Раздел: Логопедия, развитие речи

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Добрый день, ребенку 3.8, никак не можем

Добрый день, ребенку 3.8, никак не можем научится выговаривать букву "Р", кто-нибудь может знает какие-нибудь упражнения, подскажите пожалуйста.
03.12.2007 16:00:08,

27 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
фима
Моя дочка как раз пару месяцев назад начала говорить "Р", ей 3 и 10. Я с ней сама позанималась немножко, правда лит-ру я не читала, но по сеебе помню, что легче всего давлось сочетание "ТР". Мы с ней все время поавторяли "три" и "тра" и похожие сочетания, потом усложняли, пока она не поняла как язык нужно ставить. Сейчас говорит во всех словах. А вообще по норме до 5 лет не обязательно выговаривать р, я сама в 4 с половиной начала. 05.12.2007 23:09:26, фима
До 5 лет - это норма, все у вас хорошо. Купите книжку "Артикуляционная гимнастика", там написано, какие упражнения подходят для звука "Р", занимайтесь. Сходите к логопеду, можно в поликлинике просто, даже книжку прихватите, чтобы логопед пояснил, что надо, а после 5 лет, если само не получится, будете заниматься с логопедом, что мы сейчас и делаем. Логопед может определить, что не только "Р" проблемный, родители часто не видят проблем. 04.12.2007 12:27:57, E_VIKT
Если ребенок сам начал говорить горловое Р,то срочно к логопеду с зубной щеткой и соской на бутылку советских времен-в аптеке продаются.За 3-5 занятий умному ребенку поставят Р. 04.12.2007 11:55:34, оксана 1111
FioreJu
А зубная щётка для чего?
04.12.2007 17:23:36, FioreJu
А почему не спрашиваете для чего соска? Соску на щетку и под язык-для вибрации.Сначала это делает взрослый,а потом может и сам ребенок.Ребенок произносит з-з-з,одновременно по уздечке соской-язык вибрирует-получается р-р-р.Дальше короткие слова с начальной р.Растягивая первый звук,проводим соской в нужный момент,получаем нужный звук.Например,з-з-зыба - соска - р-р-рыба з-з-зука -движение соской - р-р-рука.Но лучше к логопеду.Это надо увидеть.А потом сможете заниматься сами. 04.12.2007 20:26:42, оксана 1111
FioreJu
:)) Я знаю, для чего соска :))
Просто у логопеда обычно имеются шпатели, на которые можно надевать соску :))
А ещё можно использовать пипетку, указательный пальчик ребёнка и шариковый зонд. И произносить можно не только звук "з", но и "ж", и "д" :)) Способов много, главное, чтобы хотя бы один из них подошёл тому или иному ребёнку.
04.12.2007 22:49:51, FioreJu
Вот упражнения http://www.logoped.ru/zvuki.htm на конкретные звуки и общая артикулярная гимнастика.

Вот еще http://www.solnet.ee/parents/log_49.html

У нас Р начал появляться где-то в 4 г 8 мес.
Вдруг обнаружили, что получается специально "порычать", но в словах Р был не рычащим: ни Л , ни J, а какое-то "р краткое" :).
Рычание стало предметом гордости, дочь посвящала демонстрации и тренировке этого умения все свободное от других занятий время. А вот в словах-не говорила.
Попытки деда поправлять речь ("Скажи Р правильно, ты же умеешь") я пресекала.Потому что прочла на сайте про заикание (!) что концентрация ребенка на том, что он говорит неправильно, ведет к излишнему вниманию, зажатости, зацикленности на этом и весьма может способствовать заиканию,- оно нам надо?
Потом "Р рычащий" начал появляться в начале слов, а потом уже во всей речи. К 4г 11 мес звук уже в обычной речи присутствовал без усилий.
Правда, в саду воспитательница во многие из вышеописанных игр и упражнений с детишками играла (Хе! Тут немножко и моей заслуги есть: помнится, носила распечатанные упражнения и игры в сад)
И 2 года на "развивалках" были основные педагоги-логопеды. Специально "логопедией" они с детьми не занимались, а брали, например, попугайские перышки из "живого уголка" и играли, кто дольше их в воздухе продержит, дуя на них. Перышки потом домой забрать разрешили, это была награда за занятие.

