Раздел: Психолого-педагогические аспекты

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Расскажите про развитие эмоционально-волевой сферы.

Вижу, тут собралось много специалистов и просто опытных, и мне интересно ваше мнение.
Есть ребенок 4.5 лет, подвижный и жизнерадостный. При знакомстве у всех вызывает умиление и другие положительные эмоции. И все хорошо, пока дело не доходит до какого-либо обучения, спортивной тренировки или другого организованного действия, типа репетиции праздника в д/с (это самый свежий пример). После этого я начинаю выслушивать жалобы от всех подряд взрослых участников, что ребенок - не слушает, мешает, бегает/лежит/ничего не делает, и т.д. и т.п. Сегодня, к примеру, меня попросили поговорить с ним :), чтобы он не срывал репетицию праздника в детском саду, а то его выгнали вчера. Ну я сказала, что с ним говорили все и несколько раз, но гарантию я могу дать, только если буду стоять за дверью и повторять, чтобы он занимался. И что разговоры он все прекрасно запомнил.

Он не хочет и не может "напрягаться". Даже если это усилие не чрезмерно и в итоге ему понравится, как например игровое спортивное занятие. Или если невыполнение грозит ему "санкциями", и он это прекрасно знает, но накажут потом, а делать не хочется сейчас.
При этом, например, индивидуальные тренировки по плаванью проходят на ура, он делал очевидные успехи, когда внимание тренера направлено только на него.

Вопрос, в общем, что в этом случае эффективней? Плюнуть, ждать пока вырастет. Или водить на все занятия и надеяться, что проснется "совесть". Или что?
Заниматься стараемся именно тем, что у него хорошо получается или может получиться. Но это ничего не меняет.
Внимание может сосредотачивать надолго, те же мультики, к примеру, может часами смотреть, если разрешить (не разрешаем)
28.10.2009 09:51:34,

32 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
OksanaL
маленький еще, подождите пока волю тренировать 29.10.2009 04:51:41, OksanaL
Хвалить и поощрять любой напряг, ведущий к позитивному результату. 28.10.2009 16:40:14, Atman
Летучая Мышка
моей самодельной дочке 5 лет. он аудио-визуал. всё, что требует Действия - для нее проблема. рисовать-лепить-одеваться-танцевать... она откровено скучает, не сосредотачивается и проч. стала перерастать только сейчас, после 5 лет. и то не до конца... посмотрите, как ваш ребенок воспринимает информацию. если ему приятнее с мультом-книжкой, чем с конструктором = может, это и ваш вариант тоже 28.10.2009 11:00:10, Летучая Мышка
мульты - обожает, книжки с картинками чтобы ему читали - тоже. Аудио-книги слушать не хочет (только в машине любит). Но конструкторы очень уважает. И я как-то затрудняюсь сказать, кто он. Скорее, визуал.
Но вот действия, особенно разрушительные, это наше все.
28.10.2009 11:05:41, *оля*
Летучая Мышка
все же, наверное, не торопитесь. погодите год еще. не зря в школу всегда отдавали с 7 лет, не раньше. мы с вами вообще без развивалок росли, и ничего 28.10.2009 11:12:33, Летучая Мышка
Один в один - это мы! ТОлько мы девочки и нам 7 лет. Обаятельная, шилопопистая, плохо занимающася в группе и оч. хорошо - индивидуально. НАш опыт - 3 года худ. гмнастики (тренера ее любила, но через раз из зала выгоняла за поведение), втрой год музыкалки (на фото - все ок, на хоре, в группе хоровичка просит "хоть что-то предпринять!"), танцколлектиы - лояльный к ре педагог, но выгоны "постоять к фортепиано" или в раздевалку через раз. НАрягаться НЕНАВИДИМ! И это при том, что собираемся отдавать детку в хореографическое училище, где напрягаться придется по-полной 8 лет! МЫ с мужем голову ломали всяко, и теперь уверены - это не возрастное! Это именно не желание напрягшать себя, любимого. Ну и жажда индивидуального внимания от всех "своих" - тренеров, педагогов и проч. МЫ с одной стороны смирились с неизбежным (всякие нотации после выгонов, самом собой имеют место, как и запреты - еще раз выгонят с хора - в бассейн не пойдешь:) Но действует через раз.) С другой стороны - все-таки учим ее напрягаться. ДОма занимаемся, например, несмотря на нытье. А куда деваться? Вот младшая у нас полная противоположность в 4 года - будет пыхтеть сама изо всех силенок, стараться и напрягаться, даже если не просят:). Ну вот так и живем. А, да со старшей еще глицинчик пьем курсами по совету невролога, который нам сказал: нормальный у вас ребенок, радуйтесь жизни:) 28.10.2009 10:57:01, galinka.ru
Да,это явно особенность.Потому что могу уже сравнить со своей 5-леткой-у нее в 5 лет воли больше чем у старшей в 8 было.В утешение Вам могу сказать что заставляния с 7 до 10 лет не прошли даром-в 10 лет уже вполне самостоятельный ребенок наконец получается.Я правда не могу сказать что бы получилось если совсем не заставлять.Но одно точно-волевая сфера с задержкой созревает. 28.10.2009 11:03:08, бабаЯга
хм, тогда может, если с 4 заставлять, к 7 созреет?
или не зависит это от заставляния...
28.10.2009 23:24:45, *оля*
Это не в прямой зависимости точно.Большую роль играет возраст.Даже сейчас вот в 10 лет занимаемся с логопедом-она сказала что мозги еще не дозрели,не надо бы торопить.Ну то есть она тренирует ее конечно,но при этом время тоже воздействует.Не знаю в какой пропорции)).
Но в 4 года я б точно волю не тренировала.
29.10.2009 09:37:25, бабаЯга
ну да. все и про нас. И меня раздирает как хомячка, то ли вообще не водить никуда и ждать пока мозг отрастет в нужную сторону, то ли водить и долбить, что заниматься надо.

