А также к психологам, педагогам и мамам школьников. Проблема – второклассник не может решать задачи по математике. При этом с вычислениями как таковыми все более-менее в порядке. Но не понимает условия, вернее не понимает связи между условиями задачи и требуемым математическим выражением. С русским и пониманием текста опять-таки все более-менее.
Ну, например, в задаче сказано, что две книги стоят 32 руб, одна из них 12 руб. Надо определить стоимость второй книги и составить две обратные задачи. Пишет краткое условие в тетради – было 32 книги, осталось 12, вопрос – сколько забрали?.. Видимо по аналогии с тем, что решали в классе. И не понимает, чего я от него хочу, несмотря на перечитывание задачи. С обратными задачами совсем туго.
В чем может быть причина и как с этим справляться?
Конференция "Усыновление""Усыновление"
Раздел: Психолого-педагогические аспекты
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Подключать образное мышление. 28.12.2012 18:01:05, елена волк

Я подозреваю, что дело в учебниках, а не в ребенке.
28.12.2012 05:13:00, Marisha
Попробуйте "на зуб" условие, потому что причина в непонимании текста. В самом начале просто положите перед ребенком две книги и реальные 32 рубля. Читая условие, ребенок выкладывает нужные предметы. Предупредите, что все необходимое Вы уже дали (а то потребует еще 12 рублей). После проговаривания и выкладывания условия закройте бумажкой то место, которое надо найти. Прочитайте вопрос, обсосите его разными словами. Потом сгребите все в кучу и попросите повторить условие и вопрос. И только после этого решайте "руками". Для обратной задачи закройте бумажкой другой объект и сформулируйте новое условие и новый вопрос. Постепенно переходите от реальных объектов к нарисованным. После прочтения условия спросите о чем говорится в задаче, уж не о яблоках ли? Пусть найдет в тексте и покажет пальцем. И так все слова условия и вопроса. Для написания ответа скажите, что все нужные слова уже стоят в вопросе, их только надо немного переставить (может помочь перекладывание бумажек с написанными словами - я так учу задавать вопросы в английском). Кстати, откажитесь от кратких ответов - они сбивают с толку. Пусть пишет полные ответы после выкладывания слов вопроса в нужном порядке. Еще хорошо обговаривать "наименование" всех числовых данных. Особенно при работе с вопросом - какое слово будет в ответе "ключевым" (это как переход от полного ответа к краткому). Если должно быть "рубли", то первое число не может относиться к "книгам"! Это уже дальний прицел к умножению - нельзя ящики умножать на кг, если в ответе должны получиться кг. Извините за "трактат", но иногда гораздо быстрее сделать, чем понятно и подробно описать...
27.12.2012 21:55:58, муха-горюха
Спасибо огромное! Обязательно попробую с сыном в таком режиме позаниматься!
27.12.2012 22:28:31, АннаО
А если задача с вагонами будет? :)
27.12.2012 22:32:06, Pobedaaa

вот за что очень нежно люблю Петерсон: к каждой задаче обязательно очень подробная схема (с понятием ЦЕЛОГО и ЧАСТИ, а не абстрактных суммы и слагаемых), после которой задачу решать одно удовольствие. попробуйте (возьмите учебник за 1 класс, по-моему 3 часть). мы бились 4 месяца, сейчас значительно легче, хотя логика определенная должна быть, да. у нас нету, поэтому буксуем, но прогресс есть)))
27.12.2012 21:23:32, мегля
у моего причина была как раз в непонимании текста. как только стал читать и понимать - задачи стали решаться. с примерами, выраженными только числами, особых проблем не было.
27.12.2012 20:41:08, Tulsa
Он хорошо понимает литературные тексты. Отслеживает сюжет, пересказывает. Возможно, в математических задачах тексты совсем другие, требуют иного уровня абстрагирования, что ли... И я думала, что дело в недостаточно сформированном абстрактно-логическом мышлении. Потому что с пониманием правил по русскому языку тоже есть трудности.
27.12.2012 20:49:02, АннаО




