Раздел: Воспитание

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

и снова про ЗПРР

навеяно постом Пангеи.

девушки, дорогие, а где бы почитать, что именно может знать/уметь обычный почти-двухлетний ребенок? потому что от "советских" таблиц районного невролога ("к двум годам словарный запас 50 - 200 слов") мне уже давно дурно становится, мы и близко до "таких" стандартов не дотягиваем.

и вторая просьба: хотелось бы услышать мнение опытных об уровне развития ребенка (сейчас 1 и 11). понимаю, что дети все разные, но найти адекватного невролога с опытом работы с тематическими мне пока не удалось, а неплохой, по отзывам, невролог без опыта работы с детками "из системы" от нас в тихом ужасе... вот, хочу понять: все действительно так плохо?

итак, ребенку 1 и 11, дома 10 месяцев, до этого - больница и ДР (отказник).

бытовые навыки: более-менее уверенно ест ложкой густую пищу (с 1 и 9), умеет одевать обувь без застежек (сапоги, тапочки...) - правда, не всегда с 1-ой попытки (с 1 и 10), умеет снимать брюки, колготки, памперс (с 1 и 9), умеет умываться, мыть руки под краном, пить из чашки, если ее придерживает взрослый.

игры: может собрать башенку из 3-4 кубиков (но желательно из консервных банок :). может "собирать" пирамидку - в произвольном порядке нанизывать кольца на основание. может кидать/катать мячик и возить по полу машинку. может играть "в догонялки" и в "прятки". любит "мыть посуду", помогает разгружать-загружать стиральную машину и развешивать белье (т.е. приносит/подает вещи из кучи), любит наряжаться и шастать по квартире в маминых туфлях, шапке и перчатках :), любит рассматривать иллюстрированные печатные издания, в которых она тыкает пальчиком в картинки - а я должна называть, что нарисовано.

речь: "мама", "бай-бай", "ко-ко-ко" (курица на картинке), "у-у-у" (корова на картинке), "на-на-на" (я нахулиганила), "ам-ам". плюс три или четыре жеста.

животных, кроме курицы, коровы и собаки, не знает, бытовые предметы знает избирательно (расческу - да, чашку - нет; подгузник - да, колготки - нет...), цвета не знает, формы не различает, из людей знает только маму-папу и брата, где глазик-ротик-носик, показать не может.

понимаю, что некая ЗПРР есть, а вот насколько все серьезно - по вашему мнению?
17.03.2010 13:25:18,

44 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
мы дома 4 месяца. На данный момент 1,10. Мы даже не снимаем штаны, правда может одеть обувь, особенно папину. Есть увеенно. Из кружки, если много, проливает. Мама-папа не говорит, только дядя, показавает как собачка говорит и кошка (чуть-чуть похоже). Но я не заморачиваюсь. С сыном было еще хуже. По-моему нормально для тематический деток он у вас развит.догонит 18.03.2010 13:19:40, Лавочка
Да около дела всё у вас. Я забирала свою в 1 год и 11 месяцев, примерно на том же уровне она была. Сейчас в университете учится, без стипендии, правда, на трояки в основном, что мне, как бывшей отличнице, обидно. 18.03.2010 11:23:38, atusik31
Темп развития детей очень разный, и у каждого ребенка свой. Чем спрашивать у мам(не спецов), лучше сходите к неврологу хорошему, пусть Вам порекомендуют занятия и , возможно, лечение назначат. Догонять лучше в 1.11, чем потом в 3-4 года. Можно еще у логопеда-дефектолога проверить ребенка. К 2 годам они уже видят картину. ОНР не ставят? 18.03.2010 09:49:25, Не парьтесь...
я ниже уже несколько раз отвечала, что У НАС ЕСТЬ "ОЧНЫЙ" НЕВРОЛОГ В РЕАЛЕ! И МЫ ТАКИ ДА, НЕ ТОЛЬКО ВИСИМ НА КОНФЕ, НО И ЗАНИМАЕМСЯ РАЗВИТИЕМ РЕЧИ!!!

просто у нашего "очного" невролога нет опыта работы с тематическими детьми - отсюда и мои просьбы прокомментировать тех, кто через подобное проходил.

