Раздел: Медицина/дети

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

[пусто]

[пусто]
05.06.2009 23:43:47

65 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Мои девочки в семье с 2-х лет (в ДР с рождения). Не говорили совсем, но и практически не ходили, горшка не знали - "маугли" по словам невролога, но сохранные. То же ломала голову - с чего начать... Начали с физкультуры, активно развивали тело, мышцы. Дети окрепли, выросли, потяжелели :). Появился активный лепет. В 2,5 у Маши началась фразовая речь, у Саши только два слога - вывезла на месяц на море - к 3,5 догнала Машу по речи. С 3,5 активно ходим на развивалки. Маша практически уже компенсировалась - говорит чуть хуже лучших в саду в группе. У Саши еще есть серьезное отставание. С сентября пойдем в логосад + художественная гимнастика. Вот такой график - вроде и не очень "парюсь", но делаю "шаги вперед". Надеюсь (врачи подтверждают хорошую положительную динамику), к школе компенсируемя :). А реальные результаты "запарки" с логопедами и упражнениями приходят только после полугода интенсивных (желательно ежедневных) упражнений. А по поводу препаратов - нам тоже рекомендовали курс, но пить его будем в августе - ближе к занятиям. Потому что "пиво без водки - деньги на ветер:)" 08.06.2009 01:42:54, natka20067
Мы нашу забрали в 9 месяцев. Отставала по всем статьям. Еще до года стали показывать power-point-презентации на компьютере, специально накачали для нее много. С самых простых начали - там где картинка, и написано, что на картинке, и проговаривается. Фактически - методика Домана. Как результат - с 1.5 лет говорит предложениями, сейчас, в 1.9 - сложными предложениями. Кроме того, слушает аудио-сказки, и мама и бабушки с ребенком в режиме радио болтаюти в разговор "втягивают". Ну и для общего развития эти презентации хороши - знает давно цвета, формы, буквы, цифры и пр. 07.06.2009 21:11:31, Frau_V_
Кроме того, здесь уже писали, оооочень хорошо - рекомендую - много читать, и когда уже много раз проговорите один и тот же стишок, делайте паузу, чтобы деть сам заканчивал строку. Наша с полутора всю "Муху-Цокотуху" - последние слова в строчке заканчивает. Кроме того, пусть фасолинки пересыпает, если ей интересно, скрепочки нацепите на картонку - пусть снимает (моторика). 07.06.2009 21:43:39, Frau_V_
[пусто] 07.06.2009 23:27:15
Оооо, ну это уже хорошо... дальше лучше пойдет! Наша тоже так повторяла коверканно сначала, да и сейчас не все правильно говорит, но понять можно, тем более падежи уже употребляет. Сейчас даже жалко немножечко, такие слова были смешные... Вот, к примеру, мы утратили:
Хуся - соска
Хабака - собака
Хаик - шарик
Я приходила с работы, и мне каждый раз демонстрировали успехи, причем каждый раз всей семьей бурно восторгались каждому новому слову, хлопали в ладоши, она эдак смущенно и гордо улыбалась. А сейчас удивляемся, только когда особо сложно-загогулистое предложение скажет. Или вот недавно - стоят рядом две машины синие, одна чуть темнее, спрашиваю - какая машина - она отвечает - "темно-синяя"... Мы в отпаде - настолько отличать ее никто не учил, наверное, где-то в презентацях было.
08.06.2009 09:35:38, Frau_V
Вика, я не выдержала, расскажу. У Вас дочка хоть говорит все, что _может_. А у нас...
Не люблю жаловаться на своего плюшку, но... нам 2.10. НИКАКИХ "юпов" вместо супа. Он просто _не повторяет второй раз_ то, что не выговорил с первого раза. Не получилось - сын затыкается и мотает головой. Это хуже. В запасе совсем мало слов, которые может сказать четко. Но только их и говорит.
Я считаю, что это хуже.
08.06.2009 00:50:46, Шиша
Marisha
У нас точно так же было, дочка впадала в ступор и ничего не повторяла. В лучшем случае один раз повторит слог и тут же замолкает. Поэтому повторить не просили, просто болтали все вокруг без умолку, комментировали все подряд, все действия, как с маленьким совсем ребенком (а дочке было 2 года уже). Слушали простые сказки, песенки, потешки, все самое легкое, чтобы было понятно. Ну практически с нуля начали.
Потом я обнаружила, что если она видит, как надо шевелить губами и языком при произнесении слов, то повторить пытается. Тогда мы с ней стали общаться "лицо в лицо", т.е. я произносила слоги-слова и одновременно показывала, как надо рот открывать, что с языком надо делать и т.д. Вот так пошло легче, у нее стало получаться, и дочка стала повторять с удовольствием. Прорвало ровно в 3 года, заговорила. Правда, речью это можно было назвать с большой натяжкой, просто набор слов, никаких склонений, падежей, ничего, и звуки все неправильные. Но тем не менее речь все же:) И что удивительно, ребенок в 3 года выговаривал правильно звук "р", единственный правильный звук был:)
Ну а дальше уже все просто. В 3,10 логопед поставила ОНР, но заниматься не взяли, сказали подождать, что ребенок, скорее всего, сам справится. В 4,10 диагноз сняли, речь была уже чистейшая, все звуки на месте.
Когда в сад пришла в среднюю группу (ровно в 4 года), совершенно непонятно было, что ребенок говорит, на фоне других выглядело как сильное отставание. А уже через год речь была лучше всех в группе.
PS Мы когитум давали, в 3,10 и потом еще через полгода.
