Раздел: Психолого-педагогические аспекты

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Безумный Капитан

Пара не дающих покоя вопросов...

Час Х всё ближе:) А меня вот что напрягает - у нас с Виталькой нет речевого контакта! Бедность речевого общения. Я не помню, что он мне говорил. Не могу вспомнить его фразы, мысли, диалоги. Только отдельные слова. Не то, что нам не о чем говорить - просто из-за этого я и понятия не имею, что ему нравится, что интересно, что нет, как он усваивает полученную (в т. ч. от меня) информацию и т. д.
Эмоциональный, душевный контакт есть, речевой - нет. Я парюсь по этому поводу:( Что делать? Как кстановить этот пресловутый речевой контакт, учитывая его ужасную речь?

И второе - я только в последний приезд обратил внимание... Мы ни разу не встретились взглядами. Я не смог посмотреть ему в глаза. Не потому что он отводит взглял - он просто всё время смотрит куда-то в сторону, не чувсвует, что ему в глаза смотрит кто-то другой. Зрительного контакта тоже нет. Так же парюсь, тот же вопрос что делать и как установить...
13.02.2005 13:07:09,

35 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Shuramura
Саша, не обольщайтесь насчет эмоционального контакта. Если он не смотрит в глаза, не читает выражение вашего лица - значит, контакта нет, да и рановато еще, не мог он образоваться за такое короткое время.
Насчет занятий и общения. Писать связно ребенку в таком возрасте еще тяжело, тем более, у него задержка. Связное письмо формируется годам к 11-12. Так что не надо требовать невозможного. Предлагаю ориентироваться на невербальное общение - рисунки, ролевые игры, жесты, мимику. Не ожидайте, что он вам расскажет про жизнь, у него и лексики-то для этого еще нет. Лексику вы ему сформируете постепенно, в процессе занятий и совместного чтения книг - вслух, с рассматриванием и обсуждением картинок. Учитывайте, что заниматься надо на уровне 4-5 лет, потому что у него пропущены целые ступеньки в когнитивном развитии. Например, пока ребенок не уяснит, что целое состоит из частей, он будет не в состоянии решать задачи, требующие анализа - ни математические, ни любые другие. Eсли у него нет даже элементарных игрушек, которые развивают эти способности, типа конструктора и кубиков, то как ему, бедняге, научиться? Имейте ввиду, что если даже он кивает и вроде бы понимает, это не является гарантией, что он вообще знает, о чем идет речь. Скорее всего, он просто имитирует понимание, поскольку так легче.
Кстати, игру в гляделки кто-то другой предлагал, не я. У меня на этот счет есть другая идея. Сначала рассказать ему, что такое портрет. Сказать, что можно портрет делать фотоаппаратом, а в старину люди портреты рисовали. Показать ему несколько иллюстраций с портретами, так сказать, усыпить бдительность, а потом предложить поиграть, нарисовать портреты друг друга. Для этого заранее сделать две заготовки человеческого лица (можно сделать все в том же фотошопе увеличенные контуры ваших лиц) и приготовить цветные карандаши. Это и будет поводом посмотреть в глаза. Скажите ему что-нибудь хорошее про его лицо, и дайте ручное зеркало - в детдоме обычно недостаток зеркал, помню, Денис первое время от зеркала отклеится не мог. И при этом каждое действие сопровождайте словами, чем больше и проще, тем лучше. Комментировать надо громко и отчетливо, как говорят с маленькими. Например, скажите, что у него глаза голубые, дайте ему в этом убедиться в зеркале, и потом закрасьте глаза на его портрете голубым. А потом попросите его назвать цвет ваших глаз, и пусть тоже закрасит. Занятия должны быть короткими, не больше 20 минут, и плавно перетекать из одного в другое, чтобы он все время был при деле. Если дома есть компьютер с игрушками, то можно ему дать поиграть в качестве поощрения, но недолго, и что-нибудь развивающее, где надо соображать, классифицировать, искать решение. Таких игр на англоязычных сайтах полно, наверняка есть и русские. Где-то в промежутке, между делом, предложите ему послушать самого себя. Почему я предлагаю слушать в наушниках - чтобы исключить посторонние звуки. Бывает нарушена дискриминация частот, и человек не различает частоту своего голоса. Кормежка должна быть простая и привычная, чтобы не омрачить визит несварением желудка. Молока не давайте, лучше йогурт или кефир. И заранее запаситесь чем-нибудь жаропонижающим и еще чем-то вроде мезима, кларитина и фарингосепта, на случай разных внезапных болячек и общей квелости своего подопечного. Дозировку спросите в аптеке и запишите на всякий случай. А то я Денису развлечения всякие планировала, а его, бедолагу, укачало в машине и рвало всю дорогу (оказался хронический лямблиоз). И со своей стороны - если не хотите подцепить какую-нибудь детдомовскую диковинку, дезинфицируйте туалет, не кладите его в свою постель, а то потом сами не будете знать, от чего лечиться. Душевным теплом можно делиться без совместного лежания в постели и питья из одного стакана.
