Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Вознаграждение за работу - плохо?

Просто размышления для обсуждения. Вот мы, родители, все ломаем голову - КАК добиться от ребенка выполнения того, что нужно НАМ и называем этот процесс ВОСПИТАНИЕМ. Хотя ценность требуемого образа поведения далеко неочевидна обычно для ребенка. То есть он никак не возьмет в толк, к примеру, почему это нельзя жить в комнате, заваленной игрушками! Ну НЕ МЕШАЮТ они ему, сколько ни убеждай в обратном. А если и мешают - так не до такой степени, чтоб возник МОТИВ к устранению этой помехи. Ведь работа довольно скучная и однообразная, непривлекательная вобщем. Ладно еще пол помыть - поплескаться шваброй в пенистой водичке - может, и приятно оказаться. И какие наши действия? Призываем к ответственности, укоряем, показываем пример, подхваливаем... А ему все равно лень и он стремится избежать скучной работы любым способом. Превратить уборку в увлекательную игру? Допустим, исхитряемся. Раз, два. На третий слышим, что эта игра уже надоела, к тому же в настоящий момент у него совсем другая. И что остается? Нажим, давление, напоминания, упреки и наконец, наказания. Все средства хороши - лишь бы сработало и чадо приобщилось к культуре. Но все ли? Ведь мотивацию-то как раз не использовали еще! Как же так?! Ах, как раз тут у нас ТАБУ! Уж больно смахивает она на подкуп собственного отпрыска, что невероятно коробит наши родительские чувства. Да и к чему это может привести дальше? Что, если вырастет и бесплатно стакана воды матери не подаст при таком подходе?! А в самом делее, так уж страшны товарно-денежные отношения между родителями и детьми? Если ребенку обещают какое-либо ценное (для НЕГО)вознаграждение за выполнение непривлекательной работы, и он воодушевленно кидается ЗАРАБАТЫВАТЬ обещанный стимул. Проявляя недюжинный азарт, вместо ленности и капризности. И ведь, если подумать о взрослых - кто-нибудь вообще РАБОТАЕТ без ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ?! Ладно, есть исключения, конечно - как говорится, на голом энтузиазме, во имя идеи, ради самореализации. Но ведь не из-под палки же, правда?! А то уж на рабство смахивает больно. ТО есть, по логике нравственного воспитания, ребенок должен осознать, что он ОБЯЗАН выполнять некоторую работу, повинуясь желаниям родителей, поскольку они его КОРМЯТ(намеренно утрирую).
И насчет этих самых стимулов. Ах, как тешит нашу родительскую душу идея о положительном подкреплении в виде довольной маминой улыбки и т.п. Ведь это приятное НАМ. А если ребенок, эгоист такой сякой, возьмет и захочет приятного СЕБЕ? К тому же, ему, наконец, просто по возрасту своему еще простительно может быть не обладать таким развитым сочувствием (оно ведь годам к шести только обязано сформироваться, насколько мне известно). И как насчет развития СИЛЫ ВОЛИ малыша: когда он САМ принуждает себя к неинтересной деятельности РАДИ чего-то стоящего В РЕЗУЛЬТАТЕ.
В общем, хочу выслушать ваши аргументы по этому поводу. Спасибо , что прочли до конца :).

