Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Про гуманитариев

Чудесно сказано. Про то, кто нужен обществу, про образование, про интеллигенцию:)
"До сих пор все образованные общества, до недавнего вре-
мени, были образованными гуманитарно. Еще в истории не было
общества человеческого, которое было бы массовым образом обра-
зовано в области точных наук.
Классическое образование было в свое время чрезвычайно распространенным в образованных слоях общества. Но точные науки
не были достоянием образованной части общества сколько-нибудь
серьезным образом никогда.
Многие современные развивающиеся страны имеют большую историю, уходящую в глубь веков и даже тысячелетий. Многие из них
имеют свою интеллигенцию, но это интеллигенция опять же гуманитарная."
автор цитаты - по ссылке
[ссылка-1]
источник - по этой ссылке
[ссылка-2]
13.10.2011 17:42:18,

67 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Баба Нюра
Спасибо! Увидела, что дебаты не утихают, и пошла-таки по ссылке. С грустью вспомнила Марию Д. :) И вообще много приятных воспоминаний всплыло.
Спасибо ещё раз!
20.10.2011 13:33:07, Баба Нюра
Приведенная цитата - не окрытие. В позднеперестроечные времена Горбачева, когда расправляла крылья "четвертая власть", то бишь жкрналистика, подобные высказывания были крайне популярными.
И образование богатых людей, которые ничего в жизни делать не собирались, только создать семью и жить "барином", вполне могло быть гуманитарным: умение поговорить об истории, литературе куда уместнее на балу в высшем свете, нежели законы физики.
Жаль, что при переходе к более демократичекому обществу, в котором работает подавляющее большинство, гуманитарно образованная часть продолжает говорить об исключительности своей епархии. А также жаль, что все это пытаются впихнуть в школьную программу (и выпускные/вступительные экзамены)вместо хороших и увлекательных школьных факультативов.
Наприер, уж в Москве-то есть на что посмотреть, что о достопримечательностях рассказать. Я в свое время ходила к директору и пыталась сказать, что нуду с докладами по МХК стоило бы заменить 1-2 экскурсиями по Москве с хорошим рассказом об истории и архитекткре. В результате занятия сняли, но экскурсий так и не случилось.

Кстати, когда Дарвин в Англии написал свой труд "Естественный отбор и происхождение видов" фурор был таким, что эти книги читал высший свет.
16.10.2011 11:32:12, Конек
"нуду с докладами по МХК стоило бы заменить 1-2 экскурсиями по Москве с хорошим рассказом об истории и архитекткре. В результате занятия сняли, но экскурсий так и не случилось".
:)))))))))) Вы знаете, обычно в докладе по МХК дети рассказывают о том, что видели и читали сами, о том, что их удивило или потрясло. Только тогда они перестают быть "нудой" и становятся интересными другим детям. Сын, кстати, очень много идей посещения чего-либо именно из таких докладов других детей приносит. Не вижу никаких оснований, чтобы перекладывать осмотр исторических памятников на плечи школы. У ребёнка обычно ещё и семья есть.
В Вашем же изложении "всё это" - это мировая культура и Вы предлагаете её отправить куда-нибудь ... на факультатив:(((
16.10.2011 15:43:33, Alice
Mary-Lea
Конечно, куда-нибудь...на факультатив. нафига она в сетке?
"У ребёнка обычно ещё и семья есть." - Ваши же слова, не противоречьте сами себе.
17.10.2011 09:58:00, Mary-Lea
Не каждая семья готова и может дать хотя бы начальные понятия о мировой культуре. Я уж не говорю о том, что не каждая семья проживает в непосредственной близости от объектов мирового художественного наследия. 17.10.2011 13:06:33, Western
Mary-Lea
В каждой культурной семье есть книжки. И интернет *-))) 17.10.2011 13:09:25, Mary-Lea
Книжки и интернет бывают весьма разными. А в некультурной семье вообще ничего нету. Вопрос - каких семей у нас больше?
Школа худо-бедно обеспечивает хоть какой-то общий для всех культурный контекст.
17.10.2011 13:56:32, Western
Kiara
Ваше объяснение хорошо, но засада в том, что автор цитаты математик. И высказал он это не в позднепереестроечное, а в 1981 году 16.10.2011 12:19:34, Kiara
А вот интересно, учительница русского языка и литературы - гуманитарий? Та, которая пишет на доске: "Принести книгу БОжова "Каменный цветок"?
А инженер-энергетик, который не знает какой ток у него дома в розетке - постоянный или переменный, он точно технарь?
В лекции как раз об этом, по-моему. Есть какой-то уровень знаний, доступный всем и обязательный для всех.
15.10.2011 14:49:25, Мальва
Еще на тему математика для гуманитариев пишет Успенский. Не вспомню сейчас какой из многочисленных Успенских:) 15.10.2011 12:12:15, Иллика.
Вот еще Олег Митяев пел:

