Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Мусулунга

Про "нельзя"

Я всегда считала, что запрещая что-то ребенку, надо ему объяснить, почему нельзя делать то-то и то-то. Например, нельзя трогать розетку, потому что...
На родительском собрании в школе, психолог нам сказала, что для ребенка должны существовать "нельзя" без всяких объяснений. Раз взрослый говорит Нельзя, значит нельзя и всё. Не надо ничего объяснять, а ребенок не должен спрашивать, почему нельзя. Т.е. получается Нельзя, потому что нельзя. Она привела пример, что НЕЛЬЗЯ бегать в школе на переменах. Вот нельзя и все. А мне кажется, что ребенку легче будет примириться с этим "нельзя", если ему объяснить, что в школе много народу, что можно упасть, что можно толкнуть малыша и т.п.
Кто прав? Действительно не надо ничего объяснять?
20.04.2004 22:57:45,

11 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Ребёнок должен понимать, что в школе и в других старых системах существует много ИДИОТСКИХ правил. Точнее, причина была раньше и пропала, или обстоятельства изменились, или правило было нужно для одноразовой цели (мероприятия) и осталось. Если верить, что все школьные правила "хорошие", логические, имеют смысл, объясняемые - будет БОЛЬНО. На своей шкуре прочувствовала.

Но я бы ни в коем случае не стала говорить ребёнку "причина есть, но тебе её не скажут, слушайся так". Если причина есть - будем искать. Если причины нет, объявляем правило "беспричинным". "И дай нам Бог мудрости отличить одно от другого".

При этом на решение, выполнять правило или нет, влияют последствия выполнения и невыполнения, а не причины принятия правил...
21.04.2004 17:26:12, Мария Д.
Штуша
Вспомнилась то ли история, то ли анектод. Сидит ребенок и проговаривает возможные последствия "опасных" действий: "Иголку нельзя брать - уколешься, нож нельзя брать - порежешься, пульт от телевизора нельзя брать - папа попу нашлепает" :)) 22.04.2004 10:31:19, Штуша
Кстати, перемены в школах именно для того и существуют, чтобы дети младших классов бегали. Слишком много в них энергии. И обязательно надо давать им выплескивать ее. Если ребенок постарше, то действительно, надо объяснять. Но обычно, дети пострарше бегают в ситуациях действительно нужных. 21.04.2004 07:57:31, LaLin
абсолютно согласна.неудачный был примерчик у психолога. 21.04.2004 11:46:05, надяМ
Я присоединяюсь к сказанному ниже.
Меня (как психолингвиста) подобные трактовки вообще умиляют.
Нельзя бегать в школе на переменах.
А что, на уроках - можно бегать? А прыгать - можно? Именно в этой школе нельзя? Или закон такой есть в государстве - в школе не бегать? А бегать - вообще нельзя или - если пожар, то можно? И т.д., и т.п. - я еще могу два десятка уточнений задать, и все равно найти способ обойти утверждение.
Тем более, что любой ребенок знает, что реально (физически, скажем, или когда никто не видит) бегать-то МОЖНО. В смысле, никаких жутких последствий это в большинстве случаев не влечет. А учительница говорит - нельзя. Очевидных вещей, что ли не понимает? Полное взаимонепонимание.
Лучше бы объяснили, чего на самом деле хотят от детей - тишины, или чтобы друг друга не толкали, или чего там еще могут хотеть. А совсем хорошо было бы, если бы учли еще и детскую физиологию - что после долгого сидения детям НЕОБХОДИМА физическая разрядка. И обеспечили бы место и время для нее. В некоторых школах специально вводят после одного-двух сидячих уроках физкультурные паузы, подвижные занятия и т.п.
Я своим всегда объясняю последствия, и стараюсь еще и показать на примере, что и как можно с той же розеткой делать - да, пальцы совать в дырочки не стоит, а сбоку потрогать - можно, а штепсель тоже можно - но вместе со взрослыми. И ребенок уже в год прекрасно все усваивал, и сейчас в два я за него не особенно волнуюсь, он у нас совершенно не "аварийный" ребенок, самое интересное - с опасными вещами действительно зовет взрослых, если ему что надо. И не капризничает, если в цейтноте скажешь ему - "Я тебе потом объясню".