извините, если прозвучало резко, просто у меня личная почта трещит от анонимных советов найти нормального специалиста в реале - почему-то никто из неподписавшихся "доброжелателей" не берет себе за труд пробежать глазами ветку темы до того, как вставить свои 5 копеек...
18.03.2010 10:14:57, quizas
Есть дети, которые начинают говорить к 3 годам. В интернете есть много материала по развитию речи детей дошкольного возраста. Вот, например, тут: http://adalin.mospsy.ru/l_01_04.shtml 17.03.2010 22:13:24, Marishanya
Можно я в тему говорения добавлю? Мне казалось, что у страшего совсем маленький словарный запас и мы все подсчитали, 54 слова! А я думала - от силы 20.

Рекоммендую посчитать и записать, у нас уже 56 слов :)
18.03.2010 21:25:34, Пангея
Описываете ребенка, развитого на 1 год. Но у вас все путем, даже не сомневайтесь.

Приходите провентиллировать в 3 года.
17.03.2010 21:31:06, Пангея
Неужели действительно есть дети, которые в 1 год способны есть ложной и снимать штаны/колготки?!!! 17.03.2010 23:14:38, Lola_
Моя кровная ела ложкой и снимала памперс) 18.03.2010 00:46:00, Виолина
Мой кровный ровно в год категорически запретил кому либо себя кормить - только сам. И он ну совсем не опережает свое развитие, к сожалению, хвастаться нечем. И снимать вещи вообще несложно, у меня даже отстающий малыш колготки снимет запросто. 18.03.2010 00:12:30, Пангея
Моя садодельная стала сама есть в 3, хотя у бабушек аж до 4 предпочитала, чтоб кормили, памперс сняла в 1,8 сама. И как-то я не знала, что это есть отклонение от нормы. Сейчас и ест, и без памперса, и гимназии учится. 18.03.2010 23:18:48, Lola_
Чудеса... А моя гениальная (ну, с моей, субъективно-обожательной т.зр.) кровная старшая сама начала кушать ложкой в год и месяц. Я всегда считала это одним из доказательств безусловной гениальности ребенка. :)))) Младшая же ложкой начала кушать ближе к полутора годам, снимать с себя вещи - и того позже, после 2-х лет. Собственно, она и сейчас (2,4) затрудняется снять с себя носки, если они не сползли - там же пятка сложноснимаемая, за неё нужно сзади тянуть. И пить из чашки до сих пор не особенно умеет - если налить больше четверти чашки - скорее всего, разольёт. При этом ходит на развивалки в группу к более старшим деткам - и нечего там, на уровне смотрится. 18.03.2010 00:54:47, Atman
А мне маловато таких "показателей". Надо еще и на общую картину смотреть, вот, чувствуется по ребенку, в норме он или нет.

Вот когда у меня росла гениальная девочка.... ой, я с ней даже мамой себя не почувствовала, приношу ее из роддома, а она умнее меня :)

