Раздел: Воспитание

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Шиша

Яникум-практикум

Похоже, что у нас все-таки есть проблемы с восприятием речи:-(((.

Читаем бодро, но пересказать - сразу начинается небольшой скандал. Причем скандал начинается уже на стадии "Яник, пойдем читать".
- Только сита-а-ать!!! И НИ-СЕ-ВО не запомина-ать!

Пересказ получается, если только тема легкая. Совсем легкая. Чуть только уходим в словообороты сложнее, чем "я рубашку сшила мишке", мы опять впадаем в ступор.

Неважно, читал ли Ян сам или просто слушал. Все равно нифига не запоминает. Во всяком случае, повторить не может. Сразу начинается любимая песня: "я забыл".
Что я только не делала...Сказки, книжки, картинки.

Теперь решила использовать компьютерную игру.
Вместе проходим игру "Морозко" по известной сказке.
Там, где чистый квест, т.е. просто нужно шарить руками, тыкать в предметы и запоминать, наш Ян почти ас.

Но эта игра построена на диалогах (поэтому я ее и выбрала). А диалоги Ян ВАЩЕ не понимает. Я специально ухожу на пару минут. Перед этим даю задание: пойти к такому-то герою и _поговорить_. Там звучит живая речь и _дополнительно_ субтитры (хошь слушай, хошь читай).

Мама дорогая, ну бесполезно, Яник НИЧЕГО не понимает, впадает в панику. Ни ЧТО произошло, ни КАКИЕ были события - объяснить не может.
И шо теперь делать, а?

25.11.2011 05:24:04,

25 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Шиша
Все ответы внимательно прочитала, очень много полезного, СПАСИБО! Подумала-подумала я и поняла, что "гоню коней". Придется нам, видимо, опять возвращаться к простеньким историям и коротюсеньким пересказам. Там, где все просто, например: "любит, любит наша Тата маленьких котят" - Ян понимает. А где посложнее, например: "но всего милее Татеньке не котенок полосатенький, не утенок, не цыпленок, а курносый поросенок" - Ян понимает, только если я прочитаю "в ролях", разжую. 25.11.2011 17:15:56, Шиша
Trollissimo
Это наврное маме лавры Плевако покоя не дают... 25.11.2011 21:16:15, Trollissimo
Шиша
Наташ, какой там Плевако, я на это и близко не рассчитываю. Говоруна и краснобая из Яньки уж точно не получится...
Зато, прикинь, ему математика легко дается. "Больше-меньше-равно", например, понял за две секунды, да и примеры легко решает.
25.11.2011 21:22:17, Шиша
Trollissimo
Математика легко даётся... Я уже смотрю на него с придыханием. 25.11.2011 21:23:49, Trollissimo
Шиша
И я:-) 25.11.2011 21:26:44, Шиша
-проверить фонематический слух (скорее всего в этом/и в этом тоже проблема)
- сходить к нейропсихологу протестировать
-идти заниматься к логопеду и дефектологу

