Нормально ли обещать ребёнку подарок (ну, скажем, конфету или мультфильм показать) за то, чтобы он что-то нарисовал (склеил, слепил, построил и т.п.).
Поясню. Когда я прошу моего сына (ему скоро 4 года) что-либо нарисовать, то в ответ слышу обычно НЕ ХОЧУ. Если я уговариваю его сесть рядом со мной и вместе порисовать, то он рисует на листе бумаги спирали до бесконечности - как его не упрашивай нарисовать что-то другое (я рядом рисую солнышки и домики). Один раз я попробовала пообещать ему за нарисованный цветок мультфильм - он старался и нарисовал что-то похоже на то, что я показывала.
Абсолютно то же самое обстоит и с лепкой из пластелина, собиранием чего-либо из конструктора и т.д.
Стоит ли мне применять тактику подарков, пока ему самому не понравится рисовать (лепить, строить)? Или это только всё испортит? Или вообще глупо ждать от него, что ему в ближайщее время САМОМУ захочется что-то такое сделать?
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: Характер
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
У моей подруги дочка ну ни в какую не хотела рисовать. В садике работы по рисованию - как у всех(ну уж воспитатели помогали:).. Оказалось, что она, во-первых, левша, а, во-вторых, совершенно не умеет держать карандаш. Короче, ей в правую руку вставляли карандаш и она мучалась-мучилась и наотрез стала отказываться рисовать.
Вот такие причины еще могут быть:) 14.09.2006 17:54:04, Leeni
Вот такие причины еще могут быть:) 14.09.2006 17:54:04, Leeni
мне кажется, что творческие занятия бесполезно стимулировать, они либо нравятся либо нет, мой в 10 лет рисует на уровне 3-х летнего ребенка карандашом и неплохо кистью и красками :) ну не буду же я его силком заставлять рисовать в карандаше?
14.09.2006 14:01:22, Елена Д.
Ну, не думаю, что 10-летка не может нарисовать карандашом человечка. :-))) Ведь мой в 4 года умеет нарисовать только солнышко и всё.
Да силком его никто не заставляет что-то делать. Но почему у него самого не возникает желания подойти ко мне и сказать: "Мама, давай мы с тобой слепим домик из пластелина (или построим башню из кубиков)"??? А "давай возить машинки по полу" я слышу 100 раз на день. 14.09.2006 14:41:03, Riala
Да силком его никто не заставляет что-то делать. Но почему у него самого не возникает желания подойти ко мне и сказать: "Мама, давай мы с тобой слепим домик из пластелина (или построим башню из кубиков)"??? А "давай возить машинки по полу" я слышу 100 раз на день. 14.09.2006 14:41:03, Riala
А почему у него такое желание должно возникать? Я все это творчество и в детстве не переваривала и сейчас очень ровно к нему дышу. Почему все дети обязаны любить рисовать или лепить?
18.09.2006 09:01:19, Irina L
О, каких человечков рисует мой сын. Пикассо со всеми вместе абстракционистами нервно курить в углу...
14.09.2006 17:35:28, Штуша-Кутуша
Есть два крайних подхода к воспитанию. Один - не торопить, не заставлять, не навязывать, дать ребенку самостоятельно пройти и пережить этапы своего развития.
Второй - торопить, привлекать, учить, направлять и т.д.
Обе крайности опасны, особенно в случае ребенка, чье развитие и увлечения отличаются от идеального образа ребенка, того самого, который подходит и просит с ним порисовать, поэтому очень важно в каждом конкретном случае правильно нащупать тот средний вариант, который будет этому ребенку полезен.
Моя младшая дочка более или менее похожа на того идеального ребенка, с разносторонними интересами, а вот старшая довольно необычный ребенок. Я вспомнила про нее в связи с вашей жалобой на сына, на то, что сам не подойдет и не предложить с ним порисовать. Она такая же. Понимаете, таки действительно не подойдет и не предложит. Соседский мальчик сам к маме подходит, а ваш нет, ну достался вам такой мальчик, который не подходит:), что ж теперь, ему расти, не зная, как человечка или машинку нарисовать?