А сейчас у меня растет маленький макиавелли -Ромочка. Оооо, этот мальчик будет править миром, вот увидите :)
18.03.2010 21:23:36, Пангея
Летучая Мышка
нееет! это мой Вовочка будет править миром! вам придется подвинуться! %--))) 18.03.2010 23:23:09, Летучая Мышка
У меня ребенок почти такого же возраста, из системы, дома 8 месяцев. Отставание было сильное, отставание есть и сейчас-особенно в развитии речи- но скачок в развитии по сравнению с тем что описываете Вы у моего ребенка огромный. Я бы на вашем месте все же обеспокоилась. Это не значит что у вашего не может случиться тоже спонтанного скачка через пару месяцев. Но лучше пойти к коррекционным педагогам на занятия и к логопедам- и через полгода обнаружить случайно что они вам уже и не нужны тк ребенок нагнал сверстников, чем через полгода ругать себя за потерянное время если спонтанного скачка не произойдет и ребенку нужны методичные занятия. ( я тоже не только ждала но почти сразу начала занятия по Монтессори, музыку,пальчиковые игры, массаж, бассейн) 17.03.2010 19:38:13, Ata
Ata, если у вас появится время/желание, не могли бы вы рассказать мне о вашей дочке, хотя бы в телеграфном режиме "было - стало"? можно в личку. хотелось бы отдельно про коммуникативные и бытовые навыки и отдельно про речевое развитие услышать (интересует и понимание, и экспрессивная речь). я была бы очень признательна за любые крупицы информации о ребенке-ровеснике со схожим прошлым 17.03.2010 19:53:46, quizas
Хорошо напишу в личку на днях 17.03.2010 19:58:42, Ata
заранее очень признательна! 17.03.2010 20:06:44, quizas
Мы взяли дочу в 2 и 10. Речевое развитие было примерно одного с Вами уровня. Бытовые навыки более развиты, любому домашнему ровеснику фору даст. А речь... положительная динамика на лицо, хотя до человека говорящего ещё ой как далеко. Дома 4-ый месяц. 17.03.2010 16:25:03, МоНАТА
у нас с вами совсем разные ситуации :( у вас ребенок дома только 4 месяца, а уже хорошая динамика. а у меня ребь дома 10 месяцев, и прогресс очень, очень медленный. 17.03.2010 16:50:49, quizas
По-моему, всё хорошо, где-то так же и домашние в этом возрасте развиты. Наша кровная Маруся намного больше слов в этом возрасте говорила, но тут нужно отдать должное нянечке (которую Маруся считает своей родной бабушкой и очень любит) - та разговаривала с ней с 8-ми мес. обо всём, не переставая, вплоть до разбора поступков героев сказок. :))) (Няня - бывшая учительница литературы). А по кубикам-одёжкам приблизительно всё так же у нас было в этом возрасте. Даже башенку, кажется, позже начала собирать. Куличики, помнится, любила лепить и пересыпать-переливать всё на свете. На белочек ещё смотреть и других животных и птиц. 17.03.2010 15:01:15, Atman
вопрос не в том, хорошо или плохо. вопрос в динамике. если вы видите, что ребенок развивается, то и хорошо. а если развитие стоит на месте, ребенку нужна квалифицированная помощь. мое имхо - средний домашний ребенок обладает такими умениями в 12-13 месяцев. 17.03.2010 13:43:49, Natalya L
динамика, пусть небольшая, но есть.

в 13 месяцев она не то что "ко-ко-ко" не знала - она вообще звуков не произносила. умела только ДИКО ОРАТЬ МУЖСКИМ БАСОМ, по-другому даже описать этот звук не могу... да что там речь - она в глаза смотреть и то не умела, весила 7700, не ходила, не играла ни во что, от любого резкого движения тут же группировалась на полу (ноги поджимала к груди и руками закрывала голову) и начинала ОРАТЬ...

но 10 месяцев дома (при условии очень легкой и короткой, на мой взгляд, адаптации) - это все-таки срок. наша невролог говорит, что здоровый ребенок, попавший из неблагоприятных условий (ДР) в благоприятные (семья) должен догонять ровесников семимильными шагами, т.к. функционально он в силу возраста уже готов к освоению определенных умений и навыков, просто раньше не было возможностей - а сейчас, когда физическая/психологи­ческая готовность плюс неудовлетворенный за месяцы ДР познавательный интерес совмещаются с реальными возможностями для развития, она должна (якобы) продемонстрировать впечатляющий скачок... а скачка-то нету...

насчет 12 месяцев - вы угадали, наш врач оценивает ее примерно так же (на 12-14 месяцев - по социальным навыкам и на 10-11 месяцев - по уровню развития речи)
17.03.2010 13:57:34, quizas
я опять же со своей непрофессиональной точки зрения с вашим врачом на 101% согласна. проблемы ребенка явно превосходят средне-тематические. не суть важно в чем причина - в психологической травме - просто так ребенок не будет группироваться и орать, или в воздествии плохой беременности или плохих родов - лечение одно - коррекционная педагогика. и вам срочно нужен логопед-дефектолог, имеющий опыт работы с детьми с зпр. в 1.11 ребенок должен понимать хотя бы простейшие инструкции. странно, что невропатолог вас к такому специалисту не отправил. 17.03.2010 14:24:08, Natalya L
У меня кровная в вашем возрасте была абсолютно такая же, никакие ЗПРР нам не ставили. Сейчас нам три, трещим без умолку, всё знаем, всё умеем, только спать ночью без памперса не умеем, к сожалению. Но уверена, тоже перерастёт. А вообще, огромный скачок в развитии у нас пошёл после отдыха на юге (доче было 2 года 5 мес) 17.03.2010 13:37:13, DochkinaMama
спасибо, что поделились.

