Конференция "Ребенок от 3 до 7""Ребенок от 3 до 7"
Раздел: Родительский опыт
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

переживание неудач
как внушить/развить/воспитать в ребенке умение достойно "не побеждать"? А то Наташка прямо до слез обижается (причем сама не может объяснить на кого или что), если не может победить в настольной игре, например....папе вчера проще было в поддавки играть:( а я считаю, что в поддавки неправильно...что надо как-то объяснять, научить, но как???? сама слов не могу подобрать:( или вот, допустим, раскрашивает дочь вчера, я сделала ей ОЧЕНЬ мягкое замечание, что надо бы аккуратнее...так она вообще отложила карандаши, раскраску и перестала раскрашивать. Как воспитать желание и понимание необходимости улучшать свои навыки? или все-таки это возрастное? и надо только терпением и разъяснением? для справки, дочери скоро 5 лет исполнится.
18.07.2008 07:51:29, Бесконечно далекая
31 комментарий


А у нас другое: я у Ярослва вообщ (на данном этапе по крайне мере) не вижу стремления к лидерству: "а зачем мне быть перавым?" Его нельзя взять на "лучше всех". Он часто просит, чтобы он проиграл... Это особенность темперамента и характера. Ес-но имхо надо корректировать в разумных пределах. Вашей, думаю, как уже написали, объяснять, что в игре важно положительные эмоции и прочее. Со временем даст результаты. Ну и с критикой оооочень осторожно. Моему ппробуц сказать, что косо заштриховал- тутт отложит карандаш. ТОлько позитив!
19.07.2008 10:50:01, Геба

гнусю, гнусю. но толку особо нет
18.07.2008 17:23:15, strelkA

в общем, я делаю так: если мне что-то от него нужно - говорю в утвердительной форме (мы едем туда-то), если есть выбор (например - ролики или велосипед) - ессно, даю возможность выбрать, но сам факт поездки не обсуждается:). в играх - поддаюсь иногда. мой любит в домино играть - я просто смотрю его фишки и кладу иногда те,которые ему выгоднее:). но не всегда. мне тоже ж надо выигрывать:))))
в рисование, конструирование - не лезу вообще, если не просит. если просит помочь - помогу, но сама первая лезть не буду.
все-таки - все хорошо в меру:) где-то надо помочь, где-то поддаться,а где-то пусть действует самостоятельно:) 18.07.2008 13:01:54, LU

