Раздел: Образование, развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Красно Солнышко

2ЮлияС

Юль, мне кажется что мы там ниже обсуждаем по сути главный вопрос.
Что важнее в школе.
1) Дать сумму знаний, гарантирующую, что человек имеет более менее широкий кругозор, ориентируется и не пропадет. И пусть там у него даже отвращение будет к обучению в принципе или к отдельным предметам - это рассматривается как непременные издержки.
2) Запустить механизм, при котором ребенок сам начинает хотеть что-то узнавать. Причем, его и запускать то не надо. Тут бы просто не испортить!

Другими словами что важнее: много рыбки или удочку.

Так вот мне второе видится куда более важным. При этом я отдаю себе отчет, что эта задача гораздо сложнее чем первая и осуществить ее ой как непросто.

Но ради этой «удочки», ради того, чтобы хотя бы попробовать, чтобы не вместо плюса, наоборот минус, что по большей мере в школе и происходит, я готова на какие-то достаточно серьезные "провалы" в широте знаний ребенка. Я готова, что он не будет знать той же химии или физики вообще. Потому что не захочет их изучать. Математики - нет, поскольку это базис для всего остального и времени требует очень много для создания этой базы, писать и читать ребенок тоже должен научиться, потому что это инструментарий для последующего обучения, а физики - запросто. Физика за год на школьном уровне легко проходится. Было бы желание. Да и, в конце концов, масса людей имея в аттестате оценку по предмету тем не менее прекрасно сохранились и все равно его не знают. Ну вот так для примера пусть мне расскажут гуманитарии чего все-таки физика изучает. Не больше трех предложений. Очень интересно послушать.
15.08.2007 09:03:26,

22 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Ясень
Так вообще нельзя ставить вопрос, потому что он содержит пресуппозицию "дети хотят научных знаний" или, как минимум, "Запустить механизм, при котором ребенок сам начинает хотеть что-то узнавать" можно в школе, а это не так. Чтобы дети стали более однородными и восприимчивыми, их следует после младенчества изолировать от родительской семьи и помещать в интернаты, где профессиональные педагоги запустят вожделенный механизм. Тогда да, тогда шансы появляются. 16.08.2007 13:15:42, Ясень
Красно Солнышко
А почему вы считаете что виноваты родители?
А не школа?
16.08.2007 19:01:12, Красно Солнышко
Ясень
И, кстати, я бы не говорила "виноваты", это не вина, а естественный ход жизни, преемственность поколений, если угодно. 17.08.2007 15:46:01, Ясень
Ясень
Потому что я училась в самой обычной школе, где учились вперемешку дети из разных слоев нашего советского общества. И к 13-14 годам дети, учившиеся в одной школе и по одной программе резко разделились - расслоились в строгом соответствии с тем, что из себя представляли их родители. Как в отношении к учебе расслоились, так и в быту, так сказать. Очень редкие экземпляры выпали из своего "социального слоя", как в одну, так и в другую сторону. 17.08.2007 15:45:06, Ясень
Мама-3Д
Как гуманитарий:) Физика - наука об окружающем мире. Ты мне вот лучше ответь, что изучает математика? Арифметика - понятно, алгебра, геометрия - тоже более-менее очевидно, а вот математика?

К слову о коротком замыкании. У меня как-то повредился шнур, аккурат перед вилкой, мужа доставала дней пять, чтоб шнур заменил. Он мне посоветовал его (шнур) узлом завязать, чтоб не искрил. И ведь завязала! Но, видимо, подвох почувствовала, потому что в розетку не вставила:) А ведь 5-ка по физике была!
15.08.2007 21:50:39, Мама-3Д
Красно Солнышко
Допустим, что физика - наука об окружающем мире, а химия тогда о чем? Или биология? 15.08.2007 22:02:05, Красно Солнышко
SANI (ex МВСН)
Сразу про мою физику вспомнила:) Хотя гуманитарием себя не считаю. По математике всегда было все отлично и нравилось. А вот физика... Может учитель был плохой не знаю. В школе была просто 4 за прилежание. Учитель меня даже и не спрашивал, потому что бесполезно, но ниже 4 не ставил, жалел видно. Экзамен сдала на 5 ... по шпорам. Учитель не стал обращать на это внимание. Теперь максимум что знаю из физики - когда батарейки вставляешь, надо плюс к плюсу прикладывать. Все:) 15.08.2007 12:39:43, SANI (ex МВСН)
Ольга Оводова
Увы, Маш. Плюс надо прикладывать к минусу. 15.08.2007 14:14:11, Ольга Оводова
SANI (ex МВСН)
Вот о том и речь:) Зря я ребенку этот вопрос задала. Уважать меня совсем перестанет:) 15.08.2007 20:52:34, SANI (ex МВСН)
:))) Какая прЭлесть! 15.08.2007 18:58:26, Natem
Красно Солнышко
Я очень люблю рассказывать историю как устроила короткое замыкание в общежитии. Только что блестяще окончив физико-математическую школу и поступив на физ. фак. В процессе решения реальной практической задачи в быту по сбору ртути от разбившегося термометра :). У меня был просто гениальный ход мыслей. Я решила собрать ртуть магнитом. Каково? Но это еще не все! Поскольку магнита под рукой не оказалось, я решила сделать электромагнит. И я его сделала! Магнит получился. Правда вместе с коротким замыканием. И правда, ртуть собрать не удалось :) А рядом были девушки одна с пятого курса, а другая с четвертого. И им тоже в голову не пришло, в чем тут может быть подвох :)