Может быть поможет подход - визуализировать задачу? Разрезается кусок бумажки на игрушечные денежки, брать две книжки с полки, рисовать ценник и уже проигрывать само условие задачи.
Если в задачке что-то куда-то едет, то брать машинки и катать по полу.
Если нужно что-то поделить, то можно из пластелина слепить наглядное пособие, которое можно делить на кусочки. 27.12.2012 18:55:33, Svetikkk
как вариант можно иногда, спасибо! но обычно уроки еще делаем в условиях дефицита времени...
27.12.2012 18:58:43, АннаО
Если в задачке что-то куда-то едет, то брать машинки и катать по полу.
Если нужно что-то поделить, то можно из пластелина слепить наглядное пособие, которое можно делить на кусочки. 27.12.2012 18:55:33, Svetikkk


ПС Иногда занимаемся по книжке , особенно если герои ее любимые. Правда не все правильно в этой книжке. Зато картинки отличные. 27.12.2012 18:45:58, lenalar

А с прочим - на практике он считает хорошо, вполне ориентируется в деньгах. И задачки всякие "на ходу" с удовольствием решал. Может, проблема еще в том, что школу он сильно не любит, и самооценка ниже плинтуса... 27.12.2012 18:56:04, АннаО
Ребенок плохо понимает смысл прочитанного. У нас аналогичная ситуация была во втором классе. Я всегда заставляю записывать краткое условие задачи, затем на рисунках разбираем решение. Потом она пробует решить сама. Если не получается (а почти всегда не получалось, потому что отгадывала, а не думала),
помогаю решить первую задачу, потом даю парочку аналогичных. Аналогичные она решает и радуется, что хоть что-то может сама. На следующий день снова даю аналогичную задачу. Она к следующему дню все забывает, снова объясняю на пальцах и рисунках, еще даю аналогичные задачи с простейшими вычислениями в пределах десятка (моя еще и считала плохо) до тех пор, пока в у нее в голове не уложится определенный тип задач. Потом другой тип задач по той же схеме. И так нудно каждый день. Поначалу думала - застрелюсь. Но ничего, выжили - в третьем классе вдруг резко стало лучше, сейчас условия понимает и задачи решает осмысленно, практически без ошибок.
И одновременно надо проверять, когда читает просто художественную литературу, понимает ли ребенок смысл прочитанного. Свою ловила на механическом чтении неоднократно, поэтому всегда задаю вопросы по прочитанному тексту и иногда прошу пересказать. 27.12.2012 18:25:54, atusik31
Почему только у наших? Я специально интересуюсь у учителя, какие проблемы есть у деток. Учитель говорит, что вот это непонимание текста у большинства, программа такая (это про наш класс конкретно).
А вообще, есть международные исследования PISA, там наша Россия где-то в середине в части понимания прочитанного текста, это реальная проблема современных школьников. 28.12.2012 05:10:00, Marisha
Спасибо! Да, видимо плохо понимает. Но именно задачи, потому что литературные тексты читает не механически, хорошо пересказывает. Попробуем тоже "застрельный" путь :( Я что-то подобное делала, но не систематически
27.12.2012 18:46:30, АннаО
Да я не то чтобы расстраиваюсь - ребенок сам психует из-за каждой ошибки. При этом уроки делает только моей силой воли, абы как, лишь бы отвязались, и с истериками. И единственный способ до сих пор был с ним эффективно заниматься - это в игровой форме, с играми и плясками с моей стороны. Но это не реально по времени делать каждый день, учитывая объем задаваемого. А к систематическому труду, как ваши умеют, я его приучить не смогла :(
27.12.2012 19:10:01, АннаО
Ирина, у меня тоже двое школьников... и у старшего основные проблемы с поведением, с дикой школьной тревожностью, с низкой самооценкой, и с изначальной ненавистью к школе. И учеба, как таковая, для меня была пока вторична
27.12.2012 19:29:54, АннаО
Да, она так завидовала брату, что он ходит в школу :) Что пришлось ее отдать еще до 7 лет
А с поведением старшего... Подбираем таблетки - все более менее, как перестают действовать - начинается труба. Например, вытащил ремень, размахивал, попал другому мальчику в лицо. Учитель ремень отбирает, а он в голос на нее орет и ногами топает - мой ремень, не отдам! Такой вот взрывной инфантилизм 27.12.2012 19:53:45, АннаО
Спасибо за пожелание! Но в целом более-менее терпимо полугодие прошло. Прогресс в сравнении с первым классом хороший. Подобные эксцессы были единичные, и пока без серьезных конфликтов с школьной администрацией
27.12.2012 20:43:34, АннаО
помогаю решить первую задачу, потом даю парочку аналогичных. Аналогичные она решает и радуется, что хоть что-то может сама. На следующий день снова даю аналогичную задачу. Она к следующему дню все забывает, снова объясняю на пальцах и рисунках, еще даю аналогичные задачи с простейшими вычислениями в пределах десятка (моя еще и считала плохо) до тех пор, пока в у нее в голове не уложится определенный тип задач. Потом другой тип задач по той же схеме. И так нудно каждый день. Поначалу думала - застрелюсь. Но ничего, выжили - в третьем классе вдруг резко стало лучше, сейчас условия понимает и задачи решает осмысленно, практически без ошибок.
И одновременно надо проверять, когда читает просто художественную литературу, понимает ли ребенок смысл прочитанного. Свою ловила на механическом чтении неоднократно, поэтому всегда задаю вопросы по прочитанному тексту и иногда прошу пересказать. 27.12.2012 18:25:54, atusik31

