Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Что общего и чем отличается

Пытаюсь с ребенком (3,5г.) заниматься на тему "что общего и чем отличается", "как продолжить узор" и т.п.. Вот подскажите мне, может я слишком многого хочу на этот возраст. Рисовала я ей такие картинки (см. в регистрации) мелками на асфальте, довольно крупные. На первой паре (про машинки) она смогла найти только одно отличие - количество колес. Не заметила даже то, что они разного цвета. На второй паре (про бабочек) заметила сразу довольно мелкие отличия (шарики на усиках, ножки), и при этом не заметила разный узор на крылышках и закрашенное тельце. При этом она сама, без моих просьб назвала все составные части (это круг, это овал, это квадрат, это линия), т.е. ей интересно, но вот что-то не получается... О чем это говорит - невнимательность? неумение сосредоточиться? Какие есть упражнения на эту тему? Она вообще довольно рассеяна, медлительна, витает где-то в своих облаках. Мне кажется, ей будет это мешать. Как бы ей помочь с этим справиться?
21.07.2002 16:34:56,

20 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Надежда Григорьевна
Конечно, многовато хотите сразу.:))
Сначала нужно наработать некоторый опыт в выполнении подобных заданий.
Вы с дочкой должны сначала "проработать":) на практике тему, что отличия бывают (могут быть) по форме, по цвету, по размеру, по количеству и т.д.
Вот нашла она одно отличие (количество колес), а Вы тут и скаЖИте-спроСИте-подскаЖИте: да, различие по количеству колес ты сразу заметила, а по цвету? и т.д.
Это не рассеянность, а просто неопытность с обеих сторон.:))
21.07.2002 22:23:37, Надежда Григорьевна
:))) У нас, уже в полных 5 лет, патологии НЕ БЫЛО, НЕТ, И НЕ ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ:)))))))))))), ЛЮБОЕ подобное (отличие-различие:))) )задание звучит так: "Мам, я ДАВНО знаю, что им (редакторам:)))) интересно, но если я не 5, а 4 найду, поможешь?"
Приходится соглашаться:))).
Первые 4-ре идут навскидку, а дальше уже мне приходится напрягаться:))).
Конечно же, МНОГОГО сразу хотите:))). По крайней мере, в 5 лет ребёнок уже, даже не решив, сможет сказать: " А помнишь, задачка была про колёса, эта - такая же, только я ответа "не запомнил:)))". Аналогия осталась - уже хорошо.
А ВЫ в 3,5, удивляетесь, что ребёнок не помнит АЛГОРИТМА:))).
НЕпроизвольное ВНИМАНИЕ привлекается ЛЕГКО, но только на ПРОИЗВОЛЬНОЕ откладывается НЕ сразу. А уж в 3,5 - есть возможность поиграть:))).
P.S. Есть тут такой персонаж, по имени Ржевски, может быть, найдёте, о чём поговорить:).
22.07.2002 02:24:12, Alice
:-) Я как раз на ее страничку натолкнулась, Natural Math. Пока еще только сама читаю, дочке это не скоро все достанется. Вчера попробовала вот треугольники по клеточкам считать, так почти ничего не получилось (правда было это в третьем часу ночи, может в этом все дело - я так себя успокаиваю :-))) 22.07.2002 08:44:32, НикКи
Уррааа!!! Получается!!! :-))))) Вот что значит - на свежую голову. Учту в процессе дочкиного обучения :-))) 22.07.2002 08:55:55, НикКи
Посмотрите для ее возраста http://www.naturalmath.com/baby/world/ там сейчас можно все в архиве скачать...

Про отличия уже очень хорошо написали. Мы играли так примерно: рисуем два огромных круга, символ, скажем, колес рядом (если два типа по колесам). Машинка самая первая едет в первый "гараж" и потом это ее дом, к себе пускает только ТАКИХ ЖЕ по колесам. Велосипеды же двухколесные "посылает" во второй гараж. Дальше все выезжают наружу и символ колеса сменяем, скажем, на символ цвета (бумажка раскрашенная несколькими цветами). Первая машинка красная, скажем, в'езжает в первый круг и другого цвета машинки не пускает, говорит, это гараж только для красных, а вы себе другие домики поищите... Потом можно у ребенка спросить - а по чему еще можно их на домики распределить?

