Раздел: -- посиделки

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Родителям физиков-олимпиадников вопрос

Простите,что анонимно,ребенок просил "не светить":)
Посоветуйте,пожалуйста,учебник­и,задачники,по которым можно летом позаниматься.
Хочет поднять свой уровень,сходил за компанию на олимпиады,даже призером кое-где стал. Главное- решил физикой серьезно заниматься,уже хорошо, а то распылялся на все сразу и не знал,гуманитарий он или кто:)В профильный лагерь поедет летом.
И вопрос от меня: за 2 года можно выйти на хороший уровень по этому предмету? И как это сделать? Какие бесплатные ресурсы(кружки и т.д.) можно пока использовать? Обязателен ли репетитор целеустремленному человеку?:)
07.06.2013 16:35:22,

27 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Реклама
Я не очень родитель, но на Всерос по физике разок попал и регулярно брал дипломы на московских (а это эквивалентно региональному туру).

6-8 лет назад готовился по сборникам задач прошлых лет. Есть сборники, в которых значительная часть задач прекрасно разобрана и объяснена. К сожалению, не помню названий, потерялось где-то при переезде, попробую еще уточнить :(
Касательно книг с теорией — для первого прочтения лучше Мякишева, потом Бутикова. Совсем хардкор — Сивухин, но это уже хороший вузовский уровень.

За 2 года ежедневных занятий вполне можно научиться брать Москву, но должны быть склонности к физике. В Москве, собственно, раньше шикарный товарищ Зильберман вел не менее шикарный факультатив по олимпиадной физике, но, к сожалению, почти 3 года назад он умер :(

Если вы из Москвы, посмотрите, где Варламов сейчас что читает.

Помнится мне, что-то в районе м. Динамо-Аэропорт было.
11.06.2013 05:19:58, какой-то крокодил
Василиса из сказки
Я не родитель, а родственник, поэтому не на все вопросы ответить могу.
За два года - в принципе, можно, но надо много заниматься. Репетитор - не обязателен.
Что делал родственник: курсы и лекции при ун-те в своем городе, все заочные одимпиады, какие мог найти, определенные очные (ездил в Москву на них), задачи из какой-то заочной школы при физтехе решал (это то, что я знаю). Ну, и на досуге (для себя) всякие учебники читал, вроде, фамилию Ландау вспоминаю.За последние два года как ни приеду к ним - всё задачки сидит решает, то физика, то математика. Это который в СУНЦ учиться не захотел, вот, ЕГЭ ждём, я прямо им звонить боюсь. Это, как выяснилось, в семье наследственное. В свое время, его в меру дальний родственник не захотел учиться в 57. МГУ всё равно закончил.
10.06.2013 10:33:01, Василиса из сказки
Если есть желание заниматься серьезно, начинайте с Феймановских лекций по физике. Во-первых, это интересно изложенный полный курс физики хорошо пересекающийся с школьной и вузовской программой по общей физике(точнее полностью ее перекрывающий). Во-вторых, к этим 9 томам приложен прекрасный задачник с задачами по всем разделам физики.
Не пугайтесь, что томов много. Для школьника необходимо изучить только первые 4-5.
Что касается физики, то ее, думаю, можно изучать самостоятельно. Хотя участие родителей всегда будет полезно. Пусть не в качестве учителя, а в качестве сообучающегося.
Но будущему физику математика нужна больше самой физике. В современная физика вовсе не та общая физика, какой мы ее видим в феймановских лекциях, не говоря уже о школе. И вот математику вы сами уже не изучите, тут понадобится преподаватель. Как минимум для того, чтобы решать, что изучать дальше. О школьном курсе лучше сразу забыть, это для того, чтобы сдачу считать только годится.
Я бы еще посоветовала избранные главы из "Дороги к реальности" Пенроуза. Эта книга необходима уже только для того, чтобы ребенок понял, что математика и физика в сущности одно и тоже. И что есть вещи по важнее поступления в университет.
И в университете, и в МИФИ, и в Физтехе вступительные вступительными еще не являются. Ты просто попадаешь в число тех, из которых по потом будут выбирать каждого десятого. Остальные 90 процентов с точки зрения преподавателей пустая порода. Их продолжают учить, но прекрасно понимают, что они будут заниматься чем угодно, но не физикой. Возможно, около физики, но не самой физикой.
Физикой в конечном итоге будет заниматься каждый десятый из выбранных. Поэтому вопрос, нужен ли преподаватель, не правильный. Для поступления, возможно, не нужен. Для того, чтобы стать физиком, нужен и уже давно. С самим Пенроузом отец начал заниматься с 5 лет, а был он профессором математики.
Наука как спорт - в ней или надо быть в числе первых или не быть вообще.
08.06.2013 15:00:20, Liskai
Оу, прошу вас. Для олимпиадной физики достаточно только хорошего прикладного умения дифференцировать и изредка интегрировать что-то сложнее многочленов.

В физтех лучше поступать по февральским-мартовским олимпиадам, если они еще остались. Те же вступительные, только в профиль.

Овчинкин нас всех шикарно учил, кстати. У меня ни разу не было чувства, что отбирают какие-то там 10%.
11.06.2013 05:21:53, какой-то крокодил
А групп теоретиков в Физтехе нет? В МИФИ их собирают со всего факультета после второго курса.
И я говорю не про олимпиадную физику, толку от того, что вы поступите. Там еще и учиться надо и в институте и потом.
11.06.2013 12:46:10, Liskai
На ФОПФе уйма их, у РТ тоже что-то было. Я примат, у нас на факультете таких групп нет :)

Вот именно, учиться надо. И математику там всю расскажут. А до этого надо поступить и освоить достаточный аппарат для решения олимпиадных задач, а там, если математика понравится, само попрет, ИМХО.
Задача же, в конце концов — олимпиады осилить :)
11.06.2013 13:12:17, какой-то крокодил
"И математику там всю расскажут." - Буду цитировать, это пять! 12.06.2013 00:33:08, Liskai
Ну а что :)
У нас только в первом и втором семестре общая физика слегка обгоняла курс матана — вроде преобразований интегралов по поверхностям-контурам и так далее. Так что зря вы смеетесь.

На теорфизе весь нужный матаппарат рассказывали, значительная часть времени была посвящена описанию соответствующего формализма.
12.06.2013 01:46:28, какой-то крокодил
То есть откуда берется теорема Нетер Вы хорошо знаете, насколько я понимаю? Могли на втором курсе понять, как она пришла в голову человеку, да?
Или, например, то, что пространство, отвечающее самым обычным преобразованиям Галилея, это расслоенное пространство. Это, видимо, понимает каждый первокурсник физтеха )))
Вот Вы пишите "весь нужный матаппарат рассказывали". Вам не понятно, что так делать НЕЛЬЗЯ?! Аппарат надо знать ЗАРАНЕЕ и в объеме больше нужного. Хотя бы уже для того, чтобы учиться выбирать. И отличать именно тот, который подходит для данного случая. Допустим Вас учат копать. Одно дело Вы уже знаете, что такое грабли, мотыга и лопата. И Вас спросят: что бы ты, девочка, взяла для того, чтобы выкопать вот такую ямку. И совсем другое: так, сегодня будем учиться копать.... вот это лопата... берем ее в руки и втыкаем в землю. Почувствовали разницу?
Вы действительно считаете, что вчерашний школьник способен адекватно понимать не только определение интеграла из матана, но и преобразования их по поверхностям и контурам?!
Но, простите, если сегодня ему дают интегралы по поверхностям и контурам, то с какого перепугу не давали даже обычного точного определения интеграла год назад? За один год он настолько поумнел? Что за таинственные биологические механизмы включаются в 17 лет? И не проще ли предположить, что обычное интегрирование можно осваивать уже в 12?
Мы намеренно скрываем от детей совершенно доступную для них информацию, только для того, чтобы они могли учиться в одной школе с дебилами. И потому, что на ЕГЭ таких вопросов нет (опять же потому, что ЕГЭ сдают и дебилы).

Я Вам скажу, что происходит на самом деле. Студенты лихорадочно зубрят математику, даже не вдумываясь в ее происхождение, если так можно выразиться. Выучил формулировку, в лучшем случае выучил доказательство. В самом лучшем случае понял доказательство. Но никаких шансов понять, как люди пришли к этой теореме. Для чего она им понадобилась. На все это необходимо гораздо больше времени, понимания и привычки правильно думать.
Мы же хотим 10 лет учить ребенка думать на уровне дебила, а потом пытаться впихнуть в него невпихуемое.
Через два дня после сессии ни один физтеховец-отличник две трети доказательств и четверть формулировок теорем уже не вспомнит. И это было заложено в школе.
12.06.2013 13:21:11, Liskai
Про Нетер нам рассказывали, да. Именно на втором курсе, в курсе теормеха.

Про «заранее» — полностью согласен. Но, по крайней мере, по личному опыту, достаточно поиграться с материалом, порешать примеры, чтобы в голове материал улегся и был готов для использования. Так что заранее-то и надо учиться, но не настолько, чтобы прямо в школе.

Я знаю, что вчерашний школьник способен это понимать преобразования интегралов по поверхностям и контурам. Потому что передо мной пример сокурсников, которым это удавалось, а кому не удавалось — так те раздолбы и даже не пытались понять.

Впрочем, обычное интегрирование я и осваивал в 12 — в Л2Ш учился :) Там и зачатки теорвера были, и топология, и матан до конца этак первого курса.

Разница между человеком в 12 лет и человеком в 17 в том, что:
1. В 12 лет люди получают то образование, которое получают все. Поэтому в школе мы в лучшем случае за год проходим половину того, что в вузике дается за семестр. Потому что в вуз поступают не все, кто закончил школу, а школа таки должна выпустить всех. Вы про это, собственно, тоже написали. Еще вы можете написать про спецшколы, и будете правы — так и я с вами тут не спорю, опять же, там всё вполне дается.
2. В 17 у людей уже более развит опыт работы с соответствующим формализмом, поэтому можно давать более зубодробительные вещи (хотя интегралы не настолько зубодробительны :)). Впрочем, как по мне, есть куда более интересные вещи, которые можно изучать в школе, чем совершенно механический и скучный анализ бесконечно малых. Графы, группы, категории — красота. Я очень жалею, что нам в Л2Ш ничего из этого, кроме ЕМНИП графов не дали :( Потому что раньше узнал бы об этих разделах и прощупал их красоту на примере бы.

Я, опять же, сужу по себе и своим сокурсникам — да, есть раздолбы, которые ничего не ботают. Да что там, я сам не то что через два дня, а на самом экзамене по урматам не знал почти ничего, потому что это феерически скучный предмет. Но значительная часть людей думает, пытается понять (и достаточно успешно), что, зачем и почему, и, в общем-то, улавливает всю эту красоту, стройность и цельность математики.

Не знаю, может, нам всем с семерами везло.
12.06.2013 13:52:36, какой-то крокодил
Вот видите, сами то с 12 лет интегрируете, а туда же! И сами же говорите, что надо идти еще дальше и рассказывать про красивые вещи. О чем я, собственно, и говорила.
А сокурсники Ваши может и не раздолбы были, просто в 12 лет их учили только по школьным учебникам и даже в 16
13.06.2013 13:52:05, Liskai
И именно потому, что с 12 лет интегрирую, утверждаю, что это не настолько уж нужное знание. Согласитесь, утверждать о не строгой необходимости чего-то можно лишь побывав там :)

А дискретка — это не еще дальше. Ну, только если вы не начнете школьников бомбардировать квантовой хромодинамикой, конечно же.

Тогда чего они в физтех пошли?
13.06.2013 16:46:15, какой-то крокодил
Крылова Ольга
Овчинкина лекции в открытом доступе видеолекторий МФТИ: [ссылка-1] 11.06.2013 11:34:10, Крылова Ольга
Семинаров нет, жалко. Семинарист он тоже клевый. 11.06.2013 12:05:44, какой-то крокодил
Реклама
ППКС: "Наука как спорт - в ней или надо быть в числе первых или не быть вообще."
Только спорт - это в молодости, а в науке рейтинговые публикации требуются каждый год.
Математика физику очень нужна, поддерживаю, но это уже не в школе. И Феймановские лекции тоже не очень школьное, даже для олимпиадника.
08.06.2013 15:49:00, Конек
Фейнмановские лекции моему в качестве подготовки к девятому классу задали читать :) Он не знал, что они не школьные, поэтому радостно зачитывается :) Не олимпиадник, если что. 09.06.2013 23:23:41, ДраКошка
Значит, дети разными бывают. 09.06.2013 23:31:56, Конек
Да хотя бы уж читать и понимать стоящие публикации, которые не для рейтинга ))) А то у нас все чукчи писатели, а как задашь вопрос какому нибудь дважды остепененному: вот я, дура, не понимаю чего это тут Пенроуз в своей научно популярной книжке пишет? Так сразу начинают махать руками как ветряные мельницы и говорить, что они сего не проходили, им сего не задавали.
А чем Фейман то не школьный? Там даже никакой математики не школьной нет! Ну только если дивергенция с ротором, но это же просто, я своему за неделю все объяснила на требуемом книгой уровне.
09.06.2013 13:55:09, Liskai
1. Многим некому объяснять про дивергенцию с ротором.
2. ИМХО, читать нужно, когда человек умеет брать эти интегралы, а не только понимает общий смысл.
3. Я имею пример сына перед собой - и дипломы первой степени на Московской городской олимпиаде по физике, и устный вступительный экзамен по физике сдал на физфаке на 10 из 10 возможных, а вот Фейман в школе никак не пошел. ИМХО, лучше более простые книги, но с хорошим пониманием. В Л2Ш хорошие физики советовали читать Ландсберга (общую и оптику), многотомник Мякишева.
Школьный уровень, в том числе олимпиадный и всяческие собеседования предполагает тот математический аппарат, которым ученик реально владеет, а не ВУЗовский. А вот за неточность формулировок бьют.
Что мне ближе - биология, химия - там в год моего поступления на консультациях прямо говорили: либо не цепляйте лишнего, либо не обижайтесь, когда затронутое будут обсуждать "без дураков".
А с другой стороны, когда родители что-то обсуждают с ребенком, это абсолютно иная ситуация, чем когда сам. У моего собственный интерес - программирование, физика, математика, слегка медицина. Но в школе могла так подначить на спор, что он сам летел искать что-либо в многотомнике по Брему. И не упускала случая рассказать. Поэтому и после окончания школы общую систематику представляет и пауков насекомыми не называет.
Поэтому когда дома есть собеседник, хорошо понимающий физику, ситуация разительно иная, нежели когда такового нет. Вот мой папа, например, когда я чего-то в школе не поняла, собрал электрическую цепь с радиолампой и продемонстрировал...
09.06.2013 23:30:41, Конек
Согласна. Я вообще не представляю, как можно изучать физику и математику, имея родителей в них не разбирающихся. А Фейман просто интереснее, его приятно читать. 10.06.2013 14:20:21, Liskai
Kiara
Ссылка: 08.06.2013 13:47:29, Kiara
Есть занятия физикой (и математикой в СУНЦ). Считаются подготовительными для поступления... Не знаю какова там "олимпиадная" составляющая, но "фундаментальная", думаю, не плохая)) Платные. Где - то есть программа и время занятий. Поищите... Ссылка не совсем о том, но там есть контакты [ссылка-1] 08.06.2013 01:21:33, слегка в курсе
В Москве в школе 179 есть бесплатные курсы для всех желающих для подготовки к олимпиадам. 07.06.2013 22:08:50, Krendelyok
Посмотрите бесплатные курсы на 100ege, разбор олимпиадных заданий по физике. Там и платные,честно говоря, не дорого. Моему ребенку очень нравится Замятнин как преподаватель. Он, кстати, и в профильном лагере преподавал. 07.06.2013 20:33:37, Хм, тоже скроюсь
Реклама
«Задачи по физике», под редакцией О. Я. Савченко (СТРОГО с ЭТИМИ инициалами)
07.06.2013 18:10:30, Конек
Красно Солнышко
Бендриков "Задачи по физике для поступающих в вузы".

Гольдфарб "Сборник вопросов и задач по физике".
[ссылка-1].
07.06.2013 17:47:50, Красно Солнышко
Вы в Москве? 07.06.2013 17:43:56, Western

Читайте также
Боитесь, что ребенок забудет математику?
Как самим придумывать задачки по теме, интересной ребенку
Смешанное вскармливание новорожденных: ответы на главные вопросы
Смесь для новорожденных: как понять, что подходит малышу?







SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!