Раздел: Психолого-педагогические аспекты

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Упрямый - или не здоров?

Здравствуйте, конфяне.
Мой тематический сынок 3,5 лет - умный, внимательный, ловкий, талантливый, многое "схватывающий на лету" - но так себя ведёт, что терпение лопается и у меня, и у всех, кому приходится с ним близко общаться. Дома он давно, невролог в поликлинике не видит у нас проблем, тематический психолог - тоже, проявление кризиса 3-х лет я отслеживаю и терплю (да и не часто это бывает), в развитии вроде не отстаёт, но поведение его меня просто убивает. Чем? Попытаюсь объяснить, извините, будет много букв.
Общественные места, транспорт, магазины - просто пытка для нас. Если в год он просто безостановки орал и рвался с рук, то теперь может высказать свои желания словами. Но от этого не легче. В автобусе, к примеру: сам хочет платить за билет и держать (обязательно в руках, а не в кармане) всю сдачу, которую тут же раз 10 роняет и поднимает (вся грязь с пола - наша!), тут же хочет к окну - выпихивает сестру, которая раньше него туда села. Через секунду хочет на другое место. Ещё через секунду - стоять и держаться за поручень. Потом - перейти в другую часть автобуса. И так без конца, всю поездку. Если автобус полон народа - не все его желания выполнимы. А попробуй что не разреши - будет ор на весь автобус до конца поездки, и 20 минут езды всем покажутся долгими часами... Никаких объяснений, увещеваний, отвлечений (типа "посмотри в окошко") слушать не хочет, продолжает кричать и вырываться. Успокоить можно конфетой, но это не лучше - аллергия на них, и в следующий раз при входе в автобус будет сразу орать: "дай конфету!"
Попадая в новую для себя ситуацию, новое место, большинство детей сначала держится возле мамы, присматривается. Мой - с точностью до наоборот. Рвётся вперёд, хватает и сдвигает с места всё, что только можно, всё закрытое - откроет, всё открытое - закроет, всё трясёт, выламывает, мелкие вещи - хватает и тут же роняет... И всё это в очень быстром темпе, не слушая ни чьих замечаний... НАм ещё никто не говорил про гиперактивность, но это, видимо, она?
В магазинах тоже каждый раз скандалы. Я понимаю, любой маленький ребёнок может капризничать, требуя какую-нибудь вкусняшку, но такого поведения, как у моего, я ни у кого не видела. В тележке он не сидит - с криком рвётся к продуктам. И ладно бы, показывал на что-то и просил - нет, он хватает изо всех сил, из-за этого мнёт и портит, а купить большую часть требуемого я не могу из-за той же аллергии. Он такой быстрый, да и я не флегматик, но не успеваю его останавливать, а в супермаркетах на нижних полках столько всего, что ему хочется схватить!.. - Это купим? - Нет, - тут же бросает на место смятую пачку творога, хватает соседнюю упаковку - Это купим? - и так всё подряд, за минуту перехватает десяток продуктов, нельзя ни отвлечь, ни держать за руки - будет очень громкий ор, и не успокоится, пока не уйдём из магазина. (((
Я уже свела к минимуму все выходы в общественные места, но есть же ситуации, когда обязательно идти с ним - в детский магазин, в поликлинику... И самое главное - он знает, что можно и что нельзя, он может вести себя нормально - но НЕ ХОЧЕТ! Проверено в разных ситуациях - он МОЖЕТ сидет какое-то время и внимательно слушать, или заниматься одним каким-то делом, или выполнять какие-то правила. Но ЕСЛИ ОН НЕ ХОЧЕТ что-то делать - никто от него ничего не добьётся. Допустим, покапризничать при маме - святое дело, все дети с мамой ведут себя хуже, чем с чужими. Но сынуля, если не хочет, не слушается НИКОГО. Проверено в десятках разных ситуаций - значимые для него взрослые и чужие, доброжелательно к нему настроенные и строгие, мужчины и женщины любого возраста, старшие дети - НИКОГО не слушает и делает (или не делает )по-своему. Его можно заставить силой - и раз, и два, и десять... но и на одиннадцатый, и на сотый раз он сделает по-своему, прекрасно зная, что это ему делать не разрешают.
На самом деле, запретов минимум, но есть же ситуации, когда надо делать то, что надо, или что делают все в группе. А он не хочет - и тогда с ним не справиться ни уговорами, ни угрозами, ни наказанием...
И это не возрастной кризис - капризным и упрямым он пришёл в семью, и таким оставался и в год, в 2, и в 3 -без перерывов.
И меня это очень пугает - если сейчас никто из взрослых для него не авторитет, и его никогда нельзя переубедить, то что же дальше будет?!
17.11.2011 16:02:20,

