Раздел: Школа ( Просто интересно почитать разные мнения)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

самостоятельность vs помощь

Просто интересно почитать разные мнения. Вот вышел у нас недавно спор с одной сотрудницей. У нее дети заканчивают школу (10 и 11 класс), отличники все годы.. Сама она говорит, что в последний раз видела их тетрадки в 1-м классе. Она считает что ни в коем случае нельзя детям помогать в учебе - пусть все сами, на своих ошибках. А иначе ничего путного из них не получится - привыкнут во всем полагаться на чью-то помощь.
У меня с самого начала другая установка - помогать, объяснять. Я так дочери в самом начале учебы и сказала: если что - всегда поможем, не бойся спросить.Причина - если бы мне в старших классах не помогали-объясняли некоторые предметы, то я вообще не представляю, как бы училась. Ну с отличниками (как у той знакомой)- все понятно, они действительно, все сами. А если - нет? Я почему-то уверена, что мой ребенок на ошибках учитсья не будет, полученные 2 и 3 отнюдь не сподвигнут мое чадо на дополнительные усилия, не заставят больше трудиться, чтобы улучшить ситуацию. Она попросту на все забьет. Ведь таких двоечников - полно, которые раз и навсегда поставили на учебе жирный крест. Поэтому я всегда интересуюсь, как их учат ( у дочери спрашиваю, что было на уроке - не про каждый урок и не каждый день, а чтоб просто иметь представление). И прихожу к выводу, что частенько не мудрено, что она чего-то не знает, не понимает, даже если пытается понять. Но ведь результат именно такой: не чувствуется самостоятельности, ответственности за свои отметки и знания, и ни отметки , ни тем более знания не улучшаются. Насчет влияния способностей - вопрос очень спорный. Опять же, не беря в расчет отличников: ни один родитель в своем уме не признает, что ребенок слабоват умом, я в том числе. Всем нам кажется, что собственный ребенок умненький, просто что-то не ладится у него. И вот тут 2 пути: помогать или "пусть учится самостоятельности".
25.04.2007 13:54:20, hanhi

35 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Что я не понимаю, зачем всех слушать. Ну поговорила подруга и Бог с ней. У неё своя жизнь, у Вас своя. Лично я не считаю, что полезно с ребенком вместе делать уроки, но "пнуть" не делающего надо. Но если взрослый видит, что у ребенка что-то не получается, или учитель чуши наговорил... Конечно, нужно и помочь, и рассказать, и не делать из всего историю.
Вот моя бабушка считала нормой, когда человек, приходя домой, рассказывает, где был, что произошло (в школе или на работе, или просто на прогулке). И сам выговорится, и остальным интересно. Я сына всегда спрашивала, что да как, не обязательно потом в его тетради лезть, пока ребенок и сам справляется. Но когда на ОБЖ говорят, что если после сотрясения могза человек только ненадолго сознание потерял - ничего страшного, можно идти дальше... (в играх, например), как тут не рассказать, что в таких случаях отлеживаться надо и врача бы вызвать. Ну и в остальных подобных случаях лучше сказать, что учитель не всегда прав, чем у ребенка неправильная информация застрянет.

А так я была отличницей. Родители тетрадей не проверяли, но, если просила, например, рассказать, что в сочинении написать, помогали. И конфликты, неподсильные ребенку, на меня не сваливали. Например, так случилось, что я в середине года переходила из школы в школу (сразу не пошла в физ.-мат., потом оказалось, что наш класс сильные учителя не взяли, подруга после скандала ушла, после этого меня в старой школе уже ничего не держало). Школа отличницу отпускать не хотела, меня начали вызывать к директору, обращаться к благородным мотивам... Классная очень порядочно поступила: сказала родителя, что мне лучше в школу не ходить, пока все устаканится. Конечно, перевод родители разгребали. Меня по знаниям сильная школа без вопросов брала, но сколько дрязг вокруг образовалось...
Или вот с сыном. Физику-математику в старших классах он сам решал, а вместе складывать портфель меня зам.директора в 10-м классе просил. Вот в университет уже сам нужного не забывает.
