Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Простые и сложные сказки. Продолжение

от Яся 11.7.2000
====
Меня очень заинтересовал разговор о сказках и вот возник вопрос, маша там написала, что в 2,5 года ребенку читала Черную курицу и т.п. Я вот своей тоже читала... До 3,5 лет всякие такие книжки, а в 3,5 она мне сказала, что хочет наконец понимать о чем речь в книжках и мы вернулись к Маше и медведю и т.д. Ведь ребенок не понимает 90% слов в серьезных сказках!
===

Я, к сожалению, пропустила всю последующую дискуссию, поскольку была на даче, а так хочется ответить сразу всем и на все! :)

1) Имхо, "колобок", кроме того, что это скучная сказка еще и непонятен совершенно и неактуален - мама не печет колобков. Все эти "по сусекам скребен" - устанешь объяснять. И, главное, про космические корабли сейчас, пожалуй, актуальней :) Если уж все равно объяснять...

2) Кроме содержания сказки, есть еще ее художественная ценность. Та самая музыка текста. Если читать простые предложения откуда потом в речи возникнут сложноподчиненные? Если вольно или невольно ограничивать набор слов только или почти только понятными - откуда возьмется широкий словарный запас?

3) Одна и таже "сложная" сказка повторяется много-много раз. В разных вариантах. Книги, кассеты (аудио), кубики, игрушки и т.д. Может конечно и не понимает, но наизусть уже цитирует. Хотя и не "Черную курицу", конечно. Но вот "Дюймовочку", которую начали читать года в полтора сразу без всяких адаптаций - вполне.

4) И чисто психологическое развитие темы: Я никак не могу избавиться от мысли, что мой ребенок осваивает родную речь так же, как я учила английский. Только я это делала более осознанно и, к сожалению, меньше по времени :) Что делают чтобы расширить словарный запас? Слушают кассеты. В начале вообще ничего не понятно, а через 3-5 прослушиваний по контексту начинаешь уже улавливать суть и догадываться о значении непонятных слов... Не поэтому ли у меня Ксюха гораздо охотнее слушает сказки по третьему-четвертому разу? И совершенно точно как я иностранный текст по началу улавливает его лишь кусками? Например, Алиса из страны чудес - это та, которая "падает, падает, падает". За то ее и любит :)

Но мне проще в том, что ребенок готов слушать все что угодно. Лишь бы читали. Сидеть и слушать. У меня, к сожалению, терпение кончается гораздо раньше :(

С другой стороны, я не люблю читать. Я не хотела учиться читать. Не потому ли, что мне слишком долго читали колобка?

Все это скорее вопросы, чем ответы.
15.07.2000 16:23:03,

14 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Добавлю, что тоже с 2 лет читала дочке сложные сказки. казалось, она все понимала. Но сейчас ей 4 года, она очень развитая, но мы вернулись к "Репке", "Колобку"... Мне кажется, в этих сказках есть что-то успокаивающее, уютное. И ребенок готов слушать их много раз. НЕ СПЕШИТЕ! Дайте ребенку побыть ребенком, пока он еще ребенок! А сложные сказки он сам успеет прочитать... 17.07.2000 08:53:50, Дина Т.
В "сложной", с нашей, взрослой, точки зрения, авторской сказке - только частный случай тех общих законов мироздания, которые отражены в "простых" народных сказках.
Ребенок воспринимает мир целостно, обобщенно. "Маша и медведь", "Три медведя", "Колобок" и т.д. - это сказки, в которых отражены законы, общие для всех. Это создает у ребенка ощущение безопасности, уюта, защищенности.
17.07.2000 10:43:06, Элла Прокофьева
Сейчас я выскажу не свое мнение, а мнение намного более старшего и мудрого человека - русской фольклористки, у которой я очень многому научилась.
Кстати, это прозвучит в унисон с темой Шин о дислексии и дисграфии.
Покидая материнскую утробу, ребенок вступает в мир, не оснащенный картой этого мира, не имея никаких ориентиров и знаний об устройстве этого мира, а только проводника - собственную мать, которая в кратчайшие сроки (до 5-7 лет) должна оснастить его всем необходимым для самостоятельного путешествия по тропинкам знаний и лабиринтам человеческих взаимоотношений.
Первое, что ребенок усваивал, еще находясь в колыбели, это ПРОСТРАНСТВЕННОЕ и ВРЕМЕННОЕ расположение объектов окружающего мира и свое собственное (в детском саду дети это усваивают чуть ли не в последнюю очередь). Колыбельные песни, пЕстушки, потешки, обращенные к ребенку, обеспечивали ему целостное мировосприятие и ощущение СВОЕЙ ВКЛЮЧЕННОСТИ в общий порядок мироздания.