14.02.2005 20:01:11, Shuramura
Безумный Капитан
Спасибо! Инфа ценная! Особенно насчёт "подцепить в одной постели" :)))Там не подцепил, ну да ладно, я и не собираюсь к себе его класть - кровать двухэтажная ждёт, пока я её привезу:)
Но теперь вылезает проблема другая - я не умею ничего, чем можно заниматься с детьми 4-5-6 лет! С рисованием, такими вот портретами и т. д. я ничего не знаю! С 7-8 летними детьми я ещё что-то соображу, но дошкольный уровень развития - вне моего понимания! Как? Что???? А то напридумывал-то я много всего, но вдруг это всё реально не покатит? Машинки, конструкторы - всё это у меня есть и достаточных количествах, не современное, 10-15 летней давности (я ж собиратель подобного, а более старое дать не рискну) но всё вролне пригодное для использования по прямому назначению:) Это игрушки, на которых я сам вырос.
Но не будет ли ему даже это слишком сложно?
Подскажите чего-нибудь конкретного, что с ним делать! Чтобы он не изображал понимание, а понимал!
В л/деле написано - любит раскрашивать. Не вопрос - на авто.ру есть раскраски автомобилей. На сайте алапаевского детского дома есть флэш-игры - интерактивные раскраски, виртуальные паззлы и т. д.
Самое оно по-моему. Ибо за компом он не сидел НИ РАЗУ, даже не представляет что это такое.
Математика? Числовые домики?
Но что с играми???? Я просто не втыкаю! Судя по тому, что вы пишете - львиная доля моей программы коту под хвост!
А времени четыре дня до его приезда осталось!
14.02.2005 22:03:29, Безумный Капитан
Ольга Оводова
Моему Сашке 4, он любит паззлы, особенно если вместе собирать, вырезать, малевать красками, играть в шашки и немного в шахматы, слушать Денискины рассказы, совсем недавно, а до этого сказки, прятаться в домике-палатке и строить домики из всего подряд, лего, особенно человечков, катать машинки, строить стоянки и гаражи, лепить из пластилина и еще много всего.
Раскраски прикольно печатать с www.raskraska.ru и красить на бумаге.
14.02.2005 22:29:15, Ольга Оводова
Безумный Капитан
И ещё беда - файл и инфой по Витальке слетел:( Эти грёбаные виндозовские автосохранения - ну, и автосохранил он мне... Блин. Все данные, все инструкции, все занятия - всё слетело... А времени всего ничяего осталось... Ладно там были мне психологические установки - это уже всё осмыслено, но там была и нфа по занятиям...
Чёрт, всё сначала. Не так уж и много я по памяти восстановил...
14.02.2005 22:15:52, Безумный Капитан
Не париться.Разговаривайте с ним,постарайтесь не очень сложно,да и то-не обязательно.Моя мелкая,например, вообще не говорит,ну и что,я не парюсь)))-разговариваю с ней и все.Старшая тоже странно на мой взгляд говорила-грубовато-требовалось "обогатить" словарный запас.Ничего не делала-через пару месяцев сам "обогатился",просто переняла от меня слова и выражения.Теперь перенимает ото всюду-телевизор,детсад,дети на площадке. 14.02.2005 11:05:08, Линдаа
Amira
Саша, может, тебе, конечно, мое мнение и неважно будет услышать.
