Раздел: Развитие детского мозга

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Склад ума

К вопросу о формализации решения задач (не только в первом классе, но и по жизни :-)). Интересно, а с какого примерно возраста можно понять, технический склад ума у ребенка или гумманитарный? Честно говоря, мне хотелось бы понять это пораньше, чтобы легче было объяснять что-то и отвечать на его вопросы. Просто мне, например, гораздо понятнее, когда понятие формализуется, довольно абстрактно. А моя мама, чистокровный гумманитарий :-), всегда пыталась мне объяснять на интуитивно-эмоциональном уровне, меня это раздражало и я ничего не понимала из ее объяснений. При чем примерно с начальной школы. При этом ей объяснять с позиции логики и закономерностей тоже бесполезно. Мне хочется понять склад ума своего ребенка для избежания такого непонимания :-), но я не пойму, из чего и какие выводы уже можно сделать :-)
22.11.2004 11:44:08, Ranny

26 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Крамольная мысль, может быть, наоборот, нужно поощрять то, что даётся нелегко, чтобы упражнялись и развивались разные части мозга, накапливались навыки, обогащался опыт? 23.11.2004 23:32:53, Любовь Геннадьевна
Я поощряю все, к чему есть интерес, но ничего пока не навязываю. В школу пойдет - там навязываний хватит, а пока он в "свободном плавании" :-) 24.11.2004 00:29:02, Ranny
У меня сын начал говорить поздно. И до сих пор есть проблемы в трёх языках. Но ему с года очень легко давались логические головоломки и задачи: прочертить лабиринт, соединить детали, различие в картинках, карты месности, головоломки игры с палочками. Если ему сейчас просто намекнуть как правильно решить математический пример, немедля это сделает, и это знание перекинется на другие примеры и задачи, т.е. досаморазвивается. А с языками было трудно всегда - не скажу что плохо говорит, но... Дочь сейчас ей 4 года с сентября ходит в подготовительную школу английского, с года поёт песни на трёх языках, играется словами и быстро сооображает ( получили четвертной табель - отличница :) Собирает пазлы на 1000 кусочков, но вот с математикой, по-моему, не очень. По одному единственному примеру не строит логической цепи с другими и сидит с выпрошающим взглядом. Брат её, различие в картинках находит за полсекунды, ей нужна минута на размышления ( больше на разговоры). Может мальчишки и девчонки все такие, но сын явно с нелингвистическим уклоном, а дочь не математик ( хотя надеемся на улучшения). 23.11.2004 17:34:18, Картинка
Я не помню, с какого возраста я поняла, что дочка - не технарь ( сейчас 9), а вот, что сын, как мне кажется именно технарь, я поняла еще до года, хотя сейчас в свои 3.5 он практически не умеет считать (несмотря на наши усилия его научить). Но все-таки скалад у него технический. А как иначе объяснить его тягу к технике, к инструментам и в частности к машинам, при том, что у нас машины нет, никто водить не умеет, на машине он ездит несколько рах в год? 23.11.2004 11:15:49, hanhi
ну тяга к машинкам еще ни очем не говорит, по-моему, мой с года любил ходить и заглядывать под днище автомобилей настоящих, про игрушечные молчу вообще.. но вот собирать конструктор - ему не интересно и никогда не было, единственное, что он любит собирать роботов из ЛЕГО :) А вот папа его (истинный технарь) с измальства все собирал-разбирал, конструировал и т.д.. машинками особо не интересовался :)) Про меня вообще ничего сказать было нельзя, любила ролевые игры с куклами (не дочки-матери) класса до 5-го, любила выступать на сцене, петь песни, учить стихи и заниматься английским, хорошо писала сочинения, но гуманитарий из меня никакой :) Так что на счет дочки еще можете запросто ошибиться :)) 24.11.2004 08:21:04, Елена Д.
Тяга к машинам - это мальчишеское, хотя мне не понятно, почему :-) Я ребенку в год-полтора специально покупала одинаково машинки и куклы, но играл он только в машинки. Самой интересно, это, наверное, в Y-хромосоме заложенно :-) 23.11.2004 11:50:38, Ranny
Мне в детстве покупали куклы, а я хотела машинки. Если попадались машинки, то играла только в машинки. Все детство проводила в мальчишеских кампаниях с лазаньем по заборам, деревьям, казаки-разбойники, войнушки и т.д. У мя нет Y-хромосомы ;) 23.11.2004 12:27:11, Tiri
Я же не писала ТОЛЬКО Y-хромосомы :-) 23.11.2004 13:26:25, Ranny