Поэтому не мучайтесь понапрасну, а подходите сами.
Варианты:
Давай нарисуем вместе.
Давай я нарисую, а ты посмотришь.
Или ты раскрасишь.
Давай выпустим домашнюю газету к папиному дню рождения, помоги мне, пожалуйста, нарисовать вот это. Вот что, я хочу тебя немножко поучить рисовать, это у нас такой урок будет. После урока ты получишь конфетку за то, что будешь стараться.
Кстати в этом плане многих выручает садик или развивающие занятия. Задали что-то нарисовать - все рисуют. Из этих всех художниками стали единицы, а вот кругозор подтянулся у всех.
14.09.2006 17:17:45, теоретик
Второй - торопить, привлекать, учить, направлять и т.д.
Обе крайности опасны, особенно в случае ребенка, чье развитие и увлечения отличаются от идеального образа ребенка, того самого, который подходит и просит с ним порисовать, поэтому очень важно в каждом конкретном случае правильно нащупать тот средний вариант, который будет этому ребенку полезен.
Моя младшая дочка более или менее похожа на того идеального ребенка, с разносторонними интересами, а вот старшая довольно необычный ребенок. Я вспомнила про нее в связи с вашей жалобой на сына, на то, что сам не подойдет и не предложить с ним порисовать. Она такая же. Понимаете, таки действительно не подойдет и не предложит. Соседский мальчик сам к маме подходит, а ваш нет, ну достался вам такой мальчик, который не подходит:), что ж теперь, ему расти, не зная, как человечка или машинку нарисовать?
Поэтому не мучайтесь понапрасну, а подходите сами.
Варианты:
Давай нарисуем вместе.
Давай я нарисую, а ты посмотришь.
Или ты раскрасишь.
Давай выпустим домашнюю газету к папиному дню рождения, помоги мне, пожалуйста, нарисовать вот это. Вот что, я хочу тебя немножко поучить рисовать, это у нас такой урок будет. После урока ты получишь конфетку за то, что будешь стараться.
Кстати в этом плане многих выручает садик или развивающие занятия. Задали что-то нарисовать - все рисуют. Из этих всех художниками стали единицы, а вот кругозор подтянулся у всех.
14.09.2006 17:17:45, теоретик
Еще мысль. Не отвергайти сыновы спирали. Проявите к ним интерес, попросите его рассказать про них. Попросите научить вас рисовать такие. Вместе попробуйте их раскрасить или трансформировать, если он не будет против.
Если вы проявите интерес к его творчеству, он взамен проявит интерес к тому, что интересно вам.
Не помню, где я читала это. Автор случайно забрел на выставку авангардиста. Авангардист этот рисовал просто белые листы бумаги. Варьировался только вид заливки, закраски. Десятки абсолютно разных полотен! Автор был в шоке:). Так что спирали - это еще ничего:)
Еще по телевизору частенько бывают передачи про людей с разными необычными увлечениями.
Не думали о таком варианте, что сын действительно увлекается спиралями, а когда его увлечение отвергают, то он "в отместку" возит целыми днями машинки? 14.09.2006 17:44:22, теоретик
Если вы проявите интерес к его творчеству, он взамен проявит интерес к тому, что интересно вам.
Не помню, где я читала это. Автор случайно забрел на выставку авангардиста. Авангардист этот рисовал просто белые листы бумаги. Варьировался только вид заливки, закраски. Десятки абсолютно разных полотен! Автор был в шоке:). Так что спирали - это еще ничего:)
Еще по телевизору частенько бывают передачи про людей с разными необычными увлечениями.
Не думали о таком варианте, что сын действительно увлекается спиралями, а когда его увлечение отвергают, то он "в отместку" возит целыми днями машинки? 14.09.2006 17:44:22, теоретик
Спасибо, интересная мылсь. Мне всегда казалось, что он рисует спирали для того, чтобы не рисовать ничего другого - а не потому, что они ему нравятся. :-))
15.09.2006 16:34:56, Riala
Вот это, мне кажется, очень верно! Ребенок же рисует, но это не приносит маме радости, этим запросто можно отбить охоту к рисованию вообще.