Ольга Черемисова
сын 4г. 9мес., дочь 4 мес.
12.01.2006 02:39:28,

43 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
В том возрасте, в котором находится Ваш сын, плюс еще несколько лет, самым лучшим мотивом является интерес и только интерес. Вознаграждение вполне вписывается в это понятие:) Я вполне нормально отношусь к вознаграждениям. Единственное, надо следить, чтобы вознаграждение не становилось, скажем так, объектом корысти, а оставалось именно интересом. Что это значит. За уборку игрушек мама даст конфету. Но кроме этой конфеты, мама даст в течение дня еще пять штук! (конфеты можно заменить на фрукты:)) Поэтому конфета не становится самоцелью или средством манипуляции, а просто является таким приятным моментиком, который скрашивает несколько скучно проведенных минут. Важно суметь вырулить от интереса к простой привычке, где это действие делается автоматически и без напряжения. В период приучения к новому навыку ребенка поощраюют подарками, похвалой, наклеивают на специальный лист золотые звезды и поют ему гимны. А потом надо плавно вырулить из периода приучения в обычную жизнь, в которой этот навык останется. Ведь не годится же всю жизнь поощрять вечернюю чистку зубов материально?
Повторось, награда должна быть не ради награды, в конце концов, ведь ребенку и так покупают игрушки, дают лакомства и дают смотреть мультфильмы, а должна стать своего рода игрой. У нас одни знакомые платили ребенку по сколько-то копеек за каждого собранного колорадского жука. Уж не знаю, велик ли был заработок, но им было интересно, и математику заодно подтянули.
А я одно время платила дочке деньги за разные домашние дела. Сама назначала сумму за каждое дело, в зависимости от его сложности. В копилке уже звенели приличные деньги, как тут у дочки завонялись в комнате цветы в вазе. А она этих вещей боится. (А я ее предупреждала: вынеси свои цветы, а то завоняются.) Короче, я согласилась ей помочь, но за деньги. Тут-то ее запасы и пригодились:). С тех пор идея оплаты домашней работы как-то ушла. Но навыки остались.
12.01.2006 21:34:27, теоретик
Классно сказано: "плавно вырулить из периода приучения в обычную жизнь, в которой этот навык останется" :)! Разумеется, именно так. У меня даже была мысль проводить своего рода "акции" - с определенными условиями. Скажем, объявляется "акция": за чистую комнату сегодня можно получить то-то. Продолжается эта своеобразная игра определенное время, потом отменяется. Можно параллельно несколько подобных акций проводить - по другим проблемным моментам, или по очереди. Вот и не будет тогда у ребенка представления, что ему за все должны платить. А вот идея ЗАРАБОТАТЬ себе что-то приятное у него точно отложится, между прочим. Разве плохо?! 13.01.2006 22:16:09, Ольга Ч.
Конечно, отлично. Просто важно не передержать любую игру и любую ситуацию. Я вот одно время дочке за каждую посуду платила конфетами. А сейчас просто моет в приказном порядке. Правда, сейчас моет намного реже и обычно подается это так: "Тань, посуда твоя, у меня уже сил на нее нет". И вознаграждение, я считаю, в данном случае - ощущение собственной полезности.
Короче, надо использовать разные виды вознаграждений.
14.01.2006 09:54:17, теоретик
Не очень понятно, что вы имеете в виду, т.е. по какому поводу хотелось бы услышать мнение? Плохо ли вознаграждение (награда)за те вещи, которые должны стать обязанностью ребенка? Подумайте сами. Вам за ваши каждодневные обязанности по дому кто платит? Материальное вознаграждение в этом случае вряд ли допустимо,и действительно из тех соображений, что потом стакан воды за так не подаст.
Но награда бывает разной, это м.б. благодарность близких, для ребенка - похвала, радость мамы. Это эмоциональное подкрепление. Здесь совсем другой механизм.
Конечно, если вы хотите добиться (научить) ребенка чему-нибудь этакому, можно прибегнуть к принципам дрессировки. Они хорошо работают. Только вопрос: зачем и кому это нужно?
Еще один момент. Очень важный. Сравнение ребенка с взрослым здесь недопустимо. Ребенок - не взрослый. У него другой уровень развития психики. Это касается и мотивационной сферы и развития произвольности (воли). У ребенка до 6-7 лет(а у некоторых и дольше) произвольности еще нет. Т.е. его поведение ситуативно. И это связано не с недостатком воспитания, а с психофизиологической зрелостью мозговых структур. Поэтому и методы воспитания для взрослого и ребенка должны различаться.
12.01.2006 18:29:41, Psymama
"Плохо ли вознаграждение (награда)за те вещи, которые должны стать обязанностью ребенка? Подумайте сами."
В общем-то, об этом я и думала, когда писала ;-). Хотела, чтоб со мной вместе еще кто-то подумал. Одна голова хорошо, а тут вон как их много :)).
"Материальное вознаграждение в этом случае вряд ли допустимо,и действительно из тех соображений, что потом стакан воды за так не подаст."
А можно подробнее - почему Вы считаете, что это произойдет?

