Раздел: Образование

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Обучение чтению

Почти месяц пытаюсь справиться самостоятельно – всё, сдаюсь, нужен совет опытных.
Мальчонку учили дома читать – теперь поручили мне переучивать. Буквы знает все, называет их так: “мы”, “пы”, “сы” и т.п.
При этом коротенькие слова как-то умудряется угадывать. Т.е., читает так: “пы-и-лы-а-пила”, “мы-а-мы-а-мама”. Но с более длинными словами фокус уже не проходит, он улавливает только окончание и потом пытается добавлять его до слова. Например, слово “лопата” читается так: “лы-о-пы-а-ты-а – пата… (тут он понимает, что что-то не так, слова такого не бывает и тогда он его придумывает)… патаЛОК”.
Чего мы смогли добиться за это время – иногда, если заранее предупредить, чтобы читал не по буквам, а сразу слитно, он вполне может прочесть и так: “ло-па-та”. Но опять на вопрос о прочитанном выдаст “патаЛОК”.
Сложность еще и в том, что занятия чтением у него редки – всего два раза в неделю мы с ним видимся, дома родители этим не заморачиваются.
Как можно помочь ему научиться читать? С учетом вот этих “пы”-“сы” и двух занятий в неделю?
06.12.2004 12:33:29,

17 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Надежда Григорьевна
Ирина, а какими методиками, пособиями, материалами вы пользуетесь?

Переучивать всегда непросто.
Я тоже, в основном, занимаюсь с детьми два раза в неделю.
Поделюсь некоторыми приемами и тем, какую «скорую помощь» я предлагаю своим детям.
Обращаю их внимание на артикуляцию гласных: А – просит рот широко открывать, У- губы трубочкой, О - круглый ротик и т.д.
Действительно, видишь А в мА, никогда не скажешь мУ, если рот широко открыт.

Для необходимого закрепления (автоматизации) навыка правильного чтения слогов играем в поезд: ставлю кубиками (или можно слоговыми карточками) все слоги, например, с « А». Читаем вместе это в быстром темпе, чтобы только с А, без посторонних призвуков. Затем из этих кубиков слова на закрепление пишем и читаем.

Потом пишем по таблице Зайцева много слов, чтобы в начале или в конце был слог опять-таки с А (ЛАПА- ЛАпы, соВА, лиСА и т.д.). Потом их же читаем. То есть получается своеобразная репетиция-подготовка перед чтением, что значительно облегчает само чтение для ребенка на этом этапе. Поскольку времени мало, то такое письмо с одновременным проговариванием нам очень помогает: напряжения, как при чтении, нет, поэтому темп достаточно высок, успеваем прочитать много слов, формируя и автоматизируя правильный навык.
И так на других занятиях с каждой гласной последовательно.

Одновременно с техническими приемами, обязательно использую чтение, идущее "от ребенка". Слова, словосочетания, предложения, приятные ему: знакомые имена, названия, строчку любимой песни или стихотворения и т.д. Ребенок читает их много раз, запоминает, просит еще что-нибудь для него написАть. Это всё опять работает на нужную "мельницу".:)

На первых порах я активно помогаю, произношу и читаю то _вместе_ с ребенком, то по очереди и изо всех сил стараюсь избегать ситуаций, когда он чувствует себя беспомощным/несостоятельным. Если вижу, что не очень уверенно себя чувствует, спрашиваю: ты хочешь сам читать или с моей помощью? Когда понимаю, что уже может, постепенно "отпускаю".
07.12.2004 09:31:54, Надежда Григорьевна
Мы читаем по "Букварю" Н.С.Жуковой. Наверное, совсем уж идеальных букварей и не бывает, таких, чтобы всем и во всем нравиться - но вот этот мне показался лучше остальных. Правда, мы не читаем все занятие букварь - дополняем, чем можем.

Да, артикуляцией на первых занятиях мы достаточно занимались, а вот в последнее время подзабросили. Зря, да? Тем более, что Игорек не с самого начала года учится с нами - получается, что он те упражнения пропустил совсем.

Что-то вроде Вашего поезда мы тоже составляли. Только у меня кубиков нет - я наделала карточек. Рассыпаю их на столе, ребята из них выбирают с заданной буквой (например, А - ма, на, са и т.д.) и по одной мне приносят; каждый свою прочитывает и я их друг за дружкой (да, получается, что "поездом" - как-то мне не пришло в голову это дело так обозвать) ставлю на доску. Когда все карточки с А нашли - все вместе читаем весь ряд и составляем слова. Но как-то тоже в последнее время все реже и реже - это я уже успокоилась, что большинство читает неплохо и забросила такие вещи. Пожалуй, тоже зря. Еще из этих же карточек составляем слова - но не на доске их разыскиваем, а у каждого их энное количество на руках. С кубиками - да, это все дело было бы удобнее и интереснее. Но с кубиками сложно. Вот, даже сейчас напишу - почему.

Начать с того, что у меня их нет. Живьем я их ни разу нигде не видела, может, плохо искала - где-нибудь же должны продаваться! Муж за спиной вон стоит и подсказывает - брату в качестве новогоднего подарка закажи. Точно, и как раньше не додумалась! Брат у меня почти год в Москве работает, раза три за это время на разные праздники домой прилетал - давно бы уже привез!
Я о кубиках всяких верхушек нахваталась, а ведь толком мало что знаю. Есть у меня комплект из трех видеокассет о методиках Зайцева - там все выглядит очень здОрово и интересно. Только сейчас мне кажется, что именно там, где я сейчас работаю, полноценно ими воспользоваться не получится. К рабочему месту у меня вообще есть несколько претензий :-( Но тут уже не от меня зависит :-( Но это сейчас так кажется, когда я и вообще-то мало чего знаю - на самом-то деле может всё очень даже хорошо устроится.

Много мы читаем с помощью нарисованных поездов. Это здесь кто-то рекомендовал такое пособие - вырезаем поезда с гласными буквами и возим их по рельсам с согласными - получаются слоги. Ребятишкам очень нравится. Только я не стала пользоваться всеми поездами, взяла лишь те, на которых получается гласная после согласной - мне кажется, что обратные слоги только запутывают и при чтении уже слов мешают.

Вот еще такая мелочь, наверное, но интересная, удивительная. У меня получается, что Игорек читает хуже всех. Но когда мы играем с карточками - не знаю, как их правильно назвать... Те, где нарисована картинка, над ней - надпись, а на обратной стороне - только надпись (и на обложке было указано "Методики Зайцева"). Мы читаем на той стороне, что с картинкой (вряд ли только кто-нибудь читает - по картинке угадывают), а потом надо найти заданное слово уже на перевернутых карточках - где только надпись. Какие бы игры, описанные на обложке от этих карточек, мы не проводили - Игорь всегда перевернутые надписями карточки прочитывает самый первый. Это при том, что первыми я стараюсь подсунуть самые сложные слова: мне кажется, что если дать сначала легкие слова, то их сразу же прочтут те, кто читает получше, тогда ребятам послабее достанутся сложные слова - они вообще ничего не смогут прочитать и будут расстраиваться. Но Игорь это моё "кажется" всякий раз опровергает.

"Карапузовскими" книжками вроде "Читать о-хо-та", "Мы сами читаем маме" и пр. пользуемся. Даже не столько ими - маловато будет, сколько моими самоделками по их мотивам. Кстати, опять же Игорь с этим всем справляется - не знаю, как ему удается. Под картинками составить их названия из написанных тут же слогов, сложить карточки парами "слово-картинка" (правда, я не пробовала давать ему для этого сложные слова - только такие, какие он может угадать неправильно прочитав, вроде той же "пилы").

Знаю, что дома мало с кем родители читают даже то, что я задаю - поэтому стала делать так. Насыпаю в конвертик карточек со словами, карточек с картинками к ним и горсточку скрепок. Раздаю конвертики ребятам с жалобами на то, что сама не успеваю их разобрать и прошу их помочь - дома парами разложить и скрепить. Родители говорят, что с удовольствием ребятишки это раскладывают да еще по нескольку раз сами же себя и проверяют - правильно ли все сложили, не подведут ли меня. Но стараюсь этим не злоупотреблять, часто помощи не просить.

