Раздел: Психолого-педагогические аспекты

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Депривация и рефлексия (длинно)

Решила создать тему про депривацию. Вдруг кому-то поможет? Да и мне выговориться хочется.
Я взяла дочу чуть больше года назад. Она отказница - с рождения в Доме ребенка. Я привезла ее домой в ее 1год и 8 месяцев. За этот год мы прошли очень длинный путь.
Итак, год назад
-она не умела даже прижиматься, я носила ее на руках как "столбик"
- ни на что не жаловалась: ни на боль, ни на холод, ни на жару, приходилось буквально угадывать, что же ей сейчас мешает/беспокоит
-боялась незнакомых людей (сейчас это практически прошло, осталась хорошая осторожность по отношению к чужим и малознакомым)
- следовала за мной всегда и везде (даже в туалет я ходила вместе с ней), мне это казалось важным, поэтому ей разрешалось смотреть на меня даже тогда, когда я принимаю душ (сейчас это уже не разрешено, потому что "маме холодно")
- боялась водных процедур, правда, мы с этим быстро справились (в течение недели)
- 1-й месяц дома каждую ночь случалась истерика во сне: доча страшно кричала, отталкивала мои руки, "деревенела" и немного выгибалась одновременно, после пробуждения не сразу понимала где она, а когда понимала - пИсала; на 2-м месяце остался только крик; на 3-м плач; через полгода сон нормализовался
- речи не было, было что-то вроде "гуления" с такими грубыми интонациями, что я не могла это спокойно слушать!, уже на 2-м месяце жизни дома интонации кардинально изменились - стали мягкими, нежными, милыми:))
- через 1 неделю жизни дома появился протест против дневного сна, дочь выла в буквальном смысле этого слова, мои попытки утешить ее отвергались и я в растерянности просто лежала рядом до тех пор, пока доча не засыпала либо становилось очевидным, что сна сегодня не будет
- слово "мама" появилось на 3-м месяце дома, причем доча называла так и меня, и мою маму (свою бабушку), когда мы это обнаружили, я перестала называть маму мамой, стала называть только бабушкой (сейчас доча радостно сообщает что она "мамня дочка и бабина внучка")
- на горшок доча села на 10 месяце дома СОЗНАТЕЛЬНО, а до этого при очередном выговоре бабушки "ты уже большая, должна в горшок писать" доча протянула бабушке руку со сложенными большим и указательным пальцами, что однозначно следовало понимать "я еще маленькая!"
- исследовательское поведение появилось в марте (на 4-м месяце дома), правда, я ее этому учила (постоянно что-то показывала, радовалась когда доча что-то брала в руки и рассматривала, а уж если пыталась куда-то приложить - был всеобщий бурный восторг)
- весной появился интерес к другим людям, в первую очередь женщинам; с этого момента мир дочи наполнился мамами, и даже Оксана Федорова у нас с тех пор Хрюшина мама
- при всем при этом интерес к другим людям до сих пор носит несколько формальный характер, сначала доча отслеживает мою реакцию и только потом решает: пойдет она на контакт с этим человеком или нет
-за год доча опробовала множество способов воздействия на меня и бабушку - от улыбки до удара, что закрепилось, все наше:))
- спустя год (!) доча начала "показывать характер" - она может покапризничать, отказаться от еды или занятия, "перестала слушаться" ("отбилась от рук") - как же я этому рада! Я ЗНАЮ, это не только возрастной кризис, это еще и сигнал - она перестала бояться потерять любовь, она может позволить себе быть самой собой, и это значит - она вросла в нашу семью, она теперь наша окончательно и бесповоротно!
Самое неожиданное - когда это "непослушание" проявилось, мне самой стало значительно легче, я вдруг перестала копаться в себе и переживать из-за того, что я плохая мать. Для меня все тоже встало на свои места! Теперь, когда моя дочь не соглашается со мной, отказывается есть еду, которую я ей предлагаю, раскидывает свежеубранные игрушки, замахивается на меня если я что-то делаю не так, я чувствую себя хорошей матерью просто потому, что у меня НОРМАЛЬНЫЙ ребенок, а не послушный и легкоуправляемый робот.
В общем я счастлива!
Только одно не дает покоя - если 1 год и 8 месяцев в ДР ТАК корежат психику ребенка, то что же делают ВСЕ годы детства!? Впрочем, я стараюсь об этом не думать - слишком тяжело. Даст Бог, я еще немного подращу свою дочь и пойду за вторым.
Вот так.
12.12.2009 00:21:57,

