Раздел: Воспитание

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Голубушка

ПОЛЕЗНО буквально всем нам

Готовлю семинар с элементами тренинга по стратериям коррекции поведения проблемного ребёнка.

Вырисовывается такая простая и полезная схема взаимодействия родителей с ребёнком, что грех не поделиться:)

Итак, делюсь:
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЮС ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С
ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
R.A Barkley, Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс,А. Л. Сиротюк, Ю. С. Шевченко, Н. Н.
Заваденко, Л. С. Чутко, Ю.Б. Гиппенрейтер, Р. Бёрк, Р. Херрон, Демьянчук, М.В.
Галимзянова

Принятие и общение.
Уважайте ребенка и принимайте его безусловно - таким, какой он есть. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

1. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда у него что-то получилось, подчеркивайте успехи, а не неудачи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысит его самооценку. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

2. Используйте метод эффективной похвалы.

3. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях. Изучите имеющуюся информацию об СДВГ и старайтесь не требовать от ребенка того, что он просто не сможет выполнить.

4. Постоянно общайтесь с ребенком, читайте ему книги и обсуждайте их вместе, просите его помочь вам в выполнении домашних дел, дарите ему свое внимание и тепло. Относитесь с должным пониманием к проявлению его индивидуальных особенностей.

5. Присмотритесь, чем больше всего увлекается ваш ребенок. Это может быть игра в куклы, в машинки, общение с друзьями, собирание моделей, игра в футбол, современная музыка... Некоторые из этих занятий могут показаться вам пустыми, даже вредными. Однако для него они важны и интересны и к ним стоит отнестись с уважением. Хорошо, если ваш ребенок расскажет вам, что именно в этих делах интересно и важно для него, и вы сможете посмотреть на них его глазами, как бы изнутри его жизни, избегая советов и оценок. Совсем хорошо, если вы сможете принять участие в этих занятиях ребенка, разделить с ним его увлечение. Дети в таких случаях бывают очень благодарны родителям. Будет и другой результат такого участия: на волне интереса вашего ребенка вы сможете начать передавать ему то, что считаете полезным: и дополнительные знания, и жизненный опыт, и свой взгляд на вещи, и даже интерес к чтению, особенно если начать с книг или заметок об интересующем его предмете.

6. Создайте для ребенка тихую спокойную атмосферу в доме, следите за тем, чтобы звук телевизора, магнитофона или радио был слегка приглушенным, старайтесь не разговаривать друг с другом или с ребенком на повышенных тонах.

7. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

8. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.

9. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

10. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

11. В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

12. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и т. п.).

13. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

14. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
24.03.2010 15:50:52,

12 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Оля, действительно, очень ценная работа. Спасибо. У меня СДВГ-шка, что-то знала хорошо, что-то нет, скопировала себе. Пользоваться - буду. Мне все важно, что может нам помочь. Со своей стороны могу тоже немного "утешить" мам с СДВГ-детками, что бывает такое, что удается справиться с проблемами. Нам вот с сыночком - я считаю, почти удалось. Ребенок по сравнению с тем, что было - небо и земля сейчас. Но мы год ходили к нейропсихологам - психологам, сама я читала многих из упомянутых Вами авторов (и применяла), у невролога полечились немного, в общем, сил много вложено. Но и результат - мне прямо иногда самой не верится (ттт!) Ну и плюс к тому - перерастает, взрослеет... 25.03.2010 09:49:43, EFS
Мам с СДВГ "утешать" не надо - они же в теме, знают, что уйдет - а что нет. Но вылечить за год СДВГ пожалуй ,еще никому не удавалось... Так что сходите на форум СДВГ, поделитесь опытом.
Если СДВГ у ребенка действительно был.
А книга эта не новость. Хорошая, да. Но не панацея, увы. От СДВГ не удается вылечиться только психолого-педагогическими методами, потому что обычно затронута структура мозга...
26.03.2010 20:59:07, У Вашего именно диагноз был?
Голубушка
Почему за год? Я в недоумении. Мы получали комплексную медикаментозную, психолого-педагогическую и семейную коррекцию на протяжении трёх лет, с четырёх и до семи, и в данный момент продолжаем превентивное лечение.
"Это" не книга. Это сублимация работающих техник.
Насчёт "панацеи". СДВГ, хоть и является проблемой неврологической, но корректируется в основном психолого-педагогическими методами.
Диагноз у нас - ММД с нарушениями эмоционально-волевой сферы, а СДВГ является наиболее частым её проявлением.
Да, проявления дефицита внимания действительно присущи и ЗПР, и УО, и моторной алалии, и раннему детскому аутизму. Тогда, согласна, затронута, как Вы выражаетесь, структура мозга.
Но не надо мешать всё в одну кучу. СДВГ,- диагноз, который ставится детям с сохранным или выше среднего интеллектом. Несмотря на то, что раньше СДВГ связывали с повреждением мозга, в последние
десятилетия на первое место в этиологии СДВГ ставятся генетические факторы.
26.03.2010 21:53:59, Голубушка
Голубушка
ПРОДОЛЖЕНИЕ.
Последовательность и воспитательные воздействия.
15. Для начала необходимо сформировать для себя четкую картину того, какие качества вы хотите у ребенка развить и затем последовательно придерживаться поставленных целей. (Например, если вы стремитесь развить у ребенка уважение к окружающим, тогда вы очень уважительно общаетесь с ним, каждый раз, когда он проявил вежливость и уважительность вы подчеркиваете это и хвалите его. Если вы развиваете в ребенке умение самостоятельно принимать решение и нести ответственность за сделанный выбор, то вы поощряете его в те моменты, когда он делает выбор, даже если этот выбор вам не нравится и разрешаете ребенку встретиться с последствиями сделанного выбора).

