Дочка принесла из школы новый вид домашних заданий по русскому языку... Меня это задание удивило и даже где-то возмутило :), вся моя сущность протестует :)))
Теперь конкретно... Дан такой текст (в печатном виде, отксерено с какой-то брошюры):
"Однажды позним звезным вечиром рибята услышали странный писк на огароде. Они добрались до грядок и под капусным лестом нашли прелесного маленького птинца. Дети принисли птичку домой. Грочонок быстро привык к ним. Он любил сидеть у аконного стикла и ловить вкустных мух...." ну, и т.д. в том же духе. В задании сказано:"спиши текст без ошибок".
Это задание уже не первое и не последнее, их много... И мне стало интересно - что это за метод такой? Неужели с помощью подобных текстов теперь детей учат грамотности? И что, это во всех школах или только нашей учительнице приглянулся этот способ? Поскольку всегда и всюду я слышала, что нельзя учить правилам на неправильных примерах, т.е. когда говоришь "так писать нельзя" и ДЕМОНСТРИРУЕШЬ этот неправильный вариант, то, хочешь или нет, но он все равно отпечатывается в подсознании, закрепляется там и становится привычным, перестает "резать глаз"... Мой собственный опыт это подтверждает: я всегда видела ошибки в текстах, написанных чьим-то чужим почерком, а вот после того как стала часто бывать в интернете и регулярно видеть неграмотные ПЕЧАТНЫЕ тексты, мой глаз "замылился", я перестала замечать ошибки и даже сама стала менее грамотно писать.
Вот думаю: у меня устаревшие взгляды на обучение детей или все же этот метод порочен? :) Пойти пообщаться на эту тему в школу или не стОит? В свое время мне жутко не нравился метод безотрывного письма, очень хотелось найти и придушить автора этого безобразия :))) И спустя годы один авторитетный специалист подтвердил мне, что этот метод противоречит физиологии 7ми, а уж тем более 6ти-летних детей... Теперь вот аналогичные чувства испытываю, видя эти задания. Можно ли где-то найти мнение специалистов на эту тему, не встречали?
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Школа
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.


У многих работает прекрасно.
Я такого рода задания использую в английском.
Единственное НО (большое): я бы не стала смешивать проверку текста (=поиск ошибок) и списывание. Тем более в 3 классе. Это две принципиально разных задачи. Из-за этого сочетания вполне могут возникнуть те самые проблемы, о которых Вы пишете.
А безотрывное письмо я тоже не люблю:), но у нас в школе этим детей не мучают:). 27.02.2007 16:37:19, ES
Кошмар какой-то. У меня ребенок при списывании с правильного-то безошибочного текста не только может сделать ошибку, но и часто потом просто не может ее найти при проверке. Или находит с огромным трудом. При таком подходе, во всяком случае у моего ребенка, с грамотностью было бы вообще покончено.
27.02.2007 13:13:09, родительница
У М.Безруких где-то написано, что это вредно.
27.02.2007 11:23:31, jii
У дочери в началке были такие задания, но не часто и не много. Н аграмотность не повлияли: пишет она довольно прилично (грамотность), при том, что читает только из-под палки и крайне редко.
27.02.2007 09:57:02, hanhi

