Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Заставлять или нет...?

Настроение у меня на нуле. Мой сынуля (нам 4,5) ну ничего не хочет делать и ни чему учится. Перед трудностями пассует сразу. Садимся рисовать, нам это дается очень трудно. Ведь у мамы получается лучше! Поэтому рисовать мы не хотим. Буквы учить, нет! в штыки воспринимаем, только не это... Заниматься дольше трех минут нам скучно, начинаем ерзать, мордашки строить.
Мальчик умненький, хватает все на лету, память отличная. Но вот учиться не хотим. Что делать ума не приложу. В садик не ходим, занимаемся дополнительно в школе по выходным.
Понимаю, что все детки разные, кому то раньше все дается кому то позже. Но как то все равно грустно, неужели сын просто лентяй! Знаю, что и заставлять нельзя, а то охоту совсем отобьешь, но я просто уже не вижу другого выхода. Вообщем посоветуйте, что же делать, как себя вести?
05.04.2006 10:26:07,

30 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Oazis
Да не лентяй он. Почитайте Марию Монтессори -у детей внутри идут своим чередом процессы развития. Сейчас может быть всплеск роста или физ. активности, а не чтения. Вчера наша преподаватель в группе говорила маме такой же девочки: не заставляйте ее ничего делать, не давите. Она все делает по своему возрасту, а кое-что дальше. Но! Когда вокруг есть занятия и никто тебя не подталкивает к карандашам или кубикам.

Предлагать занятия -да, надо, иметь их в свободном доступе. Отказался - все, не обсуждаем, предлагаем следующее. И уж точно не требовать и не проверять результат. Наблюдение вам даст всю информацию -и что умеет сын, и чего хочет.
05.04.2006 15:49:08, Oazis
feel
ещё развесить в его уголке азбуку, а лучше 2 разные. Лучше чтоб одна была с матовой повержностью и ч\бел.: пусть раскрашивает. В конце-концов сам спросит, выучит и сам книги возьмёт.Я 5 раз завазюканные "экспозиции" сменила прежде чем ребёнок сам неудержимо читать начал.Правда "загружать" агит-иллюстрациями начала раньше. 05.04.2006 14:45:30, feel
feel
исключить телевизор, побольше прогулок на свеж.воздухе, обложить хорошими информативныи книгами(если энциклопедия- то пусть усечённая,красочная, но взрослая,настоящая) с талантливыми иллюстрациями и обильно приправить всё это бурными овациями по поводу любого его телодвижения:) Отжался криво1 раз на утренней зарядке- молодец, заглянул на 1,5 минуты в книгу- умница, а там- больше, дольше... И СТРОГО-ежедневные вечерние чтения с выражением тех книг, до кот. сам он ещё не скоро доберётся. И не рисуйте вместе с ним, или уж только левой рукой:) 05.04.2006 14:39:53, feel
Хвалим, одобряем... Это обязательно, надо малышу уверенности прибавлять- в жизни пригодится...
А вот теликом грешим, уж очень мы любим мультики...)))
05.04.2006 15:49:15, ASK
Любопытно. Тут за последнюю неделю несколько похожих проблем описывали, и тоже все про мальчишек 4,5 лет. Это что, мамы мальчиков именно к 4,5 годам начинают более активно учить своих сыновей и сталкиваются в первыми проблемами?

Моему тоже 4,5, буквально еще два месяца назад вел себя полностью как ваш - дольше 3 минут не занимался, рисовать тоже ленился, я даже не была уверена, может ли он самостоятельно нарисовать машину или дом...

Мы месяц назад один-единственнй раз на него рассердились, даже не накричали, а просто серьезно выговорили, что "такие большие мальчики должны уметь делать то и то, и что он все это умеет, мы это знаем, а если прикидывается что не умеет - будет наказан."

И что в садике тоже надо больше стараться и выполнять задания (он отлынивал, воспитатеть над ним стояла с секундомером, ибо иначе он просто не делал ничего).
Одного серьезного разговора хватило, чтобы дите поняло - это для мамы и папы важно и серьезно. Этого они от него хотят, и не отступятся. Этим он может обрадовать родителей.
Он за одно занятие в 30 минут научился писать несколько слов! а до этого полгода одну букву и писал только...