31 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
<Только одно не дает покоя - если 1 год и 8 месяцев в ДР ТАК корежат психику ребенка, то что же делают ВСЕ годы детства!?>

Я именно из-за этого не исключаю, что некоторые решения по поводу дальнейшей судьбы детей, принимаемые в том возрасте, когда нужно их уже переводить в другое учреждение по возрасту (из ДР после 3-х, насколько я знаю), не отражают истинную ситуацию с их способностью развиваться. Они могут демонстрировать развитие ниже "нормы" вовсе НЕ из-за органических проблем.

Наши с нами с года и месяца - очень похоже все было, только распределено по-разному внутри пары. Например, Ванька качался, Ириша - нет. Ириша боялась чужих сразу, Ванька шел к любому. Ириша спала хуже, беспокойнее. Ну и все, что Вы описАли, было, только могло быть не у двух сразу.

И точно так же я радовалась первым проявлениям своего собственного "хочу" и "не буду"
14.12.2009 12:34:01, Ir_Ma
елена волк
Наташа, соглашусь, что даже год, проведенный там - это страшная травма для ребенка. Я забрала своего в 1 год и 2 месяца - картина была та же самая, что и у Вашей девочки. И та же постоянная мысль в моей голове - как же изуродован ребенок. Т.е. за 1 год и 2 месяца изуродован просто катастрофически. 14.12.2009 12:11:56, елена волк
larchik
И мне страшно подумать как корежет психику детям детдом. Сразу становится понятно что главное у ребенка не доход в семье или наличие метров а просто мама! Когда я усыновляла то слышала фразу -"плохая мама лучше хорошего детдома" Наверно так и есть.

К вашему списку у нас еще было долгое неприятия меня как мамы. Долго не оттаивала. До сих пор не понимает что такое семья. Почему нельзя жить у подружки? И еще маленький пунктик - не умеет жевать. Видно не было в младенчестве возможности попробовать все "на зуб". Сейчас в 6 лет не перекусывает а просто отрывает зубами кусочки, слегка уминает их но не пережевывает и заглатывает.
В 2 года сама научилась ходить на горшок а в 4 года освоилась дома и начала писать в штаны. Да и много чего другого хромает.