Вывод был такой: новый педагогический прием срабатывает на ура, но как только он становится рутинным, ничего особенного из этого не выходит.
Правда, это про математику. 27.02.2007 09:55:55, Девушка с веслом
теперь так учат:((((( я вообще, когда пособия в руки беру, волосы встают дыбом:( учебники стали выпускать - кто во что горазд. мне этот метод кажется варварским, и жутко вредным для людей, у которых именно зрительная память развита.
безотрывным письмом увлеклись как раз когда я пошла в 1-й класс. результат - большинство в классе имело кошмарный почерк. а я бунтовала, брала старые папины тетради и мне нравилось как тогда писали букву А например, а не этого урода в безотрывном письме. вообщем пишу как все нормальные люди - отрывно:))) 27.02.2007 09:45:57, Лида***
Хочу вас разочаровать: безотрывное письмо было еще когда вас и на свете-то не было.
Это я вам как ненормальный (потому что пишу безотрывно) человек говорю. Есть, правда, в моем безотрывном (кошмарном, по вашим словам!) почерке одно неудобство: постоянно меня заставляют разные грамоты, дипломы и проч. писать. 27.02.2007 14:30:42, Musenka
Но наверное, это было не так массово... Лично мне этот способ встретился только, когда сын пошел в школу (в 91м).
Даже не верится... Неужели и Вас тоже учили писать именно безотрывно? Т.е., например, кружок буквы "а" начинаешь писать с левой нижней стороны (где закончилась соединительная линия от предыдущей буквы), ведешь против часовой стрелки, возвращаешься, сделав оборот, в ту же точку и ведешь дальше, стараясь точно попасть в уже проведенную линию (на предыдущем "витке") и, дойдя до верха буквы, дописываешь крючок... Так? Вообще, удивительно, что при таком способе можно получить красивый почерк :))))) А мой сын, как входил в это "крутое пике" с повторением по уже написанному, так и кружил там до бесконечности, никак не мог выехать на крючок :) У него до сих пор почерк такой, что сам не поймет, что написано..., благо чаще печатает на компе, чем ручкой пишет :))) 28.02.2007 01:23:54, Елена Н.
безотрывным письмом увлеклись как раз когда я пошла в 1-й класс. результат - большинство в классе имело кошмарный почерк. а я бунтовала, брала старые папины тетради и мне нравилось как тогда писали букву А например, а не этого урода в безотрывном письме. вообщем пишу как все нормальные люди - отрывно:))) 27.02.2007 09:45:57, Лида***

Это я вам как ненормальный (потому что пишу безотрывно) человек говорю. Есть, правда, в моем безотрывном (кошмарном, по вашим словам!) почерке одно неудобство: постоянно меня заставляют разные грамоты, дипломы и проч. писать. 27.02.2007 14:30:42, Musenka
Вы меня простите конечно, но лично я никого обидеть не хотела. И допускаю, что и при безотрывном письме у кого-то может быть отменный почерк! но в частности, у нас в классе у большинства кто все таки слушался учителей, почерк был дико ужасный.
А от того, что такой вид письма существовал когда меня не было на свете я не разочаровалась. мне все равно:)))) 28.02.2007 10:36:46, Лида***
А от того, что такой вид письма существовал когда меня не было на свете я не разочаровалась. мне все равно:)))) 28.02.2007 10:36:46, Лида***

Даже не верится... Неужели и Вас тоже учили писать именно безотрывно? Т.е., например, кружок буквы "а" начинаешь писать с левой нижней стороны (где закончилась соединительная линия от предыдущей буквы), ведешь против часовой стрелки, возвращаешься, сделав оборот, в ту же точку и ведешь дальше, стараясь точно попасть в уже проведенную линию (на предыдущем "витке") и, дойдя до верха буквы, дописываешь крючок... Так? Вообще, удивительно, что при таком способе можно получить красивый почерк :))))) А мой сын, как входил в это "крутое пике" с повторением по уже написанному, так и кружил там до бесконечности, никак не мог выехать на крючок :) У него до сих пор почерк такой, что сам не поймет, что написано..., благо чаще печатает на компе, чем ручкой пишет :))) 28.02.2007 01:23:54, Елена Н.
У моего сына такие задания в первом классе! Я была в шоке, когда увидела. Ребенок, кроме ча-ща ничего не увидел, что, на мой взгляд, вообще-то норма. Пришлось мне сначала все ошибки исправить, а потом ребенок еще раз написал. Ужас!!!
27.02.2007 09:43:36, dubolga

