Скажите а чем манипулирование отличается от обучения?
Допустим, мы хотим научить ребенка считать. А ребенок не хочет. В лоб, не хочет. Мы ему зубки заговариваем, и достигаем нужного результата: считаем, с упоением, кстати, считаем, но, например, не счетные палочки, а космические корабли. Ребенок не хотел, но мы СВОЕЙ ЦЕЛИ добились: ребенок считает. Это манипулирование или нет?
Конференция "Ребенок от 3 до 7""Ребенок от 3 до 7"
Раздел: Развитие, обучение
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Можно назвать и так, а можно - педагогическое мастерство...
Вот почему на уроке биологии в моей школе даже два самых хулиганистых хулигана, о ЖЕЛАНИИ учиться не помышлявшие и во сне, с упоением разглядывали "тычинки-пестики" и даже поднимали руки для ответа?... До потому что биолог у нас была педагог от бога. А почему я, мечташая о хим. факультете, напрочь о нем забыла к окончанию школы? Потому что химичка дрянным педагогом была, хоть и умная женщина... 03.12.2002 08:50:09, мышка на сервере
Вот почему на уроке биологии в моей школе даже два самых хулиганистых хулигана, о ЖЕЛАНИИ учиться не помышлявшие и во сне, с упоением разглядывали "тычинки-пестики" и даже поднимали руки для ответа?... До потому что биолог у нас была педагог от бога. А почему я, мечташая о хим. факультете, напрочь о нем забыла к окончанию школы? Потому что химичка дрянным педагогом была, хоть и умная женщина... 03.12.2002 08:50:09, мышка на сервере


Зачем? С какой стати? А потом, даже если и захочется в какой то момент, где гарантия, что это знакомство не ограничится пятью минутами: "А, понятно. А теперь давай опять смотреть телевизор..."
Чтобы ребенку захотелось, надо что-то предпринять. Иметь в доме те же кубики. Что-то показывать. Читать ребенку, читать самому. То есть, создавать соответствующую среду. А это тоже, манипулирование. 01.12.2002 20:53:25, Красно Солнышко
Я верю, что ребенку захочется самому, если его не изолировать от культуры. Ну, цифры. Вот дочка хочет научиться готовить поп-корн в микроволновке, чтоб у телевизора ;-) есть. Так там цифрами программируется. И так далее и тому подобное.
02.12.2002 02:00:25, Мария Д.


А допустим мы хотим, чтобы ребёнок ЗАХОТЕЛ научиться считать, чтобы у него вдруг(?) возникла такая потребность, необходимость - посчитать. Т.е. создаём прблемную ситуацию. А дальше инициатива за ребёнком. Я не знаю называется это манипуляцией или ещё как, но ничего ужасного в этом не вижу. Другое дело, когда игрушки, мультики, еда(?!) становятся средством поощрения или наказания за результаты "работы".
01.12.2002 03:03:21, ЮЛА
Я как раз и имею в виду то, что ты называешь проблемной ситуацией. Специально добавляю: грамотно организованной. Когда мотивация реально становится внутренней, но цели изначально продуманы взрослым. Имхо, это манипуляция в чистом виде. Только вот не уверена, что это плохо.
01.12.2002 11:53:12, Красно Солнышко

"мы СВОЕЙ ЦЕЛИ добились" - обучили.ИЛИ Он своей цели добился- научился.Разное, правда :)+ Само по себе кем-то вложенное знание будет работать,конечно,но важно научиться самому( то же знание)создавать-добывать и радоваться.
В тот момент пока научали ее считать что-то важное пропустили- то, чему потом тоже научать придется, но с большими затратами усилий. А вот с машинками почему научилась? Я бы задумалась, что есть ОНО,то что она сейчас сама изучает.
Наверное самые простые вещи сложно бывает понять:)- это я о себе:) С недавних пор мое руководство при общении с ребенком "всему свое время". Означает это вот что: разглядеть, что ей в данный момент всего интереснее и на самом пике интереса помочь учиться. Если успеешь,ребенок схватывает суть за минимальное кол-во времени.(Ваш пример с машинками, кстати). Почему многие, кто пытался научить читать, удивляются тому, что то чему учили-учили, начинали, пробовали и так и этак, вдруг в какой-то момент раз- и само получилось -без всяких усилий зачитал. Время пришло и скорее всего с каким-то интересом совпало, задачу захотелось решить:)
А у меня теперь игра такая;) - я этот велосипед вновь мною изобретенный испытываю:), правило это проверяю вновь и вновь, пока сбою не было.
Про манипулировние писать не буду, все про это и так знают;)- "мы СВОЕЙ ЦЕЛИ добились" ... 30.11.2002 12:45:40, olgaT
А кто сказал, что ребенку не интересно? Что мы не попали в струю? Давайте четко расставим акценты, мы научили ребенка не из под палки! С точки зрения ребенка, он научился САМ, потому что ЕМУ, допустим, было необходимо подсчитать эти корабли. Не внешняя мотивация, а внутренняя.
30.11.2002 12:56:45, Красно Солнышко
Я привела совершенно абстрактный пример, с кораблями :) Но! Почему вы сразу решили, что ребенка заставили?
Что касается топика про Барби. Что значит я добивалась? Ребенок обнаруживает записку. Хватает глазами два ключевых слова Барби и Гномик и читает записку полностью. При чем здесь я?
Но мы то знаем, что я то как раз причем, потому что я эти записки подкинула. Это ли не манипуляция? Но! Это ли не обучение? Когда вокруг начинают ругать манипулирование, всегда приводятся крайни отрицательные примеры. А мне интересна ситуация в целом. 30.11.2002 13:48:43, Красно Солнышко
В тот момент пока научали ее считать что-то важное пропустили- то, чему потом тоже научать придется, но с большими затратами усилий. А вот с машинками почему научилась? Я бы задумалась, что есть ОНО,то что она сейчас сама изучает.
Наверное самые простые вещи сложно бывает понять:)- это я о себе:) С недавних пор мое руководство при общении с ребенком "всему свое время". Означает это вот что: разглядеть, что ей в данный момент всего интереснее и на самом пике интереса помочь учиться. Если успеешь,ребенок схватывает суть за минимальное кол-во времени.(Ваш пример с машинками, кстати). Почему многие, кто пытался научить читать, удивляются тому, что то чему учили-учили, начинали, пробовали и так и этак, вдруг в какой-то момент раз- и само получилось -без всяких усилий зачитал. Время пришло и скорее всего с каким-то интересом совпало, задачу захотелось решить:)
А у меня теперь игра такая;) - я этот велосипед вновь мною изобретенный испытываю:), правило это проверяю вновь и вновь, пока сбою не было.
Про манипулировние писать не буду, все про это и так знают;)- "мы СВОЕЙ ЦЕЛИ добились" ... 30.11.2002 12:45:40, olgaT

