесь, что у вас дочка ВООБЩЕ ЕСТЬ. Как сказал Рокфеллер, "кто хочет разбогатеть быстро - не разбогатеет никогда, кто хочет разбогатеть не думая о времени - разбогатеет быстро".
17.04.2008 23:25:10, Лютик
Отдать учебу целиком в руки наемного репетитора. Возможно, отдать на продленку и хорошо приплачивать педагогу. Вы, похоже, 1) слишком тербовательны 2)имеете слишком мало опыта обучения детей
Все дети имеют разные способности в разных областях и, кроме того, разную скорость развития в разных областях. Поскольку у вас первый ребенок - вы не можете этого понять до конца. И не воспринимать этот факт так эмоционально :-)
17.04.2008 23:21:31, Лось-Анджелес
с первым пунктом соглашусь, со вторым нет - я педагог, правда не в школе, к тому же всегда интересуюсь у учителя, как преподать тот или иной материал. У меня все очень четко, по плану, а дочка в рамки поана не вписывается 17.04.2008 23:27:32, что делать?
:))) Значит, у Вас неправильный план! Как можно делать план индивидуально под ребенка, чтоб как раз этот ребенок туда и не вписался?! 18.04.2008 09:55:19, Lariska
"педагог не в школе" - я вот как раз и имела ввиду, что не наблюдали в развитии детей школьного возраста. Как то один в хвосте , то другой чего-то никак не научится/не поймет 17.04.2008 23:40:37, Лось-Анджелес
Ну надо же..,я ведь так хотела написать тоже самое, ну или почти тоже. Какая похожая ситуация. Только моя заканчивает 3 кл., и везде, куда мы приходили ей пророчили славное будущее и невероятный успех. А в итоге ...., ну в общем в итоге все не так. Очень быстро остывает и страшная лень. Учится правда хорошо, с одной четверкой, а развиваться не хочет, ну и интересы отсутствует. Занимается музыкой, так дома даже к инструменту не подходит, а выезжает за счет памяти и учитель порой даже не догадывается, что она дома и не репетирует. Гора книг- не читает, только журналы, и то не часто, а покупает их с сумасшедшей скоростью(и книги кстати тоже) А я все жду-жду-жду, когда же интерес к чтению откроется. Но при этом со скоростью на время проблем нет-и читает быстро, и перескажет все дословно. Короче, умная девушка, но страшно ленивая. Я ведь долго не могла понять причину, а потом поняла, что за всем этим безразличием кроется простая ЛЕНЬ. А ведь дальше будет сложнее и не получится "выезжать" за счет природных способностей. Но прочитав ветку как-то стало спокойней что-ли на душе. Спасибо всем! Буду благодарна за советы по теме)) 17.04.2008 23:10:46, скроюсь я
+1 Если бы в Вашем сообщении изменить слова девушка/она на мальчик/он, то получится то, что у меня с сыном в 3-м классе. И это в течение всей началки. Утешает то, что учительница его хвалит, однако слова "ленится и недорабатывает" наше все и не на что особенное мы не надеялись при поступлении в школу. 18.04.2008 00:40:39, roccy
Ольга Оводова
А я могла еще не так давно точно такое же написать. А вот вдруг что-то щелкнуло (ТТТЧНС), добровольно стал заниматься. Почерк по-прежнему ужасный, но стараться стал. То ли возраст подошел, то ли усилия наши копились-копились и количество в качество перешло. Мне и директор школы (явно повидавшая много больше меня детей на своем веку) обещала, что такие дети классе в восьмом выстреливают. У нас пятый, так что еще могу ждать.
