Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Надежда Григорьевна

Разрешите сомнение :))

Хочу с вами посоветоваться. Но сначала прочтите сказку.

--------------------
Дональд Биссет
Малышка пингвин по имени Принц

Однажды малышка пингвин из семейства королевских пингвинов – звали его Принц – сидел в яйце и думал, как бы ему поскорее появиться на свет. Уж очень надоело ему сидеть в яйце, хотелось скорее пойти поиграть с другими пингвинами.
Он ударил по по скорлупе клювом, потом ногой. Потом забарабанил изо всех сил, скорлупа – крэк! – и разбилась.
Уф, наконец-то он родился.
Мама-пингвиниха посмотрела на него и глазам своим не поверила. "Вот странно,- подумала она. – Почему же он коричневый? У всех королевских пингвинов на спине чёрные перья, а на животе белые. Но может быть, если смыть коричневую краску, он тоже будет чёрный с белым?" И она попробовала клювом соскрести с Принца коричневую краску, но ничего у неё не получилось. Принц как был коричневым, так и остался.
- Придумала! – сказала мама-пингвиниха и достала из буфета горшочек с мёдом.
Она вымазала Принца мёдом и позвала белого медведя – его звали Ворчун, - чтобы он слизал с малыша пингвина мёд, а с мёдом и коричневую краску. Ворчун с радостью принялся облизывать Принца со всех сторон.
- Ой, щекотно! – смеялся Принц.
Но медведь не обращал на это внимания и продолжал слизывать мёд. А когда всё
слизал, мама-пингвиниха увидела, что Принц как был, так и остался коричневым.
Тогда Ворчун сказал:
- Пусть Принц поднимется на холм, покрытый снегом, а потом скатится с вершины вниз, может, снег счистит с него всю коричневую краску.
Принц влез на холм и скатился вниз. Скатился, встряхнулся, но остался, как и был,коричневым.
- Пойдём, посоветуемся с совой! – решила мама-пингвиниха. – Она самая мудрая птица на свете.
И сова сказала ей:
- Ну и смешная ты, мама-пингвиниха. Разве ты не знаешь, что пингвины рождаются с коричневыми перьями, а когда немножко подрастут, только тогда спинка у них становится чёрной, а живот белым?
-Ах, конечно же! – воскликнула мама-пингвиниха. – Я совсем забыла!
Всё так и получилось.
Когда Принц подрос, он облинял и на спине у него выросли чёрные перья, а на животе – белые, как у всех королевских пингвинов.
---------------------

Не смутило ли вас что-то в этой сказке? Не насторожило?
На мой взгляд, любой текст, даже, если это сказка, все же должен быть корректным и не давать детям ложной информации о картине мира.
Ну не живут вместе белые медведи и пингвины. Полярная сова и пингвины тоже никогда не встретятся. Географический нонсенс.

Не знаю, как вас, а меня это смущает и ничего с собой поделать не могу. Можете обвинить меня в слишком приземленном подходе к сказкам. Но для ребенка сказка - тоже источник информации, он ведь воспринимает не только сказочную фабулу, но и конкретные внешние факты и они непроизвольно откладываются в памяти. Создается прецедент потенциального недоверия к тому, что говорят взрослые.

Может быть, по отношению к детям я слишком завышаю планку? А может быть, это уважаемый и любимый мною автор слишком ее занижает? В конце концов он же писатель, а не член Королевского географического общества.

Очень хочу услышать ваше мнение.
11.02.2001 13:13:47,

31 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Надежда Григорьевна
Вы все сказали верно. Кто же с этим может спорить? И мне хочется, чтобы как можно дольше в душе у малыша жили гномики и феи. Мне также, как и вам, очень хочется сказок! И что самое интересное, хочется им (сказкам) верить. Постоянное общение с маленькими детьми дает мне в этом отношении мощную подпитку:)) И о своем детстве они не дают забывать, поэтому все время вспоминаю (часто то, что без их "наводки" и не вспомнилось бы). Разрушать в мире ребенка ничего нельзя! И "засушивать" детей, подменяя сказки энциклопедиями - тоже. Для всего есть свое время и место. Это даже не обсуждается.

