Спор тут у нас с мужем вышел.
Я учу считать с переходом через десяток следующим образом:
Допустим, надо сосчитать 7+5
1) Какое слагаемое больше?
7
2) Сколько не хватает от 7 до 10?
3
3) Если 3 отнять от 5 сколько останется
2
4) Переписываем (перераспределяем)
7+5=7+3+2=10+2=12
Муж же утверждает, что это слишком сложно и счет с переходом через десяток просто выучивается так же, как состав числа до 10 и так же, как таблица умножения.
Оно, конечно, выучивается. Я уже так не считаю, наверное... Говорю наизусть. Хотя, трудно сказать. Короче, кто прав?
Конференция "Ребенок от 3 до 7""Ребенок от 3 до 7"
Раздел: Подготовка к школе
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Мы тоже так учили считать, по-моему ребенок понял очень быстро, для него это не сложно. А то когда он еще выучит суммы :) Да и надо ли?
11.02.2003 11:14:54, Елена Д.
Выучить это, конечно, хорошо, но понимать, почему так получается лучше. Я сама до сих пор считаю так, как вы описали, и наизусть не помню, жить мне это нисколько не мешает :)
06.02.2003 11:16:41, kateD
Все по-разному это делают. Дочка, например, вот как примерно переходит через десяток с твоим примером (только манипулирует фишками, а не цифрами):
7+5
10=5+5
7=5+2
7+5=5+2+5=10+2
Только она скорее в четверки или тройки переведет, чем в десятки, двенадцать же здорово раскладывается :-)
Я считаю, выучивать можно ДАЛЕКО после того, как понял все идеи.
06.02.2003 06:21:52, Мария Д.
7+5
10=5+5
7=5+2
7+5=5+2+5=10+2
Только она скорее в четверки или тройки переведет, чем в десятки, двенадцать же здорово раскладывается :-)
Я считаю, выучивать можно ДАЛЕКО после того, как понял все идеи.
06.02.2003 06:21:52, Мария Д.
Конечно, сначала этап дополнения до 10, а потом прибавление оставшегося, можно надписывать сверху. Потом конечно запомнит все ответы. Но в начале так, как вы делаете, чтобы был понятен процесс.
06.02.2003 00:23:29, remka
Чтобы знать "наизусть", необходимо все же пройти определенные предварительные этапы.:)
Проговаривание вслух всей последовательности действий + наглядность (предметная, затем в записи) очень важны. 05.02.2003 23:25:34, Надежда Григорьевна
Проговаривание вслух всей последовательности действий + наглядность (предметная, затем в записи) очень важны. 05.02.2003 23:25:34, Надежда Григорьевна
Да :-) Я считаю, детям это трудно вот по каким причинам... Заодно, вот как эти причины можно попробовать устранить...
1 - идея счета десятками основана на УМНОЖЕНИИ - точнее, части "умножательных идей" - группировки. А подается это традиционно с точки зрения сложения, и ДО введения умножения. Исправляем: сначала работаем с группировками, пере-группировками и другими "умножательными" идеями.
2 - Десятка - это МНОГО для маленьких. Даже взрослые за пределами пятерки используют другие механизмы обработки информации, вдаваться сейчас в подробности не буду, если никто не попросит. Вывод: умножательные и вообще "пред-позиционные" идеи начинаем с маленьких количеств, до пяти. Например, пересчет идет на тройки. Один, два, три, потом - три и один, три и два... Строим с ребенком троичную систему, собственно. Так же изучаем степени (только там вместо сотни будет 3*3). Переход через тройку ребенку ГОРАЗДО легче осилить, чем через десятку. Что подводит нас к третьей проблеме...
3 - Чтобы человек понял идею, хорошо бы ему поработать с несколькими примерами этой идеи. Ну, больше, чем с одним. А детям обычно показывают только одну позиционную систему - десятичную. Поэтому детям довольно сложно понять саму позиционную идею, на одном-то примере. Выход: показывать детям разные системы, опять же, с маленькими основаниями (троичную, четверичную, бинарную) и десятичную В ТОМ ЧИСЛЕ. Полезно придумать какую-нибудь метафору, игру (если ребенок любит такое) для разделения систем, чтоб не путаться, например, полеты на разные планеты - мы так играли даже со взрослыми, полуиронично. Сейчас мы на планете троек. Сейчас мы на планете десяток...