Так что терпите люди, скоро лето.
Надо вкладывать и вкладывать, не ожидая отдачи, причем ни сейчас, ни позже не ждать. И отдача будет, но возможно не в той форме, которую мы ждем.
18.04.2008 08:44:46, Ольга Оводова
Синий краб
Оль, точно. Моя сейчас в 8-м и "выстрелила". В началке тройки, в средней школе четверки я счастьем считала. Тем более класс - одни вундеркинды, на собраниях всех-всех хвалили, но не её и двух мальчиков слабых. В этом году в 3 четверти - единственная отличница в классе. Работает реально много. 18.04.2008 08:54:19, Синий краб
Вы как-то очень сильно на школу сориентировались. Вы, просто, не пробовали с ней общаться, забыв про учебу, образовательные процессы и все остальное. Вам бы научится радоваться ее личным, самым минимальным достижениям, а вы их не замечаете, ориентируясь на какого-то гипотетического ребенка. Даже если предположить, что она пока, по каким-то причинам не может взять ваш материал, то это не повод раздражаться и портить отношения со своим ребенком. Ну, по крайней мере, у меня так. Главное отношение, а все остальное проходящее. Возможно мне проще потому, что я вообще года в 3 ни на что не рассчитывала и действительно замечала любые минимальные положительные сдвиги и радовалась этому, продолжая ни на что не рассчитывать. Для ребенка тоже очень важно мамино настроение, а это они чувствуют. Вам, просто надо научиться, не сравнивать ее ни с кем. 17.04.2008 23:10:45, К.
Ну Вы даете! Первый класс совершенно не показателен! Мне, может, легче в этом плане - я первые два с половиной класса в школе была просто наредкость неуспешна. Т.е. если за урок (45 минут!) я успевала написать число и номер упражнения или номер задачи, то считала это большим успехом, т.к. получив тетрадь с законной парой, можно было благополучно дописывать это упражнение, а не обзванивать одноклассников с вопросом "Чего вчера было в классе?". Моя мама, завидев учительницу, пряталась в ближайший подъезд и пережидала там минут 30-40. Но та все равно частенько ее дожидалась. чтобы побеседовать обо мне. Уроки во втором классе я делала часа по четыре. Почерк хуже моего был только у одного мальчика, чьи родители были пьющими азербайджанскими грузчиками, почти не говорящими по-русски. В середине третьего класса я внезапно проснулась и пару лет потом была круглой отличницей. Потом мне это надоело, но в МГУ я все ж поступила и без репетиторов. Как мои родители это пережили? Честно, не знаю! Даже при наличии собственного такого опыта меня нервирует, что сын ничего в классе не успевает (хотя он гений по сравнению со мной в его возрасте). И меня нервирует, что он делает глупейшие ошибки в контрольных, просто от невнимательности. Но это все пройдет! Раньше 10 лет бессмысленно делать выводы об успешности ребенка. Держитесь, не переживайте. Конец года, дети очень устали, поддержите дочку, ей это необходимо. 17.04.2008 23:03:12, Lariska из дома
Ja+R
1. А что ребенок любит? По своей (не по вашей) инициативе чем она хочет заниматься?