Видимо, я не совсем внятно объяснила в чем именно состоят мои сомнения.
Хочу пояснить суть "проблемы" )). Похожая ситуация может возникнуть у каждого. Я говорю не вообще о сказках, а именно о конкретной сказке (и им подобных) и о том, как бы вы решили эту проблему, рассказывая эту сказку ребенку. Или вы приняли бы решение эту сказку вообще пропустить. А если рассказывать, то каким образом это все повернуть так, чтобы "и овцы были целы, и волки сыты".)) Сказки сказкам рознь. И дети отлично чувствуют разницу между народными сказками и сказками Андерсена, между сказками Андерсена и впрямую дидактическими сказками.

Есть сказки очень конкретные, они не из жанра волшебных сказок. Это, так называемые, развивающие дидактические сказки (хотя я сама ужасно не люблю подобной терминологии: ведь все, что развивает – развивающее). И они претендуют на то, чтобы внушить определенные знания. Как в данной сказке. Совершенно конкретные сведения стараются дать детям, используя для этой цели сказочный сюжет.

Эта сказка про пингвиненка, кроме сказочного сюжета, претендует на изложение конкретной "научной информации" Здесь животные не только выступают в качестве сказочных персонажей, но и играют свои реальные природные роли.

Я пока вижу только один прием: от противного. Эта сказка может послужить хорошим поводом, чтобы потом поговорить с ребенком на эту тему. И кто где живет, и ест ли белый медведь мед, и о том, что малыши часто сначала бывают не похожи на взрослых (цыплята, утята, вообще любые птенцы). Кто приведет мне пример животных?

Почему вообще у меня возник этот вопрос? Дети с которыми я занимаюсь, весьма и весьма во всех отношениях просвещенные и я бы сказала "въедливые" в хорошем смысле, умеющие
анализировать. Простое объяснение "ну, это же сказка" здесь, я думаю, для 4-5-летних не пройдет. Они будут в недоумении. Даже у наблюдательных трехлетних возникнут вопросы. Если только, быть может, не предварить ее комментарием о "путанице". Или послесловием. Для самых моих старших (6 лет) это быть может игра "найди несоответствия".

В других случаях (народные сказки, да и любые настоящие волшебные сказки, басни) не вызовут и не вызывают никаких вопросов именно по причине их принадлежности к особому жанру, где все условности принимаются заранее и воспринимаются как само собой разумеющиеся.

Кстати, Инес, когда читаем, например, "Гадкого утенка", подобных вопросов не возникает и никогда не возникнет (хотя сюжеты в чем-то перекликаются) именно потому, что это настоящая волшебная сказка.

Итак: 1) читать или не читать подобные сказки;
2) согласны ли вы с моим подходом-объяснением (путаница);
3) есть ли опасность именно в таких (подчеркиваю) по жанру сказках заложить неверную информацию, если не обратить на это внимание детей самим или отвечать просто в духе того, что "это же сказка"?
4) ваш подход именно к этой сказке; как вы поступите – будете объяснять или не будете читать или же будете читать и ничего потом комментировать не станете?
Я говорю о детях вполне сознательного дошкольного возраста.

12.02.2001 09:26:54, Надежда Григорьевна
Ох! Как мне мешает это обмазывание медом и чужой дядечка (с другого полюса:)), которого позвали облизать ребенка;)
Ну ладно, попробую.
В этой сказке нарушен еще один закон:)
Невозможно представить, какому возрасту она соответствует (необходимый элемент дидактической сказки).
Мамина некомпетентность, обмазывание медом (лечебное средство, использованное здесь для обряда очищения), чужой дядя, насильственное скатывание со снежной горы - все это истоки подсознательного недоверия к матери, боязни врачей, морфофобии (нелюбовь к собственному телу). Малышу читать не стану.
То, что малыша может бессознательно пугать, шестилетке будет мешать воспринимать остальной текст серьезно.
Лучше сочиню другую сказку:)
Надежда Григорьевна! Большое спасибо за праздник для извилин:)))
Я поняла!:)
Это сказка для взрослых, которые занимаются обучением и развитием детей. Рассказывается, какие сказки сочинять не надо:)