"Но награда бывает разной, это м.б. благодарность близких, для ребенка - похвала, радость мамы. Это эмоциональное подкрепление. Здесь совсем другой механизм."
А какой - другой?
Да хорошо бы как бы так - кто бы спорил. Только это в идеале. Ну а если для ребенка это просто СЛИШКОМ СЛАБЫЙ стимул? Ну привык он к этим эмоциональным подкреплениям - на каждом шагу. А тут вдруг ТАКУЮ РАБОТУ за него делать - преодолевать свою ЛЕНЬ, СКУКУ, да еще отказываться от интересных занятий... В общем, такой ПОДВИГ должен быть мотивирован чем-то особенным, пожалуй, в его разумении...

"Конечно, если вы хотите добиться (научить) ребенка чему-нибудь этакому, можно прибегнуть к принципам дрессировки. Они хорошо работают. Только вопрос: зачем и кому это нужно?"

Так в том-то и дело, что НУЖНО! И как раз ЕМУ САМОМУ. Только он этого еще не знает. Почему он обязан слушаться учителя на занятии, к примеру? И выполнять не очень интересные и трудноватые упражнения. Когда вокруг столько детей и так хочется просто поиграть с ними. Или хоть поболтать. Кстати, что делает Психолог - преподаватель на одном из занятий? Обещает рассказать маме о его плохом поведении, что и приводит в исполнение по итогам занятия. Предлагая придумать ему наказание. Во как! Так почему бы все-же не обратить наши усилия на иные стимулы?..
13.01.2006 23:00:56, Ольга Ч.
Мотивация всегда была проблемой для педагогов и психологов, но в то же время это самая разработанная область в отечественной и западной психологии и педагогике.
Дело в том, что она (мотивация) бывает разная.
Бывает мотивация с ориентацией на результат, т.н. престижная мотивация, а бывает мотивация с ориентацией на процесс, или познавательная мотивация.
Первая основана на стремлении быть первым, выделится на фоне остальных - т.н. "комплекс отличника". Она всегда связана с сильными отрицательными эмоциями, когда кто-то лучше, всегда толкает к соперничеству.
Вторая - ориентируется на содержание и процесс самой деятельности, а не на результат.
Чтобы ребенок научился делать то, что нужно, надо его мотивировать. Можно развивать и ту, и другую мотивацию, смотря чего мы хотим добиться от ребенка.
Это можно делать разными способами.
Вознаграждение, отметка в школе развивают первую мотивацию.
Развивать вторую значительно сложнее. Здесь никакие награды не подойдут. Чтобы ребенок полюбил процесс, он должен выполнять эту деятельность с удовольствием, т.е. она должна быть окрашена положительными эмоциями. Поэтому положительное эмоциональное подкрепление, ситуация успеха так важны.
Для маленького ребенка все это как нельзя актуально.
Здесь часто рекомендуют книгу Ю.Б.Гиппенрейтер "общаться с ребенком: как?", так вот, у нее есть другая замечательная книга, которую мало кто знает, но в которой все очень хорошо и, как мне кажется, доступно написано. Эта книга называется "Введение в общую психологию. Курс лекций". Очень рекомендую.
Так вот, цитата из книги:
"Воспитание личности - это не выработка условных рефлексов, а нечто гораздо большее!
...Что происходит при правильном воспитании ребенка? Одной из самых ранних и сильных потребностей ребенка является потребность в общении. Ребенок хочет быть с матерью - говорить с ней, играть, удивляться вместе с ней, искать у нее защиты и сочувствия. НО У НЕГО НЕТ НИКАКИХ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ПОБУЖДЕНИЙ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ, ВНИМАТЕЛЬНЫМ К ДРУГИМ, СДЕРЖИВАТЬ СЕБЯ, ОТКАЗЫВАТЬ СЕБЕ В ЧЕМ-ЛИБО И Т.П. Однако мать ласково и настойчиво этого требует. Требования ее освещены для ребенка личностным смыслом, ибо они прямо связаны с предметом его потребности – контактом с матерью. Это, конечно, положительный смысл, т.к. общение с ней – радость. Первоначально он и выполняет ее требования, чтобы продолжать испытывать эту радость.
На языке формул можно сказать, что ребенок на первых порах выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Со временем на это действие «проецируется» все большее количество положительных переживаний, и вместе с их аккумуляцией правильное действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом)…В таких случаях говорят, что произошел сдвиг мотива на цель.
…Если общение со взрослым идет плохо, безрадостно, приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивы у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит!»