15.09.2006 01:53:05, Ясень
ну и зря не верите :) мой рисует человека вот именно почти что кружочек и несколько палочек, я не утрирую :) если ему показать образец, он срисует, а сам - нет. Я уже смирилась с тем, что ребенку не интересно рисование, засада только в школьной программе, где от них требуют рисунки чуть не к каждому предмету, да еще ставят за это оценки по предмету.. большую часть иллюстраций я рисую ему сама :)
14.09.2006 15:34:20, Елена Д.
Мне это напомнило, как я рисовала одно девочке (дочке маминой сотрудницы) все домашние задания по рисованию. Бедная девочка всегда получала 2 и 3, а потом стала получать одни 5-ки. И ни один учитель не поинтересовался - почему это? :-))))
15.09.2006 16:36:37, Riala
а я стараюсь рисовать сообразно их возрасту, т.е. чтобы на четверочку :) ну и работы по рисованию я за него не делаю, только те, коорые не относятся к рисованию никаким боком, а у него даже настроение падает, когда их заставляют чего-нить изобразить по пению, например, да еще за это ставят оценки по пению, а не по рисованию..
18.09.2006 10:52:51, Елена Д.
Так я тоже рисовала на уровне этого возраста. Но на четвёрку у меня никак не получалось. :-)))
18.09.2006 11:43:49, Riala
страрательнее надо :)) мне пришлось научиться рисовать на уровне ребенка, потому как он у меня не рисует, и чтобы у него хоть что-то получалось, хоть как-то приближенное к моему (а ребенку это важно) я осваивала рисунки 3-х летних детий и далее по-возрасту :)) Зато вот не уверена смогу ли сейчас нарисовать что-то на уровне взрослого :) но мне пока и не надо, надо будет - потренируюусь :))
18.09.2006 14:41:20, Елена Д.
А моя аспирантка с прекрасными художественными способностями чертила мужу ВУЗовские чертежи...
16.09.2006 04:18:03, Lyuba
Такие занятия, как рисование, лепка и т.д. в сущности являются отражением внутреннего состояния ребенка. Так рисование спиралей в трехлетнем возрасте - норма и ребенок должен рисовать эти самые спирали сколько ему нужно, до тех пор, пока сам не перейдет к рисованию домиков. Если Вы будете любым способом (хоть наградами, хоть требованиями) форсировать события, это не приведет ни к чему хорошему, на самом деле. Просто потому, что это не ускорит развитие детской психики, он может научиться как мартышка повторять Ваши движения, но не более того. Всякий ребенок при наличии в доме бумаги и карандаша рано или поздно рисует свой первый домик, дерево, человечка-головонога и человечка с телом и руками-ногами. Если его, конечно, не испортить принуждением :))
Мальчики вообще в среднем попозже девочек начинают рисовать по совету и под руководством взрослого. При этом, мужчин-художников все же на выходе гораздо больше :))
Если Вы хотите стимулировать творческое развитие ребенка, начните не с рисунков по образцу (это, конечно, развивает координацию, но овчинка выделки не стоит, ребенок заинтересуется буквами и уж тогда можно будет этим заниматься с куда большей пользой), а с игр с разными видами материалов. При этом насчет садиться я не уверена, есть куча игр, сочетающих движение и рисование-лепку-конструирование. Все же занятия ребенка должны соответствовать хотя бы приблизительно его темпераменту и имеющимся навыкам. Если ребенок не любит сидеть - не надо сидеть рисуя, если ребенок не умеет держать тонкий карандаш, лучше начать с чего-то толстого, если ребенок не хочет рисовать домики, можно просто малярничать :))
Из материалов, ИМХО, для такого возраста больше подходит ватман или бумага в рулоне (дешевые обои), а так же стены над ванной (ну, чтобы рисовать купаясь) + соответствующие краски - краски для пальцевого рисования, цветные мелки, хорошо смываемые фломастеры (есть специальные для ванной), гуашь с отдельной кистью для каждого цвета, ну, что-то такое, с чем рисование будет больше похоже на баловство. Ватман и рулонную бумагу лучше класть на пол и ползать по картине на четвереньках. Можно оставлять отпечатки рук и ступней для начала. Можно попробовать штампы делать из губки...