08.06.2009 03:43:55, Marisha
Marisha, удивительно, но я недавно тоже додумалась "показывать звуки"))). Пока не очень получается, но язык у него гибкий, не лопатой, уже радость. Ваша история обнадеживает, спасибо! 08.06.2009 13:43:24, Шиша
Знаете, тоже не выдержала :). Про своих ничего не могу сказать, но сын моей подруги не говорил до четырех лет. Совсем. Улыбался и молчал. Думали, УО, думали, не слышит, думали, аутизм. По врачам таскали, диагнозы ставили и снимали. А деть в четыре года заговорил чудным литературным языком, и даже не картавил, идеальная дикция, сейчас заканчивает математическую школу. Не особо общительный, но друзья есть, в школе отличник, все ОК. Так что, по-разному бывает. Главное, ИМХО, чтобы деть понимал обращенную речь. Для этого и к врачам ходить не надо, легко проверить. Остальное - дело времени. До 3-3,5 подождать можно. Удачи! 08.06.2009 00:55:37, Мама_Галя
Мама Галя, спасибо!
У нас все понимает, очень добрый малыш. Спасибо еще раз, думаю, скоро заговорит!
08.06.2009 01:26:38, Шиша
Mirashka
У нас похожая ситуация. Я и ждала, и медикаментозно. Результат пока крайне слабый. На комиссии (очень доброжелательной, кстати) сказали развивать пока голову, это первично, потом язык, после 4-х лет. А сейчас много развивалок, не требующих слов (сложи, выбери, покажи, нарисуй, возьми, положи и тд). Но для этого ре должен как минимум понимать речь. наша пока не все понимает. Но успехи в этом есть. А речью... Несколько звуков, несколько слов, которые идентефицировать могу только я и няня в садике. Прошу ее все время повторять за мной слоги и слова, делать артикуляционную гимнастику (примитивную), походя, в автобусе, на улице и тд. Не форсируйте. Сначала она должна научиться понимать вас, а потом говорить сама. 07.06.2009 19:47:24, Mirashka
Прежде всего проверьте слух! Даже незначительное его снижение в таком возрасте сильно тормозит развитие речи -очень часто тугоухость выявляют именно потому,что начинаются проблемы с речью А как у девочки с пониманием обращенной к ней речи и выполнением просьб из серии
"Покажи, где у мишки глазки?"? Если с этим нет проблем, то это уже большой плюс, хотя ждать 3-4-х лет в любом случае не стОит.
Очень хорошо для развития артикуляции надувать воздушные шарики, выдувать мыльные пузыри, задувать свечки, сдувать "снежок" из ваты. Здешние логопеды часто обмазывают рот ребенку медом или шоколадной пастой, побуждая этим не просто высовывать язык, а активно облизываться. К сожалению, есть прямая связь - чем слабее развито звуковоспроизведение­, тем хуже работают мышцы, чем хуже развит артикуляционный аппарат, тем спектр воспроизводимых звуков беднее.
Про лекарства ничего сказать не могу, равно, как и про специалистов - "сами мы не местные"
06.06.2009 23:51:13, Lena Eselson
[пусто] 07.06.2009 23:21:15
zeinab
Вика, я научила дуть в трубочку "от противного" :-) Давала пить через трубочку (непедагогично - коктейль из Мкдональдса воровали у старших :-)) Сначала научился пить из трубочки, приладил губки плотно, теперь дует, и даже на дудочке играет ! Правда, все равно не говорит :-) 08.06.2009 09:30:14, zeinab
А пузыри мыльные надувать? Наша любит. А через трубку сок из коробки пить - инеересно ребенку же? 08.06.2009 09:55:16, Frau_V
zeinab
От пузырей он мыльный раствор пьет тогда, дурачина :-) 08.06.2009 10:01:02, zeinab
Если понимает обращенную речь и показывает-делает то, что просят, это уже намного легче. Мазать надо не только губы, а "куда язык доберется", то есть по максимуму. В 2.2 она объективно не сможет еще надувать шары (слишком мала для этого), но вот через соломинку попробуйте не дуть, а пить - м.б. так ей будет проще? В задувании свечек (особенно если их несколько и в полутьме) есть своя прелесть - сразу виден результат + магия огня (или это мы такие "огнепоклонники?)
Можно придумывать игры, в которых звери "говорят" разными голосами (мама-кошка и ее котенок, курица и цыпленок, и т.д.) или устраивать "представления" с куклами, надевающимися на руку (в стандартных наборах всегда есть собака, мышка).
Сейчас есть масса "говорящих" игрушек - здесь логопеды их очень не жалуют и не рекомендуют использовать при занятиях с детьми, призывая родителей самим "проговаривать" все необходимое.
08.06.2009 00:14:46, Lena Eselson
Нам 2.2 и мы шары надуваем, правда, не до огромного щара, но реально получается. Не знаю, как научилась. Я при ней надувала, она попросила, я дала несколько "на растерзание" и отвлеклась. Через некоторое время смотрю - у нее шарик надулся!
Мыльные пузыри покупаю в больших вытянутых "стаканах". Их надувать проще, а если надувать не получается, можно и взмахом руки пузырь получить. Но сейчас она уже и обычные надувает. Правда, если ей в руки баночку дать - мигом прольет. Мыльный раствор пить не пытается, а баночку облизывает. А уж колечко для пузыря облизать - святое дело! Я терплю. После того, как мы в ванной детского мыла наелись, мыльная водичка мне кажется уже не очень страшной.
Еще есть такой детский "вентилятор" (кажется, ветерок называется) - это яркие разноцветные пропеллеры на палочке. Моя целый месяц с ним играла, надо бы уже новый купить.