А вообще, есть международные исследования PISA, там наша Россия где-то в середине в части понимания прочитанного текста, это реальная проблема современных школьников. 28.12.2012 05:10:00, Marisha

Аня, я сначала привожу пример на элементарнейшем: было 2 конфеты, я сколько то отдала тебе, у меня осталась 1 конфета. Сколько тебе отдала? Обычно доходит.
Моим мало того, что в классе проходят, я по выходным заставляю решать проверочные, контрольные, Узорова. Сегодня решали на перевод мм в см, дм в см, сравнивали, вот чтоб от зубов отскакивало, такого нет, хотя прошли давно. Ну не автоматизируются навыки так сразу, им надо по сто раз одно и тоже показать. Я считаю, что это отголоски ЗПР.
Вы не расстраивайтесь особо, есть дети у нас в классе, которые уже имеют репетиторов, совсем не понимают ничего. Кровные. И двойки в четверти есть у детей, тоже 2 класс. 27.12.2012 18:57:44, Солнечная .
Моим мало того, что в классе проходят, я по выходным заставляю решать проверочные, контрольные, Узорова. Сегодня решали на перевод мм в см, дм в см, сравнивали, вот чтоб от зубов отскакивало, такого нет, хотя прошли давно. Ну не автоматизируются навыки так сразу, им надо по сто раз одно и тоже показать. Я считаю, что это отголоски ЗПР.
Вы не расстраивайтесь особо, есть дети у нас в классе, которые уже имеют репетиторов, совсем не понимают ничего. Кровные. И двойки в четверти есть у детей, тоже 2 класс. 27.12.2012 18:57:44, Солнечная .

Это нереально в игровой форме, у меня две)))) Я тогда "играть " пойду в психушку))
Аня, у меня Катя такая же честолюбивая, переживает, а чего то не хватает, чтоб отличницей быть. Я ей внушаю с сентября, что три тоже оценка неплохая, когда 2 бывает, утешаю, что всяко бывает, что вы только еще учитесь.
Я почему то думаю, что когда то количество вложенного перейдет в качество, и они вырвутся таки на тот уровень, на который претендуют.
У нас еще паталогическая безграмотность, у Кати строго 5 ошибок в диктанте, это 2((( 27.12.2012 19:16:43, Солнечная .
Аня, у меня Катя такая же честолюбивая, переживает, а чего то не хватает, чтоб отличницей быть. Я ей внушаю с сентября, что три тоже оценка неплохая, когда 2 бывает, утешаю, что всяко бывает, что вы только еще учитесь.
Я почему то думаю, что когда то количество вложенного перейдет в качество, и они вырвутся таки на тот уровень, на который претендуют.
У нас еще паталогическая безграмотность, у Кати строго 5 ошибок в диктанте, это 2((( 27.12.2012 19:16:43, Солнечная .

Аня, неужто и маленькая в школу пошла???
За поведение не гонят из школы? Я помню, какие у Вас громадные проблемы были. 27.12.2012 19:36:08, Солнечная .
За поведение не гонят из школы? Я помню, какие у Вас громадные проблемы были. 27.12.2012 19:36:08, Солнечная .