В принципе, детское рисование - дело грязное :)) И мне кажется, Вам надо для себя решить, что Вы хотите развить в ребенке - усидчивость (так рано пока, есть дети, которые сидят, а есть те, которые сядут к 7 годам, не раньше, это их природный ритм) или творческое начало. Если первое - занятия начинают с 5 минут, постепенно удлинняя время, причем тогда лучше поменьше творчества - раскраски, наклейки. Если второе - учитывайте особенности ребенка, не надо пытать творчеством, это бессмысленно.
Что касается лепки - лучше начинать опять же с очень простого - шарик и зубочистки в него - ежик получается, можно из гречки сделать нос и глазки. Тут давали ссылки на улиток из пластилина. Из любой пластилиновой колбасы можно сделать дракона, если повтыкать в нее сухие арбузные семечки по хребту и воткнуть лапки из вермишели. Ребенок страдает, когда от него требуют чего-то сложного, в то время как он не освоил самых простых подходов к материалу.
Из бумаги - апликации из рваной бумаги, самое полезное занятие. Но нужен клеящий карандаш и совсем не требовательная, но очень увлеченная творчеством (а не успехами ребенка) мама.
Кстати, многие дети должны год просто смотреть, как взрослый что-то делает, чтобы потом сразу взять и сделать не хуже, такие вот удивительные существа :)) 14.09.2006 02:32:55, Ясень
Мальчики вообще в среднем попозже девочек начинают рисовать по совету и под руководством взрослого. При этом, мужчин-художников все же на выходе гораздо больше :))
Если Вы хотите стимулировать творческое развитие ребенка, начните не с рисунков по образцу (это, конечно, развивает координацию, но овчинка выделки не стоит, ребенок заинтересуется буквами и уж тогда можно будет этим заниматься с куда большей пользой), а с игр с разными видами материалов. При этом насчет садиться я не уверена, есть куча игр, сочетающих движение и рисование-лепку-конструирование. Все же занятия ребенка должны соответствовать хотя бы приблизительно его темпераменту и имеющимся навыкам. Если ребенок не любит сидеть - не надо сидеть рисуя, если ребенок не умеет держать тонкий карандаш, лучше начать с чего-то толстого, если ребенок не хочет рисовать домики, можно просто малярничать :))
Из материалов, ИМХО, для такого возраста больше подходит ватман или бумага в рулоне (дешевые обои), а так же стены над ванной (ну, чтобы рисовать купаясь) + соответствующие краски - краски для пальцевого рисования, цветные мелки, хорошо смываемые фломастеры (есть специальные для ванной), гуашь с отдельной кистью для каждого цвета, ну, что-то такое, с чем рисование будет больше похоже на баловство. Ватман и рулонную бумагу лучше класть на пол и ползать по картине на четвереньках. Можно оставлять отпечатки рук и ступней для начала. Можно попробовать штампы делать из губки...
В принципе, детское рисование - дело грязное :)) И мне кажется, Вам надо для себя решить, что Вы хотите развить в ребенке - усидчивость (так рано пока, есть дети, которые сидят, а есть те, которые сядут к 7 годам, не раньше, это их природный ритм) или творческое начало. Если первое - занятия начинают с 5 минут, постепенно удлинняя время, причем тогда лучше поменьше творчества - раскраски, наклейки. Если второе - учитывайте особенности ребенка, не надо пытать творчеством, это бессмысленно.
Что касается лепки - лучше начинать опять же с очень простого - шарик и зубочистки в него - ежик получается, можно из гречки сделать нос и глазки. Тут давали ссылки на улиток из пластилина. Из любой пластилиновой колбасы можно сделать дракона, если повтыкать в нее сухие арбузные семечки по хребту и воткнуть лапки из вермишели. Ребенок страдает, когда от него требуют чего-то сложного, в то время как он не освоил самых простых подходов к материалу.