Кроме свечек мы ей разрешаем спички задувать (у нас газовая плита без зажигалки).
Звуковые книжки очень любим!!! Пытается эти звуки повторять. За мамой не повторяет, а за книжкой - пожалуйста.
Правда, мы все равно ни фига не говорим.
08.06.2009 22:09:23, Наталья1971
[пусто] 08.06.2009 11:35:51
Не-е-ет, я о другом - в том, что Вы сами умеете мяукать-кукарекать я не сомневаюсь! Попробуйте играть с ней в самое примитивное - "Я мама-кошка, а ты -мой котенок" Вам ведь по большому счету все равно какие звуки издавать - главное расширить "репертуар", так что всякие "мур-мур, гав-гав, ко-ко-ко" вполне прокатят в форме игры с разными интонациями. Мой сын обожает представляться периодически страшным львом, "нападать" на меня с диким урчанием-рычанием (которое от нормального рыка пока далеко) или наоборот пищать мышкой. Просто так заниматься ребенку скучно, а когда есть какой-то "сюжет", по ходу которого надо пищать-визжать-мяукать,
это получается само собой (в то же лото с животными, можно добавить не столько названия, сколько "кто как говорит") В принципе годится все, что побуждает открывать рот для "говорения"
в любой его форме. Попробуйте отслеживая ситуацию периодически записывать ее на магнитофон - так проще увидеть динамику и появление новых звуков, да и логопеду это поможет
08.06.2009 12:02:37, Lena Eselson
АннаО
Может, пальчиковую гимнастику подключить? Мы занимались по книжке Косиновой "Уроки логопеда", рекомендовал ее хороший логопед, когда сыну было примерно 2,5 г. Причем упор сначала велел делать именно на пальчиковую гимнастику, потом уже переходить к речевой. 06.06.2009 22:13:55, АннаО
Mirashka
Да!!! Мелкая моторика и речь - прямая связь, давно доказано. Сороки-вороны и иже с ними, массаж всех фаланг. 07.06.2009 20:26:23, Mirashka
zeinab
Ох, у нас мелкая моторика - это что-то невообразимое, я уже рассказывала, как ребенок пальцами вывинтил ВСЕ шурупы из дна кроватки и выпал насквозь - открывает все задвижки, замки, расстегивает кнопки, молнии, пуговицы, собирает с полу и выбрасывает невидимые мне пылинки, НО УПОРНО НЕ ГОВОРИТ :-( 08.06.2009 09:32:30, zeinab
Мой брат молчал до 3-х лет. В садике его считали слегка УО. В 6 лет пошёл в школу и стал отличником (я в школе отличницей не была, хотя рано заговорила). 08.06.2009 16:09:55, Атман
Успокойтесь. Во первых сколько ребенок дома? На развитие артикуляции, звукопроизношения и т.д. уходит не один, два, три месяца, а намного больше (все зависит от ребенка). Как пример своего сынулю забрали в 1,9 г, произношение отдельных слогов пошло после 2,3 г., словосочетания в 2,9 г., предложения достаточно большие в 2,10 г. До сих пор рот не закрывается прошу помолчать хотябы минуточку :) :)
Проконсультируйтесь еще с невропотологом.
06.06.2009 21:55:28, Лен5
Ovechka_M
У меня дочка домой попала в годик.Заговорила в детском саду с помощью психолога в 2,5 года,я против лекарств,невропатоло­г сразу в год прописала ребенку кучу препаратов,я ничего не давала,развивала моторику,постоянно проговариваю все слова, читаю методики.
Сейчас нам осенью будет 4 года,мы отлично говорим,болтаем даже кое-что по-английски:) прекрасно пересказываем.
И все без лекарств,тепло,любов­ь,забота.
06.06.2009 19:34:29, Ovechka_M
Голубушка
Работаю в отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями. В Питере и ЛО такие отделения есть при каждом социальном Центре. У меня группа трёхлеток (12 человек, группа полностью обновляется 4 раза в год) с ЗРР. Проблемы разные, но аксиом две.
1)Проблемы речевого развития, особенно, говоря обывательским языком, тяжёлые, обуславливают вторичную задержку и психического развития тоже. Это не пустяки. Нужно держать руку на пульсе. С грустью видели мы множество 5-6 леток, которых приводили к нам только после того, как ПМПК "зарубала" им массовое образовательное учреждение. Спрашиваем родителей - где ж вы раньше-то были?! Отвечают: ждали, что вот-вот заговорит...
2)КАЖДЫЙ сложный ребёнок, прошедший по нашей рекомендации обследование (электроэнцефалограм­ма, нейросонография, допплерография...), вернулся с обнаруженным нарушением. Самое безобидное из них - нарушение венозного оттока крови шейного отдела позвоночника. А это, как Вы понимаете, медикаментозное лечение.
06.06.2009 18:03:07, Голубушка
[пусто] 07.06.2009 23:13:45
Голубушка
С радостью, вечером после работы отзовусь:) 08.06.2009 08:21:15, Голубушка
Голубушка
Извиняюсь, что не в личку, подумала - может ещё кому полезной окажусь:) Я, правда, не совсем чётко поняла, о чём именно рассказать подробнее. Начну с того, как мы в своём Центре занимаемся с детьми, у которых речевые проблемы. Каждое занятие комбинированное, включает в себя пальчиковую гимнастику, логопедическую гимнастику, логоритмику (в виде шикарных компьютерных презентаций, их в инете много) и ручной труд (аппликация, лепка, пальчиковые краски). Такие занятия (со своей спецификой) проводят психолог, дефектолог, логопед, музработник, инструктор ЛФК и преподаватель "творческой мастерской". Плюс сеансы массажа 2 курса в 3 месяца, физиопроцедуры и сенсорная комната. Родители еженедельно получают домашние задания, в письменном виде ведётся дневник обратной связи с родителями. Если динамика отсутствует или она ничтожна, рекомендуем родителю обследовать детский мозг. К сожалению, чаще всего наши опасения относительно мозговых дисфункций подтверждаются. Но когда ребёночек приходит к нам повторно, стимулируемый медикаментозно, когда наше развитие идёт параллельно с лечением, к счастью, часто результат на выходе уже другой, прогресс налицо. Реабилитацию в нашем Центре может пройти любой ребёнок по направлению от логопеда, невролога или психиатра, родители в основной массе довольны. Семьи со стабильным доходом вносят разумную родительскую плату (максимально 1400, минимально 400 руб в мес), а реабилитация детей из социально незащищённых семей осуществляется бесплатно. Ребёнок посещает Центр, как детсад, с 8 утра до 5 вечера, с едой и тихим часом, для детей из района создана круглосуточная группа с теми же тарифами.
А для малышей от 1 года до 3 лет много лет работают коммерческие группы раннего вмешательства, там аншлаг, запись на месяцы вперёд, но недорого: 700 руб за 8 занятий.
08.06.2009 15:22:31, Голубушка
Голубушка
Рекомендации родителям даются примерно такие:

"Молчание – золото?"

- Крохе уже третий год, а он до сих пор тычет пальцем, если ему что-нибудь нужно.
- Ровесники вовсю декламируют стихи, а он и на бытовом-то уровне объясниться толком не может. Мама и папа тихо сходят с ума от переживаний, добрые родственники лезут с советами и «умными» вопросами, а логопед в поликлинике за таких малышей не берется. Что же делать, ждать чуда? Но ведь оно может и не произойти, Найти хорошего логопеда? Но ведь не у всех есть такая возможность. Остается одно — заниматься самостоятельно. А как?
Для начала проверьте, насколько хорошо малыш вас понимает. Это крайне важно для развития речи. Начните с простых инструкций типа «покажи (дай, возьми) зайчика, машину, собаку», «закрой глазки». Потом постепенно усложняйте фразы, увеличивая количество просьб в одном предложении: «Мячик дай мне, зайчика отдай папе, а куклу положи спать». Если сразу не удается выполнить такое сложное задание, придется потренироваться несколько раз, пока не будет получаться.
Параллельно займитесь развитием слухового внимания. Это мы, взрослые, не задумываясь, отмечаем, что где-то лает собака, кто-то хлопнул дверью, за окном воет ветер. А ребенку еще нужно научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Понятно, что чем лучше оно развито у любого ребенка, тем лучше, а уж у неговорящего особенно. Так что запаситесь музыкальными инструментами, годятся даже детские дудочки и барабаны, всевозможными колокольчиками (не только металлическими, но и деревянными, керамическими, стеклянными — какие найдете), отыщите старые погремушки. Игра проста: сначала малыш слушает, какие звуки получаются из этих вещиц, потом отворачивается и угадывает, на чем играла мама.
Другая игра — «что шумит». Побуждайте его постоянно прислушиваться к домашним звукам: шум холодильника, стиральной машины, звонок телефона, а также звукам улицы (кричит птица, едет машина...).
Очень полезно ставить аудиокассеты для детей. Это не только разовьет слух, но и расширит общий кругозор ребенка. Кстати, логопеды уверены, что понимание речи напрямую зависит от жизненного опыта, поэтому очень важно постоянно комментировать малышу все, что вы видите или делаете.
Но для появления речи одного слухового внимания мало. Нужен так называемый «пусковой момент», когда ребенку ничего не останется, кроме как словами изложить свою мысль. Моя бабушка рассказывала, что до трех лет ее считали немой, пока она не услышала о чьих-то намерениях купить их дом. Это так потрясло девочку, что она набралась храбрости и выпалила: «Это не ваш дом, а наш». Конечно, я не призываю вас использовать шоковую терапию, но провоцировать ребенка можно и нужно. Только ни в коем случае не запрещайте малышу пользоваться привычными жестами! Он должен видеть вашу искреннюю заинтересованность в любом общении с ним, а жесты с появлением слов постепенно уйдут.
Для провокации же существуют специальные приемы. Наберитесь терпения — что-то ему обязательно понравится.
Начнем с диалога. Есть такая всем вроде бы понятная фраза: «Основной «пусковой» момент появления речи — общение». Но вдумайтесь в ее смысл. Общение — это не когда малыш просто слушает чужую речь, а когда он активно участвует в разговоре, отвечает на ваши вопросы. Пусть пока не очень внятно, может, даже одним словом, но главное, чтобы он понимал, о чем ему говорят, о чём спрашивают, и пытался адекватно ответить.
Для развития диалога существует множество упражнений, цель которых — получить от ребенка ответную реплику. Одно из них — мини-театр, который вы можете организовать вместе с малышом. Нет надобности сооружать громоздкие декорации или шить костюмы, в простейшем варианте достаточно сопроводить представление жестами, мимикой и интонациями. А тексты можно позаимствовать в детской поэзии. Лучше всего подобрать стишки-диалоги, их можно найти у Б.Заходера, В.Левина, в русском народном фольклоре, у многих других детских авторов. Вот например, стихотворение Саши Черного «Скрут»:

— Кто живет под потолком?
