Раздел: -- посиделки

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Про вливание в коллективы(Марии Д))

Вопрос в первую очередь Маше, как автору недавно сказанной фразы "Бывает неумение общаться, можно научиться.", но также и всем.
У моей дочки вообще много разнообразных проблем, все вместе это тянет на синдром Аспергера, по отдельности похоже на обычные распространенные детские проблемы, разве что сильнее.
С началом сентября больше всего высветилась такая проблема: дочка не завязывает отношений с детьми в школе. Боится(стесняется) подходить к ним. Если кто-то подойдет первый, то встретит очень приветливо, будет рада общаться и дружить. Именно так "завелись" две ее подружки, одна в садике, одна в младшей школе. Когда они приходят к нам, играет и общается с ними нормально. В гимназии за два года - никаких контактов. На переменах убегает от класса, бродит по коридорам, читает стенды на стенах, ищет в школе интересные места, играет в какие-то секретные игры. Объективно, у нее высокая степень пресыщаемости общением и она часто хочет побыть одна и отъективно же совсем без общения не может. Совсем недавно она сама(!) завела со мной разговор, спросила, как общаться с детьми. Я в подробной дружеской беседе выдала советы:
- учиться обращаться к детям первой потихоньку, начать с простого - почаще задавать всякие вопросы типа в каком кабинете урок, потом попробовать начать разговор о каких-то текущих событиях("ну и расписание сегодня"), чтобы убедиться, что ее не собираются отталкивать. (дальше мораль про работу надо собой со ссылками на Демосфена и прочих).
- не бродить по коридорам, а находиться рядом с детьми, чтобы больше о них знать и лучше понимать, как с ними общаться.
С первым теоретически согласна, но боится приступить к практической части. "Как это я, два года первая разговор не начинала, и вдруг заговорю, что обо мне подумают". (Да, кое-какое естественное общение с детьми у нее есть - тетрадку занять или ручку попросить.) В классе над ней конечно немного подсмеиваются, но очень и очень в меру(имхо), при ее-то странностях. А часто бывает, что смеялись-то вовсе и не над ней, а она приняла за свой счет. БОлезнненная такая чувствительность. Я пытаюсь ей также объяснить, что дети не подходят к ней потому, что она сама создала себе такой имидж девочки, которая не хочет ни с кем общаться. В общем согласна, но делать первые шаги по-прежнему боится.
- Со вторым спорит, доказывает, что когда она стоит рядом, то ни о чем интересном дети не разговаривают.
Я пытаюсь вспоминать свое детство. Да, у меня тоже были кое-какие проблемы с общением и излишняя чувствительность, но с дочкиными проблемами их даже не сравнить. У меня всегда были в классе девочки(и мальчики), с которыми я общалась и я никогда не испытывала страха подойти и начать разговор. И когда я представляю себе ее ситуацию, то честно говоря испытываю ощущение, что мы находимся в тупике. Уверена, что занятия с хорошим психологом В ГРУППЕ помогли бы и намерена такое искать, но пока слабо верю в успех этого мероприятия в нашей местности.
Вопрос - что можно предпринять?
Буду благодарна за любые советы и мнения.
10.09.2005 02:42:47,

