Раздел: Отношения с детьми

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Еще о манипулировании ребенком

Пока не разошлись участники дискуссии о методах воспитания, хочу еще поднять вопрос о манипулировании ребенком.

(дочке полтора года, ребенок эмоциональный, возбудимый).

Правильно ли я рассуждаю и делаю в таких случаях:

- Явно пора спать. На вопрос "пойдешь в кроватку?" - мотает головой, хочет делать башню из кубиков или возить машинку. После вопроса либо вместо него я с радостным лицом преподношу ей соску и подушку, дочка моментально вдохновляется этой идеей и через двадцать минут уже спит. Да, если я принесу эти предметы, когда спать не хочет, то эффект конечно будет иной. Но я-то знаю, когда она хочет спать.

- Позволяю играться во время еды. Мне кажется, это тоже одна из форм манипуляций. По сути, я обманываю ребенка. Я читала, что пища, съеденная пассивно, будет хуже усвоена. Честно будет нести ей ложку в рот, глядя прямо в глаза. Если отворачивается - значит либо скандалить(хотя пища, съеденная со слезами, вряд ли будет усвоена лучше), либо не кормить, пока не проголодается до такой степени, что будет нормально открывать рот. Благодаря моим действиям у нас вообще нет проблем с накормить. Кстати, дочка во время игры вполне контролирует количество пищи, то есть риска перекормить нет. Вариант не кормить, пока не начнет есть нормально, меня прилично пугает. Во-первых, даже маленький ребенок вполне способен проявлять недюжинное упрямство, а во-вторых, если человек пропускает нормальный прием пищи, то голод не всегда нарастает, наоборт чувство голода может притупиться одновременно с ухудшением самочувствия. Еще кстати, в нашем кормлении я вижу положительную динамику - с возрастом реже приходится непрерывно заигрывать, а все чаще доча действительно просто открывает рот и ест. То есть мы бесконфликтно и мирно выходим на правильный прием пищи с использованием манипулирования.

- Если я зову ее гулять, я не просто вещаю голосом робота, что мы идем на улицу. Я вдохновенно-театрально изображаю, как здорово мы будем трогать трамвай или делать пасочку, после чего ребенок хочет это делать в ту же секунду и во что бы то ни стало. Хотя еще пять минут назад она не была похожа на желающую погулять.

В общем примерно в этом роде. Вообще не мешало бы определиться с тем, что такое манипулирование и любое ли манипулирование - плохое.
22.04.2005 00:29:49,

84 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Кондратея
Здесь когда-то давно был длииннный флейм про манипуляции - что это такое, и как с этим можно/нужно обращаться. Я тогда для себя выработала, и могу для вас повторить - если ВЫ подозреваете саму себя в манипуляции - то это скорее всего так и есть:) Потому что ребенок делит с вами общий контекст. А вот если вы искренне НЕ считаете некое поведение манипуляцией - то можно поглядеть на ребенка, почувствовать ее контекст. На манипуляцию (глазами ребенка) ребенок будет реагировать, как на ложь, обычно это можно распознать.