72 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Голубушка
Своего сына я в магазинах держала за ОБЕ руки, а перед кассой зажимала его между колен ногами, плотно к прилавку, продолжая держать за обе руки, и расплачивалась одной рукой. В поликлинике брала исключительно на руки, рвался сидя - вставала с ним на руках, укачивала, по голове гладила, шейку массировала, за ушком чесала. Держала ЧАСАМИ. А если учесть, что он в свои 3-4 года был в два раза крупнее нормы((( СДВГ. Причём интеллект хороший. Если ему интересно, способен не отвлекаться сутками. А вот произвольное внимание хромает. Лечились у психиатра. Очень помогло. Ребёнка не узнать. Также сработала семейная коррекция поведения. Режим и чёткие правила. Если нет, то нет, и из автобуса мы выходили в шквальный ветер и проливной дождь и тащились с рыданиями через сугробы. Я принципиальная *ука-мамаша, без раздумий сделаю себе же хуже, лишь бы ребёнку показать, кто тут хозяин в прайде:) Таким макаром к 4,5 годам научились адекватно реагировать на слово "нет", а к 6 ребёнок стал абсолютно управляем без следа истерик. 18.11.2011 19:22:40, Голубушка
Большое спасибо всем за ответы! Боялась заслуженных "тапков", а получила много дельных советов! Будем корректировать поведение (в том числе и мамино:)))) но и обследоваться тоже пойдём. 18.11.2011 12:00:27, плохая мамка
"но такого поведения, как у моего, я ни у кого не видела.." Эх, жаль, мой кровный вырос и мы не былт знакомы в его 3-5-10 лет. В общественных местах это был ужас-ужас.... К 5 годам мог идти за руку минут 15, потом отрывался - и понеслось!!!! Если шел рядом с нами, то нужно было:
- разбежаться и пробежать по стене дома
- перепрыгнуть все лужи, а если не удалось - ну не судьба...подумаешь, маму обрызгал или всех прохожих рядом...
- махать руками, ногами одновременно
Учительница отказывалась брать его с собой на экскурсии если папа не поедет. Тренера один раз так довел, что он его из машины выкинул на пол пути до дома. Шел пешком келометров 10. Я тренера понимаю кстатти.
Последний раз ему было 12 когда он меня вывел в бассейне настолько, что я не помня себя орала диким голосом. Прыгал, брызгался, всех доставал.
Ну вот 14 лет. Воспитанный молодой человек. Мозгов подвезли. И да, нас спасал спорт. Там выплескивал свою энергию.
Хотя СДВГ нам никогда не ставили но я сейчас думаю что это было оно. Немного помогало если мы с ним договаривались заранее как он себя будет вести, например, в кино. Но не много.
Вот вспоминаю, как уходят гулять они с мужем и собакой зимой с санками. Это он будет кататься на собаке, прыгать и валяться в снегу. Прошу мужа: приведи утомленного ребенка! Приходят: утомленный муж с не менее утомленной собакой (боксера трудно утомить кто знает, очень энергичные собаки) и скачущий весь в снегу и мокрый ребенок. Картина маслом.
18.11.2011 09:49:58, блондинк@
"Приходят: утомленный муж с не менее утомленной собакой (боксера трудно утомить кто знает, очень энергичные собаки) и скачущий весь в снегу и мокрый ребенок. Картина маслом."

:))))))))))))))))))))))))))
ох, девочки, всем огромного ТЕРПЕНИЯ
18.11.2011 22:34:51, Eugeniya
Классика моеи Жизни!!!!!!!!!!!! 18.11.2011 22:55:23, vo
)))
Да, надо, значит, запасаться терпением на ближайшие дцать лет...
Как бы нам этот год продержаться до настоящего спорта - пока ходим на малышовую физкультуру, более серьёзное всё с 4 лет и старше...
Здорово, что вам "мозгов подвезли" к 14. Но как вы выжили?! Как вам удалось свои нервы и психику сохранить рядом с таким ураганчиком??? (Мой меня выведет, наору, он через пять минут успокоился и играет, а я ещё полдня в себя прихожу - противно и стыдно, что не сдержалась, и не понятно, как дальше жить мирно.)
18.11.2011 10:36:21, та самая мамка
А на счет визивания - не смотрите так далеко как 12 лет, гивите одним днем, так легче, иначе могно с тоски озвереть :) 18.11.2011 20:30:29, vo
Занимайтесь сами! У моего большая часть спорта - с нами, тренировки только по хоккею и футболу, иначе не наездишься. Велосипед, бег, долгие пешие прогулки, коньки, плавание, иногда по два в день: с утра велосипед, а после обеда бассей. (Между ними всякие умственные занятия). Я очень устаю к вечеру выходных, но выбора нет, уначе подерется с сестрой, что-нибудь сломает, выведет меня из себя, а я накричу и потом буду переживать. 18.11.2011 19:01:23, moksifri
Надо беречь свою психику. И есть ли у вас шведская стенка дома? Пока мелкий можно ему разрешать скакать на стенке....
Вот мы с мужем и ребенком когда ходили в какие-нибудь ТЦ. а ребенок носился вокруг козленком, мы шли - морда кирпичем, делая вид что это не наш ребенок.
В школу вызывали во 2 классе, потому что на физ-ре пошел дождь (они на улице занимались)и деть поскакал носится под дождем, а за ним и весь класс. Физрук (молодой зеленый)решил дать ребенку выбегаться.... Ну что, весь класс носился как угорелый (наш зачинщик), потом ни физрук ни учительница их успокоить не могли. Ну вызвали нас.... мы как услышали, что физрук хотел что б деть побегал и стал тихим и спокойным - умерли со смеху. Сообщили физруку что вряд ли бега в таком темпе весь день хватило бы для ребенка....
+1000 спорт. Зимой лыжи, бассейн, летом яхтклуб. Ребенок потом уже засыпал в 9 вечера летом!!!! за 5 см. до подушки.... Красота!!!! Но тенер от него просто выл.
Спорт начался в 5 лет.
18.11.2011 12:00:09, блондинк@
Вы знаете, я бы еще попыталась определить уровень интеллекта у Вашего мальчика - для этого есть специальные психологические тесты. То, что Вы описали, в некоторой степени похоже на поведение ребенка с повышенным интеллектом. Невероятное упрямство, когда ни наказания, ни угрозы нипочем, повышенная возбудимость, я бы сказала - самостоятельность себе во вред с малых лет (самому купить билет, ага, все открыть, закрыть, отвинтить и разобрать), невероятная энергия, любопытство и настойчивость типичны для таких детей. Eсли удастся адекватно удовлетворять интеллектуальную потребность такого ребенка, то он часто становится в разы спокойнее и адекватнее. Не все, но довольно многое из Вами описанного, я наблюдала в моем сыне как раз примерно в таком же возрасте. Мой в результате оказался необычно умным. Когда мы предоставили ему возможность заниматься по его уровню и интересам, он наконец-то (почти) перестал доставать сестру (а то тоже был любитель хватать игрушки, карандаши и все, к чему бы она ни прикоснулась) и вообще как-то успокоился. Моему, как мне кажется, еще очень помогли занятия спортом, особенно командным, типа футбола и хоккея - к моему удивлению, на тренировках он слушается беспрекословно. 17.11.2011 23:32:18, moksifri
Обнадёживает. А кто и где их может сделать, эти тесты?
Может, правда, нам и мозги загрузить надо, а не только мышцы. Он только недавно заговорил более-менее, как мыслит, непонятно. Но двигательные навыки перенимает моментально, с одного показа.
18.11.2011 10:42:39, та самая мамка
У нас, в Канаде, это делают клинические психологи - обычно это тест по Векслеру. Ваш мальчик все же еще довольно мал - обычно предпочтительно подождать хотя бы до 6 лет, чтобы получить более аккуратные результаты, но можно, конечно, попробовать и сейчас - нужен только опытный психолог. Я знаю детей, которых тестировали и в 3.5 и в 4 года - не от хорошей жизни, поверьте. Это не академический тест, т.е. проверяют не знания по предметам, а так сказать врожденную мыслительную способность.

Если Вы читаете по-англ., то попробуйте посмотреть Dabrowski's Overexcitabilities. Может быт, что-то похожее на Вашего мальчика. Вообще по-англ. очень много материалов об одаренных детях, например, погуглите Hoagies Gifted.

Я предположила одаренность, поскольку Вы упомянули сообразительность, ловкость, внимание, прекрасную память, "схватывает на лету". Одаренность - это все же неврологическая аномалия, которая ко всему прочему часто сопровождается ассиметричным развитием, например, когнитивное развитие опережает моторику, т.е. к примеру, билет хочу купить и знаю как, но деньги в руках удержать не могу. Таких детей очень часто колбасит - мама не горюй. У моего сына (тоже ловкого, сообразительного, с прекрасной памятью, схватывавшего все как из воздуха) самый сложный, просто невыносимый, совершенно измучившой нас период в смысле поведения был лет до 3, пока он не очень хорошо говорил и физически не очень - то мог делать то, что, видимо, хотел. Я рано заметила его необычность, но тоже не понимала, почему он так себя ведет. Я действовала по интуиции: видя его ловкость и физическую активность, я в 2.5 года поставила его на коньки, с 4 лет он играет в хоккей зимой и футбол летом, где-то с этого же возраста двух-колесный велосипед, плавание, лет с 5 горные лыжи. Мой как года в 4 научился прилично держать карандаш, сразу потребовал писать письменными буквами. Выучив все письменные буквы месяца за 3, он писать дальше не захотел, а перекинул свой интерес на математику - за прошлый школьный год в своем подготовительном классе в свободное от основных заданий время он дорешался до программы за 3 класс. И не подумайте, что у меня спокойный, усидчивый ребенок - в реальности мой сын очень подвижный, сильный, невероятно энергичный, упрямый и временами по-прежнему очень вредный, одним словом - хулиган. На пару с сестрой они могут просто разнести дом, если не заняты делом. Однако это почему-то не мешает ему в нужный момент концентрироваться и упорно заниматься тем, что его интересует.