29 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Хорошие советы:)) Выскажу еще одну мысль, которую, кажется, еще не высказывали. Если у нее есть две подружки вне школы, это уже очень хорошо. Я об этом бы мечтала. И ей надо почаще напоминать об этом. Все ли взрослые сейчас могут похвастаться наличием друзей в большом количестве? К сожалению, многие дети просто общаются, а не дружат, как мы раньше были не разлей вода. Мы же после школы были вместе, а они годами с мамами из школы, живут в разных местах... Кстати, сын ведь на площадке часто с кем-то играет. Но в более офиц. обстановке не может познакомиться, подойти. А помню, мы просто гуляли после школы вместе. Созванивались и встречались. Уроки же списывали:) Другая какая-то жизнь была. Гоняли во дворе с кем придется. Ходили в гости к соседке. Гуляли с собакой (кстати, легко познакомиться на этой почве:). А теперь тоже я СПЕЦИАЛЬНО должна помочь ребенку. И фактически, дети дружат с детьми друзей своих родителей! Т.е. если вы наладите отношения с мамами, дети придут, иначе их могут просто не отустить:(( 13.09.2005 17:03:33, ЛяМур
Тань, привет. Подружка из садика осталась в нашем старом районе и в наших воспоминаниях. А девочка из младшей школы приходит летом часто, а зимой раз в два месяца. Она гимнастка "из олимпийского резерва", по крайней мере так думает ее бабушка и поэтому в школьное время ей некогда ходить по гостям. Она привыкла у нас бывать и поэтому приходит, но с Таней у них немного ограниченное общение, Таню не интересуют дела современных девочек, а Анжелику - некоторые Танины интересы. Их объединяют игры. Они достают кукол и обыгрывают на них свои проблемы, играют в школу и т.д. В общем, я жутко рада, что есть Анжелика, но проблемы это не решает. От нового класса я бы хотела, чтобы не подружка нашлась, а чтобы Таня там общалась на переменах. В младшей школе этого тоже не было. Возможно, это действительно выше ее возможностей. Как успехи у Паши? Хотя лучше пока не отвечай, чтобы не сглазить, если они есть:). 13.09.2005 18:36:16, теоретик
Юль, в смысле общения не вижу общения. На вопросы, что делает на переменах: стою у окна... Дверь в класс старается закрывать на длинной перемене, когда уходят завтракать, не переносит этот шум (его первый класс вместе со старшеклассниками). Жалуется, что дети на ушах стоят, бегают, как только выходит учительница. С детьми ты разговариваешь? Нет, я же привык дома один, без детей. Короче, примерно, как у вас в этом плане. 14.09.2005 15:32:52, ЛяМур
Ну... наверное, наивно ожидать большего. Я в первом классе в основном переживала за уроки. 16.09.2005 00:54:21, теоретик
как мы эту проблему решали:
1. наладить более интимное общение с одним-двумя однокласссниками. я проявила ининциативу и приглашала приглянувшихся детей вместе с родителями в гости. так и подружились: сын с одноклассниками, а я - с мамами.
ведь сейчас у детей нет естественной среды, в которой они могли бы неформально общаться. они не идут вместе из школы домой, махая портфелями :) не гуляют вместе во дворе... у нас в детстве потому и не было таких проблем с одиночеством, что друзья по школе были знакомы еще по дет.саду и по двору. значит, надо как-то эту среду создавать.
2. создание коллектива - это еще и прямая обязанность учителей, как мне кажется. у моего сына в школе учителя делали очень многое для этого. совместные праздники, соревнования, концерты. недели предметов, в подготовке к которым какждый мог себя проявить. классные часы. интересные методы ведения уроков: например, на математике часто устраивали соревнования по командам - специально для того, чтобы научить детей самостоятельно работать в маленькой группе.
ну и продленка :) особенно, если она с прогулками. любое общение помимо уроков сближает детей, только его надо организовать.
11.09.2005 03:07:52, Маграт
Лида Удоева
Я точно так же себя вела, когда ходила в блатную английскую школу (до 9 класса). Помню: было очень плохо от чувства изолированности, но душа к общению в этом коллективе не лежала. Потому что не на чем было установить серьезный контакт, а трепаться "ни о чем" было противно.
Что характерно, когда я поступила в маткласс, то сразу и дружба завязалась, и вроде даже стала одним из лидеров. Перед этими ребятами не страшно было "раскрыться", они были такие же как я. И общение было не поверхностное (но и не занудное). В универе все было вообще замечательно, да и сейчас тоже.