Мы с одноклассницею загорелой
Учили алгебру и ели спелый
Крыжовник крупный в подъезде влажном,
И я молчал тогда о самом важном.
А капли били по карнизам дома,
И был учебник «УЧПЕДГИЗ»-а новый,
И мы не знали, что жизнь промчится,
И эта алгебра не пригодится!

Где-то, на затерянном острове,
Где лето прячет мокрых стрекоз в траве,
И впереди – бесконечная
Жизнь неосознанно вечная.

(С) О.Митяев
[ссылка-1]
15.10.2011 13:38:10, Natem
Интересная лекция, спасибо.
Давно считаю, что не существует детей, неспособных усвоить школьный курс математики. Дело в преподавании.
14.10.2011 15:06:19, Мальва с работы
Cat-S
Нынешние гуманитарии не чета тем, дореволюционным гуманитариям. Их даже нельзя сравнивать. Хотя настоящее гуманитарное образование конечно хорошо. Только где его получить? 13.10.2011 22:42:42, Cat-S
Что вас навело на эти мысли? Кого с кем сравнивали, что анализировали? 14.10.2011 00:56:58, Mercury
Cat-S
Анализировала количество крупных русских писателей, приходящихся на 19-век и начало 20-го. 14.10.2011 20:37:56, Cat-S
Количественный анализ качественно различных понятий (явлений) не имеет смысла. 17.10.2011 13:04:02, Western
Cat-S
Нет, графиков я не строила, если вы об этом.
Сравнивать тексты с текстами можно.
17.10.2011 15:16:51, Cat-S
И сколько этих писателей в процентном отношении даже не к населению росии, а к формально имевшим высшее образование? 16.10.2011 11:33:31, Конек
"И сколько этих писателей в процентном отношении даже не к населению росии, а к формально имевшим высшее образование?"
Вот он подход НЕгуманитария:))). Давайте Достоевского или Набокова процентами измерим:)))))))))). Нет уж, лучше книжки в руки, причём, чем больше, тем лучше.
16.10.2011 15:47:00, Alice
Mary-Lea
А каков подход гуманитария? Мне, как НЕгуманитарию, оченно любопытно... 17.10.2011 09:59:43, Mary-Lea
Так я же, вроде, уже ответила. Займусь самоцитированием:):"Нет уж, лучше книжки в руки, причём, чем больше, тем лучше".
А ещё вспоминается о невозможности "проверить алгеброй гармонию". Писателей не нужно считать, их нужно ЧИТАТЬ, конечно же, если это доставляет хоть какое-то удовольствие. Если же нет, то, ИМХО, стоит хотя бы задать себе вопрос: "А что все эти...(непечатно) гуманитарии в этом находят?"
Кстати, не могу сказать по своему кругу общения, что "физики" менее эрудированы, чем "лирики". Читая же эту дискуссию, понимаю, что мне по жизни крупно повезло: мне воинствующие "физики" не попадались:))). Мне как-то больше встречаются те, кто на работе "физики", а по жизни "лирики". Как-то удаётся общаться с ними на преимущественно обоюдоинтересные общегуманитарные темы. А по работе и я, и они со своими коллегами узкопрофессиональные проблемы обсуждаем и в общее поле общения их не выносим.
18.10.2011 00:07:34, Alice
Ну, я попробую на ваш вопрос ответить, все равно ведь влезу! :) Пойду от обратного, так будет удобнее увидеть особенности.
Подход негуманитариев рассмотрим на примере данной дискуссии.
Судя по обсуждению НИКТО из негуманитариев не прочитал статью полностью и даже не просмотрел ее. А ведь автор там на многие обсуждаемые нами вопросы ответил (и вообще писал о преподавании математики нематематикам). Подход гуманитарный в данном случае заключается в том, что нельзя судить по отрывку о целом. Это раз.