В идеале следует маневрировать так, чтобы по обоюдному согласию между вами и ребенком манипуляций не всплывало. Это не всегда будет получаться.
23.04.2005 19:08:18, Кондратея
Я до этих разговоров собственно о термине манипуляци не задумывалась. Я так всегда понимала, что манипуляци - это нечто для извлечения выгоды взрослыми от взрослых. Какая там выгода с ребенком, разве что кашу ему скормить.(кашу, кстати, моя любит). Вот я сейчас пытаюсь ей внушить, что ей будет нравиться ездить в транспорте. Вот что скорее всего можно назвать манипуляцией, но на это я иду осознанно. Лучше будет маме - значит будет лучше ребенку, бог с ними с методами. А вот вопрос с едой меня тоже иногда беспокоит, я думаю, что дочка уже могла бы лучше осознавать свои потребности, если бы я заняла по этому вопросу другую принципиальную позицию. 25.04.2005 16:38:11, теоретик
Насчет транспорта - я в таких случаях концентрируюсь на своем желании - Я ОЧЕНЬ ХОЧУ, чтобы ребенок скорее расслабился и ощутил удовольствие от поездок :)) И я ВЕРЮ, что это произойдет, и я делаю все, чтобы облегчить ей этот процесс. И все, почти как молитва.
Но это - не внушение ребенку, это - моя личная "программа".
А насчет еды - ну так не поздно еще изменить что-то. Только теперь уже постепенно надо. Обращайте ее внимание на вкус пищи, чаще спрашивайте, хочет ли она кушуть, чего и сколько. И т.п. И постепенно перейдете на то, что вам хочется. Тут главное - для себя решить - к чему стремимся, имхо. И терпеливо к этому перемещаться :))
26.04.2005 12:43:09, Svetlana:)
Спасибо. Я тоже примерно так же пытаюсь с транспортом. Но немного переживаю, как все будет. В то же время стараюсь не допускать этого варианта. 26.04.2005 14:02:41, теоретик
Имхо, тут несколько моментов.
Руководство и манипулирование - разные вещи. На раннем этапе обучения неопытным ученикам требуется руководство опытных. Соответственно, детям - руководство взрослых.
Еще - как я отличаю манипулирование (чистое имхо) - по честности, открытости. Если Вы считаете, что ребенку сейчас полезно лечь спать, и честно ей это предлагаете (пусть пока не словами, а подушкой), и она радостно соглашается - я это манипулированием не считаю. Так же, как и с прогулкой - если Вы показываете действительно то, что потом и будет.
То есть - я считаю, что ребенок имеет право как минимум - на честную информацию.
Вот если говорится одно, а делается другое...
Скажем, запугивание - если ты сейчас не сделаешь это, придет дядя-милиционер и т.д. Или - если не будешь кушать, мама рассердится и не будет тебя любить...
Тут бывает и информация искаженная, и несравнимые вещи - часто давят на значимые для ребенка вещи (одобрение родителей, жалость) - для пустяковых целей - доесть (речь о разовом приеме пищи), бросить игру и сделать что-то, нужное взрослым прямо сейчас (а за 2 минуты можно было закончить текущее дело и легко переключиться) и т.д.
Насчет еды - у нас вообще это всегда игра, в любом варианте - ребенок ли попросил есть, или я ему предложила. Раньше были игрушки, потом просил ему читать, сейчас - "грузим" космический корабль (по мультику про Алису и третью планету)- и каждая ложка - это топливо, смазка, приборы и инструменты, все очень подробно :)) Я вообще не переживаю ни насчет времени, ни насчет - сам ли ест, или я кормлю (если надо быстро). Жизнь научит :)) Но я его обычно спрашиваю - готов ли он кушать. Иногда он соглашается, иногда говорит - нет пока, после мультфильма. Я жду. Или объясняю, что пора ехать и лучше покушать - часто соглашается и нормально ест. Иногда говорит твердое НЕТ, тогда берем еду в машину или еще что придумываем. Грубо не заставляем :))
Кстати, насчет грубо заставлять.
Мне кажется ниже - непонимание вышло из-за слов "внушить ребенку, что он хочет чего-то", чего на самом деле не хочет. Но то, что вы выше описали - под это определение не подходит, имхо. Показать привлекательность каких-то действий, которые сейчас вне внимания ребенка - это не значит внушить ему желание, это скорее - предоставление дополнительного выбора - продолжать делать то, что сейчас, или заняться новым делом. Если ребенок сам радостно включается - ничего плохого не вижу. И манипулирование, в смысле обмана - тоже. Другое дело - если все же не хочет, или тем более - протестует, вот тут стоит не продолжать свое гнуть, а искать новые пути.
22.04.2005 21:12:04, Svetlana:)
Я согласна насчет "руководства" - ребенку в 1,5 года оно еще требуется :-). В большем объеме, чем подросшим детям.
Единственное, в чем я не руководила моими детьми - кормление :-). Я считаю, что ребенок лучше взрослых знает, нужно ему есть или нет. Поэтому я просто предлагала попробовать какую-то еду, а ребенок сам определял, будет он ее есть или нет. Кстати, мы и с ложки почти никогда не кормили детей - они либо если сами (как умели, начинали очень рано - до года просто брали руками твердую пищу или кружку, после года начинали понемногу ложкой и вилкой пользоваться) охотно и с удовольствием, либо не ели совсем.
23.04.2005 13:40:02, Nesemjana
Вы правы насчет неверной формулировки. И вообще здорово написали:). 22.04.2005 21:50:09, теоретик
А теперь про "грубо заставить". (не расходитесь, пожалуйста.) Я поднимаю эти темы не чтобы доказать свою правоту(разве что совсем чуть-чуть:)), а ради пользы таких обсуждений.
Если у кого есть "удачные" примеры грубого заставляния - приведите. У меня вот например есть пример со старшей, когда она отказывалась есть то, что ели мы все и это мне было жутко неудобно. После того, как однажды мы с мужем запихнули ей в рот выплюнутую ложку борща, ключик повернулся и она стала многое есть. Мне стало удобнее. И ребенку в чем-то лучше - меньше конфликтов. Лучше ли по сути - не знаю. И вспоминать это... А вот как можно грубо заставить говорить "пожалуйста" я так и не придумала. Остановилась на варианте уважать мнение ребенка либо другими словами просто сдаться.
А еще во время боев со старшей мне пришла в голову одна мысль, будто холодной водой окатило. Ведь я своим бескомпромиссным воспитанием (не накормлю, пока не будешь есть нормально) конкретно показываю ей пример упрямства.
Короче, младшей я стараюсь чаще показывать пример компромисса. Упрямство у нее и так есть, на любую фразу в вопросительной форме она отвечает "нет".
- Еще одна вещь. Есть некие "10 принципов воспитания ребенка" из старого педагогического журнала. Все довольно простые, кроме одного. "Требуй от ребенка только тех мнение и оценок, на которые он способен в соответствии с уровнем своего развития". Это к вопросу о еде. Если какие-то дети могут в раннем возрасте принимать разумные решения - "мне лучше поситеть спокойно и все съесть, а то я буду голодным", то многие до определенного возраста на это не способны. Конечно, тут уже дело мамы - поймать момент, когда ребенок становится на это способен и дать ему возможность проявлять себя.

22.04.2005 17:21:31, теоретик
Лягушка
С "пожалуйста" я просто занудствую, постоянно напоминаю. Но дочка и не отказывается говорить это слово, просто забывает, поэтому согласна повторить просьбу с "пожалуйста", если я напомню. Сдвиги медленные, но есть.

