Раздел: Психолого-педагогические аспекты

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Речевое развитие

Разрешите поделиться и задать несколько вопросов. У меня несколько проблем сразу. Мальчику 2 года 2 месяца. С нами он уже около года.
1. Словарный запас - слов 30, Которые он употребляет реально в своей речи. За мной он многие слова повторяет, но в речи не использует. Точнее от слов говорит, максимум, первые два слога. Составляет короткие предложения "Мама ка" (мама кашляет). "ма те там ле" (мама на велосипеде едет в лес). На площадке гуляем с детишками, которые мельче моего. Они его спрашивают на чистом русском языке: "Ты кто? Как тебя зовут?". Потом видела, как маленький мальчик обсудил с маленькой девочкой (оба меньше моего) на адекватном русском языке устройство машинки маленькой. А мой всё понимает, но говорит плохо, больше знаками, жестами. Он старается, ему самому хочется говорить, но так туго идёт движение в этом направлении.

Нам врач говорила, что развитие речи связано с развитием мелкой моторики. Так вот мелкая моторика у него как раз офигительная. Он пятнадцать маленьких кубиков легко ставит один на один, поправляет их пальчиками с ювелирной точностью - и вся эта конструкция стоит ровно. Пирамидки и всякое такое собирает без проблем. Мальчишка очень наблюдательный, повторяет наши действия до таких мелочей, т.е. с интеллектом всё в порядке. Но вот с речью... :( Кто-нибудь знает какие-нибудь интенсивные методики для развития речи?

2. И ещё проблема. На вопрос, как его зовут, отвечает другое имя. У няни был сын, которого звали Вова. Мой сначала всех маленьких мальчиков называл Вова и себя, в том числе. Теперь так называет только себя. Исправляем его постоянно уже два месяца (два месяца, как забрали его от няни), но он упорно повторяет это имя. А сейчас и на вопрос: "Как тебя зовут?" начал отвечать "Вова". Бред полный. Звали его раньше по-другому, но совсем не Вова. Теперь у него другое имя - и тоже не Вова. Он выходит на площадку и начинает всем говорить, что он Вова. Его дети начинают называть Вова. В общем, его только убеждают в том, что он Вова. Чтобы переучить, его надо изолировать от этого слова. А это, естественно, невозможно. Что делать - не знаю. Мы его исправляем постоянно, но эффекта нет никакого.

3. И ещё уже не в тему, но до кучи спрошу. В мед.карте написано, что у малыша остаточные явления рахита - "Увеличены лобные бугры, живот распластан". Голова вытянутой формы. Сразу скажу, что мне это по фигу, хоть бы у него голова и восьмёркой была закручена - менее любимым он не станет. :) Просто хочется спросить у тех, кто знает - это исправится от нормального питания и витамина D или останется? Влияет ли это изменение черепа на то, как будут развиваться мозги в нём?
И ещё вопрос. Первая же врач сходу увидела, что был рахит. Т.е. каждый врач это будет видеть сходу. Как объяснять им этот факт, если мы скрываем, что он приёмный? Посыпать голову пеплом, что мы были нерадивыми родителями? Или утверждать, что он родился с такой формой головы?