У моего сына со второго класса развлекались подобным образом. Позже перешли к такой модификации: надо было из группы букв выбрать одну верную, а прочие вычеркнуть. Таким изуверским способом, представьте себе, написан рассказ, каждое слово в котором потеряло собственное обличье. Жутко вредная вещь, на мой взгляд.
Разговаривать об этом с учителем (показывать ему по сути, что он не прав) нужно очень бережно. 27.02.2007 01:28:32, silhouette
Разговаривать об этом с учителем (показывать ему по сути, что он не прав) нужно очень бережно. 27.02.2007 01:28:32, silhouette
+100 "Жутко вредная вещь, на мой взгляд".
Конечно. Есть вариант вижу-запоминаю. Здесь ребенок ВИДИТ неверный текст и это при зрительной памяти и запечатлевается. 27.02.2007 05:19:55, Lyuba
Конечно. Есть вариант вижу-запоминаю. Здесь ребенок ВИДИТ неверный текст и это при зрительной памяти и запечатлевается. 27.02.2007 05:19:55, Lyuba
А мой ребенок делает аналогичные задания по английскому языку. По-моему они есть в тетрадях у Барашковой. Так это у него любимейшее дело - выискивать чужие ляпы. Видимо каждому свое...
26.02.2007 23:08:18, MASHULYA
Любить-то он может, но закрепляться неправильное написание может одновременно.
26.02.2007 23:41:51, пчела Майя
Но в учебнике-то написано было все правильно? Тогда это, по-моему, абсолютно другое... Для меня ПЕЧАТНЫЙ текст всегда отличается от любого почерка, и даже просто от курсива. Иногда, чтобы понять правильно написано слово или нет, мне достаточно увидеть его в печатном виде - тогда точно скажу, что вот в таком-то виде слово "смотрится", а в таком-то "не смотрится", т.е. неправильно написано. В школе параграф могла рассказать почти наизусть, "читая" его мысленно по запомненной странице учебника.
Возможно, эта методика не слишком подходит только ярко выраженным визуалам, но ведь таких детей немало... Причем исправлять прямо в тексте (на отксеренной бумажке) нельзя, учительница требует, чтобы при переписывании текста МЫСЛЕННО представляли правильное слово и писали его в тетрадь. ИМХО, это слишком сложное задание для младших школьников, которые еще нетвердо запомнили правильное написание слов - в голове ребенка складывается слишком сильная "конкуренция" между правильными и неправильными словами и только путает... Тогда действительно придется на каждое слово запоминать правило, подходить к письму исключительно с помощью логики и памяти, а далеко не все дети в этом возрасте способны быстро анализировать каждое слово и одновременно писать текст. 27.02.2007 00:37:05, Елена Н.
может быть... тут посчитала: всего - 50 слов, из них 21 слово с ошибками... имхо, много...
27.02.2007 00:48:16, Елена Н.
Если есть какая никакая врожденная грамотность, ее так случайно можно убить в раннем возрасте, мне кажется. Я б своим такое не стала показывать лет до 10, дальше уже не страшно. А если ее все равно нет, так в общем пофиг.
27.02.2007 00:23:19, пчела Майя
Может. Может даже пунктуацию чувствовать. Собственно, внизу уже написали, я не сразу дочитала
27.02.2007 10:32:44, Kiara
Может, еще как! Сама такая! Я могу ударение в слове неправильно поставить, т.к. к сожалению в книгах не пишут ударение, зато если раз прочла слово, то его написание впечатывается навсегда. Всегда хорошо чувствовала, даже если слово незнакомое, что оно написано неправильно, что уж говорить о знакомых... Когда меня спрашивали, откуда знаешь, даже объяснить не могла, откуда, проверяли по словарю, правильно. Что касается Интернета, мы часто делаем ошибки просто потому, что пользуемся клавиатурой, почти не глядя на клавиши, вот и опечатки.
27.02.2007 10:21:17, Sivka(Дима-7,5л,Маша-4,5г)
почему не может быть? у меня деть читает мало (только школьную программу) но пишет грамотно (тьфу 3 раза), так что даже на чтение не "свалишь"
27.02.2007 07:19:52, Елена Д.
Может, если ребенок много читает и у него хорошая зрительная память. В школе я никогда не помнила ни одного правила по русскому языку дольше, чем неделю-две, в течение которых это правило могли спросить. Но ошибки встречались обычно только пунктуационные, которые действительно часто требуют знания правил. А так всегда просто "чувствовала", как написать...
Ведь то же самое обычно и с речью бывает - если в семье у взрослых речь правильная, с большим словарным запасом, то и ребенок как-то сам собою начинает говорить правильно... Вот и получается, что вроде бы "врожденное" :) 27.02.2007 00:45:06, Елена Н.
У нас все именно так и пишут без ошибок - сами по себе. Только я и старший - уверенно, а младший - на четверочку, а то и на троечку. Его запросто можно сбить с толку, если вот так взяться за дело, как здесь предлагается. Я как раз ни в какую другую грамотность не верю, кроме врожденной.
27.02.2007 00:40:43, пчела Майя
В простых случаях и запятые сами собой ставятся. Знала мальчика, который в 1 классе писал сочинения по 2-3 страницы каллиграфическим почерком без единой орфографической и пунктуационной ошибки. Это он со скуки, на уроке, пока его одноклассники буквы А и У писать учились :)))
27.02.2007 14:55:29, Musenka
Запятые обычно чувствуешь интонационно. Хотя тут, конечно, сложнее, вероятнее ошибиться. У меня обычно на стандартное школьное сочинение от одной до трех запятых были неправильными :)
27.02.2007 00:50:21, Елена Н.
Для запятых какие-то правила надо знать, конечно. Там иначе не получается.
27.02.2007 00:49:21, пчела Майя