В принципе, я читала что-то такое - что должны быть безусловные запреты, мол, ведь и взрослые подчиняются самым разным "нельзя". Но вот с ходу даже пример не могу привести, чему же такому взрослые так безусловно подчиняются. Да, многие подчиняются, не задумываясь. Но ведь это их собственный выбор. Те, кто задумывается - в чем-то находят смысл, от чего-то отказываются полностью, а с чем-то выбирают мириться ради каких-то значимых вещей. А это совсем не то, что - подчиняться не понятно чьему запрету.
21.04.2004 03:08:17, Svetlana:)
Олеандра
С таким удовольствием прочитала...
А с сыном я договорилась по поводу беготни на переменках: чтоб никого с ног не сбивать и чтоб учителя не видели :-)) Разговор состоялся после того как он, "послушавшись" учителя, просидел все четыре перемены за партой... Устал, конечно, в этот день силно очень...
21.04.2004 09:44:14, Олеандра
:)) 21.04.2004 12:10:20, Svetlana:)
Есть хорошее лото: дорожные знаки-символы и картинки, иллюстрирующие действие этих знаков в конкретных ситуациях.
Мы с детьми (на подготовке к школе) обсуждаем, что значит знак запрещающий (красный круг): "нельзя" (картинка к знаку иллюстрирует, почему нельзя - что получится при нарушении этого "нельзя"), что значит знак, предупреждающий об опасности (красный треугольник): например, осторожно, впереди скользкая дорога, или дорогу могут переходить коровы:) и т.п. (к знаку-символу - поясняющая картинка), и что значит знак информирующий (синий прямоугольник, внутри - символ) - что впереди просто нечто, помогающее тебе в твоем продвижении, например, можно перекусить или остановиться на ночевку в кемпинге и т.п.
Работает отлично.
20.04.2004 23:51:46, Элла Прокофьева
Tiri
и еще: если ребенку не объяснять причину, то обычный-нормальный-любопытный ребенок просто САМ захочет узнать ПОЧЕМУ нельзя. Хорошо если речь идет о беготне на перемене, а если речь идет об оголенных проводах, искрящейся проводке, газовой печке и т.д.? 20.04.2004 23:22:41, Tiri
Ясень
Знаете, может в этом что-то и есть, я стараюсь не давать пояснений в духе "можно упасть, можно толкнуть", потому что это содержит в себе эллемент программирования. Вообще, объяснения типа "в этом месте такие правила" - иной раз имеют смысл, если слишком мало времени на то, чтобы объяснить степень серьезности запретов и ужасности последствий (ибо объяснение происхождения запрета для умного ребенка не слишком сильный довод, он же знает, что он не упадет, не толкнет и т.д.). 20.04.2004 23:21:02, Ясень
Tiri
Я каждый свой запрет подтверждаю объяснением почему "нельзя". Никогда не задумывалась для чего я это делаю, просто считаю это правильным. Сейчас задумалась. Наверно это нужно делать для того, чтобы ребенок рос не растением, которое выращивают на огороде для своих целей, а рос думающим человеком, способным отвечать за свои поступки и самое главное мог анализировать их.

У меня трехлетка и пока еще приходится повторять причины каждого "нельзя" каждый раз, но когда плохое настроение (ну бывает такое) отвечаю "просто нельзя", после чего на мой вопрос "зачем ты это сделал?" он отвечает "просто сделал". Вот и думайте к чему может привести "просто нельзя".

Дети разные конечно бывают, но мой гораздо быстрее примет запрет, если будет знать причину, часто замечаю за ним такое: подойдет к печке, руку протянет, на полпути остановится и говорит вслух "там напряжение, может сделать больно" и убирает руку...
20.04.2004 23:18:19, Tiri

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!