В Вашей ситуации даже без тестов на IQ можно попробовать определить, что ему интересно - обычно такие дети сами подсказывают, - и тогда дать ему возможность заниматься этим. У моего на фоне повышенной умственной и физической нагрузки, как ни странно, стабилизировалось поведение. Нашего мы тестировали только этим летом, в 6 лет.
18.11.2011 18:47:11, moksifri
Знаю много детей с очень высоким интеллектом. Ничего похожего ни у одного из них не наблюдала. 18.11.2011 01:10:35, Почему?
Вполне возможно - дети-то все разные, поэтому Ваш опыт не исключает моего. Я вот как раз часто наблюдаю именно такую картину, как описала, у детей, входящих в верхние 1-2% по IQ. У нас в Торонто для младшеклассников с такой картиной (очень высокий IQ и проблемное поведение) даже есть отдельные классы и, что интересно, там практически все мальчики. С другой стороны есть и вполне беспроблемные в смысле поведения одаренные дети. 18.11.2011 17:32:34, moksifri
Вот, у меня кноферензиа с учителем на сл неделе. Она мне записки уже наслала. Будет жаловатся. Сдесь сажают детеи в продвинутие класси, но по моему позже. Вот буду мучится. Они ему раскрашки дают. Да плевал он на них. Он математику что они шас деалает в школе делал в прошлом году дома.....Ему не интересно. Мне одна его училка галовалась (2 года назад) не помню на что точно, а я ее спрашиваю - ему 4 года, ребя говорит свободно н 2х ызаиках. Так я лично не вижу никаких проблем. Я говорю - сколько у вас детеи в классе кто говорит на двух язиках? Молчание. До сих пор говорит на двух. Свободно. Могие дети его восраста переходят даже дома на англиискии. А ми нет. Шпарим дома по русски - с друзьями, в школах по англииски, понимая что два расних язика. Но - не говорю что било легко.. Ми говорить не хотели нормально лет до 2.5 в голове била каша..... 18.11.2011 20:28:04, vo
Продвинутые классы у нас с 4 класса; до этого возраста отдельные классы - только если есть большие поведенческие проблемы; таких классов для младшеклассников, к сожалению, мало и в них, как я сказала, в основном мальчики. У моего очень понимающие учительницы и индивидуальная программа в школе. Ему дают более сложные задания и оценивают по более высоким требованиям + разрешают приносить свою работу любого уровня сложности из дома, свои книжки. + физкультура каждый день и две прогулки в школьном дворе, где можно вволю двигаться. Вот в школе у моего, слава Богу, как раз проблем с поведением пока нет. 18.11.2011 22:33:10, moksifri
У нас тоже небило с поведением в школе ранее, жаловались но на другое. Последнее время Стала отказивать в ТВ и друзьях за непослышание - стал "наверстивать " в школе.... Скакал на батуте и не переставал (санятия спортом). Ситуазиа такова - надо начать перед школои с физических нагрузок 18.11.2011 22:59:05, vo
Слухаите - а чего ви все так анонимно???? Ваше мнение можно било би принять если знали на сколько человек компетентен в том что говорит. Я читала психологов с именем, те говорят другие. Раздрагает что люди спрятавшись и пишушие анонимны пишут че в голову приидет....
Во - читаите статьи
[ссылка-1]
18.11.2011 01:14:40, vo
Золотие слова. Тоге самое я хотела сказать. Цхасто дети с повишенним ИЯ так себя ведут..И поддерживаю СПОРТ - много СПОРТА, чтоб двигатся не мог. Мои не двигается тока после хокея :) 18.11.2011 00:25:01, vo
Мой после хоккея еще раз на каток ходит, а после 5 часов на лыжах до кучи просится в бассейн поплавать, но его вредность и разрушительная способность значительно снизились от адекватных физических и умственных нагрузок. 18.11.2011 00:44:07, moksifri
А нu так ето да, ми на Хокеы в 7 вечера - последним номером. Надо попробивать с утра :) 18.11.2011 01:15:42, vo
Копиа моего родного сина. Стало легче к 7 годам. К годам 5 Занимаите тяжелими видами спорта, к сожалению работать приидется много......Ми играем в хокеи, тиквандо, упрямство и енергии - хватит на 3их 17.11.2011 19:47:50, vo
Спортом уже понемногу занимаемся, а до 7 нам ещё - полжизни. Ох. 17.11.2011 20:56:25, та самая мамка
Читаю и удивляюсь.Есть конечно супер гиперактивные дети.Но зачем смешивать гиперактивность с простым НЕПОСЛУШАНИЕМ!Вы пишите,что запретов мало.Вот и результат ,он просто совершенно Вас не слушает!Вы выполняете почти все его желания,а потом удивляетесь ,что все кругом хватает.Наша тоже сначала все хотела,трогала на полках продукты,вещи и могла в карман запихать.Но если запрещаете что-то,так сказать надо так чтобы дошло.Я никогда не кричу и не повышаю голоса.У нас в семье это не принято.Но ,если нельзя,значит так и будет.Ваш ребенок чувствует какую-то слабинку в Вас,уж коли запрещаете,так сказа ли НЕТ,все больше не обсуждается.Ну пусть поорет,не болит же ничего и не голодный.ИМХО. 17.11.2011 19:32:38, Tinaest
Ви не понимаете - на медикаменти и в психушку легче чем воспитивать. 18.11.2011 02:30:16, vo
Что уж вы так сразу...
Я не пытаюсь ребёнку диагнозов навешать. Мне важно сейчас разобраться: его особенности поведения - из-за моих ошибок или из-за особенностей развития? Тогда буду знать, что корректировать - здоровье ребёнка или свои методы воспитания.
18.11.2011 10:51:09, та самая мамка
Исвиняте ето я так чего-то ляпнула. Я тоже думаю что ваш син хорошо развит, подвижен и он хочет все сам, но не умеет еше, от етого все проблеми......У нас все так и било......Понимаете, у нас у сосдеи детенок с настояшеи гиперактивностью. Он сидит на медикаментах. Я сначала думала, какие родители - держат на лекарствах.... После нескольких надекватних виходок етого ребя - стало понятно что ему без них никуда........Убил лягушку на глазах у других детеи, налетел специально с разбега на девочку, после того как мои син сказал что ето не хорошо - пригнул на сина и прижал его голову к газону. Я с сином разговаривала на ету тему, не заоструала, но впечатления у меня от етого - жуть. Я много читала по поводу етои проблеми, от туда знаю что много психилогов сопоставляет подобное поведение как у вашего ребя с одаренностью . по настояшему гиперактивние дети не могут (не не хотуат - а не могут) довести дело до конца. Проблема что мои например часто не хочет.... Под давлением начинает хотеть и гиперактивние дети социально виделаюшиеся и часто не снают как себуа адекватно вести с людми. Лидерами не бивают и часто отралкивают от себя друзеи. Мои син в 3 года шуровал по кабинету доцтора, виметая все ис яшиков. Пошел он 8 месязев, для примера. В год со своим другком чуть не сожгли дом бабыситтеру. В 9 месязев он уже бегал. В год пригал по всем диванам и креслам. Причем пригал со спинок. Вспомню - всдрогну. Падал - вставал - бегал - падал и все по кругу.....Ето я вам рассказиваю что би легче вам било. Я уже рассказивала что не било 3х лет - весь дом измазал творогом - рисовал творогом..... Да, на етои недели уже два виговора со школи..... Сгласила, говорила что нету. А серьесно - они правда угоманиваются к 12 годам.... Главное ему бить занятим спортом, чтоб енергию расходивать 18.11.2011 20:19:39, vo