С едой действует четкое правило: желательно съедать то, что СОГЛАСИЛАСЬ взять (т.е. она сама себе накладывает - чего и сколько хочет). Но она не привередничает в ассортименте.
23.04.2005 14:08:56, Лягушка
Моя дочка ела так: на столе, на стуле или даже на полу стояла еда, она подбегала в игре и брала кусочек, когда хотела, и убегала. "Спокойно сесть и всё съесть" - это взрослая модель еды :-) И не единственно возможная. 23.04.2005 01:55:48, Мария Д.
Ну да, именно. У нас тоже маленький ребенок имел постоянный доступ к чему-то такому, что он может съесть сам, когда проголодается. А всякие там супы-каши они ели, когда случался подходящий момент ;-) - например, если взрослые садятся что-то есть, то ребенка приглашают попробовать. Если ему нравится, он не уйдет просто так :-) - проявит настойчивость и получит свою порцию. А "специальную" еду детям мы вообще не готовили. 23.04.2005 13:42:19, Nesemjana
Помню такое у Серзов. А сейчас она как ест? Если по взрослому, то легко ли было перейти? 23.04.2005 12:52:05, теоретик
Сейчас ест по-разному. Обычно я даже не знаю, как, потому что еду берёт она себе сама и куда-то обычно уносит. Подозреваю, что обычно ест перед компьютером или в игре на полу или на своей кровати. Да мы все так едим... Иногда мы вместе садимся за стол и едим "по-взрослому", может, раз в неделю, если барбекью устроим или ещё что. Обычно не совпадают расписания и желания: кто, что и когда ест. 23.04.2005 16:29:50, Мария Д.
Ясень
Грубо заставить говорить "пожалуйста" - элементарно. Просто ставим ребенка в известность, что у нас в семье принято говорить именно так, если он еще не заметил. И мы не можем допустить дальнейшего игнорирования этого правила. Достигается такое умение только тренировками, поэтому вот эту неделю ни одна просьба, высказанная без "пожалуйста" не будет удовлетворяться. Но тут уж приходитсмя честно - тоже говорить "пожалуйста" по отношению к ребенку и друг другу. Это нормально с детьми 4-6 лет, которые не говорят "пожалуйста" не из протеста, а потому что им это не важно :)) 22.04.2005 20:07:45, Ясень
У нас с этим проблем нет, а вот няня у нас забывает это слово употреблять. В итоге к концу рабочей недели, приходится напоминать ребенку. Обычно он что-то просит, я за него добавляю "пожалуйста", он повторяет -сам, чувствует разницу. Тогда я даю/делаю и говорю "возьми, пож-та", он сразу "спасибо". В воскресенье уже на автомате :). 25.04.2005 14:35:34, Умп
Ясень
:)) 26.04.2005 00:05:13, Ясень
Я тоже так думала вначале :). 22.04.2005 21:47:50, теоретик
Ясень
И что? 23.04.2005 01:26:29, Ясень
Провал полный. А вот спасибо удалось добиться. 23.04.2005 12:49:53, теоретик
У меня нет "удачных" примеров грубого заставляния. Может быть потому, что каждый раз когда я к этому методу прибегаю, я уверена в своей неправоте (в смысле выбора метода). Вот сейчас как раз, ребенок плюнул в папу, папа её нашлепал, а я ему объясняю: в следующей раз ЕЙ не понравится, как ты поступишь и она на тебя с кулаками полезет. Как правильно поступать в такой ситуации я не знаю. Оставить без внимания тоже вроде как нельзя.... В общем, я в полном тупике воспитания. 22.04.2005 18:14:27, ЛиЛеЛё
Решила ответить. Возраст моей дочки такой же - 1 год 6 мес. У нас истуация такая: я для себя решила, какие вещи она может выбирать сама, какие могу я,а может она.
Сама она решает вопрос еды: если не хочет есть, я ее никогда не заставляю. Для меня пихание ребенка - это тяжкий грех. В чем регулярно и муштрую бабушек. Моя идеология в плане еды такова: нормальный ребенок будет есть, если голоден, при условии, что он много двигается и регулярно гуляет. Когда сидит дома, то кушает плохо, то там печеньку, то там капустки. Накормить полноценно невозможно. Я и не пихаю - не те нагрузки, может и поголодать. Но после 4 часовой прогулки, ребенок всегда уплетает еду за обе щеки. Никогда не укладываю также спать против ее воли. Никогда проблем с этим не было - если она способна еще играться пусть играет. Она сама чудно чувствует грань и потом сама ведет меня в комнату, где спит.
Вторая категория слишком велика: тут и игры, тут и одежда, тут и куда идем гулять. Обычно проблем тоже нет: когда мне не принципиально, даю ей решать что делать. Если мне нужно в магазин, а она тянет на площадку объясняю, что сейчас идем туда то , а потом идем на площадку.
Бывают редкие случаи, когда ну ребенка клинит и он ну сильно чего-то хочет, что идет вразрез с моими мыслями. Ну приходится применять силу, в смысле не бить, а просто выполнить какие-то действия над нею или связанные с нею против ее воли (как пример, если в феврале месяце ребенок играя на берегу случайно сел в прибой, то хоть он и хотел еще поиграть, то через крик был запихнут в коляску и отвезен домой). Угрызения совести меня не мучают. :)
22.04.2005 15:40:27, YaLena
Тоже хочу немного уточнить насчет еды. Когда у дочки нет аппетита, ее бесполезно заигрывать. Но когда она приходит после прогулки, она обычно хочет спать не меньше, чем есть. И проблема не собственно накормить (если ей дать смесь в бутылке, она никогда не откажется :)), а проблема накормить обычным обедом. Вернее на самом деле проблемы нет - если не заигралась за столом, то мы идем смотреть мультфильмы за компьютер, последнее время этот вариант стал фаворитом. 22.04.2005 16:40:25, теоретик
Tatulya
Судя по всему вы очень хорошая мать!

Мало того что вы достигаете "своих" целей и ребенкины интересы учитываете, вы ещё и подаете ей хороший пример взаимодействия с людьми. Она потом будет пользоваться этими методами в свой жизни, а методы неплохие.
Кроме еды (ниже писали) все вызывает уважение.

