Раздел: Воспитание

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Про рамки, наказание и др. для подростков

Извините, если "не в кассу" (про кровного), мне кажется, что это м.б. полезным.

Подросток кровный (собс., мой младший сын), но т.к. чувств особо близких нет, то пришлось строить отношения и границы "из головы".

Фактически начала с этим работать примерно с 9-10 лет, когда эээ... стала заниматься хоть немного ребенком "как мать", а не как "развлекающая старшая сестра". Итак, последовательность действий:

1. Налаживание контакта. Для этого находим "общее дело". В нашем случае - компьютерные игры :-(, ничего другое ему в это время не было всерьез интересно. Накупила журналов по комп. играм, погрузилась в тему. Стала задавать вопросы - ему, он с радостью отвечал. Даже попробовала что-то "проходить". Потом фотографировала его Лего-модели..., обсуждали, с какого ракурса они лучше выглядят... В общем, отношения какие-то появились.

2. Потом ищу способы "кнута и пряника", то есть те способы давления и мотивации, которые актуальны для этого ребенка.. В этом смысле рекомендую книгу "пять путей к сердцу ребенка", пересказывать ее нет смысла, а в инете она есть (flibusta.net). Я поняла, что для него на первом месте способ "подарки", на втором "помощь". Сначала просто поддерживала "хорошее поведение" этими способами, то есть хорошее поведение вознаграждалось шоппингом с покупкой ему подарков (максимальная сумма оговаривалась ДО похода в магазин) и помощью (если она была ему нужна). При "плохом" поведении (например, задержался, не отзвонился и др.) объясняла (спокойно!), что я нервничала (даже если это неправда) и бабушка нервничала (что правда), а она старенькая, ей очень вредно нервничать. После этого обсуждалли, что можно сделать, если ТЕЛЕФОН разрядился (например, попросить у прохожего). После чего уходила в нашу спальную "огорчаться" (реально книжку читать с чувством "выполненного долга") ну и запланированные на ближайшие выхи развлекалки иногда отменялись (это уж зависело от тяжести "проступка").

На этом этапе добилась 2-х вещей: ребенок приходил вовремя, отзванивал, когда задерживается и не врал (вранье я наказывала наиболее строго :-( )

При этом серьезных недостатков оставался вагон: единственное, что ребя интересовало, оставались комп. игры, он настаивал на том, чтобы поздно ложиться (что сказывалось уже на успеваемости :-(), навыки самообслуживания на нуле (привык, чтобы ему подавали-убирали :-( , свекровь этим занимается всегда с энтузиазмом) . Это состояние к 12 годам. Учился почти на все пятерки (2-3 четверки в четверти), но делал все одной левой (обычная школа). Все мои попытки записать хоть в какой-то кружок посылались лесом :-(

3. Далее я стала думать, что дальше делать. То, что мои возможности влиять на 12-летнего ограничены, я понимала. Поэтому решила, что мне КРИТИЧЕСКИ важно. Получился вот такой список (примерно в порядке убывания):
3.1 Чтобы не курил (свекровь и муж курят :-(, я считаю, что это отсроченное самоубийство :-( )
3.2 Аналогично - не пил бухло по подъездам с дружками (дома постепенно приучали к хорошему алкоголю на праздники, с тостами, правильной закуской и.т.д)
3.3 Чтобы вовремя ложился спать
3.4. Чтобы учился примерно на максимуме своих мозгов (при нежелании).
На все остальное (движение, навыки самообслуживания и др.) я решила забить. При этом не считаю, что мой список верен. Это просто тот, который составила я...
4. Дальше выбрала основной "режим управления" - деньги. Сказала: "Смотри, ты уже большой парень. Тебе положены карманные деньги, которые ты будешь тратить полностью по своему усмотрению. Озвучила сумму, которая была выше всех одноклассников (при том, что в классе были ОЧЕНЬ состоятельные семьи) Но! Если будет хоть одна сигарета или хоть бутылка пива вне дома , я узнаю (он к этому моменту уже убедился, что мама многое узнает - у нас была "сеть" из родителей одноклассников, и любая инфа легко проверялась) и карманные кончатся. Потому что не хочу финансировать сигареты или алкоголь.

