Раздел: Высшее образование

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

ЕЕ

ВО

Мне кажется, что чем больше озабоченности проявляется по части образования, тем плачевнее обстоят дела. Ну, о "гениальной" идее слить все вузы города или даже региона в одно большое "неизвестно_что" вообще сложно говорить, только затаиться и переждать, пока данная блажь сама рассосётся.
Но вот просто качество учебников и компетентность ВУЗовских педагогов.

Кто чаще всего преподаёт? Хороший студент заканчивает ВУЗ и ему предлагают аспирантуру. После неё он защищается на чём-то из пальца высосанном и - пожалуйста! Готовый доцент.

Спрашивается, чему такому он может научить? Если любой курс он наспех сам учит на базе более или менее умных книг. А своего видения проблемы, своего опыта работу хоть в чём-то конкретном, у него нет.

И теперь новая напасть -учебники для ВУЗов стали писать именно такие препы. Т.е. они содержат НЕЧТО псевдо-научном стиле на заданную тему. Понять о чём это они -сложно, заучить все это -ещё сложнее. А главное -зачем?

Лет 20-30 назад в ВУЗы стремились привлечь для преподавания специалистов- практиков. Потому что кандидат или доктор любых наук, защитившийся на базе конкретных работ в НИИ, КБ, на заводе - это качественно другое явление. На студентов он воздействует и силой своей убеждённости, увлечённости предметом.