Ещё мне нравится у Марии Д. ПЛАНИРОВАНИЕ, у неё это всегда красной нитью проходит, и это действительно САМЫЙ хороший способ договориться с ребеноком (и не только) о том, что будет после, потом ... т.е. обговаривается программа, а следовать этой программе очень удобно.
22.04.2005 11:56:31, Tatulya
спасибо:) 22.04.2005 21:50:53, теоретик
Манипулирование - это такая обзывалка одних родителей другими :-) Возникает обзывалка на границе понимания ребёнка. Взрослые, как правило, больше ребёнка понимают; а если одни родители не согласны с тем, как другие используют эту вот разницу в понимании, то и называют словом "манипулирование". Возьмём Ваши примеры.

1. Вы понимаете, что соска и подушка приведут ко сну. Ребёнок, возможно, не понимает (а как вообще с многошаговыми причинно-следственными цепями в полтора? хех). Тем не менее, ребёнок этим предметам рад, он их активно использует. Если кому-то не понравится, что ребёнку не объяснили эту причинно-следственную цепочку подушка-игра с подушкой-сон, может назвать манипулированием.
2. Вы понимаете, что Ваша игра фокусирует внимание ребёнка на еде особым образом, структурирующим "взрослую" модель еды "ложка за ложкой подряд". Ребёнок, подозреваю, в эти детали не лезет. Опять же, те, кто считает, что ребёнку стоит понимать, что делается с его вниманием, и не стоит делать с вниманием ребёнка то, что он не понимает - назовут "манипуляцией". Те, кто так не считает, не назовут :-)
3... думаю понятна идея. Те, кто считают, что ребёнок должен сам уметь в красках формировать картину абстрактного понятия "гулять", могут посчитать театр на тему манипуляцией. Те, кто считают, что ребёнку не важно это делать самому, а может сделать мама - не назовут.

То есть по-всякому выходит - дело вкуса. Разница в понимании между ребёнком и взрослым никуда не денется, а значит, взрослый будет что-то там себе о действиях думать и планировать, ребёнку недоступное. Что делать?

Для себя я старалась, в первую очередь, работать над объяснялками. Пример номер 3, про трамваи в лицах, и номер один, про конкретный показ конкретной подушки, для меня из области "объяснялок". Ребёнок в полтора, сюрприз, слов вроде "кушать, гулять, спать" ещё не понимает достаточно подробно. Подушку - понимает, кусок хлеба - понимает, трамвай - понимает. Вот и объяснялки на языке, понятном ребёнку.

Ещё старалась помогать ребёнку планировать СВОИ планы, по мере возможности. Например, ребёнок может хотеть достроить Лего И хотеть спать; так если выберет Лего, не переключать его на сон. То есть поддерживать выбор РЕБЁНКА, и помогать ребёнку видеть выбор, делать выбор. Это как бы оборотная сторона "объяснялок" - не сбивать ребёнка с ЕГО пути...

И отдельно про еду. Это вопрос лично для меня важный и (по собственной истории) больной слегка, поэтому я ребёнка старалась не кормить, в смысле "класть еду в рот" вообще. Потому что еда для меня - АКТИВНОЕ действие, основанное на инстинктах и саморегуляции. Я следила, чтоб еда всегда была в доступном ребёнку месте, на виду.
22.04.2005 10:54:57, Мария Д.
Я вообще-то люблю эту "обзывалку" - "манипулирование" ;-). Но в отношении действий с ребенком 1,5 лет я бы, наверное, поостереглась такие ярлыки навешивать :-). Для меня это в большей степени "взрослые" игры, в которые постепенно втягивают подрастающих детей.
С совсем маленькими детьми каждый родитель ищет какие-то способы взаимодействия - у одних это лучше получается, у других хуже, но со стороны, ИМХО, вообще нельзя давать оценки, хорошо это или плохо, потому что и мы все слишком разные, и дети тоже. "Что
русскому хорошо, то немцу смерть" (с)
23.04.2005 13:46:55, Nesemjana
МВСН
Очень поддуржу на счет еды. Что значит положительная динамика - все лучше открывает рот. Вообще-то положительного в этом много только для мамы. Для ребенка было бы лучше есть самой, в том числе и руками и активно а не пассивно употреблять пищу. Активный процесс- правильно Маша сказала. Тем более в полтора года! Я своих детей вообще не кормила с ложки никогда. Когда кроме груди появились еще овощи (месяцев в 7), то они сразу сами их брали руками и отправляли в рот. А к полутора годам и ложка уже активно шла в ход. Что не мешает им и в 4 и в 10 лет иногда есть руками. Для разнообразия. 22.04.2005 11:58:59, МВСН
и я тут же пристроюсь :) 22.04.2005 12:12:54, Умп
Karina M
Я для баланса выскажу иное мнение.

Ну, не совсем иное, но выступлю, скажем так, в качестве адвоката "насильного" кормления, которое здесь заклеймили позором :))

Лично меня мама, у которой есть "пунктик" насчет кормления, всегда кормила обильно и регулярно. Из императивов - сытный завтрак обязательно, суп на обед обязательно. Без права на обсуждение.

Сейчас (тьфу три раза) у меня нет никаких проблем ни с желудочно-кишечным трактом, ни с ожирением.

Специальных диет не придерживаюсь, сильно ни в чем себя не ограничиваю (кроме шоколада, которого стараюсь есть не более плитки в день :)) ).

Легко могу отказаться от ужина ввиду плотного завтрака и обеда, а последние исследования о пользе горячей жирной жидкости на обед для желудка слегка объясняют мое здоровое состояние. Те же исследования подтверждают, что для борьбы с ожирением следует распределять нагрузку организма калориями именно на утро и день (ссылки не дам, хотите - доказывайте обратное :)) ).

А вот старший мой братец к супам и завтракам не приучился и с желудком у него хуже, чем у меня :)) А с ожирением - лучше.

Вывод: регулярное следование жесткой маминой стратегии питания не только вредно, но и полезно :))

Disclaimer: я особый случай. жесткие методы воспитания мне очень даже показаны как личности, склонной к пограничным состояниям :))
22.04.2005 17:17:35, Karina M
гы - меня тоже (а кого из нашего поколения нет?) ПЫТАЛИСЬ кормить насильно, я же вообще могла не есть днями. Но объяснить, что мне НЕ НУЖНО такое кол-во еды- было нереально. Куча отрицательных эмоций в виде вылитых за шиворот супов, жирной корки на давно остывшем бульоне и ложечка за дядю Васю...ПОстоянные простуды....

Потом вдруг лет в 10 проснулся аппетит, и хотелось есть больше, чем полагалось "по норме". Начались походы по врачам (ребенок столько ест и не поправляется)анализы на глистов и на сахар.

Сейчас ем когда и сколько хочу (обычно больше чем средние люди) и ТТТ - тоже никаких проблем ни с чем.

И у сына моего, которому предоставлено право выбора количества еды с рождения, а ассортимента лет с 1,5 , тоже ТТТ никаких проблем. На педагогические призывы посторонних лет с 2 важно отвечает "Я сам регулирую".(раньше было- "регулирувую").
25.04.2005 14:19:20, Умп
:))) регулирувую - супер! :)) 26.04.2005 12:45:23, Svetlana:)
Ага, меня мама тоже кормила очень правильно и по режиму. В результате у меня с 4 лет был хронический холецистит и куча других проблем. Когда я вырвалась из-под родительской опеки и стала питаться "как попало" (только тогда, когда сама хочу, и только то, что хочу, и ровно столько, сколько хочу), все мои больные органы "чудом" исцелились. 23.04.2005 13:49:03, Nesemjana
У меня то же самое. И простуды прошли "вдруг". И дистония. Переросла ;-) 23.04.2005 16:33:23, Мария Д.
Karina M
Вот для таких как вы c Несмеяной и написан disclaimer :)

А вообще - я против абсолютов. Не люблю, когда звучит сплошной негатив. Я же не спорю, что еда насильно - это вредно. Но у всех свои тараканы. И иногда бывает гораздо сложнее и травматичнее (для ребенка) переделать себя и отказаться от насильной еды, нежели приучать к ней.

Я, например, зная за мамой такой грех (любовь кормить), именно этим доводила ее до истерики в подростковом возрасте. Хотя я сама поесть люблю и для меня это, в принципе, не было насилием - иногда было лень разогревать суп, но мамины установки позволяли ее преодолеть.

Если вы выросли в других условиях и живете в других условиях, для вас приемлема одна модель поведения. Но авторитетно клеймя позором активное кормление, можно удариться в другую крайность.

Собственно исключительно этому был посвящен мой изначальный пассаж.
25.04.2005 09:53:08, Karina M
Как бы сделать, чтоб у людей исчезла нафиг идея "авторитета"? Вот какую идею надо бы почаще... "клеймить позором" :-о 25.04.2005 15:07:45, Мария Д.
и не мечтай!
Покой нам только снится...
26.04.2005 12:47:28, Svetlana:)
Karina M
:))) верно подмечено!

Прямо даже не знаю, как поаккуратнее выразится...
Вообще-то, идея авторитета не так уж ужасна...

Продолжать не буду.
Я не диссидент - я просто бывший профессиональный консультант. :))
25.04.2005 18:30:26, Karina M
А меня в детстве били во дворе хулиганы, но синяков не осталось ни одного :-) И вообще тело в порядке... 22.04.2005 17:52:29, Мария Д.
Karina M
А еще Вы стали сильнее и опытнее!
Сплошной позитив!

Вы ведь не предлагаете не выпускать после этого детей на улицу?

Я просто призываю не относится к насильному кормлению как к чему-то фатальному. Нежелательно, но не фатально.

PS на ты можно?
22.04.2005 18:11:42, Karina M
Аргумент "и сейчас я в порядке" для меня вообще не значим. Люди - живучие твари :-) Moжно на ты. 22.04.2005 23:26:55, Мария Д.
Karina M
Мария, а тебе вообще нужны аргументы на тему кормления?
По-моему, у тебя сформировалось вполне четкое и осознанное отношение к вопросу, подкрепленное положительным опытом.

А для кого-то (у кого это мнение только формируется) такой вывод может оказаться единственной возможностью взглянуть на вопрос с несколько иной точки зрения.

Я за всесторонее рассмотрение вопроса. Вполне допускаю, что для кого-то отказ от регулярного кормления по модели "как положено"/"как все" будет весьма деструктивен как для мамы, так и для ребенка. Путь наименьшего сопротивления не всегда порочен - наши ограниченные ресурсы надо распределять эффективно.
Могу развить тему, но, по-моему, идея понятна.
25.04.2005 10:07:36, Karina M
Да понятно :-) Нежные ростки новых идей могут быть затоптаны народом, который уже лет пять ежедневно дискутирует примерно на эту тему. Всегда проблема с этим. Редко можно позволить себе разговаривать... в полный рост. 25.04.2005 15:09:22, Мария Д.
Да, люди живучие твари. И все равно хоть где-то человеку, но достанется. И от родителей тоже. Мне кажется полностью идеальных мам очень немного. Вот у меня шиза сейчас - воспитывать младшую с самого начала КЛАССНО(в меру способностей, конечно). А как выйдет - самой интересно. 23.04.2005 13:05:45, теоретик
Вот, помогите мне лучше, как почти идеальная мама :-) Вчера с дочкой поругались. Точней, я на неё наехала. У неё волосы длинные, почти до талии. Голову моет редко, расчёсывается тоже редко. Это обычно ничего, но на танцы и гимнастику ей нужны особые причёски, которые должна делать я. А я не люблю с волосами возиться. Тем более такими ;-) И что делать? Не придумывается. 23.04.2005 16:32:44, Мария Д.
Karina M
Из личного опыта бытия дочкой с длинными волосами :))

Дочка в каком возрасте? Гимнастика и танцы ей нравятся? Если уже достаточно сознателная, тогда предлагаю не делать прически на гимнастику и танцы.