а на самом-то деле, меня всегда интересовал этот вопрос, от чего считается мальчикам - машинки, девочкам - куклы. Меня это интуитивно раздражет, но объяснений у меня нет. 23.11.2004 15:04:55, Tiri
во-во, мой в куклы тоже любит играть, правда игры у него все-равно мальчишеские :) с ужасом наблюдала как его псевдо-барби размахивает ногами с эелементами карате в вечернем платье :))
а вот машины, оружие - это все-равно "в крови", уж не знаю почему, видимо, это символы мужественности..
24.11.2004 08:24:14, Елена Д.
Я же выше написала - сама в качестве эксперимента одинаково покупала и то и другое, когда совсем маленький был. Бабушкиного влияния не было - мой ребенок на 100%. Но он САМ играл только в машинки. Из кукол - только мягкие игрушки, их бросать можно.... На сколько я поняла - ему нравилось их КАТАТЬ, возможно - управлять предметом. Подружка у него была того же возраста - ей нравилось кукол ОДЕВАТЬ. Да и себя тоже - говорила маме, что хочет одеть, что не хочет. Моему юноше до сих пор это параллельно - что выдам из одежды, то и одевает, разве что картинка сильно понравится на футболке, тогда может захотеть одеть эту футболку.... В общем, факт остается фактом, а почему - сама не знаю :-) 23.11.2004 21:57:06, Ranny
моему 8, но я до сих пор не знаю, какой у него "склад" :) Некоторые вещи надо объяснять, раскладывая "по полочкам", некоторые описывая эмоционально или в виде образов, он воспринимает и так и так. Другое дело, что сейчас видно, что математика ему дается легче, чем словообразование, вернее словосочетание :) мне, например, то и другое давалось легко, что задачки решать, что языком болтать на бумаге :)) что рисовать, так что я и сама не знаю какой у меня склад ума, откуда же это узнать про ребенка? 23.11.2004 09:04:05, Елена Д.
<математика ему дается легче, чем словообразование> - а это не может еще и от учителя зависеть? я только класса после 6-7 поняла, что математика мне гораздо ближе, но у нас была очень сильная учительница русского и литературы, некоторые правила я до сих пор помню вместе с примерами :-))), хотя я в принципе довольна безграмотна, интуитивно правильно писать не получается.... а уж литературный стиль отсутствует в принципе :-) 23.11.2004 11:11:22, Ranny
как раз с грамотностью у нас (тьфу 3 раза) проблем нет, он не умеет именно связывать слова в предложения, вернее очень этого не любит.. составить предложение - проблем нет, вот составить связанный текст, да.. 24.11.2004 08:14:29, Елена Д.
Направить на срочное решение реальной доступной проблемы. Например, моя младшая сестренка в 8 лет починила видеомагнитофон - когда в нём застряла кассета, она МОЛЧА достала папин ящик с инструментами, взяла отвёртку, и... Мы обалдели все, но она отвинтила корпус, вытащила плёнку, всё свинтила как надо и видео заработало!!! Сейчас ей 19-ый год, она живёт в Нью-Йорке и может быстро и чисто интуитивно починить практически всё - комп, мясорубку, синтезатор... Вот маминому мужу что-то в машине наладила... При этом хрупкая девочковая девочка, которую в детстве под пытками учили музыке и водили на балет... 23.11.2004 01:43:23, Пингвин и ПингВишенка (5 мес.)
Я сама такая, как Ваша сестренка :-) 23.11.2004 11:06:53, Ranny
Я бы проанализировала нынешнюю ситуацию - сейчас он понимает Ваши объяснения? А объяснения вашей мамы или подобные им? Что лучше воспринимает? 22.11.2004 14:54:01, Svetlana:)
С бабушками - напряженка, они далеко и общаются с ним редко. Муж вот любит лекции читать, даже на тему музыкальной школы "эта пластинка ксилофона издает другой звук, так как получается звуковая волна другой частоты" :-))) Но это, конечно, перебор, музыку на частоты раскладывать, хотя сейчас и композиторы этим занимаются.... В общем, я страюсь более интуитивно объяснять, ребенку 5 лет все таки, но не пойму - то ли язык изложения получается доступнее, то ли правда ему нужно меньше все по полочкам расскладывать.
Рисовать ребенок любит всякие схемы и сложные последовательности (вот здесь это произошло, потом это, потом вот тут это и т.д.). Это может говорить о любви к логическим постороениям? :-)
Вообще, интересно, есть какие-нибудь конкретные признаки, говорящие о складе ума? Типа тестов, может быть.... :-)
22.11.2004 15:28:47, Ranny
Есть люди, у которых, в силу различных причин, не развито логическое мышление, таких людей иногда ошибочно называют "гуманитариями". Ошибочно потому, что в гуманитарных науках умение мыслить логически не менее важно, чем в точных.

Есть такой популярный американский тест, измеряющий "коэффициент интеллекта" - IQ. Фактически этот тест измеряет способность к логическому мышлению. Так вот, людей с низким показателем IQ не называют "гуманитариями" а называют другим словом. Кстати, решать задачки подобные тесту IQ можно научиться, тем самым повысив свой "показатель интеллекта". Так что развивайте у Вашего ребенка способность к логическому мышлению, и у вас не возникнет "непонимания". Удачи!
22.11.2004 12:10:09, мама-аня
Боюсь, не все так просто :-) IQ - тест, на мой взгляд, не показатель, так как задачи там сильно однотипные и их можно НАУЧИТЬСЯ решать. И с логическим мышлением - боюсь, что не соглашусь. Так как люди, его не имеющие, очень часто обладают прекрасным художественным вкусом или умеют хорошо писать и, главное, делают это без напряжения, по наитию. Им логика не нужна в принципе, и IQ - тест тем более :-) Если у человека, одаренного художественно, развивать логический подход, то можно лишить его таланта, не хочу этого для своего ребенка :-) 22.11.2004 12:28:59, Ranny
Может дело не в противопоставлении логики и художественных способностей, или технорей гуманитариев, а в более тонких вещах? Например, преобладание в мышлении аналититеских или синтетических способностей.
У меня пример из жизни. Я и моя подруга по универу - стили мышления разные абсолютно. Готовимся к экзамену: У меня в голове максимально упрощенные, формализованные "голые" схемы ответа. Потом, уже готовясь отвечать на конкретный вопрос, я нагружаю этот каркас деталями. У нее в голове - для каждого вопроса какой-то яркий, эмоционально насыщенный цельный образ. При подготовке она уже этот образ "причесывает" и выстраивает в некой логичной последовательности. То есть подходы - абсолютно разные. Результаты весьма успешные в обоих случаях. С логикой к обеих все в порядке. А уж если мы с ней вдвоем работу какую-нибудь делаем, или доклад - это вообще супер творческий союз получается :)
А может и не надо выделять, какой тип мышления более свойственен, а стараться развивать и то, и другое? Например, как дочка будет описывать картинку: одним емким предложением суть происходящего? перечисляя мельчайшие детали сюжета? выражая свое отношнеие к происходящему? Потом можно наводящими вопросами обратить внимание на другие возможные способы рассказа.
ps: это так, поток мысли, личного опыта с детьми в этой области нет :)
22.11.2004 16:24:01, Лёка_
На счет аналитических или синтетических - интересно, наверное, Вы правы... мне лично, например, всегда легче было запомнить принцип, чем что-то конкретное (ни одной исторической даты в голове удержать не могу, не вижу логики :-))))
Но дело в том, что сыну 5 лет только и у него по определению свое вИденение мира, то есть он обращает внимание совсем не на то, на что я. Например, во втором Шреке он вообще не запомнил кота-Бандереса, от которого мы просто балдели с мужем, зато прекрасно запомнил голубя, впечатавшегося в стенку :-) Те есть он видит не сюжет в целом, а несколько маленьких сюжетиков, некоторые из них запоминает очень хорошо. Но, мне кажется, для детей это нормально.
В общем, я пытаюсь проанализировать его представления о жизни, но не уверена в правильности своих выводов. Про аналитический или синтетический подход нужно понаблюдать - правда интересно :-)
22.11.2004 18:43:33, Ranny
Не слыхала, чтобы кто-то кого-то мог лишить имеющегося художественного таланта. И если у Вашего ребенка художественный талант - то почему Вы собсно забеспокоились насчет его логического мышления? Если сами же считаете что оно(мышление) губительно для его таланта? 22.11.2004 14:09:47, мама-аня
У ребенка пока не понятно, какой талант, ему 5 лет и он талантлив во всем :-)
А художественный талант нужно развивать - у меня перед глазами пример абсолютно безрамотного (в профессиональном смысле) инженера с прекрасным художественным вкусом. Но начинать заниматься живописью профессионально в 50.... Если только в стиле детского творчества :-)
Но дело даже не в развитии, а в том, на каком языке разговаривать со своим ребенком, если хочешь, чтобы он понял то, что ему объясняешь :-)
22.11.2004 14:45:40, Ranny
Думаю 1)это только на практике проверяется Вами лично - каждый день, 2) если у ребенка иной склад ума - Вы свой склад ума, свой подход и свои объяснения менять будите? Нет! Так что вопрос беспредметный имхо.
А тесты IQ применимы лет с 10 кажется.
22.11.2004 15:36:35, ТаньЯ
Менять свой способ общения буду легко - у меня богатая практика общения со своей мамой :-))))
Вообще, конечно, это проблемой назвать нельзя - скорее любопытство с практической подоплекой. В этой конфе много интересных практических советов дают, может и мне повезет :-)
22.11.2004 15:53:31, Ranny








18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!