Девочки, всем здравствуйте! У меня такой вопрос. Поскольку все говорят, что не стоит готовить малышей к школе, потому что потом им будет скучно и неинтересно учиться, то никто не интерессовался, где есть ли такие школы, в которых практикуется дифф. подход к обучению ( каждому ученику по своим способностям)
Т.е., класс разбивается на группы по разному уровню знаний. И вот эти мини-классы работают отдельно от всех остальных. Никто никого не тормозит или не тащит вперед!
Конференция "Ребенок от 3 до 7""Ребенок от 3 до 7"
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Дифференцированный подход к обучению.
06.12.2000 22:01:59, Nayer28 комментариев
Nayer, я сама успела поучтиться в подобной школе (9 класс)и ни к чесу это не приводит. Перевод практически невозможен, ребята прекрасно знают цену происходящему и сиильные только насмехаются над слабыми, а тем уже все-равно.
08.12.2000 11:38:23, Надежда
В той школе, куда я вожу ребенка на подготовительные занятия, приблизительно такой же подход к образованию. Есть три первых класса: "А"- для очень сильных учеников, по специальной авторской программе(к сожалению, на данный момент, не могу вспомнить фамилию), "Б" - для учеников с обычными средними знаниями, "В" - для тех учеников, кому очень тяжело дается обычная программа и для тех, кто идет с "нулевыми" знаниями. Дети отбираются по результатам тестирования, или по их результатам занятий в подг.группе.
Честно говоря, я и сама не раз задумывалась над тем, нужен ли такой подход к обучению. На мой взгляд, трудно прогнозировать даже по результатам теста, как будет учиться ребенок в дальнейшем.
К примеру, я всю свою школьную жизнь сидела с подругой за одной партой. И в первые годы обучения, ей приходилось очень трудно, ставили одни тройки, постоянно ругали за "несобранность" и проч..А ее родителям было просто не до нее. Они в тот момент, довольно бурно разводились, делили квартиру, разъезжались. И, естественно, на нее ни кто не обращал внимания, как собралась в школу, сделала ли уроки, взяла ли форму на физкультуру и т.п. По-моему, трудно требовать от ребенка, которому еще не исполнилось и 7 лет, полного и отличного исполнения всех перечисленных вещей. Прошло какое-то время, и к 5-6 классу она стала учиться почти на одни пятерки, и вполне прилично закончила школу.
Понятно, что это всего-лишь один частный случай, но...
07.12.2000 11:55:56, OLAV
Я знаю одну школу, в которой практиковался такой подход. 3 года. Больше они не выдержали. Это очень "расхолаживает" детей и сильных и слабых. Слабые (т.е. дети из слабого класса) вообще перестают учиться. А зачем им это нужно, ведь их уже записали в слабачков. За 3 года только одна девочка захотела доказать, что она не такая!!! А сильные, попав в продвинутый класс, считали что этим многого добились и ничего им не надо больше доказывать. Серьезно. Сильный класс, через некоторое время уже переставал быть сильным, Т.е. Конечно оставались ребята, которые к чему-то стремились, но этот класс в конце концов распался на отличников, хорошистов и троечников, последние утешали себя тем что онм троечники в сильном классе, но на самом деле они "скатывались". Переход из класса в класс разрешался, но практиковался очень мало, дети не хотят переходить из-за друзей, привычки, а представьте себе состояние ребенка, которого захотели перевести в более слабый класс.
Теперь все это дело свернули, а дифференциацию вводят через кружки, факультативные занятия, не обязаельные уроки и т.д. 07.12.2000 16:34:16, Лена К.
Шин, жизнь показывает, что классно-урочной системе дети уже никуда не переходят. Как попали либо в сильные, либо в слабые так и участся, Могут только вниз скатиться.
07.12.2000 19:37:59, Маша
Не совсем. Есть исследования на эту тему. Вот такая внешняя дифференциация, особенно с первого класса очень пагубно влияет на средних и слабых. Хорошо только сильным. Но и им тяжело в нынешних условиях. Потому что стресс очень большой - в любой момент могут вылететь.