Но у меня с практическим применением как то до сих пор тяжело. Можно утешить себя тем, что в принципе, даже гениальные физики четко делятся на теоретиков и экспериментаторов :)
15.08.2007 21:23:28, Красно Солнышко
SANI (ex МВСН)
Засомневалась про плюсы:) У сына переспросила, он на меня так посмотрел:))) 15.08.2007 12:41:14, SANI (ex МВСН)
Да уж:). Это даже я знаю:)), незамутненный знаниями по физике гуманитарий:).
Хотя тут с детьми в Политехнический ходили, что-то вспомнилось - типа "закона о сохранении и передаче энергии" и пр.
15.08.2007 15:11:01, Мама двух
Красно Солнышко
Ох, девушки, вы бы лучше молчали или проверяли через яндекс, что ли :)
Закон сохранения энергии.
Передача - это другое :)
15.08.2007 21:36:53, Красно Солнышко
Я с тобой и не спорю в этом! Я тоже за удочку!:) Мы просто по-разному видим и саму удочку и как ее сделать! Для меня разнообразие предметов - это вовсе не сумма знаний (хотя какую-то сумму неплохо бы, а то в школе как предмет не только ОПК, но и астрологию введут - если знаний нет, одно другому не мешает:).Это набор способов познания мира. В математике - серия логичных умозаключений, четкость и сторогость мысли, в той же физике понятие теории, гипотезы, умение ставить эксперимент, делать вывод, увязывать его с ранее известным, видеть противоречия и т.д.В моей литературе - умение понимать не самую простую знаковую систему, видеть и интерпретировать детали, отличать мнение автора от своего и соседского:), понимать разнообразие возможных позиций и их причин, представление об общегуманитарных человеческих категориях. Для меня это - удочка!
Насчет "механизма" и желания узнавать. Тут Ясень очень правильно сказала в том обсуждении - большая часть детей любопытны, но не любознательны. То есть они могут быть очень рады услышать что-то забавное, неожиданное, но не готовы всерьез долгое время в чем-то разбираться. Видимо, твоя дочка другая. Мой Мыш, наверное, тоже, хотя иногда у меня возникают сомнения :) Это и скада характера, и семейные ценности, привычка с младенчества узнавать вместе с мамой, которой это важно.
Запустить механизм, действительно, главная задача, над ней и бьемся :) По-моему опыту, он запускается не у всех, хотя, если это делать именно в началке - у большинства это сделать можно. Но нет общего для всех детей способа это сделать. Поэтому с моей точки зрения и выход в разнообразии школ с четко сформулированной, опубликованной и реализуемой на самом деле особенностью. Есть дети, у которых этот механизм надо запускать очень тихонечно, делая вывод после 20 однотипных задач, которые он радостно решает, потому что получается, ставят пятерки и хвалит мама. Есть те, кто при таком режиме помрет сразу - им надо сложную загадку и маленький намек на решение, а 20 задач на отработку навыка прятать в исследование как коту в корм - таблетку :). Есть те, для кого серьезная работа - это полная тишина, железный порядок, и вызывающий почтительный восторг и трепет учитель диктатор во главе. Есть те, кому здорово творить верхом на парте, рядом с учителем, сидящем на учительском столе. А есть те, кто почувствует радость познания только через игру, сам того сначала почти не заметив.
И все это надо делать именно в началке, особенно если до того дома не сделали:). Ради этого мы из Сокольников в Новогорск и будем ездить, поскольку в соседней гимназии хорошие знания, может, и дадут, но не близким нам с Мышом способом:)
И, наконец, слушай и ругайся:) 1 предложение: физика изучает законы существования объектов в различных условиях и такие виды их взаимодействия, при которых они могут менять свое состояние, но не могу превращаться в другие объекты.
15.08.2007 12:03:54, ЮлияС
Красно Солнышко
Так не получается на двух стульях то усидеть.
Либо ребенок выбирает, либо за него выбирают. Не дано третьего.