Не знаю, ответила ли я на ваши вопросы. Безусловно, в воспитании применяют различные тактики, в т.ч. и награды, и отметки, и дрессировку, когда это необходимо. Но надо давать себе отчет, что мы хотим, чтобы из него получилось. Если мы хотим сформировать полноценную, творческую личность эти методы вряд ли нам подойдут. Кстати, по исследованиям Д.Б.Богоявленской, дети с престижной мотивацией не развивают свой творческий потенциал. Но это уже тема другого разговора.

16.01.2006 03:39:08, Psymama
Интересно, спасибо большое! Отдельно за рекомендацию книги Ю.Гиппенрейтер :)!
"Бывает мотивация с ориентацией на результат, т.н. престижная мотивация, а бывает мотивация с ориентацией на процесс, или познавательная мотивация."
А ведь и самом деле... Этим же отличается традиционное обучение от развивающего - так ведь?!
"Развивать вторую значительно сложнее. Здесь никакие награды не подойдут. Чтобы ребенок полюбил процесс, он должен выполнять эту деятельность с удовольствием, т.е. она должна быть окрашена положительными эмоциями. Поэтому положительное эмоциональное подкрепление, ситуация успеха так важны."

Вот-вот, как и с образовательной системой, насколько я понимаю (не специалист). Далеко не каждый педагог способен вести преподавание в таком стиле. Кто бы МАМ научил этим ПРИЕМАМ?..
…Если общение со взрослым идет плохо, безрадостно, приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивы у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит!»

Да, современная воспитательная психология пронизана гуманизмом. К ребенку. И одновременно сурова и требовательна. К родителю. Как НЕЛЬЗЯ поступать сказано очень много. А вот как МОЖНО - редкие крупицы рациональных предложений, даже у лучших авторов. В результате вдохновляют эти теории сильно, да только практика, как всегда, плод ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА. Но даже при огромном желании не всегда хватает на него способностей и возможностей :(.
Кстати, настоящий Форум как раз и помогает в этом ;-)! Вроде заочного тренинга с интересными собеседниками выходит :). Так что спасибо всем его участникам!

19.01.2006 19:47:04, Ольга Ч.
За стакан воды не переживайте:) Моя младшая вчера делилась со мной своими любимыми макаронами, совершенно безмозмездно:) я прямо прослезилась:)) "есь, мама, акаятики". Я ее начала хвалить, а она лезет ко мне на руки: "обнимемся!"