Я думаю, Ахременкова знала, что предлагала. А кроме нее у меня есть еще один авторитетный для меня в этой области человек, который со своими учениками так занимался. Они проверяли ошибки сами у себя, по учебнику. Мне кажется, что это примерно то же самое.
27.02.2007 00:04:49, Оладушек с сахаром
Я не знаю, кто такая Ахременкова, но вот профессор Розенталь никогда так не делал. По-моему, это ужасный какой-то метод. Десять раз прочитаешь "зачОт", потом так и будешь писать :-(
Кстати, есть еще какой/ая-то Соловейчик, который/ая требует подчеркивать в словах буквы и слоги, в которых кто-то может сделать ошибку. Такая Ахременкова в квадрате. Как будто им в головы не приходило, что этот кто-то может сделать ошибки в любом месте :-( 27.02.2007 09:39:10, Sofia
Кстати, есть еще какой/ая-то Соловейчик, который/ая требует подчеркивать в словах буквы и слоги, в которых кто-то может сделать ошибку. Такая Ахременкова в квадрате. Как будто им в головы не приходило, что этот кто-то может сделать ошибки в любом месте :-( 27.02.2007 09:39:10, Sofia
Это еще что. В школе у детей моих приятелей принято все безударные, все орфограммы писать зеленой ручкой, а не только подчеркивать. Двойная работа, на мой взгляд. Кстати, метод очень распространенный.
27.02.2007 20:15:28, Антония
Нет, это разное. У Вас днти смотрят на свой текст и сравнивают с правильным, печатным. Здесь смотрят (и запоминают) на неправильный печатный, чтобы написать правильный рукописный. Еще бы хоть исправлять прямо по печетному, чтобы запоминалось исправленное, тоже не лучшее, но все же.
27.02.2007 05:55:37, Lyuba

Возможно, эта методика не слишком подходит только ярко выраженным визуалам, но ведь таких детей немало... Причем исправлять прямо в тексте (на отксеренной бумажке) нельзя, учительница требует, чтобы при переписывании текста МЫСЛЕННО представляли правильное слово и писали его в тетрадь. ИМХО, это слишком сложное задание для младших школьников, которые еще нетвердо запомнили правильное написание слов - в голове ребенка складывается слишком сильная "конкуренция" между правильными и неправильными словами и только путает... Тогда действительно придется на каждое слово запоминать правило, подходить к письму исключительно с помощью логики и памяти, а далеко не все дети в этом возрасте способны быстро анализировать каждое слово и одновременно писать текст. 27.02.2007 00:37:05, Елена Н.
Я не знаю, что правильнее. Но мне на первый взгляд не показалось, что это плохо. А у Ахременковой той же на полстраницы печатного текста 2-3 ошибки, которые надо найти. Может такое количество не врезается в зрительную память с минусом, как в вашем случае?
27.02.2007 00:40:57, Оладушек с сахаром


И даже если ее нет, но есть надежда на развитие этой грамотности, то и с этой надеждой придется попрощаться
27.02.2007 13:16:22, родительница
Я б и после 10 не показывала. Сама после интернета стала писать безграмотно, ужасно замылился глаз.
27.02.2007 09:58:56, Ирина П
А я вообще не понимаю, что такое "врожденная грамотность",тем более "какая-никакая":). Я так представляю, что такой ребенок прямо сам по себе должен писать без ошибок? Но так же не может быть:).
27.02.2007 00:35:08, Оладушек с сахаром