08.12.2000 10:39:38, Маша
Мне кажется, для ребенка в начальной школе гораздо важнее не быть сильным, а сидеть с Петей за одной партой.Или учиться именно у Марь Петровны - у нее такие вкусные духи!:))Из-за этого они могут просто не захотеть в другой класс, а если при изменении успеваемости это обязательно - то и учиться лучше они не станут. Работать все это, ИМХО,может только в старшей школе.
08.12.2000 14:33:57, Ната
Понимаешь, одно другому не мешает, если учитывать интересы ребенка, прежде всего. Скорее всего, ребенок все таки будет хотеть сидеть с Петей, потому что у них одни интересы, они примерно одного уровня развития и Марья Иванна прежде всего будет рассматриваться не на предмет духов, а не предмет того, что с ней легко и свободна, она добрая, она интересно рассказывает. Если ребенку конфортно с педагогом, то это тоже немаловажно. Но, в конце концов, всегда можно найти компромисс и, например, к Марье Иванно ходить на математику, а с Петей сидеть на природоведенье.
08.12.2000 17:11:12, Маша
Кстати, о классах коррекции. Дочь моей подруги в 3-м классе. В 1-2 училась в классе коррекции. Учители, логопед, психолог, физрук-врач, кто-то там еще. Однажды учительница параллельного "нормального" класса заболела, и 2 класса "слили" на урок (урок вела учительница моей знакомой). Это был шок для всех! Дети из "коррекции" тянули руки, больше и лучше отвечали, а "нормальные" - не знали многого, не умели думать, логически рассуждать, сравнивать и анализировать и т.д. и т.п. Так что очень многое зависит от учителя(лей)...
08.12.2000 19:50:00, Наталья Калугина
Честно говоря, я и сама не раз задумывалась над тем, нужен ли такой подход к обучению. На мой взгляд, трудно прогнозировать даже по результатам теста, как будет учиться ребенок в дальнейшем.
К примеру, я всю свою школьную жизнь сидела с подругой за одной партой. И в первые годы обучения, ей приходилось очень трудно, ставили одни тройки, постоянно ругали за "несобранность" и проч..А ее родителям было просто не до нее. Они в тот момент, довольно бурно разводились, делили квартиру, разъезжались. И, естественно, на нее ни кто не обращал внимания, как собралась в школу, сделала ли уроки, взяла ли форму на физкультуру и т.п. По-моему, трудно требовать от ребенка, которому еще не исполнилось и 7 лет, полного и отличного исполнения всех перечисленных вещей. Прошло какое-то время, и к 5-6 классу она стала учиться почти на одни пятерки, и вполне прилично закончила школу.
Понятно, что это всего-лишь один частный случай, но...
07.12.2000 11:55:56, OLAV

Теперь все это дело свернули, а дифференциацию вводят через кружки, факультативные занятия, не обязаельные уроки и т.д. 07.12.2000 16:34:16, Лена К.
Но у нас нет особого выбора. В эту школу и так приходится ребенка возить, а те школы, что ближе, вообще безобразные. Половины педагогов нет, первых классов 12(!!!)учатся в две смены...Такой уж у нас неблагополучный райончик((( Есть, правда, и частная школа, но обучение слишком дорогое для нас. В принципе, за одного ребенка мы могли бы платить, но подрастает второй, и это уже для нас сложновато.
А та школа, что мы пока выбрали, всегда считалась в нашем районе неплохой, ей уже 30 лет, и подобная методика используется там в течении 8 последних лет.
Так что, и незнаю что думать... 08.12.2000 00:22:43, OLAV
А та школа, что мы пока выбрали, всегда считалась в нашем районе неплохой, ей уже 30 лет, и подобная методика используется там в течении 8 последних лет.