ИМХО - дети ведут себя, как хотят до тех пор пока им не показать границы. Мой сын просто не знал, что для родителей это важно - чтобы он хорошо выполнял задания в садике. Вот он и не делал то, что ему не интересно. Зато теперь он знает, что родителям это приятно - и старается по мере своих возможностей. И вдруг оказывается, что возможностей у него гораздо больше, чем мы подозревали.
05.04.2006 14:13:07, НаталияБел
хм, это способ заменить внутреннюю мотивацию на то, что "важно для родителей"... 05.04.2006 15:55:30, Умп
Oazis
Точно. И попрощаться навсегда со знаниями, школьными успехами, личным выбором и т.п. 05.04.2006 16:15:56, Oazis
самое грустное - потом полжизни искать свои собственные желания... 05.04.2006 16:33:06, Умп
А если свое желание в 4,5 лет есть только одно - сидеть дома с мамой и папой на ковре и играть в Playmobil?
Я его желание уважаю, и даю ему такую возможность два дня в неделю. А в остальные дни требую, чтобы он уважал мои желания - ходил в садик и хоть чем-то там занимался.
Так как я сужу по себе (что вполне естественно для большинства людей), я знаю что ребенка надо подталкивать к действиям.
Так воспитывали меня, и если и были какие-то перегибы, то я постараюсь именно этих перегибов не допустить... буду свои новые ошибки изобретать...
Вот у ваших детей активные характеры, они сами себе найдут занятия, сами выберут и примут решение. А мой - по характеру пассивный. И это не результат моего воспитания, наоборот, мое воспитание адаптированно на его характер. По нему еще в 3 месяца было видно, что он чувствительный и зависимый ребенок.

И еще вопрос, я хочу понять ваш подход - какую такую мотивацию вы находите для своих детей, чтобы они по утрам одевались, чистили зубы и т.д? Вот просыпается ваш 4,5 летка утром. ПОЧЕМУ он одевается? ПОЧЕМУ он идет в ванную чистить зубы? ПОЧЕМУ он не бросает свою пижаму на пол в коридоре, а бросает хотя бы на кровать (а может даже и складывает красиво)? в чем его мотивация?
05.04.2006 16:59:14, НаталияБел
Musenka
Проще всего с зубами. Зубы чистят потому, что это ИХ зубы, У НИХ они будут болеть, если что, а не у меня, ИМ будет надо их лечить, а не мне, потому они зубы СЕБЕ и чистят. Просто потому, что это ИМ надо. А если не надо - могут не чистить, наверно, но пока такого не было.
А пижаму приятнее надевать чистую, а не поднятую с пола в прихожей. Опять же - ИМ приятнее, пижама-то не моя.
А с одеждой - по-разному. Зимой одеваемся потому, что на улицу холодно голым идти, а летом - потому, что так приятно нарядиться :)) Ну как же не надеть любимую маечку и вот эту юбочку, в которой так здорово кружиться!

Мне вот гораздо труднее придумать мотивацию для того, чтобы они разделись... :))
05.04.2006 17:41:31, Musenka
Мой сын чистит зубы и одевается исключительно потому, что я ему так велела. Не напомню - не сделает.
Если не напомнить, что надо одеться - пойдет в школу в пижаме. И никакого некомфортного чувства у него не возникнет, проверено. Только обувь оденет, да и то может заметить только когда из мащины надо выходить, а он босиком, оказывается... упс...
Зубы чистить - плевать ему на боль, докторов, уколы, желтые зубки. Он с этим еще никогда не сталкивался. Мама говорит надо - мы делаем, мама не контролирует процесс, потому что занята чем-то другим - он ничего не сделает, отвлечется, забудет.
До последнего времени я просто все это делала за него. И зубы ему чистила, и одевала быстренько, а потом мне вдруг как-то сразу это надоело. И я стала требовать большей ответственности от самого ребенка.

А ребенок не понимает, чем пижама не хороша для похода в школу? Почему нельзя одеть рубашку измазанную в шоколаде? И зимой на улице без куртки не холодно ему вовсе. А еще мой сын может прожить 3 дня без еды...