Если адресовать эти три вопроса - умножательные идеи, маленькие основания, разные системы - у ребенка гораздо глубже и в то же время легче идет этот самый "переход через десятку" :-)) 06.02.2003 06:33:29, Мария Д.
1 - идея счета десятками основана на УМНОЖЕНИИ - точнее, части "умножательных идей" - группировки. А подается это традиционно с точки зрения сложения, и ДО введения умножения. Исправляем: сначала работаем с группировками, пере-группировками и другими "умножательными" идеями.
2 - Десятка - это МНОГО для маленьких. Даже взрослые за пределами пятерки используют другие механизмы обработки информации, вдаваться сейчас в подробности не буду, если никто не попросит. Вывод: умножательные и вообще "пред-позиционные" идеи начинаем с маленьких количеств, до пяти. Например, пересчет идет на тройки. Один, два, три, потом - три и один, три и два... Строим с ребенком троичную систему, собственно. Так же изучаем степени (только там вместо сотни будет 3*3). Переход через тройку ребенку ГОРАЗДО легче осилить, чем через десятку. Что подводит нас к третьей проблеме...
3 - Чтобы человек понял идею, хорошо бы ему поработать с несколькими примерами этой идеи. Ну, больше, чем с одним. А детям обычно показывают только одну позиционную систему - десятичную. Поэтому детям довольно сложно понять саму позиционную идею, на одном-то примере. Выход: показывать детям разные системы, опять же, с маленькими основаниями (троичную, четверичную, бинарную) и десятичную В ТОМ ЧИСЛЕ. Полезно придумать какую-нибудь метафору, игру (если ребенок любит такое) для разделения систем, чтоб не путаться, например, полеты на разные планеты - мы так играли даже со взрослыми, полуиронично. Сейчас мы на планете троек. Сейчас мы на планете десяток...
Если адресовать эти три вопроса - умножательные идеи, маленькие основания, разные системы - у ребенка гораздо глубже и в то же время легче идет этот самый "переход через десятку" :-)) 06.02.2003 06:33:29, Мария Д.
И у меня вопрос по теме :) Никак не доходят руки сделать отдельную...
Ходили к нам недавно игрушки в гости, дочка угощала их виноградом по одной ягодке. Гости приходили-уходили, по одному, двое, трое... Мы их не пересчитывали, а говорили "сейчас у нас в гостях мишка, зайчик и белочка, давай их всех угостим", потом "пришли еще черепаха и волк, а старые гости все сьели, давай опять всех угостим"... В пределах 6 дочка не ошибалась, после 6 терялась. Ягоды она брала в каждую руку 1+1, 1+2, 2+2, 2+3, 3+3 не пересчитывая. Что это? двоичная и троичная системы? сложение? сопоставление одного к одному? Очень интересен механизм. 06.02.2003 19:49:01, Рябина
Ходили к нам недавно игрушки в гости, дочка угощала их виноградом по одной ягодке. Гости приходили-уходили, по одному, двое, трое... Мы их не пересчитывали, а говорили "сейчас у нас в гостях мишка, зайчик и белочка, давай их всех угостим", потом "пришли еще черепаха и волк, а старые гости все сьели, давай опять всех угостим"... В пределах 6 дочка не ошибалась, после 6 терялась. Ягоды она брала в каждую руку 1+1, 1+2, 2+2, 2+3, 3+3 не пересчитывая. Что это? двоичная и троичная системы? сложение? сопоставление одного к одному? Очень интересен механизм. 06.02.2003 19:49:01, Рябина
Это по-английски называется subitising - мгновенное узнавание количества, в среднем до пяти-семи работает у людей, а у некоторых животных тоже есть, это встроено, видимо, в мозг (есть у новорожденных уже)... Очень советую поддержать этот механизм, НЕ переучивать ни в коем случае на пересчет "один, два, три". Для перехода от этого к троичным системам и т.п. :-) можно предложить способ закрепить парочки, троечки. Например, сцепить виноградины зубочистками, или на каждую тарелочку класть по три... А потом какой-нибудь особо толстый мишка может просить две ТАРЕЛОЧКИ.
06.02.2003 20:56:38, Мария Д.
