И что нам делать??? Посоветуйте, пожалуйста. Заранее всем спасибо. А проблема вот в чем. Ребенку в конце ноября будет шесть лет. Мальчик. Пытаемся учиться читать. Спрашиваю, что общего в словах футбол, волейбол, баскетбол, гандбол. Понять не может. Выражение "что общего" последовательно меняется на аналоги, типа "что похожего есть в этих словах", "что одинакового" и т.п. Результата нет. Беру только два слова и спрашиваю все по новой, тщательно делая ударение на "бол". Решение не приходит. Тогда напрямик спрашиваю, что ты слышишь в конце слова "фут-бол". - "Фут" - "Это в начале, а в конце?" - "Бол". - "Хорошо" - "А в слове "баскет-бол" что ты слышишь в конце?" - "Баскет" - Это в начале, а в конце?"... И так до последнего четвертого слова. Опять беру два слова и спрашиваю "Какая часть у них похожа, конец или начало?" - молчание. "Что мы одинаково произосим в "фут-бол" и "баскет-бол"- "Бол" - УРА!!!!!!!
Мне почему-то кажется, что это ненормально. Естественно, такие случаи "торможения" встречаются регулярно и в разных видах. Насколько это нормально? В чем тут может быть причина? И как этому помочь? Буду рада любым размышлениям
Конференция "Ребенок от 3 до 7""Ребенок от 3 до 7"
Раздел: Подготовка к школе
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Ответ всем. Во-первых, спасибо за отклики. Что касается "научить сначала, показать, а потом требовать", могу сказать следующее. Описанный случай является продолжением многочисленных упражнений "где что слышим", т.е. навык разбития слов на слога (по Зайцеву и Монтессори) и распознавания звуков. Т.е. я считала, что он способен уже ответить на этот вопрос, тем более когда я всяческими способами вкладывала ему в уста ответ, выделяя голосом "бол" и подбирая самые простые выражения того, что я от него хочу. Но, видимо, действительно, услышать один звук в слове - это одно, а СРАВНИТЬ слова по звучанию - это другое. Действительно мы еще никогда не сравнивали слова. Тем более упражнялись мы тогда уже в кровати на сон грядущий, в ряду других логических загадок из книжки - он это очень любит, и сам меня попросил "позадавать задачки". И похоже, что он действительно не "аудист" - зрительная память преобладает.
Меня больше всего удивило то, что, по моему мнению, я ему "по-страшному подсказывала" раз 10, причем в той же манере, как я это обычно делаю, а он не догадался. Неужели небольшое изменение задания (один звук на слог), с которым он обычно справляется, так сложно ребенку 6 лет? Он же научился уже разбивать слова на слога! Как же тогда двигаться вперед?
Еще хотелось уточнить, что это занятие носило дружественный характер - я злилась, конечно, но глубоко дышала и старалась ни чем не высказать своего раздражения. Во всяком случае после этого задания мы радостно перешли к следующему. А вот другой случай, который я никак не могу забыть, был, наверное, из серии "Мойдодыра" - я просила повторить его, что за чем следует "утро, день, вечер, ночь". Полчаса по-разному объясняла, как сориентироваться, что за чем идет, потом мы поругались - через час так и не смог мне повторить правильно... Но это было полгода тому назад, и послужило мне хорошим уроком, так что я стараюсь больше так не налегать на ребенка, понимаю, что надо каждый день понемножку говорить об этом, а потом оно само придет. Но в описанном случае, уверяю вас, я предлагала ребенку то, что, по моему мнению, он уже способен сделать.
Для Н.Г. - чтению я его обучаю с карточками (простое слово - картинка), с кубиками Зайцева и с книжками, где упор делается на методику "от звука к букве", в том числе "Большой складовый словарь" Даниловой.
Ну вот. Давление на ребенка отметаю, незнание, как подойти к вопросу - тоже, что же остается? 23.09.2002 00:59:36, Инга
>>Т.е. я считала, что он способен уже ответить на этот вопрос, тем более когда я всяческими способами вкладывала ему в уста ответ, выделяя голосом "бол" и подбирая самые простые выражения того, что я от него хочу.>>
>>Меня больше всего удивило то, что, по моему мнению, я ему "по-страшному подсказывала" раз 10, причем в той же манере, как я это обычно делаю, а он не догадался. Неужели небольшое изменение задания (один звук на слог), с которым он обычно справляется, так сложно ребенку 6 лет? Он же научился уже разбивать слова на слога! Как же тогда двигаться вперед?>>
>>Но в описанном случае, уверяю вас, я предлагала ребенку то, что, по моему мнению, он уже способен сделать.>>
Инга, если прочитать вот так подряд Ваши мнения, то получается, что Вы УЖЕ уверены в его знаниях и опыте, а также в своем верном подходе и ждете от него успешных действий немедленно, а он ЕЩЕ к этим успешным свершениям не готов. Вот и всё. "Клиент" всегда прав.:))
Перефразируя бессмертное выражение, можно сказать, что если, несмотря на нашу уверенность, наши ожидания не оправдываются, значит: или мы слишком рано ждем результата, или действуем не совсем точно, или………. (много можно перечислять).
>>Давление на ребенка отметаю, незнание, как подойти к вопросу - тоже, что же остается?>>
Если Вы уверены в правильности своих действий - остается набраться терпения.:)) Для любого человека есть что-то, что им очень быстро понимается, схватывается и усваивается, а есть что-то, для чего нужно больше времени. Кому-то не нужно прилагать никаких усилий, сразу сам "догадывается", а кому-то нужно то же самое специально объяснять и специально обучать.
Вот, например, Вы и сами поняли, что >> услышать один звук в слове - это одно, а СРАВНИТЬ слова по звучанию - это другое. Действительно мы еще никогда не сравнивали слова.>> Возможно, ему необходимо приобрести опыт такого сравнения.
Если у ребенка что-то не получается, мы ждем результата, а его все нет, значит, мы, взрослые, сделали слишком большой шаг. Разбейте этот большой шаг на несколько маленьких. Маленькие шаги получатся у каждого и гораздо быстрее. Разумеется, при условии, что взрослый не просто считает, а действительно действует верно. 23.09.2002 22:16:41, Надежда Григорьевна
Меня больше всего удивило то, что, по моему мнению, я ему "по-страшному подсказывала" раз 10, причем в той же манере, как я это обычно делаю, а он не догадался. Неужели небольшое изменение задания (один звук на слог), с которым он обычно справляется, так сложно ребенку 6 лет? Он же научился уже разбивать слова на слога! Как же тогда двигаться вперед?
Еще хотелось уточнить, что это занятие носило дружественный характер - я злилась, конечно, но глубоко дышала и старалась ни чем не высказать своего раздражения. Во всяком случае после этого задания мы радостно перешли к следующему. А вот другой случай, который я никак не могу забыть, был, наверное, из серии "Мойдодыра" - я просила повторить его, что за чем следует "утро, день, вечер, ночь". Полчаса по-разному объясняла, как сориентироваться, что за чем идет, потом мы поругались - через час так и не смог мне повторить правильно... Но это было полгода тому назад, и послужило мне хорошим уроком, так что я стараюсь больше так не налегать на ребенка, понимаю, что надо каждый день понемножку говорить об этом, а потом оно само придет. Но в описанном случае, уверяю вас, я предлагала ребенку то, что, по моему мнению, он уже способен сделать.
Для Н.Г. - чтению я его обучаю с карточками (простое слово - картинка), с кубиками Зайцева и с книжками, где упор делается на методику "от звука к букве", в том числе "Большой складовый словарь" Даниловой.
Ну вот. Давление на ребенка отметаю, незнание, как подойти к вопросу - тоже, что же остается? 23.09.2002 00:59:36, Инга