Так что, и незнаю что думать... 08.12.2000 00:22:43, OLAV
Мне кажется должен вестись мониторнг, и ученик всегда должен иметь возможность перейти из одного класса в другой и обратно. Тогда проблемы первичного тестирования не повляют на оставшуюся жизнь
07.12.2000 15:09:39, Шин

жизнь показывает, что классическая школа абсолютно неэффективна. при отсутствии диференциации по классам тоже будет происходить внутри, слабые останутся на своих позициях ,сильный будут баклуши бить, как и раньше воспитывают середнячков
07.12.2000 20:46:31, Шин



Наверное , речь должна идти о дифференцированном подходе внутри одного класса, а не деление на классы. Но это в России, по-моему, утопия (не считая, платных школ). Я, например, как огня боюсь "класса коррекции". Ведь если по чистой случайности ребенок туда попадет, то как потом оттуда выбраться? Ведь не все 6-летки настолько продвинутые, а к 7-ми годам и обычные, не хватающие звезд с неба, тоже могут подтянуться и учиться хорошо. Как в вашем случае. Я думаю, он не единичный.
07.12.2000 12:46:06, Ольга Г.

Меня всегда удивляла подобная точка зрения: ничему не учить, иначе в первом классе будет скучно. Что касается диффернциации, то пока она идет на уровне школ, по крайней мере я сейчас вижу это опыте своих знакомых и родственников
06.12.2000 23:29:32, Шин
У хорошего учителя никто не заскучает."Продвинутому" ученику просто будут давать писать доклады-рефераты, доп.условия к общей задачке и все такое.А что касается нужно-ненужно...да как же определить что ему нужно?..))А когда с вопросами пристает? Пример : нужна ли трехлетке теория горения? Конечно, нет!А если он спрашивает, почему дрова горят, а камни - нет?..Либо отвечать, либо говорить, что мал еще. Я предпочитаю отвечать, и ,думаю, большинство так делает(если я не права, поправьте)Вот так и получается, что к первому классу детки знают значительно больше, чем "нужно".А дроби( простые, не десятичные) вообще очень нужная в быту вещь."Мы делили апельсин, много нас, а он один"Такие вещи дети проделывают по многу раз ежедневно и изучают их сами.Взрослый только название дает.Все это - увлекательная игра, не более ( по крайней мере для детей ), и хорошо, если она позволяет узнать что-то новое.А что касается специального изучения чего-то - тут я против, вряд ли от этого будет какая-то польза.
07.12.2000 12:59:01, Ната
Ну, можно же заранее походить-поспрошать набирает ли хороший педагог первый класс.И даже если учитель обыкновенный, с ним тоже договориться можно. Дак мои знакомые делали : просто подошли к учительнице и сказали, что Алеша уже умеет такие задачи решать, можно ли усложнить ему математику?А может он по природоведению доглады будет каждую неделю делать - ему было бы интересно.И учительнице хорошо - за нее часть работы Алеша делает, и Алеша всю неделю с горящими глазами в энциклопедиях роется.Все довольны!
08.12.2000 14:27:12, Ната
Не нечему не учить, а не учить лишнего - это разные вещи. К примеру, уметь решать задачки на движения, или дроби в первом классе не надо. Об этом речь.
07.12.2000 09:06:23, Катя П.
Кать, есть вещи в учебной программе, которые надо бы знать в началке, они не сложные, но полезные, это я о дробях, только про знакомство с ними :)
08.12.2000 07:36:45, Nayer
Кать, есть вещи в учебной программе, которые надо бы знать в началке, они не сложные, но полезные, это я о дробях, только про знакомство с ними :)
08.12.2000 07:36:33, Nayer
А кто это решил что не надо ,вы, школа? Если моя дочь хочет узнать, то она узнает и никакие проблемы вроде того, что до школы ей этого знать не надо, меня не трогают.
07.12.2000 15:07:32, Шин

Со всем вышесказанным абсолютно согласна :)) Когда какие-то вещи изучаются мимоходом, в игре - я только за. Но вот придерживаться специального плана: сегодня дроби, завтра уравнения с двумя неизвестными я не хочу и не буду.
А вот с учителем, мне кажется, никогда не угадаешь. И найти по-настоящему хорошего, как это ни грустно, довольно тяжело. 08.12.2000 10:58:47, Катя П.
А вот с учителем, мне кажется, никогда не угадаешь. И найти по-настоящему хорошего, как это ни грустно, довольно тяжело. 08.12.2000 10:58:47, Катя П.