Теперь выскажу свое мнение.
К 1,5 годам, если ребенок самоопределился, хорошо ориентируется в пространстве, знает название частей своего тела, ощущает их, различает простейшие временные понятия, например, ДЕНЬ - НОЧЬ, если он отделил себя от окружающего мира и выработал свое к нему отношение, он способен воспринимать тексты о других.
"Колобок" - это сказка о том, как такой вот самоопределившийся персонаж выкатился из родного дома, покатился по дороге жизни, встретил на своем пути "чужих", и что с ним случилось после того, как он необдуманно поступил
с лисой.
Его съела чужая, лиса, то есть забрала к себе, а если бы он не поторопился, то остался бы у бабки с дедкой (съесть на языке сказки - забрать к себе, а не пищеварительный акт. Дед не есть хотел, а хотел ребеночка).
Это типичный мотив ГРАНИЦЫ между безопасным домом и опасным лесом. В "Маше и медведе" этот мотив меняется. Девочка не послушалась, убежала в лес, попала к медведю, она еще недостаточно была готова пространственно, чтобы не заблудиться, но сообразила использовать медведя (чужого взрослого), чтобы вернуться домой.
Эта тема очень интересная. Можно долго об этом говорить. Важно - научиться расшифровывать смысл, заложенный в сказке. Тогда вы поймете, в каком возрасте какую сказку читать ребенку.
16.07.2000 08:22:38, Элла Прокофьева
Элла, спасибо, вы очень полно рассказали то ,что мне попадалось в разрозненных кусочках: объяснения неободимости потешек и "глупых сказок", хорошее их восприятие детьми 16.07.2000 18:25:25, Шин
Хочу реабилитировать Колобка!!!

Во-первых, на мой взгляд, как сказки про воробушка, который просил ветки воробьшку покачать, ветки не хотели, он позвал коз ветки драть и т.д., так и Колобок - сказки для засыпания. Все эти многократные повторы, удовольствие, получаемое ребенком от знакомого текста - все это для сна. Успокоительное, так сказать. Действительно, если ребенку слишком долго читать только колобка, то он может затормозиться в развитии, однако...

Во-вторых, даже столь примитивное произведение содержит гораздо больше бытовых и полезных подробностей (как приготовить колобок, например), чем книжки о космических кораблях.

В третьих, достаточно прочитать внимательно хотя бы Колобка, чтобы иметь представление о том, как устроена жизнь. Судите сами - смерть неизбежна (или дед бы съел, или лиса слопала); от судьбы не уйдешь (бежал от деда попал к лисе); хвастаться нехорошо (меньше бы хвастался и от лисы бы убежал); если однажды пронесло, нельзя надеяться, что будет везти всякий раз и если долго везет, надо становиться осторожней, а не беззаботней (встретил несколько лопухов, да и расслабился); не надо думать, что все глупее тебя (лиса); позитивный опыт ничему не учит (если б его хоть кто-то куснул, лиса бы не съела) и т.д. и т.п.

Художественная ценность сказки (и не только сказки), на мой взгляд, вовсе не в длине и сложности предложений. Если отвлечься от давно навязшего в зубах смысла и просто с удовольствием проговорить "по амбарам метен по сусекам скребен на сметане мешон в теплом масле пряжен" (или пряжон?, а, не важно), то музыка-то слышится. Просто мы так к этому привыкли, что эти слова проходят мимо центра удовольствия :)).