Вы хорошо все написали. Особенно чуство восторга когда ребенок начинает баловаться. Нормальным мамам не понять. :)
14.12.2009 01:02:21, larchik
Спасибо всем, кто прочитал! Отдельное спасибо всем, кто откликнулся. Мне бы хотелось еще про игру добавить.
В 1 год и 8 месяцев моя дочь совсем не умела играть. Она явно не знала что делать со всеми теми предметами, которые я ей накупила и надарили мои друзья и родственники. Поэтому она их просто раскидывала. Без всякой цели и замысла. Я не могла на это смотреть и стала играть в игрушки у нее на глазах. При этом я все время наблюдала за ней, чтобы не пропустить момент когда можно будет устраниться и отдать игрушку дочери. Так она постепенно (очень медленно) начала играть. Сначала только в те игрушки, в которые играла при ней я. И только таким способом, который ей показывала я. Потом мы стали "простраивать диалоги" - я пыталась так развернуть игру, чтобы можно было играть нам вдвоем. На это ушло несколько месяцев. Зато сейчас мы с дочей можем показывать миниспектакли:)
Долгое время доча не проявляла избирательности в отношении к игрушкам. Было совершенно невозможно понять, что ей нравится, а что - нет. Первые признаки избирательности появились в конце весны (через полгода дома), когда доча отдала детям на детской площадке поиграть все, что мы взяли из дома, кроме обезьянки. За обезьянку она дралась!
Вообще, "бессмысленное" раскидывание игрушек сохранялось довольно долго - около полугода. (Она и сейчас их разбрасывает, но это уже ИГРА). Мне кажется, это было частью процесса освоения пространства и ориентации в предметах, которыми она может пользоваться. А еще в этом было много младенческого - да и во всем ее поведении до недавних пор было очень много младенческого.
13.12.2009 23:38:40, Наталья1971
Находка
Очень многое зависит от обстановки в ДР. В нашем ДР детки почти как домашние: внимания, тактильного контакта, даже прогулок и развивающих занятий получают достаточно. Поэтому и проблем с ними в семьях в разы меньше.
Но, увы, кризис- страшная штука, наш ДР собрались было превратить опять в отделение больницы, где только медсестры и санитарки бы были (сейчас в нашем ДР есть воспитатели, логопед, массажист, даже муз. работник)в целях экономии городского бюджета. Пришлось воевать. ДР пока мы отстояли, но 30% надбавку за статус все же сняли. И, наверное, не у нас одних такие проблемы?
Вроде не война, почему же дети в других ДР в таких условиях живут? Может кто знает какими документами регламентируются условия нахождения детей в гос. учреждениях, или нигде это не прописано?
Не так уж много денег нужно на хороший ДР. Наш ДР на 30 мест, годовой бюджет его около 10 млн- примерно 3 новогодние городские елки.
Конечно, хочется помочь еще хотя бы 1-му малышу, но почему никак проблема не решается на общественном уровне? Неужели в деньги только все упирается, которых, как всегда, нет??
13.12.2009 08:13:57, Находка
"Наш" ДР очень хороший, правда, тоже на 100 с лишним мест, но ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ. И в нем тоже есть массажисты (целый штат), и музработник, и социальный педагог и т.д. и т.п. А гуляльные площадки какие! Я таких в самых богатых кварталах не видела - все не просто дорогое и качественное, все с умом сделано - для детей и ради детей. Только моя доча упорно тянула меня за ворота ДР на убогую детскую площадку жилого дома по соседству с ДР. Там не было этой красоты, зато там гуляли домашние дети. Доча стояла поодаль и смотрела на них как мы в зоопарке смотрим на заморских животных. Ничего такого особенного в этих детях не было, кроме того, что они бегали, толкались, галдели и СМЕЯЛИСЬ. Я видела прогулки детей из ДР. Такого оживления, беспечности и радости жизни там нет при всем моем уважении к воспитателям. И дело ведь не в прогулках и развивающих занятиях. Дело в отсутствии ОДНОГО постоянного взрослого, с которым у ребенка сложатся отношения прочного эмоционального контакта.