А с поведением старшего... Подбираем таблетки - все более менее, как перестают действовать - начинается труба. Например, вытащил ремень, размахивал, попал другому мальчику в лицо. Учитель ремень отбирает, а он в голос на нее орет и ногами топает - мой ремень, не отдам! Такой вот взрывной инфантилизм 27.12.2012 19:53:45, АннаО
Сил Вам. У нас один мальчик учительницу дурой и дебилкой назвал, вот тоже что родителям делать?
27.12.2012 19:57:38, Солнечная .

Перейдет. 5 ошибок в начальной школе это очень хорошая грамотность.Ну это если сам диктант конечно не из 3-х слов состоит. Наши диктанты учитель переставала проверять после первых 20-ти ошибок.И ничего так,все живы.
27.12.2012 19:21:59, Ямамба
Нет, это в настоящем диктанте. Я тоже думаю, что с Катей есть надежда. А с Таней )))) Ей один раз учительница подсказывала глухие/звонкие, она на 5 написала. Если не подсказывать, то 20 и будет: пыстро (быстро), ребата(ребята), воропей, тетрать и так далее. Я даже биться не собираюсь за это, все дефектологи зубы сломали.
27.12.2012 19:26:24, Солнечная .

Понимание условий задачи - это целый этап.
Мы его в прошлом году прошли.
Прорешали большое количество задач из сбороника Узорова Нефедова 2500 задач 1-4 класс. Там они разбиты по типам, и в каждом разделе много-много однообразных задач, хочешь не хочешь, разберешься.
Когда я видела, что Мишка не понимает, я максимально упрошала задачу, до примитива, до количества 1 штуки и стоимости 1 рубля.
Когда видела, что в принципе он такое уже понимает, но вот конкретно эту понять, читая условие, не может, просила пересказать условие, а если и с этим были сложности, заставляла учить условие наизусть. Вот буквально - не понимаешь задачу, расскажи ее. Таким образом удавалось вычислить, какое именно слово или сочетание не уложилось в голове, и объяснить его.
В Вашем примере, как мне кажется, Леня не увидел, что речь идет не о количестве книг, а о их стоимости. ТО есть он не не понял, а не прочитал, не вдумался. Может, я ошибаюсь, конечно, я не дефектолог, но мы этим мучались в прошлом году, и результат потряс даже меня - к маю первого класса мы закончили решать задачи по второй класс включительно. Дальше там началась таблица умножения, которую пока рано, и нам пришлось переключиться на другую книгу :-) 27.12.2012 18:21:19, Eugenie

Попробую найти этот сборник и позаниматься по описанной методе. А с условиями - да, я уже поняла, что целый этап... Причем сперва я поняла, что ребенок даже не понимает, что такое условие задачи, и где оно, и что такое вопрос. Поэтому не в состоянии написать правильный ответ, даже если решил верно. Но с этим немного разобрались 27.12.2012 18:40:35, АннаО
Кстати да - я тоже прошу пересказать на память условие задачи. Это помогает выяснить, что ребенку не понятно и акцентировать на этом его внимание.
27.12.2012 18:29:38, atusik31



А выражается это как раз в отсутствии стремления в преодолении трудностей, сложности быть хорошим и совершать хор.поступки, созидание так сказать отсутствует или минимально.
И скрытое желание самоуничтожения (которое выражается в поджогах, в повышенной агрессивности и энергии разрушения - сломать, уничтожить, растоптать.. Анализируя форум частенько пишут об этом моменте разрушения).
К слову домашние дети прошедшие пренотально те матрицы грофа, но не попавшие в дд по сути не сильно отличаются, разница в масштабах - они немного слабее т.к. находится значимый взрослый который сит-ю вытягивает, бабушка,тетя или еще кто из родственников..
Вот такие умозаключения однако. Все это грустно конечно, и обидно что мы не боги, любовь она конечно лечит, но не вылечивает..
Тут уже уровень психоанализа должен быть и глубочайшей психотерапии что бы вернуться в тот период и сделать перезапись.. 27.12.2012 19:59:03, зачарованная
Не выдумывайте про матрицы грофа)))) Мои стараются изо всех сил, хотя и не могут по причинам известным. Наооборот, я считаю, у наших детей потрясающая воля к жизни, непоколебимая, не смотря ни на что.
27.12.2012 20:03:23, Солнечная .

Читайте также
Опасные обитатели дачного участка: растения, требующие осторожности
Эти растения красиво цветут, возможно, у них яркие ягоды, но вдыхать аромат, а также пробовать их плоды может быть смертельно опасно.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.