Раздел: Нужна консультация психолога

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Опять про игру и проигрыш

Добрый день! Здесь очень много уже говорилось про то, как научить ребенка достойно принимать проигрыш. У меня вопрос немного про другое. У нас нежелание проигрывать (мальчику 9 лет) привело к тому, что сын стал вообще отсекать все те игры и области жизни, где он может проиграть. Он перестал играть в шахматы, не хочет даже пробовать играть с ребятами во дворе в хоккей (хотя прекрасно катается и с огромным удовольствием перекидывается шайбой по воротам с папой или мамой без подсчета голов), не хочет участвовать в соревнованиях (ни личных, ни командных). Объяснение одно: "я не буду это делать, потому что могу проиграть" (даже если шансы на выигрыш очень хорошие, но не 100%).

Примеров можно очень много приводить. Все это меня очень беспокоит, потому что получается, что при потребности в лидерстве он выработал для себя стереотип просто ухода от ситуации, ухода от жизни. Как в песне "иметь или не иметь" из "Иронии судьбы". Получается, что он выбрал "не иметь". Мне кажется, что при таком внутреннем конфликте он всегда будет несчастным.

С другой стороны, обидно наблюдать, что он не может дать отпор кому-то, кто его дразнит или просто подшучивает (причем, с моей точки зрения, достаточно безобидно, не по-злому): "ведь он может меня ударить, а я не смогу его победить, он сильнее меня". Причем в школе у него как раз очень ровные и хорошие отношения со всеми ребятами, но он все больше начинает предпочитать играть с младшей сестрой, потому что с ней он безусловно более быстрый, ловкий, умный и т.д. Т.е. уже и проблемы с социализацией возникают.

Не знаю, что со всем этим делать. Никакие логические доводы и разговоры не помогают.

16.01.2004 19:00:09,

15 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Елена Д.
у меня ребенок похожего плана, разница в одном, он с удовольствием играет в игры, когда у него большой шанс выиграть, если шанс маленький, то он тоже играть не будет. Но этот шанс ему даем мы, родители. С ровесниками он в соревновательные игры играет только на уроках, ну или опять же, если уверен в победе. Я, в принципе, ничего плохого в этом не вижу, наверное, большинство мальчишек такие. 22.01.2004 10:45:03, Елена Д.
Вот я такая. ПРичем в возрасте вашего сына была очень соревновательной - это подогревалось родителями. Со временем сильно "перегорела", и теперь, взрослая, когда меня никто уже никуда не толкает вперед и победить - я избегаю любых игр с вариантами проигрыша.

Даже если у вашего сына это от природы (а не результат излишнего нажима на развитие соревновательности) - мой совет - оставьте его в покое с этим. Таааакие нервы можете иначе получить - что мальчику совсем не годится. Мальчику важно вырасти в уравновешенного мужчину (ИМХО). Я - точно не уравновешенная женщина, во многом из-за той самой соревновательности. Но женщине это еще туда-сюда (хотя вызвало массу неудобств для меня самой).
20.01.2004 17:33:12, Кондратея с работы
Я и сама не люблю соревнования и сравнивания с детства, хотя и при проигрыше сильно не переживала. Поэтому не подогреваем и не нажимаем совсем. Но просто грустно, что из-за этого он отметает столько замечательных вещей в жизни. Хочется, наконец, играть с ним в шахматы по вечерам :)) 20.01.2004 18:06:12, Vika_
NatalyaLB
вместе с вами жду ответа Эллы: тема нужная всем. Пока же вот что вспомнилось: в школе ужасно не любила все командные конкурсы, где успех зависит не только от меня, ибо проигрывать по вине других. . . . а индивидуальные любила, ибо заранее ведь не знаешь, кто победит, зато знаешь кто точно не победит - тот кто не пытается. Попробуйте ему это объяснить - нвчиная с того, что "кто не падает, никогда не научиться ходить". В шахматы любила именно проигрывать - учишься чему то новому. Перегорела лет к 15, и то только потому, что училась в коллективе, ктр был мне до страсти неинтересен 22.01.2004 12:07:12, NatalyaLB
Разговариваем об этом, когда возникает повод - для него это почему-то не аргумент. Кстати, любит смотреть спорт по телевизору, особенно биатлон. Вот уж где лотерея! Вчера был чемпион - сегодня 30-е место. И ничего, никто особенно не переживает. Сын соглашается, но к себе не относит :)) 22.01.2004 13:38:22, Vika_
Скажем так - лично я никакими размышлениями, действиями, консультациями и психологией не смогла добитсья ни малейшего отката назад - к терпимости к минимально-соревновательным играм. Тихая мирная вечерняя игра в Эрудит (в который я играю очень хорошо), с семьей, может сказаться мигренью, сердцебиением и бессонной ночью. Или истерика на тему "вы все хотите, чтобы я проиграла". На выбор. Уже получение возможности выбора потребовало нескольких лет тренировок по подавлению себя. Соответственно - от подавления страдает здоровье.