А вот когда она остается без мамы с бабушкой, а для нее это испытание, то по приходу я всегда дарю ей подарок - потому что это как раз "неприятная работа".
14.01.2006 10:07:43, теоретик
Согласна с тем, что лучше всего - не "добиваться", а МОТИВИРОВАТЬ. Я, начитавшись "Дети с небес", вовсю привлекаю свою фантазию. :-) Не вижу ничего плохого в том, чтобы вознаграждать ребенка за неприятную, но необходимую работу. Автор книги утверждает, что такие вознаграждения нужны будут только вначале, а потом ребенок привыкает выполнять работу и забывает про вознаграждение. Возьмите хождение на горшок, учение цифр, букв, чтение...Ведь вначале все родители поощряют детей, хвалят и т.п., когда те только начинают все это учить. Так разве есть хоть один ребенок постарше, который за хождение на горшок ожидает похвалу? Нет. Так что все регулируемо. Знаю точно одно: все, что привито "из-под палки" - никогда не будет в удовольствие! Может даже случиться так, что, выехав из родительского дома, таким образом "привитая" поддержка чистоты - улетучивается в неизвестном направлении. И "чистоплотный" ребенок превращается в "свинтуса"... 12.01.2006 13:35:44, Мопс
Наверное, у Вас уже солидный опыт накопился :). И как впечатления - реакция ребенка? И, если не секрет, какие вознаграждения Вы успешно использовали?
Спасибо за рекомендацию книги!
13.01.2006 23:05:36, Ольга Ч.
Ну, не могу утверждать, что опыт - солидный. :-))) Все-таки моему сыну в марте только 3 года исполнится.:-)Не так уж много у него "дел".:-) Но я еще ни разу его не наказала (не люблю это слово!), даже угрозы о наказании никогда не высказала. До сих пор удавалось договориться, хотя у нас только-только прошла буйным цветом расцветшая фаза "а баба-яга против" (буквально против всего был! мне очень хотелось застрелиться...):-) Самое действенное вознаграждение у нас - мама или папа побольше почитают. "Чем быстрее ты почистишь зубы, тем больше времени у нас останется на почитать". Вообще, в этом возрасте (а, может, и старше тоже) самое лучшее вознаграждение - время с мамой. "Чем быстрее мы уберем игрушки, тем больше времени у нас останется вместе порисовать-полепить-поиграть в паровозики-попинать мяч-поесть мороженого и т.п.". Действует почти всегда безотказно. :-) Что еще неплохо у нас идет - попросить сына о помощи. "Давай быстренько умоемся (мой не очень любит эту процедуру) и ты мне поможешь пропылесосить-порезать салат-загрузить стиралку". Преисполненный чувства собственной важности и гордости, малыш радостно (!) умывается, сам вытирается и идет помогать. Т.е. стараюсь смотреть по ребенку - что ему нравится. Чтобы выработать приятную ассоциацию с неприятным делом. :-) 14.01.2006 17:56:59, Мопс
)))) Смешно,просто посмотрела сначала на ник-потом прочитала-и ассоциации с дрессировкой собачек.Ведь действительно их так дрессируют-вскочил на стульчик-кусочек сахару,встал на задние лапки-кусочек))),на предние-тоже самое.Может народ потому и не поступает так с детьми-что думает что ребенок это не собачонка,просто так от кусочка сахара не откажется,да еще не только сахар и потребует.Ну а серьезно,думаю что в основном ориентируются на опыт своей семьи-ведь ребенок это все-же член семьи,вот и действуют по известной модели,ведь кто-то и замуж выходит исключительно "по любви",а кто-то уже на этом этапе просчитывает-что он тут получит взамен,от такого действия.У кого-то в семье было принято "капать на мозги" по поводу нужности учебы,а кто-то "договаривался"- ты решаешь задачку-я тебе 10-ку.
Вот кстати -тоже разные мы люди-есть во мне кое- что,что было привито из под палки,достаточно быстро стало в удовольствие,надо признать.А Вы "знаете точно,что никогда не будет"-видимо тоже на свой опыт ориентируетесь.
12.01.2006 14:18:43, Линдаа
Отвечаю по пунктам: :-)
1. Ник не имеет ничего общего с отношением к воспитанию ребенка. Просто мужнина визуальная ассоциация на щекастость сына.
2. Ориентация не только на опыт семьи, он не всегда применим - или такой опыт не хочется повторять, или ребенок совсем другой по характеру, да и общество совсем изменилось... Поэтому читаю книги по детской психологии и современным методам воспитания, примериваю к собственной интуиции...Пока вижу - действует хорошо: и на ребенка, и на меня.
3. Думаю, я далеко не единственная, у кого привитое из-под палки не стало в удовольствие. Да, здесь мой опыт. Не хотелось бы, чтобы сын его повторил. Если мне удастся его мотивировать, а не заставлять, то в удовольствие это нам будет ОБОИМ.

Да,еще. Не нужно доводить до абсурда: "ты решаешь задачку-я тебе 10-ку". Но за хорошие отметки в четверти-полугодии-году _соответствующие_ поощрения (небольшое повышение карманных денег, доп. поход в цирк, в лес, в мороженицу, совместная рыбалка) не считаю криминальными... Вознаграждение не обязательно должно быть материальным.