Плаванье -в этом году переборол страх, наконец стал заходить в воду без жилетов-кругов и учить движения. а то даже в бассейн в садике не хотел ходить , а теперь - мама, а когда уже можно будет туда идти :) ? а велосипед боится :) (боковые колесики были волевым решением отвинчены и убраны :) )
А в домино уже режется будь здоров! быстро научился. и даже понимает хитрости - то есть уже пытается просчитывать, какую надо фишку класть, чтобы самому выиграть, а партнеру проиграть, какие есть у противника, а каких нет :). В шашки и шахматы тоже играет, причем благодаря дедушке играет по правилам с самого начала, то есть без "поддавков", дедушка сразу весьма строго обрубил всякие поползновения поддаваться и баловаться за этими играми :) наверное, надо тут себя перебороть и не поддаваться, а играть _по правилам_. причем Женьке и самому это нравится, даже меня пытается обучать (хотя я и так умею, но внимательно слушаю его и внимаю :)) ) 18.07.2008 17:14:42, Анирам
Относительно рисунков сразу скажу,- НИКТО не знает, как ПРАВИЛЬНО, как ЛУЧШЕ. И я не считаю себя вправе оценивать рисунки с этой точки зрения.
Желание улучшать свои навыки, а также умение конструктивно реагировать на критику,-это возрастное. Именно их наличие является одним из признаков готовности к школе. Очевидно, что Ваша девочка в 5 лет не готова. :) А Вы что-то другое ожидали?
Мне кажется, что в этом возрасте все замечания должны выглядеть как похвалы прогрессу относительно "себя вчерашнего", но никак не иметь оценочный вид:"хорошо", "плохо", "аккуратно-неаккуратно"; и уж никак не иметь вид сравнения с другими детьми или взрослыми.
Чтобы играть не в поддавки, нужно играть в полную силу, но ДАТЬ ФОРУ. Т.е. если в шахматы, то играть, например, без ферзя.
Или так организовать игру, чтобы шансы были равными. Про те же шахматы. Мы играем в детские варианты: сначала одними пешками (кто первый наберет 5 очков, тот и выиграл-пешка 1 очко), потом пешками и ладьями (ладья-5 очков, счет до 10), потом добавляем коней (3 очка и счет до 15)и слонов (3 очка и до 20) . А уж потом ферзя за 7 очков,-не помню, счет до скольки.
Или играем в т.н."исторические шахматы": кидается кубик, если выпадает 1- ходит пешкой (даже к своей невыгоде), при отсутствии хода-ход пропускаешь, 2-ладья, и т.д. Игра заканчивается, когда съедают короля (его можно "рубить").
Позволяется взрослому предупреждать, что при этом ходе ты проиграешь фигуру и т.п.
При окончательном проигрыше ребенка можно вернуть ситуацию на какую-то позицию и играть с нее. И если ребенок после этого выиграет, счет будет 1:1 ,если проиграет- 0:1.
В играх с элементом случайности (исторические шахматы, нарды) дочь меня достаточно часто выигрывает.
В футбол (в комнате, сдутым мячом)-дочь сначала проигрывала. Я спорила за каждую ее халтуру и несправедливость. А в спорных непроверяемых случаях говорила "Хлюзда на правду выйдет!" (т.е. нечестность потом вылезает в виде проигрыша в очередном туре).
"Ты любишь выигрывать. Все любят. Если ты будешь играть ТАК, с тобой никто играть не будет!" -и частенько отказывалась с ней играть, потому что "хлюздит" (играет нечестно) или ноет.
Полезным оказывался вопрос:"Тебе поддаваться или играть в полную силу?" Хочешь быть выигравшим-да пожалста! Выигрывай! Только мне это не очень интересно,-так играть. Я могу некоторое время потерпеть, чтобы тебе приятное сделать. Хочешь? -Почему-то никогда не хотела. :)
Сейчас она в домашний футбольчик меня выигрывает. Хы! И играет в него лучше нескольких мальчиков из группы. И ОЧЕНЬ любит в него играть, как в шахматы, и в нарды.
18.07.2008 12:35:16, Змея Скарапея
про разукрашивание (не рисунки ребенка, заметьте) я явно вижу, что идет ухудшение:( в 5 лет я не буду ее отдавать в школу...я ж не говорю, что я волнуюсь в данный момент за готовность к школе:) я волнуюсь за отсутствие целеустремленности...это меня волнует. В настольных играх, типа "ходилок" шансы равны у всех:) я не говорю сейчас про шахматы и пр. интеллектуальные игры:)у нее пока только появился интерес к нстольным играм, вот я и лавирую между поддержанием интереса и воспитанием умения проигрывать. Если это возрастное, и я не одинока, пока буду разъяснениями спасаться:) если это, скорее, редкий случай для нашего возраста...то я подй у на консультация к психологу:)
18.07.2008 12:56:09, Бесконечно далекая
так у нее и есть увлечение пока раскрасками:) я ж ее не заставляю раскрашивать, а поддерживаю ее интерес:)она только полгода как вошла во вкус...просто раньше делала это лучше, качественнее.
18.07.2008 14:57:28, Бесконечно далекая
Желание улучшать свои навыки, а также умение конструктивно реагировать на критику,-это возрастное. Именно их наличие является одним из признаков готовности к школе. Очевидно, что Ваша девочка в 5 лет не готова. :) А Вы что-то другое ожидали?
Мне кажется, что в этом возрасте все замечания должны выглядеть как похвалы прогрессу относительно "себя вчерашнего", но никак не иметь оценочный вид:"хорошо", "плохо", "аккуратно-неаккуратно"; и уж никак не иметь вид сравнения с другими детьми или взрослыми.
Чтобы играть не в поддавки, нужно играть в полную силу, но ДАТЬ ФОРУ. Т.е. если в шахматы, то играть, например, без ферзя.
Или так организовать игру, чтобы шансы были равными. Про те же шахматы. Мы играем в детские варианты: сначала одними пешками (кто первый наберет 5 очков, тот и выиграл-пешка 1 очко), потом пешками и ладьями (ладья-5 очков, счет до 10), потом добавляем коней (3 очка и счет до 15)и слонов (3 очка и до 20) . А уж потом ферзя за 7 очков,-не помню, счет до скольки.
Или играем в т.н."исторические шахматы": кидается кубик, если выпадает 1- ходит пешкой (даже к своей невыгоде), при отсутствии хода-ход пропускаешь, 2-ладья, и т.д. Игра заканчивается, когда съедают короля (его можно "рубить").
Позволяется взрослому предупреждать, что при этом ходе ты проиграешь фигуру и т.п.
При окончательном проигрыше ребенка можно вернуть ситуацию на какую-то позицию и играть с нее. И если ребенок после этого выиграет, счет будет 1:1 ,если проиграет- 0:1.
В играх с элементом случайности (исторические шахматы, нарды) дочь меня достаточно часто выигрывает.
В футбол (в комнате, сдутым мячом)-дочь сначала проигрывала. Я спорила за каждую ее халтуру и несправедливость. А в спорных непроверяемых случаях говорила "Хлюзда на правду выйдет!" (т.е. нечестность потом вылезает в виде проигрыша в очередном туре).
"Ты любишь выигрывать. Все любят. Если ты будешь играть ТАК, с тобой никто играть не будет!" -и частенько отказывалась с ней играть, потому что "хлюздит" (играет нечестно) или ноет.
Полезным оказывался вопрос:"Тебе поддаваться или играть в полную силу?" Хочешь быть выигравшим-да пожалста! Выигрывай! Только мне это не очень интересно,-так играть. Я могу некоторое время потерпеть, чтобы тебе приятное сделать. Хочешь? -Почему-то никогда не хотела. :)
Сейчас она в домашний футбольчик меня выигрывает. Хы! И играет в него лучше нескольких мальчиков из группы. И ОЧЕНЬ любит в него играть, как в шахматы, и в нарды.
18.07.2008 12:35:16, Змея Скарапея