В теннис могу играть буквально с двумя партнерами в мире - оба (одна женщина и один мужчина) разделяют мою неспособность к соревновательности.

В шахматы отказалась даже учиться - хотя к 9 годам, своим ходом, играла достаточно разумно.

Не могу ходить ни на какие групповые занятия физкультурой - от аэробики до йоги. Нахожу соревновательность даже там, где ее не насаживают.

Возможно, вы найдете для сына "дорогу назад", потому что у него, наверное, другого происхождения страх проиграть. Я очень хочу, чтобы у вас это вышло - эта психологическая ловушка правда отравляет жизнь, хотя жить с ней можно.
21.01.2004 10:44:30, Кондратея же
Спасибо за отклик! Не очень оптимистично :(( Но теперь я буду более спокойно относиться к таким особенностям в поведении сына. 22.01.2004 13:43:52, Vika_
А как он относится к спортивно-развивающим играм?
И еще...
Как он относится к выходу к доске (в школе)?
19.01.2004 10:05:56, Элла Прокофьева
С выходом к доске никаких проблем. Вообще, учительница считает его одним из трех самых умных и лучших учеников в классе. Я думаю, что он это понимает и ему это приятно. Т.е., с психологической точки зрения, для него в школе сейчас очень комфортная атмосфера. Высокий авторитет среди одноклассников, что не мешает учительнице отмечать проблемы с общением.

Но, в принципе, его отношение и мотивация к учебе - это для меня второе больное место. Он часто говорит, что в школе ему все скучно, любимый урок - физкультура, оценки совсем не важны (в том числе, тройки и двойки; мне, правда, кажется, что это тоже психологическая защита). Недавно сказал, что очень любит контрольные работы, потому что можно очень быстро все написать и будет куча свободного времени. То, что он пока еще почти отличник (с одной четверкой по русскому - за "каллиграфию") - это только благодаря авторитету учительницы (недавно сказал, что когда вырастет, хочет стать учителем начальных классов) и природным способностям (которых скоро уже не будет хватать, если не подкреплять трудом).

В принципе, ситуация с учебой похожа на то, что я писала выше про шахматы и хоккей. Процесс сам по себе не интересен (причем с 1 сентября 1 класса), а первое место недостижимо (знания прекрасные, но пишет с исправлениями, получается очень
грязно; и так ему оценки ставят, исходя из ЕГО достижений в чистописании), и тогда вся область деятельности отсекается и объявляется скучной и ненужной. Но мы-то вовсе не хотим, чтобы он был отличником или занимал где-то какие-то места.

Наоборот, хочется, чтобы он получал удовольствие от самого процесса.

А что такое спортивно-РАЗВИВАЮЩИЕ игры?
19.01.2004 12:08:24, Vika_
"...учительница считает его одним из трех самых умных и лучших учеников в классе."
"Он часто говорит, что в школе ему все скучно, любимый урок - физкультура, оценки совсем не важны ..."
"Недавно сказал, что очень любит контрольные работы, потому что можно очень быстро все написать и будет куча свободного времени..."
Чтобы разобраться, мне необходимо знать, за что он любит урок физкультуры, для чего ему нужна куча свободного времени.
P.S. Спортивно-развивающие игры - это игры, где процесс тренировки важнее результата в соревнованиях...
19.01.2004 18:17:15, Элла Прокофьева
Любит физкультуру, потому что он в принципе любит двигаться, очень спортивный, координированный, многое хорошо умеет (плавание, ролики, коньки, горные лыжи), нормативы сдает обычно на пять, многие упражнения делает лучше всех в классе (подтягивания, кросс, лыжи), хотя по росту самый маленький. Сказал, что любит играть в "перестрелку". Но избегает игр "на счет", соревнований и т.д.

С моей точки зрения, у него не должно быть комплекса неуспешности или неуверенности в себе. Вообще, он относится к тому типу детей, которые чем бы ни занялись, быстро показывают большие успехи, все педагоги и тренеры его просто обожают. И вроде бы с их стороны нет давления, в смысле продвижения куда-то или повышенной ответственности, которая могла бы его напрягать. Он имеет возможность самореализовываться ровно в той степени, в какой это ЕМУ нужно (по крайней мере, я стараюсь это отслеживать). Но у него есть глобальная проблема с хотением: все получается, но мало, что хочется.

Наверное, я очень сумбурно говорю и уже где-то далеко от первоначального вопроса. И каждый отдельный эпизод не кажется тревожным. Но я чувствую с сыном очень глубокую эмоциональную связь. И при всей его внешней благополучности, у меня есть чувство, что он никак не может научиться жить в ладу с самим собой и окружающим миром. Какие-то вещи со временем проходят, но общее ощущение остается. Вот некоторые ситуации:

Играем втроем с младшей сестрой в игру с кубиком. По-моему, в 9 лет уже можно понимать, что выигрыш здесь - дело случая, от игрока ничего не зависит. