Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Противникам конформизма и манипуляций

Скажите, а как бы вы разрешили такую ситуацию:
Приходим домой на обед (для этого отведено 1,5 часа, потом обратно в школу), дочь просит включить ей компьютер поиграть. Говорю, что как только с обедом покончим, комп в ее распоряжении. Далее садится кушать, но постоянно отвлекается, в итоге времени на игру не остается :-(
При этом в процессе еды я постоянно подбадриваю "Таня, ешь!" и напоминаю, что она сама теряет время,пока тарелку не опустошит, о компе не может быть и речи, в итоге обед не доеден, поиграть не успели, пора идти в школу. После школы дочь как ни в чем не бывало требует играть на компе и обещает, что завтра уж точно она будет есть хорошо, быстро и полностью. Назавтра все повторяется. С мультиками та же песня, только требует одновременно есть и смотреть ТВ.
Так как быть? Я считаю, что надо стоять на своем, если не поела, сама себя наказала, оставив без компа (или мультиков), даже после школы, иначе у дочери будет складываться мнение, что ничего страшного, не сейчас, так потом, но будет так, как хочет именно она. А как считаете вы?
30.11.2002 15:37:39,

40 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
IrinaL
Полностью согласна.
ЗЫ Я тут была где-то год назад, никто уже не помнит, наверное :-))
03.12.2002 13:56:28, IrinaL
Если честно, я считаю что именно такая формулировка -- не сейчас, так потом, но будет именно так как хочет она -- залог счастливого детства, юности, взросления и старости:)))
А в данной конкретной ситуации -- ну причем тут мультики ПОСЛЕ школы? Она же уже осталась без них в перерыв. Зачем растягивать ситуацию на весь день?
02.12.2002 01:39:21, Кукабарра
С мультиками я включаю телевизор и ребенок одновременно ест. С компом, я бы разрешила вечером поиграть, если в обед не успела. Ведь она долго ела в обед и не осталось времени играть, а вечером если есть время то можно и поиграть. 01.12.2002 09:41:05, Йоко
я как противник конформизма:)считаю,что еда - личное дело ребенка. Хочет - ест,не хочет - не ест. Не поел - значит вечером будет голодный ,поест как следует. Так что у меня в таких случаях играет на компьютере и не ест. 01.12.2002 07:25:40, ИМА
Думаю, что использовали с самого начала комп и TV как как средство поощрения и продолжаете это делать сейчас:) 30.11.2002 21:20:51, olgaT
Да вот проблема-то в том, что это один пример, а на самом деле ситуаций таких великое множество. И далеко не все они на тему ТВ и компа. Купить что-либо (вкусненькое, игрушку...) - это ведь тоже средство поощрения, не так ли?
И разве в жизни все делается "по-щучьему велению, по-моему хотению" ?
Увы, это только сказка. А в жизни мы учимся, чтобы найти хорошую работу; работаем, чтобы иметь деньги; деньги нужны, чтобы хорошо жить и так далее. А ребенок - это тоже человек, только еще маленький, но жить-то он будет во взрослом мире. Значит, кроме слова "хочу" он должен знать и слово "надо", и что не делая того, что _надо_, он наказывает сам себя, лишаясь того, что _хочется_.
30.11.2002 23:10:09, WildCat
"надо" - что?есть?
разве еда -это обязанность?
еда - это удовольствие:)
01.12.2002 07:26:44, ИМА
Вляпываешься, когда надо впрок есть. Что противно само по себе, а в сочетании со вполне естественным для маленьких непониманием долгосрочного планирования - так вааще :-) Ну, вроде, ешь сейчас, потом не дадут. От таких штук, кстати, нарушается много чего сильно. Хорошо что я уже большая и мне в школе есть разрешают. А в детстве не вылазила из болячек, потому что у меня быстрый метаболизм, впрок есть особо не могу и по утрам тоже. То есть пик аппетита приходился примерно на середину второго урока. Потом он пропадал и просто становилось плохо. 01.12.2002 10:50:23, Мария Д.
Чтобы отойти от темы еды, ТВ и покупки игрушек, приведу другие примеры.
Например такой диалог:
-сначала убери по местам игрушки, с которыми уже наигралась, потом достань другие. Иначе случайно наступишь- сломаются, если лежат не на месте - потеряются...
- а Я _хочу_сейчас_ играть !
или такой:
-Оставь в покое попугая, он уже устал, отдохнуть (поесть, поспать...) хочет
- a Я _хочу_сейчас_с ним играть!!
или такой:
-Не шуми, играй потише, папа еще спит
-а Я так играю!!!

Ну раз повторишь свою просьбу, два, а потом невольно выходишь на формулу "Если ты ... , то я ... "
А как иначе? Подскажите ваши методы.
01.12.2002 18:43:51, WildCat
Объясняю проблему. Объясняю последствия (шума, игры с попугаем когда он устал итд).По поводу игрушек - тоже самое.Или же она сломает игрушку -это ее дело, игрушки же ее. я не могу сказать,что это помогает в 100% случаев ,но все же прогресс есть. Иногда она обещает,например,не шуметь,но через пару минут забывает - и шумит. папа ,есссно,просыпается. Но по крайней мере ,она старалась. 02.12.2002 12:56:58, ИМА
Скажу, что ситуации, когда реально надо, у нас очень часто возникают. Но почти всегда дочка понимающе относится к моим просьбам. Я не считаю нужным отдавать команды и всегда советуюсь с ней. Считаю, что она, хотя и меньше меня ростом и возрастом:) но такой же человек как и я. И я не готовлю ее к будущей жизни, она уже сейчас ЖИВЕТ, а не готовится. Она учится, конечно, но ведь и я тоже учусь, многому в том числе у нее.
Такой повелительный тон и требование беспрекословного подчинения не использую:). Во-первых, мне самой неприятно так общаться, во-вторых всегда помню:"Kids are modeling".
Всегда старалась и стараюсь очень внимательно относиться к ее просьбам. Возможно поэтому она так же внимательно относится к моим и к просьбам других людей.
С уборкой никогда проблем не было. Иногда не уберет, забудет, уберу сама. Обычно вместе убираем. Собака есть у нас, может и погрызть то, что разбросано. Случилось так раз и два, дочка сделала выводы. Иногда напоминаю:"Ты уже закончила строить? Давай прежде чем пойдем читать ты уберешь кубики?" Может попросить ей помочь, если я не занята, помогу обязательно. Потом мне же сторицей воздастся:)
С собакой были у нас случаи, когда она совсем маленькая была. Сейчас не надо объяснять, что кто-то устал и ему нужно отдохнуть.
Не знаю... У нас бывают ситуации, с ограничениями, но совсем другого плана, когда в конфликте интересы разных людей ( например, дочка хочет идти в книжный магазин, а я не могу;или нужно ехать, а она хочет остаться). А вот инструмент поощрения я не использую совсем (мне это дрессировку собаки напоминает), может что-то и было, не помню:) При этом дочка хорошо знакома с ситуациями, когда что-то НАДО сделать:) Одно другому не мешает.
02.12.2002 05:48:16, OlgaT
Вот что я стараюсь делать в таких ситуациях:

Меня очень тревожит, что игрушки лежат на полу. Смотри, мы вот тут ходим, а мы рассеянные (смешок). Вот идем мы (показываю) и игрушка на полу (заношу ногу). Как ты думаешь, что получится, если я на игрушку наступлю? (обсуждаем, что получится). Как ты думаешь, что можно сделать? (вместе решаем, что делать).
Недавно только было в гостиной раскидана куча игрушек, дочка не хотела убирать, а я пол собралась мыть. Сговорились на том, что соберу я их все в корзину для белья, уберем ее в сторонку ("где я смогу достать" - дочка) и она разберет потом. Загребание заняло секунд сорок.