>>Меня больше всего удивило то, что, по моему мнению, я ему "по-страшному подсказывала" раз 10, причем в той же манере, как я это обычно делаю, а он не догадался. Неужели небольшое изменение задания (один звук на слог), с которым он обычно справляется, так сложно ребенку 6 лет? Он же научился уже разбивать слова на слога! Как же тогда двигаться вперед?>>
>>Но в описанном случае, уверяю вас, я предлагала ребенку то, что, по моему мнению, он уже способен сделать.>>
Инга, если прочитать вот так подряд Ваши мнения, то получается, что Вы УЖЕ уверены в его знаниях и опыте, а также в своем верном подходе и ждете от него успешных действий немедленно, а он ЕЩЕ к этим успешным свершениям не готов. Вот и всё. "Клиент" всегда прав.:))
Перефразируя бессмертное выражение, можно сказать, что если, несмотря на нашу уверенность, наши ожидания не оправдываются, значит: или мы слишком рано ждем результата, или действуем не совсем точно, или………. (много можно перечислять).
>>Давление на ребенка отметаю, незнание, как подойти к вопросу - тоже, что же остается?>>
Если Вы уверены в правильности своих действий - остается набраться терпения.:)) Для любого человека есть что-то, что им очень быстро понимается, схватывается и усваивается, а есть что-то, для чего нужно больше времени. Кому-то не нужно прилагать никаких усилий, сразу сам "догадывается", а кому-то нужно то же самое специально объяснять и специально обучать.
Вот, например, Вы и сами поняли, что >> услышать один звук в слове - это одно, а СРАВНИТЬ слова по звучанию - это другое. Действительно мы еще никогда не сравнивали слова.>> Возможно, ему необходимо приобрести опыт такого сравнения.
Если у ребенка что-то не получается, мы ждем результата, а его все нет, значит, мы, взрослые, сделали слишком большой шаг. Разбейте этот большой шаг на несколько маленьких. Маленькие шаги получатся у каждого и гораздо быстрее. Разумеется, при условии, что взрослый не просто считает, а действительно действует верно. 23.09.2002 22:16:41, Надежда Григорьевна
Спасибо. Буду впредь более внимательно присматриваться к случаям "торможения", но, честно говоря, очень часто ответа на вопрос "почему так?" и "как же нужно?" у меня нет... Уж проще-то не бывает...
24.09.2002 00:36:27, Инга

