Вот ситуация: Володя играет мячом рядом с Костей (8 месяцев). Я говорю: "Володя, не бросай мяч сюда, а то можешь попасть Косте в лицо." Он продолжает бросать и, естественно, попадает.
-Володя, почему ты бросал мяч в сторону Кости?
-Я не знал, что нельзя.
-Я же тебе сказала!
-Я забыл...
-Я же только что сказала!
-Я не понял... Подумал, что можно...
-Я сказала, что нельзя, а ты подумал, что это значит "можно"???!!!
-Даааа....
Дальше слезы.
Мама говорит: "Не мучай его, дай по попе и закрой вопрос". Но я не хочу решать вопрос на уровне попы. Я хочу разобраться в его мотивах. И приучить его самого задумываться над мотивами своих поступков.
Как вы думаете, права ли я? И какого ответа я могу/должна добиться? (Подозреваю, что честным был бы ответ "А плевать мне на твои слова, я делаю, что хочу")
Конференция "Ребенок от 3 до 7""Ребенок от 3 до 7"
Раздел: Детско-родительские отношения
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Про частичку "НЕ" знаете? То, что дети её не слышат?
Он принял Ваш вопрос и сделал, что просили. 09.11.2007 12:16:31, Теа с другого компа
Он принял Ваш вопрос и сделал, что просили. 09.11.2007 12:16:31, Теа с другого компа

08.11.2007 07:04:01, strelkA

Либо он попал действительно случайно, а т.к. ответить нечего (попробуйте корректно ответить на вопрос: "Перестали ли Вы уже пить коньяк по утрам?" :)) ), то Ваш диалог естественно заходит в тупик...
07.11.2007 21:55:17, ленУля
гораздо лучше дети понимают директиву без "не", если вам нужно чтобы ребенок что-то не делал, скажите ему иначе, например, "бросай мяч туда-то", это будет более понятно, чем "не бросай мяч сюда". "НЕ делай того-то" чаще всего дает обратный эффект: "делай то-то" - особенности детского восприятия. не замечали?
07.11.2007 21:09:28, Посторонним В

Я бы не докапывалась. Может и не "по попе", но вопрос бы закрыла. ИМХО нечего тут резину тянуть и обсуждать тоже нечего.
А мотивы хорошо "на других" разбирать. ИМХО лучше западает, когда сам хороший, а тебе просто объясняют как делать нехорошо. 07.11.2007 18:21:46, Кетчуп
А мотивы хорошо "на других" разбирать. ИМХО лучше западает, когда сам хороший, а тебе просто объясняют как делать нехорошо. 07.11.2007 18:21:46, Кетчуп
Думаю, тут все же другой мотив. Во-первых, маленькому трудно быстро сконцентрироваться на словах взрослого, особенно когда они идут вразрез с его желаниями. Во-вторых, здесь может быть и ревность, и желание проверить "что будет, если" и масса других мотивов, которые ребенок не сможет сформулировать. Вы правы в том, что пытаетесь понять ребенка. Но лучше это делать, учитывая его возраст и характер. Т.е. спрашивать, почему он это сделал, пытаясь самой сформулировать причину или несколько причин и предлагая ребенку другие способы выражения эмоций либо реализации интересов.
07.11.2007 17:26:59, Место под солнцем

Вот наша ситуация однажды: ребенок ударил по морде собаку игрушкой. После некоторого выяснения оказалось, что ребенку хотелось с собакой поиграть, а собака вимания не обращала... Ведь часто ребенку все равно, какое внимание - положительное или отрицательное. Главное - внимание! 07.11.2007 17:21:54, Сашик

Я докапываюсь. Только вопрос формулирую не как "почему ты это сделал", а как "зачем ты это сделала"... мне кажется, дело тут не только в том, что Вы сами поймете, а в том, что ребенок сам задумается над мотивами своих поступков и возможно со временем начнет осознавать их.
07.11.2007 16:23:17, Тиграs
Вот именно этого я хочу. Потому что бездумно столько зла порой делают! Помню по телевизору сюжет был: Парень, имея в кармане пистолет, зашел к приятелю. "Он открыл мне дверь, а я подумал - а чего бы мне не стрельнуть в него? Просто так." Парень психически нормальный, вроде бы. По крайней мере признан вменяемым.
07.11.2007 16:33:42, маугленок

когда есть силы и терпение, то предлагаю пожелеть мелкогг и превращаю все в шутку, чтобы обоих потискать, когда устала, то могу отругать.
07.11.2007 16:17:05, экс-Пенелопа