У маленького ребенка еще нет шкалы ценностей, мы сами определяем эту шкалу для своих детей. И мотивация тоже возникает не просто у них самих по себе, а в связи с нашей же шкалой ценностей. Вот раньше маме было неважно умеет он писать или нет, он и не старался. Теперь маме стало важно - и он старается. Ему самому это не нужно. Ему самому только приятно получать восхищение и расцеловывание, когда он что-то напишет. А вообще-то, самому ему - не нужно.
05.04.2006 19:13:34, НаталияБел
Значит сидеть дома с мамой-папой и играть в Плеймобил - гораздо интереснее, чем учить буквы. Вариант: сделать так, чтобы учить буквы было интереснее. Только это непросто. Тогда ребенок будет САМ брать книжку. (Кстати, я считаю от конструктора пользы не меньше, а в таком возрасте - гораздо больше, чем от чтения).
Активный характер тоже требует родительского участия. Пассивного надо стимулировать к активности, активного - учить принимать активность других :). Чувствительсность и заисимость, кстати, никак не не связаны с активностью/пассивностью.

Конкретно: мой утром может и не одеваться, раздеваться ему тоже не надо, потому что пижамой он не пользуется, вполне может себе в трусах ходить, играть и т.д. Одевается сам, если идти куда-то или к нам кто-то придет. В общем-то, я тоже :).

Зубы чистить не пойдет, пока не напомнишь. Объясняю здоровьем и гигиеной. Уважение ко мне тут непричем:). И вообще, все это такие мелкие малозначащие дела ....
05.04.2006 17:28:26, Умп
Ну, а для нас занятия (сказать "чтением" не могу, потому что мы просто делаем упражнения из красочной такой книжечки, там упражнения на любой вкус, на развитие всего, по возрасту) -
так же важны как и умение одеться утром и почистить зубы. Ни больше, ни меньше. То есть, скажем честно, важны - но минимально. Главное, чтобы ребенок был здоров и счастлив...

Если воспитатель давал задания в садике (нарисовать, закрасить, склеить), то почему-то 20 детей имеют какую-то внутреннюю мотивацию это сделать, а мой сын - нет. И поэтому ничего не делал. Мы с ним поговорили, теперь он все делает в садике, ну почти все, как все остальные детки. В чем его мотивация - я не знаю, я только знаю какую мотивацию мы ему предложили сами, а как он решил это для себя - кто ж может знать?

А дома - если я спрашиваю, "сделаем пару упражнений из книжки" - он часто с радостью соглашается. Если отказывается - в рабочий день не настаиваю, ребенок устал... А по выходным мы уже установили традицию - после обеда дочка идет спать, а мы с сыном делаем 10 упражнений, а папа моет посуду... (потом они играют в саду, а я под предлогом присмотра за спящей дочкой, отдыхаю :-)).
Есть упражнения любимые, есть менее любимые. Я настаиваю, чтобы делал все подряд.
Ну и что такого ошибочного в моем подходе? Результат есть - ребенок в 4,5 года может регулярно по 30 минут сидеть-заниматься. Внутренние возможности у него тоже в наличие - если он при первой же попытке научился писать несколько слов. До этого попыток просто НЕ БЫЛО.
То есть, мы изменили свое "пофигительное, сам всему научится когда придет время" отношение на "поощрительно-требовательное".
И по-моему, как раз вовремя изменили. Гораздо хуже спохватиться за пару месяцев до школы...
05.04.2006 17:50:17, НаталияБел
Вы пишите: "для нас занятия так же важны как и умение одеться утром и почистить зубы". Смотрите - и мой и ваш - ОБА УМЕЮТ.

Но они пришли к этому разными путями :).

Если зубы чистить я иногда фактически заставляю, то заниматься - никогда. Именно потому что для меня интеллектуальное развитие ребенка важнее гигиенических привычек, я никогда не заставляю его заниматься. Заинтересовывать, искать другие формы и способы - да, но заставлять и уговаривать - не буду.

Это как раз не пофигизм - эта другая отвественность. Позволить ребенку идти своим путем. У него есть право не только иметь свои желания, но и их осуществлять. У него есть право на выбор занятий. Его выбор может не совпадать с моим :), часто не совпадает. (Конечно у этого выбора тоже есть границы).