Насчет времени отхода ко сну сказала, что это нужно МНЕ, потому что в 22 я хочу спать, а оставлять одного за компом не буду (в ответ на заяву "я сам лягу"), поскольку он не высыпается, и мне влетает от учителей за то, что он засыпает на уроках.

Итак, пп. 3.1 - 3.3 я добилась. До сих пор (ему 15) ровно в 22.00 выключается комп, соотв. в 22.15-22.30 он идет спать (и я тоже :-))

С п.3.4. пришлось действыовать хитрее, взяла его "на понт", что он не сможет поступить в сильную школу. Причем не напрямую, а как бы ведя разговор со свекровью и мужем на кухне (дети прекрасно слышат то, что говорят о них, особенно если плотно не прикрывать дверь).

Ок. Поступил, конечно. И тогда его уже школа стала заставлять учиться, т.е. пп. 3.1 - 3.4 реализовались. Во всем остальном у него была полная совбода ("не врать" и "отзваниваться" уже были согласованы на автомате, их практически не приходилось поддерживать). Все остальное - да пожалуйста. Хочешь пропустить сегодня школу - ок, я напишу записку, догоняй сам потом материал :-) Хочешь поехать к однокласснице на ДР на дачу с ночевкой - пожалуйста, после лекции про секс, как надо надевать презерватив и.т.д. (он утверждал, что к нему это не относится, но я его не отпустила, пока он не продемонстрировал мужу, что он понял , как им пользоваться). Не делаешь ничего по дому - ладно, есть помощница по хозяйству в дополнение к свекрови (на вопрос про "что будешь делать, когда вырастешь?" он отвечает "найму домработницу"). Тратишь карманные на всякую ерунду, которая ломается через 2 дня - ок, это твои деньги, учись ими распоряжаться...

Результат - важные для меня вещи выполняются, на остальное плюю, отношения прохладные , но не конфликтные. Сейчас, увы, началась проблема с учебой, но, думаю, мы ее решим.

Смысл подхода - абсолютное спокойствие и последовательность, как при дрессировке собаки - только свободы ребенку (тем более подростку) нужно гораздо больше. Мне кажется, это может быть актуально в тех случаях, когда любви к подрощенному ребенку нет (то, что писала Офигения)
04.12.2012 22:27:01,

11 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Очень правильный подход. Вы-молодец! 05.12.2012 13:48:43, otrif
Спасибо!
Мне правда сейчас очень нужна поддержка :-)!
05.12.2012 18:10:15, био
Mirashka
Как-то вас слишком много стало... 05.12.2012 09:09:55, Mirashka
Так психолог же в отпуске. Или отъезде. не помню точно.
А вот мне интересно стало, "постоепенно приучать к алкоголю" начали прям с 9-10 лет? Я то мысленно родителей своего среднего за это матом крыла...
06.12.2012 08:21:34, яся 76
Ага, послезавтра психолог должна вернуться и я перестану докучать конфе -)

Теперь про приучение к алкоголю:
В семье мужа первый бокал шампанского ребенку наливали на НГ лет в 7 - ну традиция такая :-)
При этом я знала об этой славной традиции еще до рождения сына - ну в рамках всяких рассказов - как праздновали в семье то и это...
На мои возражения, что "это плохо", мне приводили в пример, что у них в семье никто не спился, а вот у знакомых Ивановых-Сидоровых дома алкоголь детям не давали (а праздновать-то все равно праздновали) , в результате парни учились пить в школьно-дворовых компаниях - и спились в результате...

В ответ на мои робкие возражения, что это, дескать вредно, для детского организма, мне объясняли, что если дозы небольшие, напитки качественные и закуска хорошая, то не вредно, а полезно, и типа в Грузии мальчикам молодое вино дают с 7-8 лет...