Я вот и звездочки теперь клею за хорошее занятие...
28.10.2009 11:01:20, *оля*
Яхонтовая
А гиперактивности и СДВ нет? Может, не в воле дело? 28.10.2009 10:50:28, Яхонтовая
пока не ставили. 28.10.2009 10:51:29, *оля*
Яхонтовая
А я бы проверила. И тогда совсем другой расклад, правда? 28.10.2009 10:52:45, Яхонтовая
ну невролог не считает что у него СДВГ, можно конечно походить, поискать тех, кто так будет считать.
А что это поменяет?
Придти в сад, потрясти справкой?
28.10.2009 10:58:29, *оля*
Яхонтовая
Просто тогда Вам будет понятно, что это не нарушение мотивации и волевой сферы, а неспособность концентрировать внимание просто физиологически. И не будете добиваться этого от ребенка )), попросите проявить понимание и др к его особенностям и терпеть. Вдобавок, в какие-то периоды обострений корректировать медикаментозно. 28.10.2009 11:24:01, Яхонтовая
Пока не париться. ДЛя этого возраста абсолютно нормальное поведение у ребенка, даже без учета тематического отставания в психологическом развитии. Если к школе не пройдет - тогда можно будет развивать какую-то специфическую деятельность. 28.10.2009 10:45:16, яся 76
Мне психолог сказал забить и дать ребенку наиграться - то, что в этом возрасте важнее всего. Играем. Вместе с мамой, вместе с папой, вместе с другими моими детьми. Мультики смотрим мало, книжки читаем не особо, любит логические задачки для своего возраста - я довольна :). Воля в этом возрасте еще спит :) 28.10.2009 10:32:43, Мама_Галя
В 4.5 мне кажется рановато. Свою с 7 лет заставляла что-либо делать.В основном это касалось уроков.Могу с полной ответвенностью сказать что доросла ее "воля" к 10 годам только,то есть в этом году стало очень заметно хорошо.Весь прошлый год еще ходила на драку-там часто ездили на соревнования где надо было не только драться с противником но и побеждать.Не знаю уж помогло или нет.Для нее это было очень тяжело в прошлом году помню. 28.10.2009 10:20:50, бабаЯга
А на спортивных занятиях они как, занимались?
Со спортом та же проблема у нас. (Ну не спорт серьезный, а так, физкультура)
28.10.2009 10:23:39, *оля*
Это специфический спорт,это драка была в основном.На занятиях она нормально,потому что там же все друзья.Даж если и бьют друг друга то стараются не больно чтоб.Ну и дерется она хорошо в принципе.А вот на спаррингах разных там посторонние дети,нередко более подготовленные,ну и у них задача побить противника.Вот это было тяжко,потму что там непонятно на кого попадешь,уж как врежет так врежет)).Там надо было что назывется "собраться",настроиться,выступить хорошо.Моя вдобавок совсем не агрессивная и драться не любит.Полностью индивидуальный вид,без собственной воли там никак.Но это ж 9 лет уже было.В 5 лет мы максимум чем занимались так это танцами.Танцы ей кстати не нравились.Мне кажется рано в Вашем возрасте на волю упирать,ее еще нет как таковой. 28.10.2009 10:33:05, бабаЯга
ну да, у нас это называется "подготовкой к единоборствам", просто ОФП по сути...
Да я и не упираю на то, чего нет. Мне интересно, как сделать, чтобы была :)
28.10.2009 10:38:23, *оля*
zeinab
Можно подождать :) К школе должно созреть само 28.10.2009 10:39:21, zeinab