Еще один момент: может быть благодаря избирательности в общении у меня в друзьях оказывались хорошие, надежные люди. А у многих общительных девочек (хороших) попадаются эгоистичные, дрянные "подружки".
10.09.2005 23:34:36, Лида Удоева
сорри не туда 10.09.2005 19:42:05, Татита
Я в детстве примерно так же себя вела :-). Но точно помню, что я и не хотела ничего другого. (Мои родители считали, что я замкнута до болезненности: например, я могла заплакать только от того, что незнакомый человек у меня что-то спросил и ждет ответа.)
Правда, к школе у меня выработался свой метод "отгородиться от коллектива" - я обычно себе выбирала в подружки "лидера" (самую активную девочку в группе). КАК мне удавалось завязать близкие отношения с такой девочкой - я тогда не понимала, да и сейчас до конца не понимаю. (Они сами мне потом говорили, что это _они_ меня выбрали, потому что я им понравилась. Почему так получалось - не знаю :-).) Видимо, я просто слегка "приоткрывалась" и оказывала какое-то внимание этой девочке, а поскольку с остальными я вела себя по-другому, она это замечала и отвечала симпатией на симпатию.
И результат меня устраивал на все 100% :-) - все мои контакты с коллективом происходили через посредника, мне самой не надо было ни с кем общаться. А общаться с ОДНИМ человеком для меня было легко.
И только в промежутке от 12 до 14 лет моя общительность РЕЗКО выросла и начала просто зашкаливать :-). И все проблемы (неумение общаться с большим количеством людей) начали решаться одна за другой. Без особых усилий. И потом больше никогда таких проблем не было.
Но вот что интересно: при том, что мои дети - все разные и все на меня мало похожи, кое-что общее я в них вижу. У троих, которые уже выросли, бывали периоды "домоседства", когда им вообще никого не хотелось видеть. Где-то между 10 и 12 годами. Мне кажется, что когда организм начинает расти и перестраиваться, ребенок слабеет и с трудом выносит МНОГО общения.
Потом это проходит, и желание общаться резко обостряется :-).
Поэтому - в Вашей ситуации - я бы, наверное, беспокоилась только о том, чтобы девочка не ощущала дискомфорт от того, что ее общение с детьми происходит не совсем так, как ей нравится. Но не беспокоилась бы о ее будущем :-). Мне кажется, что она (скорее всего) просто "не доросла" до интереса к большим коллективам.

10.09.2005 14:58:10, Nesmejana
Не доросла, конечно, и скорее всего и не дорастет. Волнует действительно отсутствие навыков. 10.09.2005 16:00:19, теоретик
Мне кажется, что надо сначала по минимуму эту проблему решить - только чтобы она не чувствовала себя плохо в школе. (Может быть, если она выберет 1-2 одноклассников для общения, то пока этого будет достаточно.)
А остальное - потом, постепенно, либо само придет, либо позже с меньшими затратами приобретется.
Насчет театральных кружков и всяких подобных занятий - это очень правильный путь :-). Там действительно можно научиться подмечать какие-то поведенческие мелочи, на которые обычно дети не обращают внимания. А может, можно пока книгами на эту тему ограничиться - что-то типа "Язык тела", "Язык жестов" и т.п.
10.09.2005 16:21:00, Nesmejana
Идея театральной студии витает, но это надо напасть на подходящую нам. А по книгам про язык жестов все равно надо заниматься и как это не печально, видимо придется мне. Я все надеялась переложить эти обязанности на кого-то другого. А если выберет двух одноклассников для общения, это будет предел мечтаний:). Пока нет таких. В том году она прониклась было доверием к соседу(толстый троечник, но добрый:)), а потом тот попал под плохое влияние и перестал быть таким хорошим. 10.09.2005 20:57:46, теоретик
Ей страшно не зря. Непредсказуемо для неё, как люди будут реагировать, потому что она не чувствует социальных намёков, скорей всего, или видит их по-другому. Например, человек может быть чуть ссутулившимся и нахмурившимся, движения резковаты - то есть устал и раздражён, и интуитивно к нему окружающие обычно не лезут - если замечают! А тут, представьте, что может это всё пройти незамеченным, и к такому человеку дочка обращается, как будто всё в порядке, и раздражение принимает на свой счёт.

В первую очередь стоит заняться изучением повадок людей, их сигналов. Доступно: паузу в кино и разбирать, кто из персонажей в каком настроении в данный момент. Сидеть на краю людного места, наблюдать за народом и обсуждать, что там происходит. Находить паттерны поведения. И по результатам наблюдений отрабатывать, просто тренировать, схемы распространённых моделей поведения. Например, КАК подойти и спросить про урок. Ну там, метра за три постараться поймать взгляд будущего собеседника, остановиться на расстоянии примерно семьдесят сантиметров, говорить достаточно громко...

Театром не занимались? Там очень подробно разбирают поведение людей: кто куда смотрит, жесты, выражения лица. Так появляется контроль над всем этим у себя, и внимание ко всему этому у других.

Может помочь разбор флеймов на интернете. Это сравнительно простой способ общения (только слова; а в реале надо ещё отслеживать жесты, интонации, позицию в пространстве, громкость, выражения лица, запахи и т.п.) Вот ПОЧЕМУ на этом месте человек вдруг перешёл на личности? Почему здесь флейм никак не кончится? И следующий шаг - как сделать, чтоб в тебя не летела банановая кожура :-)

Кстати о Демосфене, риторикой можно заняться тоже. Театр - почти "прикладная психология", а риторика - это почти логика, красивая штука.