26.04.2007 13:02:44, Lyuba
Если она видела их тетрадки последний раз в 1 классе, отчего так уверена что отличники? :)) 26.04.2007 11:02:27, lurka
Способности-то все-таки у всех разные. Я неделями в школу не ходила, тихо сама с собою учебники дома читала, родители мне ничего ни в началке ни в средней школе не поясняли - и так все понятно было, училась неплохо, тройки-четверки были только по предметам типа НВП, поступила в МГУ вообще без проблем, без репетиторов. Ну вот, дочке, прямо скажем, не передалось ни черта, хотя она меня старательнее. И школу не пропускает и вроде старается, но знаний - ну ноль! И я с ней занимаюсь, а толку? Такие перлы по математике выдает, ну мне прям жить не хочется. И в триместре как бы не трояк уже в этом будет! Это в нашей-то школе! Позор на мои седины. Но, кстати, мне кажется, что если б я с ней не занималась, было бы то же самое, потому что хуже некуда! Вот. Это у меня сегодня настроение особенно жизнерадостное. 25.04.2007 23:31:45, Лариска
Принцип детские проблемы это проблеммы детей. Годится только когда проблем нет. Если возникает ситуация с которой человек не может справиться сам и не к кому обратиться, очень грусно. Иногда кончается очень печально.
Я никогда не пойму родителей, которые своим детям на просьбу "помоги" отвечают отказом.
25.04.2007 18:55:11, Sivilla
+1! Но "не помогать, пусть сам все разгребает" - это, во многом, позиция моей свекрови, впрочем, она сама по себе, я сама. Бесит, что когда Я разгребу - все так раззамечательно... Если бы хоть последовательная позиция, а не "моя хата с краю", тем более, что я и не прошу кого-то вместо меня заниматься сыном. 26.04.2007 12:20:37, Lyuba
А не были бы у дамы той дети отличниками, и разговор бы у вас другой вышел... 25.04.2007 16:55:12, мышка на сервере
Если детеи больше одного и все отличники, то скорее всего есть что-то специфическое в поведении родителеи. Возможно есть родители, которые умеют растить самостоятельных детеи. И знакомая автора из их числа. 25.04.2007 21:31:08, irina.
Либо в способностях и характере детей. И конкретной ситуации вокруг. Я уже писала где-то, что столкнулась за свою жизнь с очень разными школами. Что в одной в порядке вещей, в другой нонсенс. 26.04.2007 12:22:47, Lyuba
даже если их двое - это еще не показатель. Вот коли четверо таких самостоятельных будет - уже разговор. Это не к тому, что нет родителей, "которые умеют растить самостоятельных детеи", а к тому, что подавляющее большинство тех, кто считает, что умеет, просто пользуется тем, что природой дадено. 26.04.2007 09:30:18, мышка на сервере
точно-точно. Свезло просто тете с детями :). Мне вот тоже все говорят - какая у вас доча воспитанная :)))). А она просто родилась такой :) 26.04.2007 16:51:55, Medve
А нам при поступлении в школу говорили. Что образовательный процесс - это совместная работа учеников, учителей и родителей. И я с этим полностью согласна, особенно в началке. По себе скажу - в начальной школе у меня проверяли уроки, а дальше только дневник пописывали - я училась всегда прилежно. У сына пока проверяю, иногда даже заставляю что делать. Для него обязательно - только математика и русский. Остальное по-возможности задвигает. Двойки его не пугают, не настраивают на старания. Его самосознание на самостоятельность пока не тянет (убеждалась не раз).
Потом считаю проверку уроков - дополнительной возможностью узнать о "мире ребенка". Возможно, что в средней школе буду постепенно ослаблять контроль.
25.04.2007 16:49:16, Коша
Я как раз случай из вашего примера. Родители за 10 лет учёбы только дневник подписывали. В основном с пятерками:) Поэтому сыну стараюсь дать максимум самостоятельности. Иногда могу глянуть в тетрадки и заставить переписать. если меня не удовлетворяет качество. А сидеть и объяснять, особенно в старших классах, имхо не правильно. Хотя, может, есть такие дети с которыми иначе вообще ни чего не выйдет... 25.04.2007 16:27:35, Лютик
Здесь ключевое: "Иногда могу глянуть в тетрадки и заставить переписать, если меня не удовлетворяет качество".
Т.е. если бы Вас и 10 переписываний не устроило, сели бы вместе.
26.04.2007 12:25:21, Lyuba
не надо впадать в корайности:) действовать по обстоятельствам. я против ненужного вмешательства и сидения за уроками вместе с ребенком(ленюсь,честно,даже подписать дневник зыбываю),но если что-то не получается-почему не помочь?