Офф - мы так еще о терпимости разговаривали, как, например, некоторых людей не пускают в некоторые места из-за определенных признаков...
22.07.2002 22:23:33, Ржевски
Да, и дополнение. ДВА предмета и много у них различий - сложная задачка. Задача попроще - МНОГО предметов рассортировать по ОДНОМУ типу различий (скажем, двадцать средств передвижения - по количеству колес). От этой второй, простой задачи ребенок переходит к сложной. То есть, чтоб перечислить ВСЕ различия конкретных двух бабочек, ребенок прикидывает, к каким КЛАССАМ этих бабочек можно отнести, и по каким признакам. То есть важно начинать сортировки и признаковые все работы с БОЛЬШОГО количества предметов и потом постепенно приходить к описанию одного-двух. 22.07.2002 23:49:31, Ржевски
Хорошая идея, спасибо :-) 23.07.2002 08:49:51, НикКи
Спасибо что откликнулись :-) Да я ей объясняла, правда всего раза 3 до этого, наверно действительно мало. Я, честно говоря, нарочно не хотела ей сильно разжевывать, чтобы училась сама думать, а не в готовенькие шаблоны подставлять. Наверно, это действительно слишком уж сложно самой такое сообразить, переоценила я. Ладно, подкорректируем :-) 21.07.2002 23:06:54, НикКи
Надежда Григорьевна
Недавно в своей "Книжной лавке" рассказывала о только что вышедшей книге "Развитие творческого мышления ребенка" Ю. Тамберга. В связи с темой топика привожу отрывок:
>>… Вот цитата с первой страницы книги - она, как мне кажется, прекрасно подходит и ко многим как игровым, так и учебным и жизненным ситуациям, требующим от ребенка принятия решения: "… У родителей могут возникнуть трудности в выборе задач для детей. Если задача простая - ребенку скучно, если слишком сложная - он отказывается ее решать. Проведем классификацию задач по их трудности.
Первый уровень трудности. Ребенок решает задачу самостоятельно.
Второй уровень. Самостоятнльно решить не может, но с помощью нескольких наводящих вопросов РЕШАЕТ сам.
Третий уровень. Не может решить, но может понять ход решения и ответ.
Четвертый уровень. Не может ни решить, ни понять ход решения, ни понять ответ…"

И дальше то, о чем взрослые, к сожалению, часто забывают: "… Не бойтесь давать детям задачи третьего уровня сложности. Их надо решать не в режиме "Реши сам", а в режиме "ДАВАЙ РЕШИМ ВМЕСТЕ". Во-первых, вы интересно общаетесь, во-вторых, ребенок учится не бояться решать трудные задачи, в-третьих, эти задачи пойдут в его "Копилку задач по аналогу", и в-четвертых, это развивает ребенка и дает ему уверенность в своих силах..." >>

Мне кажется, здесь задан необходимый алгоритм для действий взрослого.