Ну, не сразу, конечно, сначала объяснить, что неудобно расчесывать спутавшиеся волосы, что времени и сил уходит много, что сильно спутавшиеся волосы вообще выстригать придется, плюс риск заражения вшами (ну, для вас это экзотика, а у нас в метро можно подцепить) и т.д. и т.п.

Ну, а если все равно не хочет, тогда ее право насладиться выбором такого лохматого стиля жизни. Не пустят пару раз на занятия, может и задумается о чем.

В ответ надеюсь на подсказку, как приучить 4хлетнего пацана к зубной щетке - дать ему "насладиться" его решением не чистить зубы я не готова :)) Танцевальные и завлекательные шоу - мимо кассы. У меня подозрение, что разок он случайно сделал себе больно и теперь просто боится зубной щетки.
25.04.2005 10:16:07, Karina M
Если не помогают простые способы типа купить новую щетку, то первым делом нужно отказаться от решения проблемы в лоб и от надежд на легкое ее решение. После этого искать обходные пути. Вариант не чистить исключить. (хотя может стоит разобраться в мотивах своего желания чистить ребенку зубы. Если это кариес, то одно, а если просто потому что надо, то можно было бы еще подождать. Мы не чистили лет до шести точно и потом все приучение прошло легко и безболезненно, в то время как вещи, которые я начинала, пока ребенок был еще не готов, до сих пор и мне и ей снятся в страшных снах.) Значит решили чистить. Можно некоторое время чистить яблоком(просто грызть его), объясняя, что яблоко трет зубки и снимает с них микробов. А потом полоскать водой. Яблоко не всегда есть(говорим это ребенку) - иногда можно потереть зубки тряпочкой. Попробовать вариант пальцем с пастой. Вообще можно пробовать разными предметами, типа жгутиков, пока в голову не прийдет, что щеткой удобно. В общем, запастись терпением и потратить на это дело энное количество времени.

25.04.2005 17:43:00, теоретик
Karina M
О, отлично. Спасибо большое!
Пока так и делаем - на ночь чистим яблоком, утром пока не как :((
Мотивы мои просты - удаление запаха изо рта плюс приучение к гигиене.

А про терпение - золотые слова! Вы, кстати, не знаете магазинов, торгующих терпением? Психотренинги не предлагать! :)
25.04.2005 18:34:07, Karina M
Меня этот и подобные вопросы как раз заботят. Но это такая деликатная тема... разве что мылом. 25.04.2005 21:40:58, теоретик
В Штатах вшей гораздо больше я встречала, чем в России. Проблема: она ОЧЕНЬ ХОЧЕТ заниматься. Про волосы понимает, причёсываться согласна, но просит именно меня помочь. А иногда в машине, скажем, заснёт по дороге на занятие, а надо быстро что-то соорудить; после сна чувствительность повышена, пищит, ругается :-) И просит.

Про зубы - надо проверить тип зубов; не всем так критически нужна чистка :-) Есть специальные таблетки, окрашивающие налёт в красный цвет, его тогда видно. Попробуйте. Если зубки редкие, их можно протирать тряпочкой вместо щётки. Ну, и щётка должна быть наимягчайшая, паста вкусная, это понятно, вместе с ребёнком эти все причиндалы покупать. Некоторым детям нравятся электрощётки.
25.04.2005 15:14:38, Мария Д.
Karina M
Ну, не знаю тогда, что с волосами делать. Думаю, надо продолжать демонстировать, что, в принципе, мне это делать не хочется. Я тоже не люблю машинки катать, ну не нравится мне это бестолковое занятие! Я б лучше почитала ему что... Ан нет...

С щеткой решено. Пойдем покупать сами красивую мягкую щетку. Электрощетка ему очень понравилась (у соседей), но исключительно в качестве дрели. :))
25.04.2005 18:36:55, Karina M
я тоже для баланса :)- ничего страшного не произойдет, елси он некоторое время не почистит зубы. Я своему разрешаю вечером не наводить чистоту, если он устал , и тем более если говорит, что пойдет спать прямо сейчас.

Из вариантов: можно продемонстрировать утренний запах изо рта :)), можно чистить пальцем и пастой, можно просто рот полоскать, и т.д.
25.04.2005 14:26:04, Умп
Karina M
Я пока вынужденно соглашаюсь именно с таким подходом :))

А как продемонстрировать запах? Свой, что ли?
25.04.2005 18:43:13, Karina M
Why not? :))) 26.04.2005 09:19:35, Умп
Ну, расспросить сначала - действительно было когда-нибудь неприятно? И из-за чего? Жесткая щетка - царапается? Или широкая слишком - щеке больно?
И предложить выбрать, найти подходящую щетку- пойти с ним в аптеку и предложить на выбор - что понравится. Может, несколько даже попробовать. Важно, чтобы сам нашел что-то удобное, подходящее. И - положительно подкреплять первое время :))
25.04.2005 14:00:49, Svetlana:)
Karina M
Она у него, кажется, скользнула как-то и щеку ударила.
С совместным поиском щетки согласна. Спасибо
25.04.2005 18:44:03, Karina M
А может ему просто зубная паста не нравится? Многие зубные пасты, даже детские очень жгучие (ментоловые). Моя чистит только Дракошей. Она очень мягкая и похожа по запаху на её любимые творожки. Вот, кстати, можно пойти и выбрать именно с ним зубную пасту. Жаль, в магазине понюхать нельзя. 25.04.2005 10:24:31, ЛиЛеЛё
а я не понюхав, такие вещи не покупаю :)- если не тот запах, не могу пользоваться потом 25.04.2005 14:22:00, Умп
Karina M
Мы вообще без зубной пасты пытаемся чистить. Паста - это вообще из области фантастики. Неприятие идет уже на уровне щетки - он ее видеть не хочет, не то, что в руки брать. :((( 25.04.2005 10:28:22, Karina M
Может с щеткой тоже. Выбросьте эту и пусть выберет себе в магазине. Сделайте акцент на том, что он выберет себе мягкую, нежную щеточку. Моя в тон пасте выбрала щетку-дракошку. Еще у нас была щетка-киска. 25.04.2005 10:37:22, ЛиЛеЛё
Если Вас в обычной жизни устраивает, что она с грязными волосами ходит, то не вижу никакого повода для ругани. Просто потому что Вам не хочется с прической возиться? 25.04.2005 09:30:23, ЛиЛеЛё
Да, не хочется возиться с грязными волосами, дочка просит причёску И пищит, когда расчёсываю, неприятно это МНЕ. Мои желания ведь не менее важны, чем желания ребёнка... 25.04.2005 15:10:40, Мария Д.
моей дочке хорошо помогали спреи. у нее очень токая кожа, и очень тонкие волосы. Много мучились. пока она сама не научилась расчесываться, а мне остается только сделать бан. 26.04.2005 00:16:26, Mockingbird
Попробуем такое, есть "взрослый" спрей, но как-то невнятно работает... 26.04.2005 05:05:27, Мария Д.
Это решается легко. Найдите хорошую расческу(щетку).
У меня после "раскваса" головы левая часть очень-очень чувствительна. В детстве было сущая каторга, пока не появилась хорошая массажная щетка.
25.04.2005 22:18:15, Караул
Чем хорошая щётка отличается от плохой? У меня куча щёток, вроде все одинаково работают, но они все грошовые. 26.04.2005 05:04:02, Мария Д.
Индивидуально все:-) Для меня важно чредняя жесткость. Сильно мягкая - бесполезно, слишком большое усилие прилагаешь, жесткая - не приятно прыгает по голове и тянет волосы.
И длинные волосы надо расчесывать не от головы, а от концов( на всякий случай).
26.04.2005 10:17:07, Караул
Про концы я догадалась :-) На каком-то этапе. А с жёсткостью надо экспериментировать, даже не думала, что она разная бывает. Вот ведь :-) 26.04.2005 10:21:00, Мария Д.
СМ
Я еще не просто начинаю с концов, но беру прядки за примерно середину ОЧЕНЬ крепко, так, чтобы вычесывание концов не "передавалось" выше. Правда, волосы у нас средней длины, но принцип, я думаю, тот же. 27.04.2005 13:27:03, СМ
а еще хорошо не щетку, а плоскую расческу с редкими, очень редкими зубцами. это я как бывшая жертва говорю :)
долго жила с волосами до попы. Если длинные и еще вьющиеся, то уж лучше заплетать косы/косу от мытья до мытья, тогда еще есть шанс расчесать.
26.04.2005 16:09:37, Умп
Спасибо! 26.04.2005 17:05:56, Мария Д.
Ну, у меня с этим проще, мне всегда доставляет удовольствие, если я могу выполнить просьбу своего ребенка.
То что пищит, конечно неприятно, но здесь просто надо стараться делать все не торопясь (тогда уходит проблема с пищанием).
25.04.2005 16:22:58, ЛиЛеЛё
А я не знаю возраста дочки :). От этого зависит степень ответственности, на которую она способна. Первое, что приходит в голову, это спокойно объявить, что с грязными волосами она останется без прически, либо пойдет на танцы лохматая, либо на танцы не пойдет. И пусть выбирает.
А моя мама несколько месяцев по утрам заплетала волосы дочке соседки и своей хорошей подруги. Та сказала, что заплетать не будет и все, ей надоело, но тут нашелся добрый человек. А она нам всем уколы делала, когда нужно было.
24.04.2005 22:31:14, теоретик
Меня мама тоже кормила правильно и с желудком у меня порядок. А вот насчет жестких методов не знаю, что сказать, я в этом еще не определилась. Скажу только то, что сейчас я вообще не могу есть так, как едят все члены моей семьи - правильно и вовремя. Я могу не есть целый, могу натрескаться мяса ночью. Отдыхаю после детства:). Желудок иногда страдает, но при наличии чувства меры не сильно. 22.04.2005 17:29:44, теоретик
Tatulya
как всегда - супер! 22.04.2005 11:48:17, Tatulya
кроме кормления-я поступаю примерно также

ни один нормальный ребенок, если он здоров и не смертельно устал, не скажет, что хочет спать :)

с едой-никогда не поощрала съесть больше или меньше, как только смог держать ложку-стал есть сам. В полтора года помню, по утрам я еще спала, а он сам открывал холодильник и вытаскивал оттуда свой кефирчик :)
22.04.2005 10:44:54, Умп
Karina M
Могу высказать свое, очень субъективное мнение.
Так уж сложилась моя жизнь, что я довольно часто прибегаю к манипулированию людьми, и только недавно (не без помощи моего сынишки) научилась отслеживать и контролировать это.

Манипуляция (и такие ее разновидности, как агитация, реклама, PR, пропаганда и т.п. и т.д.) - это инструмент. Инструмент для достижения Ваших целей. И, надо отметить, далеко не самый совершенный инструмент - скажем так, уже не топор, но еще не ювелирный молоточек :).

Поэтому, когда Вы ставите перед собой цель (уложить спать, накормить, погулять с ребенком), надо четко осознавать, насколько Вам важна эта цель и какими средствами Вы готовы ее достичь (не забывая при этом, что это Ваша цель и Ваше решение, которое Вы принимаете за другого человека, а стало быть, несете за это решение ответственность).

Cоответственно, чем больше в вашем арсенале этих средств и виртуознее владение ими, тем больше шансов достичь цели наименьшими усилиями с минимальными побочными эффектами.

К чему я это все? К тому, что Вы уже освоили один хороший, практичный способ укладывания/кормления/гуляния. У него есть одно маленькое но - он не дает возможности человеку самому дойти до мысли о необходмости спать/есть/гулять. Стало быть, рано или поздно Вы придумаете другой способ, благодаря которому ребенок сам сможет принимать такие решения, без Ваших "танцев с саблями".

Да, здесь, безусловно, надо еще оглядываться на возраст, но, по-моему, это очевидно (надеюсь, можно не расписывать)
22.04.2005 10:19:44, Karina M
Карина, я не просто согласна с Вами, а готова подписаться под каждым словом. Мне действительно так удобно в данный момент - но это не значит, что так будет всегда. Эти вопросы уже витают в моей голове, но пока возраст позволяет не спешить с переменами. Вот например, что мне не нравится. Иногда дочка вроде хочет спать - мостится на подушку или лезет в кроватку. А не самом деле она хочет есть. Когда до меня это доходит, я кормлю ее и она бодро-замечательно проводит еще часа три до сна. То есть она не может разобраться в своих чувствах. Впрочем в какие-то моменты она открытым текстом говорит ням-ням, это меня и успокаивает, что постепенно все наладится. 22.04.2005 16:34:24, теоретик
Karina M
Спасибо за коммент.
А по поводу "не сразу разобраться в чувствах" - ну так такой "тюнинг" на волну друг друга у вас всю жизнь происходить будет. Дочка или Вы не радиоприемник, который однажды настроился на волну вещания и все. Так что это естественный процесс.

По себе могу сказать, что если в 1.5 года Вы уже способны думать о том, что делается сейчас и как развивать отношения в будущем, то это вообще супер. Я в Темкины полтора могла только радоваться тому, что удалось поспать 3 часа подряд. Какие уж там думы о будущем...
22.04.2005 16:56:05, Karina M
Ну так у меня же вторая. Я сейчас отдыхаю :). С первой я до двух лет ни разу не высыпалась. А в два года с небольшим я напрочь отменила дневной сон и все проблемы с ночным моментально исчезли. 22.04.2005 17:32:56, теоретик
Согласна с написанным ниже, что сомнения вызывают только игры с едой. Единственное что, если у вас удается играть все меньше и меньше, то тут все нормально, обычно же эти процедуры со временем растягиваются до бесконечности. 22.04.2005 08:51:32, ЛиЛеЛё
Мне кажется, первое и третье - это точно не манипулирование. Это как раз помощь в переключении. А со вторым не уверена... С одной стороны, я считаю, что ребенок такого возраста еще пока физически не может усидеть на месте молча столько, столько надо, чтобы поесть. С другой, мне всяческие запарки по поводу питания абсолютно чужды - захочет - поест, не захочет - не поест. Я во время еды разрешаю смотреть мультики, но сам процесс не контролирую совершенно. 22.04.2005 08:06:22, Best
1 - какой вопрос, такой ответ. Это уже ниже обсуждали. Зачем спрашивать, если вы уверены, что ребенку уже пора спать. Хорошо тут работают приятные ритуалы - у кого-то ванна пред сном (мою дочку ванна только возбуждает), у кого-то сказка, у кого-то книжка...
2 - про еду. я считаю, что с едой игрушки плохи. у меня никаких игрушек: не хочешь есть - до свидания. какое такое ухудшение самочувствия может наступить, если ребенок пропустил один прием пищи?
Сейчас дочке 2.5. я ее кормлю, только если она сама попросит. Причем она уже знает, что будет есть, благо у нас выбор скудный, разносолов для нее, с ее дерматитом, не предусмотрено. А в садике как ее хвалят! Ест лучше и быстрее всех :)
22.04.2005 02:24:38, Маграт
2 - очень простое ухудшение самочувствия. Я думала так же, как Вы, до тех пор, пока не познакомилась со своим ребенком, которому иногда если забыть ненавязчиво намекнуть в определенный момент, что он хочет есть, он впадает в специфическое состояние: серия истерик на ровном месте до изнеможения и с полным отказом принять любое предложение, в том числе - предложение поесть. Такое нечасто бывает, но мне хватает. Так что я периодически (особенно когда сын увлечен чем-то и страшно занят) действую, как автор с подушкой, как бы невзначай выхожу на кухню и возвращаюсь с тарелкой еды, которую ставлю от ребенка на расстоянии руки, и постепенно она исчезает. Это, конечно, не вкладывание ложкой в рот, но и сыну уже 4, а понадобилось бы - и вкладывала бы. Ему бывает не до того, чтобы поесть, а не нужны ни мне, ни ему, сложно даже сказать, кому больше. Кстати, прекращаются они тоже непедагогично - здоровым куском шоколада или мороженого. Видимо, гликемия быстро поднимается. Только его еще надо умудриться всучить, и тут уже не до размышлений, манипуляция или нет, быть бы живу. 22.04.2005 23:39:53, U
Скорее, не манипуляция, а здравый смысл. 24.04.2005 22:32:36, теоретик

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!