Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Красно Солнышко

Чем манипулирование отличается от обучения?

Скажите а чем манипулирование отличается от обучения?

Допустим, мы хотим научить ребенка считать. А ребенок не хочет. В лоб, не хочет. Мы ему зубки заговариваем, и достигаем нужного результата: считаем, с упоением, кстати, считаем, но, например, не счетные палочки, а космические корабли. Ребенок не хотел, но мы СВОЕЙ ЦЕЛИ добились: ребенок считает. Это манипулирование или нет?
29.11.2002 23:23:47,

21 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Можно назвать и так, а можно - педагогическое мастерство...
Вот почему на уроке биологии в моей школе даже два самых хулиганистых хулигана, о ЖЕЛАНИИ учиться не помышлявшие и во сне, с упоением разглядывали "тычинки-пестики" и даже поднимали руки для ответа?... До потому что биолог у нас была педагог от бога. А почему я, мечташая о хим. факультете, напрочь о нем забыла к окончанию школы? Потому что химичка дрянным педагогом была, хоть и умная женщина...
03.12.2002 08:50:09, мышка на сервере
МВСН
Да, манипулирование. По-моему нужно просто успокоиться и не мучить ребенка тем, что ему сейчас не надо. Ведь известно, что любому ребенку в возрасте примерно от 3 до 6 лет если его не дергать захочется узнать буквы и цифры, ведь они его окружают в жизни на каждом шагу. Как гениально заметил Соловейчик, мастерство педагога состоит в том, чтобы обуздать свою огромную жажду обучать и навязывать знания. 01.12.2002 18:52:02, МВСН
Красно Солнышко
А с чего это вы решили, что любому ребенку когда-нибудь захочется узнать что такое цифры и буквы?

Зачем? С какой стати? А потом, даже если и захочется в какой то момент, где гарантия, что это знакомство не ограничится пятью минутами: "А, понятно. А теперь давай опять смотреть телевизор..."

Чтобы ребенку захотелось, надо что-то предпринять. Иметь в доме те же кубики. Что-то показывать. Читать ребенку, читать самому. То есть, создавать соответствующую среду. А это тоже, манипулирование.
01.12.2002 20:53:25, Красно Солнышко
Я верю, что ребенку захочется самому, если его не изолировать от культуры. Ну, цифры. Вот дочка хочет научиться готовить поп-корн в микроволновке, чтоб у телевизора ;-) есть. Так там цифрами программируется. И так далее и тому подобное. 02.12.2002 02:00:25, Мария Д.
МВСН
Нет, ну конечно гипотетически можно предположить что ребенку живущему в лесу типа Маугли не придется столкнуться с цифрами никогда и следовательно не захочется их узнать. Но это ведь не про нас. А вообще-то еще в позапрошлом веке были научно обоснованы так называемые сензитивные периоды, в том числе и периоды особой чувствительности человечков к восприятию печатного слова и математики. Именно в это время дети активно познают в данном случае цифры или буквы и если этот периоды не учитывать при обучении, то ребенку просто будет тяжелее все это выучить. Они универсальны в том смысле что случаются у всех абсолютно детей и индивидуальны в том смысле, что могут приходить чуть раньше или позже и длиться дольше или меньше, Но в среднем это бывает в 3-6 лет. Это азы педагогики и детской психологии. Да и вообще мне кажется что мнение "ребенку ничего кроме ТВ в принципе неинтересно" и "учиться - это мука" это издержки нашего воспитания и нашей советской школы, где за редким исключением все было основано на тупой зубрежке. А вообще-то ведь учиться и узнавать новое интересно, не правда ли? Другое дело, что сейчас почему-то многим кажется что чем раньше ребенок начнет возводить в степень и извлекать корни, тем лучше. А ведь до 7 лет лучше математикой и логикой не перегружать (не говорю что вообще не заниматься этом, а все хорошо в меру), эти отделы мозга по-настоящемй начинают развиваться в среднем опять же после 7 лет. И еще не могу пропустить реплику про ТВ. Мне кажется что телек сильно вредит современным детям. Мне например больно смотреть как 2,5-летний ребенок (в моем садике) засыпая бормочет рекламные слоганы, а пятилетний засыпая начинает дышать чаще и не может расслабиться, а просыпается чуть ли не каждый раз в ужасе, что его цапнул мутант. Не знаю, что с этим делать. Вряд ли мы сможем дружно повыкидывать телевизоры, но буду рада если кто-нибудь поможет решить эту проблему. Извините за отступление. И если не секрет, что вы хотели выянить, вывешивая этот топик? Ведь вроде вы и сами знаете ответ на свой вопрос. 01.12.2002 23:21:03, МВСН
Красно Солнышко
Я очень много уже выяснила! Массу полезных вещей. Многое - сама применяю, но кое до чего не догадалась :) 02.12.2002 22:11:23, Красно Солнышко
А допустим мы хотим, чтобы ребёнок ЗАХОТЕЛ научиться считать, чтобы у него вдруг(?) возникла такая потребность, необходимость - посчитать. Т.е. создаём прблемную ситуацию. А дальше инициатива за ребёнком. Я не знаю называется это манипуляцией или ещё как, но ничего ужасного в этом не вижу. Другое дело, когда игрушки, мультики, еда(?!) становятся средством поощрения или наказания за результаты "работы". 01.12.2002 03:03:21, ЮЛА
Красно Солнышко
Я как раз и имею в виду то, что ты называешь проблемной ситуацией. Специально добавляю: грамотно организованной. Когда мотивация реально становится внутренней, но цели изначально продуманы взрослым. Имхо, это манипуляция в чистом виде. Только вот не уверена, что это плохо. 01.12.2002 11:53:12, Красно Солнышко
"мы СВОЕЙ ЦЕЛИ добились" - обучили.ИЛИ Он своей цели добился- научился.Разное, правда :)+ Само по себе кем-то вложенное знание будет работать,конечно,но важно научиться самому( то же знание)создавать-добывать и радоваться.
В тот момент пока научали ее считать что-то важное пропустили- то, чему потом тоже научать придется, но с большими затратами усилий. А вот с машинками почему научилась? Я бы задумалась, что есть ОНО,то что она сейчас сама изучает.
Наверное самые простые вещи сложно бывает понять:)- это я о себе:) С недавних пор мое руководство при общении с ребенком "всему свое время". Означает это вот что: разглядеть, что ей в данный момент всего интереснее и на самом пике интереса помочь учиться. Если успеешь,ребенок схватывает суть за минимальное кол-во времени.(Ваш пример с машинками, кстати). Почему многие, кто пытался научить читать, удивляются тому, что то чему учили-учили, начинали, пробовали и так и этак, вдруг в какой-то момент раз- и само получилось -без всяких усилий зачитал. Время пришло и скорее всего с каким-то интересом совпало, задачу захотелось решить:)
А у меня теперь игра такая;) - я этот велосипед вновь мною изобретенный испытываю:), правило это проверяю вновь и вновь, пока сбою не было.
Про манипулировние писать не буду, все про это и так знают;)- "мы СВОЕЙ ЦЕЛИ добились" ...
30.11.2002 12:45:40, olgaT
Красно Солнышко
А кто сказал, что ребенку не интересно? Что мы не попали в струю? Давайте четко расставим акценты, мы научили ребенка не из под палки! С точки зрения ребенка, он научился САМ, потому что ЕМУ, допустим, было необходимо подсчитать эти корабли. Не внешняя мотивация, а внутренняя. 30.11.2002 12:56:45, Красно Солнышко
Так это здорово! Что момент ухвачен был ЕГО увлечения:). Все что до кораблей было- не он добивался, а ВЫ. Но я уверена, что там можно много еще всего изучать и не мене важное чем счет. 30.11.2002 13:05:40, olgaT
Красно Солнышко
Я привела совершенно абстрактный пример, с кораблями :) Но! Почему вы сразу решили, что ребенка заставили?