Если у человека литературным русским языком без о-канья, а-канья, и прочих былоШных, и "телеков", то человек многое пишет правильно "на слух", вспоминая домашнее произношение. Так же и у любящих внимательно читать при зрительной памяти.
27.02.2007 06:02:32, Lyuba

Ведь то же самое обычно и с речью бывает - если в семье у взрослых речь правильная, с большим словарным запасом, то и ребенок как-то сам собою начинает говорить правильно... Вот и получается, что вроде бы "врожденное" :) 27.02.2007 00:45:06, Елена Н.
Я слова как вы распознаю: смотрится оно или нет:). А ребенок у меня по тестам кинестетик и аудиал. Пишет вроде неплохо, но ошибки бывают. Поэтому я не очень надеюсь в плане грамотности на книги, хоть читает много. А вот в устной речи (как аудиал:) меня без конца поправляет. Не всегда же говоришь стройно, литературно, "по книжному", где-то сокращаешь, упрощаешь, оговариваешься, так замечаниями своими приколебает:).
27.02.2007 00:52:05, Оладушек с сахаром

А мне это удивительно:) Что и запятые сами по себе всегда расставляли?
27.02.2007 00:42:00, Оладушек с сахаром



У Ахременковой есть отличные пособия "Шаг за шагом к пятерке" (для каждого класса средней шк. и для началки). Они очень популярны и эффективны. Там используется в одном из заданий тот же самый прием.
26.02.2007 23:08:15, Оладушек с сахаром
Все правильно ваша учительница делает. Это - один из методов обучения, своеобразный "метод от противного". Таким способом ребенок учится ЗАМЕЧАТЬ ошибки, видеть их в тексте, т.е подходит к списыванию критично, анализируя текст, а не просто тупо списывая его. Детям нравится исправлять чужие ошибки, для них это своего рода игра, а в игре, как известно, обучение идет намного эффективнее. Так что спасибо надо сказать такой учительнице, которая старается найти детям дополнительный интересный материал, не зацикливаясь на одном учебнике. Значит, это человек, неравнодушный к своей профессии, старающийся разнообразить свои уроки. Кстати, как ваша дочь сама-то к ней относится? И какова ее грамотность? Хотя, если уж быть объективной, то надо брать результаты учеников минимум одного класса.
26.02.2007 22:17:20, случайно заглянула
Грамотность у нее в порядке, что называется, "врожденная". Но, ИМХО, никакая это не врожденная, а просто сказывается любовь к чтению (она много читает) и хорошая ЗРИТЕЛЬНАЯ память. И именно поэтому такие задания мне не нравятся - неграмотное письмо становится таким же привычным для глаза, как и грамотное. Если бы они на самом деле исправляли ошибки друг друга, что мы тоже иногда делали на уроках (или имитацию, т.е. ПИСЬМЕННЫЙ текст), то меня бы это, наверное, и не волновало - справляется с этими заданиями она вполне нормально. Меня напрягает практика почти ЕЖЕДНЕВНОГО чтения ПЕЧАТНОГО неграмотного текста - по-моему, это отрицательно влияет на дочкину "врожденную" :) грамотность, она уже начала задумываться по поводу написания некоторых слов, которые до этого писала безошибочно без раздумий. Может быть это и случайность, а может и нет... И, главное, мне непонятно, чем так уж полезны эти тексты, чтобы столь регулярно с ними упражняться. Ну, раз, два, но не на постоянной же основе, третью неделю уже... "Напалзала агромная тучя" - какой-то "падонкафский" языК прямо в школе и без всякого интернета :)
27.02.2007 00:12:19, Елена Н.
Я тоже считаю такой метод обучения совершенно нормальным, активным. Чем он отличается от взаимопроверки? Учит думать, подвергать сомнению написанное. Только тем, что нужно самому потом еще правильно написать!!!!! Разве это плохо? Труднее - да!
Наша учительница тоже практикует подобного рода задания, претензий - нет.
26.02.2007 23:07:17, kat kir

За один-два раза навыка видеть ошибки в тексте не выработаешь, ИМХО. Для этого, действительно, требуется достаточно большое количество повторений. насчет того, что " неграмотное письмо становится таким же привычным для глаза, как и грамотное", думаю, наоборот, ребенок после таких заданий будет более критично и внимательно относиться к текстам, автоматически отмечать ошибки.
А вообще, лучше вам с самой учительницей переговорить напрямую. Объяснить ей свои сомнения, выслушать ее доводы. Она ведь тоже не от балды это дает:-))) 27.02.2007 01:59:44, снова мимо проходила
А вообще, лучше вам с самой учительницей переговорить напрямую. Объяснить ей свои сомнения, выслушать ее доводы. Она ведь тоже не от балды это дает:-))) 27.02.2007 01:59:44, снова мимо проходила
Не от былды. Может она по результатам экспериментов над детьми диссертацию себе напишет и заслуженного учителя отхватит. А то что дети писать уметь не будут и потом за свой счет себе грамотность будут исправльть - не волнует. Никто же пока еще не додумался до того, чтобы пенсию гг учителям платить из налогов обученных ими детьми и только их них.
27.02.2007 10:33:41, юзер пассажирский
Сужу по себе. Многое помню зрительно. Да, правила знаю, но пишу, скорее, по звучанию, и по тому, как слово выглядит. Выглядит странно, пора о правилах думать. Моя мама, учившая русский, но знавшая из дома укранский, говорила, что ей трудно в некоторых случаях вспомнить какое звучание/написание слова относится к русскому. А здесь правильный стереотип сбивается сознательно. Чтобы это делать, нужно не собственное "неравнодушие" учительницы, и даже не "находки" авторов какого-то учебника. Нужны исследования, что при таком обучении не страдает грамотность, а наоборот, возрастает, в идеале с раскладкой по типам памяти. Пока таких данных нет, а родители не хотят ставить на собственных детях эксперименты все разговоры про "результаты учеников минимум одного класса" не по делу. Это не родители должны сравнивать, а им должны показать данные исследований, что это прогресс. А так это не учеба получается, а экспериментальный полигон.
27.02.2007 06:13:41, Lyuba, тоже вот тут МИМО бегаю
А мне вот еще интересно, если ребенок с детства видит в написании, например, слово крАвать, то как он должен догадаться, что в этом слове допущена ошибка
27.02.2007 13:22:24, родительница

Наша учительница тоже практикует подобного рода задания, претензий - нет.
26.02.2007 23:07:17, kat kir
Когда ребенку (тоже 3 класс) задают на дом подготовку к "письму по памяти", то у нас один из этапов подготовки именно такой - я пишу заведомо с ошибками, а он эти ошибки ищет. Удовольствие ему это доставляет немыслимое !!!
26.02.2007 21:36:59, Таньчик
Аффтар жжот. В смысле текста задания автор. udaff.com шагнул в массы. Ура, товарищи!
26.02.2007 21:04:38, Прохожий

Если учитель хочет, чтобы дети научились находить ошибки - используется взаимопроверка каких-то письменных работ. 26.02.2007 20:22:14, ЧаПай

по поводу этого метода много споров. пришло это с запада, там считается нормальным давать детям неправильные тексты с целью исправления. на уроках английского такое часто встречается.
те учителя, которых я встречала, все были поголовно против этого метода применительно и к родному языку, и к изучению иностранного.
на твоем месте, мне кажется, имеет смысл встретиться с методистом школы, чтобы услышать его мнение. 26.02.2007 20:17:27, Маграт
да... мне не столько поругаться хочется, сколько просто интересно, что называется, в глаза посмотреть и услышать разумные аргументы "за" :)
26.02.2007 21:08:54, Елена Н.
в английских школах есть такие задания . НО! там надо исправлять не слова , а неправильно построенные предложения или не соответствие времен . а это несколько другое
26.02.2007 20:25:14, masyanya
те учителя, которых я встречала, все были поголовно против этого метода применительно и к родному языку, и к изучению иностранного.
на твоем месте, мне кажется, имеет смысл встретиться с методистом школы, чтобы услышать его мнение. 26.02.2007 20:17:27, Маграт
Это не всегда так. Мы живём в Германии, моя дочь учится в 3 классе и такие задания по немецкому языку у них часто бывают, нужно исправить грамматические ошибки в тексте. А вот по французскому такого рода заданий нет, так как учительница считает, что при изучении иностранного языка этот метод не подходит.
28.02.2007 11:21:40, regenbogenО