Каково ваше мнение?
27.11.2008 08:22:24,

24 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
День Рождения (aka Иринкин)
готовый доцент будет через 5 лет работы преподавателем, считая от момента защиты. Если ему дадут это доцентское место, конечно. Может, в данном ВУЗе существует программа типа "Молодой доцент". Но с большой вероятностью это место будет получено только тогда, когда на кафедре освободится какая-либо доцентская ставка. А Этого можно ждать долго. Очень долго. 26.12.2008 00:34:55, День Рождения (aka Иринкин)
Здравствуйте! Совершенно не согласен с Вами!
Я учусь в Московском Институте Экономики, Менеджмента и Права, у меня очень большой круг общения. Да, согласен, часто попадаются люди, которые на халяве "проскакивают", и в аспирантуру попадают и тд и тп. Но БОЛЬШИНСТВО - нормальные ребята, которые интересуются предметом, специальностью, углубляются, спорят с преподавателями! И потом идут в аспирантуру, а там уже совсем углубляются:) А потом еще и учат уму-разуму студентов. Кстати, многие неплохо преподают (да, иногда не хватает элементарно опыта), но к этому делу относятся серьезно и вникают!
25.12.2008 23:33:54, Maxi_Max
Ну в нашей области пока еще ничего лучше старых учебников не придумали, но вот уровень образования у меня, учившейся у авторов этих учебников и нынешних - очень разный:-( Вот нефтяники старшее поколение еще преподают, а кто газ добывать хочет- ехать в Уфу:-) 27.11.2008 11:42:22, GalaNTka
ТаняМН
Проблема еще в том, что совмещать преподавание и основную практичекую деятельность сложно, да и, как правило, з/п в вузе на порядок ниже, поэтому многих практиков преподавание не привлекает. Те же, кто когда-то работал, а теперь преподают и делятся своим опытом, тоже не "совсем то, что надо", так как опыт их устарел уже очень давно и те же новые направления, идеи они черпают из журналов, подглядывают у кого-то... Так какая разница кто будет преподавать? тот, у кого практический опыт неактуальный или тот, у кого его нет? Главное, чтобы у препода голова была
27.11.2008 11:32:17, ТаняМН
Наташа С.
Я по роду деятельсности плотно общаюсь с выпускниками вузов и преподавательским составом. Да всё нормально там. Практика - все равно человек учится практическим навыкам, уже на рабочем месте, теоретически этому не научить. А молодые препы бывают очень даже хорошими и увлеченными людьми. Ведь смысл ВО - дать базовые и чуть глубже знания по предмету, научить размышлять и делать выводы, дать методологию ( тоже базовую, ибо на практике будет нарабатываться собственая). Преподы-практики хороши для прикладных дисциплин и уже на последних курсах. А это, насколько я знаю, так и есть. А дети-родители и пр. "по знакомсту" и не на своем месте - были и будут, и не только в вузах, и никуда от этого не деться. 27.11.2008 11:27:21, Наташа С.
tЮлька
хорошо если в аспирантуру идут Хорошие студенты, а не мальчики, которые переживают за деньги время до армии.
у меня такой вот подчинённый есть. что он может прподавать - не пойму. рассуждения по экономике, которую преподаёт - на уровне бабушек на лавочке.
работает сейчас за меня - так блин сцука развалил весь отдел. две девки толковые ушли. убить таких проще.
и на моём пути сплошь и рядом такие аспиранты были, безармейные.
27.11.2008 11:19:33, tЮлька
А вот я чем больше живу, тем сильнее убеждаюсь, что учить и воспитывать должны молодые. У них и глаза горят, и энтузиазма больше. Безусловно их нужно послать в практическую мясорубку и отбирать лучших из лучших, а не по признаку семейственности, как в большинстве вузов. 27.11.2008 11:19:12, Золотое Сечение
В гуманитарной области-то вопрос практики не так важен. Разве что методики, но тут в любом возрасте ты ноль. Защита диссертации в 26-30 лет совершенно нормально. И еще есть парадокс: молодой преподаватель выкладывается чаще больше, чем опытный:) Степень увлеченности от возраста зависит мало. Но в 90-ые годы люди ушли повально в бизнес, в преподавании остался возрастной контингент, который сейчас уходит-умирает, и все меньше очень преданных науке людей. Это же, в общем, роскошь... 27.11.2008 10:40:46, Пару слов
ЕЕ
Да какая наука в ВУЗе???? 27.11.2008 11:15:56, ЕЕ
В моеи области в России наука сохранилась только в вузах и в академических институтах (биология).
Да и во всем мире фундаментальную науку делают в университетах.
26.12.2008 23:51:07, irina!
Да полно науки в ВУЗах! Правда, могу только за биологическое направление отвечать 27.11.2008 11:53:05, Малина
В нашей области только в вузе. Академии. НИИ почти никогда не было. 27.11.2008 11:47:11, Пару слов
sacha
Так смотря что преподавать. Если спецкурс какой-то, то, вероятно, лучше практик, но ведь обычно на спецкурсы и зовут людей, которые этой темой занимаются. А если мат.анализ какой-нибудь, или ботаника на первых курсах - зачем там свое видение проблемы? Главное, чтобы объяснить мог, хоть аспирант, хоть профессор. Люди годами читают один и тот же курс, если хорошо читают, то и прекрасно, какая разница, удалось ему собственную теорему доказать или нет. 27.11.2008 10:34:40, sacha
у меня сейчас на втором высшем, только практики - одни плюсы. как же чувствуется разница с первым образованием, которое должно было быть "фундаментальным", а было никаким. но это, может быть, потому что я старше стала и с опытом работы по любимой специальности учиться пришла. 27.11.2008 10:13:27, V
ТаняМН
Сама была таким преподавателем ))) И лично меня очень это очень тяготило, поэтому и ушла. Когда разговаривала на эту тему со своим руководителем, он высказывался, что не все практики, даже очень хорошие, могут преподавать, точнее они не могут изложить свой опыт. Одним наука, другим практика. У таких лучше учиться именно на "практике", в их среде (имею ввиду преддипломную, обучающую и т.п.). А задача вуза, в принципе, не научить как выполнять те или иные практические действия, а дать фундаментальную подготовку, научить учиться...
Лично мое мнение: идеально, если бы преподаватель имел практическую базу, но не совсем обязательно.
27.11.2008 10:02:17, ТаняМН
ЕЕ
Да-да. Такое мнение очень распространено среди "коренных" препов.
А что им ещё остаётся? Вы поймите, это люди, которые ГОДАМИ занимаются чем-то, а НИЧЕГО конкретного не могут. По большому счёту, если у них возникнет необходимость уйти из ВУЗа, они нигде не смогут найти работу (ну, в школе, наверное)

И вот они и успокаивают себя, что ЗНАТЬ и УМЕТЬ рассказать О ЭТОМ ЗНАНИИ -разные вещи.
Но это не совсем так.
Есть, конечно, практики, которые по природе не любят объяснять, так они не не будут никогда преподавать.
А основная масса справится с этим гораздо эффективнее, чем те, о ком мы говорим.