12.02.2001 09:59:33, Элла Прокофьева
Надежда Григорьевна
:)) 12.02.2001 21:32:05, Надежда Григорьевна
[пусто] 12.02.2001 01:24:41
Вот эта идея зоопарка, представленная на картинке Зоологического лото, и помешала мне остаться до конца объективной.
Все-таки раз полярная сова и белый медведь живут на Северном полюсе, а пингвины на Южном (а наши дети это знают), то полная глупость звать сову и белого медведя, когда под боком - сородичи. Только в зоопарке такое и возможно:)
Кстати, я как-то видела передачу об очковых пингвинах, живущих у берегов Юго-Западной Африки. Конечно, нильскому крокодилу бежать далековато, но все-таки ближе, чем белому медведю с Северного полюса на Южный:)))
По поводу креветок: наверное, лангуста их усыновила:)
12.02.2001 07:48:42, Элла Прокофьева
Сказка "Мама для мамонтенка" - дочь недавно спорила с папой до слез - бывает африканский олень! Может, правда бывает? Но муж утверждает что нет. Он сказку не читал, а я уже сомневаюсь. 12.02.2001 18:00:49, Ольга М.
В Северной Африке обитает благородный олень(Cervus elaphus). 12.02.2001 18:51:23, Элла Прокофьева
Спасибо! "Мама для мамонтенка" реабилитирована! 13.02.2001 11:11:28, Ольга М.
:) 13.02.2001 11:57:19, Элла Прокофьева
Откуда познанья?:-)) 12.02.2001 20:05:34, Баба Лена
С детства обожаю рассматривать цветные "Карты фауны и флоры":) 13.02.2001 11:56:58, Элла Прокофьева
:-))) 13.02.2001 14:40:50, Баба Лена:-)
гусеничка
Или у креветок механизм "запечатления" включился при виде лангусты :) 12.02.2001 15:38:06, гусеничка
Ага, импринтинг - Конрад Лоренц:)
Родителями могут быть даже башмаки.
Кого первым увидел после рождения - тот и родитель:)
12.02.2001 16:16:34, Элла Прокофьева
Надежда Григорьевна! Здравствуйте!:)
Подобную сказку я вообще не стала бы ребенку читать:)
Это обмазывание малыша медом и слизывание - дети не любят таких манипуляций со своим телом:)
11.02.2001 20:52:11, Элла Прокофьева
Надежда Григорьевна
Элла! Рада Вас слышать!:)
Психолог - всегда психолог!:-)))
Спасибо. В этом - полностью с Вами согласна. Вот взгляд еще с одной стороны. Это ценно, потому что писатели и педагоги не всегда смотрят на проблему под этим углом зрения. А мелочей ведь не бывает.
А как насчет информационной части?
11.02.2001 21:41:33, Надежда Григорьевна
Что касается информационной части.
Белые медведи едят рыбу, а не мед, так как на северном полюсе пчелы не собирают нектар с цветов, и пасек там тоже не наблюдается:)
Именно в этом путаница, а не в том, что позвали белого медведя (все-таки, он - полярное животное).
Белая полярная сова, белый медведь, пингвины в зоологическом лото располагаются на одной картинке.
Конечно, странно, что в качестве экспертов пригласили белого медведя и сову: уж если бы и звать на помощь, то какого-нибудь престарелого пингвина:)
Вообще, эта сказка очень странная. В ней нарушаются сразу два закона: закон сказки и закон были.
Если цель сказки рассказать детям, что "пингвины рождаются с коричневыми перьями, а когда немножко подрастут, только тогда спинка у них становится чёрной, а живот белым", то и все остальные утверждения должны быть правдоподобными - белые медведи едят рыбу, а не мед. Единственный сказочный элемент, допустимый в такой "правдоподобной сказке" - это антропоморфизация животных, то есть, они говорят и чувствуют, как люди. Серая Шейка разговаривает, но не питается грецкими орехами:)
Если же белые медведи едят мед, то и пингвины могут быть синими, зелеными, розовыми:)