— Гном.
— У него есть борода?
— Да.
— И манишка, и жилет?
— Нет.
— Как встает он по утрам?
— Сам.
— Кто с ним бегает вдоль крыш?
— Мышь.
— Кто с ним утром кофе пьет?
— Кот.
— И давно он там живет?
— Год.
— Ну, а как его зовут?
— Скрут.
— Он капризничает? Да?
— Никогда.

Правда очень мило, понятно и просто для начала?
08.06.2009 15:24:45, Голубушка
Голубушка
Неплохо создать дома и кукольный театр. Если у вас нет специальных кукол, надевающихся на руку, возьмите пару носков, пришейте к ним пуговицы-глазки, нарисуйте ротик — герои готовы. Теперь они могут общаться между собой. Пусть вначале это будет самый простой диалог. «Привет! — Привет! — Как тебя зовут? — Маша. — А как тебя зовут? — Петя. — Как у тебя дела? — Хорошо» и т. д. Важно, чтобы ребенок пытался повторять за взрослым действия и реплики.
Вы можете и сами придумать сюжетно-ролевые игры. Играйте в больницу, магазин, чаепитие и другие, но не забудьте ввести в игру несколько повторяющихся фраз, которые ребенок будет копировать. «Что у вас болит? Вот вам таблетки. Придите завтра. Следующий». И время от времени меняйтесь ролями.
Гуляя, играя, обедая, и вообще всегда, когда позволяет ситуация, задавайте ребенку вопросы, заставляйте его общаться с вами. Сначала простые, требующие ответа «да» или «нет». Потом их можно усложнить, спросив, например: «Ты не играешь?», когда ребенок играет. Когда это будет освоено, переходите к вопросам «Кто это?» и «Что это?». Все это можно делать как бы не специально, например, рассматривая семейный альбом или читая книжку с картинками. Единственное условие — подобрать слова, сначала одно- и двухсложные, потом трехсложные. Не получается у малыша правильно произнести слово — пусть говорит, как умеет, а вы за ним повторите правильно, даже слегка утрированно.
После «Кто?» и «Что?» можно перейти к «Что делает?» и «Где?», причем на вопрос «Где?» малыш должен отвечать: «Там», «Тут», «Здесь», «Вон».
Теперь об имитации и звукоподражании. Нужно ли учить ребенка говорить «би-би» вместо «машина»? Конечно, приятнее, когда он в полтора года говорит собака, чем в два «ав-ав», но уж лучше пусть «ав-ав», чем совсем ничего. Поэтому неговорящего ребенка даже полезно обучить всем этим «ням-ням» и «ко-ко», со временем они отойдут. Хорошо разучить с ним потешки: «Гуси, гуси! — Га-га-га! — Есть хотите? — Да-да-да!»
Что касается стихов, то их заучивание улучшает память и обогащает речь устойчивыми словосочетаниями. Так что учите с ребенком стихи, предварительно выучив их самостоятельно. Подберите коротенькие и легкие, и пусть малыш хотя бы договаривает некоторые слова. Ну а если вы будете регулярно их повторять и дома, и на прогулке, и в очереди, и в автобусе, то когда-нибудь он их точно выучит.
Неговорящего ребенка можно начинать учить читать. Главное, чтобы он умел играть в лото. Эта методика была разработана Т. С. Резниченко и называется «глобальное чтение» (подробнее о ней можно прочитать в ее книге «Чтобы ребенок не заикался», М., 2001) . Смысл, если говорить упрощенно, состоит в узнавании написанных слов. Заготавливаете картонные карточки размером в треть тетради, пишете на них большими печатными буквами короткие слова, обозначающие хорошо знакомые малышу предметы (лучше зеленым или черным цветом), а на обратной стороне схематично изображаете соответствующий предмет. Затем даете ребенку карточку и сообщаете, что на ней написано, а потом просите: «Дай ДОМ», «Дай МЯЧ». Если малышу трудно, пусть подглядит на обратную сторону, со временем он научится ориентироваться только на буквы. За один раз можно вводить не больше трех карточек, добавляя по мере запоминания. Постепенно попробуйте удлинять слова, добавлять глаголы.
Для неговорящих детей чтение особенно важно, потому что они пытаются произносить те слова, которые им предлагаются для прочтения.
Хорошо бы приклеить карточки с названиями на предметы мебели, стены комнаты, сделать подписи под фотографиями. В такой ненавязчивой форме слова быстрее и крепче запомнятся.
Возможно, вам и малышу понравится вести дневник событий, где вы будете вечером зарисовывать события прошедшего дня (двор, где гуляли; знакомых, которых встречали; покупки и т. д.). Рисунки могут быть схематичными, а под некоторыми предметами неплохо сделать подписи.
После того как в речи малыша появятся слова — названия предметов, нужно стимулировать появление фраз, присоединяя к ним глаголы, определения, дополнения. Старайтесь следить за правильным порядком слов, появлением падежных окончаний и предлогов. Упражняйте ребенка в образовании множественного числа, уменьшительной формы существительных, расширяйте глагольный словарь (входит — выходит, рисует — нарисовал и т. п.). Конечно, лучше всем этим заниматься как бы между делом, ни в коем случае не заставляя ребенка, а то можно уже в три года привить ему отвращение к занятиям.
Начните заниматься прямо сегодня, не поленитесь завтра — и наверняка вскоре заметите прогресс. Конечно, потребуются время, силы, настойчивость, но, как говорится, дорогу осилит идущий.
