Раздел: Опыт усыновления/опеки/патроната

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Мой друг розовый дракон

Так случилось, что мы стали родителями особого мальчика. Мальчика, родившегося намного раньше положенного срока и выжившего, но не успевшего получить полноценного зрения.
Да, у Миши есть незначительный зрительный остаток – огромное богатство, позволяющее нашему сыну свободно двигаться, наблюдать, исследовать, познавать.

Мальчик наш особенный еще и тем, что с рождения до трех с половиной лет был ребенком «государственным».
А в четыре года - после усыновления - стал полным тезкой своего отца – Михаилом Михайловичем.

Став мамой сильно отстающего от сверстников слепого мальчика, пережив опыт неприятия, отторжения, я часто задавала себе вопрос: почему наши люди, наши щедрые, добрые, сердобольные русские люди так жестоко не принимают людей с инвалидностью?

Невольно вспомнилось… Когда Миша был еще маленький - года четыре назад - нам нужно было пройти одну медицинскую процедуру. Сын боялся (незрячий ребенок вообще тяжело подпускает к себе незнакомых, ведь ему намного сложнее реагировать на прикосновения, звуки, запахи) и ни в какую не соглашался. Тогда медсестра, наверное, оттого что время, отведенное на одного пациента, уже заканчивалось, назидательно сказала мне:
- Ваш ребенок социально не адаптирован. Он должен воспитываться среди таких же, как он. Среди своих.

В первую секунду я захлебнулась от обиды, будто слова эти, не предполагающие диалога, накрыли и меня, и сына железным колпаком – холодным, тесным, удушающим.

Когда я выдохнула, мне захотелось кричать. Кричать, как базарной бабе. Наверное, я надеялась, что так можно докричаться из-под железного колпака, и нас кто-то услышит. А потом - не знаю почему - я выпрямила спину и уверенно сказала желающей по-быстрому решить наши проблемы медсестре:
- Знаете, если мой сын плохо видит, это не значит, что все остальные люди для него чужие.
* * *
В древности судьбы неизлечимо больных людей были трагичны. Особенно это касалось людей с отклонениями в развитии. Такие люди не считались гражданами, они были скорее рабами, которых рано или поздно ждала гражданская и физическая смерть.
В России до 1704 года умерщвлять детей с врожденными дефектами не считалось преступлением.
В СССР дети-инвалиды изолировались от общества и воспитывались в специальных учебных заведениях. Десятки лет большинство людей практически ничего не знали ни об особенных детях, ни о проблемах семей, их воспитывающих.
* * *
Опять невольно вспомнилось… Вот мы с Мишей на новогодней елке, где собраны дети так называемых «льготных категорий» со всего поселка. Мишка в костюме клоуна, но потом он надевает наушники – резкий, неожиданный, неизвестный и возникающий ниоткуда шум для обостренного слуха мальчика невыносим. Поэтому и он, и я напряжены: хоть и редко, но еще бывают моменты, когда Миша не справляется с этим ужасающим его шумом и начинает кричать сам.
Рядом с нами красивая девочка. Она проявляет интерес к Мише и во время хоровода вроде бы разглядывает, но на самом деле изучает сына.
Наверное, она первый раз видит такого мальчика. Она начинает расспрашивать меня о том, что случилось с Мишей, что у него с глазами. Я спокойно отвечаю, мне кажется, что эти детские расспросы и есть попытка принятия, инклюзии.
Может быть, увидев, как вздрагивает и морщится Миша всякий раз от шума и как ему непросто выполнять танцевальные движения, девочка спрашивает:
- А почему Вы его не уведете домой, ведь ему здесь плохо?
- Почему же плохо, - отвечаю я. - Мише непросто включиться в разговор, который происходит под музыку и движение, ведь слепой мальчик и так еле успевает за зрячими. Но я знаю, что сын по-своему участвует в разговоре.
– Мише нравятся праздники, только ему намного сложнее, чем нам.
Девочка ненадолго задумалась и потом по-старушечьи сказала:
- Ну да, сейчас вот Вы с ним везде ходите, а что будет потом, когда Вы станете старая?

Я не ожидала услышать взрослый, фатальный прогноз нашей с Мишкой жизни от совсем юной барышни.
- А потом…- я взяла паузу не зная, что сказать. Но, взглянув на своего неуклюжего, испуганного сына, спокойно и даже торжественно, будто бросив вызов судьбе, ответила:
- А потом Миша вырастет, будет взрослый, умный и сможет справляться сам.
От моей уверенности старушечье выражение лица растворилось, девочка будто выдохнула, посмотрела на меня глазами Мальвины, поправила пышную юбку и, потеряв к нам всякий интерес, побежала рассказывать стихотворение деду Морозу.

* * *
Мне кажется, инклюзия, включение ребенка-инвалида в школьную среду часто происходит по такой же схеме: вначале ребенка изучают, интересуются им, жалеют его. Потом осознают, что ему сложно – значит плохо. А потом очень часто строят фатальный прогноз: раз плохо – значит лучше не здесь. Лучше «там» - за забором школы-интерната, ведь там же «созданы условия» и вообще специалисты. Или на надомном обучении. Это же «удобно».
Однажды мне психолог сказала, что людям тяжело видеть больных детей, вообще тяжело смотреть на боль. Поэтому появляется стремление отторгнуть, не видеть. Поэтому решают, что «ему плохо», «пусть он будет лучше дома».
- А разве Вам не удобней, чтобы учителя ходили к вам домой?
- Удобней? Да.
А что при этом чувствует мой сын?

Увы, ни разу ни один психолог, ни один специалист, ни одна комиссия не спросили, чего хочет Миша.
картинка
24.04.2019 18:37:22,

3 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Лусинда
Ладно если глупая медсестра такое сказала.
Я в 2017 году летом разоср*лась в хлам с московской ЦПМПК в полном составе, включая руководителя. Потому что они все хором кричали, что инвалид ДОЛЖЕН жить и учиться среди СЕБЕ ПОДОБНЫХ. И в обычных школах им делать нечего. У меня инвалид по слуху, которому на тот момент было 7 лет, девочка. Так эти "специалисты" рассказывали мне истории, что и жениться слабослышащие и глухие ДОЛЖНЫ обязательно на ТАКИХ ЖЕ. И что же моя девочка будет делать, когда её полюбит глухой парень, а она вдруг не знает жестового языка!? Ей прямая дорога в коррекционную школу для глухих. И только туда! Иначе я задерживаю её развитие!
И это говорилось на полном серьёзе! Хором и безапелляционно. Перебивая друг друга в праведном гневе!
Я вышла оттуда ошалевшая и опустошённая. Как будто побывала в каком-то сюре. Села в машину и спрашивала себя: "Что это было???"
24.04.2019 20:45:52, Лусинда
Leolya
В коррекционной школе разговаривают почти всегда жестами. Вот как девочка пойдёт в обычный магазин за продуктами, по-моему, гораздо более социальный вопрос. Или ей только в специализированные ходить? Интересно даже, есть ли такие? Как будет посещать салон красоты? Тоже языком жестов объяснять? Там не всегда и словами то понимают...
Полюбит, разберутся, как им удобнее будет общаться.
Вы молодец, что отстояли свою девочку.
24.04.2019 23:54:47, Leolya
Лусинда
Спасибо! Но битва только начата. :((
25.04.2019 06:28:11, Лусинда

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!