Раздел: Нужна консультация психолога

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Жука

А вот если ребенок НИЧЕМ не интересуется

А вот если ребенок НИЧЕМ не интересуется - бывает? И что делать?
Софие моей 4,8. Все, что ни предложи – ей не нравится.
Танцевать не хочет, отказывается даже сходить посмотреть как другие дети это делают (думала – может так зацепит?), рисовать – ходим раз в неделю, но без энтузиазма и дома никогда сама не рисует, раскрашивает только картинки. Предлагаю рисовать – говорит «не умею», причем даже если крайне редко и нарисует что-нибудь – тут же с ожесточением зачеркивает со словами «не так, не красиво же, я не умею как надо» (клянусь, я никогда не критиковала ее рисунки, наоборот, всегда говорила, что каждый человек, художник, рисует по-своему, не бывает «как надо», откуда это у нее?). Не любит слушать музыку НИКАКУЮ – мой любимый джаз (впрочем, как и любую другую музыку) пытается сразу же выключить – как только добирается до кнопки. Не любит учить стихи, вернее не учить, а рассказывать их, запоминает-то она наверняка, ведь поправляет же меня, если я «вдруг» ошибаюсь. НИКОГДА ничего не пересказывает, если попросить - ни когда я ей прочитала что-то, ни когда она сама прочитает пару предложений, тут же заявляет – «я ничего не помню». Пыталась заинтересовать ее шахматами – нет, полное отсутствие интереса. Что еще – рассматривали альбомы с живописью – интереса нет. Не подумайте только, что это выглядит так: «а сегодня мы играем в шахматы (учим стихи) и точка!» (железным голосом). Нет же, я выбираю момент, предлагаю ей в паузах между ее обычными ролевыми играми в куклы, ложусь с ней на пол (сажусь рядом за стол, в кресло, вплетаю в разговор с таинственным видом и т.д. и т.п.).
Я хватаюсь за любую проявленную ею инициативу (исключая просмотры мультов и компьютерных игр – здесь жесткие ограничения, мульты не более часа в день, компьютер – только по выходным и тоже не более часа) – и ничего не выходит.
И еще у нее есть одна странность, которая меня страшно волнует, я даже теряюсь и не знаю как поступать – иногда, если что-то не по ее желанию, она впадает в гнев и может сама ударить себя (довольно сильно!!) по голове, по попе, укусить себя за руку – со словами «я плохая, я гадкая!». Бог мой, я никогда не говорила ей таких слов, тут же либо кидаюсь утешать ее и говорить, что она не такая, а хорошая, что нельзя себя бить и так говорить на себя! Это похоже на манипулирование мною – но как поступать и проявление чего это, я не понимаю.
25.03.2004 15:27:36,

18 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Моей Марине 4 года, оч. похожа на Софию характером:)) Ничего сильно страшного в том, что ребенок не хочет делать что-то напоказ(петь, танцевать, читать стихи) не вижу, вы наверное и сами не оч. напоказ поете? Хотя нелюбовь к музыке и просьба выключить "вашу дурацкую музыку" меня тоже удивляет. Но вы меня удивляете больше - четырехлетний ребенок хочет играть, а Вас это напрягает??????????????????????????? Дайте ей время на игры, она имеет на это право! Куклы, животные, обустройство их дома - это же прекрасно! Радуйтесь жизни вместе с ребенком, вот и все, не надо ее переделывать под себя, она же уже человечек, любите ее такой, какая она есть и она перестанет кусать себя;(( 26.03.2004 15:04:11, ElenaP
Может, Вы сами сильно зациклены на её проблемах? Вас это сильно волнует всё? Внутренне?