наша основная проблема - речь, не только потому, что она не говорит, но и потому, что плохо понимает. есть дети, которые поздно начинают говорить - но к двум они, как правило, отлично понимают обращенную к ним речь, до деталей типа "пойди в васину комнату и принеси папе два зеленых кубика" - по крайней мере, мне так невролог объясняла.

а моя не только не говорит, но и не лепечет - совсем :( в лучшем случае, распевает гласные на разные лады, как грудничок, да и то крайне редко. произнести любой звук, кроме плача и хныка, для нее мини-подвиг, она НИКОГДА не будет пользоваться речью, если может обойтись без этого.

пример: она знает, что я - мама, но если надо меня позвать, предпочтет за мной сходить - молча - или, на худой конец, будет орать "э-э-э-э", если не может выбраться из кроватки. но позвать "мама" - ни за что.

другой пример: она знает, что курочка - это "ко-ко-ко", но никогда сама не скажет! будет тыкать пальцем в картинку и ждать, что я сама скажу заветные слова. но если я скажу вместо "ко-ко-ко", например, "гав-гав", засмеется и через силу выдавит полушепотом: "ко...ко...ко..."

ну и вторая проблема, по мнению нашего невролога, это то, что она плохо запоминает новые слова/предметы. то есть ребенок дома 10 месяцев, и 10 месяцев я ей показываю, где носик, где ротик, где глазик - а она до сих пор путается: просто тыкает пальчиком в лицо в произвольное место, и все. то же и с игрушками: за 10 месяцев кое-как запомнила, что такое кубик, и что такое мячик - а вот пирамидка, матрешка, кукла, машинка - для нее по-прежнему "безличные"...

поэтому нам ставят ЗПРР.
17.03.2010 13:49:43, quizas
У меня давно таких малышей не было, но "Васина комната с двумя зелеными кубиками папе" для ребенка, которому нет ещё и двух лет, на мой взгляд, это перебор. Как и утверждение про "семимильные шаги", которыми якобы тематические дети должны догонять домашних. Моя долгонько отставала в развитии по сравнению с домашними детками. 18.03.2010 12:15:57, atusik31
Ромена Августова учит говорить и понимать, и мыслить детей с безнадежным отставанием, совсем никак не говорящих, плюс у деток СД. Суть методики в том, что смысловой носитель языка - фонема - звук, его-то дети уловить не в силах, не могут уловить - не могут вернуть, воспроизвести. Все равно, что нам в тональном языке сказали бы несколько простых слов, например, даже одинаковых в написании, обозначают они разное при этом и предложили бы понять и повторить, нам, владеющим речью, родным языком и даже иностранным, но обученным простой речи, а не модуляциям - мы бы не повторили, может быть даже разницу в звучании не сразу бы уловили - потому что не владеем мелодикой базовых фонем этого языка. Так и многие не говорящие дети - с ними надо начинать с базовых звуков, четко их отрабатывать, а затем, в процессе обучения, проработать все звуки - их в нашем языке много, гораздо больше, чем букв. А первые звуки - те что может произнести ребенок (а для каждого - это свои звуки), вычленить из имеющегося, пусть и скудного, звукового багажа те звуки, которые ближе всего сходны с какими-нибудь нашими фонемами и проговариванием, пением, тренировками стараться как можно чище научить дите воспроизводить эти звуки. Фонемы должны быть изолированными, не слоги, а только отдельные звуки нашей речи. Начинать нужно с одного, самого доступного звука и очень хорошо его отработать, когда звуковая дорожка пропишется и закрепиться в соответствующей зоне головного мозга - об этом мы узнаем по четкой вокализации этого звука ребенком, можно переходить к следующему звуку. Первый этап самый длительный, с каждым новым звуком будет чуть легче, звуки должны быть гласными. Имея несколько хорошо отработанных гласных звуков, можно переходить к закрытым слогам - простым, доступным ребенку. Каждый этап - будь это фонема или слог, нужно не спеша отрабатывать, можно сразу, в процессе обучения, связывать звук с графическим носителем - буквой - лепить буквы, рисовать их, иметь в виде карточки (никаких сопутствующих рисунков), пластикового исполнения, магнитик. Правило одно - буква только та, которой соответствует изучаемый звук. В результате, ребенку будет более понятна простая обращенная речь и будет успешное личное произношение. Изучаем с дитём речь так, как будто она иностранная и нам важны прежде незнакомые звуки, поймем звуки, научимся их произносить, придет и речь. Центральные главы книги *Говори, ты это можешь* - должны стать для вас настольными. Простите за эпистолярную пространность, эту книгу пока что не легко купить, а заниматься нужно прямо сейчас, у нас у самих ребенок с СД и все не торопясь получается, у вас, уж точно, обязательно получится. 18.03.2010 02:12:51, филевочка
спасибо за длинное письмо - попробую почитать побольше на досуге об этом методе...