Из бумаги - апликации из рваной бумаги, самое полезное занятие. Но нужен клеящий карандаш и совсем не требовательная, но очень увлеченная творчеством (а не успехами ребенка) мама.
Кстати, многие дети должны год просто смотреть, как взрослый что-то делает, чтобы потом сразу взять и сделать не хуже, такие вот удивительные существа :)) 14.09.2006 02:32:55, Ясень
Очень правильно Вы все написали. И от себя я добавлю, рисуйте и творите вместе каждый в меру своих возможностей, главное чтобы Вам вместе было весело и интересно, а постепенно ребенок будет рисовать так, что еще Вас удивит своими знаниями и умениями.
14.09.2006 15:27:12, Ledi_Ju
Спасибо, Вы так хорошо всё описали!
Меня не так волнует, что он не рисует или не лепит, как то, что он ничем не интересуется. Ему ведь 4 года. Дети в таком возрасет имеют свои увлечения. Один рисует, другой читает, кто-то собирает паззлы или Лего, кто-то весь день висит на споркомплексе или танцует, один ребёнок хочет знать всё о динозаврах, а другой - о поездах. По собственному желанию, без принуждения. А мой не высказывает желания делать что-либо. Разве что - смотреть мультики (которые мы ему стараемся показывать очень редко и по чуть-чуть). Всё остальное время он играет машинками. Вот и всё.
Разве не стоит волноваться по этому поводу? 14.09.2006 14:36:42, Riala
Меня не так волнует, что он не рисует или не лепит, как то, что он ничем не интересуется. Ему ведь 4 года. Дети в таком возрасет имеют свои увлечения. Один рисует, другой читает, кто-то собирает паззлы или Лего, кто-то весь день висит на споркомплексе или танцует, один ребёнок хочет знать всё о динозаврах, а другой - о поездах. По собственному желанию, без принуждения. А мой не высказывает желания делать что-либо. Разве что - смотреть мультики (которые мы ему стараемся показывать очень редко и по чуть-чуть). Всё остальное время он играет машинками. Вот и всё.
Разве не стоит волноваться по этому поводу? 14.09.2006 14:36:42, Riala
Я не ограничивала просмотр сыном мультиков, без видака по ТВ из и так не много. Но примерно в таком возрасте купила много красивых книжек. С рисунками из мультиков, просто красивыми картинками, хорошо изданными сказками и т.д. Результат - в 5 он читал сам, для себя (у мамы не хватало голоса читать больше получаса, я работала), к 6 читал бегло с листа, как взрослый. Кстати хорошие мультики - это как раз те образы, которые отсутствуют в рисунках.
Вот мы съездили в 3,5г на юг, сын несколько тетрадок изрисовал рельсями. Ральсы и больше ничего. На первой странице, на второй, на 20-й...
Сейчас осень. Будет листопад. Погуляйте вместе в парке. Соберите листья и желуди. Обведите лист карандашом. Не важно, будет ли делать сын это или нет, пусть хотя бы посмотрит. Поиграйте вместе с желудями или шишками, как с машинками. Посмотрите, как сын играет с машинами. М.б. его заинтересует книжка с рисунками разных машин, названиями марок, потом с другими машинами (самолетами. ракетами и т.д.) или какой-то конструктор для сборки машин (Лего рановато). Сделайте вместе машину из кубиков... 16.09.2006 04:32:34, Lyuba
Вот мы съездили в 3,5г на юг, сын несколько тетрадок изрисовал рельсями. Ральсы и больше ничего. На первой странице, на второй, на 20-й...