16. Будьте последовательны в своем воспитании. Не стоит угрожать ребенку, что вы его лишите чего-то или запретите что-либо, если на самом деле не собираетесь этого делать. Если вы что-то запретили ребенку, то нельзя отменять этот запрет без каких-либо веских причин. Если вы попросили ребенка о чем-то, добейтесь, чтобы он выполнил вашу просьбу, и поблагодарите его за это. Требований и запретов к гиперактивным детям должно быть немного, но взрослые должны быть тверды и последовательны. Нельзя поддаваться настроению и в одних и тех же ситуациях то хвалить, то ругать, то оставаться безразличным к ребенку. Следите четко за выполнением ваших требований.

17. Не применяйте физических наказаний. Иногда родители в порыве гнева и нетерпения в ответ на бурные проявления и непослушание шлепают ребенка, однако эта мера воздействия может только усилить реакцию и вызвать негативные эмоции, протест ребенка. Кроме того, скорее всего, ребенок очень скоро переймет вашу манеру поведения в подобных ситуациях и будет позволять себе в общении со сверстниками и с вами проявлять агрессивные чувства и действия.

18. Выработайте совместно с ребенком систему поощрений и последствий за желательное и нежелательное поведение.

19. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

20. Ограничивайте выбор до нескольких возможных альтернатив, но не навязывайте его - разрешайте ребенку принимать решения самостоятельно.

21. Инструкции, которые мы даем ребенку, должны быть понятными для него и очень короткими (желательно не более 10 слов). Чтобы импульсивный ребенок понял вас, прежде чем что-то сказать, продумайте и взвесьте каждое слово, затем установите контакт глаз с ребенком, спросите, готов ли он вас слушать, и после этого говорите, подчеркивая голосом все ключевые слова.

22. В минуты, когда ребенок плохо понимает вас и не слушает, что вы ему говорите, используйте технику «заезженной пластинки» — уверенным голосом повторите свое обращение к нему слово в слово 3—4 раза, делая длинные паузы. Обязательно добейтесь своего, не меняя тактики. Когда ребенок выполнит вашу просьбу, похвалите его или просто скажите спасибо.

23. Старайтесь предотвращать плохое поведение ребенка. Лучше предотвратить плохое поведение, чем потом наказывать за то, что все произошло так, как вы и ожидали. Используйте метод профилактического обучения. Заранее договаривайтесь с ребенком о том, что он должен делать в поездке или в походе в магазин. Скажите ему, что при переходе через дорогу он должен держать вас за руку, а в магазине стоять рядом и если он выполнит эти ваши просьбы, он получит небольшую награду.
24.03.2010 19:37:16, Голубушка
Голубушка
ПРОДОЛЖЕНИЕ.
Распорядок и правила. Организация деятельности и отдыха.
24. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку. Расписание нужно поместить так, чтобы ребенок мог его видеть. Эффективный способ напоминания для детей с СДВГ — применение специальных листов-памяток, которые напоминают о важнейших делах и вывешиваются на видном месте. Кроме текста на этих листах можно разместить соответствующие рисунки. После выполнения какого-либо задания ребенок должен сделать определенную пометку.

25. Заранее договаривайтесь с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д. Желательно, чтобы об истечении времени ребенку сообщал не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

26. Выработайте и расположите в удобном для ребенка месте свод правил поведения в классе, дома, на кружках, в общественных местах. Просите ребенка вслух проговаривать эти правила.

27. Зная своего ребенка, проанализируйте, в какие часы суток и дни недели он допускает неадекватное поведение, и спланируйте это время так, чтобы отвлечь ребенка каким-то интересным занятием, привлекательным для него и дающим возможность реализовать накопленную энергию и чувства.

28. Давайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, плавание.

29. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

30. Научите ребенка устраивать тихие перерывы.

31. Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее действие.

