Раздел: ЕГЭ и другие экзамены

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Дубравка

К обсуждению. Интервью И. Фрумина о высшем образовании

Я статью прочитала, но обсуждать ее смогу лишь вечером.
С удовольствием почитаю кто что думает, как о самом интервью и так и о том, что реально происходит у нас в науке и образовании. Тема большая и сложная, в двух словах не скажешь. Но все равно очень интересно услышать разные мнения.
22.01.2013 12:26:12,

33 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Jen1
Упор на исследовательские университеты ВЗАМЕН полноценного финансирования академической науки - идея, мягко говоря,неправильная. Это означает окончательное схлопывание большинства фундаментальных исследований. Университеты не могут закрыть собой амбразуру, никак не могут и не в этом их задача. Но если доктор пед.наук в науке не работал ни дня, то ему об этом неведомо (тут по Грину: "не понимаю - значит не существует"). Впрочем, главное в том, что у Фрумина совсем другие задачи, не связанные с развитием отечесвенных науки и образования. В интервью забыли упомянуть, что сейчас гос-во отслюнивает всем академическим инстиутам скопом сумму, равную бюджету одного крупного американского университета, и при этом нагло требует показателей эффективности. И о прямых и обратных связях образование - наука фундаметальная - наука прикладная - производство (бизнес) тоже ни слова. Вопрос о роли бизнеса в развитии образования остался без ответа. Это "гениальному" стратегу , как видно, не интересно. 24.01.2013 13:28:37, Jen1
Дубравка
Ну а если отвлечься от личности "стратега". Разве он не прав говоря, что у нас гуманитарные и социально-экономический науки безнадежно отстали и более-менее сохранены маетматика и естественные науки (какие, кстати)?

Что имеется в виду под полноценным финансированием? Чтобы возникло финансирование должна изначально появиться потребность, должны быть выделены деньги (государством, частным инвестором, неважно). И потом, как понимать идею создания исследовательских университетов. Университеты вполне могут опираться на академические базы. В этом плане мне кажется, все было очень по уму на физтехе устроено: институт, где дается академическое базовые образование + базы в НИИ и институтах РАН.
24.01.2013 15:09:30, Дубравка
Jen1
Ну Вы же сами и отвечаете на свои вопросы: потребности финансировать науку у нашего нынешнего гос-ва нет (бюджет всей РАН такой же, сколько имеет один западный универ., а это курс на умирание), исследовательским университетам предлагают по сути "подвиснуть", потому что отечественные институты не смогут вести фундаментальные исследования на самоокупаемости. Из того, что вижу я, есть ряд направлений в биологии и химии, на стыке этих наук, которые нашему гос-ву не поддерживать - грех, потому что там есть успехи и есть очень грамотные, талантливые люди, энтузиасты своего дела, которыми пристально интересуются иностранные коллеги и инвесторы. Это - сферы экспериментальные, а потому требующие больших вложений, нежели работа только с моделями. Если требуются к тому же полевые изыскания, это - отдельная песня.
Для контраста: сегодня прочитала, что Московский метрополитен готов вложить в бизнес-проект своего развития 100 млн. р. И эта работа уважительно названа "исследованием", как и штамповка разнообразных "дорожных карт", кот. все на одно лицо, только, как говорится, обложки меняют. Это - к вопросу о полноценном финансировании и потребности к оному (реальной или вымышленной в данном случае - решайте сами).
24.01.2013 16:17:55, Jen1
Дубравка
Исследовательские институты создавались во времена гонки вооружений под определенные задачи, в том виде, в котором они были задуманы, они стране давно не нужны. Их тоже нужно реформировать. Не знаю, что происходит сейчас в институтах РАН, более-менее понимаю каково положение вещей в аэродинамике и газодинамике. И отдельная речь про финансирование НИИ, связанных с космосом. 24.01.2013 16:50:57, Дубравка
А что дают развитость гуманитарных и социально-экономических "наук"? Развитый пиар поп-корна? 24.01.2013 16:03:07, бла-бла-бла
Василиса из сказки
Подпись под этим сообщением говорящая, да. 24.01.2013 17:40:30, Василиса из сказки
Мне нравится идея исследовательских университетов, ИМХО, студентам от этого только польза. Однако американские и канадские университеты (про Европу не знаю), кроме гос. финансирования на науку, имеют огромные частные фонды, т. наз. endownment funds. Очень значительные средства текут от бизнеса и частных лиц в университеты и исследовательские институты, а также в крупные госпитали, при которых есть исследовательские центры. Я знаю несколько бизнес лидеров, которые в какой-то момент ушли преподавать в различные университеты (в т. ч. и в Гарвард) или управлять их endownment funds. Т.е. мне кажется, взаимопроникновение экономики, науки и образования за границей гораздо выше, чем в России.