Мою дочь любили в ДР. И я работникам ДР очень-очень благодарна. Но меня например до сих пор коробит от безропотной готовности моей дочери терпеть любые медицинские процедуры. У нее был насморк, приходилось ей нос промывать, так она не только не сопротивляется, а сама ложится на бок и под голову тряпочку подкладывает! А это весьма неприятная процедура (на себе пробовала). Это из ДР "пришло" - там медпроцедуры - один из способов получить дополнительную порцию персонального внимания.
Знаете, чем лучше ДР, тем тяжелее для меня осознавать все последствия пребывания там дочери. Нельзя маленькому ребенку быть казенным! Просто потому что нельзя.
Простите, если мой пост Вас обидел. Я этого не хотела.
13.12.2009 23:07:43, Наталья1971
Моя обожала горчичники, потому что это была возможность отодвинуть время сна и я лишние несколько минут сидела с ней рядом. Один раз долежала до ожогов, всё ей было "не качо"( не горячо). Также любила принимать любые лекарства, закапывать капли в нос и всякие прочие неприятные вещи. 14.12.2009 23:01:50, atusik31
Находка
Значит,не только от "богатства" ДР зависит, а от того, какие люди там работают:(( Но я от многих людей слышала, что с детьми из нашего ДР проблем не много, детки почти домашние.
Правда, в наш ДР заведующая сотрудников очень жестко отбирает, а критерий у нее один: умение сопереживать детям. Не любящие детей в нашем ДР не задерживаются. Детей даже балуют здесь не меньше, чем в семьях.
Жаль, я думала, что только в больницах дети такой госпитализм имеют, в ДР дела лучше:((
С чего Вы взяли. что я могла обидеться? Даже не поняла на что.
Я Вас очень люблю читать, Вы умничка, и правильно про депривацию пишите, это очень нужно. Хорошо, что многое компенсируется, жаль, что в ДР такое отношение к детям, что до таких проблем дело доходит.
14.12.2009 01:08:06, Находка
Галина, мне кажется, что все проблемы моей дочери не от плохого отношения (в ее ДР к детям очень хорошо относятся), а от слишком большого числа взрослых и от того, что никого из этих взрослых при этом нельзя выбрать в качестве самого близкого и родного. Ведь для младенца самый близкий и родной тот, кто ВСЕ ВРЕМЯ рядом. А в доме ребенка кто все время рядом? Сотрудники сменяются, работают по очереди (по графику). Засыпаешь с одним человеком, просыпаешься с другим. Сегодня дежурит мама Лена, завтра - мама Света. И даже если они обе очень-очень хорошие, они же пахнут по-разному, голос у них разный, выражения лиц разные, и вообще они РАЗНЫЕ! Я уж не говорю о том, что они приходят работать, а главный смысл и радость жизни этих мам совсем в другом месте. Дети ведь это чувствуют!
Поэтому я и думаю, что как бы хорошо ни был организован ДР, единственный правильный вариант для любого ребенка - это семья.
Спасибо Вам за Ваше мнение!
14.12.2009 23:27:43, Наталья1971
А наш ДР, на 120 мест. А находятся там 140 детей. Хотя есть массажист, логопед и дефектолог. Чувствуете разницу? 13.12.2009 12:29:26, и так бывает
удачи ВАМ!!!!!!!!:-))) 12.12.2009 20:46:32, Ирина musik
Журавлик
Точно как роассказ о нашей доченьке. Нам 2,7 и все тоже самое. А насчет - она была как столбик, это факт, я в начале думала, что с ней что-то не так. Стояла на руках, а не сидела. Сейчас это ураганчик маленький Мы ее очень любим и она нас осень осень... 12.12.2009 15:05:22, Журавлик
Мы дома больше 3 лет. Взяли в 2 года девочку, которая прожила в ДР год. Всё описанное было, только в усиленном варианте. Со сном, вернее, с засыпанием, проблемы были больше года. Никаким столбиком на руках не сидела, вырывалась, руку даже не давала на улице. Могла при этом поцеловать постороннего дяденьку на улице, уйти за любым привлекательным человеком, например, за женщиной с красной сумкой. Я к тому говорю всё это, что через 3 года от проблем такого рода и следов не осталось. Очень ласковый, умный, любящий ребёнок. Для неё мама не сам собой разумеющийся факт, как для домашних детей. Одно время её очень интересовало, у всех ли есть мама. Да и сейчас можем уточнить. Не знаю почему, но Маша чувствует благодарность за то, что мы все для неё делаем. Хотя никто никакой благодарности не просит. 12.12.2009 21:58:18, Машина мамаша