А если ребенок дальше захочет больше - очень хорошо! :-) Это вообще прекрасно - хотеть бОльшего! :-) Значит, будем договариваться. Это очень важно для человека - уметь договариваться.
12.01.2006 14:40:42, Мопс
Вот интересно-понятно,если вы психолог,читаете книги,и применяете прочитаное на практике.Причем практика у вас тоже не только на своем обожаемом ребенке.А если вы к примеру,бухгалтер,но читаете книги по психологии,и считает что общество изменилось,то,как вас воспитывали-уже устарело,и надо применять те методы,которые вы прочитали-это не кажется вам опасным?Понятно,что книгу пишет человек знающий,но вы-то сами "самоучка",вдобавок вся ваша практика ограничивается только вашим ребенком-на нем и эксперементируете.Даже если теория не так и плоха-Вас не волнует что в жизнь вы ее претворяете не совсем грамотно,и страдать от этого будет ваш собственный ребенок?Собственно,я ничего против знаний и книг не имею-но часто вижу-народ читает,потом пытается так делать.Похоже,считается что психология и не наука вроде,а так. 13.01.2006 11:20:32, Линдаа
А если я не хочу воспитывать ребенка так, как меня саму воспитывали, я недовольна результатом восптания меня, то что делать? 17.01.2006 09:48:02, теоретик
А в чем мы все не "самоучки", а великие специалисты? Даже универ не дает такой гарантии в профессии, почти все надо добирать на практике на рабочем месте - опять же "самоучась". Не так ли? Куда ни погляди - в отношениях с подругами, родителями, начальниками, подчиненными, противоположным полом, мы все что - профессора наук, защитившие диссер и поэтому имеющие право общаться? Вы разве ни разу в своей жизни не прочитали ни одной статьи по "семейной жизни" или "психологии мужчин и женщин"? Вы всегда считали, что и так все прекрасно знаете? Тогда поздравляю. У меня лично такой уверенности нет. Ведь речь не идет о слепом выполнений советов. Почему как воспитывать собак (если уж о них зашла речь)- ни у кого не возникает сомнений, что, как минимум, почитать книгу или сайт соотв. кинолога - полезно. Или вы и собаку бы тоже воспитывали "как рука на душу положит"? А вот как воспитывать детей - все должны якобы знать и так. А ведь в отношении ребенка ответственности куда больше! Пусть я претворяю теорию не совсем грамотно (кстати, и психологу такое может случиться) - я тоже человек, НО - без теории я бы вообще не знала бы, как поступить во многих ситуациях. А теория мне очень хорошо помогает на практике - понять ребенка. Это совсем не так просто, как кажется.

Например, такой нюанс: подтверждение просьбы ребенка наполовину, а то и совсем, снимает ребенкино сопротивление. Ребенок просит перед обедом конфету, мама тут же отказывает, ребенок устраивает скандал. Что бы сделали вы? Оказывается, в такой ситуации есть много моментов: ребенку на самом деле может быть не нужна сама конфета, а выражение любви мамы; для маленького ребенка не очевидно без подтверждения, что мама его услышала и поняла; мамины слова: "Да, я понимаю, что ты хочешь конфету. Они ведь такие вкусные" принуждают ребенка ответить: "да". И этим существенно снимается его сопротивление! Ведь сопротивляться "противнику", с которым ты только что согласился - трудно. Не так ли? :-))) Вот так. Вроде все просто и ясно, да только самому до этого додуматься - нелегко.