Спасибо всем, кто откликнется!
15.06.2004 13:57:05,

35 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
У каждого ребенка свой темп развития речи, у кого-то преобладает пассивная речь над активной. , а кому-то запаса слов не хватает, начинает придумывать. Есть случаи. когда деть не говорит до 3-х-4-лет, а потом сразу начинает говорить предложениями и связная речь. Главное, что понимает все.
Рахит у всех детей проходит почти бесследно, тем более, когда лечат. На мозги он не действует, а форма черепа может исправиться тоже. У кого-то следы остаются. У нас девочка-соседка была страшно кривоногая (Колесо, а не ноги), сейчас выпрямились, но искривление осталось.
На том, что зовет себя Вовой, постарайтесь его внимание на этом не фиксировать, не запрещайте, а называйте и обращайтесь к нему тем именем, которое вы ему дали. Постепенно привыкнет.
15.06.2004 22:26:15, Галина_К
пастушка кошек
только вчера читала про детскую речь..Есть данные, что речь ребенка зависит от словарного запаса родителей. Чем он меньше у родителей, тем раньше ребенок начинает говорить, но в свою очередь его словарный запас первых лет будет невелик.(т.е ребенок быстро выучивает частоповторяемые слова) Чем больше словарный запас родителей, тем позднее ребенок начинает говорить, но раньше начнет говорить предложениями и будет увеличивать свой словарный запас очень быстро. хотя там говорилось о людях с разным образованием ( среднее - высшее), но мне кажется это как раз не принципиально. 16.06.2004 05:06:05, пастушка кошек
Не расстраивайтесь. Мой сын в 2,6 мес. говорил около 50 лепетных слов. Фраз не было вообще. Сейчас ему 3,8 мес. - объясняется сложными предложениями. Но вот уже год ходим в логопедический сад - я этому очень рада.
На счет мелкой моторики. Складывание кубиков еще ни о чем не говорит. Посмотрите, может ли он собирать мелкие предметы 2 или 3 пальчиками, при этом остальные 3 - 2 пальца должны быть поджаты. играйте с ним в театр теней, учите показывать пальчиками ушки зайца, как ходят ножки и т.д., лепите, играйте крупой, пуговками. Удачи и не переживайте.
15.06.2004 21:35:32, Оксанка2
Я ставлю связь между мелкой моторикой и разговором под сомнение.
У нас мелкая моторика просто супер. Пряжки на своих туфельках с 2-х лет застегивает сама, бусинки мелкие на леску уже сто лет одевает, сейчас научилась рисовать мелкие и совершенно ровные кружочки и треугольнички ~1см, вдоль контура давно уже вылкадывает любые фасольки и горошины и так далее и тому подобное... А речь -- полный тормоз.

P.S. У друзей дочка -- с полутора лет предложениями говорит и очень четко, зато руками практически ничего не может делать. Вот вам и моторика.
15.06.2004 22:25:41, AO
По-моему, у Вас все хорошо.

Нам 2г и 4 мес, но до вас еще даже не дотягиваем.
15.06.2004 19:27:44, AO
Спасибо огромное!!! Успокоили очень!
Ещё чуть-чуть расскажу, но так просто. :) Да отдельные слова говорит тоже, но чаще пытается строить фразы. Прикольно, что по частоте употребляемости слова идут примерно так:
"ма то" (маленький автобус) и "ля то" (большой автобус) - на первом месте. Эти автобусы нам уже снятся. Из лего их строим. На улице показываем. Потом только уже "мама", "папа". Потом "лё" (колёса и этот же слог означает "самолёт"). Ещё все шипящие заменяет на "л" или "т". Вместо "сам" у нас - "лям", вместо "машина" - у нас "лина"", а "синий" - "тини".
"ко" и "мау" - кот
"лёни" - зелёный
"кани" - красный
"Те" - велосипед
"лама" - лампа
"кака" - сказка
"мути" - мультик
Отчётливо говорит слово "люди" и фразы: "мама - люди", "папа - люди", "Вова (ооох) - люди", ну и т.д.
"пить" - у нас это означает "пИсать" :)
Ещё говорим "ле" - лес
"ав" - собака
"Е-е" (означает "едет" и "грузовик")
"ва" - самосвал
"ка" ("каша" и оно же "картошка")
"ку" - кушать
"мпати" - спать
"па" - упал
Ещё говорим "попа" и сегодня сказали "гудь" (грудь)
Ещё говорит "Таня" и "Деня" (Денис)
Недавно составила словарик. :)))
Остальное добираем жестами и указательными "во" и "там".
Мы ему чётко говорим много простых слов, но как он выбирает, какие из них повторить - одному богу известно :).

А "клиент" у него "Вова" :))). "Вова мпати" (спать будет), "Вова па" (упал), "Вова ка" (кашляет), "Вова ку" (кушает). Никакой паузы на вопросы: "Кто кушает?", "Кто упал?" - ответ чётко и не задумываясь "Вова!". :)))

Ещё раз большое спасибо!!!!
15.06.2004 16:23:05, несколько вопросов
geli
Ну замечательно процесс идет :))

Добавлю ко всем отличным советам: если будет интерес, можно покупать аудио кассеты слушать. Например:
Сначала показать книжку про Винни-Пуха, в лицах с выражением всех озвучить (вспоминая мультик :), потом дать посмотреть мультик, потом, когда мульт запомнится, можно ставить кассету послушать.