[пусто]
06.02.2003 22:11:04
Мне радостно. И еще, мне кажется, что Вы ее понимаете. Потом, это давний спор среди педагогов - насколько ты должен разбираться в предмете, чтоб помогать в нем другому. Спор пока не разрешен... В любом случае, поддерживать интерес и игры ребенка можно... Еще, может, стоит почитать про разные теории развития математики в начале. У меня есть несколько статей на английском на эту тему, могу прислать.
07.02.2003 19:31:49, Мария Д.
Если помнишь, был у нас уже разговор про троичную систему. Я попробовала. Глухо. Ну не выходит она на идею никак. Заносит ее во что-то совершенно другое. Самая здравая идея была пойти через сложение. Четверку записать 3+1, пятерку 3+2, десятку 3+3+3+1. Вроде бы маленький шажок и вперед, но не хочет она его делать! Зачем изобретать велосипед, когда можно показать им цифры дальше.
Меня вообще начинают терзать смутные сомнения, что ребенок гуманитарий. Вот ужас то! С ней невозможно заниматься математикой. Она распыляется мыслью по древу. Она мгновенно переключается. Что-нибудь напевать начинает (Пять и семь будет 15, не пятнадцать, так сколько-о-о же буде-е-т, может 13, нет не 13, ха-ха-ха), сочинять, по английски считать, какие-нибудь вопросы задавать из другой совершенно области.
Маш, ты много детей видела в этом возрасте, наверное? Насколько видны способности? И вроде с логикой все отлично. И состав числа изучен. Когда хочет, отвечает уже не задумываясь. Но так все это со скрипом. Не в плане, что заставляю, но не вижу интузиазма. Абсолютно. Может придуривается? 06.02.2003 13:18:16, Красно Солнышко
Меня вообще начинают терзать смутные сомнения, что ребенок гуманитарий. Вот ужас то! С ней невозможно заниматься математикой. Она распыляется мыслью по древу. Она мгновенно переключается. Что-нибудь напевать начинает (Пять и семь будет 15, не пятнадцать, так сколько-о-о же буде-е-т, может 13, нет не 13, ха-ха-ха), сочинять, по английски считать, какие-нибудь вопросы задавать из другой совершенно области.
Маш, ты много детей видела в этом возрасте, наверное? Насколько видны способности? И вроде с логикой все отлично. И состав числа изучен. Когда хочет, отвечает уже не задумываясь. Но так все это со скрипом. Не в плане, что заставляю, но не вижу интузиазма. Абсолютно. Может придуривается? 06.02.2003 13:18:16, Красно Солнышко
В этом возрасте ОЧЕНЬ важно строить занятия на стиле ребенка. Моей, например, очень нравится тоже сочинять песенки, мы с ней и сочиняем, пардон за качество, но это же для внутреннего употребления:
"А у двух собак мы спросим
Два четыре будет восемь"
Две собаки - лапы.
"С ней невозможно заниматься математикой" - чем, как, когда? Если я сама выберу тему, придумаю занятие - с вероятностью процентов девяносто этим с моим ребенком заниматься невозможно. А вот сегодня мы взвешивали ее новую крысу - это пошло хорошо. А вчера, когда рисовали, поговорили про симметрию, ее оси... У каждого занятия, мне кажется, должна быть сильная не-учебная цель. Мы об этом тоже уже говорили :-) 06.02.2003 18:45:35, Мария Д.
"А у двух собак мы спросим
Два четыре будет восемь"
Две собаки - лапы.
"С ней невозможно заниматься математикой" - чем, как, когда? Если я сама выберу тему, придумаю занятие - с вероятностью процентов девяносто этим с моим ребенком заниматься невозможно. А вот сегодня мы взвешивали ее новую крысу - это пошло хорошо. А вчера, когда рисовали, поговорили про симметрию, ее оси... У каждого занятия, мне кажется, должна быть сильная не-учебная цель. Мы об этом тоже уже говорили :-) 06.02.2003 18:45:35, Мария Д.
Может, рановато просто еще считать такие числа?..
Мы, практически, на два года почти старше вас, но считать так начали только летом. Причем самостоятельно и не напрягаясь :)
Просто вдруг стала считать большие числа... цифры знала, конечно, давно, считала в пределах десятка тоже. 06.02.2003 16:32:36, Аурика
Мы, практически, на два года почти старше вас, но считать так начали только летом. Причем самостоятельно и не напрягаясь :)
Просто вдруг стала считать большие числа... цифры знала, конечно, давно, считала в пределах десятка тоже. 06.02.2003 16:32:36, Аурика
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?