zeinab
Просто его слишком отвлекает и возбуждает общество сверстников. Наедине с тренером он же работает? Мне кажется это вполне у вас по возрасту пока... 28.10.2009 10:12:36, zeinab
+100. У моей лет до 5 с лишним крышу срывало напрочь, когда в комнате присутствовало больше, чем один ребенок - она :). Мы занимались только индивидуально. Сейчас нам 6 и мы внезапно это переросли. Сейчас и в группе себя вполне контролирует. Когда не надо заниматься, а просто играть можно, наличие сверстников его возбуждает? Еще вариант - а с речевым развитием у него как? Если не супер, это может быть оттого, что трудно напрягаться и понимать то, что учитель/тренер говорит (это не значит, что ребенок вообще не понимает речь - ему просто на это нужно больше усилий и времени). Когда говорят лично тебе при индивидуальных занятиях, то деваться некуда, а когда всем - можно и не вслушиваться. Словом, я думаю, что это не про волевую сферу - насколько я понимаю, осознанное "надо" повляется позже - в 6-7 лет - это норма. 28.10.2009 10:32:17, Анна_Л
с речевым как раз супер, его в логосад к старшему не взяли, поставили на комиссии 5+ за правильность речи :) Я радуюсь второй год, что не взяли. Потому как в логосаду меня бы уже четвертовали с его поведением :), сужу на примере со старшим.
Вот именно, что занимается, только когда говорят "лично ему".
28.10.2009 10:35:59, *оля*
именно, что наедине старается.
Но к обществу он попривык уже, а до этого крышу сносило капитально и на него жаловались вообще на поведение, а не только на занятия. Сейчас ведет себя вроде пристойно более-менее.
28.10.2009 10:16:38, *оля*
zeinab
Ну значит с работой на результат нет проблем как таковых, а есть вот такая возбудимость и проблема с удержанием внимания. Тогда на это можно и работать. А можно подождать, возраст ИМХО позволяет 28.10.2009 10:18:30, zeinab
вот и вопрос, как на это работают?
но дело не во внимании, мне кажется. А в усилиях волевых над собой каких-то. Если вся группа изображает огурцов :) а Андрюша кривляется и дурью мается настолько, что его выгоняют...
При этом в празднике участвовать хочет, орет обиженно, если говорят, что не пустят его выступать.
28.10.2009 10:22:13, *оля*
zeinab
Посмотрите вот тут - и статья неплохая, и в конце есть несколько упражнений для развития самоконтроля по аналогии с которыми можно придумать много своих http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_06a.shtml 28.10.2009 10:35:40, zeinab
Shuriken
Рано ему ещё. Не ругайте, не закладывайте комплекс "плохого". О какой-то мало-мальски заметной "волевой сфере" можно говорить не ранее 6-7 лет. 28.10.2009 10:08:39, Shuriken
не уверена. он отличается в этом плане от остальных сверстников. 28.10.2009 10:12:54, *оля*
Shuriken
Все дети разные. Но нужные для волевой сферы мозговые структуры в любом случае созревают только к 7 годам. 28.10.2009 10:29:25, Shuriken

Читайте также
Опасные обитатели дачного участка: растения, требующие осторожности
Эти растения красиво цветут, возможно, у них яркие ягоды, но вдыхать аромат, а также пробовать их плоды может быть смертельно опасно.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!