Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: Психология рисунка
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Психология рисунка: пол
Рисовать дочка начинает так: проводит жирненькую линию, это для неё "пол". Точней, граница между полом и стеной: часть предметов и персонажей потом стоят на этом полу. Вчера она с каким-то нажимом говорила, что очень важно вот именно так делать, сначала пол. Преподавательница рисования не одобрила, но вместе мы решили поискать, что это значит :-) Итак - что значит этот "пол", перво-наперво появляющийся в рисунке?
15.10.2004 16:17:53, Мария Д.
30 комментариев
А Осорина? Она ведь тоже про это писала.
Просто процитирую, чтоб смысл не потерялся:
"Однако уже в возрасте между тремя с половиной и четырьмя годами ребенок делает следующий шаг: он начинает представлять пространство листа как пространство Мира, который должен быть определенным образом организован для того, чтобы туда можно было поселить персонажей. Под ногами у них обязательно должна быть земля, а над головой должно быть небо.
Линия «земли» может быть проведена коричневой или зеленой чертой, но может быть «набрана» из вертикальных черточек — травинок, из цветочков или грибочков. Для ребенка важно, чтобы была реализована в каком-либо виде идея почвы под ногами, опоры, на которой все держится.
Линия «неба» может изображаться синей чертой или полосой, но может состоять из горизонтального ряда птичек, самолетов, звезд, солнц, облаков — все эти элементы воплощают идею неба, верха, находящегося как крыша надо всем. А между небом и землей размещаются в ряд персонажи. Они стоят таким образом, чтобы каждый был в полноте своей самости — целиком, во весь рост и не загораживая друг друга.
Такая композиция называется ленточной, или фризовой. Первым описал фризовую организацию рисунков детей-дошкольников советский искусствовед А.В. Бакушинский в 1925 году (Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925). Она заинтересовала его как историка искусства своим сходством с композиционными принципами древнеегипетских изображений.
Для психолога же важно то, что фризовая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги. В этом мире главным структурообразующим принципом является вертикаль — разделение листа на верх, середину и низ. Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства, который воплощен в различных культурах в образе Мирового Древа с его кроной (верх), стволом (середина) и корнями (низ). Как мы видим, это также самая ранняя в истории развития отдельного человека (в онтогенезе) пространственная схема, при помощи которой ребенок пытается построить модель обитаемого мира."
Хотя эту книжку ты мне рекомендовала, т.е. я дада тебе ссылку на тебя саму, не очень полезно...
А вообще, Катины рисунки мне ОЧЕНЬ нравятся! 15.10.2004 18:19:21, Sofia I
Просто процитирую, чтоб смысл не потерялся:
"Однако уже в возрасте между тремя с половиной и четырьмя годами ребенок делает следующий шаг: он начинает представлять пространство листа как пространство Мира, который должен быть определенным образом организован для того, чтобы туда можно было поселить персонажей. Под ногами у них обязательно должна быть земля, а над головой должно быть небо.
Линия «земли» может быть проведена коричневой или зеленой чертой, но может быть «набрана» из вертикальных черточек — травинок, из цветочков или грибочков. Для ребенка важно, чтобы была реализована в каком-либо виде идея почвы под ногами, опоры, на которой все держится.
Линия «неба» может изображаться синей чертой или полосой, но может состоять из горизонтального ряда птичек, самолетов, звезд, солнц, облаков — все эти элементы воплощают идею неба, верха, находящегося как крыша надо всем. А между небом и землей размещаются в ряд персонажи. Они стоят таким образом, чтобы каждый был в полноте своей самости — целиком, во весь рост и не загораживая друг друга.
Такая композиция называется ленточной, или фризовой. Первым описал фризовую организацию рисунков детей-дошкольников советский искусствовед А.В. Бакушинский в 1925 году (Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925). Она заинтересовала его как историка искусства своим сходством с композиционными принципами древнеегипетских изображений.
Для психолога же важно то, что фризовая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги. В этом мире главным структурообразующим принципом является вертикаль — разделение листа на верх, середину и низ. Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства, который воплощен в различных культурах в образе Мирового Древа с его кроной (верх), стволом (середина) и корнями (низ). Как мы видим, это также самая ранняя в истории развития отдельного человека (в онтогенезе) пространственная схема, при помощи которой ребенок пытается построить модель обитаемого мира."
Хотя эту книжку ты мне рекомендовала, т.е. я дада тебе ссылку на тебя саму, не очень полезно...
А вообще, Катины рисунки мне ОЧЕНЬ нравятся! 15.10.2004 18:19:21, Sofia I
"Преподавательница рисования не одобрила..."
Ну, вот:), жаль, что сразу не спросили, что именно не так:)
Было бы проще обсуждать...
Что важно, для точки отсчета, с точки зрения преподавателя рисования?
Возможно, фон? Возможно, что-то другое?
Надо узнать.
Возможно, это что-то важное, что дочка не понимает и просто отрицает.
Ладно. Абстрагируемся от преподавательницы рисования, хотя:), мне, например, очень интересно и хотелось бы узнать, что она имела в виду.
Итак, что такое пол?
Элементарная точка отсчета. Ориентир.
Важно разобраться, что дает этот ориентир в восприятии пространства именно Вашим ребенком, как она строит свой рисунок дальше, и почему не опирается на ориентир (какой?), данный преподавателем рисования...
15.10.2004 17:36:23, Элла Прокофьева
Ну, вот:), жаль, что сразу не спросили, что именно не так:)
Было бы проще обсуждать...
Что важно, для точки отсчета, с точки зрения преподавателя рисования?
Возможно, фон? Возможно, что-то другое?
Надо узнать.
Возможно, это что-то важное, что дочка не понимает и просто отрицает.
Ладно. Абстрагируемся от преподавательницы рисования, хотя:), мне, например, очень интересно и хотелось бы узнать, что она имела в виду.
Итак, что такое пол?
Элементарная точка отсчета. Ориентир.
Важно разобраться, что дает этот ориентир в восприятии пространства именно Вашим ребенком, как она строит свой рисунок дальше, и почему не опирается на ориентир (какой?), данный преподавателем рисования...
15.10.2004 17:36:23, Элла Прокофьева
Преподаватель хочет главного персонажа. Вокруг которого разворачивалась бы сцена, и в последнюю очередь - пол :-) Я ей уже распечатала объяснялки про полы и горизонты, дам в следующий раз, она толковая. Дочка отрицает центральность фигуры. Я ей уж притчу рассказала, как садовник перед приездом императора оставил один цветок.
Дочка обозначает сцену, мне кажется. ПЕРЕД этой линией. Горизонт.
И ещё вопрос: у неё в рисунках такие вот висящие в пространстве окошки часто:
На другом - ночь, окно, развеваются занавески, на окне кошка. Пола и потолка нет, всё закрашено тёмно-синим, одно небо то есть. Интересно, но странно. 16.10.2004 03:59:29, Мария Д.
Дочка обозначает сцену, мне кажется. ПЕРЕД этой линией. Горизонт.
И ещё вопрос: у неё в рисунках такие вот висящие в пространстве окошки часто:
На другом - ночь, окно, развеваются занавески, на окне кошка. Пола и потолка нет, всё закрашено тёмно-синим, одно небо то есть. Интересно, но странно. 16.10.2004 03:59:29, Мария Д.
Ты уверена, что в последнем описании синее - это небо?
Еслит да, то у меня в детстве часто были такие мысли, как эта. И даже мерещились окна в небе :) У меня это было связано с религиозными исканиями (они у детей очень рано начинаются, причем почти у всех). Это очень хорошо, имхо, что там кошка и занавески - т.е.то, что за небом, представляется вполне добрым и расположенным к человеку.
Не факт, что это так, но просто как версия - может быть, твоя дочка на той стадии осознания мироустройства, когда ей хочется увидеть то, что "за" миром, за тканью бытия, так сказать?
Я бы в такой ситуации больше говорила с ребенком о религии или подсовывала читать хорошую фантастику, но это, ясное дело, чисто моя личная была бы реакция, по воспоминаниям, в чем я сама нуждалась в детстве. 17.10.2004 15:33:30, Janet
Еслит да, то у меня в детстве часто были такие мысли, как эта. И даже мерещились окна в небе :) У меня это было связано с религиозными исканиями (они у детей очень рано начинаются, причем почти у всех). Это очень хорошо, имхо, что там кошка и занавески - т.е.то, что за небом, представляется вполне добрым и расположенным к человеку.
Не факт, что это так, но просто как версия - может быть, твоя дочка на той стадии осознания мироустройства, когда ей хочется увидеть то, что "за" миром, за тканью бытия, так сказать?
Я бы в такой ситуации больше говорила с ребенком о религии или подсовывала читать хорошую фантастику, но это, ясное дело, чисто моя личная была бы реакция, по воспоминаниям, в чем я сама нуждалась в детстве. 17.10.2004 15:33:30, Janet
У своих нашла, не знаю чье:-)
Вы совсем не одиноки.В вашем варианте некой мистики больше:-) 17.10.2004 01:21:45, Караул
Вы совсем не одиноки.В вашем варианте некой мистики больше:-) 17.10.2004 01:21:45, Караул
"Это очень красиво. И реалистически. Похоже на русский стиль". Катя сказала.
17.10.2004 16:02:16, Мария Д.
А что про русский стиль, как ты думаешь? Когда она сказала, действительно, посмотрела - очень :-) У меня визуальное слишком слабо для таких сообщений. И потом ещё долго что-то мне про русскость рассказывала...
17.10.2004 20:16:33, Мария Д.
Судя по рисунку, на который я сейчас смотрю, она сначала нарисовала окно, а потом уже повела, с обеих сторон от него, линию горизонта.
Или я не права?
А можно, и тот, ночной рисунок посмотреть?
Да, и еще притчу про садовника и императора расскажите, пожалуйста... 16.10.2004 07:08:26, Элла Прокофьева
Или я не права?
А можно, и тот, ночной рисунок посмотреть?
Да, и еще притчу про садовника и императора расскажите, пожалуйста... 16.10.2004 07:08:26, Элла Прокофьева
Да, так и рисовала. Вот рисунок ночи:
У мудреца был сад, полный прекрасных нарциссов. Слава о нём росла и достигла императора, который пожелал увидеть цветы и известил мудреца о дне своего приезда. Перед днём приезда мудрец срезал все цветы, кроме одного, самого близкого к совершенству, выражающего сущность нарциссов. Император сначала разгневался, а потом проникся.
Заметила странное. Дома дочка рисует крупных персонажей. А на занятиях - мелких. Банальное объяснение - там фокус на технике, так что микроскопия даёт больше контроля. Но сомненья есть :-) 16.10.2004 14:43:21, Мария Д.
У мудреца был сад, полный прекрасных нарциссов. Слава о нём росла и достигла императора, который пожелал увидеть цветы и известил мудреца о дне своего приезда. Перед днём приезда мудрец срезал все цветы, кроме одного, самого близкого к совершенству, выражающего сущность нарциссов. Император сначала разгневался, а потом проникся.
Заметила странное. Дома дочка рисует крупных персонажей. А на занятиях - мелких. Банальное объяснение - там фокус на технике, так что микроскопия даёт больше контроля. Но сомненья есть :-) 16.10.2004 14:43:21, Мария Д.
Ух ты!
Мои ассоциации - прошлое, наполненное любовью и разными впечатлениями, будущее, наполненное активностью и разнообразными проектами, между ними - настоящее, окно в мир, в котором сейчас самое важное - жизнь (живое существо), пока еще не до конца понятная, и все это - погружено в весьма волнующую и "романтичную" Вселенную, охватывающую наше пространство и время, да еще и с черными дырами :)))
Супер! Кате привет! 16.10.2004 23:01:59, Svetlana:)
Мои ассоциации - прошлое, наполненное любовью и разными впечатлениями, будущее, наполненное активностью и разнообразными проектами, между ними - настоящее, окно в мир, в котором сейчас самое важное - жизнь (живое существо), пока еще не до конца понятная, и все это - погружено в весьма волнующую и "романтичную" Вселенную, охватывающую наше пространство и время, да еще и с черными дырами :)))
Супер! Кате привет! 16.10.2004 23:01:59, Svetlana:)
Спасибо. Дыры изначально были жёлтые, но поверх синего фона... А когда на рисовании начинают на такие вот штуки внимание обращать, персонажи мельчают :-)
17.10.2004 01:46:37, Мария Д.
Тут, мне кажется, еще что может быть - диссоциация. Дома как бы свой мир отображается на бумагу. А когда преподаватель обсуждает - возможно, начинаешь со стороны смотреть на свое видение, и как бы "отодвигаешь" картинку от глаз. Вот они и смотрятся меньше. Зато взгляд шире :))
17.10.2004 13:34:18, Svetlana:)
17.10.2004 13:34:18, Svetlana:)
То есть, опять: окно. И вокруг - ночное освещение. Уже без линии горизонта - ведь в ночи горизонт не виден:)
Чем окно не точка опоры?
И центральный персонаж у нас есть:)
Почему именно кошка, спрашивали?
По поводу крупных дома и мелких в студии.
Мельчить ребенок может, когда старается приспособиться к требованиям обучающего взрослого. В общем-то, без этого и красивого письма не получится.
Тут только важно не переборщить, с требованиями-то:)
Есть еще несколько лет для разбега:)
16.10.2004 18:43:09, Элла Прокофьева
Чем окно не точка опоры?
И центральный персонаж у нас есть:)
Почему именно кошка, спрашивали?
По поводу крупных дома и мелких в студии.
Мельчить ребенок может, когда старается приспособиться к требованиям обучающего взрослого. В общем-то, без этого и красивого письма не получится.
Тут только важно не переборщить, с требованиями-то:)
Есть еще несколько лет для разбега:)
16.10.2004 18:43:09, Элла Прокофьева
Кошка, потому что аллитерация "кошка на окошке" :-)
Да, я там всё время... Торможу лаптем, чтоб не разгонялись. Трудность в том, что у дочки техника (например, копирования чужого рисунка) довольно ничего, и соображалка в общем работает, то есть очень большой соблазн, прямо руки чешутся её ОБучать, и кажется, что можно много. А потом хряпсь... Осторожно надо, в общем. 16.10.2004 20:32:26, Мария Д.
Да, я там всё время... Торможу лаптем, чтоб не разгонялись. Трудность в том, что у дочки техника (например, копирования чужого рисунка) довольно ничего, и соображалка в общем работает, то есть очень большой соблазн, прямо руки чешутся её ОБучать, и кажется, что можно много. А потом хряпсь... Осторожно надо, в общем. 16.10.2004 20:32:26, Мария Д.
"Само по себе окно". Так же бывают предметы, висящие в воздухе сами по себе. Ещё говорит автор: "А можно импрессионизм и сюрреализм одновременно делать?"
16.10.2004 15:43:22, Мария Д.
А что? Очень даже логично, то что нарисуешь, должно же где-то стоять, иначе упадет :) Я когда-то училась в худ. школе, так мы пейзажи всегда начинали рисовать с линии горизонта - так это то же самое, что ваш пол. У девочки должны быть способности к рисованию (ИМХО)
15.10.2004 16:27:53, мама-аня
А есть дети, которые начинают сразу рисовать не от пола, а от потолка:)
В результате все напольное и подпольное - не умещается на рисунке:)
Их линия отсчета - небо, воздух.
Есть дети, которым нравится начинать рисовать с линии пола, вырисовывая над полом и под полом:)
Их линия отсчета - земля.
Есть дети, которые обожают сразу рисовать посредине.
Их линия отсчета - фон:) 15.10.2004 17:48:44, Элла Прокофьева
В результате все напольное и подпольное - не умещается на рисунке:)
Их линия отсчета - небо, воздух.
Есть дети, которым нравится начинать рисовать с линии пола, вырисовывая над полом и под полом:)
Их линия отсчета - земля.
Есть дети, которые обожают сразу рисовать посредине.
Их линия отсчета - фон:) 15.10.2004 17:48:44, Элла Прокофьева
Естественно:)
Линия земли, линия неба, а посредине - персонажи, домики, деревья, цветы и т.д.... 16.10.2004 07:45:57, Элла Прокофьева
Линия земли, линия неба, а посредине - персонажи, домики, деревья, цветы и т.д.... 16.10.2004 07:45:57, Элла Прокофьева
МБ это Основание? Чтоб не провалиться?
15.10.2004 16:26:55, СМ
Я сегодня порылась слегка. Похоже, это "горизонт" - потому что предметы стоят перед ним и загораживая его, и никогда не "за" ним. Но так как "горизонт" появился рано, он ещё символический, как "основания" бывают. Путаница уровней, как обычно у этого чудика :-)
16.10.2004 03:53:50, Мария Д.
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?