Все обсуждают отрывок, причем даже содержание коротенького отрывка недопонято в силу путаницы в понятиях.
Конкретно - люди не различают понятий гуманитарий и управленец, гуманитарий и писатель (поэт, художник, музыкант и т.д.) , гуманитарное (по автору - классическое) образование и политехническое образование. Отсюда странный вопрос - а гуманитарий ли врач, например (и ужасно забавный ответ!). :)
Гуманитарный подход предполагает четкое разделение классов понятий и понимание структуры в целом. Это два.
Ну и самое типичное: спорящие с защитниками гуманитарного образования приводят в качестве аргумента его нынешнюю недостаточность. Гуманитарный подход предполагает умение вести дискуссию на заданную тему в рамках определенного дискурса, иначе смысл теряется практически сразу.
Это три.
Это далеко не все, но самое, ИМХО, основное в данном споре.
17.10.2011 13:01:24, Western
Kiara
Судя по вашему четвертому предложению (начало третьего абзаца) либо мы все не договорились о том, кто такие негуманитарии , либо вы неверно классифицируете участников дискуссии))
А все остальное у вас мне нравится. Только оно не про гуманитариев и негуманитариев, а про разные манеры мыслить.
17.10.2011 17:24:36, Kiara
Cat-S
Не правда :). Я начала читать - но долгое рассуждение о том, что пределы не самая понятная часть матанализа и лучше как-то без - них не выдержала. По мне, так все с пределами нормально. Ну, и дальше уже не читала.
А никто по отрывку и не судит о целом. Я свое мнение высказала "по поводу".
17.10.2011 15:27:55, Cat-S
Ну, тогда у меня, негуманитария, совершенно гуманитарный подход. Потому что я статью не только прочитала, но даже и распечатала.:) 17.10.2011 13:41:51, Мальва с работы
И я:). Дважды прочитала сама, потом муж, потом обсудили, потом ещё и ребёнку подсунули и ещё раз обсудили:). Спасибо Mercury за продуктивно проведённые выходные. 17.10.2011 23:45:41, Alice
Так хорошая статья-то! :)
На самом деле, ИМХО, нет специфически гуманитарного и специфически негуманитарного подхода. Есть научный и обывательский. Фсе...
17.10.2011 13:58:30, Western
Вот да, согласна. 17.10.2011 14:00:41, Мальва с работы
Mary-Lea
На примере данной дискуссии - это один разговор.
Ну и для меня любопытно, что гуманитарии очень уважают систематику, раскладывание по полочкам - с этим соглашусь, сама раньше этого не отмечала.
Меня больше интересует вопрс, заданный по ссылке...
17.10.2011 13:20:52, Mary-Lea
Без раскладывания по полочкам в любой науке делать нечего. А мы же про обучение гуманитарным наукам говорим? Ну вот. :)