как раз не стоит особо увлекаться компьютером и телевизором- такой ребенок должен слушать речь вживую от людей, и желательно взрослым самим обращать внимание на четкое произношение и бращаться к ребенку не особо сложным образом, не строить сначала слишком сложные или двойственные предложения, так, чтобы у ребенка была возможность понимать вас, а не запутываться.
25.11.2011 15:55:51, Ata
Шиша
Да, спасибо! Я поняла, что тороплюсь. У Яна проблемы именно с пониманием сложных предложений, я и хотела форсировать их понимание. Бум дальше работать:-) 25.11.2011 17:34:42, Шиша
Шиша
Убрала продублированный ответ. 25.11.2011 17:32:16, Шиша
lenalar
Все дети временами тупят. Племяшка до 4 лет упорно все называла синеньким. Зрение проверяли, в игры с цветом играли, а она упорно настаивала, что "синенькое". Я уверена, что она знала, но почему то отказывалась цвета называть. Вот мне показалось, что нет большой проблемы у вас. До занятий пересказами вы не замечали, что памяти нет, что понимания речи нет? Все нормально было, общение, сообразительность? Он хочет читать, это интересно. А пересказывать - только вам это интересно. Мне кажется, надо формировать позитивное отношение к устной речи, самим рассказывать, употреблять всякие выражения, чтобы весело было, преувеличить что-то, перепутать... Ну как игра, в свободное время. И хвалить - как интересно ты рассказываешь! И спрашивать - ну а ты? А он что? да ну! не может быть! Чтобы он себя чувствовал способным, успешным в разговоре. Он видит разницу с вами, и комплексует. Вы часто его речь критикуете? 25.11.2011 15:41:45, lenalar
Шиша
Речь постоянно поправляю, это происходит привычно и механически.
Согласна, что пересказ ребенку не интересен и он дуркует. Про "употреблять всякие выражения, чтобы весело было" - тоже полностью с Вами согласна, именно так и стараюсь делать. Спасибо за дельные советы.
25.11.2011 17:22:35, Шиша
Посоветую книгу Косиновой «Логопедические тесты» [ссылка-1] , она как раз начинается с тестов на понимание. И, кроме того, что уже порекомендовали, можно использовать игры наподобие «Историй в картинках»
[ссылка-2]
[ссылка-3]
Еще есть такие обучающие сериалы, как «Подсказки Бульки»
[ссылка-4]
и «Спецагент Осо»
[ссылка-5]
Там на ваш возраст уже не так много познавательного, но зато делается акцент на структурирование информации.
25.11.2011 14:45:25, myurella
Шиша
Огромное спасибо, очень полезные ссылки. 25.11.2011 17:39:44, Шиша
АннаО
Я безотносительно логопедических проблем. Пересказ - вещь очень сложная, им даже куда более взрослые дети не всегда владеют. Имхо, этому надо учить - как перейти от логики письменного текста к логике устного. Нужно понимать, что такое сюжет, какие детали главные, какие второстепенные и должны быть в рассказе опущены. Это все требует хорошего развития мышления, а не только механической памяти.
Для обучения, на мой взгляд, полезно следующее:
1) самому не только читать ребенку, но и пересказывать сказки - именно чтобы сформировать пример логики устного рассказа.
2) При чтении и пересказе пояснять то, что ребенку может быть непонятно (а в любом, даже простом тексте, такого непонятного очень много, надо развивать в себе на него чуткость). Практиковать чтение с задаванием вопросов по тексту на понимание (только комфортно для ребенка, самому после некоторой отсрочки давать ответ).
3) Для начального обучения пересказу лучше всего использовать метод опорных картинок. Выделить для себя сюжет, разбить его на 5-6 ключевых моментов, к каждому подобрать или нарисовать иллюстрацию. Пронумеровать картинки, проговорить с ребенком смысл каждой, и уже после этого просить его пересказывать.
Недавно мне еще такая книжка попалась, это к вопросу о понимании: Добрая книга. Т.З. Адамьянц. Она на старших дошкольников рассчитана, там несколько стихотворных историй о детях, которые после чтения рекомендуется обсуждать в следующем ключе: "что то самое-самое главное, что хотел сказать своему читателю автор". По-моему, полезно.
25.11.2011 12:29:34, АннаО
Шиша
Спасибо, Анна. Как всегда, все очень полезно и информативно! 25.11.2011 17:41:34, Шиша
А я докину практики к как всегда полезному сообщению Анны.
Лиль, поищи в инете или в магазинах альбомы "Говорим правильно в 5-6 лет"автор Гомзяк О.С. и "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР" автор Н.Э.Теремкова.Их по несколько штук одного и второго автора.Лиза ходит в логопедический сад,помимо занятий с логопедом с ними занимаются вот по этим авторам.Мне очень нравится, там очень много заданий как раз на умение построения правильной речи и рассказа.Ну и позновательное есть.Нам в саду дают задания на дом,пройдя в саду+повторив дома,Лиза схватывает быстро, задания дома выполняет быстро и с удовольствием.
Правда вот позавчера ее заклинило на временах года.До этого знал ребенок все времена года, а тут клин поймала.Все расскажет про зиму например, а подытожить , что это все зима не может.С остальными временами года так же.Я наделала карточек,разбираемся.У нас так было с цветами, я потом оставила ее в покое и ребь сам разобрался потихоньку.Может и тут от нее отстать надо.
25.11.2011 13:06:15, bapka_f_kedax
Шиша
Оксан, с временами года и с запоминанием другой общей информации у него проблем нет, слава Богу. Он буксует именно на восприятии сложной речи и на ее пересказе. Теремкову обязательно посмотрю, как и Гомзяк, спасибо за наводку! Придется опять по новой талдыкать коротюсенькие рассказики, эх:-(((. 25.11.2011 17:48:13, Шиша
Думаю, что Вы подходите к делу не с того конца.
Надо прежде всего выяснить, насколько хорошо Ян вообще понимает прочитанное, без всяких пересказов - что было сначала, что потом, чем кончилось, кто был участником событий и прочее в том же духе.
Выяснять это надо по ходу чтения, через каждые 3-4 фразы, а не постфактум, а диалоги вообще пока отставить в сторону (вот их как раз запоминать и соотносить с героями совсем непросто)
В здешней школе есть отдельный предмет "понимание прочитанного" и это, по-моему, правильно - без понимания сути текста нельзя ничему полноценно учиться.
Я сторонник "печатной продукции"(есть смешные и простые комиксы художника Николая Радлова, есть игры,где рассказ "складывают" из 5-6 картинок), а не компьютера - имела возможность убедиться в том, что тыканье пальцем в нужную клавишу не равно умению правильно отвечать на вопрос, заданный устно или письменно. Есть в любых компьютерных играх-программах масса и скрытых подсказок, и отвлекающих моментов.
А насколько хорошо он может выполнить, к примеру, такое - "пойди в мою комнату, возьми из верхнего ящика стола зеленый карандаш и отнеси его бабушке на кухню"? Проблема, скорее всего, в неразвитом фонематическом слухе и это вполне поправимо. Я бы сходила к хорошему логопеду и стала бы заниматься согласно его советам и рекомендациям. Кроме того есть у детей периоды таких "затыров", когда на все подряд ответ один "не знаю - не помню" - если ребенок впадает в панику от просьб пересказать прочитанное, то стОит отстать от него на время или найти форму занятий, не напрягающую ни его, ни Вас
25.11.2011 11:07:19, Lena Eselson
Шиша
Спасибо! Все абсолютно правильно - сложные поручения приходится давать по частям, иначе он переспрашивает. 25.11.2011 17:53:01, Шиша
АннаО
<В здешней школе есть отдельный предмет "понимание прочитанного" >
По-моему, это супер-правильно, просто гениально!
Лена, а с методической точки зрения можете как-то прокомментировать, что дети на этих занятиях делают? Можно в личку.
25.11.2011 12:04:39, АннаО
Мне кажется Вам к логопеду.
С пересказы начинают дети с картинок.Не с прямого текста. Т.е. рассказывается история по картинке, и потом ее надо пересказать, глядя на картинки. Потом переходят к текстам, на картинках сидят о-очень долго. Учатся развернуто говорить.