Мое (неправильное) мнение: не нужно ребенка в этом возрасте специально "учить" произносить Р. Играть в логопедические игры, развивать мелкую моторику (с которой,как доказано, напрямую связано развитие речи) ;поощрять ребенка говорить, петь; читать и рассказывать истории.

У меня было 2 "тестировочных" стишка. Время от времени по пути в сад я их декламировала, а дочь присоединялась (это у нас что-то вроде традиции- стишки веселые декламировать по пути в сад: и весело, и ничего не отвлекает). Так ненавязчиво можно приглядеться , не начал ли уже звук Р "наклевываться".
1. "Ехал грека через реку".
2.Тим Собакин. "Рры, Рры, рры, страшный звук идет с горы"

А,вот тут еще Логопедические стихи http://www.solnet.ee/sol/001/s_322.html
http://yarastu.narod.ru/logo.html
http://lib.ru/TALES/stishki.txt (в конце)
http://ten2x5.narod.ru/biblio/st_zvuk.htm
И вообще- по поиску "Логопедические стихи" столько ссылок выходит!
04.12.2007 09:44:44, Змея Скарапея
Вишенка_
до 6 некоторые не выговаривают :-) Упражнения - это вам к логопеду. Самим трудно. 04.12.2007 02:32:03, Вишенка_
Мусулунга
Да еще не критично. Мои Р стали выговаривать старший к 6 годам, средний так вообще в 6,5 только (хоть и с логопедом занимался). Дочке скоро 5 - Р пока не говорит. занимается в саду с логопедом. Вообще Р - это самый последний звук, который ставят, т.к. он в норме имеет право сам встать к 6 годам только.
А из упражнений, что нам логопед давала: цокать, как лошадка; грибок (удерживать считая до 8-10).


03.12.2007 21:59:22, Мусулунга
aloeVera
а остальное всё говорит?
У старшего Р последняя была, я его учила "Д-Р-Р-Р", к пяти годам уже выговаривал.
А младшему уже 4,8, не поддаётся никак(( ни Л, ни РЬ, Ни ессно Р... будем специалиста искать
03.12.2007 20:55:40, aloeVera
FioreJu
:)) Буквы мы видим, пишем и читаем, а вот произносим звуки :)))
До 5 лет считается физиологической нормой отсутствие сонорных звуков.
Попытайтесь выполнять следующие упражнения:
"ЛОШАДКА" - Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
"ГАРМОШКА" - Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
"АВТОМАТ" - Рот открыт, губы в улыбке. Напряжённым кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно ускоряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара.
"БАРАБАН" - Рот открыт, губы в улыбке.
1) широким языком постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д-д-д.
2)Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да-ды.
Сначала выполнять упражнения медленно, затем ускорить темп. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

После того, как ребёнок научится чётко выполнять данные упражнения, можно попросить его прижать кончик язычка к альвеолам ("бугоркам за верхними зубками") и не отрывая кончика язычка от этих бугорков сильно подуть на кончик язычка.

03.12.2007 20:06:45, FioreJu
aloeVera
спасибо, пригодится
А про "Л" у вас нет ничего?)
03.12.2007 23:30:54, aloeVera
FioreJu
:)) Есть.
Упражнения или способы постановки звука?
Днём напишу :))
04.12.2007 07:07:55, FioreJu
aloeVera
и того и другого, и можно без хлеба!(с) :) Спасибо! буду ждать!
я старшему сама поставила все звуки, с помощью звукосочетаний (не знаю как это по науке называется), а младший какой-то неподдающийся и упрямый к тому же.. никак не получается у него.. мягкую ЛЬ поставили и застопорились... т.е. те методы которые со старшим работали, с младшим не работают.. с ним надо по другому
04.12.2007 09:36:27, aloeVera
SvetLelya
вот чтобы тебе раньше дать все эти упражнения, Юль!:) Спасибо, хоть мы и занимаемся с логопедом, все равно, ты так понятно все написала, пойду с ребенком дуть на язычок:)