2. Не читайте про малый мехмат и олимпиады, чтоб не сравнивать своего ребенка с другими. К тому же олимпиады - вовсе не гарантия, что "выйдет путное".

3. Не мешайте в кучу любовь и ваши переживания о будущем. Это разные вещи. Естественно вы ее любите, если б не любили, вам бы было наплевать на все. А со своими переживаниями надо что-то делать - если не получается, обратиться к специалистам.
17.04.2008 22:55:23, Ja+R
А это не я писала? Хотя нет, музыку моя все-таки тянет, вот за 6-й класс экзамен сдала. А сколько дет деточке? Если только 1-й кл заканчивает, то все еще образуется, я имею в виду чтение (технику), грамотность, счет. Во втором все наладилось, правда учительница явно оценки завышала.
ТОже вот - ну точно не как в поле трава росла, занималсь ей в разы больше, чем младшим. Я бы ей все простила, но вот - чтение - никак не могу. Совершенно не о чем с ней поговорить. Мне не интересно в подробностях обсуждать, что она оденет послезавтра на субботник. И характер портится из-за тупости - была добрая девочка, а теперь...
17.04.2008 22:37:10, hanhi
Я тоже этого очень боюсь - перспективы тупости. Перепробывала все советы, как завлечь читать. Все мимо. Слушать может часами, сама - никак не хочет. А ведь не читая и не научишся... 17.04.2008 22:41:09, что делать?
Cat-S
Если к "слушанию" добавить ежедневное короткое, по 15-20 мин, самостоятельное чтение, то - научишься читать. Только торопить не надо, сразу толстые книги с мелкими буквами подсовывать. Ну, вот одному достаточно для того, чтобы научиться сносно водить машину 10 занятий, а другому и 50 мало. Это не означает, что второй - дурак, просто данный,конкретный навык в силу физиологических причин медленнее вырабатывается. 18.04.2008 10:31:50, Cat-S
Делайте, сколько хотите и можете - ребенок обязательно впитает столько, сколько может. Не сейчас, так через пять лет. Создавайте интеллектуальную среду, сами почаще усаживайтесь с книгой перед ней, есть куча настольных игр, отлично развивающих интеллект и эрудицию. Дети в большинстве случаев повторяют привычки семьи, кто-то раньше, кто-то позже. Моя умеет бегло читать с 4х лет, а запоем - только с 7,5 лет. Любит петь и наряжаться - водите в театр и на концерты хорошей музыки.
А "школьные" неуспехи вообще ни разу не показатель тупости - в основном, детям просто неинтересно учиться в школе. Почти всем - по всей Москве есть, может, 5 школ, где детям действительно интересно учиться, именно познавательная мотивация задействована. Кстати, насчет школьного - порекомендую настольную игру "Отличник". У меня ребенка обычно воротит от школьной программы, а в эту - играет с удовольствием. А там довольно много школьной программы.
18.04.2008 10:02:04, Эль Нинья
Anit of
+1 про аудиокниги. Дочка слушает в машине и целыми днями во время болезни (глаза при высокой температуре напрягать нельзя, а уши можно:)). Кроме того слушаем в машине вместе, есть возможность обсудить(особенно спорные произведения, типа "Истории ..." в изложении Ишимовой). 18.04.2008 01:42:57, Anit of
Слушайте, у вас еще все впереди, еще только 1-й класс! Мой тоже в 1 классе не хотел читать. Но слушал аудиокниги с 3 лет запоем, класса до 3-го. У нас богатейшая была аудио-библиотека. Я считаю, огромную пользу он получил. Расчитался во втором классе. Я наткнулась на серию книг с юмористическими произведениями современных авторов: Юрий Вийру "Мой папа Мюнхаузен", Ксения Драгунская "Суп с котом", Татьяна Рик, Ирина Антонова, Сергей Силин, Игорь Жуков и пр. Они были тонкими (быстро прочитывал, создавался эффект - "ого-го, какой я молодец, целую книгу прочел!", с крупным шрифтом, смешным текстом и яркими картинками. Ему было очень интересно их читать. С этой серии у него все и пошло-поехало. Теперь он - просто книгозасасывающий пылесос. Я эту серию книг "Сказки нашего двора" издательства Дрофа на 7-е уже лет 5 рекламирую;). 18.04.2008 00:43:20, Оладушек с сахаром
Musenka
НУ так пусть слушает. Вам шашечки или ехать? Вам развитие техники чтения или чтобы ребенок знакомился с литературой? Это как регулярно появляющиеся здесь топики о каллиграфии. Так и хочется спросить, часто ли сейчас взрослым приходится писать от руки, да чтобы еще красиво? Все же печатают. ТАк и чтение. Многие мои знакомые перешли на аудиокниги и вовсе не потому, что читают плохо, а просто потому, что это удобнее - едут в машине и слушают.