Не идет речь о том, чтобы колобком ограничиться. Но, есть такой момент, что сказки, сказки именно народные, к которым, кстати, относятся и сказки братьев Гримм, это не только коллективный опыт поколений, это нечто такое первобытное, такой шаманский опыт, ох, мне трудно объяснить, могу, но долго будет... Можно сказать, что это язычество, живущее в нас и сказки помогают его отработать и пережить, чтобы на нем росло что-то более сложное интеллектуально, но более простое по сути, потому что именно мир сказок не умопостигаем, как подсознание, а авторские сказки, это немного другое. Это уже сознание.

Эх, трудно дается адаптация под объем конфы, но, надеюсь, немножко понятно, что я хотела сказать :))
15.07.2000 19:08:46, Яся
Угу, понятно, я тоже так думаю... 16.07.2000 21:05:55, Шин
[пусто] 16.07.2000 16:43:32
Чуждость-близость дело наживное.
Для меня монастыри были тоже сказочным аксесуаром, пока не сьездила и не пожила в этой атмосфере. На меня по-прежнему народные танцы и пляски действуют не лучше кошачьего концерта.
А вот к сказкам удалось пробраться с другого конца, через понимание общности мифов и тому подобное.
17.07.2000 09:12:09, Оля
Шутки шутками, а информации такое количество, что все равно на все время не хватит. Поэтому придется выбирать либо колобок, либо космические корабли (я намеренно утрирую). Так вот я все-таки уверена, все тоже самое можно дать и на другом материале. Более приближенном к современной жизни.

И еще один момент. У меня ребенок знает и колобка, и репку и многие другие сказки, которые меня так утомляют. Мы же не в изолированном мире живем. Ксюха, например, ходила в садик в группу развития (что-то типа адаптационной). Угадайте какие сказки им там читали? А с сентября она и вовсе на полный день пойдет... И бабушки тоже предпочитают все, что попроще. Ну-ка покажите мне хоть одного взрослого, который не знает сюжетов основных русских сказок?
16.07.2000 17:02:49, Маша
Маша! Пока дети маленькие, они сами просят знакомые сказки потому, что вокруг действительно слишком много новой информации. Это же для них ритуал слушать перед сном бесхитростные (а на самом деле самые древние и загадочные) сказки. Как только у них начнется естественный инф.голод, они будут просить что-нибудь новое и посложнее.
Зато на всю жизнь у них останется изустно передаваемая тайна русской культуры, прививка от бесчисленных трансформеров и т.п. Может тогда он предпочтет Норштейновского Волчка с "Баюшки-аю"?
18.07.2000 20:42:42, Егор
Маша! Это не проще!
Эти сказки НАСТРОЕНЫ на развитие ребенка определенного возраста.
Это - база психического развития.

17.07.2000 10:18:10, Элла Прокофьева
Ярослава М.
Вот то то и оно! Чтобы ребенок был в курсе, приходится рассказывать и читать то, что лично мне не близко. Кстати, не так давно, как говорят в рекламе, "открыла для себя" утилитарную пользу сказок. Сын разгулялся, надо было увести домой. Стала рассказывать "Колобок". Во-первых, порадовалась, что очень много повторений, не надо голову ломать, рассказываешь в автоматическом режиме. Во-вторых, наконец-то поняла, почему Колобку ни с того ни с сего приспичило всем песни петь - когда поешь, а не просто говоришь, гипнотический эффект сильнее. 17.07.2000 09:26:19, Ярослава М.
Я встречала таких. Страна-то большая,
люди разные.
17.07.2000 08:20:50, Оля
Как это не грустно, учителя в школах говорят, что многие дети приходят в школу без какого-либо понятия о самых простых сказках.:((( Их родители заняты зарабатыванием денег или просто не читают книг:((( 16.07.2000 19:45:34, НаташаВ


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!