Раздел: Психолого-педагогические аспекты

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Фонематический слух и речь

Опытные мамы, подскажите, пожалуйста, по поводу речи и слуха.
Сыну 2 года 4 месяца, дома с 11 месяцев. Речь очень упрощенная, фраз нет, глаголов нет. Очень сильно упрощает слова. Уздечка короткая. Языком трудно вертеть. Слова, например,тетя/дядя/мама/папа.. -это хорошо говорит.
А типа "молоко" - это "кококо", "собака" - "ава", "сюда"- "адя", "Ася"- "ака","тяся", "папочка" - "папака", "каша"- "каака", "луна" -"нана".
Слышит , вроде, хорошо.
Это нарушение фонематического слуха, что так сильно искажены слова? И что с этим делать?
Уже пора бежать к логопеду или ждать?
Пьем сейчас только витамины, пропили по моей инициативе курс глицина.
22.02.2015 13:51:31,

36 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Нам логопед сказала, что фонематический слух имеет смысл проверять после 5 лет. У нас, что называется, махровая стертая дизартрия и ОНР-3. То, что Вы описываете может тоже оказаться ОНР, вещь противная, которая может перейти в дислексию и дисгафию. Для их профилактики уже год учимся читать по специальному букварю для ОНР-щиков. В институте коррекционной педагогики сказали, что заниматься с логопедом надо начинать в 3 года. Но никто не хотел его брать до 5 лет. Наконец в неполные 4,начали. Было 20'с чем-то звуков, которые не выговаривал, через год осталось только 6. Но ОНР цветет и пахнет. Плюс с логоритмикой беда, не одно предложение повторить правильно не может. При этом парень реально умный.
Дай Бог, чтобы у Вас проблемы разрулились просто уздечкой. У нас язык вообще не поднимался, какие-то мышцы отсутствовали, какие-то были сжаты что ли, с одной стороны было все перекошено. Так что я бы побежала бы заранее к логопеду, чтобы исключить неврологическую логопедию и присматривать за ОНР. Удачи Вам, речевые проблемы отнимают много времени и сил, но в результате практически все компенсируются.
24.02.2015 15:46:42, firefly1818
Уздечку можно растянуть артикуляционной гимнастикой (например, слизывать варенье/творог с тарелки) и массажем специальным - прямо руками за язык и зондами - но нужно, чтобы грамотный специалист показал как делать и не факт, что ребенок дастся, не все позволяют себе в рот залезать. Но это совершенно не больно, в отличии от операции. Кто бы что не говорил, точно нужно к логопеду. Точно есть нарушение связной речи, звукопроизношения. Фонематический слух можно проверить, примерно так: принеси, пожалуйста, мишку/миску (только ребенок не должен видеть как вы говорите - прикройте рот рукой, и, тоже самое, с помощью картинок, но это и на первом обследовании вам расскажет логопед. К логопеду пора бежать. В 3 года у ребенка должна быть развернутая фразовая речь. Нужно учитывать общий тонус, моторику. Не ходит-ли он на мысочках. Как рисует, мелкую мозаику складывает... 23.02.2015 14:14:05, Эстельфир
Спасибо большое. Попробую так проверить слух.
Сходим, обязательно сходим и к логопеду, и к сурдологу. Это у меня первые пункты трат, как зарплату получим.
24.02.2015 01:53:36, Рипли
Автор извините за вторжение, а можно я вашей теме спрошу, чтобы не создавать похожую. Мне куда-то надо обращаться со своим ребенком или стоит подождать? Я предполагаю, что у нас будут большие проблемы в дальнейшем.
Моему приемному сейчас 2года 2 месяца, дома практически с рождения. Я не имела никакого опыта в воспитании детей. В садик мы не ходим, с маленькими детьми общаемся только немного на прогулке на детской площадке. И многие мамы детей-ровесников подходят и обращают внимание, что мой ребенок очень хорошо говорит. Спрашивают, как мне это удалось, как я с ним занималась.