Основная причина вовсе не в ребенке. Ребенок реагирует адекватно и абсолютно нормально на прием обучения, которым вы пользуетесь. Тут дело в самом подходе.
Прежде чем спрашивать (читай - тестировать), необходимо предварительно объяснить, показать, рассказать, обратить внимание и !обязательно! как можно больше всего вместе сделать на эту конкретную тему. То есть выпадает главное звено – сначала нужно НАУЧИТЬ, дать ОПЫТ, а уж потом спрашивать (проверять). Мы, взрослые, должны всегда учитывать, что то, что нам кажется таким простым и очевидным, для детей таковым НЕ является.
Если бы сначала рассказать и показать написанными эти слова , чтобы не только на слух воспринял, но и увидел в написании одинаковые окончания, обсудить это, а через какое-то время спросить, я полагаю, что проблемы не было бы.
Когда начинаешь с проверки, вот тут-то и будет постоянное "торможение" и зажатость. Это самый непродуктивный путь, отбивающий охоту к любому обучению.
Инга, а как Вы учите сына читать?
22.09.2002 12:45:29, Надежда Григорьевна
Какая ЦЕННАЯ информация! Огромное Вам спасибо! Я еще не успела попасть в эту ловушку. Очень рада, что Вы предупредили о таком важном моменте.:-) Искушение тестировать слишком большое есть наверное у многих мам.:-(
23.09.2002 07:54:12, Наташа В.

Вот есть ли здесь какие-то возрастные нормы? Или все индивидуально? Насколько я знаю, работая со студентами, эта способность может вообще так и не развиться :(((. 22.09.2002 12:53:02, Катя Б.

>>Я имею в виду задания чисто логические, не требующие никаких специальных знаний. Требующие именно сообразительности.>>
Сообразительность - это врожденное. Можно логическое задание выполнить чисто интуитивно, типа "я так думаю" или "я так чувствую":). Но вот чтобы объяснить, обосновать свое решение, необходимы знания и определенный опыт. Даже, чтобы выделить в задании набивший оскомину "четвертый лишний" (как типичный пример), необходимо владеть классификацией и обобщением. Другое дело, что обоснования этого "лишнего" могут быть разными у разных людей.
>>Вот есть ли здесь какие-то возрастные нормы? Или все индивидуально? .>>
Да, я считаю, это индивидуально. Есть люди с логическим складом мышления, есть с образным. Понятно, что логические умозаключения легче будут даваться первым. Человеку, у которого есть затруднения, можно показать, объяснить и научить, то есть развить его способности, насколько это возможно. Но не существует "тумблера", который автоматически и сам переключается при достижении определенного возраста.:)))
>>Но на каком-то этапе должен появиться и "взрослый" подход - человек без посторонней помощи понимает, ЧТО от него требуется.>>
Вы правильно ставите вопрос о проблеме развития самостоятельности мышления. Да, я считаю, что существует опасность застрять на усвоении готовых знаний и не сделать следующий шаг. Это зависит не только от ребенка, от его природного стремления к самостоятельности, но и от родителей, от педагогов, которые служат не только передаточным звеном определенных знаний, но и учат ребенка учитСЯ, т.е. учить себя.
К сожалению, при отсутствии мотивации или жесткой необходимости и взрослые люди часто склонны пользоваться "готовым" (хотя и вторичным), а не самостоятельно "добытым". 22.09.2002 22:12:41, Надежда Григорьевна