< Не подумайте только, что это выглядит так: «а сегодня мы играем в шахматы (учим стихи) и точка!» (железным голосом). Нет же, я выбираю момент, предлагаю ей в паузах между ее обычными ролевыми играми в куклы, ложусь с ней на пол (сажусь рядом за стол, в кресло, вплетаю в разговор с таинственным видом и т.д. и т.п.).
Я хватаюсь за любую проявленную ею инициативу (исключая просмотры мультов и компьютерных игр – здесь жесткие ограничения, мульты не более часа в день, компьютер – только по выходным и тоже не более часа) – и ничего не выходит. >

Мне показалось, что у Вас внутри сидит сильное беспокойство.
25.03.2004 19:38:10, безымянная
Напишите, пожалуйста, примерное расписание ребёнка. Ну, как проходит её день, в будни и выходные. 25.03.2004 15:58:09, Мария Д.
Жука
В будни она с няней. Но с ее расписанием я знакома :)
2 раза в неделю (понедельник и четверг, вечер) – няня отводит ее бассейн.
2 раза в неделю (среда и пятница, утро) – у нее детская игровая гимнастика, тоже няня отвозит
1 раз в неделю – рисование (это в воскресенье, вожу я, занятия проводит художник, они сидят за мольбертами. Ну, рисование – это сильно сказано, тему и, скажем, контур рисунка задает он им, рисуя, к примеру, дерево карандашом – затем говорит им: пришла весна, прилетели птицы, расцветают цветы – и они уже вокруг этого дерева рисуют сами кто как может, выбирая цвета. Видела я в щель – как она это делает: вертит головой, что делают другие дети, иногда ждет его «подталкиваний»: Соня, нарисуй травку, Соня, а облака есть у тебя? Вот в таком духе все. Последний раз это была «работа точками», то есть была тема «Африка» и нарисованная пальма и верблюд художником, они все это разукрашивали, ставя кисточками точки. В принципе, когда она там, ей нравится, сборы на рисование – не нравятся и если бы я не напоминала, она бы и не ходила туда, подозреваю.
Вечерами я прихожу с работы около 19. До «Спокойной ночи» - наше время. Занимаемся с ней всем подряд: иногда она тащит свои раскраски ко мне на кухню, включает аудио-сказки, иногда играем в настольную игру, иногда занимаюсь с ней по «Игралочке» (Петерсон, кажется) – решаем задачки, предматематика такая. Точно знаю, что все это она готова променять на игры в куклы. На ночь всегда читаем, она – заголовки рассказов, сказок и стихов, я – сами рассказы, вслух, разумеется.
Днем с няней они чаще всего играют в ее любимые куклы (строят им спальни, кухни, квартиры и т.п.), иногда читают, иногда лепят (редко, она не очень любит). Два раза в день выходят гулять.
Не знаю, это ли расписание Вы имеете ввиду?
В выходные дома папа (в будни она его не видит практически, очень редко он успевает приходить к ее засыпанию – тогда с него «3 истории на ночь», это ее терминология, уж не знаю точно, что он ей рассказывает, но, судя, по обрывкам фраз – притчи какие-то:)
Я – человек довольно жесткий в смысле дисциплины, у них с папой бывают «зАговоры» против меня :), но я всегда говорю ей что она хорошая девочка, что я всегда люблю ее, хотя иногда сержусь. Я знаю, что иногда она может специально упасть и хныкнуть, чтобы я подошла пожалела ее, это очевидно. Но когда она впадает в гнев и начинает свое членовредительство, я теряюсь.
25.03.2004 17:29:15, Жука
Спасибо за подробный ответ. Итак, по скромным подсчётам, "ничем не интересующийся" ребёнок занимается:

- плаванием
- игровой гимнастикой
- рисовательными играми, раскрасками
- аудиосказками
- настольными играми
- развивалками вроде "игралочки"
- играми в куклы
- чтением на ночь
- лепкой
- гулянием

"Всё это она готова променять на игры в куклы" - и чтение, и гуляние, и бассейн? Как у вас происходит отделение "обязательных" дел от "по желанию"?

И ещё предложение. Попробуйте положить в доступном месте (на холодильник?) папочку, и туда каждый вечер записывать, чем занимались с дочкой. Пусть няня тоже записывает, если её это не напугает :-) Лучше, конечно, Вы записывайте с её устных рассказов. Да, и потом гляньте в эту папочку через месяц. Это ОЧЕНЬ интересно. Если много времени на интернете проводите, можно дневничок завести он-лайн. Но папка удобна тем, что другие люди могут тоже пользоваться.