03.12.2007 21:04:48, SvetLelya
FioreJu
:)) Попробуй!
Расскажи Лёльке сказку про парус и шторм. Язычок - это парус корабля, он прижимается крепко - крепко.Во время шторма дует сильный-пресильный ветер, раздувает парус, но парус крепкий и ветер не сможет его разорвать, если не будет отрываться от мачты-бугорков. Пусть пробует дуть на кончик язычка как можно сильнее, как ветер во время шторма.
И удачи :))
03.12.2007 22:34:17, FioreJu
SvetLelya
спасибо тебе! как жалко, что вы так далеко живете:( не пригласишь тебя в учителя:(


05.12.2007 09:52:12, SvetLelya
Katsy
Мы эту букву стали выговаривать ровно год назад, т.е. в 4,5 года. Так что у вас тоже еще все появится:-)))
03.12.2007 19:36:09, Katsy
Абракадабра
До 6 лет В НОРМЕ не выговаривать "Р",т.ч. я бы посоветовала отстать от ребенка. 03.12.2007 18:09:08, Абракадабра
а что, уже пора выговаривать?? 03.12.2007 17:11:28, Sega
Диорчик
У меня сын тоже не выговаривает "р", но его сейчас в садике учат говорить "ФР", так говорят легче. Вообщем тренируемся:))))
03.12.2007 16:40:33, Диорчик
Наташа с Катей
В свое время ходила на консультацию к очень хорошему логопеду по знакомству по этому же поводу и она мне сказала, что до 6 лет ребенок имеет полное право эту "Р" не выговаривать. Посоветовала делать артикуляционную гимнастику для укрепления мышц языка, тк "р" произносится на вибрации, а в этом возрасте мышцы не подготовлены к вибрированию. И правда к 5 годам "р" сама появилась. Главное следить чтобы "р" не была гортанная, тогда лучше вобще запретить ребенку ее говорить (у нас именно так и происходило), тк эта привычка исправляется очень тяжело. 03.12.2007 16:25:55, Наташа с Катей
marigal
А как запретить? Вот Майя именно горловую р говорит, причем с самого раннего возраста так начала. Надо было прямо в полтора года начать запрещать, как?:) Сейчас мягкую р стала более-менее правильно говорить (сама, безо всяких упражнений), а твердую пока никак. Надо попробовать подуть на язычок как FioreJu посоветовала, может, получится? 03.12.2007 21:48:08, marigal
FioreJu
Думаю, вам сначала нужно всё-таки упражнения поделать, подготовить мышцы язычка. У ребёнка уже на протяжении многих лет сложился стереотип произношения горлового звука. В первую очередь нужно научить ребёнка удерживать кончик язычка на альвеолах, причём боковые края язычка должны прижиматься к верхним коренным зубкам. И обязательно выдыхаемую струю воздуха контролировать ладонью. для образца предложите ребёнку ощутить, насколько силньная струя воздуха выходит у вас "во время шторма", а потом предлагайте ребёнку контролировать собственный выдох. (Дуть на кончик язычка!)
03.12.2007 22:38:32, FioreJu
marigal
Спасибо! Завтра будем пробовать:) 03.12.2007 23:24:46, marigal
FioreJu
+1. Лучше полное отсутствие звука "р", либо его замена на "ль" или на "j", нежели горловой звук.
03.12.2007 20:12:34, FioreJu
llys
Мне сказали, что букву р, в таком возрасте не ставиться (т.е. ее еще не обязательно выговаривать). Нам 3,6 тоже не выговариваем, еще и ц не ваговариваем (но мне кажеться по сравнению с другими детьми в нашей группе мы хорошо говорим, так что я не переживаю). 03.12.2007 16:13:26, llys


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!