Так это здорово! Что момент ухвачен был ЕГО увлечения:). Все что до кораблей было- не он добивался, а ВЫ. Но я уверена, что там можно много еще всего изучать и не мене важное чем счет.
30.11.2002 13:05:40, olgaT

Что касается топика про Барби. Что значит я добивалась? Ребенок обнаруживает записку. Хватает глазами два ключевых слова Барби и Гномик и читает записку полностью. При чем здесь я?
Но мы то знаем, что я то как раз причем, потому что я эти записки подкинула. Это ли не манипуляция? Но! Это ли не обучение? Когда вокруг начинают ругать манипулирование, всегда приводятся крайни отрицательные примеры. А мне интересна ситуация в целом. 30.11.2002 13:48:43, Красно Солнышко
--ОК. Пример гипотетический, поэтому его трудно разбирать:) Но Вы невнимательно читали мой ответ. С кораблями - Вы поучаствовали в его интересе, показав что еще с ними можно сделать.
-- С гномиком- Я поняла из Ваших слов, что ей заранее сказали, что в записке есть информация про куклу. Она хотела куклу, чтение было для того чтобы ее получить. Когда Вы играли в 12 записок, наверно Вы все же понимали условность игры, а не играли, чтобы обнаружить обещанное?
--Cитуация в целом такова, что помимо решения главной задачи происходит решение других задач на разных уровнях. Вы преследуете одну цель, она-другую и еще попутно она учится КАК это делать, что мне кажется самым важным. На выходе она усваивает урок, который скорее всего будет относится ко 2му или 3му(имхо). 30.11.2002 21:02:42, olgaT
-- С гномиком- Я поняла из Ваших слов, что ей заранее сказали, что в записке есть информация про куклу. Она хотела куклу, чтение было для того чтобы ее получить. Когда Вы играли в 12 записок, наверно Вы все же понимали условность игры, а не играли, чтобы обнаружить обещанное?
--Cитуация в целом такова, что помимо решения главной задачи происходит решение других задач на разных уровнях. Вы преследуете одну цель, она-другую и еще попутно она учится КАК это делать, что мне кажется самым важным. На выходе она усваивает урок, который скорее всего будет относится ко 2му или 3му(имхо). 30.11.2002 21:02:42, olgaT
По-моему, идея с записками от гномика - гениальная идея! У ребенка появился стимул научиться читать, А это - главное. Спасибо за идею, я собираюсь ее использовать в ближайшее же время
:-) 30.11.2002 15:11:01, WildCat
:-) 30.11.2002 15:11:01, WildCat
Чем обучение отличается от учения? ;-)
30.11.2002 03:15:04, Мария Д.
Я еще раз поясню. Мы же можем повернуть ситуацию так (подстроить ее в нужном месте и в нужное время), что, с точки зрения ребенка, наше обучение для него будет как раз собственным учением?
30.11.2002 12:59:34, Красно Солнышко

Есть разные уровни. На уровне планирования конкретных действий - скажем, вот теперь мы сделали так, что ребенок искренне захотел играть с кубиками Зайцева - тогда да, это учение. На уровне планирования занятий - обучение. Вопрос в том, на каком уровне ребенок анализирует? Если родитель на всех уровнях, ребенку доступных, с ним вместе решает - это учение, мне кажется, а что там на недоступных делается - оно недоступно. Но при этом родитель должен стараться, изо всех сил, пригласить ребенка на как можно более высокий уровень. Если этого приглашения нет - манипуляция :-)
30.11.2002 17:26:05, Мария Д.
Читайте также
Как эффективно отбелить тюль и продлить его жизнь
Надоел пожелтевший тюль? Хотите вернуть ему сияющую белизну, но не знаете, с чего начать? В нашей новой статье вы найдете полный гид по отбеливанию тюля в домашних условиях! От проверенных народных методов (зеленка, соль, перекись) до современных кислородных отбеливателей
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.