Ну, раскрашивание,- это не всегда интересное занятие , и, возможно, ребенок просто спешит быстрее закрасить и перейти к более интересным занятиям. А возможно, раскараска подобрана не по возрасту- слишком мелкие или слишком крупные детали.
Слишком крупные- замучишься их закрашивать.
Слишком мелкие- еще моторика неразвита, выезжает за контуры и еще не наловчилась штриховать в разных направлениях.
Большое значение имеет тематика раскрасок. Что-нибудь такое любимое шло с большим интересом и более качественно. А что-то ОЧЕНЬ интересное хотелось быстрей-быстрей, поэтому ну очень некачественно.:)
Не считаю пример с раскрасками показательным. Может быть, на какое-то время вообще раскраски убрать?
Прямо перед школой у нас возникло что-то вроде мании на раскраски: самое первейшее любимое занятие. Хотя, кажется, что уж тут такого интересного? Но прогресс БЫЛ. Но не в 5 лет. :)
Мне все-таки кажется, что умение проигрывать добывается с возрастом. Помню, что когда дочь была моложе, ОЧЕНЬ не любила и не умела проигрывать. 18.07.2008 14:05:52, Змея Скарапея
Слишком крупные- замучишься их закрашивать.
Слишком мелкие- еще моторика неразвита, выезжает за контуры и еще не наловчилась штриховать в разных направлениях.
Большое значение имеет тематика раскрасок. Что-нибудь такое любимое шло с большим интересом и более качественно. А что-то ОЧЕНЬ интересное хотелось быстрей-быстрей, поэтому ну очень некачественно.:)
Не считаю пример с раскрасками показательным. Может быть, на какое-то время вообще раскраски убрать?
Прямо перед школой у нас возникло что-то вроде мании на раскраски: самое первейшее любимое занятие. Хотя, кажется, что уж тут такого интересного? Но прогресс БЫЛ. Но не в 5 лет. :)
Мне все-таки кажется, что умение проигрывать добывается с возрастом. Помню, что когда дочь была моложе, ОЧЕНЬ не любила и не умела проигрывать. 18.07.2008 14:05:52, Змея Скарапея