Да! Да! Да! Моя тоже явно понимает, что мама - это не само собой разумеется! Это очень трудно объяснить, но это прочитывается в ее поведении. Мне кажется, какая-то память на ту часть жизни все же осталась. Не осознанная, не сформулированная как у взрослых, скорее эмоциональная. Как память о пустоте в том месте, где сейчас мама. 13.12.2009 01:54:11, Наталья1971
Мы дома больше 4.5 (в первых числах апреля будет юбилей - 5 лет вместе). Сына взяла в его 1 год и 4 месяца, он отказник с рождения. Что-то из описанного выше имелось, чего-то не было совсем. Спал как убитый и ночью, и днем, причем очень помногу - до двух лет днем спал дважды, часа по полтора-два. Столбиком на руках не сидел - любил физический контакт, но я с первых же дней клала его голого на обнаженную грудь и живот. Жутко качался днем, стОило только оставить на минуту одного - не орал (дико орал только в манеже), но тут же принимался качаться. Поначалу сидел иногда тихо сложив руки на коленях. Страшно кричал, когда видел, что еда в тарелке заканчивается,горящи­м взором провожал каждый кусок, поедаемый другими. Успокоить можно было только дав в ОБЕ РУКИ по печенью-кусочку яблока-банана - нужно, чтобы еды было "много". Хорошим едоком он остался, но совсем не обжора. Все выше перечисленное ушло в течение первых двух месяцев дома. С водой подружился практически сразу и до сих пор настоящий "водный зверь". Оставался без проблем дома с любым, кто был готов подменить меня (подменять приходилось, так как после возвращения свалилась масса дел).
На улице уходил просто в "никуда", не говоря уже о чужих, которых совершенно не боялся. С первых же дней был страшно любопытен - очень интересовался всем, вертел в руках предметы, рассматривал их, пробовал на вкус. Сразу было видно, что очень умен и невероятно обучаем (так оно и есть). Мог занимать себя сам какое-то время. Был очень активен физически, несмотря на слабость и явный дд недокорм - любил ходить ногами, с удовольствием лазал по горкам и лестницам, рано освоил велосипед.
На сегодняшний день (4 дня назад исполнилось сыну 6 лет)осталось сосание пальца (устал, обиделся, хочет спать) и редкие, но сильные, качания во сне, а так у нас имеется очень ласковый, обаятельный, активный и веселый мальчик.
13.12.2009 00:25:38, Lena Eselson
Поздравляю с прошедшим Днем рождения!!!
А у нас качаний не было совсем - ни во сне, ни в бодрствовании. Хотя я ждала этого и даже купила качалку-лошадку, чтобы "переводить" качание в более приемлемую форму. Доча тоже первое время помногу спала, но предпочитала один ночной сон, она могла спать с 9 вечера до 11 утра без тихого часа. И сейчас ее не всегда удается уложить на тихий час.
Сама себя занимать не могла совсем. Начала играть только весной - почти через полгода дома.
Признавала только меня и мою маму, но из-за моих уходов на работу не переживала совсем! Впервые расстроилась из-за этого 1 сентября - через 9 месяцев жизни дома!
С интеллектом явно все в порядке, но без излишеств :) (по крайней мере мне сейчас так кажется). А вообще, наше сильное и слабое место одновременно - чувствительность. Она у дочи очень высокая! Вот из-за этого я до сих пор боюсь "отпустить" ее - не отдаю в д/с и не соглашаюсь оставлять ни с кем другим кроме моей мамы.
13.12.2009 01:49:55, Наталья1971
Спасибо за поздравления! Сегодня череда празднований завершается "действом" дома - 14 бандюков 6-8 лет будут делать
"цветы" из маршмелло-мармелада-леденцов.
Интересно, как быстро я смогу отмыть потом квартиру от всего этого...
Боюсь, что ждать пока Сима станет менее
чувствительной, Вы будете до новых веников! Эта чувствительность (по крайней мере у нас) очень избирательна и проявляется только в отношениях с мамой - стОит что-то сказать построже, ребенок тут же в слезы "Мама сердится на меня!" Иногда ну совершенно без повода, но сейчас это бывает реже. При этом со всеми остальными никакой особой чувствительности не замечается - ни с детьми, ни со взрослыми. Но отношение к себе чувствует мой сын безошибочно - никогда не "подваливает" к тем, кому не симпатичен, хотя обаять способен любого.