Мне кажется, попугай устал. Я вижу, что он распустил крылья, тяжело дышит, клюв открыл, пищит и дергается весь. Мне кажется, он может заболеть. Как ты думаешь? (слушаем). У попугаев бывает разрыв сердца (рассказ про крестьян и их способы борьбы с попугаями с помощью гоняний до упаду). Что бы мы могли сделать, чтоб нашего попугая спасти?

Папа очень устал. Мне кажется, ему слишком громко такая игра. Он проснется и расстроится. Даже заболеть может. Как ты думаешь, что мы можем сделать, чтоб папу не расстраивать?

То есть просьб как таковых нет. РАссказываешь, как ТЫ видишь ситуацию. Если у ТЕБЯ есть проблема, рассказываешь. Спрашиваешь, как ребенок видит ситуацию и что он хочет делать. Обсуждаешь, как сделать, чтоб всем было хорошо :-)
02.12.2002 00:50:03, Мария Д.
Туська
Страшно как-то... Все заболеют и умрут. Это ведь устрашение?:) 02.12.2002 01:07:57, Туська
Папа не умрет. Голова заболит, с большой вероятностью. Это НАСТОЯЩИЕ последствия поступков ребенка. Моя работа - чтоб ребенок принимал решения на основе всей доступной информации о последствиях. Я примерно знаю уровень выносливости попугаев. Ребенку расскажу в достаточных подробностях, чтоб понял. Помню, в четыре года мне сказали, чтоб не играла долго со щенком, потому что "устанет". Я понятия не имела, что это значит - как же я испугалась, когда увидела, как у него поднялась температура, он лежал и не вставал, пищал на прикосновения. Ребенок должен хорошо понимать, что может быть, если... Не по просьбе и не по приказу делать, а по пониманию. 02.12.2002 01:12:43, Мария Д.
Туська
А если, скажем, ребенок досаждает другому ребенку, то мы скажем, что другой ребенок заболеет? Это я к тому, что если ребенок может оперировать понятиями "заболеет", "умрет" и т.д., то он уже может оперировать такими понятиями как "другому это не нравится", "устал", "я не люблю, когда у меня под ногами валяются игрушки" и т.д.? Неужели мы можем достигнуть понимания не уважением свободы другого (даже щенка, попугая или папы), кроме как конечными понятиями? 02.12.2002 01:19:23, Туська
Мне кажется, маленьким имеет смысл говорить довольно конкретно, что будет. Если то, если другое. "Предлагаю сейчас убрать. Я буду радоваться, потому что мне нравится чистота. У меня будет хорошее настроение, я буду улыбаться. Мне кажется, тебе будет приятнее играть". Если ребенок уже понимает, что такое "устал" - незачем занудно подробно об'яснять каждый раз. Если есть конфликт, это скорее всего от непонимания. Мне кажется, так. Ребенок не может представить или понять, что получится, когда "устанет". Поэтому я так упираю на подробное и красочное представление. Хороших последствий и разных. Чтоб ребенок принял информированное решение. 02.12.2002 01:57:30, Мария Д.
не надо впрок есть!ребенок не умрет,если он пару часов походит голодный!тем более что речь тут идет о ребенке школьного возраста ,который вполне в состоянии понять последствия отказа от еды .
если еда из удовольствия переходит в обязанность - оттуда все проблемы. Если честно,я иногда просто забываю детей покормить- мне если не напомнить - я не кормлю:)мне же никто не напоминает есть - а я ем!думаю ,и все остальные мамы тоже. почему же ребенку надо напоминать?захочет -= поест,не поест - потом поест:)
а с мелкими проблема решается так - не поел - с собой можно взять ,булочки ,овощи нарезанные ,бутерброды итд.проголодается- поест.
01.12.2002 13:19:27, ИМА
Там выше говорили о перерыве, в определенное время, на определенное время, когда надо поесть. Потому и написала. Я ребенка не кормлю совсем. Мы редко ходим туда, где нельзя есть. Тут ситуация вроде другая :-) 02.12.2002 00:42:50, Мария Д.
Извиняюсь, школой автоматически назвала. Ребенок садовского возраста (4 года), просто в школу у нас с трех лет идут :-( 01.12.2002 13:30:20, WildCat
"Купить что-либо (вкусненькое, игрушку...) - это ведь тоже средство поощрения, не так ли?"- Нет, не так:)Игрушки и еда - нет(я про своего ребенка пишу, конечно).