По первому пункту. Он писать ведь умеет? Так вот, со своей гостевой девочкой мы начинали общаться через письма. Она мне писала все-все, то хотела рассказать, но почему-то не могла сначала. Я приезжала в выходной и мне выдавалось письмо, в котором написаны были все ее мысли, которые приходили к ней в течение недели, пока мы не виделись. И так постпенно мы прищли к тому, что все, что она писала, она стала уже "вживую" рассказывать. В итоге сейчас абсолютно нормальные диалоги ;) Но готовься к долгому пути. Не все приходит быстро. И привязанность приходит небыстро. У нас ушло около полугода, чтобы установился нормальный контакт.

По второму пункту, ничего сказать не могу, т.к. не было такой проблемы.
13.02.2005 21:55:45, Amira
Здорово! Я сама, когда не могу что-то в лицо сказать близким, иногда письмами изъясняюсь :) Эх, не будет Любка писать :( Сама - точно не будет. Я ей когда открытку дарила, она подруге отдала прочитать. И мне от нее на Новый Год открытку подруги за нее писали. Такой там у них симбиоз...
Ир, а как ты это предложила, расскажи поподробнее, а? Что, вообще, натолкнуло на такую необходимость?
14.02.2005 13:37:56, Лёка_
Amira
давай по почте, не люблю я здесь писать. 14.02.2005 15:00:49, Amira
Безумный Капитан
Мнение-то интересное, ценное, но, увы, не прокатит пока. Да, он пишет. Но до уровня, чтобы излагать свои мысли - ему пока оч. далеко. Пишет - это прописи, это отдельные слова и простые предложения, не более того. 13.02.2005 23:25:15, Безумный Капитан
Amira
Так все они так пишут ;)
Оксанка тоже писала простыми-простыми словами с кучей ошибок!
Ничего, зато и мысли стала излагать намного яснее и лучше!
14.02.2005 08:09:43, Amira
Безумный Капитан
Попробовать можно... Конечно, не умеет излагать мысли на бумаге - ибо это ему ни разу не предлагали, будучи уверенными, что он олигофрен и конечно куда ему, буквы бы выучил!
Посмотрим, что их этого выйдет :) Предложу простую темку, пусть творит:)

ЗЫ А Оксанке-то сколько лет?
14.02.2005 10:16:59, Безумный Капитан
Amira
Сейчас ей 12 лет. Когда начинали общаться, только-только исполнилось 11 лет. 14.02.2005 10:53:57, Amira
Ольга Оводова
У них почта далеко? Может он сам будет письма писать о своем житье-бытье? Конверт с уже написанным адресом выдать. 14.02.2005 10:37:58, Ольга Оводова
Безумный Капитан
Я сейчас к ним чаще езжу, чем почта идёт:)
А вообще - почтовая переписка для желыбинских детей - это мой большой проект, над осуществлением которого я сейчас работаю!
14.02.2005 13:06:26, Безумный Капитан
Капитан, за несколько лет работы с детьми-сиротами я усвоил некоторые вещи - не надо ждать благодарности, не надо сразу планировать какого-то результата от общения, от подарков и т.д. Это процесс самоотдачи. Идет процесс узнавания друг друга, притирания, сближения. Просто будь собой и не мучай себя данными мыслями. У меня гостят летом девочка и мальчик уже 3-4 года (с 10-12 летнего возраста). Поначалу я также чувствовал только душевный контакт, но не контакт общения. Сейчас все ОК. :-) 13.02.2005 18:52:37, Orphan
Безумный Капитан
Мне бы хоть крупицу твоего опыта... Увы, не могу позволить себе уйти работать в детский дом - кушать и иметь свою крышу над головй тоже хочется...
А мальчик этот не сирота, кстати! Если тебе интересно - могу дать ссылку на всю историю, можно продолжить дискуссию у вас на Алапаевском форуме.