Вот недавно довышивала за нее крестиком,потому,что вышивать она умеет,но терпеть не может,для глаз это не полезно и еще знаю,что если я не стану помогать-она будет вышивать сама через силу,а я не хочу,чтобы деть на каникулах тратила на это время
25.04.2007 16:20:05, reina
+1 26.04.2007 12:25:53, Lyuba
Не знаю, где учатся дети из Вашего примера, но для того, чтобы тетрадки не смотреть 10 лет, ребенок должен учится у очень хороших учителей, причем по всем предметам, кроме того он должен быть организованным и дисциплинированным. Очень часто приходится "дорабатывать" за учителей- то ли времени у них за урок нехватает, то ли еще что-то ...Вот и приходится дома объяснять, если сама не разберется. А дисциплина и работоспособность ребенка- приходит с опытом. Как можно не проверять у ребенка портфель в 1 классе? Моему ребенку тогда и 6 лет не было! В 7 классе - не проверяю)))) Как можно воспринимать ребенку 100% информации в школе? Никак нельзя! Это впринципе невозможно))), а у детей детство в начальной школе, им спокойно не сидится))) Поэтому резюме следующее: детей нужно контролировать( для повышения дисциплины), и "дорабатывать" за учителем....
25.04.2007 15:55:24, wera
Секрет прост на самом деле. Мало-мальски подготовленные дети очень мало чему учатся в начальнои школе. И материал разжевывается до бесконечности. Там не нужно воспринимать 100% информации с первого раза. И даже со второго не нужно. Все повторяется и закрепляется раз по 5 или 10. Ну а чтобы не понять с 10 раза .... Меня как раз ето удивляет обычно:) ИМХО, такое возможно только если родители вбили детям в голову, что материал в школе понять нельзя, и что мама должна дома за учителем дорабатывать. То есть вырабатывается качественныи блок на восприятие материала в школе. И то не у любого ребенка получгится: ведь нужно не только усердно пропускать слова учителя мимо ушеи, но и сдамому при выполнении домашки не сообразить. Ето-то как?
Дети деиствительно учатся учиться постепенно. Но и нагрузка растет тоже постепенно.
25.04.2007 21:42:09, irina.
Мой ребенок учится в неплохй физ-мат школе, нам могут запросто задать с... по ....на самостоятельную проработку. В школу набирали не только читающих-пишущих, но и отвечающих еще многим требованиям, класс по уровню одинаковый и сильный, никто по 10 раз не закрепляет и не повторяет. Все сначала дома разбираются, потом в школе. Это, конечно, не по всем предметам, но по многим и часто. Поэтому, когда мне говорят, что с детьми дома никто не занимается, я удивляюсь. У нас занимаются со всеми, кто хорошо учится.
Есть еще один момент - я не уверена в качестве знаний, за которые ставят 4-5, я просматриваю учебники других авторов. Когда в 5 классе я попросила решить задания из учебника Шевкина, я поняла, что у нас "5" по Петрсону)))) При таком образовании можно в 11 классе получить троечника, спокойно поступающего в ВУЗ и отличника с медалью проходящего мимо....
26.04.2007 10:56:25, wera
Петерсон - женщина.
Ине нравится мне идея считать школу хорошей и одновременно сомневаться в качестве обучения.
26.04.2007 11:05:10, Караул
Мне больше не понравится ни в чем не сомневаться 9-10 лет, а потом за год с репетиторами всю школу проходить))) 26.04.2007 11:19:26, wera
да не нужно детей контролировать, вернее всех подряд не нужно или не во всем, меня никто не контролировал с 1-го класса, т.е. в 1-м убедились, что вроде справляюсь, ну дневник только смотрели каждую неделю и все. Но таких как я в классе было 2 человека :) остальных - контролировали в меру сил и помогали.. я своему тоже помогаю (если надо) и контролирую по основным предметам, он не обладает ни моей старательностью, ни моей ответсвенностью :) 25.04.2007 20:42:08, Елена Д.
Странно как-то... 25.04.2007 16:02:51, Караул
и мне 25.04.2007 16:22:50, ALora
Разные дети, разные родители, разные отношения... Рецепта не существует! Главное не впадать в крайности - решение, как всегда, где-то посередине.
И потом "помогать" и "контролировать" - разные вещи. Помогать - это объяснять непонятное, учить думать, учить конролировать себя, в том числе - учить самостоятельности. Странно отказывать в помощи, если она действительно нужна.
Конролировать - это под видом помощи думать ЗА ребенка, перекладывать ответственность с него на себя. Контроль и приводит как правило к проблемам.