Мне, к сожалению, этот способ не подходит - я визуал, на слух информацию не воспринимаю, а аудиалам - почему бы и нет? Судя по всему, вашей дочери так удобнее. Моему сыну вот тоже, я стала просто покупать ему разные диски. Сейчас вот он "Историю России" А.Ишимовой слушает. И чем это плохо? Смог бы он осилить это в печатном виде? Сильно сомневаюсь...
17.04.2008 23:41:45, Musenka
Моей аудиокниги не катят (лежат нераспечатанные): она может слушать только маму, а я читать (вслух)не могу: в любое время суток засыпаю через 5 мин. Да и где время взять? 18.04.2008 10:01:01, hanhi
Маринка.
Я думала , вы про Гурченко тот эпизод из первой книжки вспомнили, когда она шпыняла дочку "учись, учись, !" А у дочери - с двойки на тройки. И вдруг та в старших классах нашла аттестат мамы. А одна четверка и та - по пению. Она и говорит "Мам, я думала у тебя, как минимум серебро!". 17.04.2008 21:48:42, Маринка.
ABDDavidoff
^) показательно. 18.04.2008 07:27:46, ABDDavidoff
Красно Солнышко
Вот знаете, у меня двое, одна просто интеллектуальный талантище, а второго тут на днях на логопедической комиссии чуть в коррекционный сад не отправили. Старшая до 100 в возрасте младшего сама считала и книги толстые читала, а младшего до 3-х не могу научить считать и книги он слушать не хочет.
Но люблю обоих очень. Вот парадокс :)
17.04.2008 21:42:11, Красно Солнышко
Murr,жалобно...
может быть,заменить слова " сад для недоразвитых" на слово " коррекционный"? 18.04.2008 11:25:08, Murr,жалобно...
Красно Солнышко
Я извиняюсь сильно. Но я именно так написала, потому что за этим стояло отношение определяющих к ребенку. К нему отнеслись именно что с пренебрежением, вроде и не человек. А он может и не считает, зато еще великим художником, например, станет или даже просто хорошим любящим сыном, мужем и отцом :))) Это никак не мое отношение. 18.04.2008 12:22:52, Красно Солнышко
Я своего старшего, с учебой которого хлебаю до сих пор - обожаю. Дочку тоже, но по другому - я ей почтительно восхищаюсь на расстоянии. :-))) 18.04.2008 00:43:30, Лось-Анджелес
Musenka
А у меня младшая на порядок сложнее старшего, а люблю я, похоже, ее больше :) Может быть, именно поэтому и больше, что ей это больше нужно? ;) 17.04.2008 21:46:37, Musenka
Лютики-цветочки
А просто переключить себя на то, что цель - счастливый ребенок? Вне образования?
Мне кажется - так будет лучше для всех.
17.04.2008 21:40:01, Лютики-цветочки
Ну хоть Вы не дали пинок под зад :) Я сама себе это постоянно говорю. Я ее ооочень люблю, просто страшно за нее переживаю, как у нее дальше то все сложится?. А все почему-то мне про нелюбовь пишут. 17.04.2008 22:20:52, что делать?
ABDDavidoff
любят не за что-то, а вопреки, мне кажется.

мой внешне успешный ребенок как-то сильно "упал головой". До тяжелой травмы, костного нароста, гидроцефального чего-то там (жидкость начала скапливаться в мозге), тяжелого заикания, потерь оперативной памяти и прочего, прочего...

очень была сильная разница после такого успешного и замечательного мальчонки, к которому все привыкли.
бегал, играл, "учился" - дебильный такой парниша :)
говорю все своими словами.
я тогда себя спрашивала -почему меня не раздражает, не злит ситуация?

и поняла - да хоть какой - мой драгоценный... меня как-то парализовывало на несколько месяцев(травмы спины)-муж сказал -да хоть какая - моя единственная.

с тех пор, какие бы ни были сбои, провалы, даже катастрофически стыдные ситуации у сына (уже не связанные со здоровьем, чего только не было, эх)- я сразу нахожу в нем родные черты, да хоть какой...
может поэтому, он у меня так быстро всегда восстанавливал успешность...

коллега, ну-ка срочно вытяните себя как Мюнхаузен за шкирку из депрессии! возьмите толику здорового пофигизма у ребенка-молодца и плюньте на оценки, успеваюмость и прочую галиматью.

Главное -личность, а она у дочи явно яркая и неординарная. Полюбуйтесь на эту личность, ее даже через ваш текст видно, какая она... как райская птичка. ах, как ее есть и за что любить, и вопреки чему:) индивидуальность. несовершенства придают...истинную красоту!

и понемногу, все придет в гармонию. не стоит торопиться, гнать коней никуда не надо, любуйтесь, смейтесь, обнимайтесь, глядишь, и пазл сложится...

З.Ы. мы еще пуповиной связаны, они все чувствуют
17.04.2008 21:26:24, ABDDavidoff
Большое Вам спасибо. Правда, как то легче стало. Мне действительно не хватает пофигизма, это совковое чувство страха - не быть как все, быть хуже, глупее, страшнее, менее удачливой. Просто у меня с детства была цель и я к ней шла. Я ее достигла, стала тем, кем хотела, т.е. я с детства знала, чего хочу и добивалась упорством и трудом. А тут ребенок не в меня. Но у нее есть то, чего нет у меня - здоровый пофигизм и самоуверенность в собственной исключительности. Еще раз Вам спасибо!! 17.04.2008 22:29:24, что делать?
ABDDavidoff
и у меня не меня :( иногда трудно, и когда некомфортно от "чуждости"- это абсолютно нормально. странно было бы наоборот.