08.06.2009 15:25:35, Голубушка
"Я не хочу ждать, потом догонять" - неверная установка. Очень Вас прошу, идите ЗА РЕБЕНКОМ, не нужно насиловать его умозрительными нормами развития речи (а они именно умозрительные!).
Если очень беспокоитесь, найдите хорошего логопеда (лучше нескольких) и проконсультируйтесь. Речь действительно связана с интеллектом, но эта связь не такая простая и однозначная. На сохранный интеллект указывает понимание дочкой Ваших слов, правильная ориентация в ситуациях (правильная по ее возрастным меркам, конечно). Ищите неречевые способы общения - жесты, мимические знаки, телодвижения. Если она умеет варьировать интонацию - это здорово!!! Это важный признак хорошей чувствительности и способности отражать эту чувствительность вербально.
А звукопроизносительны­й аппарат рано или поздно созреет. В свое время. Как в свое время вырастают руки, ноги и все остальное.
Про лекарства советовать не буду. Вам решать. Я бы своей давать не стала. К слову сказать, нам 2и2, и звуковое разнообразие только-только поперло. Мне, конечно, хочется, чтобы она разговаривала как другие девочки девочки ее возраста на нашей детской площадке. Но это уже моя проблема.
Всего доброго!!!!
06.06.2009 16:14:26, Наталья1971
[пусто] 07.06.2009 23:11:45
Не уверена, что нам позволено в это безнаказанно вмешиваться. Я понимаю Ваше беспокойство и не могу что-то утверждать наверняка. Я просто задаюсь вопросом о "цене" насильственного ускорения развития. Судя по тому, что я успела прочитать, в Вашем случае развитие идет. И оно не так уж сильно отстает от так называемых возрастных норм.
Я вовсе не пытаюсь отговаривать Вас от желания развивать речь дочери! Я пытаюсь обозначить другую сторону этой проблемы.
Что касается советов, то здесь уже много хороших вещей написали.
Всего доброго!
08.06.2009 21:46:02, Наталья1971
Мне кажется,если ре не говорит в 2,2 г.,это не так страшно.Надо учитывать особенности ребенка.Может она просто накапливает.У моей знакомой(учительница английского и немецкого языков)младшая девочка заговорила в 4!!! Да как,целыми предложениями!Скажет что-нибудь и сама удивляется,как это у нее так получается.( В саду дети ее так и называли "девочкой,которая не умеет говорить".)Быстро догнала сверстников и сейчас учится в пединституте.Еще пример.Мой племянник в два говорил первыми слогами целые предложения,понимали только родители.Потом вдруг заговорил нормально.Ваша малышка половину своей жизни провела в д.р.Это тоже надо учитывать.Может это психологическое.Еще нагонит и перегонит сверстников,не переживайте.У меня сыну 2,1 г.Тоже говорит очень мало.Использует облегченный язык,животные у нас гав-гав,пи-пи,му-му,бе-бе.Ему так легче.Зайчик вообще пиф-паф(это потому что охотник в него стрелял.)Показывает на облака и цокает языком( вспомнил,как я однажды пела ему про облака-белогривые лошадки.Я не сразу поняла даже,где он увидел на небе лошадей). Вот его предложения: "Мама,бе ку-ку."( Перевод :Овечка потерялась.)Кстати очень любит мульфильмы,особенно "Дашу -следопыт",исполняет ее просьбы ,пробует повторят слова.В речи появились несколько английских слов.Кстати у друзей мальчик до 3 не говорил,опять же Даша помогла разговорить.По крайней мере так родители говорят...Скоро заговорит Ваша девочка ,не переживайте.У нашего иногда прорываются новые слова,мы его за это подкидываем ,хвалим.Так же и к горшку приучили,с полутора лет пользуется горшком.... 06.06.2009 15:20:44, lakka
[пусто] 07.06.2009 23:09:36
zeinab
Вика, но пргресс-то есть? Я вот Леву взяла с НУЛЕВОЙ речью, вообще молчал в восемь месяцев, ни звука, ни гулил даже. И вижу развитие, но минус ровно вот эти восемь месяцев. То есть у него сейчас на год вполне пристойное развитие речи, а эти восемь месяцев, увы, пока никуда не деваются. И не так меня речь сама по себе беспокоит, сколько то, что она и общее развитие тормозить будет. С другой стороны, если идет нормальный прогресс в хорошем темпе, кого в 22 года будет волновать, что ребенок развит на 21? :-) 08.06.2009 09:36:23, zeinab
[пусто] 08.06.2009 11:42:12
Вы не совсем правы - речь не определяется исключительно зрелостью артикуляционного аппарата. От него очень зависит звукопроизношение, но речь это гораздо шире, чем правильное "р" или "л". Думаю, что Вас в большой степени напрягает сравнение с рано начавшим говорить сыном (в 2 года и сразу фразами это очень "круто" и для "домашнего" мальчика), но любые сравнения это "не есть хорошо". Если Вы видите прогресс, наберитесь терпения и дайте количеству перейти в качество. Периоды
"застоя" очень напрягают (по себе знаю) и в речи они бывают довольно длительными, но за ними следует скачок... до нового застоя. Если Вы всерьез обеспокоены положением дел, ищите толкового логопеда, но хочу Вас отчасти успокоить - здесь логопеды начинают заниматься только с 3-х лет и старше (если нет патологий, препятствующих овладеванию речью - тугоухости, аутизма, умственной отсталости и т.д)
08.06.2009 12:24:18, Lena Eselson
zeinab
Вот еще игра веселая у нас - кладу на тарелку вкусные мелкие штучки ( у нас шарики для украшения торта, но можно наверное и просто сахар) и придерживаю Левку за ручки, заставляю высовывать язык подальше и по одному слизывать шарики 08.06.2009 12:22:14, zeinab
все правильно, кроме того, что отсутствие речи ограничивает возможности ребенка. поэтому ее стоит развивать, а не ждатЬ, пока само отрастет. 06.06.2009 16:04:21, Natalya L
Я бы не отделяла развитие речи от умственного развития в целом. Если даже предположить органику, то по современным представлениям возможности мозга настолько велики, что все равно можно развиваться и достигать впечатляющих результатов. Мозг можно "включить", если задать ему определенную частоту зрительных впечатлений.

Глен Доман работает с детьми, получившими черепно-мозговые травмы, и считающимися УО. Зачастую эти дети начинают читать, музицировать раньше, чем говорить. А потом они перегоняют сверстников в школе. Идея в том, что если удается усиленно развивать какую-то одну область мозга, остальные области "подтягиваются" сами до этого уровня.

Медикаментозное лечение - это не лучший выход, имхо. Сначала нужно испробовать все варианты развивающих занятий, которые могут быть доступны.
06.06.2009 11:08:29, Атман
tolstaya_zgaba
Доман прекрасно сочетается с лекарствами. Я Доману просто спасибо огромное говорю, с его помощью я свои мозги на место поставила в плане принятия диагноза ребенка и по его методике (правда, без горки) научила дочь ползать. Но и от лекарств не отказываемся. Все вместе дало результат, которым в данный момент жизни дочки я ОЧЕНЬ довольна! 06.06.2009 21:27:37, tolstaya_zgaba
Ольга, таким, как Вы памятники нужно ставить при жизни, имхо. Помню всю Вашу историю с младшенькой. Как Вы не испугались? Как удавалось сохранить присутствие духа? Для меня такой уровень принятия - запределен. Мне кажется, я бы, несмотря на знание методик, впала бы в депрессию. Видимо, Вы - ну очень сильная личность, очень взрослая. 08.06.2009 00:37:39, Атман
Согласна про звукоподражание... У нас с речью караул!!!!
Что помогает... помогает по 1000 раз в день повторять простые комбинации типа кач-кач, ням-ням, ав-ав... ребенка может уже сказать "катяться", "пать" (спать), нямням (кушать), упа (упало)... в общем, боремся за глаголы, чтобы она могла хоть как-то обозначать, что хочет.
Мы пили пантогам и всякие витамины, но я не советую. У вас же дочь - аллергик. Так вот от витаминов группы В страшная аллергия. У нас все лицо коркой покрылось! На речь это никак не повлияло.
06.06.2009 10:31:08, Агнюша
tolstaya_zgaba
Постою послушаю. У нас 1.9 сегодня, не говорит, точнее, говорит, но на такой тарабарщине! Мы уже думаем, что она на своем языке пытается разговаривать, потому как и мелодика, и звуки очень похожие... 06.06.2009 06:28:38, tolstaya_zgaba
Неся
Не парьтесь. 1 и 9! Я третью ращу. Раньше двух заговорила, и прилично, только третья, как раз тематическая, она вообще явно будущий филолог. А внучка моя до 2.5 очень бойко и с потрясающе разнообразными интонациями изъяснялась на собственном языке, вот как Ваша, очень было похоже на японский, красиво - заслушаешься. Сейчас 4.7, говорит нормально, богатый словарь. А мы все скучаем по той тарабарщине - так это было забавно. Ну, и я вообще не понимаю даже вопроса о стимуляции речи до 2 - 2.5, тем более медикаментозном. 06.06.2009 14:37:34, Неся
Нам на стационаре врач прописал для развития речи кортоксин на новокоине в уколах (говорит хорошо помогает при задержке). а для сна Паламбра - Эдас, и Целебралезин.
В больнице взяла время (уж лечение с понедельника) на подумать, больно все серьезно.
Кто действительно стимулировал речь, а самое главное с успехом.
06.06.2009 08:44:01, Северянка
Надежда.
Ань, вы в больницу с понедельника??? 06.06.2009 22:33:52, Надежда.
tolstaya_zgaba
У меня ребенка младшая вся в диагнозах, она получает то же лечение. Церебролезин сильный ноотроп, как и кортексин. Если бы моей старшей прописали бы эти препараты для развития речи, я бы сто раз подумала. Так что у вас еще, помимо того, о чем ты писала? Если Игоря по такой фигне, как речь в его возрасте такими лекарствами пичкают, то я фигею. Мы вообще-то от УО и ДЦП лечимся ими... 06.06.2009 21:20:14, tolstaya_zgaba
Ярра
Это какому ж ребёнку так "повезло"? Чтоб столько уколов сразу... 06.06.2009 09:04:39, Ярра
Голубушка
А что "повезло"? Аннотации на Кортексин и Церебриум композитум почитайте,- любому современному человеку только на пользу будет. Два раза в год с сыном прокалываемся, и польза ощутимая. Спасибо психиатру, что не прошёл мимо проблемы, не отмахнулся, как от пустяка, лечение порекомендовал, плюс массаж воротниковой зоны, плюс физиотерапия специальная - от наших речевых проблем сейчас, к 1 классу, остались только недостаточно автоматизированные сонорные звуки. 06.06.2009 17:39:55, Голубушка
любые ноотропы в том числе и кортексин могут иметь в любом возрасте побочные эффекты. своему ребенку в год я бы кортексин не дала колоть. равно как и церебролизин. равно как и любые другие уколы. у ребенка северянки насколько я помню основная проблема - нарушения сна. и от такого зверского обращения с ребенком в больнице сон вряд ли улучшится. 07.06.2009 11:47:50, Natalya L
Мне, ИМХО, тоже кажется, что вся эта суета с больницей только навредить может. Кортексин, при необходимости и дома колоть можно. А ребенку большой стресс. Но это мое мнение. Я очень много по разным причинам общалась с врачами и больницами и сделала твердый вывод - в больницу только с сильной инфекцией или в состоянии, когда возможно самое худшее. Во всех остальных случаях, главное - врача найти умного. И ребенка не перепугать. И грамотно все дома делать. К сожалению, с умными врачами в стране напряженка. Но в больнице, ИМХО, могут все существенно ухудшить. 07.06.2009 12:20:22, Мама_Галя
со всем согласна. ребенка в год в больницу отправить по силе стресса равносильно, что взрослому в космос слетать. 07.06.2009 16:29:33, Natalya L
Ярра
Колоть годовалого ребёнка без особой неврологической патологии - это, имхо, зверство. Вреда от процедуры больше, чем пользы. Эти уколы ещё пережить надо. Тем более, что существует множество других лекарственных форм.