А Вы считаете, что нет людей, которые учатся-работают потому что это не только надо, а еще и хочется? Почему это два разных полюса у Вас, надо и хочу не обязятельно находятся в конфликте.
01.12.2002 00:16:58, olgaT
Красно Солнышко
Дело не в этом, мне кажется. Дело в том, что работать потому, что нравится могут все. Но очень часто приходится работать вопреки тому, что не нравится, лень и т.д. Я - в широком смысле слова "работать". 01.12.2002 00:40:56, Красно Солнышко
Несомненно, приходится :-) Делать одно ради другого. Но зачем же искусственно такие ситуации устраивать? Их в реале полным-полно и без устроения. Кстати, с человеком, который их устраивает, легко отношения портятся. В смысле с тем, кто наказывает или награждает. Под-порчиваются. Как бы это правильно сказать :-) Например, ограниченное количество денег на игрушки - это не оттого, что мама наказывает. И ребенку очень рано можно все это об'яснить. А ограничение бесплатного телевизора? Могут быть причины, и ЕСЛИ есть, то ребенок может их понять. Например, когда телевизор один и его смотрят по-очереди. Это не из наказания, а из общежития. Вместе решают, как лучше посмотреть. 01.12.2002 04:53:59, Мария Д.
А если ребенок готов "бесплатный телевизор" смотреть целыми сутками?
В ущерб всем другим занятиям :-(( Демократия, пусть смотрит?
01.12.2002 13:36:36, WildCat
Свободный рынок :-) Если другие занятия искренне, по-настоящему интереснее телевизора, ребенок их выберет. Если нет - я лично глубоко задумываюсь о жизни :-) 02.12.2002 00:57:01, Мария Д.
Красно Солнышко
Маш, ты все время приводишь отвлеченные примеры, с которыми трудно не согласиться. Из области, так сказать, крайнего минуса. А есть еще золотая середина. Я, например, четко сказала ребенку, что не хочу покупать Барби, потому что она неадекватно дорогая. Цена не соотвествует качеству. Есть более разумные способы потратить ТАКИЕ деньги. Это что, ограничение или нет? Мы вот в рестораны тоже не ходим, каждый день. Хотя если будем ходить только в рестораны, то денег бы нам хватило...

Когда она будет постарше, у нее будут карманные деньги. Можно, конечно, и сейчас начать эксперемент, но, боюсь, это нечестно по отношению к ней, ее ожиданиям. Она же пока даже не представляет сколько ей придется копить на Барби, при реальной реализуемой сумме карманных денег.
01.12.2002 11:45:49, Красно Солнышко
Мы обсуждаем цены. Мы с ребенком нарисовали картинку. Вот все наши деньги. Вот этот кусок идет на дом (отрезали треть). Ты согласна на такую трату? Да. Ладно. Вот этот кусок идет на еду. Вот этот кусок идет на машины, страховки. Вот этот кусок у нас остался на развлечения.

И с куклами. Это очень наглядно. Можно купить вот эту одну. Можно купить вот этих десять. Смотри, решай. Можно купить платье новое. Можно купить МЕШОК подержанных. Решай. Мы выискиваем, где дешевле. Да вот только вчера было. Дочка очень хотела металлический лак. Коллекцию. Он в том магазине стоил дороже раз в пять, чем можно найти. Показала. Смотри, вот один пузырек. Можем купить. А можем пойти в соседний магазин. И купить пять пузырьков. Что выберешь?

