Раздел: Что читать ребенку

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Понимание прочитанного

Даже в самых детских книгах есть многое, что ребенку непонятно. Например, в "Простоквашино" - институт физики Солнца, лотерейные билеты, документы и т.д. Винни-Пух - так там вообще, ИМХО, не понимая игры слов нет смысла читать :) Карлсон - тоже немеряно всего, ИМХО, не понятного ребенку 3.5 лет. Анюта, как правило, во время чтения не переспрашивает, сам кое-что объясняю, если решу, что она не понимает... Складывается впечатление, что у нее - как у меня, когда я со своим убогим знанием английского просматриваю какой-то текст - общий смысл понятен, а детали не важны :) Наверное и тут действует закон 20/80 - о том, что 20% времени занимает понимание 80% текста. Стоит ли тратить еще 80% времени, чтобы понять оставшиеся 20%?
08.10.2003 09:51:19,

34 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Masha B.
Я трачу время на объяснения. По моим наблюдениям к трети или середине книги непонятные вещи начинают повторяться. Нам вообще это очень важно, т.к. это очень хороший способ расширять лексикон ребенка (мы живем в Израиле). 13.10.2003 18:25:05, Masha B.
Красно Солнышко
А как же ребенок узнает эти слова, если не будет с ними сталкиваться?!
09.10.2003 23:03:26, Красно Солнышко
согласна! Интересные потом темы для обсуждений всплывают. 10.10.2003 09:37:12, Nata
Красно Солнышко
Мы в неполных шесть лет читаем "Динку" Осеевой, по ссылке как раз про всплывающие интересные темы. 10.10.2003 09:55:45, Красно Солнышко
Я читала. Но для меня это тугоообъясняемые темы. 8-) Объясняла как-то дочке, кто такие пионеры, и поймала себя на том, что донести до нее ту эпоху, когда "настоящие пионеры должны быть..." с одной стороны и показуха и прочее с другой, я не могу. Пришлось довольствоваться малым. :-) 10.10.2003 15:42:35, Nata
Красно Солнышко
Так в том то и дело, что ты начинаешь объяснять не на одном примере, а на многих, с разных сторон.
Кто такой Ленин, что такое революция, что такое религия, что мы празднуем 7 ноября, почему салют 9 мая, почему наша улица называется Бестужевых и кто такие декабристы. Постепенно, какая-то картинка у ребенка складывается...
10.10.2003 21:28:51, Красно Солнышко
Так Карлосон и в начальной школе понимается неполностью, мой в восемь лет сильно расстраивался и обижался за Малыша.

Мне кажется, что просто книги нужно выбирать "по возрасту", а не пытаться объяснять содержание :-)
09.10.2003 14:59:33, Машенька Л.
=СветА™=
Я адаптирую кое-что при чтении,читая только понятное и чуть поясняя некоторые моменты, а со временем, при перечитывании , все как-то само встает на свои места.
После года перечитывания Чебурашка, Карлсон, Буратино и другие толстые книжки читаются без купюр.

Но самое забавное для меня даже не это, а то, что самый простой, понятный и элементарный текст понимается ребенком совершенно иначе, что меня часто в такой тупик ставит, что я не знаю плакать или смеяться.

Моей Нюшке 3г2мес.Читаем книжку"Самый большой друг" Там дружат с девочкой дружат слон, собака и бабочка.Причем слон утверждает, что он самый большой друг девочки. поскольку бабочка и пес не вышли ростом.
Потом девочку хватает крокодил, слон , струсив, удирает в лес, а храбрая бабочка зовет на помощь пса . Пес выручает девицу из пасти крокодила.
Хэппи энд.пристыженный слон становится маленьким. а собака и бабочка вырастают.
Вывод очевиден для взрослого-величина друга определяется не размерами.
Прочитали это раз сто, мультик поглядели.Как-то идем, обсуждаем кто хороший кто похой, кто друг , кто не друг.

Вдруг Нюшка на полном серьезе говорит" Слон самый большой друг девочки. Потому что он убежал в лес , и очень переживал.А бабочка ябеда, она собаке наябедничала, а собака крокодила обижала.А крокодил девочку только за платице держал, ничего ей не делал.А потом собака большая , противная стала и бабочка тоже, а слоник стал таким маленьким, хорошеньким "