Кто на это сможет ответить? Трехлетний точно не сможет. Шестилетнего... завтра спрошу, интересно. 23.09.2002 00:56:08, Катя Б.
а в баскетболе по мячу бьют руками. Как Вы думаете, что такое "баскет"? :)
23.09.2002 02:08:15, nn1
А вот если вас, взрослую женщину, педагога, отправят, например, в плавильный цех и начнут без предупреждения требовать что-либо ответить (сделать), не объяснив вначале даже того, что в этом цехе происходит?
Я бы мало что смогла сделать:) А вы? 22.09.2002 15:30:05, мама98
Я бы мало что смогла сделать:) А вы? 22.09.2002 15:30:05, мама98

Что касается лично меня - то во время работы над диссертацией я попросила мужа помочь мне составить прикладную программу для базы данных (ныне забытый DBase III). Взяла словарик по бейсику, села рядом и подсказывала, какие команды нужны. Ничего в программировании не понимая. А сколько у нас людей, которых что-то непонятное сразу парализует, они и не берутся разобраться. 22.09.2002 16:46:32, Катя Б.

А какое отношение это имеет к чтению?
Скорее всего, он просто не понимает что Вы от него хотите. 22.09.2002 12:17:52, Карайл
Скорее всего, он просто не понимает что Вы от него хотите. 22.09.2002 12:17:52, Карайл
Моя сестра до-о-олго билась с дочкой, пытаясь буквы выучить. Все сводилось к "А", "не знаю", "забыла", "ну,... м", "не помню". А потом Она случайно увидела, что дочка, находясь одна в комнате, ... ЧИТАЕТ ! На вопрос "что же ты все это время дурака валяла?!" девочка ответила "мам, ну буквы же неинтересно читать...".
Может и вашему сыну просто неинтересно слова на слоги разбирать и похожесть в этих словах совсем иная для него - что все это _игры с мячом_.И акцентирует он свое внимание именно на смысле слов, а не на их звучании. 22.09.2002 12:16:25, WildCat
Может и вашему сыну просто неинтересно слова на слоги разбирать и похожесть в этих словах совсем иная для него - что все это _игры с мячом_.И акцентирует он свое внимание именно на смысле слов, а не на их звучании. 22.09.2002 12:16:25, WildCat

22.09.2002 12:04:34, Мышка
Инга, прямо история про меня и моих родителей в том же возрасте :-) Только у меня еще круче было: меня спрашивали, что означает имя Мойдодыр :-))))))) На что я упорно и тупо отвечала "не знаю" - если вас это утешит, то это в моем случае не говорило ровным счетом ни о чем - всю жизнь в школе я была отличницей, закончила ее с медалью, а универ с красным дипломом :-)
Просто на меня в моменты таких "допросов" нападал полнейший ступор. Я дико боялась ответить неправильно и разочаровать родителей(хотя меня никогда не ругали за это)
Вы не слишком давите на сына? Не придаете ли этому излишнюю значимость?
Может, вам попробовать не словесные, а зрительные примеры на сходства-различия? Или это уже пройденный этап? 22.09.2002 03:14:58, Арина
Просто на меня в моменты таких "допросов" нападал полнейший ступор. Я дико боялась ответить неправильно и разочаровать родителей(хотя меня никогда не ругали за это)
Вы не слишком давите на сына? Не придаете ли этому излишнюю значимость?
Может, вам попробовать не словесные, а зрительные примеры на сходства-различия? Или это уже пройденный этап? 22.09.2002 03:14:58, Арина
стыдно, но я только лет в 17 случайно поняла, что Мойдодыр - это "мой до дыр" :) До этого он был просто Мойдодыром, мало ли какое имя может быть у начальника и командира :))
22.09.2002 05:19:00, nn1
ха! Если бы вы не написали об этом сейчас, я бы и дальше предполагала, что это просто имя собственное. я его делила на слова "мой!" и "додыр":)))
22.09.2002 15:32:21, мама98
Читайте также
Отпуск мечты, не выходя из дома: 20 волшебных идей для идеальной перезагрузки
Мы знаем, как важно порой сменить обстановку и перезагрузиться, но что делать, если далекие путешествия сейчас не в планах? Не отчаивайтесь! Ваша идеальная перезагрузка ближе, чем кажется
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.