Не знаю, насколько это общая рекомендация, надавно друзья у нас брали кассеты на пробу - у их мальчика не пошли. А у нас Пашка слушал песни и сказки, пока в качели качался или под бутылочку молочка в кровати. Был у нас период Винни-Пуха, потом "Котенка по имени Гав". Последнюю неделю Павлюн пять раз в день готов слушать 38 попугаев. Вот только что под неё заснул.

Большинство книг, кассет и пластинок (моих древних) нравились не с первого раза, а где-то с третьего.
15.06.2004 17:20:47, geli
Ольга Оводова
И вы еще жалуетесь? Он отлично говорит, дикторы ЦТ отдыхают просто. 15.06.2004 16:40:09, Ольга Оводова
Теа
Завидую белой завистью! Отлично говорит, разнообразно, и фразами! А у моего сына недавно был период "испорченная пластинка": повторяет за мной слово нормально, но только первый раз, а потом пытается проговорить, но уже не может. Невролог выписала Пантогам, месяц пили- через два месяца начал говорить более разнообразно. 15.06.2004 16:33:52, Теа
Dinah
Миха в возрасте "Вовы" говорил примерно также, и я была счастлива, потому что за три месяца до этого (когда мы его взяли) он знал слов 10, а предложений не говорил вовсе. Сейчас (3,5) это вполне себе болтливый ребенок, хотя не без речевых проблем - проглатывает куски слов, не выговаривает кучу звуков, но поскольку, во-первых, есть явная положительная динамика, а во-вторых, понятно, что с головой у него все в порядке, я не особо заморачиваюсь. Ну, будем с логопедом заниматься, ну и что.
По-поводу Вовы. Ну, нравится ему это имя. Митя наш сейчас всем на вопрос, как его зовут, отвечает "Зайчик". Вот зайчик, и все тут, хоть тресни. Спасибо, хоть откликается на Мишу пока, не требует, чтобы зайчиком звали.
15.06.2004 15:34:24, Dinah
Ага! Оля упорно называет себя:"Аля", а племянник в возрасте лет трех на вопросы как его зовут отвечал одно время Собака Цветок, а был еще вариант Цыпленок Пимпочка. А Олька наоборот очень возмущается, когда я ей прозвища придумываю: "Ты мой Колобочек?" "Неть!" "А кто ты?!!" "Ляля!!" 15.06.2004 15:45:22, sokolova
ОФФ:

Оксан я про молочную сыворотку от Фрутис. Наткнулась я на магазин где есть их линия, там не много всего, но есть что-то называется milk lait, по описанию не похоже на то, что мне надо, а по переводу вообще не похоже, но это единственное что со словом молоко есть. У тебя на баночке по-английски ничего не написано, ну название например.

Спасибо. Ольга.
16.06.2004 02:28:13, Ольга113
офф: Оль, там как раз про молочную ничего не сказано, все по русски написано:"сыворотка для непослушных волос", и как девочки говорили круглая баночка, зеленая размером с кулак, сверху краник надавливать. на обороте две фотки: тетя"до применения"(лохматая) и после :))) 16.06.2004 10:06:28, sokolova
офф: спасибо, ушла на поиски лохматой тети в баночке :)