Из пособий много таких заданий в "Игралочке" Петерсон. Но, ИМХО, лучше подсмотреть там и сделать свои задания. Чем плохи те рисунки, которые Вы давали дочке?:))
Хорошие задания есть у "Карапуза". Например, в серии "Для самых маленьких" (2-4 года) есть книжка-журнал "Цветные формы".
22.07.2002 16:30:34, Надежда Григорьевна
А давайте обсудим другой аспект вопроса. Вот такой пример. Я в школе по математике была отличницей, причем она мне давалась настолько без проблем (и алгебра и геометрия), что было ощущение, что я не учу, а просто вспоминаю. Однажды к нам в школу приехала группа аспирантов, которые работали над составлением альтернативного учебника по математике. Они приглашали к себе добровольцев и давали им задачки решать. Так вот, я, уверенная отличница, не смогла решить ни одной задачи вообще! Они были нешаблонные, непривычные, и я оказалась в совершенном ступоре. А несколько других одноклассников, всю дорогу балансировавших между двойкой и тройкой, решили все и без особого труда, т.к. головы были незамусорены готовыми оазученными алгоритмами, а открыты для чего-то свежего и самостоятельного. Так вот, меньше всего мне бы хотелось надавать сейчас дочке таких вот готовых алгоритмов, которые она запомнит и научится применять. Хочется подвигнуть ее на размышления, поиски! Не уверена, что все эти подробные объяснения (типа задач третьего вида) так уж в этом помогут. То есть может да, а может и нет... Повод для размышлений... 22.07.2002 19:18:08, НикКи
Надежда Григорьевна
НикКи, то, о чем Вы говорите, подразумевает, что у ребенка уже есть некоторый ОПЫТ. Опыт этот дает ПРАКТИКА.
А практика и получение знаний и нового опыта в этом возрасте напрямую связаны с СО-трудничеством со взрослыми в самых разных видах и варинтах. Можно показывать ГОТОВЫЕ решения, можно умелыми действиями-подсказками ПОДВОДИТЬ к правильному решению, можно ставить посильные исследовательские задачи для САМОСТОЯТЕЛЬНОГО решения. Сочетание всех этих приемов - оптимальный вариант. Но без практики, без опыта "подвигнуть ее на размышления, поиски" - не получится.
24.07.2002 13:41:59, Надежда Григорьевна
Кстати, хотела поблагодарить Вас за давний совет - не могла дочку никак считать научить до 10. Стали считать все подряд - деревья, машины, скамейки, чашки, ложки, ступеньки, кукол и т.п. - ей это понравилось, счет выучила довольно быстро, но остановиться уже не может, так и продолжает все считать :-) Теперь вот цифры писать учится, и пытаемся осваивать что-то типа сравнений и сложения. 24.07.2002 14:53:10, НикКи
Надежда Григорьевна
:))
Просто взрослеет дочка...:)
24.07.2002 16:24:53, Надежда Григорьевна
Мне эти три типа тоже показались относящимся к "закрытым" задачам. То есть таким, где заранее предопределен ответ и метод решения. Вот один из вариантов классификации открытых задачек (такие, наверное, Вам предлагали альтернативщики те):

1 - ребенок занимается действием без вмешательства извне, и сам поддерживает действие (находит, что делать дальше и т.п.) Например, так ребенок может играть с геометрической мозаикой или Лего.

2 - ребенок занимается действием в партнерстве с "более знающими другими" - и они могут вносить свои идеи, опыт, и т.п. Например, описание игры с "домиками"из моего письма чуть выше.

3 - ребенок наблюдает за действиями "более знающих других"

В принципе, все три нужны. Самая крутая педагогика происходит во втором уровне... Школа слишком много уделяет внимания первому (потому что взрослых не хватает) и третьему (лекции - по той же причине).

Кстати, сегодня в "заграничной 7е" на похожую тему писала, сообщение Для Еж...
22.07.2002 22:32:11, Ржевски
Туська
Вообще, такие упражнения описаны в книжке по математике для трехлетних. Хотя я бы не стала волноваться. У нас все точно так же: что-то хочет замечать, что-то не хочет. Именно так я это для себя и определяю. А на следующий день заметит другое. У них еще очень короткий период концентрации. 21.07.2002 19:05:48, Туська
GD
А что за книжка, скажите, пожалуйста... 22.07.2002 10:24:12, GD
Туська
"Математика". Издательство "У-Фактория" Екатеринбург, 1999.
Я покупала в Москве.
22.07.2002 12:55:11, Туська
GD
Огромное спасибо. А в Москве - где? 22.07.2002 13:32:27, GD
Туська
Ооой... Магазин типа "Электроника" на Ленинском проспекте возле немецкого посольства. Там есть книжный киоск на входе. 22.07.2002 22:53:32, Туська
GD
Спасибо, постараюсь найти. :-)) 24.07.2002 10:16:47, GD


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!