Общая идея: поверять алгеброй гармонию. Анализировать, и по результатам анализа тренироваться.
10.09.2005 14:22:20, Мария Д.
Эх-х-х... С анализом этим... А в жизни бывает не до анализа.
Я бы все же за тренинг проголосовала. Там интегрально идет - и осознание, и трансформация тут же. Только тренера бы очень придирчиво выбирала.
12.09.2005 02:25:11, Svetlana:)
Анализ перед и в процессе тренинга, иначе будет что - дрессировка бессмысленная? Да, а анализ без тренинга может жуткой штукой стать. 12.09.2005 19:32:20, Мария Д.
Как-то моя фраза про занятие с психологом в группе дважды превратилась в слово "треннинг". Может действительно порыться в этом направлении? После того, как я не найду хорошего психолога стационарного, начать выбирать выездной треннинг? Только проблема - треннинги обычно для взрослых. Туда обращаться? Или бывают для детей? 12.09.2005 16:46:48, теоретик
Бывают и для детей. В Питере хорошие детские тренинги знаю. В Самаре. В Москве не знаю, но наверняка что-то есть. У нас с 8 лет берут, кажется. И есть каникулярные тренинги, за городом в пансионатах. 13.09.2005 00:12:58, Svetlana:)
Может, на зимние каникулы куда-то рвануть? Небось бешеные деньги или не совсем так? 13.09.2005 08:42:00, теоретик
Да смотря что найдете. Я платила, наверное, тысяч 6 за пять или 6 дней в пансиоате. 13.09.2005 10:26:45, Svetlana:)
Маша, а есть что-нибудь почитать на эту тему? может у Вас в ЖЖ? 11.09.2005 00:38:40, Калипсо
Психологов надо читать на эту тему... У меня есть короткое:
11.09.2005 18:31:41, Мария Д.
Спасибо за полезный ответ, Маша. Кстати, я еще кое-что почерпнула из Вашего журнала, там где советуют считать встречных беременных:). 10.09.2005 16:01:42, теоретик
Что это за журнал, если не секрет? :)) Ловлю себя на том, что считаю встречных беременных, что со мной, доктор? :))) 10.09.2005 18:25:39, Почти
Это нормально:). Машина статья в livejournal, а вот ссылку ей будет найти намного легче, чем мне, так что подождите:) 10.09.2005 20:54:30, теоретик
Вот это вроде бы? 10.09.2005 21:55:12, Мария Д.
Ясень
ОФФ. Написала ниже про "тюремную динамику", глянь, плиз. 11.09.2005 01:33:42, Ясень
Спасибо, есть точки пересечения :)) 10.09.2005 23:02:00, Почти
Игры, конечно. Наше всё. Кстати: поиграть в многопользовательские игры на интернете, вроде World of Warcraft, если интересно и возможность есть. Ещё книги с рассказами аутистичных людей о том, как они живут, вот страница, там много названий: 10.09.2005 16:35:39, Мария Д.
По себе:-) Найти место для занятий по интересам. 10.09.2005 14:06:50, Караул
У меня были похожие проблемы в детстве - я не умела общаться и у меня не было друзей.
Научила меня общаться одна девочка - она переехала из другого района в наш подъезд и ей было удобно ко мне постоянно забегать. Потихоньку она меня "приручила" (т.к. с непривычки от длительного общения я уставала).
Но еще долгие школьные годы я общалась только с помощью этой девочки, т.е. если я хотела кому-то позвонить, я говорила ей "давай позвоним...." и она звонила.
А независимой в плане общения я стала только, пожалуй, когда я вышла на работу.
Вот это был настоящий тренинг в плане общения - я пошла работать менеджером по работе с клиентами и каждый день мне полагалось встречаться с новыми людьми и что-либо с ними обсуждать.
Так что я за тренинг - это отличная идея. Удачи!
10.09.2005 09:09:11, Октябрина

Читайте также
Ролики в 30, 40 и даже 50+: как не упасть лицом в асфальт (и получить удовольствие!)
Лето - время, когда можно с удовольствием пробовать новое, например, – катание на роликах. Промчаться с ветерком по набережной, добавить спорта в свою жизнь, ускорить и продлить прогулки - столько возможностей!

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!