Спасибо за ответы!
Но я не совсем правильно сформулировала вопрос. Уточняю - надо ли вообще, по-вашему, докапываться до мотивов поступков в таком возрасте? Про мячик - это просто пример. Есть много других... Проколол мяч булавкой, например. Или выдавил в ванну тюбик зубной пасты. Зачем? Я не знал, что нельзя... Далее по тексту. 07.11.2007 16:11:53, маугленок
Не докапываюсь. Проколол мячик - твоя воля, но, значит, теперь у тебя нет мячика. Т.е. можешь, конечно, экспериментировать, но последствия будут не всегда благоприятные для тебя.
У нас так и было (и с любимым мячиком тоже), а вот за порчу взрослых вещей могла бы и наказать, но не помню, чтобы было что-нибудь серьёзное испорчено. 07.11.2007 16:54:11, Земляничный дождик
Я всегда "докапываюсь". Точнее задаю вопрос: с какой целью ты это сделала? Девочка у меня хулиганка, частенько выкидывает что-то типа мячик проткнуть булавкой. Стараюсь при этом не ругаться и не повышать голос, а именно выяснить и объяснить, что ты получила, видимо, то, что хотела. теперь у тебя нет мячика. Возможно, это не правильно, рано, но я считаю, что ответственность за свой поступок должна формироваться как можно раньше.
07.11.2007 16:42:05, Федюн
думаю, не стоит докапываться - ребенок не всегда сможет сформулировать мотивы поступка
07.11.2007 16:22:00, Мать семейства
тогда, возможно, нужно сначала самой попытаться понять его мотив, и помочь ему сформулировать - тогда в следующий раз он может быть и сам сможет что-то объяснить. как-то так...
активное слушание применить, например 07.11.2007 16:42:07, Мать семейства
так он у вас исследователь и экспериментатор))
не докапываться, а обсуждать - конечно надо, много для себя интересного узнать можно. 07.11.2007 16:18:58, Надюндель
Но я не совсем правильно сформулировала вопрос. Уточняю - надо ли вообще, по-вашему, докапываться до мотивов поступков в таком возрасте? Про мячик - это просто пример. Есть много других... Проколол мяч булавкой, например. Или выдавил в ванну тюбик зубной пасты. Зачем? Я не знал, что нельзя... Далее по тексту. 07.11.2007 16:11:53, маугленок

У нас так и было (и с любимым мячиком тоже), а вот за порчу взрослых вещей могла бы и наказать, но не помню, чтобы было что-нибудь серьёзное испорчено. 07.11.2007 16:54:11, Земляничный дождик


Так я и хочу, чтобы научился. А не эти идиотские отмазки "я не понял, забыл, думал, что можно..."
07.11.2007 16:34:54, маугленок

активное слушание применить, например 07.11.2007 16:42:07, Мать семейства

не докапываться, а обсуждать - конечно надо, много для себя интересного узнать можно. 07.11.2007 16:18:58, Надюндель
Нет, ну Вы и сравнили? Увечье брату и исследовательский интерес! Конечно надо! Только не до ПРИЧИНЫ ПОСТУПКА, а до ответа на вопрос о ЖЕЛАЕМОМ РЕЗУЛЬТАТЕ.
Это совсем "разные весчи"! 07.11.2007 16:17:15, MamaMankey
Это совсем "разные весчи"! 07.11.2007 16:17:15, MamaMankey

когда саша мой был маленьким, очень много попадалось литературы, где "учили" формулировать просьбы. например - не беги, упадешь. авторы утверждают, что ребенок слышит - упадешь. И зачастую падает.
может ваш сын проверяет границы дозволенного, может ему интересна реакция маленького ребенка.
Я бы все таки постаралась конкретнее формулировать просьбы, и очертить круг категорически запрещенных действий. 07.11.2007 16:02:54, надюндель
"Володя, подумай - а что может случится, если играть мячом рядом с... (Костя, стекло, кастрюля с кипятком на плите)?" А тебе понравилось бы... (получить мячиком в лицо, сидеть у разбитого окна, ошпариться кипятком)?"
"А что будет, если мячиком получит Костя? (Заревет). Ага, а тебе? (попадет) А что сделать, чтобы НЕ ПОПАЛО? (играть в стороне). Какой у меня мальчик взрослый, оказывается! Так рассуждает замечательно! (по телефону бабуле, подруге или кому еще:"Прикинь, а Володя САМ сообразил, почему нельзя играть рядом с... (перечисление).
И попытаться придерживаться этой тактики ВО ВСЕМ и ПОСТОЯННО! 07.11.2007 16:02:41, MamaMankey
"А что будет, если мячиком получит Костя? (Заревет). Ага, а тебе? (попадет) А что сделать, чтобы НЕ ПОПАЛО? (играть в стороне). Какой у меня мальчик взрослый, оказывается! Так рассуждает замечательно! (по телефону бабуле, подруге или кому еще:"Прикинь, а Володя САМ сообразил, почему нельзя играть рядом с... (перечисление).
И попытаться придерживаться этой тактики ВО ВСЕМ и ПОСТОЯННО! 07.11.2007 16:02:41, MamaMankey

1) "интересно, а если я всё-таки попробую, мама ведь тоже может ошибаться"
2) "вот мама занимается своими делами, на меня внимания не обращает, кину мячик - хоть будет возможность поговорить".
А я бы, наверное, просто конфисковала мячик со словами "научишься слушать - получишь обратно" и не вступала в пререкания (боюсь, что этого-то ему и надо). 07.11.2007 16:01:00, Земляничный дождик
Знаете, дети ничего не знают про чужую боль. Я не добиваюсь ответа, а все время повторяю: ему так же больно, как и тебе, пожалей его, поцелуй. Это он не намеренно.
07.11.2007 15:58:57, Frau2
07.11.2007 15:58:57, Frau2
Читайте также
Слепое пятно: невидимая преграда на пути к объективной реальности
У вас есть слепое пятно? Не то, о котором вы думаете. Узнайте, как физиологический феномен объясняет наши "слепые зоны" в мышлении и отношениях, и как их преодолеть. Читайте статью!
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание