Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Учить высказвать свои мысли или молчать когда это надо?

Мы столкнулись с такой ситуацией: дочка 5 лет сказала бабушке, что она хочет чтобы та уехала из нашего дома (бабушка гостила). Вроде обычная ситуация. НО, бабушка обиделась. Бабушка поняла что ее не очень любят, тем горше, что это правда (дочка очень редко ее видит).
Мы целый вечер проговорили с дочкой, то нехорошо обижать других, тем более близких людей, что она должа пойти извиниться.
Так вот вопрос: надо ли учить ребенка сдерживать свои эмоции и мысли, если это может обидеть других людей?
Ведь она сказала то что думает. (Другой вопрос почему она так думает)
Может быть мы ее рано начали "грузить" взрослыми заморочками, типа "попридержи язык".
04.01.2006 02:21:44,

36 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Обида бабушки удивляет, честно говоря, больше, чем откровения ребенка :0)
Я бы не стала загонять ребенкины эмоции внутрь, он очень даже имеет право не хотеть кого-нибудь видеть, и надо уважать и это право, как и право бабушки гостить у Вас долго :)
06.01.2006 17:07:44, Рррозовая
А право бабушки на достойное отношение уважать не надо?Ее чувства достойны не меньшего уважения,чем ребенкины,я так считаю.А может и большего.Отношение к старшему поколению формируется родителями.А потом,всегда говорит только то,что думаешь не выгодно самому ребенку:))Ему же среди людей жить. 06.01.2006 21:24:47, margaret
Поэтому надо не обижаться, а разговаривать :)))
А уважение - не формируется, оно или есть или нет.
Если бабушка обиделась на то, что ее не любят, заметьте, не на то, что сказали, а на то, что чувств ожидаемых не испытывают, трудно такое уважать, если честно.
Пожалеть разве что :)
07.01.2006 03:48:35, Рррозовая
А откуда оно возьмется уважение?Само собой появляется?:))Если родители не уважают бабушку,значит и ребенок не будет.Разве бывает иначе?Мне кажется,тут имеет значение родительский пример отношения к старшим. 07.01.2006 16:59:01, margaret
Ой, я про уважение мало что знаю :)))
Особенно про то, как его "воспитывать" и про то, как его "испытывать" :)
Сама я очень мало кого уважаю, все больше люблю :) Вот маму свою вообще не уважаю, но обожаю и люблю :)

08.01.2006 03:59:43, Рррозовая
solnechka
Мой почти 5 летний тоже иногда такое выдаёт. Так выражает свою обиду. Мы обычно говорим об эмоциях и чувствах, которые испытал тот человек, которому это было сказано. А там уж пусть сам решает, говорить то, что реально думает и объясняться на эту тему, или обижать взрослого человека. Иногда помогает... 06.01.2006 09:31:22, solnechka
Елена Д.
думаю, что этому учить надо, потому что дети растут быстро, а навыки культутрного общения усваиваются не с такой скоростью :) у нас тоже любит ляпнуть то, что думает, в общем-то ничего плохого в этом нет, я учу его выражать свою мысль не обидным образом.. а тои промолчать где-то 05.01.2006 12:35:34, Елена Д.
Спасибо всем. А то меня грызло чувство вины, что я рано начала загружать ребенка. Просто мы впервые столкнулись с тем, что она кого-то обидела. Она и сама была в недоумении.
А с бабушками вообще так сложно. Представляете, после того как дочка поняла что обидела ее, мы пошли извиняться, на что бабушка сказала " все правильно. Ты Аня молодец, сказала правду". На дочку было больно смотреть, полная растерянность. Пришлось потом еще объяснять, почему бабушка так сказала.
04.01.2006 18:15:00, Оляля
В доме много людей живут, и бабушка - гость не только дочки, но и родителей. Я считаю, что вполне нормально объяснить пятилетке, что я не хочу, чтоб она расстраивала моих гостей. От этото ВСЕМ становится плохо. Понятно, ребёнку надо создать условия, в которых он может уйти от бабушки и, скажем, тихо поиграть в другой комнате или посмотреть там кино. 04.01.2006 15:01:25, Мария Д.
Гэллор
если это было сказано не в форме откровенного хамства - извиняться тут не за что.вот поучить аккуратно выражаться и начинать критику с позитива попробуйте,но это весьма непростое умение,и у взрослых далеко не у всех получается 04.01.2006 12:09:11, Гэллор
А ей самой будет приятно,если окружающие говорить о ней только правду?Не щадя ее чувств.Вряд ли...Обижать,по-моему,это не тоже самое,что говорить правду.Правду можно сказать и не обидно.Надо учить уважать чувства близких,тогда и твоих чувствах когда-нибудь позаботятся:))И конечно учить выбирать слова и выражения в высказывании мыслей.А вообще,5 лет-это еще маленький ребенок,научится... 04.01.2006 02:58:26, margaret
Интересно, когда дети научаются понимать этот аргумент, про "а тебе самому будет приятно, если...."? Мой сын, похоже, вполне понимает, что ему будет неприятно, если ему то-то, но это вовсе не заставляет его не чувствовать себя вправе делать то-то другим. При этом сказать "не делай это, Васе это неприятно" помогает гораздо лучше.

А правду необидно сказать иногда трудно. "Что, даже чаю не попьете?" :))
06.01.2006 03:03:59, U
Да быстро они научаются:)Достаточно пары коментариев в таком же духе на его счет:) 06.01.2006 21:15:22, margaret
Ясень
Угу, тем более, что это ну ооочень сомнительный аргумент :)) Потом приходится на него произвольным образом накладывать "и не надо думать, что если тебе лично нравится..., то это всем приятно!" :)))) 06.01.2006 04:04:08, Ясень
А как же постулат "Относись к людям так,как ты хотел бы,чтоб относились к тебе":)) 06.01.2006 21:29:04, margaret
Ясень
А как любое обобщение высокого уровня - требует высокого развития сознания для эффективного применения :))
06.01.2006 22:03:28, Ясень
Ну,когда-то же надо начинать развивать сознание:))Что бы потом было что применять:)А то так и останется на уровне плинтуса. 06.01.2006 22:26:46, margaret
Ясень
Ну, начинать развивать навык пользоваться электроприборами лучше все же не на электролобзике, правда? :)) 07.01.2006 00:14:28, Ясень
Конкретизирую:))Считаете,что слишком сложно для понимания,что нельзя обижать людей?Особенно тех,которые тебя любят. 07.01.2006 01:29:24, margaret
Ясень
Зависит. Для ребенка, способного принять эту идею близко к сердцу, чувствительного, ранимого или отчаянно старающегося быть хорошим - верно то, о чем говорит теоретик - может начать опасаться говорить о всяких вещах, касающихся присутствующих. Потому что мы же все же знаем, что обида, она не объективна, она в голове у обижающегося, поэтому ее не видно до того как ;)).

Для ребенка более здорово-эгоистичного, достаточно толстокожего, буйного холерика это будет вероятней всего пустой звук, потому что его самого можно обидеть только серьезно назвав дураком :)) и едва ли он способен в 5 лет осознать, что у других людей есть зоны большей чувствительности. То есть он может даже элементарно в это не поверить, считая странной шуткой, тут от опыта еще зависит.

Естественно, чувство такта в человеке постепенно выращивается, на его опыте, на комментариях к жизненным и книжно-фильмовым ситуациям, которые дают родители. Но серьезно, я считаю безусловно опасным введение в детский мозг таких вот мощных "заговоров", типа "поступай с другим так же...", глобальный, истинный смысл которых выше уровня понимания ребенка.

Прежде всего потому, что уже потом, во взрослом возрасте, людям, которым это прочно и малоосмысленно вошло в голову, приходится объяснять простые вещи (не потому что я сильно умная и всем хожу и объясняю, это просто часть моей работы :)), так что за это прошу не бить!) про то, что когда от нас человек ждет, что мы ему сделаем "хорошо", он на самом деле ждет у нас, что мы ему сделаем хорошо, как он хочет, а не как мы считаем нужным. Потому что понятия о благе субъективны :)) "И не надо подруге рассказывать про измену ее мужа только на том основании, что ты хотела бы, чтобы тебе рассказали, если твой изменит. Во-первых, потому что она может не хотеть знать. Во-вторых, потому что она может хотеть знать, но не хотеть узнать это от тебя. А в-третьих, потому что, вполне вероятно, ты и сама не знаешь, чего ты бы захотела на ее месте, потому что ты там никогда не была, даже если муж тебе изменял, ведь у вас с мужем совсем другие характеры и отношения и история" :))

Ну и т.д., то есть понятно о чем речь, не о том, что ребенка не надо учить тактичности, а о том, что учить ребенка "судить по себе" потенциально небезопасно, то есть это тоже путь познания других людей и очень значимый, и неизбежный, но не единственный и не эталонный, и подлинно тактичные люди (если они не невротики, имеющие общие болевые точки со всем миром, но будем верить, что это не про наших деток все же :)) ) скорей внимательны к другим, чем ориентируются на свои представления об обидном-необидном :))

Во как :)) Ну и, ясное дело, все ИМХО :))
07.01.2006 04:23:27, Ясень
Ой,это оооочень глубоко:)))Я так глубоко не копаю,честно говоря:)Все-таки многое решает и ситуация...Если ребенок получится думающий,все известные варианты будут применяться по назначению.А внимательность к другим тоже ведь на чем-то базируется:))Люди,по большому счету,все устроены одинаково и недаром выработана целая система поведения тактичных людей:)Значит алгоритм существует... 07.01.2006 16:36:53, margaret
Ясень
Это ж разве глубоко :)) На самом деле у меня просто предубеждение к обучающим фразам в отношении ребенка (да и не только), содержащим (явно или неявно) кванторы всеобщности, такие как: все-никто, всегда-никогда, всего-ничего. Потому что потенциально в общем случае это небезопасно. Хотя очевидно, что если родитель четко осознает контекст применимости правила и внятно этот контекст до ребенка доносит, то опасности никакой нет.

Что касается системы поведения тактичных людей, то я в современном мире не видела тех, кто ее придерживается в ее идеальном, классическом виде, если мы говорим об описанной Чеховым, или там Достоевским, классике. Когда пролитый соус РЕАЛЬНО не замечают, а не делают вид, что не заметили. Когда в крайне неприятной ситуации люди даже не переглядываются между собой за спиной ужасно ведущего себя персонажа. Когда поведение и внешний вид других людей вообще никогда и ни с кем не обсуждается. Когда интеллигентный человек не может (искренне) даже заподозрить неинтеллигентности в другом :)) Да, это безуслоно работающая система тактичности (нет понятия контекста, правила работают всегда и везде), и ее можно объяснить, жить только в раельном мире с ней не просто :))

Другую работающую объяснимую систему не видела, но хотелось бы, если есть возможность, дайте ссылочку :))
08.01.2006 04:50:28, Ясень
Не согласна с тем, что а) что алгоритм существует и б) что все по большому счету устроены одинаково :)
Мне чаще бросаются в глаза различия между людьми, чем сходство.
Когда-то много лет назад я читала Спока и несколько фраз до сих пор запомнились. Он там приводит пример, как ребенок вмество приветствия радостно рассказывает гостю, что вода из туалета залила всю квартиру. Это не вписывается в нормы приличия, но это нормально для ребенка. Еще он пишет, что основным шагом в обучении вежливости - это помочь ребенку научиться любить людей. А вежливость уже приложится.
Я не знаю, как надо правильно. Моя старшая "с рождения" отказывается говорить вежливые слова и соблюдать приличия. Все ее навыки достигнуты тяжелыми боями:) "Спасибо" "выдавили" года четыре назад, но только после еды. За неожиданно врученную шоколадку до сих пор часто в ответ молчание. "Пожалуйста" пока отдыхает:) Да, это ребенок с отклонениями, но они далеко не самые сильные по сравнению с тем, что бывает, и я сплошь и рядом узнаю в соседских детях ее проблемы, только поодиночке, а не скопом.
Короче, учить надо, это понятно. Но надо учитывать степень дозревания ребенка до предмета обучения.
07.01.2006 17:51:15, теоретик
А что значит любить людей?Я вот не могу любить всех людей,да и не надо мне это.Однако,я вежлива:)Я не знаю,как надо учить ребенка любить людей и надо ли это делать...Но я знаю,что вежливости учить надо и вряд ли оно само приложится к моему!!! ребенку:) 07.01.2006 18:13:07, margaret
Ясень
Вежливость, это другое, это набор вежливых слов и интонаций. Бывают вежливые бестактности. 08.01.2006 04:58:26, Ясень
Вежливость не в том, чтоб делать людям то, что они хотят, а как раз в том, чтоб делать то, что ты хочешь, не задев других, хотя бы формально.

Что касается "поступать с другими так, как хочешь, чтоб поступали с тобой", то в этой конкретной ситуации поведение ребенка меня бы вполне устроило. Мне очень удобны отношения с туми друзьями, кто может запросто сказать "Слушай, что-то я не готова щас дальше общаться, устала, да и спать хочу. Давай-ка я к тебе сама завтра заскочу после 6ти". Гораздо неприятнее мне пытаться интерпретировать полунамеки хозяев или гостей на часы или холодильник соответственно. Но это не значит, что хорошая идея так вести себя со всем знакомыми. Гораздо лучшая идея - вести себя с людьми так, как они бы хотели, чтоб ты вел себя с ними. Но при условии, что тебя это устраивает :))