25.03.2004 22:59:13, Мария Д.
Жука
Да, практически всегда она на предложение начать собираться куда-то (будь то бассейн, рисование или даже просто гуляние)отвечает: "а играть, я же еще и не поиграла совсем, хочу играть" (имеются в виду куклы или игрушечные животные, которым она бесконечно обустраивает "жилье"), то есть получается, что практически любой выход из дома ("развивающий", в моем понимании) - превращается в обязательный, а не по желанию. А, с другой стороны, она бесконечно готова проводить время в гостях, предел мечтаний - остаться там на ночь.
А что Вы думаете по-поводу ее проявлений гнева? Я пыталась с ней поговорить, почему она считает себя "плохой и гадкой" - она не ведется на разговор, сразу пресекает это словами "ну все, хватит,перестань" - не любит такие разговоры.
26.03.2004 11:36:33, Жука
Про гнев хорошо бы Эллу и Svetlana:) спросить. Про сборы две идеи можно копать:

- На каких местах она МОЖЕТ сказать "не хочу" и её послушаются? Ну, кто решает и на каких местах общий распорядок её дня?
Пример: у ребёнка есть выбор, ходить на футбол или нет, а чистка зубов и занятия музыкой обязательны.

- Насколько хорошо девочка представляет свой день и свою неделю? Ну, знает ли, чувствует ли заранее, сколько времени у неё ЕСТЬ на игру, на выход, до прихода мамы? Время - сложная штука, как с ним у вас?
26.03.2004 14:14:11, Мария Д.
"Попробуйте положить в доступном месте (на холодильник?) папочку, и туда каждый вечер записывать, чем занимались с дочкой. Пусть няня тоже записывает, если её это не напугает :-) Лучше, конечно, Вы записывайте с её устных рассказов. Да, и потом гляньте в эту папочку через месяц. Это ОЧЕНЬ интересно".
Эта рекомендация очень реально может помочь понять причины появления гнева.
Искать эти причины, без подобной опоры, сложно, долго, можно запутаться:)
26.03.2004 16:17:46, Элла Прокофьева
Жука
Немного не поняла. Записывать ЧТО: чем занимается вообще в течение дня или чем занималась перед тем как проявился гнев? 26.03.2004 17:09:34, Жука
Чем занимались в течение дня:)
26.03.2004 17:11:37, Элла Прокофьева
Жука
Спасибо. Попробую. А это действительно может как-то прояснить картину с проявлением гнева?
Эх, давно я хотела приехать к Вам, Элла, на занятия, но как подумаю о часе езды в метро из Тушино, а еще "до и после" метро, - скиснет моя Соня от такой дороги. Жалко :)
26.03.2004 17:31:02, Жука
Конечно, прояснит.
Я работаю с такими альбомчиками много лет.
И детям нравится, и родителям, и мне - подмога:)
Мало того, годам к четырем-пяти малыш заявляет: "А вот это я в альбом класть не буду. Я это себе возьму".
Договариваемся: забирай альбом (со всеми вкладышами) себе: тут важно, чтобы каждый вкладыш был обязательно продатирован - к пяти-шести годам малыш ставит дату сам.
И просто приходи со своим альбомом:)
26.03.2004 17:49:28, Элла Прокофьева
Жука
Значит так, завожу папочку :)
В нее вкладываю ее редкие рисунки, а еще я (со слов няни) просто веду записи того, что она делала в течение дня. Так? Как примерно это должно выглядеть? Ну, к примеру: "11.00- 11.15 делала аппликацию цветочка", 11.15-12.00 смотрела мульт". Так? То есть насколько подробно?
26.03.2004 17:57:38, Жука
Все правильно:)
Что интересно, занимаясь с детьми, которые пришли в шесть лет, и раньше ничего подобного не делали, заметила одну и ту же динамику: сначала - это просто папка, затем - интересная:) папка, потом - моя папка:), потом - в этой папке есть важные для меня лично листы:)
26.03.2004 18:02:22, Элла Прокофьева
Жука
Ну, послушаться ее однозначно можно,пожалуй, только при решении вопроса "идем гулять - сидим дома". По-поводу занятий - сложнее. Это смотря где этот вопрос "идем-не идем" будет задан. Если на самих занятиях - говорит, нравится, придем еще, подпрыгивая от возбуждения. Если этот же вопрос задать дома - скажет "не хочу". Ну и как быть? Я же не вдаюсь в подробности, что я оплачиваю все за месяц вперед.