И все это выяснятется после многомесячного перечитывания крошечной сказки..
Мне страшно подумать какая каша у нее в голове после всего, что мы читаем. :-))
09.10.2003 00:16:38, =СветА™=
Дочке так нравилась эта сказка, когда было 3-4. А не так давно (в 6.5) обнаружала книгу помятой и засунутой куда-то подальше! Оказалось, что ребенок очень зол на плохую книжку. Не может слон быть маленьким! И не справедливо это по отношению к слону. 09.10.2003 13:37:48, Nata
В мультике был бегемот :) и с ним сразу все было понятно :) 10.10.2003 13:43:01, Снусмумрик
Ot rebyonka zavisit. Moya starshaya dochka pohozhe mogla (i do sih por mozhet) dovol'stvovat'sya ponimaniem dazhe men'she 80% soderzhaniya. Inache mmne trudno ob'yasnit' kak ona chitaet mnogoe iz togo, chto ona chitaet. A vot mladshei prihoditsya ob'yasnyat' kazhdoe slovo. Mozhete predstavit' vo chto prevrashalos' chtenie skazok Pushkina :) 08.10.2003 18:46:20, irina.
Dashulala
Моя дочуня из тех, кто, если не понимает хотя бы одно слово, не дает читать дальше, пока это слово не будет подробно разъяснено. Любит пока (3 и 5, почти 3,5) только те книжки/сказки/рассказы, которые можно прочитать за один раз. Если что-то очень длинное, начинает скучать. Читать в 2-3-... приема не позволяет. Очень сильно привязывается. Я, например, раньше читала ей более сложные книжки, а теперь она запала на Сутеева (котенок по имени Гав, всякие зайцы с ежами) и ничего другого не признает. Если предлагать что-то более сложное, то можем уйти не дальше 2й страницы - будем все слова разъяснять.
В связи со всем этим вопрос: не торможу ли я развитие ребенка, идя на поводу ее вкусов в чтении????
08.10.2003 14:21:59, Dashulala
Кстати - тот же самый котенок Гав - там тоже много чего ребенок до конца понять не может... 08.10.2003 16:22:49, AleXXX
Для меня смысл в том, чтобы предлагать ребенку планку немного выше той, до которой он может дотянуться в данном возрасте. Чтобы горизонты открывались :) 08.10.2003 13:38:14, Снусмумрик
Ludmilka
Как я люблю эти не до конца понятые моменты! :-) Их обсуждение в такие интересные беседы с ребёнком выливаются! Правда, если таких моментов слишком много, и вопросы сыпятся на каждом шагу, я книгу сознательно сокращаю :-) на ходу :-) у нас так с Мэри Поппинс было - незнакомые имена, автобусы нарисованы двухэтажные... Поговорили про Англию, на карте посмотрели, где эта Англия, вспомнили, что папа туда летал, фотографии посмотрели... Помню, детя очень заинтересовал вопрос, а чего это старая няня из семьи Бенксов ушла :-) 08.10.2003 12:58:26, Ludmilka
Автомобильчик БИП...
Подскажите где купить и как книга выглядит
08.10.2003 12:53:39, Юляя
Видела на ярмарке в Олимпийском. 09.10.2003 10:55:00, Королёк
посмотрите в интернет-магазинах. Поиск www.findbook.ru 08.10.2003 14:01:34, Nata
А вот в Израиле в школе есть спец. предмет который так и называется:понимание прочитанного. Раньше когда ещё у меня детей и в школе учились только племянники я впервые об этом услышала и удивилась что неужели невозможно понять то что прочитали. А сейчас когда мой старший пошёл во второй класс и они начали учить этот предмет, то я поняла как он важен. А до этого когда я тут училась в универе, то удивлялась насколько хорошо местные студенты понимают суть прочитанного-схватывают именно важное и именно суть-как говориться умеют отделить зёрна от плевел. 08.10.2003 12:25:11, надяМ
Вообще-то у нас в российском саду это тоже есть:) Только называется по другому.
И программа российской школы также предусматривает (и предусматривала в Ваше время), что на уровке чтения (в начальной школе) дети не просто читают (практически не читают), а разбирают произведение.
Первым пунктом идет словотолкование - т.е. учитель сначала должен убедиться, что все дети поняли все слова в произведении. ну а потом идет разбор прочих смыслов всего произведения.

У нас в средней группе д/с сейчас - то же самое.
08.10.2003 15:19:20, Katenka
Не-ет, это нечто другое. Вот я повнимательней полистаю на досуге учебник, потом объясню более понятно. Ниже я привела пример упражнения которое сын делал как домашнее задание-это только начало, дальше будет круче. 08.10.2003 18:56:13, надяМ
ЛаМа
Нет, это совсем другое. То, о чем говорит Надя - это больше о ТЕХНИКЕ понимания различных текстов, а то, что преподают на уроках чтения - это АНАЛИЗ данного конкретного текста. 08.10.2003 17:38:04, ЛаМа
Вот-вот, именно так (я думаю). 08.10.2003 18:57:29, надяМ
Надя, а расскажите вкратце суть этого предмета, методы, примеры заданий. Очень интересно. 08.10.2003 12:51:57, Lilika
он только начал учить. начали они с таких упражнений:
Даётся ряд слов на первый взгляд из одной "оперы", но одно слово не подходит к этому ряду.Его надо найти, обвести в кружок и объяснить почему оно лишнее.Например:
1, Рот-нос-ухо-живот. Ответ:живот, потому что не на голове (лице). Сын написал, что рот-потому что не оканчивается на определённый вид буквы в отличие от других слов (на иврите). Я его исправлять не стала потому что есть логика в его решении.
2, Дорога-тротуар-пол-улица. Ответ-лишнее слово "улица", потому что все остальные слова понятия физические (по ним мы топчем ногами), а улица-это общее название.
В общем пока что такие упражнения, что будет дальше ещё не довелось толком книгу полистать.
А вот по математике в первом классе (на мой взгляд тоже подходит к пониманию прочитанного) у них была серия уроков: словесная арифметика. Это когда просят сосчитать сколько будет: дерево+дерево+дерево+столб. Я бы (как многие другие учившиеся в россии и при чём не плохо) сказала бы 4. А оказывается правильный ответ 3 дерева и 1 столб.
08.10.2003 16:25:09, надяМ
Заяц.
Во логика! Ни за что бы не догадалась! Я бы сказала - пол лишний, потому что он в доме, а остальное - вне дома. 10.10.2003 02:02:43, Заяц.
Я наверно не правильно перевела с иврита. Имеется ввиду поркытие пола или тротуара. Слово подходящее как для дома так и для улицы (типа плитки или дорожных кирпичиков), т.е. не что-то спецмфическое для дома. А вообще я думаю, что дальше сложней будет. Если бы было так всё просто, то и предмет этот не нужен был бы. 10.10.2003 10:22:39, надяМ
=СветА™=
А почему это понимание прочитанного? Это первые элементарные задания на логику... 09.10.2003 00:00:38, =СветА™=
Я не знаю -ещё сама не разобралась. Вчера вечером хотела полистать книгу чтобы понять, но сын её оставляет в школе. учительница сказала чтобы сумки полегче были и не надо было таскать каждый раз тяжести, то часть книг (которые нужны не часто и по которым не всегда бывают домашние работы оставлять в личном ящике в школе). Я попросила его принести, чтобы могла посмотреть. Я думаю, что развитая логика поможет понять истинный смысл написанного.Ведь часто бывает, что прочитав одно и тоже каждый понимает по своему. А ведь автор как правило имеет ввиду что-то определённое. А вообще увидев учебник я буду умнее и смогу объяснить лучше о чём предмет. Проблема заполучить домой эту книгу -сами знаете дети забывчевы. 09.10.2003 10:04:17, надяМ
Iriska
Я тоже над этим думаю :)).
Наверное, поэтому дети и просят так часто перечитывать книги, сто раз читаные(недавно как раз был вопрос про это!)
Я делаю так: объясняю все и подробно, если хотя бы чуть-чуть спросит. И объясняю что-то, что теоретически может заинтересовать моего ребенка. А просто зная его интересы, это можно понять:)
В следующую читку той же книги, у ребенка, накопившего новый опыт, возможно появятся новые вопросы и новое понимание старого текста.
Так что, если ребенку интересно, все равно надо читать, хотя моя свекровь утверждала, что это ни к чему:(
08.10.2003 11:23:30, Iriska
У меня примерно такое же отношение к вопросу... И по поводу многократного перечитывания. Кажется, что и в самом деле ребенок все более и более полно усваивает информацию, а когда все становится понятно, то книжка перестает быть интересной... Что и происходит с самыми простыми книжками типа примитивных адаптированныъх для соответствующего возраста сказок... Вот только обидно, что время чтения ограничено, а книжек столько много, что хочется их все прочитать ребенку :))) А приходится по пятому-десятому разу читать одно и то же... 08.10.2003 11:49:28, AleXXX
Ну, не все Библия, где каждое слово- золото:-)) Во многом дело вкуса, возраста, в конце концов, важности для ребенка факта...
Успенский, по моему очень субъективному мнению, как раз из тех творцов, у кого легко "слово из песни выкинуть" , в данном случае, из прозы,( а песни я не имею ввиду:-) и общий смысл не будет потерян. И мультик Простоквашино в этом возрасте гораздо органичнее. Еще пример: "Крокодил Гена - лейтенант милиции." Дедушка наш готов на все, лишь бы это не читать внуку :-)))Много ну просто словесного мусора. Книжку подарили, я бы не купила точно.
А есть писатели,в произведениях которых чувствуешь, как филигранно каждое слово. Козлов, Токмакова например.
"Винни-Пуха" же я отношу к тем прозведениям, которые можно читать каждый год до старости, не теряя интереса и открывая все новое и новое, как читают люди ту же "Войну и мир" по-новому в разном возрасте.
У меня сын частенько задает вопросы какое-то время спустя, я уже иной раз и не думаю, что он это как-то отметил при чтении (на данный момент чаще всего про образные выражения, пословицы)
08.10.2003 10:26:33, Lilika
Меня тоже удивляют иногда вопросы, задаваемые через длительное время по поводу прочитанного. Значица, работают какие-то связи в мозгу, пережевывают информацию... Забавно :) 08.10.2003 11:11:57, AleXXX
мамАнечка ©
:-) а когда книжечку в руки берем, на рекомендуемый возраст детей смотрим?:-))
Если смотреть на возрастные критерии, разработанные детскими психологами и педагогами, то такие книги предназначены для детей старше 3,5 лет:-)))))))))))))))
Конечно, никто читать не запрещает, я и сама читала, но... все-таки полное понимание таких произведений приходит к ребенку, когда он постарше.
08.10.2003 10:04:23, мамАнечка ©

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!