Тоже думаю, что ребь слабинку получает в чем-то. Я пытаюсь с мужем воевать в воспитании(сама не уверена, что правильно всё делаю, но мне так проще ими управлять). Вот если сказал:-уйди оттуда, не трогай, то обязательно нужно этого добиться. И вообще, чтобы не сказал в адрес ребенка, нужно это сделать(а порой так не хочется ж... поднимать), любой ценой, вплоть до утащить волоком. Ну и все в этом роде. Сказал-добился. 17.11.2011 20:18:50, светланасемимамка
Eugenie
Знаете, у моего старшего немножко не так - спокойнее он, и истерик давно не было - не работают у нас истерики. Но вот в чем я с Вами солидарна - абсолютно ничему я его научить не сумела, все, что он умеет, он почему-то умеет сам, а я только нуделка над его ухом.
И тоже считаю себя некудыщной мамашей и пр.
Но может - может такая судьба у наших деток? Может, надо их по максимуму обезопасить - от чего только можно, а на все остальное махнуть рукой? Ну вот к вашему варианту, например - не ходить в магазины, не ездить в автобусе, не, не, не.. По максимуму обезопасить быт дома - и оставить ребенка в покое. Может, если ему разрешить делать то, что он делать в настоящий момент хочет - он дальше спокойнее будет к границам относиться??
17.11.2011 19:12:21, Eugenie
Да, вот и мой всему учится, глядя на других детей,а не от моих объяснений.
Истерики у нас тоже прошли, у меня хватило сил на них не реагировать. А вот дальше...
Будь он у меня один - может, и отстала бы. Но его вопли и хотелки сестре жизнь портят.
17.11.2011 20:54:01, та самая мамка
Koala2000
Старо как мир, но работает:-)
[ссылка-1]
17.11.2011 17:41:02, Koala2000
мне в этом плане очень нравится термин гордона ньюфильда - слёзы тщетности. не выплакивает их ваш малыш. а должен. для адаптации. то есть вы ставите правило " в автобусе "за билет платит мама и деньги держит тоже только мама". и дальше прото даёте выплакаться в своих руках. или рядом, если вырывается. не отвлекаете, не переключаете внимание. а даёте выплакать слёзы невозможности изменить ситуацию. каждый следующий раз слёз будет всё меньше. попробуйте попрактиковаться сначала в безопасных местах )) я на своих детях вижу, что этот метод очень действенный ) когда я перестала бояться слёз тщетности и стала помогать ребёнку смиряться с неизбежным и неизменным - дети стали спокойнее намного. 17.11.2011 16:59:49, Alianna
ОльгаЛ
Все верно. Моя стоит, ногой дергает, слезу пускает, и видно прям, как осознает мамину твердость. 18.11.2011 21:14:49, ОльгаЛ
Спасибо. Не знала. Наоборот, читала о том, что когда ребёнок плачет, у него что-то там необратимо разрушается в мозгу (сейчас не смогу внятно изложить) - то ли нервные клетки, то ли связи между ними...
Но не реветь всё равно не получается, попробуем ваш способ.
17.11.2011 20:26:34, п.м.
разрушается, когда оставляют "отораться" малыша до года. вообще когда оставляют одного. и когда используют в качестве наказаний тактику разделения (тот самый дисциплинарный стул или тайм-аут в другой комнате). у гордона ньюфилда очень большой упор на то, чтобы ребёнок ни в коем случае не выплакивал слёзы тщетности в отношении привязанности к тем, кого он любит. то есть, ни в коем случае родители не должны допускать слова типа "уйду от тебя", "подумай тут о своём поведении", "ну и рыдай тут один".
слёзы тщетности вообще возможны ТОЛЬКО в отношении бытовых правил семьи и ТОЛЬКО в объятиях человека, к которому он привязан. или рядом с ним, когда ребёнок сам не хочет объятий.
вы поищите в сети его статьи "жизненная связь". или брошюру ольги писарик "привязанность - жизненно-важная связь". особенно для тематических детей это спасительная вещь ) по поводу формирования привязанности у этих авторов просто гигобайты полезной информации.
17.11.2011 21:30:24, Alianna
Продолжение. Ничьё "нельзя" его не останавливает. Понятно, что дети не роботы, чтобы по первому требованию выполнять то, что простит взрослый, но с таким упорством у малышей я ещё не сталкивалась. Десятки раз разные люди ему говорили, что нельзя без спросу нажимать кнопки (в магазине или банкомате, например), и ругала его за это, и шлёпала - это уже от полного маминого бессилия и неспособности справиться с ребёнком, и совершенно бесполезно - страха наказания у него нет, он потом ещё и ещё повторит то, за что ругали и наказывали. Скажете - надо объяснять, договариваться - но он же не хочет помощи и объяснений, те же кнопки - он не хочет жать по маминым подсказкам , хочет только сам, как попало...
Диагнозов никаких нет, чтобы объяснить такое поведение, но может быть, нам надо бежать обследоваться? Увы, у нас рядом есть такой пример - тематический 8-летка, которому тоже ничего нельзя было запретить - сколько раз объясняли и наказывали, но он и в сотый раз не слушался. Потом оказалось, что у него ОПГМ, пллохо развиты лобные доли мозга, и т.п. Но мой малыш совсем не глуп, у него хорошая память и сообразительность, только применяет он их себе и другим во вред. К примеру, впервые увидев в аптеке раздвижное стеклянное окошко - моментально его закрыл (сразу понял, как надо, и сил хватило!). Я объясняю, что надо открыть - я покупаю его любимые витамины, говорю с аптекарем - бесполезно, опять закрывает, хочет делать это много раз подряд, а за спиной у нас очередь. Не даю закрывать - орёт. Всей аптекой его уговаривали и отвлекали - аптекарь, я, покупатели. Бесполезно! И подобных ситуаций у нас масса каждый день. И, повторюсь, всегда так было - не убедить, не уговорить, не заставить. И у меня руки опускаются - чувствую, что не справляюсь, что воспитатель из меня никакой, я совершенно не понимаю своего ребёнка (((
Ну зачем-то же ему всё это надо - настаивать на своём, не поддаваться уговорам?!
Вот играет он дома в кубики, а рядом 5-летка берёт мел и тряпку, чтобы рисовать на доске. Сын тут же хватает у неё тряпку и возвращается к своей игре. Тряпку не отдаёт, хотя его просят все - сначала сама девочка, потом самый старший ребёнок, потом я... По-хорошему так и не отдал. Он не хотел сам рисовать, он не привлекал так моё внимание, он не собирался дразнить девочку - а в чём причина тогда? Что ему нужно было и почему упёрся, если твёрдо знал - я не позволяю отбирать игрушки у того, кто первый взял? И ладно бы только игрушки отбирал! Вот зачем, придя в гости к девочке, схватить тут же чужую вешалку и умчаться с ней? Место и люди были очень хорошо знакомые, так что не спишешь на волнение в новой ситуации. И что нельзя без спросу брать чужое - знает. И спросить - "можно?" или "что это?" вполне мог. Но- схватил и не отдавал, хотя девочка просила отдать.
Он может играть сам и с другими детьми, старшие берут его в свои игры. Но иногда (а точнее, чуть не ежедневно) - как упрётся, и никак его не убедить сделать/не делать то, что требуется.