Да, конечно, хорошо бы приложить максимум усилий, чтобы ребенок все-таки изучал: и химию (иногда чувствую, что не хватает!), и физику, и географию и много чего еще, чтобы имел широкий кругозор и как можно больший "набор способов познания мира". Однако усилия должны быть направлены не на то, чтобы запереть ребенка в классе от сих и до сих, а на то, чтобы ребенок сам пришел, пусть не в этом году, а через три года, но сам :). Чтобы выбрал как можно больше предметов для изучения. На создание интереса. На создание мотивации.

И я не понимаю, зачем много разных школ. Одна школа должна быть. Одна. Невозможно заранее определить, какая школа-система нужна ребенку. Это школа сама должна под ребенка приспосабливаться, причем разными способами в разное время в зависимости от текущей ситуации, а не ребенка под себя утрамбовывать. Любая приличная школа.

К сожалению то, что сверху навязано, оно куда менее эффективно. Отсюда и бесконечные, но беполезные повторения одного и того же по кругу, когда все равно на выходе даже у людей прилично закончивших школу типа тебя и меня знания по непрофильным дисциплинам на уровне "слышал звон". Я вот тут на днях панель с папертью перепутала. Тоже было смешно.

С весом все понятно, ничего неожиданного, сто процентов гуманитариев и не только путают вес либо с массой, либо с силой тяжести. Но вот почему "не могут превращаться в другие объекты"? Очень интересна логика рассуждений.
15.08.2007 21:16:43, Красно Солнышко
Скажи все-таки про вес - спать не буду:) Я поняла, что сила тяготения получается. Если гуманитарно сказать - эта характеристика, которая описывает с какой интенсивностью объект что-то делает, но как сказать в физичесих терминах не помню. Хотя и после школы я с кем-то это обсуждала :(А про другие объекты - насколько я понимаю, если превратятся - станут другим веществом - это уже химия :)
В одной школе - не реально! Не угадает сразу - перейдет.Тем более, это часто видно на собеседовании.
А одновременно подстраиваться в одной школе, даже в одном классе под 20 разных детей, которым при этом нужно разное - не могу сказать, что совесем невероятно, но на это уйдут все силы учителя, на содержание уже не останется. А когда у него таких классов 3-4, то есть нужно продумать урок с разной линией жизни на 60-80 человек 3 раза в неделю - я не плохой учитель по мнению многих - но я не возьмусь.
15.08.2007 23:55:11, ЮлияС
Красно Солнышко
А когда вода в лед превращается это что?
А когда ядерная реакция просходит - то это что?
А превращения элементарных частиц?
16.08.2007 01:42:04, Красно Солнышко
Могу ответить только на первый вопрос - нас учили - изменение агрегатного состояния вещества. То есть вещество то же, а состояние у него другое. Про 2 и третий процесс не знаю - не представляю механизма. 16.08.2007 21:52:44, ЮлияС
Красно Солнышко
Я попробую. Но тема сложная. Вот так на пальцах объяснять.

Вес - это сила с которой тело действует на опору или подвес.
Предположим тело лежит на горизонтальной плоскости.
Тогда на тело действует сила тяжести (mg) и с другой стороны на это же тело действует сила сопротивления опоры (N). Эти силы равны по модулю, но противоположны по направлению. Иначе бы тело не находилось бы в покое.
Если со стороны опоры на тело действует сила сопротивления опоры (N), то по третьему закону Ньютона (сила действия равна силе противодействия) со стороны тела на опору действует такая же сила (P). Это и есть вес в данном случае (сила дествующая на опору). Все эти три силы (mg, P и N) равны по модулю в этом частном случае. Отсюда идет путаница. При этом надо понимать, что на само тело действуют две силы - сила тяжести и сила противодействия опоры, которые уравновешивают друг друга, а вес действует не на тело, а на опору. Это еще один сложный для понимания момент, который вызывает путаницу.

Я векторы нигде не ставлю, но они везде должны быть, потому что сила, как любая векторная величина характеризуется не только модулем, но и направлением.