По-поводу ощущения времени - сложнее. Мне кажется, она не очень представляет себе свое расписание. Более того, для нее пока еще 5 минут - это сказать 1,2,3,4,5 :) Конечно, я пытаюсь ей объяснить на часах и стрелочках, но пока как-то...
26.03.2004 15:33:47, Жука
По поводу времени -меня поразило, насколько сильно влияет атрибутика. Вчера дочка поехала с папой в магазин и они оказались в канцелярском отделе. Она накупила себе кучу всяких тетрадочек-блокнотиков-ручек и прочих прибамбасов, причём всё это яркое, цветное, блестящее, со всякой символикой. Восторгу было море, а когда стали рассматривать с ней блокнотик, где на каждом листочке - даты, я объяснила ей, что это для планирования предстоящих дней, она так заинтересовалась, сидели с ней писали как в ежедневнике её планы на ближайшие дни. :) Я это к тому, что попробуйте эту атрибутику - планирования, календари детские и т.д. 26.03.2004 19:36:52, безымянная
Возможно, она просто не понимает, почему и отчего. Кстати, про оплату за месяц пора бы уже тоже. И сколько на эти деньги можно купить игрушек было бы. Вот в таких же конкретных терминах и время. Очень хорошо с детьми работают таймеры, особенно песочные часы или электронные с бегущими циферками. Они обычно есть в любой печке. У многих детей есть устойчивые понятия о том, сколько времени занимают привычные дела - например, одна серия мультика, или чистка зубов, или поездка на машине от дома до бабушки.

Очень помогает нарисовать с вечера план завтрашнего дня, вместе продумав, что делать. Обозначить неподвижные вехи - папа уходит на работу, няня приходит, мама уходит на работу, идём в бассейн. Всё это рисуется символами. А между неподвижными вехами ребёнок сам планирует. Обсуждать время в терминах того, сколько занимают дела - "как три серии мультика" или "как зубы почистить". Использовать таймер - "нам через полчаса на занятия, давай поставим таймер, чтобы знать, когда идти".

И при этом всё же я бы внимательно отнеслась к желаниям ребёнка насчёт занятий. У меня для этого метафора есть - если ребёнок отказывается надеть туфель, опасно насильно надевать. Вдруг там торчит гвоздь? Например, игровая гимнастика в большинстве мест - полный, пардон, отстой и для пятилетки может быть невыразимо скучна. Я не говорю, что у вас так, но мало ли что. Подобрать подходящее занятие не так просто, и ребёнка в этом, я считаю, стоит слушать.
26.03.2004 16:19:16, Мария Д.
СМ
Мое ощущение такое - у дочки есть свои, ярко выраженные интересы (и это прекрасно! :))), но Вы не считаете их ЗНАЧИМЫМИ :( почему-то, наверное, потому, что они отличаются от тех, к-рые Вы хотели бы видеть. А ведь в играх дети отрабатывают очень важные навыки, и пытаются осмыслить очень важные вещи, даже если игры кажутся взрослым "глупыми". Почему бы на некоторое время не пойти слегка у дочки на поводу - больше позволять ей заниматься тем, что она САМА выбирает? Одно из первых открытий М.Монтессори было таким - дети, если их оставить в покое, не стремятся тунеядствовать, а работают - изучают этот мир и стремятся что-то сделать.
Что касается агрессии :( Возможно, она ощущает, что она "не соответствует" Вашему идеалу и "наказывает" себя. Если внимательно понаблюдать за ее играми, возможно, Вы увидите, в чем проблема - поскольку то, что ребенка сильно занимает, часто в игре "всплывает". Пообщайтесь на эту тему с Эллой Прокофьевой - у нее огромный опыт. Удачи:)
26.03.2004 12:47:57, СМ

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!