Люблю и говорю ему об этом, целую, обнимаю, уделяю много времени, в сад ходит на неполный день , мало запретов и много ситуаций где он может выбрать что-то сам - все условия, чтобы ребёнку было комфортно жить, а он всё равно - то капризничает и орёт, то бессмысленно упрямится.
Я третий год с ним бьюсь, и ни в какой ситуации не могу добиться, чтобы у него закрепилось нужное поведение. Вот, с тем же хватанием всего подряд в магазине: можно заранее 10 раз проговорить, куда пойдём и что купим, и что можно а что нельзя в магазине, можно пообещать что-то вкусное, или, наоборот, грозить наказанием, даже хлопнуть по рукам, когда что-то схватит - все способы многократно опробованы и бесполезны, он подходит к витрине и опять всё подряд хватает, как и в год, и в два, - хотя только что соглашался и обещал вести себя хорошо. И он может потерпеть - но всё равно не терпит!
Как с ним справляться - не знает никто, даже опытная воспитатель в садике от него отступилась. Чаще всего он занимается, как и вся группа. Но вот все раскрашивают домик, а наш решил измять и порвать свой листок - ему позволили, иначе будет орать и взбаламутит всю группу. А потом, видя выставку чужих работ, он спрашивает воспитателя: "А где мой домик?" Будто не помнит, что сам его изорвал.
Он не грудничок, уже нельзя позволить ему всё, что хочется, уже пора выполнять хоть какие-то правила - но от него ничего нельзя добиться без скандала (((
Хотела ещё о себе спросить совета - что делать, когда чувствуешь себя никудышной мамашей, не справляющейся с ребёнком, доводящим до крайней степени раздражения - но об этом, наверно, надо отдельную тему заводить. А пока - опытные мамы и психологи, подскажите, что я делаю не так, или, может, нам бежать обследоваться? Какие-то причины должны же быть у такой упёртости? И выход, надеюсь, тоже.
P.S. Готова к "тапкам", да я сама себя готова тапком отлупить, за то, что малыша шлёпала. Головой-то я понимаю, что это совсем не метод воспитания. Но я уже всё, что могла, перепробовала. Кто-нибудь может мне подсказать ДЕЙСТВУЮЩИЙ способ добиться нужного поведения? Я уже всё перепробовала, что могла...(((((((
17.11.2011 16:04:20, плохая мамка
Я своему стала говорить: нет, это не твоё ..., а аптекаря\сестры\ешё кого-то смотря по ситуации, помогает. Сказать нельзя брать\трогать не помогает, а настаивать твердым голосом, удерживая его лицо перед своим, чтобы глаза в глаза, именно на принадлежность предмета не ему- помогает. Здесь нужно давить на чувство собственности.
Еще можно так же попробовать перед входом в автобус дать установку- сегодня мы стоим впереди в автобусе, а завтра будем сидеть у окна, напоминая об этом в процессе.
Договаривайтесь, сколько предметов он может взять и положить в корзинку в магазине- сегодня три, например. И пусть берет и кладет все, что хочет,не давайте ему никаких советов, все на его усмотрение, главное, чтобы это было три вещи. Вместе считайте, напоминайте, может понадобиться много времени, но это начнет работать. И конечно, как выше сказали "слёзы тшетности" , мне понравилось это название, не знала, что это, оказывается, термин. В народе говорят, пусть поплачет.
Может вам что-то пригодится, попробуйте.
17.11.2011 17:24:48, babyfish
Спасибо, попробуем. 17.11.2011 20:27:34, п.м.
Еще я своего похожего мальчика просила помогать мне в магазинe: держать список (а потом и читать), вычеркивать из него купленное, или читала я, а его просила брать с полок продукты, учила выбирать, сравнивать одинаковые продукты по цене и т.п. Если что-то ему нельзяь обьясняла почему (слишком много сахара, красители и т.п.) Вроде и ребенок при деле, а то тоже хватал с полок. 17.11.2011 23:41:46, moksifri
мне кажется, это у всех детей в разных степенях есть. мои все трое такие.
включая приёмного. особенно старшая кровная. ох она и гипер...
что делать? перехватывать руки. если я знаю, что в магазине ребёнок любит нажимать кнопочки - держу за руку. орёт? утешаю спокойно. но запрет есть запрет. это слёзы и крики НЕ боли, НЕ голода, Не жажды. это слёзы капризов. их надо утешать, не отменяя запрета. не успела схватить за руку - моя вина. вы боитесь крика ребёнка - он этим активно пользуется.
перестанете бояться криков - они сойдут на нет.
17.11.2011 17:12:19, Alianna
Ох, как вы правы... Боюсь криков, точнее - во многих ситуациях важнее тишина, и я не могу настоять на своём (( В магазин можно не водить, но вот в разных других ситуациях... Уши затыкать, что ли, и настаивать на своём? 17.11.2011 20:45:45, та самая мамка
ну да, затыкать уши (не физически, конечно, а то подражать начнёт) и железно держать границы дозволенного. ребёнку самому это полезно. желания у него неустойчивые, чего хочет не знает, а что знает - не хочет :) его шатает и корёжит, и ему жизненно необходим взрослый, который знает как, и что, и когда. дисциплина - тоже проявление любви к ребёнку. в чётко очерчённых границах ребёнок чувствует себя _в безопасности_. это важно, согласитесь. может, он и рыдает от того, что границ нет, и он боится и страшится этой неопределённости. тут наказали, там конфету дали. тут по попе хлестанули, а там "смотри в окошко, сыночек". 17.11.2011 21:45:18, Alianna
У меня похожие проблемы со своерожденной дочкой (недавно писала про нее на конфе) за исключением сада,-там мы слушаемся и ведем себя хорошо. А так- транспорт, магазины, поликлиника,-такой же кошмар как у Вас. И тоже все хочет делать сама, везде и во всем желает быть первой. Сейчас ей 4 года, но она всегда такая была. Недавно показала ее психиатру, теперь мы у него на учете ((. Из обследований он рекомендовал нам сделать электроэнцефалографию и реоэнцефалографию. Обнаружились некоторые нарушения мозгового кровообращения. Гиперактивность как диагноз нам все же поставили (не СГДВ, а просто синдром гиперактивности, моя девочка ооочень умная и внимательная). Думаю, у Вас гиперактивность все же имеется... Я бы Вам посоветовала ВООБЩЕ не таскать ребенка по магазинам, даже детским,- сейчас можно все брать домой, чтобы померить в относительно спокойной обстановке. Общественным транспортом тоже лучше не пользоваться. Терпения и сил Вам. 17.11.2011 17:01:10, Сканди
Спасибо. Вот и у нас - всегда такой был, и никакого дефицита внимания. Умный и внимательный - очень.
Ох, не хотелось бы к психиатру, но, почитав сообщения, понимаю, что обследоваться нам пора.
17.11.2011 21:03:30, та самая мамка
Я по поводу консультации у психиатра и постановки на учет тоже очень переживала, даже тему соответствующую завела... Спасибо конфяночкам, -их ответы помогли мне успокоиться и понять, что хороший психиатр в подобных случаях явно не помешает. Если будет время и желание, почитайте в архиве: "Поведенческий аспект или психиатрия" , 28.10.2011. 18.11.2011 03:36:53, Сканди
елена волк
Ой, Вы не моего ли тут Юру описали??? Мы с таким поведением пришли на амбулаторное обследование в психиатрическую больницу № 6 г. Москвы по настоятельному требованию участкового психиатра и тут же получили диагноз: А70.88 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения, обусловленная другими уточненными причинами.