В сад он пошел после 3-х месяцев дома. Через 5 месяцев сделали перерыв на 2 месяца - привыкали к аппаратам и ждали оформления в сад для слабослышащих ребят. Сидел дома с нянем (у нас нянь мужчина, уже 4 года) но и в новый сад пошел без проблем и все эти годы ходит туда с удовольствием.
Я вообще за то, чтобы не замыкать круг общения только "своими" - с ними всегда проще! Важно, по-моему, научить ребенка выражать и объяснять свои чувства и желания именно там, где с ним не очень хорошо знакомы. Важно при этом и самому учиться "считывать" чужие эмоции не в теории, а так сказать на практике. Кроме того в отсутствие конкуренции волей-неволей становишься эгоцентристом и "тянешь одеяло на себя" - вижу это по сыну.
Мне кажется, что 3-3.5 года это хороший возраст, чтобы потихоньку отрываться от мамы и начинать взаимодействовать с другими людьми. Сужу по мальчишкам-близнецам подруги, досидевшим дома до 5-ти лет (до сада, обязательного здесь перед школой) - им первый год в саду дался нелегко, хотя были они вполне
"продвинутые"
13.12.2009 10:24:01, Lena Eselson
Да, Вы все правильно написали (вздыхаю). У нас есть небольшой "разбег" по времени - нам еще 3 лет нет (это я себя так оправдываю). Да и места в д/с для нас пока нет. Мы туда, конечно, пойдем. Из-за финансового вопроса (мне нужно выходить на работу и зарабатывать деньги). Няню мы вряд ли потянем, да и мама моя к идее няни относится крайне отрицательно (вот такой у нее пунктик - ей кажется, что няня станет доказательством ее ненужности, и это настолько серьезно, что не считаться с этим я не могу).
Что касается эгоцентризма, это я уже вижу. Мне кажется, что в нашем случае лучшим решением этой проблемы может стать второй ребенок.
Спасибо за участие! Надеюсь, у Вас все самое трудной позади и 14 "бандюков" оставили Вам жилье, еще пригодное для обитания:)
13.12.2009 23:17:52, Наталья1971
"Что касается эгоцентризма, это я уже вижу. Мне кажется, что в нашем случае лучшим решением этой проблемы может стать второй ребенок."
Не хочу вас обидеть, Наташа, но ребенок-ни второй, ни третий, ни последующий -
не может быть "решением проблемы" для ребенка другого. Здешней опекой, к примеру, аргументы из серии "чтоб веселее было", "чтоб не рос эгоистом"
и прочее очень не приветствуются и мне
это понятно. И аргумент "чтоб после нашей смерти не остался один" для меня не аргумент - есть масса семей, где дети и при жизни родителей не дружны между собой, а уж после их ухода и подавно... Любыми детьми обзаводятся (или не обзаводятся)ради них самих!
В сад в 3-3.5 года стОит идти потому,
что в этом возрасте многим детям хочется
общения именно со сверстниками - это начало совместных игр, сознательного
"ты мне,я тебе", понимания того, что у других тоже есть свои "хочу-не хочу".
То, что "прокатывает" со взрослыми, не "прокатывает" с ровесниками и как в этом можно убедиться, если не общаться?
Короче, нельзя научиться плавать, стоя на берегу и не заходя в воду!
А по поводу няни...Надо дать Вашей маме время насладиться ролью бабушки и со временем сделать ее источником "чистой радости" для Симы, переложив "грубую прозу жизни" на няню.
А квартира наша вполне уцелела - мусора было мало, а удовольствия море! Даже не верится, что столько красивого можно сделать из "отравных" сладостей - если
хватит пороху, выложу здесь образцы такого творчества.
14.12.2009 10:23:41, Lena Eselson
zeinab
Мне кажется это каждая семья для себя решает почему и для чего обзаводиться вторым-третьим-четвертым ребенокм, и если это ребенок не приемный, то опека тут, слава богу, пока права голоса не имеет. Люди вот, я знаю, рожают второго ребенка и как донора первому... 14.12.2009 11:58:21, zeinab
Все бывает на этом свете! Хотя сама мысль о том, чтобы родить "с целевым назначением" (при этом бракуют неподходящие эмбрионы), кажется мне
довольно бесчеловечной. Нет уж, пусть лучше со стволовыми клетками работают и банки плацентарной крови создают!
14.12.2009 15:26:07, Lena Eselson
Насчет того, что решением проблемы эгоцентризма братья-сестры быть не могут, согласна абсолютно.