Теперь представим, что тело лежит на наклонной плоскости. Пусь оно покоится. В этом случае сила тяжести не равна силе противодействия опоры. И весу тоже не равна. Равновесие может достигаться за счет того, что действует еще и сила трения. А может и не достигаться, тогда тело двигаться будет и надо будет учесть еще и ускорение.

Теперь представим, что у нас есть шарик на веревочке. Пусть он просто висит. Тогда так же как в примере с горизонтальной плоскостью сила тяжести (mg) опять равна по модулю и противоположна по направлению силе противодействия подвеса (T). И вес, соответственно, сила действующая на подвес (P), по третьему закону Ньютона равен по модулю но противоположен по направлению силе противодейстия со стороны подвеса.

Однако если мы отклоняем шарик на веревочке в сторону то вес уже силе тяжести опять не равен. И чему он будет равен зависит от того, насколько тело отклонили, на какой угол. Чем больше будет угол отклонения, тем меньше вес. В нижней точке он будет максимальным, а потом опять начнет уменьшаться. Теперь подумай что будет если тело отклонили больше чем на 90 градусов. Что будет с весом в самой верхней точке. И еще интересный момент почему в верхней точке на тело действуют вниз две силы, а оно может при определенных условиях (каких?) не падать.

Пусть теперь тело движется с ускорением. В лифте например. На него действует сила сопротивления опоры и сила тяжести. По второму закону Ньютона F=ma (равнодействующая всех сил равна массе на ускорение, сила и ускорение - векторы). В проекции на ось y можно в данном случае записать N-mg=ma или N-mg=-ma в зависимости от того, куда движется лифт. Если ускорение не равно нулю, очевидно, что N не равно mg. Если лифт движется вверх, то справедливо N-mg=ma или N=mg+ma или N>mg. Вес увеличивается в лифте, который движется вверх с укорением. И чем больше ускорение, тем больше увеличивается вес.
Здесь опять обычно не понимают, что вес действует на опору. И что нужен третий закон Ньютона, чтобы доказать, что P=N и достаточно найти силу противодействия со стороны опоры (N), чтобы знать вес (P). Попробуй показать, что наоборот, вес уменьшается, если лифт движется с ускорением вниз. Можно взять безмен с собой в лифт и посмотреть как вес будет меняться в зависимости от того, куда движемся. Безмен на самом деле измеряет силу (вес). Просто проградуирован в привычных нам кг.

Ну как? :)

А теперь скажи, что я могу дать в рамках ествествознания? На лифте с безменом покататься? Смешно и сродни хиромантии. Потому как объяснить явление корректно я не смогу. Смогу только его пронаблюдать.
16.08.2007 01:20:31, Красно Солнышко
Насколько я понимаю в полвторого ночи, рисуя вектора и даже пытаясь их складывать:)
1. С поверхностью все очень просто.
2. С шариком хуже. Я не могу нарисовать силу, с которой он, отклоненный, действует на подвес.Потому что не понимаю, по какой линии она идет. Я рисую 2 силы, дейстующие на тело, получаю их сумму, которая толкает его от отклонения вниз, но как же идет вес? Наоборот по подвесу? Наоборот по равнодействующей?
3.Тем не менее рискну предположить, что после 90 градусов он действует скорее вверх, чем вниз, а в верхней точке - прямо вверх :)
4. Про "не падать в верхней точке" - когда кружится, он не падает, но, тогда там не две силы :( ,если ты имеешь в ввиду другое, подскажи, не говоря ответ:), пожалуйста.
5.4. Про ускорение: объяснение я более-менее понимаю, хотя мне психологически трудно рассматривать ускорение и силу "через запятую", они для меня слишком разные. А что тут доказывать про вниз? Если я не совсем туплю в 2 часа ночи :) Если N-mg=-ma, то N=mg-ma P=N=mg-ma. Значит, чем больше а, тем меньше останется от mg :)


16.08.2007 02:13:32, ЮлияС
Красно Солнышко
На работу убегаю, поэтому кратко:
2) Когда шарик отклонился. На него действует сила тяжести строго вниз, к земле, а еще сила со стороны подвеса T. Она направлена по подвесу, вверх под углом. Это же подвес удерживает шарик от падения! Чем больше отклонили шарик, тем больше будет угол к вертикали под которым действует сила. А это значит что проекция этой силы на вертикаль, которая уравновешивает силу тяжести будет меньше, а проекция на горизонталь, которая заставляет шарик двигаться - больше. Проще было бы нарисовать, конечно, но некогда мне :)
3. См. 2 и еще раз. Нарисуй.
4. Нет. Там совсем другой нюанс возникает
5. Все верно.
16.08.2007 09:07:39, Красно Солнышко


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!