Да и тот же церебрализин, например, вызывает недоумение. Годовасику-то с какой радости его колоть?
И вообще, в таком нежном возрасте стимулировать развитие речи медикаментозно (ноотропами) - это что-то запредельное.
07.06.2009 01:05:31, Ярра
tolstaya_zgaba
На минуточку, сыну Северянки 1 год и 1 месяц! 06.06.2009 21:21:23, tolstaya_zgaba
У вас говорит на тарабарщине, значит с речью все нормально, даже если заговорит и не скоро. У девушка, как я поняла, другая проблема - звуков мало и однообразные. Я, лично, за стимуляцию, есссно под контролем врача. 06.06.2009 07:50:19, silverheartcats
Ярра
Когтум + общеукрепляющий массаж + летние впечатления + мамино спокойствие. Чего бы там лично Вам ни хотелось, у ребёнка иное мнение. :о) У девушки свой индивидуальный график речевого развития.
Сейчас уделите внимание развитию звукоподражания. Комментируйте все предметы и действия "кач-качами", "гав-гавами", "тук-туками" и проч. Когда освоите, переходите к собственно словам и простым фразам (хоть двусложным, но фразам, типа "ляля бай" или "киса топ-топ").
Если есть возможность, поищите логопеда в каком-нибудь развивающем центре. Обычно с "чужим" человеком у детей получается лучше, чем с рОдной матерью.
06.06.2009 02:35:56, Ярра
если вы постоянно живете в Москве ( я не поняла,вы в М или МО живете) то есть такие государственные бесплатные центры психолого-медико-социальных центров помощи,туда можно обратиться и ходить с деткой на регулярные занятия.
если есть матер возможность-напишите в другие дети,надеюсь,посовет­уют хорошего логопеда.также могу с чистой совестью порекомендовать невролога из частного мед центра-очень грамотный дядька,очень аккуратно назначает лекарства и обследования-только то,что надо.если не надо-так и говорит,что не надо,не раскручивает.
06.06.2009 01:35:43, с других детей
Поддерживаю про центры сопровождения. Но туда надо детей записывать чуть ли не с рождения, к сожалению. Очередь большая. Всем деткам из детских домов рекомендую туда сразу записаться. Вреда от занятий точно не будет. А польза может быть очень большая. Тем более, что многое там делается бесплатно. Мы например ходили на Архитектора Власова. Там очень опытные педагоги. Была раньше ( не знаю как сейчас) комерческая группа детского сада. Дорого, но когда ребенка никуда не берут - это выход. Ну и школа начальная (коррекциолнная). А рядом школа 8 типа. Работают они в одной связке. Очень любят брать в коррекционную школу деток, которые у них с маленького возраста занимались. Единственное что нас напрягало - то что в школе настоятельно "рекомендовали" принимать серьезные лекарства. Но к малышам это не относится, да и вообще, будете принимать или нет - заниматься все равно будут до школы. А там видно будет.
Поэтому Вика, обязательно запишитесь туда и занимайтесь. Чем раньше начнете с девочкой интенсивно работать - тем легче будет компенсировать. Пока там подойдет очередь сами с Кристиной занимайтесь. Называйте несколько раз каждый предмет. И проговаривайте так: сейчас мы пойдем гу... (дайте ей время додумать) лять. Сейчас мы будем ку-...шать. Это стул. (дайте ей потрогать его). Стул. Где стул Кристина? Правильно это с...тул.
Как-то так я с сыном занималась. Очень помогали детские стишки и потешки. Особенно когда стих 200 раз читали - окончания каким-то оброзом ребенок пытался сказать на своем языке. "Не утонет в речке .....(пауза для ребенка) Он: мя."
"Самолет летит, в нем мотор гудит:.... (пуза и через 100 моих завываний) Он: ууууууууууууу"
И на "других детях" еще напишите. Там подскажут гораздо больше и про лекарства и про педагогов.
Удачи !!!
06.06.2009 10:51:59, Murzilka
а мне порекомендуйте, пожалуйста 06.06.2009 10:27:30, Агнюша
невролог Зайцев,центр Невромед-можете отзывы поиском поискать на других детях. 06.06.2009 17:22:49, с других детей
Пантогам я бы давала, если невролог назначит. Реально подтолкнуло речь моему.
Но вообще в этом возрасте нормально не выговаривать многие звуки, до 4 лет даже логопеды не берут детей, чаще всего.
06.06.2009 00:44:19, Tulsa


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!