В результате этих разговоров я решила, что мое неприятие алкоголя детям это пережитки еврейского воспитания и в России свои национальные традиции. Единственное, стараюсь сейчас на праздниках объяснять мужу, что все же сыну не надо наливать столько, сколько взрослым...на что муж отвечает, что сын уже выше его, так что нормально...
Дурдом, в общем :-(

Но т.к. это 5-6 раз в год, в остальное время алкоголь никто дома не пьет, то я уже забила...обратно уже этот фарш не провернешь...
Но при этом, надо заметить, практически все его одноклассники (мальчики!) уже пьют пиво "в своей компании" - а потом жуют жвачку, чтобы родители не догадались. Для моего сына это (по крайне мере, пока) другой глобус - и вообще он не понимает, как можно пить из бутылки, а не рюмки, причем, конечно, для каждого вида напитка должна быть своя рюмка...в общем, снобизм на марше...
06.12.2012 09:39:56, био
ему 15 и он уже пьёт алкоголь ???? ну-ну 05.12.2012 08:54:23, гюрзазаза
Да, конечно, а в 15 лет мальчики почти все пробуют, спуститесь в реальность.
Но ему противно и смешно со сверстников, которые пробуют пиво по подъездам :-)

И потом, я вижу, что для многих видов деятельности (предусматривающих переговоры, например), мужчина просто должен УМЕТЬ ПИТЬ - правильно, красиво, без опьянения.
А с учетом того, что сын контактный, общительный, то высока вероятность, что он выберет себе работу как раз в такой области.
И, есс-но, учить сейчас - в институте на коллективных возлияниях учатся совсем другому способу употребления :-(

И, потом, это же несколько раз в год (Новый год, дни рождения, 8 марта). В остальное время алкоголь дома не употребляется.
05.12.2012 15:28:37, био
Порадовал пост, есть над чем подумать.)))) 05.12.2012 07:01:52, НЭТ77
спасибо за подробный ответ 04.12.2012 22:53:25, newFosterMama
скажите, а что значит, что до 12 лет, вы вели себя не как мама, старшая сестра. Это в чем выражалось? И как предотвратить такую ошибку в воспитании? 04.12.2012 23:11:43, newFosterMama
Выражалось в том, что я не вникала в жизнь ребенка, старалась с ним взаимодействовать так, чтобы как можно меньше "напрягаться". Фактически я ребенка скинула на свекровь, а сама делала только то, что необходимо, чтобы "выглядело прилично" и "свекровь не обижалась". Фактически, я "была обозначена в жизни сына, но меня там не было". Конкретнее:

1. Всяко показывала, что работа у меня на первом месте. Ни дня не пропустила по его больничному (хотя была и температура 40, и бронхиты, и прочие неприятные болячки). При этом была трудоголиком, и если на работе был аврал (что нередко), то из-за болезни даже не приходила раньше :-( . Много ездила по командировкам (надо сказать, с удовольствием - там я вечером была одна в гостиничном номере, тишина и покой!)
Года в 4, когда пошел в сад (для социализации и обучения), сын спрашивал у меня, почему у многих мамы не работают или работают мало ("забирают детей из сада"), а я вот нет. Я сказала про деньги. Он сказал, что можно и поменьше работать и поменьше денег, у нас же их много! Тогда я объяснила, как я люблю свою работу, она доставляет мне радость, и когда ты вырастешь, ты поймешь...

При этом я считала, что все в целом ОК, что свекровь + няня-домработница - это достаточно, чтобы решить все проблемы, связанные с ребенком, без моего участия.

2. Не учила его от слова "совсем". То есть все делала свекровь: приучала к горшку, читала книжки, писала с ним палочки (для подготовки к письму), возила на курсы по подготовке к школе (и, соответственно, разговаривала после курсов о том, "как оно"), прививала навыки вежливости и.т.д.

3. Не готова была вникать в его проблемы. Удовольствовалась отчетами свекрови, которые говорили, что "все в целом хорошо, а проблемы решаются".

4. Не настаивала на своих требованиях, потому что это было трудоемко :-(. Например, почти сразу бросила закаливание. Или не настаивала на кружках, в которые я его в первом классе отдала , а во 2-3 он их все забросил и не хотел никуда ходить, кроме школы :-(

5. Проводила отпуск всегда без ребенка (с мужем или за границей с родителями), оправдывая это тем, что на работе я устаю как ненормальная, а отдых с ребенком для меня не отдых...

6. Главное - "отделывалась" дорогими подарками и качелями-каруселями в выходные вместо внимания, которое было ребенку реально нужно.

Некоторые важные детали в комментах вот в этой длиннющей теме [ссылка-1], если Вам не лень читать...

Я ответила на Ваш вопрос?
05.12.2012 08:43:34, био


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!