Про вопрос по ссылке. Непонимание гуманитарных наук, ИМХО, точно так же, как и всех остальных, идет от некачественного, плохо построенного преподавания. Мне в приведенной статье, например, очень-очень понравилось как автор изложил основную проблематику в преподавании пределов: что в этой теме нужно давать нематематикам, а чего абсолютно не нужно. Сразу все стало понятно на моем нематематическом совершенно уровне.
Так и с гуманитарными науками. Не нужны, например, для негуманитариев одиноко торчащие из школьного курса русского языка элементы лингвистики, о которые большинство спотыкается сразу и навсегда. Базовые правила орфографии (без обоснований!) плюс многолетняя практическая отработка навыков грамотного письма до автоматизма. Все.
История для негуманитариев - тут мне сложнее рассуждать, для меня это вообще самая интересная область знаний. Какие обычно бывают трудности с историей: даты, битвы, короли и генсеки, сваливаются в одну незапоминаемую кашу. Опять же происходит это оттого, что нет общего понимания исторических процессов. Почему случилась данная битва? Почему вообще вот этот регион развивался так, а этот - этак? Почему Африка на таком уровне развития, а Азия - на этаком? Как один человек может изменить ход истории и, главное, на какое время?
А школьникам часто выдают набор сведений, сваленных в кучу и никак между собой не связанных. Это примерно то же самое, что ссыпать в кучу все химические элементы и выхватывая их произвольно заставлять заучивать характеристики.
Ну и самое спорное и сложное - школьное преподавание литературы. Тут все настолько плохо ан масс, что даже писать не хочу... :(
17.10.2011 13:54:23, Western
Mary-Lea
Я прочитала *-) 17.10.2011 13:09:56, Mary-Lea
:) 17.10.2011 14:05:54, Western
Прямо хоть записывай это все, ей богу.
:))
Войны при гуманитариях - звучит! Но "эти гуманитарии, не чета тем" - звучит ничуть не хуже, где-то даже круче!
14.10.2011 00:40:12, Western
Cat-S
Кого дали гуманитарии 19-начала 20 века - историков, писателей, философов, поэтов, критиков искусства. Большинство знало прекрасно географию, историю, включая древнюю, пару-тройку европейских языков, латынь и греческий. Золотой век гуманитариев был. В салонах обсуждалась политика, искусство, история.
Сейчас вся эта гуманитарная культура как образ жизни уже не существует.
14.10.2011 20:31:41, Cat-S
Акорса
и чем не чета? Какие лучше? И почему и насколько? 14.10.2011 12:50:55, Акорса
Mary-Lea
Ох, как я с ним согласна - я про всю лекцию, не только про этот кусочек...
Это действительно так - люди "проходят", не понимая...
Может кто бы еще по полочкам разложил что делать наоборот с теми, кто не понимает гуманитарных наук..
13.10.2011 20:00:21, Mary-Lea
и что? войны при гуманитариях были частыми, грязища и нечистоплотность в гуманитарной западной европе времен до начала 10 века потрясает воображение. 13.10.2011 19:11:43, ALora
Это верно. Незадачка в том, что никакой другой цивилизации не создали ни математики, ни биологи. Ниасилили вообще, хоть бы и с войнами и с грязищей. Так что выбора нет. 13.10.2011 22:20:06, Mercury
Почему это? Считаете что те кто с дубинками за мамонтами-это гуманитарии? Или что именно гуманитарный труд создал из обезъяны человека?То есть если считать что армия это гуманитарии,то тогда да,согласна.А так-развитие цивилизации определялось как раз войнами.Ну и техническим прогрессом))). 14.10.2011 10:22:31, Линдaaa
Армия может быть кем угодно. Но куда она пойдет и что будет делать - решают политики, а не математики. И даже не биологи. И даже не технический прогресс. Разницу между инструментом и управляющим органом видите? 14.10.2011 12:12:47, Mercury
Акорса
А сколько раз армии не шли, потому что банально не хватало денег. И не сосчитать :) 17.10.2011 18:55:34, Акорса
Политик, решающий, куда пойдет войско - это, прежде всего, человек с оргомной харизмой, его образование образование - дело десятой. Ельцин, к примеру, был строителем.

А вот отношение, типа гуманитарии - пуп земли, это позиция "свиньи под дубом". Ибо армия-то, вначале, пойдет. Но если окажется плохо технически оснащенной, то поход закончится бессланво. А если при этом окажется раздетой и голодной, то с большой вероятностью свергнет пославшего.

Помните, как в Королевстве кривых зеркал король услышал: "Никогда не произносить слов "такова моя воля"! Вы должны выполнять нашу волю, волю самых богатых людей королевства". Оно и в жизни так - миром (при текущем уровне развития) ФАКТИЧЕСКИ правят промышленники. А все расхваливаемые Вами политологи стоят на задних лапках: "Что прикажете, дорогой босс (делать, писать, говорить, обосновывать)?"
Поскольку президент один, возглавляющих партии тоже не так уж много (в сравнении с многомиллионным населением), то работа инженера, врача, учителя, математика (и т.п), по-крайней мере, честнее чем политологов, политтехнологов, журналистов и прочих спецов по рекламе.
16.10.2011 11:57:03, Конек
Акорса
Ну и бред. 17.10.2011 18:54:59, Акорса
Люба, мне даже смешно это комментировать. Такое узкое понимание происходящих исторических и политических процессов в мире как "Что прикажете, дорогой босс (делать, писать, говорить, обосновывать)?" точно не приведёт к харизме. Кстати, у человека, ею обладающей, образование, точно не десятое дело, впрочем, для меня и Ельцин от харизмы далёк.
Читаю Вас, другая планета:(. Вы, ИМХО, пытаетесь мыслить газетно-журнальными и интернет- штампами тех же журналистов. Получается черно-белая и плоскостная картина мира, которая неизбежно обедняет его восприятие:(((. Жизнь значительно многообразнее, чем произведение Маяковского для детей "Что такое хорошо и что такое плохо".
Для справки: с отличием закончила физмат школу, что и убедило меня в необходимости получения значительно более широкого классического образования:))). О чём ни секунды не жалею.
16.10.2011 15:56:54, Alice
Промышленник -то не конструктор, и не математик и не химик даже. Он прежде всего талантливый администратор, который прекрасно обходится и без естественно научного образования .Инженеров и конструкторов он наймет.
А при любезном вашему сердцу СССР вообще- как партия сказала , так будет. Выделили финансирование на создание атомной бомбы-вот вам атомная бомба. Не выделили-так и не было бы ничего.А образование у партийных работников всякое было, в том числе и никакого.
Насчет честнее... Если люди с таким образованием и родом деятельности есть, значит, они нужны обществу,как ни крути.Есть спрос, есть и предложение...
16.10.2011 12:19:10, бывш.арахноид
ТО есть считате что вожди племен были гуманитариями? кстати интересный вопрос.Вот князь Владимир тот же-он гуманитарий?Почему так думаете?
Кто там еще. Македонский? С историей у меня плохо)). Плчему вы думаете что управляющий орган это гуманитарии? Мне только церковь на ум идет в этом плане.Церковники действительно гуманитарии,и они часто являлись управляющим органом,это да.
14.10.2011 13:24:09, Линдaaa
Акорса
Гуманитарий - синоним управленца? 14.10.2011 13:43:26, Акорса
Да что тут думать. Все придумано до нас. Это надо просто знать. Это сфера общественных и социально-политические отношений. Которых здешние некоторые как бы технари для простоты называют гуманитариями, относя к гуманитарной сфере все, что относится к отношениям между людьми, и игнорируя тонкости различия гуманитарной и общественной сферы. То что управление людьми сфера не естественная и не техническая, вы не согласны, что ли?
Если не согласны, утверждаете ли вы что македонский или князь владимир математики? Химики?
14.10.2011 13:32:13, Mercury
Kiara
Мне заголовочная статья нравится. И да, социальная сфера - гуманитарная.
Однако хочется получить определение как бы технаря, чтоб поняь, куда я отношусь. А так же ответ на вопрос, какой вклад в цивилизацию вносят нынешние управленцы родины - сплошь юристы. А только перенесут в другую конфу
15.10.2011 18:43:51, Kiara
А вот врач - это социальная сфера? 16.10.2011 11:58:00, Конек
Смотря какой. Обычный оперирующий или ведущий прием- естественно-научная.А главврач- уже социальная, поскольку это уже управленец. 16.10.2011 12:22:38, бывш.арахноид
+1 16.10.2011 15:57:22, Alice
Интересно, а где-либо вводится четкое разделение действий на сферы с упоминанием всех существующих сфер? А то иначе в разговорах мы опираемся на внутреннее понимание, которое может отличаться от понимания собеседника:)

Кстати, именно поэтому мне ближе слова "технический или гуманитарный склад ума". Правда, куда в таком варианте относить что биологов, что политиков не всегда понятно:) Явно есть какие-то еще склады ума:) Или же идти от отрицания. "У меня не технический склад ума" или, наоборот, "У меня не гуманитарный склад ума" (вот факт, лично у меня точно не гуманитарный, а какой другой мне не известно:)))
16.10.2011 09:54:50, Харас
"как бы технарь" - это некоторый персонаж данный конфы, не будем показывать пальцем, который на голубом глазу утверждает, что ему вообще пофиг, что там гуманитарное, что социальное, что общественное, потому что все равно все это пурга никому не нужная. То есть пастернака не читал как обычно
А вклад какой мы позволяем, такой и вносят. Хреновый . Бывают и такие времена.
15.10.2011 23:01:39, Mercury
Kiara
Мне не нравится, что гуманитариям дается скидка на хреновые времена, а как бы технарямм нет. Это как бы нечестно
Какое время - такие и песни
16.10.2011 10:39:13, Kiara
Э?)) Кажется я не как бы технарь)))а просто технарь. Из всего спича поняла только последние 2 строчки. Вообще,Македонского я б к военным отнесла. Князя Владимира даже не знаю,не сильна в его биографии. Даже не в курсе какие науки он изучал и в чем силен был. Вот воевал,знаю))
Чесговоря никогда не считала что управление людьми сфера не техническая. Мне каежется как раз метаматическая очень сфера.А как вы думаете те руководители индусов)),которые шахматами увлекались. Они тоже гуманитарии?
14.10.2011 16:01:45, бабаЯга
ППКС!
Дык, когда журналисты о себе... ясно что получается!
16.10.2011 11:59:04, Конек
Мне кажется, что дважды шесть будет восемь с половиной. Я в математике не сильна, и что такое умножение, я знать не знаю, и вообще мало о нем слышала. Но вот когда я читаю, что
что дважды шесть будет двенадцать, я думаю, что это не так. Откуда там двенадцать? 2 да 6, ну 26 будет, ну 62 еще может быть. Мне так кажется. Я в математике не сображаю ничего и никогда ее не учила, но и без изучения всякому же понятно 2х6=12 это полная ерунда
14.10.2011 16:07:33, Mercury
Когда говорят о выигранных судьбоносных сражениях, всегда речь о технической стороне дела
- где парусники стояли, какова линия берега, направление ветра, какие снаряды применили, скаких кораблей и орудий;
- либо как танки на местности расположили, какой конструкции эти танкибыли, в чем лучше или хуже танков врага, где пехотя и так дале...

Вот ни разу не шла речь, что знание художественной литературы лично главнокомандующим решило исход боя. А для разъяснений вниз еще политруков придавали (где-то их заменяют на полковых священноков, но большойразницы нет).
16.10.2011 12:06:09, Конек
"Вот ни разу не шла речь, что знание художественной литературы лично главнокомандующим решило исход боя".
Возможно, хотя не уверена, нужно посмотреть. Но то, что знание стратегий, тактик и исходов других сражений в мировой истории помогало, это точно. Поймите Вы, в мире никакой опыт не может висеть в воздухе, и этот опыт либо направлен на социально значимые вещи, либо нет.
16.10.2011 16:03:11, Alice
Но военные не технари.
Чтобы вооружение было соответствующее, кто- то должен профинансировать научные изыскания, конструкторские работы,производство,обеспечить информационную безопасность( чтоб враги не украли секреты, ага), озаботиться выведыванием чужих секретов...
И кто ж это должен сделать?неужто главный конструктор?
Не-а,этим занимается власть и целая армия управленцев.Они гуманитарии или технари? Бывает по- разному,тут правильно писали, еще есть специалисты в области общественноэкономических( социальных) отношений, но втиснуть их в рамки данной примитивной классификации не представляется возможным.
16.10.2011 12:33:27, бывш.арахноид
))). Но тема действительно интересная. Никто ж не знает кем именно и как развивался наш мир.Ну и кем были эти люди.Может Князь Владимир математику именно уважал?? В отличие от закона божьего.О,ксати-а его ж тогда еще не было на руси,закона-то этого.Как же интересно воспитывались управленцы,на каком материале. Вот кстати царь Петр тот же-я б отнесла его к технарям)). Хотя закон божий он точно проходил в детстве.Но думаю точные науки его конек.Хотя он и был политиком.Гм.То-то у нас сплошные кризисы сейчас,в управленцах ээээ.Гуманитарии)) 14.10.2011 16:15:01, Линдaaa
Акорса
ээх :( До начала 10 века вообще-то во-первых еще как -то где-то были античные удобства раз, а во-вторых количество населения и плотность так уменьшились, что им нечистоплотность не сильно мешала. Да и гуманитарной эту Европу назвать было трудно, скорее безграмотной. 13.10.2011 19:39:45, Акорса
С плотностью в городах там было как раз все нормально, а вот с гуманитарными науками (равно как и с любыми другими), похоже, напряг. В итоге плотно заселенные города не заботились о гигиене (ну, насколько информация об этом вообще дошла до нас, может, все это придумки позднего времени или Фоменко прав и Средних веков не было:))). Отсутствие гигиены и привычки не выливать пои за порог приводило не только к плохим запахам, но и болезням. При чем речь не про чуму, от которой, скорее всего, и в чистом городе не скроешься, а к куда более простым вариантам желудочных болезней. 15.10.2011 14:18:01, Харас
Эпидемий случалось много, с гриппа начиная. Соответственно, была высокая рождаемость, вчсокая смертность и низкая продолжительность жизни. 16.10.2011 12:08:24, Конек
Акорса
А не было тогда плотно заселенных городов. В Европе - не было. В упадок они пришли. 15.10.2011 21:08:41, Акорса
Если взять старые планы городов, с учетов еще о более широком втором этаже, и соотнести с размерами семей, и способами размешения, то получится вариант не многим лучше наших коммуналок, совмещенный с узкими улицами. Мне сходу не вспоминается ничего кроме Цюриха, где сохранились бы узкие улицы, хотя во Франции я в этом году была в таком же городе, а может ине в одном. Встаешь по середине улочки и практически дотягиваешься до дома слева и справа,и каждый дом узкий и маленький, большую семью свободно в нем не разместишь.
В упадок пришли города прошлой эпохи, но даже в части из них жители распределялись по малой части от прошлой застройки. Мне все это ровно в этом году рассказывал экскурсовод при поездке по малым городам Франции и показывал домики.
16.10.2011 10:02:51, Харас


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!