И по поводу того, в саду можно убедиться, что у других тоже есть свои "хочу-не хочу", и еще убедиться в том, что то, что "прокатывает" со взрослыми, не "прокатывает" со сверстниками, - тоже согласна.

Но не вполне согласна с тем, что РАДИ того, чтобы во всем этом убедиться, стОит идти в сад. Зачем 3-летке в этом убеждаться? Не, ну правда, зачем?

Способы самостоятельного общения сверстников между собой в 3-3,5 года мне откровенно не нравятся. Они выстраивают отношения друг с другом, не базируясь на многих принципах, которые используют при общении взрослые, отягощенные опытом, воспитанием, неслучайно возникшими представлениями о нормах поведения, и это совершенно естественно для такого возраста. Но хорошо ли это?

За ребенком дошкольного возраста может закрепиться роль, место в коллективе на долгие годы. И амплуа это может быть не самым лучшим, не свойственным и не полезным ему как личности. Избавиться от этого амплуа быстро не получится. Может вообще не получиться. Может перенестись как закрепленная схема поведения в последующие коллективы (в школу, например).

Мне кажется, ценность "патроната" семьи в дошкольном возрасте выше ценности способов общения, стереотипы которых вырабатываются сверстниками в случайно сформированном коллективе в саду. Там есть руководящая роль воспитателя, конечно, но с руководящей ролью семьи она все равно не сравнится ни в каком расэдаком детском садике.
Все - ИМХО
14.12.2009 11:30:31, Ir_Ma
Ну, с "руководящей ролью семьи" никто и не спорит.
Что касается "случайно сформированного коллектива", то "не случайно сформированных" в этой жизни не бывает -даже в Иттоне он в определенной степени случаен, так как критерии приема и туда не всеохватны.
Можно, конечно, общаться исключительно с детьми маминых-папиных друзей, но ведь и это не гарантия благости.
В садах (по меньшей мере в Израиле)ни в 3.5. ни в 5 нет "самостоятельного выстраивания отношений" и потому ни один ребенок не становится "козлом отпущения" (если только воспитатели сами не превращают в него ребенка).
И есть четко установленные нормы поведения, защищающие даже самых несимпатичных большинству детей от передразниваний-подзуживаний-издевательств.
Что касается места и роли, то я бы сказала, что в гораздо бОльшей степени
во взрослой жизни люди страдают не от
стереотипов, сложившихся в детском саду
или школе, а именно от вынесенных из дома.
Поздновато, по-моему, начинать "учиться жизни" в 6-7 лет - нагрузка в школе и так достаточно велика, чтобы начинать
осваивать азы взаимодействия с разными людьми, в том числе и с совсем "на нас не похожими".
14.12.2009 12:34:05, Lena Eselson
Я все несемейные коллективы сверстников считаю случайно сформированными, включая и детей друзей, и всякие "итоны". Нет, я не имела в виду толщину социального слоя, когда о случайности коллектива писАла.

(Тем более, что во фразу отставного военного министра Эткина “После Итона тюрьма не испугает”, которую он произнес, будучи уличенным в финансовых махинациях и отправляясь по этому поводу за решетку, я думаю, вложен и некий смысл, касающийся "прелестей" воспитания в сильно изолированных коллективах)

Совсем не факторы социальной близости внутри коллектива сверстников я имела в виду.

Есть у меня такое - я несколько гипертрофирую роль семейных отношений, практически абсолютизирую ее, но не исключаю, что это - моя ошибка. Просто пока меня жизнь в этом не переубедила. Все, что связано с ролью коллектива в жизни ребенка, я как-то того... недолюбливаю.

Возможно, в 6-7 поздно учиться общаться, да, но я исхожу из степени зрелости нервной системы, психики. В 6-7 человек более защищен, мне кажется. Он более взрослый. Он больше способен противостоять формированию всяких комплексов и т.д. При условии, конечно, что из семьи он вынес адекватные стереотипы. Если нет, то кранты. Лучше садик.

Про садики в Израиле интересно. Я думаю, что в массе они отличаются от российских. Про российские я как-то не уверена, что можно везде рассчитывать на то, что принятые там нормы поведения будут защищать даже самых несимпатичных большинству детей (и удерживать черезчур самоуверенных) от передразниваний-подзуживаний-издевательств. Боюсь, что в этом смысле нельзя стопроцентно положиться ни на воспитателей, ни на родителей детей. К сожалению.
14.12.2009 12:59:35, Ir_Ma
Положиться, к сожалению, никогда нельзя, а что делать-то? Всю жизнь ребенка возле себя не продержишь! Я вижу свою задачу в том, чтобы по максимуму подготовить сына к встрече с "большим миром", в котором есть все - и хорошее, и плохое.
Что касается степени зрелости нервной системы, то у меня есть ощущение (я уже как-то писала в конференции об этом), что нынешние дети взрослеют позже.
Я сравниваю нынешних 6-7 леток с детьми моих друзей, то есть с теми кому 6 и 7 было 20 лет назад, и вижу огромную разницу. "Мозгами" нынешние дадут сто очков вперед, а психологически нет!
Очень часто поведенчески в свои 5-6-7
лет ребенок с трудом "тянет" на трехлетку, причем именно по умению своместно играть, обуздывать свои порывы, "считывать" эмоции других. Думаю, защищенность не определяется исключительно возрастом - это очень индивидуально. В 3 и 4 года ребенок силен во многом своей открытостью - она и плюс, и минус в контактах с миром.
Коллектив,по-моему,никому "не показан", но тут деваться некуда - человек существо стадно-стайное, да и коллектив
коллективу рознь.
Сады в Израиле действительно сильно отличаются от российских, причем принципиально - в них к ребенку
относятся по-человечески, хотя и к порядку призывают, и наказывают, но при этом не унижают и не подвергают остракизму. Что еще хорошо - никто от родителей никаких подарков-подношений не ждет, различий между детьми на этой почве не делает, а просто нормально
РАБОТАЕТ (в том числе и с детьми не самыми простыми) Я лично со спокойным
сердцем отправляю сына в сад, хотя на ангела во плоти он совсем не похож
14.12.2009 15:21:16, Lena Eselson
А я нет-нет, да и натолкнусь на сообщения о том, что из учреждений сами сотрудники (воспитатели или учителя) или родители просят исключить неудобного, сложного ребенка.

А уж про то, как преподаватели не берут в кружки и секции отдельных детей, мотивируя это их неудобностью и бесперспективностью, ну оооочень часто читаю.

Мне про Норвегию было интересно тоже почитать. Мама Ани и Саши (Anlaug) писала.
14.12.2009 15:38:58, Ir_Ma
Спасибо большое за эту ветку!! Я согласна со всеми высказанными мнениями, и ни одно из них не исчерпывает моих ощущений полностью.
Конечно, второй ребенок мне нужен совсем не для решения проблем первого. И у меня есть мысли про то, чтобы доча потом не осталась одна (мне очень не хватает сестры!). Но все это не главное. А что главное? Я не знаю. Был момент (примерно месяц назад), когда я вдруг осознала как мне трудно и тяжело (но я тогда болела) - и тогда я сильно сомневалась, что меня "хватит" на второго ребенка. А сейчас я выздоровела - и мысль о ребенке вернулась опять.
В шкафу стоит большой мешок с вещами, которые доче стали малы. Наверное, это смешно, но каждый раз, когда я захожу в шкаф (у нас гардеробная), этот пакет напоминает мне о втором ребенке. Но ведь нельзя же брать ребенка только для того, чтобы кто-то еще мог поносить эти вещи!
Я всего год как "уматерела", доча - мой первый ребенок. И мой первый материнский инстинкт, и мой первый материнский ум. Возможно, я просто вошла во вкус?:))
Что касается детских садов в России - я работаю в очень хорошем детском саду. Картинка "с выставки": на прогулке мальчик Ваня подходит к воспитательнице и говорит, что у него болит живот. Воспитательница не может оставить других детей, поэтому отправляет его в группу к нянечке одного. Ваня приходит в группу и говорит, что ему велела воспитательница из-за живота. Нянечка (очень добрая душа!) Ване "советует" : "иди в туалет, сунь руку поглубже - тебя и стошнит - сразу легче станет". Примерно через полчаса возвращается воспитательница с детьми. Первый ее вопрос нянечке "как Ваня?". Нянечка охает и они вдвоем бегут в туалет. Там Ваня сидит на полу возле унитаза (детского), рука в унитазе. Он смотрит на воспитательницу и грустно констатирует: "марьиванна сказала сунь руку поглубже - тебя и стошнит. Меня еще не стошнило!" Честное слово, я ничего не придумала!
Мне самой всегда было дискомфортно в коллективе. В детском саду, в школе, даже в университете мне было легче и комфортнее одной. Я и сейчас не люблю "групповые формы". И дочери не хочу навязывать "коллективизм" (впрочем, сейчас это и невозможно).
В общем, много вопросов вы мне задали - и Ir ma, и Елена - буду думать. Спасибо!
14.12.2009 23:16:06, Наталья1971
Спасибо и за рассказ и за Ваше мужество! 12.12.2009 11:50:16, Volgaolga
Спасибо, только я не вижу в себе никакого мужества:)
Мне очень интересно наблюдать за собственной дочерью. Я даже могу пожертвовать домашними делами ради того, чтобы сидеть рядом с ней и смотреть как она играет.
13.12.2009 01:57:23, Наталья1971
Koala2000
Отличный рассказ. Спасибо. 12.12.2009 01:16:16, Koala2000
Дай Бог Вам сил,здоровья.Вы просто умница!Пусть Ваша доча Вас радует!!! 12.12.2009 15:44:07, Светланик


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!