13.02.2005 21:08:12, Безумный Капитан
Я уже читал (полагаю). Ссылка здесь давалась. Эх, а я начал подумывать о другой работе. В д.д работать тяжело. Не из-за детей, не из-за малых денег, сама СИСТЕМА достала :( 13.02.2005 22:09:11, Orphan
Безумный Капитан
А как же дети? Что ты без них делать будешь? Ну, я-то в теме без году неделя, но что такое СИСТЕМА, понял давно. Знаешь, мне давно уже пофиг на систему. У меня есть дети - будь то группа в кружке или Виталькин класс в интернате, и всё, мне достаточно. Я стараюсь, чтобы им было хорошо и интересно со мной (ну и мне с ними тоже). А все эти чиновники и начальники - мне на них просто наплевать. Но пусть только попробуют ущемить интересы моих мальчишек! Но - это всё. Никакие глобальные их указы меня совершенно не интересуют. Я не мыслю глобально, не хочу изменять положение дел в принципе. Я делаю своё маленькое конкретное дело, нужное маленькой конкретной группе ребят. Но разве этого недостаточно для счастья? 13.02.2005 23:24:35, Безумный Капитан
Вот не хотела встрявать в дискуссию,но не могу не сказать. Ребят! Какая система? О чем вы? это же такая мелочь (уже вижу ехидную улыбку, типа девушка в теме не понимает, понимаю все прекрасно, сама там крутилась) НО если вы уже с детьми работаете, то бОльшая половина пути пройдена. Вы такое Дело сделали, ведь каждому, наверняка, нелегко это решение далось. А мужчина в д/д - это же такая редкость и ТАК много значит для ребят. Не уходите! Потом жалеть будете. А то что вы с ними - это уже подвиг, большой и настоящий! 14.02.2005 00:08:37, Злючка
Если хотите, что-бы ребенок чувствовал себя в вашем обществе хорошо, не разговаривайте без конца с ним о нем, не ждите от него ответов себе. Займитесь вдвоем каким-то третьим вопросом. Рассматривайте книжки, животных, обсудите фильм или мультик, или даже еду. Ну, короче, третью тему - не его и не вас, не его чувства к вам и не ваши к нему. Есть ли у него любимая учительница? Боится ли он собак? А нравится ли ему вон та машина, которую видно в окно? и т.д. и т.п. Он забудется, расслабится - вот тогда может и в глаза начнет глядеть. ИМХО. 13.02.2005 17:44:35, _Ирунчик
Безумный Капитан
Да мы так и делаем! Не обсуждал я с ним никакие чувства! О нём с ним говорили, только когда он приболел - он сам жаловался. А вообще спасибо, бум стараться! :) 13.02.2005 21:21:25, Безумный Капитан
Ну я до сих пор не могу похвастаться хорошим пониманием своих гостевых. Хоть с речью у них и порядок, но умения и привычки выражать свои мысли и чувства нет. Там, где я домашнего ребенка "нутром чувствую", у этих мне все время приходится переспрашивать: "тебе скучно? ты устала? тебе нравится?" и т.п. Наверное, так и делать: спрашивать предельно конкретно то, что тебя интересует, и переспрашивать до тех пор, пока не поймешь :) Общие вопросы, типа "как дела?" не прокатят. Скорее всего, ты получишь ответ "дела хаошие" :) и ничего не узнаешь.
Мне другое не понятно. А чем тебя собственно напрягает перечисленное? Вы не очень активно общаетесь на вербальном уровне. Ну и что? Чему это мешает для тебя? Ты что-то боишься пропустить? Тебе не комфортно так общаться? Думаешь, что ему не комфортно? Хочешь, чтобы общение было привычным, как у всех? В чем состоит проблема?
То же самое со взглядом. Зачем тебе его взгляд? Ты считаешь это критерием психического здоровья (так это не единственный и не самый важный, да и не критерий вовсе)? Какова логика твоих опасений? "Если он не смотрит в глаза, то...." То, что?
А так, действительно "гляделки", бумажку на нос приклеить, как Шурамура советовала, спроси "какого цвета у меня глаза?", ну и т.д. :)
13.02.2005 15:59:07, Лёка_
Безумный Капитан
Чем напрягает? Мне кажется, что и ему не оч. комфортно, и мне - ведь общение в гостях предполагает обширный обмен информацией - больше, чем там! Я информацию на него вывалить могу, но как получить от него ответ? Наше общение много теряет. Самое главное - вот! ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ! Отклик на что, что я делаю. Чёткое информирование меня, как и насколько полученное было усвоено. ЭТого нет или оч. мало :(
Спрашивать-переспрашивать "конкретное" не вопрос...