"ребенок мне совершенно чужой - ах как я счастлива" - вот это уже ненормально.

мой гаврик тоже читать не любит, вообще.
хреново, положа руку на сердце, читает. я в его годы Беляева да Майн Рида томами глотала, и искренне была уверена, что мой ребенко таким же будет :)))) фига :)

но мне нравится их современный здоровый пофигизм, блеск самостоятельности в глазах и плевать с высокой башни.

дай бог им счастья :)
и нам с вами :)

вам тоже большое спасибо. вспомнила трудные времена, пошла чмокнула спящее чудо. мы вместе молодцы. вы у себя, я у себя. справимся.
17.04.2008 23:07:52, ABDDavidoff
А Вы не Гурченко читайте, а (далеко ходить не надо) в соседнюю конфу зайдите "Другие дети" называется. Вот где родители детей ПРОСТО ТАК любят! ВСЕ отдают и просто любят, за то что эти детки у них есть! У Вас же нормальный здоровый ребенок, которого Вы уже замумукали до рвоты своим "вкладыванием", потому и не в кассу все получается.
А еще у Вас истерия, самая настоящая истерия. Вы себя УЖЕ довели до ручки, еще чуть и хана Вашей психике.
А еще мне кажется, что Вы свои амбиции необоснованные и нереализованные на ребенке оттачиваете, а она просто сопротивляется как может. И тошно ей очень. А она всего-навсего маленькая девочка с хрупкими плечиками, которую мама не любит, потому что не за что...


17.04.2008 20:59:04, ПТАХА
+ Я всегда эту конфу читаю, и люблю этих людей, хоть и заочно... 18.04.2008 10:30:24, tixius
Да нет у меня амбиций. Я ей помочь хочу, а не знаю как. Хочу, чтобы развивалась гармонично, чтобы было чувство ответственности, чтобы могла себя реализовать, свои способности. Мне, наверно, самой к психологу надо. 17.04.2008 21:07:40, что делать?
Как тревожный человек - тревожному: отлично вас понимаю. Но постепенно поняла и то, что не смогу за ребенка жизнь прожить, забежать вперед и дорожку ковровую раскатать. Все свои ошибки он сделает сам. Мне кажется, самое главное - помочь ему понять, что ему действительно интересно, какие у него сильные стороны. Да, при этом он должен ходить в школу, по возможности качественно выполнять задания, должен выполнять обязанности по дому. Но совсем не должен это любить! Просто делать. Ну вот я не люблю посуду мыть, но делаю же. Так и здесь. Я смотрю на школу, как на место, где можно социализоваться и получить навыки, как регулярно трудиться (ну в идеале, конечно). Школьные знания ... отдельная тема.
18.04.2008 10:01:03, Trevers
Musenka
"Я ей помочь ХОЧУ, а не знаю как. ХОЧУ, чтобы развивалась гармонично, чтобы было чувство ответственности, чтобы могла себя реализовать, свои способности"... А что хочет она? 17.04.2008 21:20:27, Musenka
Петь и наряды менять :) 17.04.2008 22:33:40, что делать?
Штуша-Кутуша
Пусть поет и меняет наряды:-) НЕ лишайте ребенка детства. 18.04.2008 12:08:24, Штуша-Кутуша
К психиатру. Причем быстрее (я без издевки). Успокоительные, антидеприссанты и жизнь пойдет как по маслу. А сейчас у Вас четко обратный эффект того чего Вы от нее хотите и добиваетесь. А еще мне один мудрый человек сказал, что сколько Ваш (ну не Ваш конкретно) ребенок пролил слез из-за Вас в детстве, столько Вы (ну не Вы конкретно) прольете из-за него в старости. Оно Вам надо?
И к психиатру!
17.04.2008 21:18:50, ПТАХА
Musenka
Что делать? Любить несмотря ни на что, а не за что-то...

Не можете понять, в чем проблема - обратитесь к специалистам. Не можете учить - не беритесь, пусть этим занимаются те, кто может.

И не надо за нее бояться. Во-первых, совсем не факт, что она не сможет, не поступит, не... А во-вторых, может быть, ей этого и не нужно будет?