Я же считаю, что говорит мой ребенок плохо. Фразовая речь конечно есть, но из коротких предложений в 2-3 слова, редко длиннее. В речи всего несколько глаголов - упала, съел, отдай. Фразы строит без глаголов. Например, на вопрос как вели себя дети, будет ответ - "дети очень плохо". Идет сплошная замена звуков одних на другие. Вместо дом - бом, сам – фам, сок - фок. Причем в похожих словах в одном случае идет замена, а в другом нет. Например, Миша говорит чисто, а вместо Маша - "Маха". "Сок" он не может сказать, а "сосиска" и "спасибо" скажет чисто. Еще заметила, что те слова, которые начинал говорить раньше так и остались с плохим произношением, а выученные более поздние говорит чисто. Например, выучили сначала животных, вместо зебра - зе, волк- вол, бегемот - бе. И никак не хочет теперь их правильно произносить. И в тоже время довольно-таки чисто говорит Барбоскины, авария, Альберт. Причем даже р кортаво, но выговаривает.
Но меня очень пугает замена звуков. Он так и будет потом неправильно писать и говорить или это должно со временем само пройти? Может быть кто-то сочтет, что я очень придираюсь к своему ребенку, но ничего не могу с собой поделать, когда он идет по улице и считает голубей– "одна дуля, две дули, три дули…"
23.02.2015 14:03:28, Мама сыночка
Теа
Можно, на примере кровного внука расскажу? Говорить начал поздно, и - на своём совершенно языке. Маме пришлось его выучить, есть записанный Тимко-русский словарь. Годам к четырём удалось улучшить слух- и прогресс пошёл. НО! НОВЫЕ слова произносит как надо, чисто - а старыми так и пользуется... Сейчас ему шесть, два года занимается с логопедом, старый лексикон постепенно ушёл, ходит в речевую группу, интерес к правильному произношению ослаб- и вот "р" пока нам недоступно, так же как с, ш, даже гласные иногда странно звучат... Видимо, время важно не упускать - когда интересны новые слова..
Вы тоже пишете, что новые слова произносит правильно... (Да, наш слух был плох из-за аденоидов и вечных отитовю и дизартрия у нас)
24.02.2015 10:01:46, Теа
Мне кажется, у вашего мальчика нет проблем с речью. Отличная речь для такого малыша.
Я, конечно, видела детей, которые просто супер говорят в 2 года. Но их все же меньшинство.
В основном простые фразы говорят, слов много уже. Стишки начинают учить.
Я бы была просто счастлива, если бы мой сын говорил как ваш в этом возрасте.
24.02.2015 01:48:05, Рипли
А!! Половина тематических вообще в 2и2 "мама" не говорит, вот вольно Вам заморачиваться!
Моя первая дочка в 2,2 говорила так, что кроме меня ее никто не понимал. Вообще не похоже, какая там "сосиска", все вокруг думали, что это просто лепет, даже не пытались разобрать слова. К трем говорила хорошо по смыслу, кроме меня еще бабушка отчасти разбирала, посторонние только на уровне "баба-мама-дай".
К логопеду пошли только в 6, к этому времени речь была вполне на уровне, но звуки так все и не встали: Р горловая, вместо Л - В, С-Ц-З неправильные. Год занятий с результатом около нуля, с-ц-з в принципе может говорить правильно, но не считает нужным. Поправлять ЕЁ постоянно невозможно, пусть лучше одна будет с неидеальной дикцией, чем вся семья оглохнет.
В 6.11 пошла в школу, с той же дикцией. В классе звездит, всегда среди лучших, учительница в восторге, какая развитая, умная и подготовленная девочка, нахваливает всегда и везде. Логопед школьный ее берет на занятия, результат все тот же:) И я не парюсь!
Ребенок, который в 2,2 считает - это не "большие проблемы в дальнейшем", это ваш шанс беззастенчиво хвастаться на детской площадке! Придираетесь, причем по-страшному!
23.02.2015 14:21:53, Гарпистка
Много внизу полезного написали, а я вам еще про уздечку добавлю - может основная загвоздка в ней. У меня отец - дитя войны, 1941 г.р., эвакуация, то-се, умный, но молчит. И молчал бы, если б родную тетку не ранило и она не приехала на побывку домой. Увидела мальчика, отругала сестру, отвела уже тогда 4-х летнего ребенка к военному хирургу, он ему чикнул уздечку и ребенок заговорил. Но неуловимые дефекты фикции остались. Мы - дети/внуки - ржем над ним: если б тетю Мину не ранило, так бы и молчал. 23.02.2015 12:44:26, уздечка.
Уздечка влияет, это видно. Язычок аж раздваивается, если далеко высовывает. Тянет она. Если только в уздечке дело, то это, конечно, решаемо достаточно просто. 24.02.2015 01:45:50, Рипли
Паниковать не надо, но и сидеть сложа руки не стОит.
Для начала проверьте слух у сурдолога - тогда наверняка (а не "вроде") будете знать, что развитие речи тормозится не из-за сниженного слуха, а по какой-то другой причине.
Важно в этом возрасте не столько само "говорение", сколько понимание обращенной речи. Простые просьбы типа "дай мне мячик", "пойди позови бабушку", "отнеси папе яблоко" он понимает? Если не выполняет просьбы, то нет ли у Вас ощущения, что это не просто от "вредности", а от непонимания?
Нарушение фонематического слуха это не просто искаженное произнесение звуков (оно может иметь еще миллион причин), это еще и неспособность воспринять и "переработать" цепочку из ряда слов. Вряд ли в таком возрасте можно с полным правом говорить о
нарушении фонематического слуха.
Вот что можно делать самим (хуже на все сто не будет, а польза несомненная):
1.надувать воздушные шарики, задувать свечки, пить через соломинку или пускать через нее же пузыри
2. гримасничать перед зеркалом, напрягая мышцы нижней половины лица
3. как следует облизываться - намажьте ему мордочку чем-то вкусным (вареньем, шоколадной пастой, медом - что любит) и пусть слизывает, напрягая как следует язык
4. посмотрите, умеет ли Ваш сын как следует жевать - у плохо говорящих детей обычно слабый артикуляционный аппарат и тут получается замкнутый круг: чем меньше и хуже ребенок говорит, тем он слабее, и чем слабее мышщы, отвественные за произнесение звуков, тем хуже получается говорить. Давайте все, что побуждает
жевать, грызть, лизать.
К логопеду есть смысл идти не просто с "плохо говорит", а с конкретными жалобами -иначе вас отправят восвояси и скажут "рано"
А так, вероятнее всего, объяснят, как самим делать логомассаж и какие-то еще упражнения.
23.02.2015 10:55:37, Lena Eselson
Лена, спасибо вам большое. Вы всегда столько полезного пишите. Слух проверить - это первоочередная задача, как деньги дадут.
Понимает Илюша всё очень хорошо. Видно, что голова работает хорошо на данном этапе. Выполняет сложные действия. Типа, возьми бумажку и выкини в мусор; возьми книжку,залезай на кровать и включи лампу. Так что про понимание я не переживаю. Просьбы в 2-3 действия может делать. Он всё понимает и запоминает. Отвечает на вопросы. На картинке показывает, кто что делает.
А вот из того списка примеров, что вы привели, очень хорошо делаем только 1-ый пункт. Жует давно,в принципе грызет сушки, мясо волокнистое. Но больше любит мягкую еду, суп, котлеты. Большой кусок яблока прожевать не может, в итоге выплевывает. Часто проглатывает почти не прожевывая. Язычок вверх поднять не может - уздечка.Гримасничать пробуем, пока слабовато. Так что я больше всего думаю, что это именно аппарат речевой слабоватый. Сложно ему двигать ртом. И он это понимает, и если просишь его что-то сказать новое, он молчит, т.к. ему не может повторить также.
23.02.2015 11:57:00, Рипли
Если понимает и выполняет сложные просьбы, значит, скорее всего, нормально слышит, хотя слух проверить все равно не помешает.
М.б. для начала посоветоваться с хирургами, чья специализация челюстно-лицевые проблемы или с ЛОРом (я просто не очень понимаю, в чьей компетенции устранение такого дефекта, как короткая уздечка)? Вполне вероятно, что это решит все проблемы и серьезные занятия с логопедом Илюше вообще не понадобятся.
Не настаивайте на том, чтобы повторял и "улучшал" произношение - есть дети, которые не сильно заморачиваются тем, что у них что-то не получается (вот у меня такой мальчик), а есть те, кто переживают это болезненно и предпочетают вообще ничего не делать/не говорить, раз "все равно не выйдет". С такими важно найти золотую середину и не передавить, а то так недалеко и до невроза.
23.02.2015 12:28:04, Lena Eselson
Консультировались, конечно, с хирургом-стоматологом (который и делает такую процедуру). Отправили нас гулять лет до 4-5, пока осознанно ребенок не будет сидеть и терпеть наркоз.
Эх, по-хорошему подрезают еще в роддоме.
Спасибо за советы. Я пока расслаблена (относительно) насчет речи. Вижу, что прогресс есть.
24.02.2015 01:44:19, Рипли
Eugenie
Я привезла малого домой в 2 г.4 м. Не то что речи не было, не было долепетных звуков, типа - ля-ля-фа-фа. Впрочем, дома это быстро появилось, но тоже своебразно- к трем годам не умел говорить букву "И", например. И брат Миша у него был "вава" :-)

Сейчас почти семь. Читает легко. Стихи легко учит.
Но сил положено немеряно.
22.02.2015 17:42:53, Eugenie
Вы с логопеда начинали или сразу к логопеду-дефектологу пошли?
Хотя вроде как дефектолог занимается мышлением больше.
23.02.2015 11:57:59, Рипли
Eugenie
Мы до 5 лет вообще ребенка не трогали. Ну то есть дома читали-играли-развивали, но сами и без фанатизма, когда время было - а его не было, потому что Старший.
А в 4 г. 11 м. я нашла лучшего в округе логопеда и вызвала его на дом. Она очень скептично отнеслась с ребенку, возрасту, размеру - у нас очень маленький, но почему-то сразу не отказалась, заметив впрочем, что все логопедические занятия имеют результат, когда родители занимаются ежедневно. Без исключений. И что типа ВСЕ зависит от родителей. А она типа иногда может новые упражнения давать.

Я прониклась, и с тех пор ежедневно почти по часу мы с ребенком занимаемся. Сначала звуки ставили. И с логопедом мы раз 6 всего и встречались, раз в месяц примерно. И за эти полгода поставили все звуки. Ребенок стал говорить чище всех в группе, но тут тоже засада - другие-то дети говорят неправильно, и он тоже иногда стал сбиваться. То есть если бы мы отложили занятия на полгодика, может, вреда бы и не было.
23.02.2015 18:23:03, Eugenie
Ого, до 5 лет не трогали и такой хороший результат! 24.02.2015 01:40:02, Рипли
Мы забирались в 2 и 9. В три с хвостом показались логопеду дефектологу. Получили общее направление. Убедились что как таковой дефектолог нам не нужен. И в неполные 4 стали плотно заниматься. К неполным семи вычистили речь. Осталось только раскатистое Р. С которым отдельно морочиться не стали. Нарушений фонематического слуха нет, но с русским и чтением не просто. От невролога стоит дислексия. 23.02.2015 13:04:23, караул
а он вообще никаких два слова вместе не соединяет? 22.02.2015 15:17:34, без реги
Нет. Было как-то "Тысь-тысь мяу", что значит "кошка мяукала".))
А в основном либо что-то балаболит на своём, либо по 1-му осмысленному слову.