Нель, если мы садимся играть, то я, уже наученная опытом:)), сразу предупреждаю, что если начнутся выступления по поводу проигрыша, то я больше играть не буду. Не скажу, что всё гладко проходит, но как-то выруливаем, до истерик никогда не доходит. Но я тоже иногда поддаюсь ( в шашки, шахматы), в остальные ведь игры особо не наподдаёшься, дело случая:))
18.07.2008 11:33:02, Подсолнух и ёж
+1. Я с Яськой до-о-олго боролась. Именно предварительными договорами. Начнешь скандалить, игра закончится. Научилась. А вот Васенке пофиг кто выигрывает. Ей процесс интереснее. Она вообще легка в общении :).
18.07.2008 17:49:00, Kirushka©
в том и дело...что я даже боюсь про игры сложнее, чем ходилки, думать...это ж вообще будет:(
18.07.2008 11:46:37, Бесконечно далекая


вот поэтому и надо заранее этот процесс начинать, почву готовить:))
18.07.2008 12:25:25, Подсолнух и ёж

Вот ведь совпадение..
В детской психологии была тема "Не умеет проигрывать?":
http://conf.7ya.ru/conf/mes-Psy.aspx?l=0&cid=Psy&mid=10898
И я только что в ней ответила - дала ссылки на предыдущие обсуждения. Посмотрите, по ссылкам были очень неплохие идеи и предложения и на эту тему. 18.07.2008 10:12:35, РиоРита
В детской психологии была тема "Не умеет проигрывать?":
http://conf.7ya.ru/conf/mes-Psy.aspx?l=0&cid=Psy&mid=10898
И я только что в ней ответила - дала ссылки на предыдущие обсуждения. Посмотрите, по ссылкам были очень неплохие идеи и предложения и на эту тему. 18.07.2008 10:12:35, РиоРита

А про быть первой - да, возникают проблемы - первой по коридору идти, я ее пропускаю, мне не принципиально, папа на велике едет быстрее - тут объясняем, что колеса больше, папа не может медленно, с кнопкой в лифте тож объясняю, что надо было сразу нажимать, я первей успела)), ну и т.д., короче постоянные объяснения при возникновении проблемы :) Я другого выхода не вижу. Да и потихоньку это приносит свои плоды, уже нет таких затяжных истерик, как раньше, быстрее проникается объяснениями. 18.07.2008 09:58:15, Tyka



Дочка тут футболом с нами увлеклась, чемпионатом, так когда наши проиграли она нас еще и успокаивала - ну ничего, мол, в следующий раз выиграют ;))
18.07.2008 10:23:42, al_la


У моего младшенького - не просто "обижается" или "откладывает", а - при любой неудаче ВЗРЫВ гнева и обиды - на предмет, окружающий мир, родственников, что подсунули это - в общем, на что и кого угодно, только не на себя. Если, к примеру, вырезает - то виноваты, естественно :-) не "кривые руки", а ножницы и бумага. ОЧЕНЬ сильная реакция.
Что делать - не знаю :-( Как будем в школе через два года - не знаю... Пытаюсь успокаивать-объяснять-адаптировать, но...
Что родилося - то родилося :-(. 18.07.2008 09:46:42, Неведома Зверушка
моя дочка (5,5) если не первая, то плач, причем явно выжимает из себя, такой прям скрипучий, брр. На великах едем всей семьёй - она должна ехать первой, иначе "скрипы". В настольные игры проигрывает - там прям до настоящих слез расстраивается и тоже может отказаться недоигрывать, чтоб не проигрывать. Ну в подъезд кто первый войдет и кнопку лифта нажмет - это вообще я уже не считаю.
Тоже переживаю, что делать с этим не знаю. Пока объясняю по 100 раз, что не всегда так важно быть первой. Что играя с настольные игры - мы просто весело проводим время, и неважно кто победит. Что касается спорт успехов, то тут надо тренироваться, чтоб первой быть, а не ждать что тебе поддаваться все будут.
Вообщем постою рядом послушаю умных советов:) 18.07.2008 09:44:23, Smexfamily
Тоже переживаю, что делать с этим не знаю. Пока объясняю по 100 раз, что не всегда так важно быть первой. Что играя с настольные игры - мы просто весело проводим время, и неважно кто победит. Что касается спорт успехов, то тут надо тренироваться, чтоб первой быть, а не ждать что тебе поддаваться все будут.
Вообщем постою рядом послушаю умных советов:) 18.07.2008 09:44:23, Smexfamily
по поводу раскрашивания. я думаю, если ребенок не спрашивает мнения родителей, то и не надо комментировать его работу. пусть будет как будет. мы ведь тоже не всегда и все-все делаем безкоризненно. а, насчет проигрыша...мне кажется в этом возрасте почти все дети нацелены только на победу))) поэтому у нас был только один закон - с тобой никто не будет играть, если ты слишком бурно проигрываешь...не могу сказать, что прям сразу и легко стали проигрывать, но за эмоциями своими старались по мере возраста следить))))
18.07.2008 09:39:21, ЛАЙМиК
так спрашивает мнение:) я стараюсь ей не врать...так и говорю: неплохо, но раньше ты раскрашивала лучше и аккуратнее:)
18.07.2008 09:50:45, Бесконечно далекая

Ну во первых мне кажется, что папе и не грех поддаться, явно он еще очень долго будет обыгрывать ее, так что желание играть с ним с заведомо извесным результатом точно не будет. Что касаеться неаккуратности, так понятно, что со временем она будет аккуратней, просто придет пора и рука станет уверенней. Мы действуем по другому. Папа не то что бы поддаеться он комментирует ее ходы иногда. Говорит подумай смотри так я съем твою фишку в следуещем ходе. Т.е. учит думать вперед, как игра в карты в открытую. Что касаеться еще чего то.... но допустим игры в бильярд, понятно что 6-летка и кий не возьмет и роста не хватит, так он спокойно подставляет свой палец под кий что бы было бить удобней и была вероятность ее попадения, может и шарик подправить. Ведь главное не загубить интерес.
18.07.2008 09:24:53, ma-ma
так в том-то дело, что игра была настольня обычная: кидаешь кубик, по кол-ву точек передвигаешь фишки. Там и в поддавки сложно играть:) никакой стратегии:) мы поэтому и не губим интерес, потому что она только начала сама просить нас играть в них. и раскрашивала она раньше лучше, а сейчас торопиться стала....так что пока у нас пробуждается интерес...но как только первая "неудача", то сразу слезы и нежелание продолжать. Вот это напрягает меня лично.
18.07.2008 09:49:32, Бесконечно далекая
Мне кажеться что все детки проходят через это. Нужно учить их проигрывать и учить не опускать руки после этого.Я с сыном всегда соревнуюсь по несколько раз, после его проигрыша подзадориваю что типа давай еще, вот это поправим, сдесь исправим, там подумаем, ну и поддаюсь ему пару раз, чтоб не убить его интереса.В результате в ходилках он сам научился мухлевать, на лыжах и коньках я его реально не могу догнать, теперь с ним папа катается. А вот шашки пока за мной.
18.07.2008 09:46:03, Olga&Paha


Читайте также
Японский маникюр: дзен для ваших ногтей
Устала от ломких ногтей? Японский маникюр - дзен для твоих рук! Восстановление, укрепление, здоровый блеск! Разбираем по шагам: как проходит процедура, какие материалы нужны, секреты ухода и кому подойдет этот спа-ритуал.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.