А взгляд в глаза - это призязанность... Хочу. Не знаю зачем:)
13.02.2005 16:08:31, Безумный Капитан
Мне кажется, что информация в первое время не будет главной составляющей общения. Что имеешь в виду под информацией? Сейчас важно, чтобы он воспринял самые простые инструкции от тебя (ну, например, нельзя ломать братовы гитары :), а ты понимал его в простейших бытовых вещах. Это у вас есть. А если, увидев трамвай, ты ему прочитаешь информативную лекцию об его устройстве и всей истории трамваестроения - не усвоит однозначно :))) Я со своими разговариваю простыми назывными предложениями: "Вон Останкинская башня. Оттуда все передачи передают, которые по телевизору показывают", "Вот это - памятник первой ракете" и т.п. Не потому что они дурачки, а потому что сосредотачиваться надолго они не умеют, тем более когда обилии впечатлений захлестывает. Из обратной связи, первый сигнал для меня - просто слушают/не слушают. Иногда даже если просто не перебивают, значит продолжаю вещать, авось что-нибудь зацепится :)) Любка меня иногда поражает, когда выдает полученную информацию в следующий приезд через пару месяцев... Причем выхватывая от туда куски по совершенно непонятной для меня логике. Иногда в конце дня, или по дороге домой от куда-нибудь начинаю распрашивать, что тебе запомнилось... Вспоминается очень мало, в основном - покупки. Напоминаю сама еще какие-то события... 14.02.2005 12:48:47, Лёка_
Обратная связь будет только тогда, когда накопится достаточная критическая масса информации и эмоций, до момента, когда ребенок созреет до ответа - это театр одного актера, игра в одни ворота. 13.02.2005 23:38:44, кхм
Мне кажется, ты рановато об обратной связи думаешь. Сколько он тебя знает? Ты говоришь, что любишь его. А он? Для любви нужно время, да и заслужить ее надо. Пока ты только добрый дядя, который игрушку подарил, да в Москву свозить обещал.
Разговаривай с ним побольше. Рассказывай, показывай и не требуй ни чего в замен. Он сам откроется, когда доверять начнет, тогда и обратная связь и взгляд...
А вот на счет: "А взгляд в глаза - это привязанность..." больше к собаке подходит. Извини если грубо получилось.
13.02.2005 21:31:30, МариВанна
Я совсем не эксперт ни в первом, ни во втором вопросе, поэтому дам совет совсем с обывательского уровня, может и неверный, тогда, надеюсь, поправят. Речь - дайте время еще ребенку, ведь он с Вами не слишком часто и много общается, дайте ему привыкнуть, постепенно он будет себя все более раскованно чувствовать и больше говорить. Не ждите слишком многого сразу. Говорите больше Вы, не теребите его слишком сильно. Глаза. А попробуйте поиграть в "гляделки". Это ведь игра, не требует никакого эмоционального напряжения от ребенка, и пусть он выиграет несколько раз. 13.02.2005 15:41:36, Синоптик
Стоп! Гляделки - это не так уж просто и безобидно, как может показаться. Когда дети между собой играют - одно дело, когда взрослый с ребенком - совсем другое, ребенку может стать крайне некомфортно. 13.02.2005 22:22:27, мама-аня
Безумный Капитан
Но это, наверное, как смотреть? Взгляд-то разный бывает! К тому же ты же можешь почувствовать что появляется напряжение - и поддаться, не так ли? 13.02.2005 23:11:43, Безумный Капитан
так. Но все равно я бы не посоветовала такую игру на начальном этапе становления отношений с ребенком. Просто будьте осторожнее с этим. 14.02.2005 12:07:33, мама-аня
Безумный Капитан
А что за гляделки такие?
А с остальным я так и планирую пока. Просто мне про него столько страшилок всяких наговорили, вот я и дёргаюсь...
13.02.2005 15:46:06, Безумный Капитан
Гляделки - смотреть в глаза друг другу, кто кого переглядит, не смеясь, кто первым взгляд отвел или засмеялся - проиграл. 13.02.2005 16:20:31, Синоптик
Безумный Капитан
:) Ещё вопрос. Может, конечно, я туплю - но как выбрать момент для начала игры? Не скажешь же - давай вот сядем здесь и поиграем в эти самые гляделки? Не, конечно, повод-то может найтись, но может есть какие-нибудь интересные примеры, ситуации? 13.02.2005 16:30:43, Безумный Капитан
В транспорте, в очереди, да черт еще знает где. Гуляли-гуляли, устали, давай посидим. Давай поиграем. 13.02.2005 21:43:12, Синоптик
Ольга Оводова
На переменках в нее резались всю жизнь, без всякого повода. Перечитайте "Кондуит и Швамбранию". 13.02.2005 20:03:53, Ольга Оводова


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!