Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Настаивать ли ?

Когда мы с сыном занимаемся, скажем, прописями или раскрашиванием или чем-то подобным, я часто вижу, что он старается сделать это побыстрее, лишь бы отделаться. В принципе, я его понимаю :)) Т.е. удовольствия от процесса практически никакого. Но, когда побыстрее, страдает и качество, естесственно. Раскрашивание - сплошное вылезание за контур, прописи - кривые и.т.д. Я, конечно, хвалю в любом случае, независимо от результата. Но вот не знаю, как правильно "с научной точки зрения", настаивать на том, чтобы исправил и сделал аккуратнее или "и так сойдет"? Ведь в школе-то за такое оценки будут снижать и переделывать где-то все равно придется. Может, сразу приучать делать хорошо, а не абы как? А если занудствовать с качеством выполнения задания, ребенок вообще не хочет ничего делать. Посоветуйте, как быть?
04.08.2005 17:54:10,

23 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Oazis (3.2 г Ване)
Мое мнение, я вижу в этом сразу кучу серьезных для меня ошибок.

1. раз неинтересно, не нравится -зачем продолжать?

Я бы поискала другую форму. Не раскраски, а сделать самодельную мишень для дартса, например. Там важно не выходить за границы участков. Т.е. учить приемы не сами по себе, а в процессе изготовления чего-то. Подарка для бабушки и т.п. Стенгазеты. Того, что интересно мальчику и вам, где он и вы сами бы не хотели огрехов.
Имхо, елси будет сделана 1 тщательная вещь, это даст больше, чем 5 плохо раскрашенных картинок.

2. Нельзя "хвалить в любом случае". Это нивелирует, снижает ценность похвалы. Эффективнее и честнее хвалить за ту крупицу хорошего, что в данной работе есть. "Этот желтый полукруг закрашен точно. Здесь получился точный темно-синий цвет. эта буква имеет нужный наклон. Смотри, какая красивая заглавная получилась, гордая, как птица!".
хвалить не ребенка, а сделанное им.
"не ты хороший художник", а "твоя картинка мне нравится, очень веселая. деревья как живые". и т.п.

Имхо, мы же учимся не для оценок в школе, а чтобы научиться. :)))
05.08.2005 16:44:45, Oazis (3.2 г Ване)
А вот я бы хвалила. Примерно так: ты у меня такой молодец, ты всё умеешь, я тобой очень горжусь, но чтобы было ещё лучше, надо постараться, чуть терпения - и будет красота, давай не будем торопиться.
И, может, Вы много заданий даёте за раз? 1 картинка - и свободен.
05.08.2005 12:24:31, Милочка&Ко
Liska
А я в книгах по психологии и воспитанию читала, что хвалить надо не личность, а конкретные действия, достижения (так же, как и порицать, кстати). Т.е. "Ты у меня такой молодец, ты все умеешь..." - непродуктивная похвала, надо обращать внимание на то, что конкретно ребенок сделал хорошо, что у него получилось, например: "Сегодня у тебя получилось аккуратнее раскрасить, чем в прошлый раз" или "Мне понравилось, как ты сделал то-то и то-то..." 05.08.2005 12:48:56, Liska
Я именно так и делаю, даже если сделал не очень хорошо: молодец, доделал до конца, получилось лучше, (больше, красивее) чем вчера, такое сложное задание выполнил и т.д. 05.08.2005 14:59:35, И
И это тоже. Надо хвалить за действия: как хорошо ты это делаешь! Но я привела пример, как я обращаюсь со своим ребенком, с ней всё работает. Она слышит, какая она замечательная для мамы, хочет быть ещё лучше и начинает стараться вовсю. Я стараюсь хвалить ребенка фактически за всё, что она делает, т.к. меня хвалили за очень редким исключением, отсюда и старание было в пол-силы. А так у моего ребенка всегда стимул - она супер и должна оставаться такой же. 05.08.2005 13:03:42, Милочка&Ко
Musenka
Не боитесь, что она надорвется? 05.08.2005 13:09:20, Musenka
Вы что? Я её никогда не заставляю. Я не враг своему чаду. Просто хвалю.
Мою племянницу мы хвалили всей семьёй с рождения. Школа - золотая медаль, 2 курса института - тоже всё на 5 (перешла на 3-ий). 3 иностранных языка свободно. Ей всё даётся легко, она умница, общительный и славный человек. И надрыва не ощущается.
05.08.2005 14:05:48, Милочка&Ко
Musenka
Я не про учебную нагрузку, а про эмоциональную, вот про это: "она супер и должна оставаться такой же." А если в какой-то момент она поймет, что уже не может оставаться такой же, но все равно ДОЛЖНА? А если найдется кто-то кто еще "суперее"? Очень тяжело ребенку, когда у родителей постоянно очень высока планка ожиданий, очень трудно постоянно соответствовать, очень много неврозов от этого бывает :(
05.08.2005 14:14:02, Musenka
Oazis
вот, вот и меня эта фраза*концепция "всегда быть первой, супер хорошей" тоже насторожила. это очень тяжело -держать марку- и может вылиться в срыв или протест. У человека есть право на ошибку, на усталость, на плохие мысли. :)) 05.08.2005 16:47:54, Oazis
Да, конечно, всё бывает.
Но вот у меня перед глазами моя племяшка, которая не блещет особой красотой, но всегда с высоко поднятой головой и очень уверена в себе. Поэтому все её воспринимают так, как она хочет. Понятно, что многое зависит от характера, но вот в случае с ней одни плюсы от похвал. Планка для неё всегда была высока, да ещё и я стояла на пъедистале постоянно - ты видишь, какая у нас Людоша замечательная и потрясающая? Вот и ты так должна! Так что что ей было очень сложно, но теперь и у нас, и у неё есть повод для гордости, а когда институт закончит, то вообще счастье будет.
И племянника воспитывают в том же духе - мальчику 16, тоже будет золотая медаль (надеюсь), не ботаник и любимчик девушек.
Я ещё, может, несколько костноязычна, не умею как следует объяснять, но насчёт похвалы я имела в виду, что надо подводить ребёнка к тому, что "я в тебя верю, ты всё сможешь, всё получится".
05.08.2005 14:31:10, Милочка&Ко
SunFlower
Согласна. Любить ребенка нужно таким, какой он есть, а не ставить его на пьедестал. 05.08.2005 14:29:13, SunFlower
Согласна, как выросшая сама "под высокой планкой". Как же я переживала в школе из-за четверок. 05.08.2005 14:23:01, граНата
Liska
Ну, прямо про меня! Тоже переживала из-за четверок, из-за того, что кто-то в чем-то лучше... Все время была что-то "должна", кажется, что и хотеть-то чего-то разучилась, и радоваться жизни... Есть золотая медаль, есть красный диплом, а ради чего все это?.. Кажется, что что-то важное в жизни упустила...
Всеми силами стараюсь не повторить этого со своим ребенком, но очень тяжело, т.к. это уже у меня в крови...
05.08.2005 14:54:22, Liska
Планки бывают разные. По мнению моих родителей я должна была достичь небывалых высот просто потому, что должна. И меня не хвалили. Ну крайне редко. И вот это было сложно. А мне было необходимо чувствовать, что в меня верят. Поэтому я не ставлю перед дочерью никаких планок, а просто хвалю, чтобы ей было проще чего-то достичь. 05.08.2005 14:52:36, Милочка&Ко
Liska
А обратного эффекта Вы не боитесь? Сочтет Ваша дочка, что она и так всегда умница, всегда все у нее здорово, и не будет ни к чему стремиться, стараться, трудиться... 05.08.2005 14:56:58, Liska
Да пока нет. Не боюсь. Глядите выше, я там про своих племянников написала.
На самом деле, я сейчас мало ей занимаюсь - в основном, выходные. Садик, бабушка вот сейчас уволилась. Я, наверное, так написала, что кажется, что я только и делаю, что дочь хвалю :-). На самом деле она сама по себе аккуратна и старательна. Прямо сама удивляюсь - в кого? Пожалуй, в свекровь. Посмотрим, что дальше будет.
05.08.2005 15:19:49, Милочка&Ко
Да, все хорошо в меру. На мой взгляд планки не нужны, но мяго направлять и подталкиваь наверх все же надо. А хвалить нужжно только за дело (ИМХО), если не за результат, то хотя бы за старние (если таковое есть). Слишком захваливать тоже нельзя. Эх, где эта грань? 05.08.2005 15:03:21, граНата
По-моему хвалить за плохо выполненное задание не есть хорошо. А вдруг привыкнет, что всегда хвалят, а вшколе-то за "тяп-ляп" написанные прописи хвалить точно не будут. Я думаю, в первую очередь нужно придумать мотивацию, чтобы было интересно, а настаивать или заставлять не стоит, все равно неэффективно. 05.08.2005 10:18:27, граНата
Надежда Григорьевна
Чтобы сразу получалось "делать хорошо, а не абы как", нужно все обсуждать, проговаривать порядок действий, быть рядом, помогать. Стимул какой-никакой тоже нужен. Если в ваших занятиях нет "настроения", может быть, попытаться его создать?
Пока же стимула сделать такое учебное задание лучше у него, как я поняла, нет, а "занудствовать" маме (не педагогу) можно только тогда, когда она полностью уверена в своих действиях и ребенок принимает ее аргументацию.