22.02.2015 15:49:03, Рипли
У нас в 2,4 было "ёка патата". Я это считала вполне себе фразой. 22.02.2015 16:16:25, Евгень_евна
Расшифруйте.)))Что такое ека патата? 23.02.2015 11:59:33, Рипли
Ёлку потрогать. Прям пунктик был. Все ёлки в округе были ощупаны. 23.02.2015 13:52:36, Евгень_евна
От консультации со специалистом вреда не будет :) 22.02.2015 14:26:03, morozilka
Еще бы знать, где хорошие специалисты водятся.)Нет случайно на примете логопеда, который с малявками занимается? 22.02.2015 15:56:16, Рипли
Моя дочка на полгода старше вашего. Была задержка речевого развития, но я начала очень рано этой проблемой заниматься - в год с небольшим (у нее слогов даже не было). Невролог назначала кортексин с массажами. Плюс ежедневные занятия Доманом для расширения словарного запаса. Эффект был хороший. Сейчас хорошая фразовая речь, но большинству людей не понятная. Тоже стала думать о логопеде. Если найду напишу Вам. А Вы в какой части подмосковья обитаете? 22.02.2015 21:14:08, morozilka
если ребенок не может повторить слово, переставляет в нем звуки или вставляет те звуки, которых в этом слове нет, тогда можно говорить о нарушении фонематического слуха. Но в вашем возрасте пока рано об этом говорить. Лучше конечно сводить на консультацию к хорошему логопеду. Можно дома делать артикуляционную гимнастику, развивать крупную моторику. У нас логопеды берут на индивидуальные занятия с 2,5 лет при условии, что ребенок может заниматься 40 минут. Но чаще всего это групповые занятия, где учатся правильно произносить звуки, делают незатейливые поделки, развивают пассивный словарный запас, и делают массаж языка. 22.02.2015 14:08:27, Orinam
Спасибо за ответ.
Я бы хотела показать, чтобы именно массаж поделали, как-то язычок поразвивать что ли. Но 40 минут спокойно заниматься это, конечно, еще долго очень для сына.
22.02.2015 15:53:36, Рипли
Вроде, норма по возрасту...Разве что фраз нет. Сводите на консультацию просто.
Жанне 1,10, фразы есть, а слова типа ваших.
22.02.2015 13:55:19, Джулия Р
Ну Жаннка вообще девчонка развивается хорошо.))
Невролог говорила, что в 2г3мес может назначить медикаменты. Мы пока не ходили. Пойдем к ней в 2,5 года.
22.02.2015 15:55:27, Рипли
Я вообще ЗА медикаменты. Но у нас невролог, проверенный на старшем, я ей доверяю. Если назначит Жанке - буду давать. Но пока она только мне успокоительное выписывала)))
Можно сводить к паре врачей и уже тогда решать.
Про фонематический слух мне сказано было в 5 лет сына, дадены упражнения, которые бы его развивали. Но каких-то особых проблем у нас с ним не было....
Короче, надо к неврологу+логопед (а лучше дефектолог) и послушать, что они скажут. Но, мне кажется, что скажут - успокойтесь мамо! ))
На "1-3" девочки могут посоветовать, недавно тема была. Вы же москвичи?
22.02.2015 20:56:26, Джулия Р
Да, мы подмосквичи.))
А дефектолог чем по сути занимается? Я думала, что он больше развитием мышления занимается.
23.02.2015 11:58:55, Рипли
В России на отделении дефектологии готовят:
1. олигофренопедагогов
2. логопедов
3. сурдопедагогов
4. тифлопедагогов.
таким образом, все они являются дефектологами, но каждый имеет свою специализацию.
23.02.2015 13:57:46, Буревестник
Спасибо, поняла. Буду знать. 24.02.2015 01:37:12, Рипли
"Чистый" дефектолог речью как таковой не занимается. Но поскольку основной способ общения это именно речь и ее развитие всегда отстает у "проблемных" детей, то получается, что он берет на себя и функции логопеда, занимаясь расширением словарного запаса, правильным построеним фраз, делением по категориям и т.д. Логопеды бывают и не дефектологами. Те, к примеру, кто работает со взрослыми над восстановлением речи- после инсультов, черепно-мозговых травм и т.п. У нас логопеды - это специалисты по вербальному общению. У них у всех своя специализация - есть постановка звуков у обычных детей, есть работа с глухими и слабослышащими, есть те, чей контингент - дети с различной степенью УО или дети-аутисты. У каждой группы своя специфика и упор делают именно на нее. 23.02.2015 12:41:36, Lena Eselson
Всё теперь ясно стало. Разложили по полочкам. 24.02.2015 01:38:33, Рипли

Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!