Раздел: Психология рисунка

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Психология рисунка: пол

Рисовать дочка начинает так: проводит жирненькую линию, это для неё "пол". Точней, граница между полом и стеной: часть предметов и персонажей потом стоят на этом полу. Вчера она с каким-то нажимом говорила, что очень важно вот именно так делать, сначала пол. Преподавательница рисования не одобрила, но вместе мы решили поискать, что это значит :-) Итак - что значит этот "пол", перво-наперво появляющийся в рисунке?
15.10.2004 16:17:53,

30 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
А Осорина? Она ведь тоже про это писала.
Просто процитирую, чтоб смысл не потерялся:
"Однако уже в возрасте между тремя с половиной и четырьмя годами ребенок делает следующий шаг: он начинает представлять пространство листа как пространство Мира, который должен быть определенным образом организован для того, чтобы туда можно было поселить персонажей. Под ногами у них обязательно должна быть земля, а над головой должно быть небо.
Линия «земли» может быть проведена коричневой или зеленой чертой, но может быть «набрана» из вертикальных черточек — травинок, из цветочков или грибочков. Для ребенка важно, чтобы была реализована в каком-либо виде идея почвы под ногами, опоры, на которой все держится.

Линия «неба» может изображаться синей чертой или полосой, но может состоять из горизонтального ряда птичек, самолетов, звезд, солнц, облаков — все эти элементы воплощают идею неба, верха, находящегося как крыша надо всем. А между небом и землей размещаются в ряд персонажи. Они стоят таким образом, чтобы каждый был в полноте своей самости — целиком, во весь рост и не загораживая друг друга.

Такая композиция называется ленточной, или фризовой. Первым описал фризовую организацию рисунков детей-дошкольников советский искусствовед А.В. Бакушинский в 1925 году (Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925). Она заинтересовала его как историка искусства своим сходством с композиционными принципами древнеегипетских изображений.

Для психолога же важно то, что фризовая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги. В этом мире главным структурообразующим принципом является вертикаль — разделение листа на верх, середину и низ. Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства, который воплощен в различных культурах в образе Мирового Древа с его кроной (верх), стволом (середина) и корнями (низ). Как мы видим, это также самая ранняя в истории развития отдельного человека (в онтогенезе) пространственная схема, при помощи которой ребенок пытается построить модель обитаемого мира."
Хотя эту книжку ты мне рекомендовала, т.е. я дада тебе ссылку на тебя саму, не очень полезно...
А вообще, Катины рисунки мне ОЧЕНЬ нравятся!
15.10.2004 18:19:21, Sofia I
Спасибо, я и забыла. Надо перечитать :-) 16.10.2004 04:00:20, Мария Д.
"Преподавательница рисования не одобрила..."
Ну, вот:), жаль, что сразу не спросили, что именно не так:)
Было бы проще обсуждать...
Что важно, для точки отсчета, с точки зрения преподавателя рисования?
Возможно, фон? Возможно, что-то другое?
Надо узнать.
Возможно, это что-то важное, что дочка не понимает и просто отрицает.
Ладно. Абстрагируемся от преподавательницы рисования, хотя:), мне, например, очень интересно и хотелось бы узнать, что она имела в виду.
Итак, что такое пол?
Элементарная точка отсчета. Ориентир.
Важно разобраться, что дает этот ориентир в восприятии пространства именно Вашим ребенком, как она строит свой рисунок дальше, и почему не опирается на ориентир (какой?), данный преподавателем рисования...
15.10.2004 17:36:23, Элла Прокофьева
Преподаватель хочет главного персонажа. Вокруг которого разворачивалась бы сцена, и в последнюю очередь - пол :-) Я ей уже распечатала объяснялки про полы и горизонты, дам в следующий раз, она толковая. Дочка отрицает центральность фигуры. Я ей уж притчу рассказала, как садовник перед приездом императора оставил один цветок.

Дочка обозначает сцену, мне кажется. ПЕРЕД этой линией. Горизонт.

И ещё вопрос: у неё в рисунках такие вот висящие в пространстве окошки часто:

На другом - ночь, окно, развеваются занавески, на окне кошка. Пола и потолка нет, всё закрашено тёмно-синим, одно небо то есть. Интересно, но странно.
16.10.2004 03:59:29, Мария Д.
Ты уверена, что в последнем описании синее - это небо?
Еслит да, то у меня в детстве часто были такие мысли, как эта. И даже мерещились окна в небе :) У меня это было связано с религиозными исканиями (они у детей очень рано начинаются, причем почти у всех). Это очень хорошо, имхо, что там кошка и занавески - т.е.то, что за небом, представляется вполне добрым и расположенным к человеку.
Не факт, что это так, но просто как версия - может быть, твоя дочка на той стадии осознания мироустройства, когда ей хочется увидеть то, что "за" миром, за тканью бытия, так сказать?
Я бы в такой ситуации больше говорила с ребенком о религии или подсовывала читать хорошую фантастику, но это, ясное дело, чисто моя личная была бы реакция, по воспоминаниям, в чем я сама нуждалась в детстве.
17.10.2004 15:33:30, Janet
Да, этого много. Исканий. Спасибо, не думала туда. 17.10.2004 15:57:37, Мария Д.
Описание последнего рисунка напомнило мне вот это. 16.10.2004 13:51:44, Караул
Тут окно является рамкой для картины :-) 16.10.2004 14:44:03, Мария Д.
У своих нашла, не знаю чье:-)
Вы совсем не одиноки.В вашем варианте некой мистики больше:-)
17.10.2004 01:21:45, Караул
"Это очень красиво. И реалистически. Похоже на русский стиль". Катя сказала. 17.10.2004 16:02:16, Мария Д.
Спасибо:-)
Катя молодец, очень верно все. От души за нее рада:-)
17.10.2004 16:38:28, Караул
А что про русский стиль, как ты думаешь? Когда она сказала, действительно, посмотрела - очень :-) У меня визуальное слишком слабо для таких сообщений. И потом ещё долго что-то мне про русскость рассказывала... 17.10.2004 20:16:33, Мария Д.
Красотищща! Дочке покажу. 17.10.2004 01:45:30, Мария Д.
Судя по рисунку, на который я сейчас смотрю, она сначала нарисовала окно, а потом уже повела, с обеих сторон от него, линию горизонта.
Или я не права?
А можно, и тот, ночной рисунок посмотреть?
Да, и еще притчу про садовника и императора расскажите, пожалуйста...
16.10.2004 07:08:26, Элла Прокофьева
Да, так и рисовала. Вот рисунок ночи:


У мудреца был сад, полный прекрасных нарциссов. Слава о нём росла и достигла императора, который пожелал увидеть цветы и известил мудреца о дне своего приезда. Перед днём приезда мудрец срезал все цветы, кроме одного, самого близкого к совершенству, выражающего сущность нарциссов. Император сначала разгневался, а потом проникся.

Заметила странное. Дома дочка рисует крупных персонажей. А на занятиях - мелких. Банальное объяснение - там фокус на технике, так что микроскопия даёт больше контроля. Но сомненья есть :-)
16.10.2004 14:43:21, Мария Д.
Ух ты!
Мои ассоциации - прошлое, наполненное любовью и разными впечатлениями, будущее, наполненное активностью и разнообразными проектами, между ними - настоящее, окно в мир, в котором сейчас самое важное - жизнь (живое существо), пока еще не до конца понятная, и все это - погружено в весьма волнующую и "романтичную" Вселенную, охватывающую наше пространство и время, да еще и с черными дырами :)))
Супер! Кате привет!
16.10.2004 23:01:59, Svetlana:)
Спасибо. Дыры изначально были жёлтые, но поверх синего фона... А когда на рисовании начинают на такие вот штуки внимание обращать, персонажи мельчают :-) 17.10.2004 01:46:37, Мария Д.
Тут, мне кажется, еще что может быть - диссоциация. Дома как бы свой мир отображается на бумагу. А когда преподаватель обсуждает - возможно, начинаешь со стороны смотреть на свое видение, и как бы "отодвигаешь" картинку от глаз. Вот они и смотрятся меньше. Зато взгляд шире :))
17.10.2004 13:34:18, Svetlana:)
О!!!!!!!!! Оно. Красота :-) 17.10.2004 16:02:49, Мария Д.
:-)) 17.10.2004 23:53:03, Svetlana:)
То есть, опять: окно. И вокруг - ночное освещение. Уже без линии горизонта - ведь в ночи горизонт не виден:)
Чем окно не точка опоры?
И центральный персонаж у нас есть:)
Почему именно кошка, спрашивали?
По поводу крупных дома и мелких в студии.
Мельчить ребенок может, когда старается приспособиться к требованиям обучающего взрослого. В общем-то, без этого и красивого письма не получится.
Тут только важно не переборщить, с требованиями-то:)
Есть еще несколько лет для разбега:)
16.10.2004 18:43:09, Элла Прокофьева
Кошка, потому что аллитерация "кошка на окошке" :-)

Да, я там всё время... Торможу лаптем, чтоб не разгонялись. Трудность в том, что у дочки техника (например, копирования чужого рисунка) довольно ничего, и соображалка в общем работает, то есть очень большой соблазн, прямо руки чешутся её ОБучать, и кажется, что можно много. А потом хряпсь... Осторожно надо, в общем.
16.10.2004 20:32:26, Мария Д.
Отличный рисунок, между прочим:-)
А что автор говорит?
16.10.2004 14:52:28, Караул
"Само по себе окно". Так же бывают предметы, висящие в воздухе сами по себе. Ещё говорит автор: "А можно импрессионизм и сюрреализм одновременно делать?" 16.10.2004 15:43:22, Мария Д.
А что? Очень даже логично, то что нарисуешь, должно же где-то стоять, иначе упадет :) Я когда-то училась в худ. школе, так мы пейзажи всегда начинали рисовать с линии горизонта - так это то же самое, что ваш пол. У девочки должны быть способности к рисованию (ИМХО) 15.10.2004 16:27:53, мама-аня
А есть дети, которые начинают сразу рисовать не от пола, а от потолка:)
В результате все напольное и подпольное - не умещается на рисунке:)
Их линия отсчета - небо, воздух.
Есть дети, которым нравится начинать рисовать с линии пола, вырисовывая над полом и под полом:)
Их линия отсчета - земля.
Есть дети, которые обожают сразу рисовать посредине.
Их линия отсчета - фон:)
15.10.2004 17:48:44, Элла Прокофьева
а есть дети, которые рисуют сразу землю и небо :) 16.10.2004 07:29:51, Шин
Естественно:)
Линия земли, линия неба, а посредине - персонажи, домики, деревья, цветы и т.д....
16.10.2004 07:45:57, Элла Прокофьева
СМ
МБ это Основание? Чтоб не провалиться? 15.10.2004 16:26:55, СМ
Я сегодня порылась слегка. Похоже, это "горизонт" - потому что предметы стоят перед ним и загораживая его, и никогда не "за" ним. Но так как "горизонт" появился рано, он ещё символический, как "основания" бывают. Путаница уровней, как обычно у этого чудика :-) 16.10.2004 03:53:50, Мария Д.


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!