Теория помогает выстроить основную линию действий и основные принципы. И я еще раз повторю - мне и моему сыну хорошо помогает общаться. Да, получается эксперимент. Так и без книжной теории воспитание ребенка (да и вся жизнь) - эксперимент. Так хоть в этом случае не совсем "от балды". :-)))))
13.01.2006 14:16:26, Мопс
Интересно, какие книги Вы чатаете? На вышеуказанную тему хотя бы? 12.01.2006 17:51:10, Psymama
На вышеуказанную тему - именно "Дети с небес", автор Дж.Грей. В ней на пальцах объяснено и показано, как мотивировать, руководить детьми, чтобы они КООПЕРИРОВАЛИ с родителями. :-) Без наказаний и крика. Подробно также разъяснен принцип поощрений, как можно поощрять, как - нельзя. ОЧЕНЬ рекомендую. :-) 12.01.2006 18:02:28, Мопс
К сожалению, не читала. Но автор видимо американец. И все же порекомендовала бы отечественных авторов (сейчас не готова, но если кому интересно, могу кинуть ссылочку позже). У американцев совсем другая культура, и детей они совсем по-другому воспитывают. Хотя кому-как. Мне, например, не подходит. 12.01.2006 18:45:24, Psymama
Ничего не могу сказать про американское воспитание - к сожалению, ни разу там не была и ничего не знаю... Но вот книга произвела прекрасное впечатление! Просто какое-то открытие глаз произошло. :-))))Честно. Вернее - это как чувство, что ты это все уже раньше подсознательно знал или подозревал, но вот другой человек взял и все это правильно сформулировал. С моей лично материнской интуицией очень хорошо согласуется. 12.01.2006 19:06:13, Мопс
Скажите, а в инете этой книжки нет? Я слышал про нее, когда-то искала, но не нашла. 12.01.2006 21:19:26, теоретик
Есть здесь 13.01.2006 10:11:41, Haze
Спасибо! 14.01.2006 10:17:02, теоретик
Leeni
А ведь есть что-то общее в воспитании детей и собак! Есть-есть.. Если собаку не воспитывать..таким засранцем станет в дельнейшем:) и ребенок тоже. Просто с собакой методы по-примитивнее..с детьми изощренне:) а суть та же:) 12.01.2006 14:22:53, Leeni
Дык,вообще с дрессировкой животных есть,собственно люди же в каком-то смысле тоже эти самые))).Я вот первым делом подумала-так ведь и зайца можно на барабане обучить,а тут ребенок-будет убираться,есть у него эта аккуратность врожденная или нет,но вот надо мне очень,следовательно будет))) 12.01.2006 14:28:09, Линдаа
Leeni
Если действительно ОЧЕНЬ НАДО - то несомненно будет:)) Вера в то что ОЧЕНЬ НАДО - вещь чудодейственная:)) 12.01.2006 15:12:33, Leeni
Leeni
"Как добиться от ребенка того, что нужно нам - это называется воспитанием".. Мне кажется, что воспитание - это помощь в становлении личности, характера.. а не добивание/добитие/добытие:) того, что нам, взрослым, от них, мелких, надо:))
Вот воспитать бы в дите желание приходить на помощь задерганной бытом маме..:) Вот воспитать бы чувство ответственности за порядок в одежде, внешнем виде и в личных вещах.. Т.е. чтобы шло это из внутренностей ребенка, а не от того, что нам это НАДО:)
В моем случае..это все только теория, которая вроде как есть в голове..но на практике пока не особо применяема:) Но вроде как надо бы вводить в жизнь, но плотно пока не приступала:)
12.01.2006 12:39:14, Leeni
Да, я считаю плохо подсаживать на вознаграждение - за работу, которая не нравится и в которой ребенок не видит смысла.

У нас убирается тот, кому оно нужно. Остальные могут ему помочь или посочувствовать :). Или похвалить.
12.01.2006 11:20:02, Умп
Ну, смысл-то он, может, и видит. И даже доволен результатом бывает, гордится успехом. Только напрягать себя не желает и уклоняется, как может :-). 14.01.2006 00:03:23, Ольга Ч.
Тогда похвала в качестве вознагржадения? "Убери, пожалуйста, ты так хорошо сделал это вчера..." 16.01.2006 14:47:37, Умп
"А сегодня мне что-то нехочется, мамочка (чмок в щечку, с преданным взглядом) ;-)!"... 19.01.2006 17:20:54, Ольга Ч.
))) А у нас налаживается-без всяких вознаграждений,просто занудством,уже автоматически бросается грязная одежда в ванную,снятая одежа-в тумбочку,а снятые ботинки на коврик к двери))))Вот автоматически еще и игрушки убирать-ну никак,только в преддверии гулянки,но все впереди-посколько занудствую я уже тоже автоматически)))-а раньше меня это сильно раздражало,всего- то полгода прошло. 12.01.2006 11:31:06, Линдаа
Здорово :). А мне кажется, этот автоматизм уборки за собой из семьи- когда дитя видит, что взрослые за собой убирают, то и для него это становится естественным. 13.01.2006 11:35:47, Умп
Ну да, естесвенно что МАМА за него это сделает ;-)! 13.01.2006 23:47:43, Ольга Ч.
предлагайте ВМЕСТЕ делать 16.01.2006 14:44:22, Умп
Елена Д.
я с ребенка требую по мере его роста, т.е. в 5 лет он убирал игрушки за собой, но не более, сейчас, в 9 пылесосит и моет раковины.. но это даже не каждую неделю :) у ребенка есть обязанности по дому - полить цветы, которые он сам же и посадил, убирать свои вещи из других комнат, следить за своей школьной формой и уроки, естественно. В общем-то и все. Уборкой мы занимаемся все вместе, поэтому никакого особого противодействия нет, все далают и ты делаешь что-то. Убирать за собой - это просто правило общежития в нашем доме, у нас все за собой убирают, кроме кошки :) так ребенку и говорим, пока живешь с нами, придется эти правила соблюдать, свои правила есть везде, в транспорте, магазине, школе, дома.. стимулировать его домашнюю работу деньгами буду только, если он будет ее выполнять за всех и всю, т.е. как нанятый персонал, иначе - нет :) 12.01.2006 11:04:48, Елена Д.
"Убирать за собой - это просто правило общежития в нашем доме"