Беспокойство, похожее на ваше, было и у меня... Например, года в 3,5 не хотел мой ребенок рисовать, никак, ни в студиях, ни дома, никаким способом и т.д. У меня это прошло, когда он вдруг сам нарисовал сносную машинку - все как полагается :), с деталями, раскрасил - я убедилась, что ребенок развивается нормально. И теперь уже не тяну его ни под какие стандарты, особенно под формальные. :)
05.04.2006 18:20:11, Умп
Да, а я только вот пару месяцев назад обнаружила, что оказывается, нормальные 4,5 летки из нашего класса умеют писать свое имя. Может об этом нет ничего в книжках по развитию, может в России 4,5 года - это рано, но я-то сужу по 20 местным деткам. И, как оказалось, научиться писать свое имя, даже такого длинное как Alexander, ребенок может за считанные минуты и три повторения.

Хм... может мы об одном говорим, но разными словами? Я же не "заставляю" его заниматься сквозь слезы и битьем палкой. Я его прошу сесть и позаниматься. Мой послушный ребенок садится и занимается. Все.
Хотя я знаю, что всегда, если ему дать выбор - он предпочтет играть. Всегда! Но, тем не менее, я предлагаю ему занятия, и он соглашается. То есть, я подавляю его желания и выбор?

У нас с вами просто разные трактовки "свободы выбора" и границ этого выбора. Я готова предоставить такую свободу более старшему ребенку, но не 4,5 летке. Если я считаю, что на данный момент ему надо ходить на плавание, то туда он и будет ходить. Даже если он все-равно предпочитает никуда не ходить, а играть дома! Ведь когда он там - он получает удовольствие, веселится, потом делится впечатлениями. И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, если ЕМУ дать выбор - он останется дома.
05.04.2006 18:45:04, НаталияБел
Да, бывают же послушные дети. Попробуй я сказать, чтобы сел позанимался.
06.04.2006 10:33:28, ASK
Я много раз проводила подобные беседы, говорила что он самый умный и т.д. Читала умные статьи по поводу внушения..))Но в отличие от Вашего случая все бесполезно... Наверное все таки не пришло время, ведь в этом возрасте каждый день имеет значение. Каждый день все может меняться. 05.04.2006 15:46:34, ASK
какой правильный у вас ребенок. Если бы я свим ( хоть такому же по возрасту сыну хоть дочеришкольнице) сказала нечто подобное, это было бы лучшим поводом для них вообще перестать что-то делать. Но к счастью, сына (по теме конфы) и не надо стимулировать учиться - он сам горазд, хотя уровень у него много ниже, чем принято здесь. Поисать, например, несколько слов он умеет исключительно по собственному почину, но выучился этому не за один день и не для кого-то а просто так. Читать - я и не пыталась учить (памятуя печальный опыт со старшей), но с недавних пор он начал потихоньку штудировать букварь.
05.04.2006 15:10:16, hanhi
Не заставлять.

Мой, например, вапще не хочет делать то, что нравится мне :). И его не заставишь, и даже хитростью не возьмешь.

Я мало видела мальчиков такого возраста, которым нравится рисовать, например. Особенно, если у кого-то лучше получается!

Лучше учить думать - соображать, на любом материале (=в любой игре), которая ему нравится.

Тогда через год-два эти буквы-цифры, если будут вам еще важны, как орешки пойдут....
05.04.2006 11:59:20, Умп
Musenka
Оставить ребенка в покое. 05.04.2006 11:23:01, Musenka
Да я и так его особо не загружаю..))) 05.04.2006 11:46:26, ASK
так ведь и буквы можно не в книжках учить. а например, из пластилина лепить.
через комп. игры...