Тут по сути выбор из 2-х категорий -одни много знают и им надо донести знания до студентов, а другие -не знают, и им надо поделиться со студентами НАСПЕХ нахватанными сведениями (разрозненными, без единой картины).

Потом в тестовых вопросах министерства появляются такие, которые надо помещать в рубрике "нарочно не придумаешь".
27.11.2008 11:01:33, ЕЕ
sacha
Странно, вы о каких-то своих, особенных преподавателях говорите:-( Если он преподаватель, то его практика - преподавать, то бишь учить. Что "конкретное", о котором вы сожалеете, он должен мочь, но не может? Если у него наспех нахватанные знания, он плохой преподаватель, пускай нахватывает лучше:-) а о какой практике речь? 27.11.2008 12:00:59, sacha
Для меня как раз сейчас реальная тема. Хочу получить степень. Работаю в собственном бизнесе, до этого - наемником - руководителем. Практики много. Не знаю, получится или нет. Хочу преподавать после защиты. Но научный руководитель на меня так удивленно посмотрела и говорит: "А где преподавать?" типа, места эти уже куплены.))) 27.11.2008 09:56:35, Roccy
ЕЕ
Ну, места всё-таки регулярно и освобождаются. В нашем ВУЗе, например, проблема с ассистентами. З/п потому что копеечная. Можно "вжиться" в ВУЗ, начиная ассистентом, потом защититься и ...
Насчёт купленности -наверное и это есть, но больше это система взаимных услуг.
27.11.2008 11:13:18, ЕЕ
Ну, в университетах так и есть. И по уму если, в других институтах (платные свежеслепленные не имеются в виду) - преподаватели тоже занимаются научной работой. По крайней мере, в большинстве известных мне ВУЗах так и есть. А в платных тоже преподы не из воздуха берутся, а "от сохи", т.е. из тех же научных сотрудников др. вузов 27.11.2008 11:35:48, Малина
Так ассистентом надо наверно, работать каждый день и часов по 6-8? Это скорее всего как раз для выпускников. А когда есть уже работа, семья и т.д., хотелось бы просто после защиты преподавать пару часов в неделю и все. 27.11.2008 12:18:09, Roccy
не туда попало. Отвечала автору 27.11.2008 11:52:32, Малина
День Рождения (aka Иринкин)
Это не так. 26.12.2008 00:32:37, День Рождения (aka Иринкин)
насколько я знаю, сейчас тоже некоторые ВУЗЫ - те, что поновее, тоже не боятся привлекать практиков. Но практиков со степенью (а нужны такие) не так много и они уже загружены.
А так согласна. Все мои однокурсники, кто остался в ВУЗе - нынче - доценты, кандидаты и доктора наук. Одна- троечница - просто усидчивостью - когда все боролись за выживание в 90-х, она сидела ассистентом на кафедре. Остальные - как правило дети преподавателей того же вуза, которых папа с мамой ессно оставили при себе. Не говорю, что глупые ребята. Номральные, кто-то очень даже неглуп в своей области. Но вот реальной жизни они не видели. Да и годы были сложные для развития науки, особенно фундаментальной. У нас только вокруг нефтянки научный поиск как-то оживлен был да и есть, насколько я знаю.
27.11.2008 09:26:43, Moon

Читайте также
Выращиваем королеву сада: все о посадке, обрезке и зимовке роз
Хотите роскошные розы в своем саду? Узнайте все секреты успешного выращивания: от правильной посадки и выбора удобрений до тонкостей обрезки и надежной защиты от зимних морозов. В статье — подробные инструкции и ценные советы

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!