До этого после амбулаторного обследования в детской психоневрологической больнице № 18 был диагноз: психо-подобное поведение на фоне задержки речевого и психического развития А06.828.

Сейчас вот с дитем лежим на госпитализации в психиатрической больнице № 6 - посмотрим, что там нам скажут.

Но поведение у моего точь-в-точь как у вашего ребенка. Всё очень знакомо.
17.11.2011 16:54:02, елена волк
Ой, здоровья Юрочке и сил вам, чтоб всё это преодолеть.
Мой сынок на год младше, и если прямо сейчас сдаться врачам-психологам, нам, наверно, скажут: что вы хотите, у ребёнка адаптация к детскому саду. Проблемы в поведении, конечно, не с сада начались, но сейчас одно на другое наслоилось... Вот подрастём ещё немножко и пойдём разбираться.
18.11.2011 11:08:14, та самая мамка
Тогда мои син тоже псих. Я би никогда не стала би тоскать его по психиаторам, а занималась би воспитанием и врача би поменяла...... Я уже писала - многим мальчикам некуда енергию девать, плюс нугна жесткая тактика а не таблетки. у меня много знакомих кто детеи с 4 лет санимает спортом - не говорю что становытся ангелами, но много меняет..... Если кто мне скажет что мои ребя псих - глаза вицарапою 17.11.2011 20:01:42, vo
Интересная у вас логика. Начинаете со слов "мой сын тоже псих", заканчиваете "Если кто мне скажет что мои ребя псих - глаза вицарапою". А за что собственно? За правду? 17.11.2011 21:18:56, Почему?
Нет - я говорю что по сказанному више - мои син псих. По наблюдениям врача котории нас знает с 0 месязев - нормальнии здоровии ребенок, к стати - одареннии в математике и в спорте. Так что если мне какои би другои врач скасал что мои ребенок псих - мало би не показалось. Покамесь такого не било. В школе есть жалоби, но не так уж много. Школа сдесь начинается с 4х лет...... Жалыются (теперясь) на нас меньше чем на более спокоиних с виды детеи.....
А так все описанное - недастатки воспитаниа. А сколько ми вложили в ето... Жесть
17.11.2011 21:27:49, vo
похоже на гиперактивность.

НО- как вы обследовали ребенка? ЭЭГ и УЗИ мозга, зрение и слух (в т.ч. фонематический) проверяли? в хорошем месте? сердце?

как у вас с режимом?
17.11.2011 16:39:21, Ata
Режим садовский стараемся соблюдать, а вот обследовались, на самом деле, мало.
ЭЭГ и УЗИ были ещё в ДР, до года. Потом - только врачи перед садом. Он дико боится незнакомых врачей, не даётся. Летом были у логопеда - молчал, как партизан, всё писали с моих слов.
Сейчас пошёл в сад - скачок в развитии речи, со звуками, конечно, плоховато, без логопеда не обойдёмся, но уже и сейчас всё не так уж плохо.
Есть маленькое ООО с хорошей динамикой. Это как-то может на поведение влиять?
Ещё была родовая травма шейных позвонков, с которой сейчас непонятно - есть или компенсировалась. Судя потому, как ребёнок кувыркается и прогибается, позвоночник у него в порядке. Невропатолог сказала, что обследование (доплер) до 5 не информативно. Ортопеду он не дался. Так и живём с вопросом. Психолог (хороший тематический) проблем не видит, хвалит его и никуда не направляет. В быту с ним тяжело, но психолог, видимо, считает, что всё в пределах возрастной нормы.
18.11.2011 11:30:13, та самая мамка
родовая травма шейных позвонков- да, может влиять на поведение.
и доплер сосудов шеи и головы- как раз при этом стоит бы сделать! и показать хорошему ортопеду и остеопату тоже полезно.
и ЭЭГ свежую тоже сделать. и фонематический слух проверить.

потому как вам нужно понимать, что в поведении только издержки воспитания, а что может идти от проблем со здоровьем.

режим вам очень важен, так же НЕпосещение всяких мест типа торговых центров и аттракционов, также исключить телевизор- если не можете совсем исключить- тогда только 2 раза в неделю не более чем полчаса- и в четко заранее обговоренные дни по расписанию!
МНОГО гулять. правила- как вам внизу хорошо написали- четко кратко проговарить и соблюдать несмотря на крик. записывать как минимум неделю, отчего и в каких ситуациях и какое время жня кричит и выходит из себя ребенок- потом от этого и плясать с корректировкой правил и вашего взрослого поведения. так же эти записи помогают проанализировать, когда у ребенка пики усталости или голода, или просто раздражительности. это вам поможет.

когда скорректируете ваше взрослое поведение- если кратко- закрутить гайки, но вести себя логично и последовательно- можете пропить месячный курс сиропа ЭДАС 306.

остальное- по результатам обследования.
18.11.2011 13:25:57, Ata
У меня син такои-же, мальчики в 90% такие.....Копиа по поведению. У нас замечательнии врач - никакои гиперактовности.... 17.11.2011 19:48:58, vo
Нет, совсем не 90%, и даже не 10%. Каждый день бываю в магазинах, метро и троллейбусе, никогда с таким не сталкивалась. 17.11.2011 21:19:56, Почему?
нет, мальчики не 90% такие. Если вы продолжаете себе твердить, что с вашим ребенком все в порядке и что все такие - вы заблуждаетесь. 17.11.2011 21:16:07, LucyMO
Да, к стати - с чего ви взяли что с моим не все в порядке? Я что ето утверждала? Наобарот.....Я хвалюсь. Син - как ядерная станциа, много работи, не спорю, Но - одареннии во многих сферах, на лекарствах не сижаннии. У вас ребенку - 8 месязев я тут посмотерла. Ви мне расскажите все к годам к 12-цати и воспитав детеи разних полов желательно если не верите по поводу разници поведения мальчиков и девочек. и про кризиси 2, 3, 4, 5 и тд годов.......И так до 20 лет пока не поидут v college 18.11.2011 02:39:41, vo
Поверьте мне что я себе не твержу. У нас педиатор вишгео пилотажа. А вот ви ишете легкие решения - обьявить психом, посадить на лекарства - а потом плучите затормогеннии овошь. И не поверите - у всех моих знакомих у кого есть дети обоих полов ( а у меня их тоге двое) тоже самое говорят. И НИКАКОГО отношения ето не имеет к усинвленности. ПС - живем в штатх и Русских врачеи я би вообше за километр обходила. Но в обшем проблеми вашего подхода рашлебивать самим родителям, как и мне свои..... Я тут так - делюсь опитом имея почти 7ми леткi. 17.11.2011 21:21:57, vo
Очень сильно похоже на поведение гипера.Скорей всего у ребенка СДВг.Сходите к ним на форум, почитайте.Найдите хорошего невролога.По описанию очень похожи вы на моего Мишу.У него СДВГ или ММд.Мне очень помогла в свое время книга, автора не пормню"Дети тюфяки и дети катастрофы".Она у меня прямо настольной книгой долгое время была.Почитайте.Не пожалеете.Если у вас малыш гипер, то успокоительные-маме.Походы в магазин-до минимума.Терпения вам.Скомпенсируется годам к 12.Осталось то всего-ничего.Сходите на форум таких деток.Здесь ссылки на него много раз давали.Среди наших деток тематических гиперов очень много. 17.11.2011 16:16:05, миряночка
Золотие слова..... успокоительное родителям. Да, угиманиваются к 12 годам 17.11.2011 20:02:32, vo
Меньше надо разговаривть. Больше действовть. 17.11.2011 16:13:42, Караул
+ 1 "речей не тратить по-пустому, где надо власть употребить" 17.11.2011 18:16:32, а эн оним
ГЫ, я наоборот хотела написать. Что надо все-все проговаривать. "Мы сейчас идем в магазин, там нельзя то-то и то-то, можно то-то и то-то..Понятно?!" При невыполнении сразу выходить из магазина. То же самое с транспортом, как бы не хотелось ехать дальше. "Сейчас мы сядем в автобус. Деньги за билет кладем в кошелек. Сидим на одном месте ... Понятно?!" как только ребенок нарушил - 1 предупреждение, что сейчас выйдем. Продолжает - сразу выходить из автобуса и стоять пока не успокоится и опять проговорить, что "Сейчас мы войдем в автобус..."