08.01.2006 01:32:17, U
Под учить любить людей я понимаю за период детства успеть "выдать" ребенку достаточное количество любви, уважения к нему, ласки, заботы. При этом надо делать еще нечто то, что долго описывать, которое не даст ему вырасти при этом эгоистом.
По идее, получив это добро к себе, он захочет отдать его людям.
А голая вежливость это мало. Хотя полезно.
07.01.2006 18:36:26, теоретик
Ох,сложно...Я просто все эти действия не называю "любить людей":)Мне кажется это невозможно любить всех.Мое ИМХО,любить надо близких,а к остальным достаточно относиться по-доброму:)Всеобщая любовь меня пугает,для меня это что-то из области различных сект,которые хотят всех облагадеятельствовать своей любовью:))Хотя,в целом,мне кажентся мы об одном говорим,только разными словами. 07.01.2006 18:51:14, margaret
Я просто цитировала Спока.
Готова сойтись на формулировке "относиться по-доброму" :)
08.01.2006 03:26:41, теоретик
Попридираюсь:) А сказать, что шелуха прилипла к губе и некрасиво болтается, это обидеть или нет? А что платье задралось? Изо рта пахнет? Можно придумать миллион подобных примеров и во многих случаях взрослый сам затруднится с выбором.
Это действительно сложная наука, общаться так, чтобы не обидеть. Единственный способ наверняка не обидеть - говорить как можно меньше или вообще молчать.
07.01.2006 01:45:05, теоретик
Естественно,что сразу это не даётся:)Но если по ходу взросления,не делать ему пояснений,что так не надо делать,тут вот стоило промолчать,а здесь высказаться,то и не научится он никогда.Это для его же блага:)Не знаю таких людей,которым бы была приятна голая правда-матка.Хотя,наверно,они существуют... 07.01.2006 16:52:49, margaret
офф - воспоминания.
Были на даче у друзей, дочке было лет девять. Сидим за столом, Таня уже все съела и вдруг с ее стороны доносится резкий почти выкрик "Чай!" Мы, родители, молчим, ошалев, и не знаем, как реагировать. Хозяева начинают мотать головами по сторонам и пытаться понять, что произошло. Начинают доходить: "Это она чаю попросила?" Потом все долго хохотали. Тане до сих пор вспоминают тот "чай" и она гораздо лучше стала следить за собой:)
07.01.2006 18:00:34, теоретик
Голая правда-матка неприятна, но часто бывают ситуации, когда стоит сказать и человек будет сам потом благодарен, ну как с задравшейся юбкой. А что-то другое надо не заметить. Сложная наука! В идеале это все должно преподаваться в школе. Выкинуть нафик половину материала по другим предметам и учить детей тому, что им точно необходимо в жизни. 07.01.2006 17:53:31, теоретик
Это да. Все говорят, что успешны не те, кто хорошо выучил в школе физику или историю, а у кого все в порядке с социальными навыками. Для них-то зачастую и отдают детей в школу, т.к. остальное можно легче и лучше выучить с репетиторами. И в то же время не учат этому в школе! Все равно что отдавать учить химию на склад магазина химреактивов: кто-то покалечится, кто-то проскучает, а кто-то в чем-то, глядишь, разберется. Я за школы с социально-коммуникативным уклоном :)) 07.01.2006 18:28:08, U
Эх, нету таких школ:(. Меня просто бесит школьная программа. Какие дураки ее составляли.
Например, физкультура. Каждый год опять и опять выставляют оценки по легкой атлетике, потом акробатике и т.д., при этом, конечно, ничему не учат. Лучше бы за десять лет удосужились дать элементарные понятия о приемах самообороны! Или азы айкидо:)
Или компьютеры в школе, там, где они есть. Нафиг детям эти блок-схемы алгоритмов!!! (сама, кстати, программист:))
Лучше бы за десять лет каждого ребенка научили десятипальцевому набору. Это была бы конкретная польза.
07.01.2006 18:41:27, теоретик
Ясень
Смотря какой ребенок, насколько интересуется людьми. Я в таком возрасте уже пыталась говорить про "чувство такта", про болевые точки каждого человека. Про то, чем порядочный человек отличается от противного (один видит эти точки, чтобы случайно изх не задеть, другой - чтобы побольней по ним ударить). Но довольно безуспешно, если честно. Мне кажется, тут нужен уже высокий уровень развития интеллекта и нравственности, чтобы это понять в общем, а в частностях - просто жестоко, мне кажется, ребенка долбить за частности, потому что пока картинка целиком не выстроится, это может только приводить к тому, что ребенок будет постоянно неуверен в том, что можно, а что нельзя говорить :(( 04.01.2006 02:39:34, Ясень


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!