То, что у нас обычно практикуется - это пример внешней дифференциации. Дети тестируются и определяются в классы с разным уровнем и разными программами. И дальше так и учатся в этих классах, практически невозможно подняться выше, только ниже :(.
При внутренней дифференциации классов нет как таковых. Все проходится в группах. Демонстрирую как бы это могло быть организовано по моему представлению на примере чтения-развития речи в начальной школе.
Есть предмет. Чтение. Развитие речи.
Пусть будет четыре основных курса (названия условные, курсы условные)
1) Чтение (начальный уровень 1 год обучения (г.о.), продвинутый уровень 1 г.о.)
2) Развитие речи. Логопедия (начальный уровень 1-2 г.о., продвинутый уровень 2-3 г.о., коррекционный уровень 3 г.о.)
3) "Читательский клуб". Чтение и обсуждение художественных произведений. Развитие речи. (начальный уровень 1-2 г.о., средний уровень 2-3 г.о., продвинутый уровень 3 г.о.)
4) "Театральная студия". Развитие речи через постановку спектаклей (начальный уровень 1-2 г.о., средний уровень 2-3 г.о., продвинутый уровень 3 г.о.)
5) Риторика (2-3 г.о.)
На чтение, развитие речи у всей начальной школы отводится, допустим, 3-ий урок ежедневно. Для этих курсов с учетом того, что в первом полугодии, скорее всего не будет продвинутых уровней 3 г.о., а во втором начального уровня 1 г.о. по чтению, как раз хватает 9 педагогов. На первых уроках дети распределяются по курсам в зависимости от их уровня (прекрасно читает, умеет читать, но надо еще поработать, не умеет читать), возраста и личных пожеланий (театр или литература, вместе с другом Петей или к любимой Марье Ивановне). Каждую четверть возможен переход на следующий уровень или на тот же уровень по горизонтали. Курсы 3, 4, 5 дублируют друг друга. У них - одни задачи. Кто-то выбирает театр, кто-то литературу, кто-то риторику. Можно со временем попробовать и то, и это. Главное - развитие речи.
Слабый ребенок, возможно дальше коррекционного уровня 3 г.о. так и не поднимется. Коррекционный уровень соответствует государственному минимуму стандарта образования (это официальный термин), тому уровню, который обязательно должен проходиться любым ребенком.
Но, главное, у ребенка все время остается возможность перехода. В своем темпе. Мотивация, интерес, не теряется вера в себя, содержание всегда адекватно уровню развития на данный конкретный момент и потерциальному уровню (зоне ближайшего развития).
Надо скорее научиться читать, чтобы учавствовать, например, в театральных постановках или читать интересные книги как лучшая подруга.
Есть преимущество для слабых. Они не всегда будет самыми слабым. Например, на начальном уровне на втором годе обучения они, возможно, в силу возраста будут сильнее своих младших одногруппников. Это придаст им уверенности в собственных силах.
Сильный ребенок, возможно, вообще начнет сразу с "Читательского клуба". Но во-первых, некоторые "натасканные", но не очень способные дети, возможно, в дальнейшем не пойдут столь же быстрыми темпами дальше их догонят и, возможно, перегонят их менее натасканные, но более способные сверстники. И, даже самый сильный и способный не всегда будет самым сильным. Возможно его старшие одногруппники на среднем уровне 2-3 будет сильнее и начитаннее в силу возраста. Ему будет чему поучиться у других, ему будет за кем тянуться. Не возникнет завышенной самооценки, останутся стимулы для развития, не будет утрачен интерес потому-что и так молодец - это тоже очень важно.
Кроме того, чтобы не было скучно, ребенок сможет заниматься то в "Читательском клубе", то в "Театральной студии". Педагоги разные, одногруппники разные - это даст возможность отчасти выбирать одногруппников и педагогов, что тоже неплохо.
Обязательно есть обычные классы и классный руководитель. Не для обучения, а для того, чтобы не получилось, что у семи нянек дитя без глаза. Классный руководитель следит за развитием каждого ребенка его класса, за тем, какие курсы он выбирает. Организует внеклассную работу, сотрудничает с родителями. Но занимается ребенок в группах. В разных группах по разным предметам.