Следы у нас идут на "ура". Из картона я навырезала следов, написала на них слоги и дорожкой раскладываю на полу - кто дальше пройдет (прежде, чем наступить на след - надо прочитать написанное на нем).

Чистоговорки очень любят читать. Я почему-то никогда к ним серьезно не относилась, считала пустым набором слов - а вот надо же, ребятишкам понравились. Так что иду на поводу, они читают начало чистоговорки - я окончание, потом дружно еще раз всё вместе повторяем (са-са-са - вот летит оса).

По большому счету - это все про одно и то же. Слияния. Кстати вот, в Букваре этом всё разбито на слоги, а то, что я сама делаю - закрашиваю разными цветами по складам. Не получается от этого путаницы? Но мне кажется, что со складами легче. Когда я начинала работать в школе (еще Советский Союз был), то в нашей Азбуке (Горецкий) тоже по складам читалось - только выделены они были не цветом, а вертикальными черточками. Вот такими же черточками я и Жуковский Букварь делю ребятам карандашом.
Может, и правда "Общий букварь" попробовать - с одним Игорем читать? Или перебор уже будет? Я точно знаю, что дома с ним не читают и читать не будут, и сам он не хочет (на занятиях-то со всеми кучей он с удовольствием все делает), будет ли это иметь эффект от двух раз в неделю?

А в общем и целом - мне так не хватает опыта и знаний. Все же я работала с младшеклассниками, и давно, а с малышами занималась всегда только индивидуально и немного - первый раз с группой. Правда, и группы небольшие. Иной раз чем-то с ребятами занимаемся и понимаю - что больше именно вот так делать не буду, не стОит, не так надо; но это-то занятие уже идет или прошло, тут-то уже не изменишь. Хотя во время подготовки к занятию казалось - что вот это хорошо, так и надо.
07.12.2004 19:19:07, Ирина В.М.
Вот расписалась - что теперь делить сообщение приходится. Кроме опыта и знаний еще времени не хватает - для добывания тех же знаний. Хоячется успеть всё и сразу - почитать, поузнавать, основательно к занятию подготовиться. Иной раз читаешь пособие или учебник - кажется, так все здОрово, интересно - а на практике получается такая чепуха, что думаешь: тот, кто это писал и к использованию предлагает - сам-то пробовал? Или просто это у меня не получилось - Значит, это именно мне такое не подходит.

После окончания университета на работе ко мне приставили наставника - как к молодому специалисту. Я должна была к ней на уроки ходить, а она должна была мне советами помогать. Кроме того, к другим учителям на уроки ходить заставляли. Тогда это все казалось таким ненужным, пустой тратой времени, ведь не все уроки были идеальны, да и учителя всякие попадались. Среди них были и такие, с которых пример брать совсем не хотелось - злые, грубые, неинтересные, при этом заслуженные, почетные. Но отрицательный пример - тоже пример, хоть видишь - как не надо делать. А вот сейчас бы я походила - да уже не зовет никто, и этого, как ни странно, тоже не хватает.
08.12.2004 06:26:09, Ирина В.М.
Igla
моя знала буквы тоже неправильно, как мэ, пэ, эс и тд.
Сейчас начали как бы все сначала по букварю Жуковой. Очень нам нравится, и легко исправляются заученные ошибки. Мы еще недалеко продвинулись, но если она читает правильно слог, то узнает его, что такой и правда есть.
Ну например: УС. "усэ" прочитать язык не поворачивается, потому что она и слова такого не знает. Поэтому начинает произносить правильно.
07.12.2004 09:09:15, Igla
Попробуйте по "Общему букварю" с самого первого уровня обучения. 07.12.2004 00:00:27, Марусяк Валерий
Да, ещё – не знаю, имеет ли значение, но на всякий случай сообщу. Будущему читателю 5 с половиной лет, кореец, учит корейский и китайский языки, по-русски говорит хорошо и вообще очень приятный, о-о-очень старательный и веселый мальчуган.

06.12.2004 12:37:08, Ирина В.М.
вот это точно не имеет значение. Моя, вполне русская девочка, читала буквы как "эм", "ка", "эс" и т.д.
Неправильно научили:( Надо было нам ребенка сразу учить как произносить - "с", "к", "м".
06.12.2004 12:40:18, Vanilla
вот уж не важно:) я правильно учила с, к, м, п и т.д. а периода лы-о-пы-а-ты-а мы не избежали:) Я перешла на слоги. Мы читали очень много слогов по белой такой книжке что-то вроде "азбука от 2 до 5 лет" или обучение чтению... Там таблички (матрицы) со слогами, просто слоги. До тех пор, пока не поняла, что ма - это ма. Где-то полгода потребовалось:) 06.12.2004 12:51:21, В6
ПРОСТО слоги у него уже получаются и получаются замечательно (особенно если перед чтением ему напомнить - читать не по буквам). А вот они же в словах... Да и регулярности не хватает - все же два раза в неделю маловато, на мой взгляд. Но вот так уж сложилось. 06.12.2004 13:06:05, Ирина В.М.
Нет автоматизации. Я бы сначала занималась слогами, а во второй половине занятия словами. 1. 3 минуты - матрица слогов, 3 минуты чтение простых слов ВЫ читаете он за вами повторяет, пальчиком водит. 3 минуты пытается читать простые слова сам. 3 минуты карточки со словами. Знаете, такие комплекты на одной слово, на другой изображение. Надо к слову подобрать изображение. Сам возится, вслух, про себя, как угодно, и выдает результат. И на последок маленькие предложения с рисунками: Катя (слово) бегает (рисунок бегающей девочки. В этом духе. 06.12.2004 13:19:10, В6
Согласна. Наверное, ничего нового тут не поделаешь - все делаем так же, как и раньше, и ждем, когда оно само наладится.
Простые слова, слоги - он и сам читает хорошо, и без показа, только напоминать надо каждый раз, чтобы не по буквам. А с карточками такими он управляется очень быстро - даже не только с простыми словами.
06.12.2004 13:23:37, Ирина В.М.
А сколько ему? Месяц-то мало. У нас с 4 и 6 пошло сначала письмо, потом чтение помаленьку. К октябрю слоги более менее автоматизировались, простые слова читает и понимает. Типа ло-па-та, бо-ло-то, кот, мак... Но я ленюсь:) Вот сейчас ей 5 будет, слова типа крот, зво-нок, бру-сок я даже не давала еще. Если случайно нам попадаются читаю я, она смотрит и повторяет. 06.12.2004 13:30:32, В6
5 с половиной. И для него лопата с болотом далеко не простые слова. 06.12.2004 13:32:43, Ирина В.М.
ну так мы-то не двуязычные. Возьмите простые для него слова. У нас в саду есть двуязычный мальчик, он и говорит-то по русски плохо, хотя все понимает. Понятно, что читать ему сложнее чем моноязычному:) 06.12.2004 13:37:33, В6
ABDDavidoff
Моему тоже бабушки неправильно показывали.
В результате скорость чтения - не очень. Читате по слогам, очень медленно.
Пришлось бедным учителям переучивать с самого начала. Со звуков. Весь алфавит снова.
Иначе не получилось.
06.12.2004 12:47:11, ABDDavidoff
Как Вам удалось перебить эти "эм", "ка" и прочие? 06.12.2004 12:46:45, Ирина В.М.
Я в такой ситуации предлагала вытягивать из мешка буква и называть их звуками, потом из них складывать слова. Потом из этих же слов читать заранее распечатанные предложения.
Игры со слогами выбрать: из ряда слогов на столе, те что нужны для слова "Каша", например, сложить слово и прочесть егои др.
06.12.2004 17:07:06, ЮлияС


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!