у нас главная проблема в том, что девочка НЕ ХОЧЕТ произносить звуки - ни по собственной инициативе, ни за мной повторять, ни за братом. т.е. не то что не может - а именно не хочет, как бы вымучивает из себя каждый слог, если уж совсем приспичит. при этом иногда, под настроение, она сама ходит по квартире и распевает: аааййй....яяяяяяй....эээээй....еееей.... но это редко бывает. а вот заставить ее повторить за мной звук или слог - вообще нереально :( младший брат ее повторяет, а она - нет.

в общем, буду читать об этом методе, спасибо вам, что отозвались.
18.03.2010 10:23:31, quizas
zeinab
У меня дитя внезапно заговорило в 2,5, но до этого я занималась развитием речи по методикам для неговорящих детей-аутистов. У меня были наклеены наклейки с разными бытовыми предметами, продуктами, действиями и т.д. Ребенок какое-то время с удовольствием тыкал в нужные картинки, издавая ЫЫЫ

Также у нас висит электронная звучащая азбука в которой при нажатии на букву произносятся слова, которую мы так же использовали для коммуникации. То есть ребенок мог подойти, нажать букву Я, азбука говорила ЯБЛОКО и ребенок получал яблоко.

ЗРР всегда тянет назад развитие мышления, развитие незвуковых способов речи является способом ограничить такое негативное влияние.
18.03.2010 11:04:00, zeinab
спасибо за советы. надо будет попробовать.

мне очень близка предложенная вами концепция.
19.03.2010 12:12:42, quizas
tolstaya_zgaba
Я бы сходила к адекватному неврологу. Объективно, ЗПР у вас есть, судя по тому, что вы описываете Не очень поняла, где вы живете, а то поделилась бы своим специалистом. У нас Карина ваша ровесница, она выполняет мои просьбы (сходи в детскую, собери все бутылочки и принеси их маме, сходи к папе, попроси пульт и принеси его мне), помогает по хозяйству (вытирает со стола по просьбе, выносит памперс, убирает посуду в раковину), сама включает себе мультфильмы (выбирает, вставляет в ДВД, включает), указывает на картинках много предметов, понимает мультфильмы (смотрим лунтик) и эмоционально подражает героям, очень многие слова обозначает первыми слогами (но тут я считаю ее молодцом, потому что моя старшая стала это делать в 2.5). Я встречала детей этого возраста, в основном они уже неплохо болтали. В детском саду моя старшая одна молчунья, остальные разговорились уже.
Но я не очень беспокоилась и сейчас еще во все колокола не бью, потому что обе понимают обращенную речь отлично.
Кстати, цвета дети должны знать к 3 годам, основные формы тоже. Собирать пирамидку по размеру - в 2 года.
17.03.2010 14:21:00, tolstaya_zgaba
живу в москве (вы, кажется, тоже где-то неподалеку?). невролога неплохого вроде нашла, она дает дельные советы, которые работают - но у нее нет опыта с тематическими, и она постоянно оговаривается: вот если бы это был домашний деть, тогда бы я думала то-то и то-то... но деть-то не домашний!

"тематических" друзей в реале у меня нет, так что кроме как здесь, мне посоветоваться не с кем.
17.03.2010 16:48:52, quizas
мне невролог говорит следующее - откуда у ребенка проблемы - меня не интересует. меня интересует, что мы с этим будем делать. потому что независимо от причины отставания речи и логического мышления, решение этой проблемы все равно одно и то же - занятия. 17.03.2010 17:00:27, Natalya L
для нашего невролога вопрос чуть-чуть в другом: насколько удовлетворительна динамика? вот 10 месяцев назад был неговорящий и ничего не понимающий деть, а сейчас есть то, что есть - это плохой/средний/удовл­етворительный прогресс? для домашнего ребенка такой прогресс был бы неудовлетворительным­, домашний с 13 до 23 месяцев должен был бы научиться бОльшему, домашнего имело бы смысл по-всякому обследовать, искать причину (вдруг органика?) и пытаться не только заниматься с ним, но и лечить.