Конечно, это работа, розыск, и т.п. И дочку не устраивает, например, моя тяп-ляп поделка вместо действительно красивой вещи. Моя действительно красивая вещь вместо магазинной устроит. Качество должно быть на уровне, дизайн и т.п.
02.12.2002 00:55:33, Мария Д.
Красно Солнышко
Ага. Я как раз об этом. Как то не верится, что если мы обеспечим ребенку безоблачное детство, то жизнь потом будет такой же безоблачной. Скорее, наоборот. Даже с тем же манипулированием. Если ребенком никто и никогда не пытался манипулировать или, допустим, делал это слишком грубо, то как же он потом, во взрослой жизни научится этому противодействовать? Если он всегда занимался только тем, что ему интересно и нравится, то что он будет делать, если ради какой-то цели придется делать и то, что нравится и то, что не нравится?

Имхо, все таки надо держать балланс. Должна быть определенная золотая середина.
30.11.2002 23:58:31, Красно Солнышко
гусеничка
вспомнилась мне репика Оппенгеймера, что мама его слишком закрывала от действительности в детстве, и это его просто ударило при "столкновении с миром".
Но в том случае, мне кажется, мама его скорее изолировала и культивировала взгляды и знания обособленные, с "тем миром" связи были освещены иначе, с идеализированной стороны.
01.12.2002 14:34:29, гусеничка
Красно Солнышко
Преподавательница, с которой я сейчас занимаюсь английском, долгое время преподавала в одной очень крутой московской частной школе, стоящей не меньше 600 долларов в месяц. Поскольку вопрос для меня очень актуальный, я интересовалась, стоит ли это таких денег. Так вот она сказала, что обучение, безусловно построено очень качественно, дети постоянно заняты, все очень организовано, у них много возможностей. Но они совершенно теряются, когда нет этой опеки. Они не учатся учиться сами. По собственной инициативе.

В противоположность, всякие сильные гимназии и лицеи, где детей бросают в воду и выплывай как хочешь. Постоянный прессинг и стресс - бег на длинные и короткие дистанции, кто не успел, выбывает :( Живой пример перед глазами - обучение моих двоюродных брата и сестры. Дети - ходячие тени. Уроки, уроки, уроки. Контрольные. Дотягивающие репетиторы у всех в классе. Экзамены. Стресс. Брат - уже на втором курсе МГУ, поступил сам без проблем, но, хорошо помню, как чуть не вылетел в начальной школе. Родители подстраховали, но чего это стоило ребенку? Сестру пришлось переводить из одной школы в другую - проболела свинкой весь май и не смогла сдать экзамены.