Не очень поняла, почему автор продолжает ехать в транспорте с вопящим ребенком?! А просто выйти и подождать пока не успокоится?!
17.11.2011 16:26:13, Lussi01
Ниже написали, почему автор продолжает ехать (погода и время). И ещё потому что: а) не хочется напрягать старшего ребёнка, который ни в чём не виноват; б) часто младший не хочет никуда ехать (это маме надо) и закрепиться может как раз противоположное: поорал - вышли - ура, никуда не едем, когда я не хочу!
в)бывает, едем в час пик и по пробкам. Выйдя из одного переполненного автобуса с коляской и 2 детьми, можно ещё ооооочччччень долго не сесть в следующий.
На самом деле, мы уже сократили до минимума выходы во все сложные для нас места. На автобусе ездим 1-2 раза в неделю. И проговариваем все правила - он кивает, соглашается, но через минуту нарушает. Но наверное, вы правы - попробуем после предупреждения выходить. Хуже всё равно не будет. ))
18.11.2011 11:51:18, та самая мамка
:)
а) Кровный напрягаться не будет, если слышал, что на каких условиях вы все выйдите из автобуса. Он поймет. Кровного и так наверняка напрягают истерики младшего.

б) "вышли - ура, никуда не едем, когда я не хочу!"
Кто сказал, что не едем?!
Не закрепится обратное. Т.к. после выхода из автобуса и после того как ребенок успокоится, до ребенка будет донесено, что все равно вы все опять войдете в автобус и продолжите путь, но снова выйдите, если будет нарушение и после этого опять войдете, потому что вам надо доехать. Все говорится жестко, не терпящее возражений, без крика и нежности. Четко, как заучивания правила, что под едущую машину нельзя кидаться.

в) Замечательно!!! Если еще будет непогода, пролдивной дождь, еще лучше. Пусть ребенок постоит под дожден в попытках залезть в переполненный автобус, получит все "прелести" грязи, холода и толкучки. Да Вам будет не очень легко, но никто не обещал, что будет легко. :) Или Вы жалеете себя и не выходите и потакаете, либо сжав зубы, работаете на результат.
Я раз вышла с коляской и неходячим 5летним ребенком подмышкой! Ребенок настолько забылся, что решил, что раз он болен, то ему все позволено. Нет, не все. Вышла. Результат того стоил.

"Хуже всё равно не будет." Очень точно сказано. :)
18.11.2011 13:07:43, Lussi01
Именно - при не выполнении СРАЗУ выходить. А не сказки рассказывть. 17.11.2011 16:53:22, Караул
Это да, точно! Сразу без разговоров и объяснений. А уж выйдя наружу напомнить почему вышли. Дать время успокоиться и можно повторять попытку, заранее ОПЯТЬ проговорив правила поведения.

У меня тоже гипер. Так только и спасалась. Но я больше одого раза не предупреждала. Первое и последнее китайское предупреждение, дальше уже мое действие. :)
17.11.2011 17:01:55, Lussi01
Тактика, может, и замечательная, в хорошую погоду и при условии, что никуда не надо спешить. А если мороз или ненастье, а ехать к определенному времени?! Тогда в "зашли-вышли" особо не поиграешь... 17.11.2011 18:29:41, Сканди
Поиграешь! Поверьте! При любой ситуации, за исключением невозможности выйти с летящего самолета.

Если Вам важен результат, если Вы хотите жить долго и счастливо без проблем, и чтобы ребенок знал, что "мама сказала - как отрезала!", что мама словами не бросается и что слово свое держит, то Вы выйдите и в лужу и в ненастье и пусть Вы опазадете куда-то, но главное Вы не опаздаете на Ваши отношения с ребенком! А остальное не так важно и зачастую вполне безобидно компенсируемо.

Поверьте не много раз потребуется выйти, чтобы ребенок понял, что это теперь так раз и навсегда. Только без единой поблажки. Позволительно ОДНО предупреждение, т.к. ребенок мог забыться. Второго предупреждения не существует.
17.11.2011 18:46:00, Lussi01
Спасибо, попробую так "поиграть", а то я свою исключительно на такси вожу (не с жиру, конечно, а чтобы перед другими пассажирами стыдно не было)... 18.11.2011 12:09:29, Сканди
Eugenie
Очень согласна. 17.11.2011 19:13:15, Eugenie
Замечательная тактика.Скорей всего не совсем правильно воспитанный гипер.Это не в укор, а в надежду.Что у вас получится подкорректировать грамотно его поведение и облегчить жизнь обеим.Но таким шустрым он конечно останется. 17.11.2011 16:44:54, миряночка


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!