Раздел: Подготовка к школе

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Красно Солнышко

Про чтение и подходящие тексты

Кажется здесь я когда-то читала, что лучше всего не использовать для начального чтения тексты поделенные на слоги черточками или палочками. Вот только не помню кто писал и как это все объяснялось. Не напомните?

И еще. Посоветуйте книги для начального чтения. Я обнаружила, что ничего подходящего не обнаружила :(

Посмотрите также, пожалуйста, мои вопросы в раннем развитии. Сабж: После методики Зайцева…
26.06.2001 01:35:03,

12 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Валерия
Я купила несколько книжечек издательства "Карапуз" - маленькие рассказы Толстого, Ушинского и еще кого-то, специально предназначенные для начального чтения - и с большими картинками. То, что надо, жаль только, что их немного и они маленькие по объему... 26.06.2001 21:06:05, Валерия
Надежда Григорьевна
Офф. Валерия, я ответила на ваш вопрос по поводу иностранного языка в раннем развитии. 26.06.2001 21:21:12, Надежда Григорьевна
Надежда Григорьевна
Маша, про черточки и я тоже говорила:)
Негативный момент - для многих это создает предпосылки для отрывистого (послогового), рубленого чтения. Можно назвать это "гавкающим" чтением. Для некоторых перейти потом на плавное чтение целым словом представляет определенную трудность. Я просто сразу стараюсь свести к минимуму риски всякого рода: переучивать, переделывать, подправлять гораздо труднее и накладнее во всех смыслах, лучше сразу делать, как надо. Мне кажется, выделение ударного склада на этапе первоначального чтения наилучшим выходом. Слово зрительно все равно разделяется на удобные для чтения части, но выделение ударного склада (и в тексте, и голосом) способствует плавному прочтению. + Еще момент - иногда ребенок не понимает, что же он прочитал. Смыслообразующим в слове является ударение, а при разделении черточками, ударного склада как такового просто не существует, поэтому и трудно бывает понять смысл прочитанного слова. + Еще: техника чтения, конечно же, будет гораздо ниже, а если ты читаешь достаточно длинное слово, словосочетание или предложение, то при "никакой" технике эти разделенные слова будут тормозить еще больше – смысл ускользает.

О книгах. Боюсь, что книг для начального чтения (для ребенка в 3,7) вы, пожалуй, не найдете: шрифт – маленький, объем текста на странице – большой. Хотя вот в издательстве "Мозаика –Синтез" есть несколько книг – можно посмотреть их описание в Книжной лавке на моей странице. Не знаю, какого уровня вам нужны тексты, там все очень просто, именно для первоначального чтения.
Для тех, кто постарше, может подойти "Буратино" с рисунками Владимирского, где большие картинки и мало текста. Но все равно лучше самодельные.
Вот недавно здесь кто-то спрашивал о самом лучшем букваре. Не знаю такого – "самого лучшего". Мой вывод: лучше самодельного букваря для этого, не среднестатистического, а конкретного Ребенка, не может быть ничего. Хотя бы на самое первое время, когда он пытается делать только первые шаги, чтобы его интерес был полностью включен в процесс. И чем меньше возраст малыша, тем это важнее...
Выгоднее всего со всех точек зрения - читать стихотворные тексты ( небольшой объем текста, длина строки, величина шрифта, ритм, рифма). Зная интересы своей дочки, можно выводить разные тексты. Очень хорошо "работают" загадки, короткие сказки. Хорошо бы пройтись по уже знакомым для ребенка коротким произведениям. У меня для "моих" детей сделано очень много таких "книжечек".
Вопросы в раннем развитии посмотрю.


26.06.2001 18:40:11, Надежда Григорьевна
Красно Солнышко
Мы читали сразу и без черточек, и без выделения ударного склада. Ксеня не всегда, правда, с ходу делит слово правильно, особенно, в сложных словах. Иногда переставляет буквы, особенно в словах, начинающихся на гласную, но, в основном, справляется. Видимо уже и не стоит ничего делить? Проще просто подсказать в каждом конкретном случае? Или есть какой-то особый методический смысл с прицелом на будущее в таком делении на этом этапе?

Дело в том, что я даже не объясняла что такое ударение. Не скажу, что не пыталась, но как-то не очень это легло. Однако если слово не слишком длинное и не слишком экзотическое и незнакомое, оно и так читается.

Проблемы в основном возникают не из-за неправильно поставленного ударения, а из-за длины (забывает начало) или перестановки букв в длинных словах (закрытые слоги читает как открытые, как будто это склад наоборот). И еще мне очень странно, что она не повторяет сама слово прочтенное по слогам (скорее все-таки – складам) целиком, только если попросишь. Еще, кстати, неожиданная проблема: с буквой «E» все читает без проблем, все то же самое с буквой «е» вызывает бОльшие затруднения. Хотя, конечно теоретически знает, что буква одна и та же.

Вообще чтение напоминает быстрое проговаривание всего, что она видит, помнит она только последнее слово или два, иногда, в длинных словах, последние слоги. Может все так прочитать, а в конце выдать «свое предложение» с отдельными встретившимися в тексте словами. Очень странно – вроде все прочитала только что. Кстати, постоянно халтурит и не дочитывает, пытается догадаться. По этой причине, стихи, особенно хоть немного знакомые, нам вообще противопоказаны. Она полностью переходит на вспоминание и угадывание рифмы.

А «Буратино», краткий вариант у нас есть, спасибо, что напомнили. Только вот по своей инициативе Ксюха никакие книги не берет, только вывески читает :( Что с этим то делать?
26.06.2001 21:11:46, Красно Солнышко
Надежда Григорьевна
Ничего :) Продолжать спокойно и не торопиться. А вы явно торопитесь. Ребенок только начал читать, она еще в начале пути, а вы ждете от нее результатов, которых ждать рано.

Если вы сразу читали без всяких "опознавательных знаков":) в виде деления на слоги, если проблем нет, то зачем они вам сейчас? Но вот слова, которые начинаются с гласной, хорошо бы писать по таблице или специально написать для чтения: Аня, Оля, Юля, Алеша, акула, осы, укроп и пр., чтобы навыки чтения подобных слов постепенно автоматизировались. Можно перевести это в игру, попутно, на ходу придумывая что-то про эти слова.

Немного обеспокоило то, что сначала читала "по буквам"(м, а – ма). Сейчас как, это полностью ушло?

Про ударение и др. Не нужно ничего объяснять словами. Нужно только показывать на примерах.
Длинные слова, перестановки букв, "Е" и "е" – это всё типичные трудности. Рецепты простые: время, взросление, накопленный опыт, спокойное отношение к этому взрослых.
Ее, Ёё, Аа, Бб. На Складовых картинках Зайцева одно и то же слово написано сначала заглавными, а затем строчными буквами (ЗАЯЦ, заяц; ЁЖ, ёж) – помогает преодолеть эту трудность. Это к вопросу о том, что вы считаете, что "продолжать читать отдельные слова не вижу особого смысла" – это не так.

О знакомых стихах. Вот четыре строчки стихотворения. Читаем. Как вы говорите, "вспоминаем". НО при этом обязательно проводим по строчкам пальцем (указкой), чтобы произнесенное слово соответствовало показанному. После этого спросите: а где же здесь слово "…"? Если затрудняется, можно подсказать, на какой строчке живет (спряталось) это слово. Чтобы его найти, нужно ведь прочитать эту строчку.:) Опять не чтение главное, а главное – найти слово:)

О комиксах. Очень хорошо дети воспринимают комиксы на основе собственных фотографий. Про себя, про любимую всегда интересно прочитать. Вы, может быть, привезли из поездки фотографии? Хорошо бы обязательно с ее участием сделать альбом (книгу), вместе придумать и подписать фотографии: где-то одно-два слова, где-то словосочетание, где-то 1-2 предложения. Причем, предпочесть именно ее варианты подписей. Многие почему-то недооценивают прием чтения уже знакомых текстов и зря: у ребенка нет барьера неизвестности, неуверенности, много раз прочитанное закрепляет все навыки чтения. Знаете, сколько раз она будет просматривать этот альбом, показывать его другим (и читать, конечно). Я придерживаюсь в занятиях с малышами только такого принципа: учить читать не уча этому специально, мимоходом, просто вплетая эти моменты в другие интересные для ребенка дела.

Кое-что можно посмотреть здесь
27.06.2001 11:10:16, Надежда Григорьевна
Красно Солнышко
Спасибо! :) Как всегда очень полезные советы.

По поводу чтения по буквам. До сих пор, если Ксюха сомневается (обычно это бывает с "е", но иногда и в других случая), она "проверяет" себя по буквам. Она стала выдавать целые слоги сразу, без проговаривания букв, после недельной отработки складов по таблице. В этом плане методики Зайцева нам очень пригодилась.

С другой стороны, пока она не осознала слияние, мы бились с той же таблицей безуспешно месяц, а может и два или три и в конце концов я ее сняла совсем и даже в мыслях не было брать ее в Крым.

Мне кажется причина еще в том, что Ксеня не только пропевала вместе со мной, но и смогла непроизвольно про себя "пропевать" сама время от времени поглядывая на таблицу и контролируя себя по буквам. Процесс стал для нее вполне осмысленным.

Я вот думаю, может мне переделать таблицу и написать безде "е" вместо "Е"? Две я уже сделала, сделаю третью. Это просто пунктик какой то, "ВЕ" читает без проблем, а перед "ве" задумывается. Причем ни с "Аа", ни с "Бб" подобных проблем не возникает. Сам Зайцев в своей книге почему-то не придает этому большого значения. В начале осознанно пишет в таблице только прописные, а потом так лихо и просто вводит в конце сводную табличку и больше об этом не пишет, что у меня, в момент прочтения его книги, сложилось впечатление, что с этим не бывает проблем.
27.06.2001 17:54:47, Красно Солнышко
Надежда Григорьевна
Так потому и не придает такого значения, что есть Складовые картинки, а благодаря им, проблем действительно не возникает. Все-таки методика Зайцева по обучению чтению - система:), если уж есть пособие, то оно не просто так.

А идея заклеить "Е" и поменять ее на "е" мне понравилась.
27.06.2001 18:25:48, Надежда Григорьевна
Нам подарили чудесную книгу Серебрянная книга сказок (они есть разных издательств, какое у нас - не помню, некоторые мне не нравятся).
Почти все сказки - на один разворот, коротенькие, крупные буквы, с буквой "ё". На каждую сказку по несколько сюжетных картинок.
Мы делали так: первую страницу разворота она читает, а вторую - я, а она рассматривает картинки. Правда книга стоит порядка 200 рублей, но она этого стоит, да и сказок там много. Очень рекомендую.
26.06.2001 05:19:14, юля
Красно Солнышко
Мне кажется, что сейчас проблема не в самом прочтении, а в том, чтобы научиться не терять по дороге смысл :).

Ксеня достаточно бодренько прочитывает (отчитывает – будет точнее) предложение или даже абзац. Я, только слушая ее, вполне хватаю суть. Однако сама Ксеня, похоже, удерживает в голове лишь последние 1-2 слова, все остальные, по мере прочтения, забывает. Поэтому, естественно, смысл теряется и ей неинтересно. Как преодолеть этот кризис, пока не знаю. Сейчас, даже абзац, Ксеня может прочитать только после долгих уговоров. И я не вижу смысла в таком длительном «несознательном» и, следовательно, незаинтересованном чтении.

Кстати, по поводу буквы ё. Мне не показалось все таким уж безнадежным. Все книги издательства "Самовар" с этой буквой. Всем они неплохи, однако, для начального чтения, они все-таки чуть мелковаты и длинны. Их бы Ксюха читала с интересом (слушает, по крайней мере, с огромным вниманием), да пока не по Сеньке шапка. В данный момент же лучшее, что у меня есть – это «Лучшая книга для чтения» издательства Росмен. Самые крупные тексты (хотя и это – не предел, да и шрифт не самый лучший выбрали), с буквой ё все в порядке и, главное, очень грамотная подборка с литературной точки зрения. Но… все равно слишком сложно для нас.

Дело в том, что нам даже коротенькие тексты, на страничку, пока еще не осилить, надо еще меньше. Желательно картинка - предложение-подпись. И предложения не очень длинные 4-5 слов. Чтобы ребенок непринужденно вошел во вкус.

Думала, что отдельные тексты найду в букварях, пересмотрела несколько (бабушка нас снабдила еще год назад), но везде либо тексты неинтересные – никакого энтузиазма у Ксени, либо поделены они на слоги, что вроде уже неактуально и даже вредно.

Обычные тексты, которые мне попадались, либо длинные, либо короткие, но мелкие, без ё, либо, вроде все бы хорошо, но абсолютно бездарно с художественной точки зрения. Подобрать в результате, конечно, что-нибудь можно, но с вариантом внешней мотивации, а так хочется, чтобы ребенок и сам хотел прочитать, и ему это было еще и по силам.

А Серебряных, Золотых и даже Брильянтовых сказок я тоже много видела, но как то все они были не очень. Важно, видимо, искать книгу конкретного издательства. Напиши какого, если нетрудно.
26.06.2001 18:44:09, Красно Солнышко
У нас есть две книги, которые Вам, видимо, могли бы помочь.
Это сборник текстов для проверки скорости чтения в начальной школе и сборник програмных произведений для н.ш.
28.06.2001 00:14:01, :-(
Мне кажется я такую нас в Израиле видела. Там еще картинка почти на всю страницу? 26.06.2001 17:03:04, Natsi
Юля, посмторите, пожалуйста, издательство. Книг с таким названием действительно много, мне вот ничего стоящего не попадалось. 26.06.2001 12:49:29, Ольга м.


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!