Сейчас осень. Будет листопад. Погуляйте вместе в парке. Соберите листья и желуди. Обведите лист карандашом. Не важно, будет ли делать сын это или нет, пусть хотя бы посмотрит. Поиграйте вместе с желудями или шишками, как с машинками. Посмотрите, как сын играет с машинами. М.б. его заинтересует книжка с рисунками разных машин, названиями марок, потом с другими машинами (самолетами. ракетами и т.д.) или какой-то конструктор для сборки машин (Лего рановато). Сделайте вместе машину из кубиков... 16.09.2006 04:32:34, Lyuba
я же не волновалась :) я просто предлагала ему миллион разных видов деятельности, он ничем серьезно не увлекается вообще, кроме машинок, конечно :) а вообще, возможно, Ваш деть больше созерцатель, чем созидатель, гуляйте с ним чаще, будет больше впечатлений, захочет их как-нибудь выразить, тут ему и "подкинете" лепку или рисование :)
14.09.2006 15:37:02, Елена Д.
По поводу "выразить" - меня даже в школе всегда смущали задания, где было надо выразить именно свое вИдение. Во-первых, никто не объяснял как это делать, не учили анализировать. Во-вторых, часто у меня просто не было никакого мнения - мало было материала, жизненного опыта, понимания, да и не было необходимости это отношение вырабатывать.
Все-таки творчество, настоящее созидание - это зрелость, или хотя бы начало зрелости. Ближе годам к 30:). 14.09.2006 16:08:44, Умп
Все-таки творчество, настоящее созидание - это зрелость, или хотя бы начало зрелости. Ближе годам к 30:). 14.09.2006 16:08:44, Умп
ну, наример, мой может посмотрев фильм с боевыми искусствами побежать тут же тренировать свои мышцы :) увидев спортивный автомобиль (у нас их не много в городе) захотел его нарисовать, чтобы показать нам, кстати машины он неплохо рисует, а люди и животные в качестве объектов для рисования ему не интересны, ну что делать?
15.09.2006 07:39:17, Елена Д.
Мой совсем рисовать не любил, но я и не настаивала. Изредка мог сесть с красками и смешав на листе все цвета получить сами понимаете что. Сейчас ему 6,5 в школу не пошли, зато делая покупки к садику накупила и для дома фломастеры, карандаши и разукрашку с наклейками машинок (раньше у него такая была, но интересовали только наклейки), так вот к чему я, пять минут назад еле оторвала от разукрашки и спать уложила (и так уже 3 недели), никогда бы не подумала, что такое будет:)
13.09.2006 23:34:56, Сестренка
Надеюсь, и у нас такое когда-ниубдь будет!
Просто я помню себя - всегда любила рисовать, с самого раннего детства. А он не хочет... 14.09.2006 13:50:08, Riala
Просто я помню себя - всегда любила рисовать, с самого раннего детства. А он не хочет... 14.09.2006 13:50:08, Riala
ну не творческий он у вас человек,разве это преступление?пожет,спортсменом будет
13.09.2006 22:52:00, Гэллор
А зачем нужно так активно поощрять именно рисовать? Может он что другое любит? Это конечно хорошо,если ребенку рисовать нравится самому,но если нет-это тоже нормально.Я вообще против любых видов поощрения за что-то сделанное.
13.09.2006 22:11:30, reina
Не только рисование. Я просто его привела в пример. Я вообще не могу найти, чем бы он хотел заниматься (кроме как возить машинки по полу).
14.09.2006 13:42:17, Riala
Я думаю, если поощрение работает - то можно его применять. Тем более поощрения довольно невинные, не деньги же за рисунки даете.
Пусть рисует хоть за поощрение, все же это полезно. 13.09.2006 21:44:39, теоретик
Пусть рисует хоть за поощрение, все же это полезно. 13.09.2006 21:44:39, теоретик
если за рисунки поощерять подарками, то через какое-то время он вообще рисовать " за так" перестанет, мне кажется...
А что он любит кроме детскаго творчества? Может быть, ему мызыка больше нравится? 13.09.2006 20:13:52, Тетя Ася
А что он любит кроме детскаго творчества? Может быть, ему мызыка больше нравится? 13.09.2006 20:13:52, Тетя Ася
В том и проблема, что не могу найти - что ему нравится! Из каких-либо полезных занятий ему ничего не нравится. :-(( Но ведь надо как-то разноообразить его занятия. Вот, думаю, хотя бы с помощью поощерений.
14.09.2006 13:47:43, Riala
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?