А еще есть УЧАСТИЕ. Нужна помощь или нет - но моему ребенку просто ПРИЯТНО поделиться своими хлопотами, важно чтобы я ее выслушала. И пока для нее учеба - одно из главных дел, не удивительно, что мы ее (учебу) обсуждаем так или иначе.
25.04.2007 15:03:54, Леночек
+1 25.04.2007 15:07:36, Тийна
Не думаю, что надо противопостовлять самостоятельность и помощь. Одно другому не мешает. Т.е. я с Вами в принципе согласна. Смущает Ваша уверенность, что "мой ребенок на ошибках учиться не будет". Не стоит перегибать. Будет, и сама справится. Но с мамой лучше ))) 25.04.2007 14:59:03, Птица Сыйсу
Считаю, что помощь необходима. Важно ребенка с первого класса научить работать. Ведь в жизни очень мало детей действительно одаренных, которые схватывают "на лету", которые с первого класса понимают всю ответственность связанную с учебой. В основном, как показывает практика хорошо учаться дети, которых направляют родители. Конечно, выполнять всю работу за дите не надо, это действительно приводит к лени и расхлябанности, но помочь, объяснить то, что не усвоил на уроке, это просто необходимо. Так же нужно переодически появляться в школе, интересоваться успеваемостью ребенка, знать на что нужно обратить внимание. Ведь успехи первых лет учебы это совместный труд учителя, ребенка и родителей. 25.04.2007 14:41:46, liliay
как всегда - зависит от ребенка и родителей. Я не могу помогать, мне дурно становится, когда я заглядываю в тетрадь и вижу там одни каракули. В первом классе пыталась влиять, потом поняла, что себе дороже. Наверное, это можно назвать "вырабатываю самостоятельность" :) 25.04.2007 14:41:40, мирный атом
Очень удобно исповедовать невмешательство, когда ребенок от природы отличник. А еще родители детей с хорошим аппетитом часто учат не кормить плохо кушающих. А когда ребенок не простужается от сквозняка, приятно объснять это своими успехами в закаливании. 25.04.2007 14:39:08, Ольга Оводова
о, это про меня :)) 25.04.2007 16:44:29, Земляничный дождик
Прям три камня в мой огород:) с небольшими поправочками. У моего оценки не зависят от моих услий. только от него. Хочет - получит 5. не хочет - получит 2. Авторитетом у него пользуются некоторые учителя. Вот их проработки иногда помогают.
аппетит у моих бывает разный, зависит от многих обстоятельств. Но насильно кормить их бесполезно и я считаю вредно.
от сквозняков они не болеют, но не потому что я их закаливаю, а потому что болеют от вирсов вообще-то...
Это кстати касается и Сережи. изначально болезненного и ослабленного...
А по теме - надо какую-то золотую середину искать между тотальным контролем и самостоятельсностью. баланс так сказать... А это очень сложно.
25.04.2007 15:51:26, SANI (ex МВСН)
Моим мужем в детстве никто не занимался и он как-то быстро стал пропускать школу,получать двойки,в общем,"скатился",объективно имея хорошие способности.Дети все разные,кто-то стиснит зубы и будет упираться до конца,а кто-то пожмет плечами и найдет занятие поинтереснее решения 101 примера или повторения непонятой темы.Когда у нас родился сын,муж(уже получивший высшее образование,но помнящий какой кровью это ему досталось)сразу сказал мне,что если мальчик "в него":),то лучше своевременно помогать и направлять.Сейчас сын в 3 классе,очень не повезло-уже четвертый учитель(причем каждая приходит с мнением,что учеников оценивали слишком высоко)-но отличник "при всех режимах",я контролирую,помогаю,если надо,устраняться совсем не хочу-он у меня и так пофигист,недавно вот только стали появляться амбиции. 25.04.2007 14:38:44, Лёнча-из-Вишни
Математику с физикой в старших классах мне всегда отец помогал.По принципу-не знаю как решить-спрашиваю вечером-объясняется. И все задачки из методички к поступлению в институт он со мной по физике прорешал.
То есть помогали-но не на постоянной основе и не по всем предметам.Кроме физики и математики не помню других предметов,по которым надо было объяснять что-то в школе.
25.04.2007 14:27:29, Линдаа
Вот и у меня так же.. 25.04.2007 14:41:49, hanhi
Если бы я своей не помогала и не проверяла, она бы на одни двойки училась. А так ничего - четверочница. 25.04.2007 14:21:50, Irina L








18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!