Олег ходит к логопеду уже два года. Со звуками проблем нет. Ходит именно для постановки речи. Умение правильно, грамотно и развернуто говорить, пересказывать, рассказывать. Логопед очень быстро видит нюансы и проблемы ребенка и с ними работает. У нас до сих пор пересказ текста с небольшой картинкой. Но уже и без картинки может вполне хорошо пересказать.
Я результатами очень довольна.
25.11.2011 10:36:47, Lussi01
Шиша
Спасибо! Картинки мы уже прошли, теперь придется, видимо, снова к ним возвращаться, только в более усложненном виде. 25.11.2011 17:54:24, Шиша
Маленький он ещё для развернутых пересказов. Для обучения пересказу у нас логопед брала короткие рассказы с цепочкой очень конкретных событий, сперва читали, потом отвечали на вопросы по порядку к каждому предложению, а потом уже из ответов на эти вопросы составлялся рассказ. На работу над одним рассказом уходило дня три. И это в старшем дошкольном возрасте (в логопедической группе).
По себе помню, что даже в младшем школьном возрасте я много чего из прочитанного не понимала. Например, читая "Мэри Поппинс" я только к середине книги поняла, что Джейн - это девочка, а не мальчик. Но это не мешало читать с большим удовольствием, наверно, потому, что никто не требовал с меня пересказов. Это я кидаю камень в свой огород, потому что тоже борюсь сейчас с механическим бездумным чтением у Аси.
25.11.2011 08:26:28, atusik31
Шиша
Спасибо, Наташ, за то, что успокаиваешь! Похоже, я слишком многого от Яна хочу:-). 25.11.2011 17:56:28, Шиша
Я так думаю, самой проговаривать и заставлять повторять. По методу подобия дети быстро учатся - или не быстро, но учатся. Можно взять для пересказа фигурки, и озвучивать их разными голосами

Мишка "Привет, ты не замерзла"

Снегурочка " Нет, у меня телая шубка."

Автор " Снегурочка не замерзла потому что у нее теплая шубка.

Или еще проще

Маша: "Мишка будешь играть"? _"НЕ хочу" Мишка не хочет играть..
25.11.2011 06:53:31, Пангея
Шиша
Лара, все правильно, я так и проговариваю. Простые-то он хорошо понимает. Нам бы теперь сложные освоить:-(((. 25.11.2011 17:58:46, Шиша

Читайте также
Как привести отчима в жизнь ребенка
Ваша семья меняется: как деликатно и успешно ввести отчима или мачеху в мир ребенка? Узнайте, как построить крепкие и теплые отношения между всеми членами смешанной семьи. Все ответы – в нашей новой статье!
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!