11.02.2001 22:44:26, Элла Прокофьева
По поводу прецедента потенциального недоверия к взрослым. Небылицы! Объяснить и предложить детям самим сочинить. А что касается Ваших вопросов. Буду читать, если сказка мне понравится. И я бы объясняла после прочтения, как должно быть на самом деле. (Кстати, так оно и было ;-) По поводу информации я не опасаюсь потому, что позже ребенок сам прочтет энциклопедии и научно-популярную литературу. Потом поступление информации - можно делать упор на другом, на идее, который несут такие сказки, например, дружба и взаимопомощь. Правда, мне эта сказка не совсем нравится. ;-) . Единственное, что некоторые сказки могут мне не нравится своим кличеством ляпов и примитивизмом. А с подходом - согласна. 11.02.2001 19:51:27, Nata
"Буду читать, если сказка мне понравится", и "я бы объясняла после прочтения, как должно быть на самом деле" - Nata! А как же дети? 12.02.2001 19:18:25, Элла Прокофьева
А где несоответствие в моих словах? Не пойму :-/ Я читаю то, что мне нравится. (Это спорно?) И объясняю, если считаю необходимым. (Это тоже спорно?) Что именно Вам кажется неправильным? Я отвечала на конкретные вопросы. Потом, меня поправила Надежда Григорьевна, речь шла о дидактических, ненастоящих сказках, причем о конктерной - про пингвина. А мама сама видит, когда читает, что можно комментировать и объяснять, а что можно оставить ребенку, как сказку. Или мы - роботы бесчувственные? 12.02.2001 20:06:28, Nata
Видимо, я как-то неопределенно выразилась. Простите.
Я имела в виду, если ребенок не захочет слушать эту сказку, как Вы поступите?
13.02.2001 12:00:14, Элла Прокофьева
Конечно, не буду читать. Не знаю, как можно читать через силу, заставляя маленького ребенка слушать. Но вопроса про желание ребенка Надежда Григорьевна не задавала, или я что-то упустила? Была просьба ответить на конкретные вопросы. 13.02.2001 14:46:25, Nata
По поводу сам прочтет. Я как-то спросила у кого-то из взрослых "как погиб Гагарин" - мне ответили "Может подстроил кто-то, а может выпивший был". Можете себе представить, что было когда я сказала это учительнице в школе? Дело было в 1-2 классе. А ведь взрослые сказали что думали, и это не далеко от того, что сейчас по этому поводу говорят. 12.02.2001 18:07:02, Ольга М.
Надежда Григорьевна, но ведь Вас не смущают многие другие неправдоподобные факты, как то: животные и птицы умеют в сказках говорить, у пингвинихи в шкафу горшочек с медом и пр. Я согласна с Натой, нужно просто осторожно сказать, что в сказках часто бывает совсем не так, как в жизни. Тем они и хороши! 11.02.2001 16:57:18, Инес
Надежда Григорьевна
Инес, факты фактам и сказки сказкам рознь. Пишу об этом ниже. Сказочная условность - одно, а то, о чем в этой сказке - другое. Если мама-пингвиниха достает из шкафа горшочек с медом, ни у кого не возникнет вопроса, потому что это реальная сказочная ситуация, здесь действуют правила игры. А вот когда белый медведь с удовольствием ест мед - это уже совсем из другой области.
11.02.2001 19:32:06, Надежда Григорьевна
Вы, конечно, правы! Но ведь хочется иногда, чтобы и гномы жили, и феи, и цветы говорили, а ветер пел песенку... Хочется сказки! Поэтому если мне попадается такой географический ляп, точнее моя дочь начинает рассказывать сама, то поправляю, объясняю, что дружат медведи и пингвины в сказках, а в жизни по-другому. Но делаю это осторожно, чтобы не разрушить сказку... 11.02.2001 16:30:14, Nata
Надежда Гриогрьевна, но себя вспомните в детстве, разве вы брали информацию о мире из сказок? ТО есть не ту ,что закодирована, а напрямую, я для этого энциклопедию читала :) 11.02.2001 16:21:11, Шин
Надежда Григорьевна
Шин, мне не читали Биссета в детстве.:))

В НАСТОЯЩИХ сказках все ведь совсем не так: и язык другой, и настрой, и информация.

12.02.2001 16:04:52, Надежда Григорьевна
Одна сказка про пингвина - это не весь Биссет. Язык сильно зависит от переводчика. А информация - так можно многие настоящие сказки тоже считать ляпами. За Биссета обидно... 12.02.2001 17:28:14, Nata
Не надо обижаться за Биссета:) Мы обсуждаем не автора, а конкретный текст:)
О Биссете я даже и не думала. Знаю, как можно переврать текст, даже переводя с русского на русский:)
12.02.2001 17:34:46, Элла Прокофьева
Орлуша
Сказки на то и сказки, что очень многое в них вымысел. В сказках бывает все, что угодно, вместе живут те, кто никогда в реальной жизни вместе не будут. В этом (для меня, по крайней мере) и прелесть сказки - совместить невозможное, реализовать невозможное. По-моему, надо нам самим вспомнить, какими мы были в детстве, "опустить планку", вспомнить, как интересно было читать сказки, переживать за героев, которых никогда на самом деле не было. Придет время, и наши умные дети сами поймут, что сказки - это всего лишь сказки, а мир устроен совсем по-другому. 11.02.2001 16:03:27, Орлуша


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!