32. Есть данные, что ребенок с СДВГ может управлять своим вниманием, при условии, что тема ему интересна (может долго играть в компьютерную игру). Следовательно, необходимо найти подход, приемы заинтересовать ребенка, помочь найти интерес в обычных делах.

Эмоции и саморегуляция.
33. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» они ни казались. Объясните ему, что он имеет право на любые эмоции, но при этом покажите ему безопасный способ их проявления.

34. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. (Похоже ты сердишься…; Тебе было грустно…).

35. Научите ребенка способам совладания с гневом, ведь ребенок иногда и сам теряется от бурных проявлений собственных эмоций.

36. Помогите ребенку если он, перевозбудившись, не может сам остановиться. Например, если это приятно ему, вместо нотаций и замечаний просто подойдите и крепко обнимите его. Иногда в такие минуты можно даже почувствовать, как ребенок «сдувается, будто воздушный шарик», прижимается к вам. Воспользуйтесь минутой затишья и предложите ребенку посидеть, полежать вместе, почитать книжку.

37. Используйте систему своеобразной «скорой помощи» при общении с гиперактивным ребенком:
•предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность);
•задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка);
•не приказывать, а просить (но не заискивать);
•выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
•сфотографировать ребенка или повести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
•оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
•не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения;
•не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
•в некоторых случаях в подростковом возрасте возможно заключение формальных договоров-контрактов, в которых закрепляются определенные обязанности за ребенком и поощрение родителей.
24.03.2010 19:40:40, Голубушка
OksanaL
Только не обижайтесь-вы это только сейчас прочитали и узнали? и решили поделиться? 24.03.2010 19:15:50, OksanaL
Голубушка
Не обижаюсь. Ко мне обратились коллеги с просьбой помочь реализовать Программу поддержки и обучающей помощи родителям. Именно ко мне, потому что в курсе, что мне с моим сыном удалось решить проблему с его эмоциональной регуляцией и нарушениями социального взаимодействия. Пришлось проделать определённую работу и выстроить практику в теорию:) Заодно и Конфянам в очередной раз сказать , что всё не безнадёжно.
Мой ответ устроил?:)
24.03.2010 19:31:09, Голубушка
советы хороши но!
Наш очаровательный малыш постоянно орет, демонстративно гадит, от ласки вырывается, плюет, кусается. Поводов для похвалы мизер. Требование только одно - не наносить вреда окружающим. Книг ребенок не слышит, диалога не получается, речь неразвита, понимание речи так же. Увлекается ребенок- дразнить и бить своих братьев, сестер и что-то ломать и бросать. Постоянно провоцирует, пока не гаркнеш не успокоится. И много еще чего, 5лет уже. От таких советов только больше понимаешь свое бессилие и хочется повесится.
24.03.2010 17:09:19, пошла вешаться
Голубушка
У вас поведенческие нарушения налицо, которые оказывают значительное разрушительное влияние на взаимодействие с людьми? Дело в том, что одной поведенческой терапией в семье проблему не снять, проблема корректируется комплексно. Сюда необходимо подключить, в первую очередь, медикаментозную терапию, плюс грамотную психолого-педагогическую поддержку ребёнку и конечно, Вам как родителю.
Вот Вы сокрушаетесь, что "вешаться пошли". Я понимаю (сама с сыном через проблему в полный рост прошла). Ведь воспитание ребёнка с поведенческими трудностями предъявляет особые требования к родителям, что приводит к развитию стресса, переутомлению, чувству бессилия и, в некоторых случаях, агрессии по отношению к ребёнку. Конечно, у родителей кончаются батарейки и опускаются руки в безысходности. А помочь Вам можно и реально. Вас просто никто не научил, КАК применить эти советы по воспитанию на практике. Самому до этого дойти сложно, желательно пройти программу тренинга. Поэтому, если хотите себе и ребёнку помочь, просто поверьте мне сейчас на слово, скопируйте содержание этого топа и мой комментарий, и идите с этим в официальный психологический центр. Так поймут, о чём идёт речь и в какой помощи Вы нуждаетесь.
С пожеланием всего наилучшего.
24.03.2010 19:14:06, Голубушка
вешаться не буду, зачем детей еще раз сиротами делать.
Но вы правы что помощь и мне нужна. Вы все правильно написали про стресс, агресию, усталость и бессилие. Когда то наивно думала что почти все пройдет с любовью и временем. 5 лет спустя вынуждена признать что бессильна. А главное что страдает больше всех сам ребенок. Стоим на очередь к психологу но там будут больше разбирать школьные проблемы. Про медикаментозную терапию никогда не слышала. Но как я поняла что щитовидка тоже на поведение влияет? может там надо еще лекарства попить?
25.03.2010 00:19:25, вешаться не буду
Голубушка
Напишите мне в личку. 25.03.2010 07:35:11, Голубушка
Голубушка
Обратившимся в личку ответила, материалы скинула. 25.03.2010 13:44:23, Голубушка


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!