Моя, уж не знаю насколько "научная" точка зрения такова. На этом материале можно учить ребенка критично оценивать свою работу: что получилось хорошо, что не очень, что учесть и на что обратить внимание в следующий раз. В шесть лет он вполне может это сделать. Придумайте оценивающую шкалу, не обязательно традиционную, договоритесь, что считать отличным результатом, пусть сам по этой шкале оценит выполненное.

Приглашаю вас и всех интересующихся в конференцию "Дошкольное образование".:)
04.08.2005 18:53:20, Надежда Григорьевна
Вы правы, у него нет критичной оценки собственной работы, у него есть только понимание "сделал-не сделал". Спасибо за идею оценивающей шкалы, надо будет подумать над этим.
А стимул какой Вы имеете в виду, что-то типа "будешь хорошо учиться - найдешь хорошую работу и тогда ..." или что?
05.08.2005 10:20:15, И
НГ
Нет, я не о глобальном.:) Ребенку далекие стимулы в мелкой работе трудно принять, даже если он уже способен их понять.
Бывают стимулы внешние, бывают внутренние.
Я о том, что если внутренего стимула делать эту работу у него нет, стоит подумать о внешних.
08.08.2005 16:47:59, НГ
Musenka
Не, ну вот "так сойдет", т.е. с самого начала приучать делать все тяп-ляп, кое-как - точно не надо. Переделывать... А как переделать, если раскрасил неаккуратно? Уже никак, по-моему. Да и это еще скучнее - переделывать. Уж если ему в первый раз хотелось поскорее отделаться, то уж переделать - вообще тоска.
Мой сын тоже, мягко говоря, совсем не фанат таких занятий. Раньше я и не настаивала, но сейчас, когда дело к школе близится, приходится волей-неволей руку тренировать. Он так же пытался поскорее отделаться. Я каждый раз стараюсь дать пусть очень небольшое (гораздо меньше того, что бы мне хотелось, да и надо было бы) задание, но зато чтобы оно было сделано не кое-как. В процессе выполнения подбадриваю, комментируя иногда чуть ли не каждый штрих, говорю, что в этот раз у него получилось лучше, чем, скажем, вчера, призываю всех присутствующих порадоваться успеху сына, ставлю его в пример младшей сестре - т.е. стараюсь, чтобы наряду с отрицательными эмоциями от нелюбимого задания у детя возникали и положительные от хорошо сделанной, пусть и нелюбимой, работы. В следующий раз бывает немного легче сподвигнуть ребенка на очередное занятие, т.к. есть воспоминание о собственной успешности.
Но в любом случае не хвалю. Похвала - это награда. Награждать за работу, сделанную кое-как - не есть правильно, ИМХО. Т.е. я честно говорю, что вот здесь ты схалтурил, здесь ты мог сделать лучше, но не постарался, как в прошлый раз.
04.08.2005 18:09:22, Musenka
В принципе, почти всегда можно найти способ исправить. Раскрашиваем мы только цветными карандашами и вылезшие из контура хвосты прекрасно стираются ластиком. Но я-то хочу, чтоб он сразу аккуратно раскрашивал, а не надеялся на ластик, замазку и т.д. Пока что заставляю подтирать, чтобы в конечном результате все-таки работа имела хороший вид (повод для похвалы). 05.08.2005 10:10:03, И

Читайте также
Климакс не приговор, а новая глава в жизни женщины
Многие женщины с ужасом ждут этого момента. Как встретить климакс во всеоружии с высоко поднятой головой?

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!