А золотой середины, которой так хочется, похоже, нет :(
01.12.2002 15:38:32, Красно Солнышко
Мне кажется, стоит как можно ближе ребенка "подпускать" к НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ. Чтоб он занимался реальными задачами, и там будет всех этих умений и навыков полно. Ну, примерчик у нас. Вот один из дочкиных проектов - она берет на время собак из общества спасения, пока им ищут новых хозяев, мы собак держим у себя, ухаживаем, ну если нужно к ветеринару и т.п. Понятно, там есть неприятные моменты, например, когда собаку тошнит на ковер. Это часть проекта :-) Или когда ты приводишь собаку на мероприятие, где ее выставляют - там всякие чужие люди ее рассматривают, играют с ней и т.п. и это тоже вызывает смешанные чувства. Тонкая манипуляция - пожалуйста, ребенок отдает собаку, а у него спрашивают: "Ты, наверное, очень расстроишься, что собаку отдашь?" Это манипуляция, чтоб сильней животных любил - я думаю, такая тонкая, что не все здесь даже ее классифицируют как таковую :-)) И так далее и тому подобное. В каждом естественном проекте надо справляться с такими штуками. А проекты, если выбор есть, ребенок все же должен сам выбирать. Если выбора нет, то его нет. Obey the gravity, it's the law :-)) 01.12.2002 05:01:23, Мария Д.
А кто ответственный за уборку "неприятных моментов", Вы или ребенок ? И почему он (Вы) это делает, потому что _хочет_ или потому, что _надо_ ? Ведь тут тоже соглашение "мы возьмемся за твой поект, если ты готов убирать за своими питомцами, идти гулять в проливной дождь и т.д." От этого, кстати, стоимость вашей " живой игрушки" для ребенка тоже возрастает, как и в случае с Барби. Так чем же ваш вариант лучше? Во всем есть своя цель и свой стимул.
Научиться читать и писать надо, чтобы общаться с Гномиком;
выполнять задания гномика, чтобы получить заветную куклу. И если стоимость ее от этого возрастет, это даже к лучшему, отношение к ней будет бережнее и играть будет дольше. Вспомните киндер-сюрпризы. Их покупают обычно "просто так", без повода, много в них потом дети играют? От силы полчаса...
Иметь дома живого друга-собаку, значит убирать за ней.
Все это хорошо, ко всему надо приучать и приобщать, но одно другого не исключает и во всех случаях "баш на баш".
P.S.Все написанное выше - мое личное ИМХО.
01.12.2002 20:23:26, WildCat
Так я согласна с СОлнышком Красным - нужен баланс в этом вопросе. Просто рассказываю, как мы нашли баланс. Ребенок выбирает проекты. Проекты включают в себя очень разные стороны. Мы вместе работаем над тем, чтоб проект был наиболее приятным. Я стараюсь не включать в проект специальные тренировочные :-) трудности для ребенка. Вот это, пожалуй, хочется подчеркнуть. Тренируется ребенок на "надо" потому, что оно встретилось по дороге (к ребенкиной цели) - или потому, что родители его на дорогу поставили :-)

Приятные игры, устроенные родителями, это тоже классно и тоже из серии нахождения баланса. Мы в таких гномиков играли :-) В космических пиратов, правда. Но мой ребенок запросто может, например, меня попросить записку прочитать. И я прочитаю.
02.12.2002 01:08:15, Мария Д.
Красно Солнышко
Стоп. А когда, прежде чем взять собаку, ты рассказываешь ребенку и про уборку ковра, и про выставки, это, что не манипуляция в твоей классификации?

Или ты ничего не говоришь ребенку о предстоящих трудностях?

А если он будет играть с собакой, а убирку за ней оставит за тобой. Ты никаких действий не предпримишь?
01.12.2002 11:50:05, Красно Солнышко
Мы вместе очень подробно обсуждаем, что будет в каждом проекте. Я рассказываю, что знаю, ребенок рассказывает, что знает :-) Например, мы договорились, что убирать ковер за этой собакой буду я. А кормить и поить будет ребенок, а я буду напоминать. Я не вижу манипуляции :-) Обмен информацией. В смысле, информация всегда влияет на решения - это, наверное, можно к манипуляции отнести... 02.12.2002 00:59:45, Мария Д.
Мне, чтоб что-то считать :-), недостает информации о желаниях ребенка. Хочет ли она ходить в школу? Хочет ли есть в это время? 30.11.2002 17:29:07, Мария Д.
Мышка
Восхищаюсь вашим отношением к желаниям ребенка! Мне просто не хватает терпения следовать абсолютно всем желаниям. Неужели у вас нет никаких правил? 30.11.2002 18:33:12, Мышка
Полным-полно :-) "Obey the gravity, it's the law!" Американская шутка, наклеиваимая на бамперы машин, переводится: "Подчиняйся гравитации, это закон!" :-)) 30.11.2002 21:13:00, Мария Д.
Мышка
И я так считаю. 30.11.2002 17:06:13, Мышка
Бутурлина Юлия
Стараюсь также поступать. Но корни вашей истории, как мне кажется, уходят в прошлое. Я сама приучила детей к подобной вредной привычке. Включил мультики - и ложку в рот. А в младенчестве - кушали под рекламу? 30.11.2002 16:20:14, Бутурлина Юлия
Орлуша
Я поступаю так же. 30.11.2002 16:08:24, Орлуша


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!