Что касается топика про Барби. Что значит я добивалась? Ребенок обнаруживает записку. Хватает глазами два ключевых слова Барби и Гномик и читает записку полностью. При чем здесь я?

Но мы то знаем, что я то как раз причем, потому что я эти записки подкинула. Это ли не манипуляция? Но! Это ли не обучение? Когда вокруг начинают ругать манипулирование, всегда приводятся крайни отрицательные примеры. А мне интересна ситуация в целом.
30.11.2002 13:48:43, Красно Солнышко
--ОК. Пример гипотетический, поэтому его трудно разбирать:) Но Вы невнимательно читали мой ответ. С кораблями - Вы поучаствовали в его интересе, показав что еще с ними можно сделать.
-- С гномиком- Я поняла из Ваших слов, что ей заранее сказали, что в записке есть информация про куклу. Она хотела куклу, чтение было для того чтобы ее получить. Когда Вы играли в 12 записок, наверно Вы все же понимали условность игры, а не играли, чтобы обнаружить обещанное?
--Cитуация в целом такова, что помимо решения главной задачи происходит решение других задач на разных уровнях. Вы преследуете одну цель, она-другую и еще попутно она учится КАК это делать, что мне кажется самым важным. На выходе она усваивает урок, который скорее всего будет относится ко 2му или 3му(имхо).
30.11.2002 21:02:42, olgaT
По-моему, идея с записками от гномика - гениальная идея! У ребенка появился стимул научиться читать, А это - главное. Спасибо за идею, я собираюсь ее использовать в ближайшее же время
:-)
30.11.2002 15:11:01, WildCat
Чем обучение отличается от учения? ;-) 30.11.2002 03:15:04, Мария Д.
Красно Солнышко
Ну и чем же? :) 30.11.2002 12:36:51, Красно Солнышко
Красно Солнышко
Я еще раз поясню. Мы же можем повернуть ситуацию так (подстроить ее в нужном месте и в нужное время), что, с точки зрения ребенка, наше обучение для него будет как раз собственным учением? 30.11.2002 12:59:34, Красно Солнышко
Есть разные уровни. На уровне планирования конкретных действий - скажем, вот теперь мы сделали так, что ребенок искренне захотел играть с кубиками Зайцева - тогда да, это учение. На уровне планирования занятий - обучение. Вопрос в том, на каком уровне ребенок анализирует? Если родитель на всех уровнях, ребенку доступных, с ним вместе решает - это учение, мне кажется, а что там на недоступных делается - оно недоступно. Но при этом родитель должен стараться, изо всех сил, пригласить ребенка на как можно более высокий уровень. Если этого приглашения нет - манипуляция :-) 30.11.2002 17:26:05, Мария Д.
См. "детскую психологию":))), ИМХО. 30.11.2002 05:31:40, Alice
:-))) 30.11.2002 17:22:49, Мария Д.
Красно Солнышко
А меня ваше мнение интересует :) 30.11.2002 12:36:33, Красно Солнышко


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!