Ну а как добиться-то выполнения этого чудесного правила?! И многих других. Чтоб не принуждением, а вызвать каким-то образом внутреннюю потребность...
13.01.2006 23:55:04, Ольга Ч.
Елена Д.
внутренняя потребность появится потом, когда будет взрослым или не появится :) мне достаточно, чтобы ребенок это делал спокойно, как почистить зубы или сходить в душ, просто по-привычке. 17.01.2006 12:44:01, Елена Д.
Да у меня вопрос не только в уборке, вообще-то. Парнишка очень своенравный, с лидерскими претензиями. Любит сам решать, что и когда делать, сам собой управлять (а при возможности и окружающими). И уж никак не желает спокойно подчиняться каким-то непонятным требованиям, или выполнять бестолковые (на его взгляд) правила :(... 19.01.2006 17:26:14, Ольга Ч.
ленУля
Я тоже не поняла, что имеется в виду. У меня дочка маленькая, правда, но и сейчас, когда ей предстоит что-то неприятное, прививка или что-то такое, потом мы обязательно делаем что-то приятное. Покупаем какую-то небольшую игрушку, идем гулять на горку, если она хочет, смотрим мультики. Т.е. это не обязательно "подкуп" в чистом виде, но она знает, что потом будет что-то, ей сейчас приятное. Мы и так, конечно, гуляем и т.п. Или пока игрушки не уберет, не пойдем гулять. Но не в форме ультиматума, а "давай уберем игрушки, а то уйдем, а в комнате беспорядок такой, кто-нибудь наступит на игрушку и сломает или щенок сгрызет" :) Пока вроде договариваемся. В будущем придется, наверное, менять методы. Но что Вы имели в виду? Мотивация ведь может быть не только товарная, может быть желание сделать маме приятное, нежелание идти на конфликт, любовь к порядку, просто заинтересованность в занятии. Это уж как поставить, можно ходить заниматься рисованием, потому что интересно, а можно - потому что родители велосипед обещали за это :) 12.01.2006 10:58:45, ленУля
Скажите, а какое вознаграждение получаете Вы от работы по дому (ведь речь об этом)? Или Вы ее любите безумно, всю без исключения? Странно как-то. Все члены семьи изначально равноправны. Так почему одни члены семьи должны получать вознаграждение за те же самые обязанности, за которые другие не получают ничего, кроме морального удовлетворения? Это с одной стороны.

С другой. Не надо возводить чистоту и порядок в абсолют (правда, это мое личное мнение, муж придерживается другого). Если все в семье работают/учатся, то все время убирать/наводить порядок невозможно.

Да и понятие о порядке у всех разные. Мой муж все раскладывает по папочкам/полочкам, я все свои бумаги складываю в аккуратный стожок, а у ребенка две полки завалены чертежами/рисунками формата А3.
12.01.2006 10:52:33, trisch
Просто непонятно что Вы называете работой для ребенка,за которое надо платить-любое действие,которое он не делает,а вы хотели бы,чтобы делал? 12.01.2006 10:21:13, Линдаа
Можно сказать и так. Только не любое, а особенно важное. Либо самое актуальное. 13.01.2006 23:58:24, Ольга Ч.


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!