Относительно "открыть академический рынок - приглашать лучших зарубежных ученых", дело далеко не в цене. Вернее, не только в ней. И не только в наличии иследовательского университета или лаборатории нужного уровня. Для такого решения большое значение имеет общая ситуация в стране, стабильность, наличие инфраструктуры - он же не один приедет. Как минимум нужно привезти семью, часто за одним ученым последует целая группа. Сингапур в последние годы как раз активно старается привлечь к себе ведущих ученых, особенно в области биоинженерии, генетики и т.п. Как раз в день, когда мы улетали из Сингапура в Канаду, я прочитала статью о том, как к ним переехали из США двое ведущих исследователей со всей группой поддержки. Но в Сингапуре жить очень просто - стабильно, безопасно и удобно. Решение о переезде принять легко.
23.01.2013 18:48:53, Rive Gauche
Я 11 лет работаю в госВУЗе в провинции. ВУЗ входит в сотню лучших ВУЗов России, не в первой десятке, но и не в последней : )
За эти годы государство нашей кафедре не дало ни копейки на науку - ни на оборудование, ни на реактивы, вообще ни на что, причем нас не обделили - это типичная ситуация. При этом каждый год нужно сдавать отчет по науке с показателями - сколько защит, монографий, статей, докладов и т.п. и т.д. Есть разнарядка на ВУЗ, кафедру и на каждого преподавателя, надо соответствовать.
"Наука" держится на административном прессинге, энтузиазме, желании остепениться и инерции.
Для того, чтобы что-то изменить, надо для начала признать, что науки нет, а то, что в отчетах фигурирует - не наука, потом начать финансирование и лет 100 подождать. Можно конечно пригласить ведущих зарубежных профессоров, только вряд ли они в наших суровых условиях станут выдавать "на гора" показатели и тогда даже видимости не будет.
Про образование: одна из последних фишек - всеобщее внедрение симуляционных курсов. Спустили разнарядку сверху, курсы типа создали. На коленке, из ничего, бесплатно. А симуляторов, наличие которых симуляционные курсы подразумевают, нет и не будет.
23.01.2013 17:49:54, ЛюбимицаКлаппа
Дубравка
а что такое симуляционные курсы? 24.01.2013 15:12:50, Дубравка
Проигрывание реальных ситуаций, которые могут встретиться в профессиональной деятельности. Что-то можно на задачах отработать, но по-хорошему нужны муляжи и симуляторы, которые стоят тучу бабок.
В ВУЗе есть один центр отработки практических навыков, но он для галки, чтобы показать комиссии, если что.
24.01.2013 17:05:58, ЛюбимицаКлаппа
Дубравка
вот и получается, как в интервью написано "одни делают вид, что учат, другие, что учатся". 24.01.2013 17:10:09, Дубравка
Да нет, пока учим на самом деле. Потому что есть проверенная десятилетиями работающая схема обучения без муляжей и симуляторов : )
Только сверху насаждают новые образовательные технологии, в которые надо вкладывать тучу бабок, которые до преподавателей и студентов не дойдут. Так что реальность сама по себе, показаха с инновациями сама по себе. Но времени это отнимает порядочно : (
24.01.2013 19:05:55, ЛюбимицаКлаппа
Акорса
Мне кажется, что мир несколько изменился. И то, что может быть было неплохо в 50е-60е - сейчас уже что-то несколько, а что-то безнадежно устарело. Почему никто не хочет пользоваться телефоном 60х, машиной 60х, стиралкой 60х, носить одежду того времени, а вот образованию - это только на пользу? 24.01.2013 22:39:39, Акорса
Гы : ) Вы считаете, надо склеить из картона коробку, раскрасить под айфон и делать вид, что это полноценный девайс? 8 ))
Я двумя руками за новые образовательные технологии, но настоящие. Учить, а не изобретать фальшивые инновации, чтоб кто-то сверху мог отчитаться за украденные деньги.
26.01.2013 10:51:31, ЛюбимицаКлаппа
Василиса из сказки
"Наука" держится на административном прессинге, энтузиазме, желании остепениться и инерции. Для того, чтобы что-то изменить, надо для начала признать, что науки нет, а то, что в отчетах фигурирует - не наука, потом начать финансирование и лет 100 подождать. Можно конечно пригласить ведущих зарубежных профессоров, только вряд ли они в наших суровых условиях станут выдавать "на гора" показатели и тогда даже видимости не будет".
Соглашусь, по крайней мере, для той области, где немного разбираюсь.
24.01.2013 12:45:49, Василиса из сказки
Акорса
Да, хорошая статья, спасибо 23.01.2013 13:43:32, Акорса
Мне понравилось то, что автор поведал читателю истинные причины неконкурентноспособности Сорбоны. )))

Ну и жаль немного, что автор не возжелал посмотреть на образование Америки с позиции поп-корна. Не переносят ли американские менеджеры по образованию технологии производства и популяризации поп-корна (колы, ножек буша, американ муви ...) в систему образования. Все эти рейтинги, гонки, скачки ... )
23.01.2013 13:05:20, бла-бла-бла
Cat-S
"...в области гуманитарных и социально-экономических наук мы очень сильно отстали..."

Эти гуманитарные и социально-экономические науки как-то до сих пор и на Западе не сильно продвинулись (или влияние их на политико-экономическую жизнь стран на самом деле ничтожно), если экономические кризисы идут один за одним. Практически, Фукусима экономики.
23.01.2013 07:16:43, Cat-S
Василиса из сказки
"Я думаю, что если бы был рейтинг университетов по подготовке кадров, то Россия была на высоких позициях. В нашем же случае речь идет о рейтингах исследовательских университетов – тех, в которых важнейшей функцией является не только подготовка кадров, но и проведение исследований, получение нового знания".
Я про технические и естественные науки судить не могу, только про определенную область гуманитарных.
Тут я соглашусь с Фруминым.

"Возник и укрепился большой сектор образования, в котором одни делают вид, что учатся, а другие – что учат. Вузы получали бюджетные места потому, что так сложилось исторически – никто особенно не интересовался тем, хорошо ли, плохо ли в этом вузе обучают студентов."
И тут соглашусь.
22.01.2013 17:15:45, Василиса из сказки
Дубравка
Я почти по всем позициям готова с ним согласиться. Особенно про отсутствие научных учебных центров. 22.01.2013 23:20:14, Дубравка
Красно Солнышко
Твоей ссылки пока не читала, но вот здесь похожая тема.
[ссылка-1]
22.01.2013 15:19:41, Красно Солнышко
Дубравка
Мне просто про ВО сейчас ближе. Да и тема там совершенно уже не подъемная. 24.01.2013 17:11:41, Дубравка
Мне показалось там одна проблема затронута: как сделать так, чтобы наши вузы в западных рейтингах заняли места повыше. 22.01.2013 13:45:52, Иллика
Именно.
Только вопросительная форма - не понятна. :) Как? Как? Берутся критерии, раскладываются, анализируются и т,д. :)
23.01.2013 13:11:02, бла-бла-бла
как в смысле каким образом:) 23.01.2013 13:29:27, Иллика
(продолжаю) анализируются, освещаются, широко обсуждаются общественностью, популяризируются, разьясняются ...
Комментарии господина Павлова к статье понравились.
23.01.2013 13:36:54, бла-бла-бла
а все сведется к к тому, что фонды академии наук надо перераспределить и отдать самым перспективным вузам. Межведомственные войны:) 23.01.2013 13:53:18, Иллика
Так еще один оракул от вышки. Квазигуманитарные квазиученые мнят себя понимающими в исследованиях и науке на всех фронтах. Комментарии интересные. 22.01.2013 14:23:39, Etagerka
Это вы математика Фрумина, доктора наук, квазигуманитарным квазиученым назвали? 22.01.2013 14:44:43, Mercury
доктора педагогических наук 22.01.2013 14:50:36, Etagerka
А вы не могли бы пояснить смысл, который вы вкладываете в слова "квазигуманитарный" и "квазиученый"? 22.01.2013 14:54:14, Mercury
У меня невысокое мнение о так называемых институтах развития образования в свете творящегося с этим образованием. 22.01.2013 15:00:04, Etagerka
Я другой вопрос задавала. 22.01.2013 15:00:56, Mercury


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!