другое дело - деть тематический. вдруг для тематического такой прогресс за 10 месяцев - это вариант нормы? а я снова ее буду таскать по врачам (она и так от белых халатов, как черт от ладана, прячется) - и все это, естественно, в ущерб занятиям, в ущерб совместно проведенному времени, в ущерб интересов другого ребенка, в конце концов...

и конкретный вопрос насчет решения проблемы тоже есть: я справлюсь сама или мне уже пора искать дефектолога-логопеда, который работает с такими малышами? дома я с девочкой ежедневно занимаюсь речью по специальной методике, в будни 2 раза по 10 минут, в выходные - по 3-4 раза.
17.03.2010 17:09:55, quizas
у нашего невролога другой подход. для нашего невролога неговорящий, непонимающий, неходящий, и прочее "не" ребенок - это отдельный повод для занятий и поиска причин. независимо от того, почему он это не не делает. невролога, который мне говорил, что у меня ребенок неправильно ползает, потому что у него депривация, я уже списала. 17.03.2010 17:26:23, Natalya L
zeinab
Это мне странно. ИМХО занятия с ребенком направленные на восполнение запущенности отличаются от занятий направленных на компенсацию органики. Первые, можно сказать, догоняющие, вторые - обходящие 17.03.2010 17:07:00, zeinab
а символическая деятельность присутствует? может ребенок по вашей просьбе или самостоятельно покормить или причесать куклу? или уложить мишку спать? 17.03.2010 13:53:11, Natalya L
нет.

может причесать себя/меня/брата, если дать расческу. кто такой мишка, она не знает, что такое "уложить спать" - тоже.

т.е. если я укладываю брата спать, она понимает, что братик "бай-бай". если я "укладываю спать" куклу/мишку - он смеется и вообще, по-моему, считает, что мама сошла с ума :)
17.03.2010 13:59:24, quizas
//кто такой мишка, она не знает//

А Вы ей показывали на мишку, чётко называя его "мишка, это - ми-и-ишка, видишь - ми-ишка, вот у него глазки, вот глазки у мишки"? Ну и т.п. Я бы показывала и говорила так, пока ребь бы не понял, кто здесь мишка и где у него глазки.
17.03.2010 23:44:14, Atman
показывала, рассказывала, чего только не делала! в процессе "урока" все запоминает: вот мишка, вот зайка. вот мячик, вот кубик. вот чашка, вот ложка. вот мишка бай-бай, вот зайка ам-ам. попроси ее в конце 15-минутного занятия показать мишку, зайку, кубик - все покажет. но попроси ее сделать то же самое спустя час - ничего не помнит :(

психолог связывает это с тем, что у ребенка оч высокая мотивация заслужить похвалу (у нас есть с этим небольшая проблема, девочка ну слишком любит угодить), но при этом она совсем не понимает, как она будет пользоваться этими знаниями в быту - поэтому после урока из головы все благополучно вылетает. т.е. я, конечно, утрирую, не все - вот, кубик и мячик худо-бедно запомнила, расческу вот тоже... а мишка-зайка-кукла для нее пока абстракция...
18.03.2010 10:28:33, quizas
Значит, есть некоторые проблемы с долговременной памятью. считается, что память развивается в тренировках. Я бы засекала время. Поиграли с мишкой, усовили всё. Через 1 минуту помнит? А через 2? Через 5? Через 10?... Например, через 7 помнит, а в другой раз проверили через 8 - уже забыла. Значит, через 7 минут после занятия нужно всегда проводить с ней тест на проверку усвоенных знаний - стараться стимулировать вопросами, чтобы она всё вспомнила. Чем больше она усвоит со временем, тем больше увеличится объем её оперативной и долговременной памяти, тем легче ей будет запоминать каждую следующую единицу информацию.

Есть инетерсная книга по развитию памяти название не помню, автор - Тони Бьюзен.
18.03.2010 12:30:54, Atman
спасибо за идею "засекать время" - надо будет попробовать. пока, по ощущениям, держится в голове минут 20-30 после занятия, если она "переключилась" (т.е. сразу после слов и звуков начала, например, играть в прятки с братом) и до часа - если после занятия просто бесцельно слонялась по квартире/сидела на ручках/кушала и т.п. 19.03.2010 12:09:22, quizas


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!