Решайте проблемы по мере их поступления и не придумывайте их на пустом месте.
17.04.2008 20:12:32, Musenka
Танжер
расслабиться. первый класс абсолютно ничего не значит. я стараюсь не читать тут про олимпиады, малый мехмат и прочие чудеса природы. что есть, то есть. я люблю ребенка не за его прилежность или умение решать примеры. единственное, что меня пугает- что он не очень умный и это уже отражается на общении- дразнят и не хотят дружить. раньше то все равно было, с кем куличики лепить, а теперь человеку нужны друзья, а он то никому не нужен особо. 17.04.2008 19:52:17, Танжер
Musenka
Оль, ты ж пишешь, что домашних заданий не задают, оценок тоже, вроде, не ставят. Откуда ж это "не очень умный"-то? И это при том, что ДАньке определенно есть, чем козырнуть перед одноклассниками - астрономия, единоборства, модели... Ты не наделяешь его одноклассников СВОИМИ мыслями и страхами? 17.04.2008 20:19:30, Musenka
Танжер
я с его одноклассниками не общаюсь, я обычно со стороны наблюдаю. они такие резкие, быстрые, а мой такая наивная тетеха, говорит невнятно, мысли формулирует плохо и неинтересно. все обычно кончаетсмя тем, что он приходит ко мне рыдая и жалуется- мне остап вцепился в волосы, мне девчонки истоптали брюки, они меня дразнят, они не принимают меня в команду. и они действительно дразнят, пробегая мимо- "данила опять плачет, как девочка". подумаешь единоборства- они там все с единоборствами, только еще и со всякими английскими пару раз в неделю, танцами и тп. ну со всем тем, о чем я тут не читаю:) 17.04.2008 20:41:10, Танжер
Musenka
Ну, из того, что они резкие и быстрые еще не следует, что с ним не хотят дружить и он никому не нужен особо... Он сам жалуется, говорит об этом? 17.04.2008 21:23:13, Musenka
Танжер
да, все время говорит( 17.04.2008 21:36:46, Танжер
Musenka
А ты ему веришь? В смысле - мой тоже часто высказывался в духе "никто меня не любит, никто со мной не дружит" и т.д. Я говорила и с воспитателями в саду, и с учителем, наблюдала сама - нет этой тотальной нелюбви и недружбы, они только в его голове существуют. Т.е. есть отдельные моменты (а у кого их нет), которые им раздуваются до размеров общей нелюбви. Сейчас, кстати, стало с этим делом гораздо лучше, давно я от него не слышала этих завываний :) 17.04.2008 21:45:05, Musenka
Танжер
я верю и вижу. но его спасает то, что у нас есть сосед по площадке, которому "некуда деваться с подводной лодки"- они по часу в день друг у друга гостят. а в школе- он как-то выпадает из общей "продвинутой" компании. 17.04.2008 21:47:47, Танжер
Musenka
Вот который год уже хочется мне их свести, познакомить... Еще когда к вам в Строгино (СерБор ) зимой собирались... Ну так меня Данька интересует! 17.04.2008 21:52:47, Musenka
Танжер
и я хочу их познакомить. но мы теперь далеко от серебряного бора. какую-б еще точку пересечения придумать 17.04.2008 22:08:29, Танжер
Musenka
Пригласите нас во Дворец пионеров (или как он сейчас называется?). Данька там свой человек наверняка, а мои не были ни разу в жизни... Есть там что-нить, что можно просто так посмотреть-показать детям "с улицы"? Или на роликах до\после рядом покататься можно... 17.04.2008 22:11:54, Musenka
Танжер
со среды до 22 апреля там выставка научно-технического творчества молодежи) как раз интересно- там всякие модели, в первый день их точно запускали- заводили, там даже бассейн небольшой для всяких лодок построили, данькина там модель, которая у меня в реге лежит. но мы там будем завтра- у даньки защита его творения. в принципе еще там есть игровая, в которую можно придти и играть в кучу настольных игр- но она непредсказуемо бывает открыта-закрыта 17.04.2008 22:28:21, Танжер
Musenka
:( В данный момент текст на странице отсутствует... :(
Боюсь, до 22 выбраться чтобы вместе уже не успеем, но идея про игровую мне нравится. БУдем надеяться, что, когда мы сговоримся, она будет открыта :)
17.04.2008 23:16:35, Musenka


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!