Ольга.
16.06.2004 10:11:32, Ольга113
Soleil
Открыли.Зашли,полюбовалась.Особенно запал на ту,где Мишка спит и кошка рядом:-) 15.06.2004 15:43:45, Soleil
Ольга Оводова
Насчет рахита можно на голубом глазу говорить, что и загорали и витамин Д давали, а вот поди ж ты. У меня старший такой, все, что полагалось, давали, а голова все равно вытянутая (с мозгами все в порядке, только нервный малость, но это к делу, наверное, не относится).
Теперь про речь. Мамам поздноговорящих детей приходится 3 раза в день выслушивать истории, про разных мальчиков, которые молчали-молчали, а потом ка-ак заговорили. Наверное, и мой мелкий является героем таких историй, внешне все так и было. Только мы его лечили. И как было бы дело, если бы не лечили, я не знаю. Но знаю, что развитие речи практически останавливается между тремя и пятью годами, и вернуть речь Маугли бесконечно сложно. Звуки - ерунда, к логопеду никогда не поздно. Но речь должна формироваться (построение фразы, согласование чисел и падежей и т.п.). Не хочу пугать, но бросать это дело на самотек не нужно.
15.06.2004 15:09:04, Ольга Оводова
Скажите как лечили.
Я честно говоря всегда думала, что если ребенок соображает, слышит, то все равно заговорит. Ну естественно надо разговаривать, заниматься. Естественно лучше для его развития заговорить раньше. Но заговорит все равно.
Расскажите как лечили, что понимать под лечением. Какие методики.
15.06.2004 15:20:22, ИК
Ольга Оводова
Ему Церебрамин давали. Это не лекарство, БАД, с тех пор я стала поклонником БАДов.
Месяц даем, речь прогрессирует, как на дрожжах. В паузах между курсами приостанавливалось. В общем уверена, что это не совпадение, реально помогло.
В принципе, я согласна, что взрослых, у которых исправны слух и интеллект, и при этом не говорящих, в природе нет. У меня же нет второго точно такого же ребенка, чтобы проверить как-бы-было-если-бы-не-лечили. Вреда от этого препарата я не увидела, польза была очевидна. Смысл примерно такой - речевой центр поражен по неизвестной причине (беременность, роды - все ОК), это рано было заметно, он даже не гулил, как все порядочные дети, мамама, бабаба, бубубу. Этот препарат дает как бы кирпичики для достраивания нужных клеток в мозгу. Вероятно, мозг умеет делать эти кирпичики сам или работать на половинной мощности (ведь все в конце концов заговорят). Я не знаю, как правильно автору. Я только хотела сказать, что за байками "в три года сам заговорил" может стоять огромный труд родителей и/или лечение.
Кстати, нашла у себя файл с упражнениями для развития речи. Надо кому-нибудь?
15.06.2004 15:44:06, Ольга Оводова
пастушка кошек
спасибо, пришло 16.06.2004 14:37:32, пастушка кошек
да и мне, если можно
Моему сыну 2г5мес. Все понимает, но не говорит почти, даже слова повторять не может, выходит у него какая-то полная тарабарщина.
anna@avedex.ru
16.06.2004 13:52:30, an
пастушка кошек
мне файлик, если можно? valsad@mail.ru 16.06.2004 05:56:56, пастушка кошек
ИринаЛ.
Я тоже очень волновалась о речи. У нас ребенок в 13 месяцев знал 15 слов (не очень внятно), а в 21 - 30-40 и больше даже не пытался повторять. На слух воспринимал и различал все нормально. Но у него были частые ототы, и за барабанной перепонкой постоянно находилась жидкость. Нам предложили сделать операцию (здесь ее делают каждому пятому ребенку): вставить вентиляционные трубочки. Операция длилась всего 15 минут, в 11 часов утра мы уже ушли из госпиталя, а после обедешного сна ребенок начал повторять за мной слова. Теперь рот не закрывает. После операции год прошел. Цхисло отитов тоже резко сократилось (от одного в месяц до одного в год, да и то на ухе, в котором трубочка уже заросла и выпала). Не знаю, было ли это совпадение, но врач утверздает, что ребенок плохо слышал свою речь из-за жидкости, поэтому и плохо говорил. 15.06.2004 17:51:57, ИринаЛ.
Спасибо. Узнаю на счет Церебрамина. Интересно. 15.06.2004 16:06:10, ИК
Soleil
Файл давайте:-)
Но у меня дочь в самом деле САМА в три года заговорила.Никаких врачей и сверхусилий.Читали,беседовали,играли,ну,естественно не был ребенок заброшен.Но и не больше,чем со старшим,который в год и десять уже прилично болтал.
15.06.2004 15:48:52, Soleil
Ольга Оводова
Послала. Верю про дочь :-) 15.06.2004 15:52:50, Ольга Оводова
<Разрешите поделиться и задать несколько вопросов. У меня несколько проблем сразу. Мальчику 2 года 2 месяца. С нами он уже около года.
1. Словарный запас - слов 30, Которые он употребляет реально в своей речи. За мной он многие слова повторяет, но в речи не использует. Точнее от слов говорит, максимум, первые два слога. Составляет короткие предложения "Мама ка" (мама кашляет). "ма те там ле" (мама на велосипеде едет в лес). >

Ну, мама, тут уже не 30 слов наберется :) Все "ма те там ле" тоже слова. Фразовая речь имеет место, что очень хорошо. Мальчик до 2,5 лет имеет право так говорить. Волноваться пока не о чем, речь идет. А речь постоянно фразовая или отдельные слова употребляются тоже?
1. Учите стихи коротенькие. Мама начинает, ребеныш заканчивает. Потом мама уменьшает свою часть, деть, соответственно, увеличивает. Основная рекомендация: рассказывайте все с огромным удовольствием и выражением, сопровождайте жестами, то, что нельзя показать, сопровождайте отстукиванием ритма.
2. Все "ма те там ле" мама переводит на русский, отчетливо и медленно проговаривая все слова. Начинать с "да", т.е. "да, мама на велосипеде едет в лес".
3. Упростите максимально свою речь. Называйте предметы/явления одним словом, т.е. если дом, то только так, а не домик, домишко и т.п. Не используйте длинные слова.
4. Старайтесь не употреблять слова, содержащие подряд идущие согласные.
5. Проговаривайте свои и ребенкины действия. Задавайте вопросы и отвечайте на них сами. "Что это? Это дом. Кто это? Это кошка. Как кошка говорит? Кошка говорит "Мяу""

<Нам врач говорила, что развитие речи связано с развитием мелкой моторики. Так вот мелкая моторика у него как раз офигительная. Он пятнадцать маленьких кубиков легко ставит один на один, поправляет их пальчиками с ювелирной точностью - и вся эта конструкция стоит ровно. Пирамидки и всякое такое собирает без проблем. Мальчишка очень наблюдательный, повторяет наши действия до таких мелочей, т.е. с интеллектом всё в порядке. Но вот с речью... :( Кто-нибудь знает какие-нибудь интенсивные методики для развития речи? >

:) Говорят все, что моторика связана, на практике, а я как мама ребенка с речевыми проблемами интересовалась очень этой темой, родители говорят обратное. Детки с слабой мелкой моторикой болтают вовсю, а молчуны виртуозно строят башни и собирают мозаики. А как у вас с речевым аппаратом? Хорошо ли жует твердую пищу? Делайте артикуляционную гимнастику. Я думаю, в И-нете масса упражнений на эту тему Вы найдете. Дуйте на перышки и т.п. Облизывайте губы, язычком всякие кренделя выделывайте.

<2. И ещё проблема. На вопрос, как его зовут, отвечает другое имя. У няни был сын, которого звали Вова. Мой сначала всех маленьких мальчиков называл Вова и себя, в том числе. Теперь так называет только себя. Исправляем его постоянно уже два месяца (два месяца, как забрали его от няни), но он упорно повторяет это имя. А сейчас и на вопрос: "Как тебя зовут?" начал отвечать "Вова". Бред полный. Звали его раньше по-другому, но совсем не Вова. Теперь у него другое имя - и тоже не Вова. Он выходит на площадку и начинает всем говорить, что он Вова. Его дети начинают называть Вова. В общем, его только убеждают в том, что он Вова. Чтобы переучить, его надо изолировать от этого слова. А это, естественно, невозможно. Что делать - не знаю. Мы его исправляем постоянно, но эффекта нет никакого.>

Попробуйте задавать вопросы типа: "А это кто у нас? (показывать на человека, потом дойти до ребенка) Это у нас Ваня. А это кто? А это Таня и т.д. до клиента. А это чей горшок? Клиента. А это кто нарисовал? Клиент. А это кто игрушки разбросал? Клиент. И т.п." Постепенно увеличивать паузу м-у вопросом и ответом.

<3. И ещё уже не в тему, но до кучи спрошу. В мед.карте написано, что у малыша остаточные явления рахита - "Увеличены лобные бугры, живот распластан". Голова вытянутой формы. Сразу скажу, что мне это по фигу, хоть бы у него голова и восьмёркой была закручена - менее любимым он не станет. :) Просто хочется спросить у тех, кто знает - это исправится от нормального питания и витамина D или останется? >
50/50, + какая еще наследственность. Если в роду головы огурчиком были, то на тыковку не особо можно рассчитывать :) Живот поправит массаж и плавание.

<Влияет ли это изменение черепа на то, как будут развиваться мозги в нём? >
Скорее нет, чем да.

<И ещё вопрос. Первая же врач сходу увидела, что был рахит. Т.е. каждый врач это будет видеть сходу. >
Да.
<Как объяснять им этот факт, если мы скрываем, что он приёмный? Посыпать голову пеплом, что мы были нерадивыми родителями? Или утверждать, что он родился с такой формой головы?>
У радивых родителей тоже дети рахит иметь могут. И еще целую кучу бяк, которые не у каждого беспризорника встретить можно.
Моего братца с рождения пичкали рыбьим жиром, а грудь килевидная.
15.06.2004 14:57:51, Лялька
Спасибо, полезно почитать было, хорошо написано! 15.06.2004 18:48:59, ТМ
офф: Вы очень "аппетитно" написали, интересно читать было. 15.06.2004 15:50:41, sokolova
Пасиба :) Это не я, это "...Опыт, сын ошибок..." :) 15.06.2004 16:01:04, Лялька
Мандарин
Сначала о рахите. У моего старшего сына от рахита вдавленная грудная клетка и развернутые ребра. В глаза не бросается, а врачи замечают. Но когда наш деть все это себе зарабатывал (еще до года наверное)все врачи дружно молчали, хотя показывались мы регулярно, в т.ч. и ортопеду. Заговорили только когда все симптомы были налицо. Медикаментозно сказали, что не лечится, можно сгладить лечебной физ-рой и массажем.
А вот по поводу речи советую спросить в конфе "Другие дети"
15.06.2004 14:37:29, Мандарин
Soleil
Ой,почему сразу в "другие"?!!
Ему же два и два всего!!
Имеет право еще помолчать.:-)
15.06.2004 14:47:35, Soleil
Пока читала, мысль мелькнула - имя поменять на Вову. Бред конечно, а вдруг... ну да ладно, хотите про речь повеселю всех? Седня по случаю года в поликлиннике отмечались. Участковая врач карточку заполняет, то-сё спрашивает, ну и спросила - разговаривает? ну да, говорю, есть немного. Предложения говорит?...

Ну как вам? в год предложениями говорить? Месяца три назад у нее было требование к году "разучить" не меньше 10-ти слов, а теперь вот сразу предложениями! :)
Больше по сути вопросов ничего я наверное не напишу, не знаю. :(
15.06.2004 14:33:31, ТМ
Мы в 2,2 кроме мама, папа, баба, ну еще несколиких слов ничего не говорили.
Сейчас 3,2. Выдаем такие обороты. Хоть стой, хоть падай. Единственное, не все буквы еще правильно выговариваем.
Ходим в садик. Так среди домашних детей лучше говорит только один мальчик. Есть ребята которые говорят хуже.
Больше общайтесь, разговаривайте. И начнет говорить.
Мы гуляли с ним, рот не закрывали. А теперь он его не закрывает.
15.06.2004 14:25:41, ИК
Soleil
:-)Вова-замечательное имя!:-)
В детстве был знакомый мальчик,так вот его все(и мама)звали Кузей.В школе только выяснилось,что он не Кузя вовсе.
Уже во сознательном состоянии познакомилась с молчелом,который назывался Кешей.Только недавно узнала,что по паспорту он Александр:-)
Меня саму домашние до сих пор зовут Лёкой,потому что это было первое имя,которым я сама смогла себя назвать.
А дочка моя по жизни-Лятлик,потому что до трех лет себя так называла:-)
Про речь-это у вас просто двор продвинутый очень:-)У нас среди знакомых ровесников только Иришка Наташина,да Оля Соколова говорящие.И то это инетовские знакомые.А в реале все талантливые мимы и в совершенстве владеющие тарабарским
языком:-)
Вот наш на днях стоял на утесе и ,раскинув руки, взывал к купающимся внизу -ЛюДи!!
Мы радовались- говорит!
А насчет мелкой моторики я недавно советовалась с нашим монтессорским логопедом ,так она сказала,что в этом возрасте-самое чувствительное и влияющее на речь-ладошка,пальчики пока не связаны с развитием речи никак.Я тоже интересовалась- ребенок играет с мелкими игрушками,а речь..скромненькая.
15.06.2004 14:14:57, Soleil
Ой, Жень, что - правда ладошка??? Я тож думала что пальчики, нам и врачи так говорили. Это открытие для меня! 15.06.2004 14:20:24, ТМ


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!