можно в "раннем развитии" посмотреть, там множество идей, как ненавязчиво ребенку знания впихнуть :)
05.04.2006 11:09:45, Маграт
Ниже тут все правильно сказали, а я только хочу добавить - если Вы так уж хотите, чтобы ребенок знал буквы и учился читать, то купите ему развивающие компьютерные игры.
Мы все буквы знали еще в 2 года (я нашла именнно ту игру, которая ему понравилась - строить из карточек с буквами железную дорогу для паравозика), а вот дальше дело не пошло, пока мы не купили диск с игрой "Баба-Яга учится читать". Тут часто о ней пишут, многие дети научились с ее помощью читать...
05.04.2006 11:09:14, Riala
А с компьютерными играми хорошая идея. Я тоже об этом думала, так как компьютерами мы интересуемся. Вот только не знала, какие хорошие игры, их так много сейчас. Спасибо. )) 05.04.2006 11:45:38, ASK
Что делать? Не учить! Не хочет рисовать - пусть раскрашивает, обводит по трафаерту, дует в блопены.... у мамы лучше? - ой. сынок, забыла, не получилось, как тут надо-то? Я нарисовала зайку, но не помню какие ушки, разве круглые как у меня здесь? поправь...поиграйте в "поддавки". Буквы не хочет учить? забудьте про них на время. Есть кассеты, мультики - обучалки, в конце-концов. Я не могу сказать, сколько в день я занимаюсь с Митей. Иногда бывает , он занят своим делом а я рядом из букв слова складываю, не забывая временами вскрикивать - ой, получилось "НЮТА". Он когда посмотрит, когда нет. но даже если не начинает играть вместе со мной все равно снимание обращает. что-то запоминает. нАсчет лентяя - не может быть, он просто еще мал. не требуйте слишком много. Ему еще столько лет учиться! 05.04.2006 11:01:18, Umka
Да я и не "занимаюсь" с ним в полном смысле этого слова
(он сидит за партой, а я хожу строгая с указкой :)))
Нет конечно! У нас все проходит в игровой форме, накупила ему развивалок разных, в том числе с буквами и со слогами и т.д. Я прекрасно знаю, что детей этого возраста надо в игровой форме чему то учить. Огорчает другое, что интереса нет ни к чему почти. Долго внимания ни на чем не задерживаем. Попрыгать, погацать это медом не корми, а вот что то другое нам скучно.
05.04.2006 10:46:48, ASK
Игровая форма -это непросто книжки-развивалки, а именно игра - давай гласные(те которые кричать можно(или петь)! АААА! ИИИИ!) буквы (кубики, карточки)в корзинку кидатьи при этом их "петь", а согласные -в коробку. Давай из веревочки положим ПРЯМУЮ и кто по ней пройдет не оступаясь. А теперь из той же веревочки круг - ,смотри-ка буква "О", бежим по ней и кричим "ООООО!!". Вот ОДНА палочка, ты ее перепрыгнешь? А теперь -ДВЕ? Ага, а ТРИ? давай в обратную сторону, спиной вперед прыгай - три -два- один! 05.04.2006 11:53:22, Umka
Anitobus
Рано просто. Пока у него своего интереса не появится, все Ваши книжечки достаточно бессмысленны. Дорастет он и до них, пока просто читайте ему сами. 05.04.2006 10:52:47, Anitobus
Anitobus
Начну с букв - не надо "заниматься" буквами, бессмысленно. Имеет смысл играть с буквами и только тогда, когда ребенок САМ этого хочет. Пока не захотел, не стоит и начинать, иначе он от книг будет шарахаться долго. Теперь про то, что пасует. У меня 6-летка боится новые задания делать, если чего не знает, а на это есть задание - слезы (не убегает уже, не кивляется, другой этап - слезы). Пусть пока рисует то, что ему нравится, пусть малюет. ИМХО, не нужно в 4,5 года требовать от него рисования по клеточкам :). Конечно же ему трудно рисовать, знаете, как тяжело карандаш (фломастер, кисточку) в руке держать?! Три минуты выдерживает "занятий" - молодец! Только не заниматься с ним нужно, а играть. Включая в игру познавательные моменты, Вами заранее подобранные и продуманные. Вы Надежде Григорьевне напишите-посоветуйтесь, она поможет :). 05.04.2006 10:39:49, Anitobus
Мусулунга
Мне кажется, мало кто в таком возрасте любит именно заниматься. Дети в этом возрасте любят играть, поэтому то же рисование, чение и т.п. нужно пытаться как-то обыгрывать. Детям нравится то, что весело (игра) и то, что им легко дается. 05.04.2006 10:29:33, Мусулунга


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!