Такое же разделение на курсы - на математике, на письме (русском языке), на технологиях и искусстве. Причем, если ребенок плохо успевает в математике - это не мешает ему далеко продвинуться в литературе, одновременно нагоняя математику в группе детей одного с ним уровня. Группы же, в конечном счете получаются куда более гомогеннее (однороднее), чем при внешней дифференциации (тупом жестком делении на классы с самого начала). При этом недостатки внешней дифференциации конпенсированы. Педагогам проще готовиться. Например, если педагог берется за начальный уровень театральной студии у него будет в конце концов достаточно много наработок именно по этой теме (какие спектакли ставить, на что обращать внимание).
Дети спокойные, начитанные, возможно, выберут литературу, а дети гиперактивные - театр. Некоторые шероховатости, которые возникнут при обновлении группы каждую четверть легко решаются. Например, театральная студия каждую четверть начинает новый проект, а на литературе на разных уровнях проходят разные произведения. Конечно, получится так, что разные дети разберут немного разные литературные произведения, но общее их количество будет примерно одинаково у детей одного уровня, а однотипность здесь совершенно не к чему. И совсем не обязательно всем обсуждать произведения, кому-то гораздо полезнее учавствовать в спектаклях. Главное решение общей задачи - развитие грамотной речи, развитие умения выражать свои мысли, навыков риторики, развитие интереса к чтению, театру.
Еще один важный момент - нет перегрузок. Если ребенок и проходит гораздо бОльшее содержание, то ни в коем случае не за счет перегрузок и дополнительного времени, а за счет своих способностей, желания.
Имхо, внешняя дифференциация, основанное на однократном тестировании при приеме в школу - это очень групая однократная настройка, по сравнению с тем, что я описала, но я никогда не слышала, чтобы по такому пути пошли в нашей стране :( 06.12.2000 22:58:03, Маша
Маша, все о чем ты говоришь здесь, по-моему оптимальный выход для нашей школы!
Когда-нибудь в далеком будующем, когда мои дети не будут мне помехой, я открою свою школу с первокласными преподавателями и обязательно, обучение будет дифференцированным! :) 08.12.2000 07:32:27, Nayer
Когда-нибудь в далеком будующем, когда мои дети не будут мне помехой, я открою свою школу с первокласными преподавателями и обязательно, обучение будет дифференцированным! :) 08.12.2000 07:32:27, Nayer

Даже ни одна частная школа за это не береться. А зачем? И так денежки несут. 08.12.2000 10:45:06, Маша
Да, все это печально :(
Маша, если не секрет, откуда у тебя такие мысли? Ты как-то относишься к системе образования? 08.12.2000 21:45:53, Nayer
Маша, если не секрет, откуда у тебя такие мысли? Ты как-то относишься к системе образования? 08.12.2000 21:45:53, Nayer
Да, все это печально :(
Маша, если не секрет, откуда у тебя такие мысли? Ты как-то относишься к системе образования? 08.12.2000 21:45:36, Nayer
Маша, если не секрет, откуда у тебя такие мысли? Ты как-то относишься к системе образования? 08.12.2000 21:45:36, Nayer

А сейчас вот ребенок собственный и очень не хочется, чтобы она попадала в систему, которая мне так хорошо известна. 09.12.2000 22:38:21, Маша
Маша, все о чем ты говоришь здесь, по-моему оптимальный выход для нашей школы!
Когда-нибудь в далеком будующем, когда мои дети не будут мне помехой, я открою свою школу с первокласными преподавателями и обязательно, обучение будет дифференцированным! :) 08.12.2000 07:32:11, Nayer
Когда-нибудь в далеком будующем, когда мои дети не будут мне помехой, я открою свою школу с первокласными преподавателями и обязательно, обучение будет дифференцированным! :) 08.12.2000 07:32:11, Nayer
Читайте также
Климакс не приговор, а новая глава в жизни женщины
Многие женщины с ужасом ждут этого момента. Как встретить климакс во всеоружии с высоко поднятой головой?
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание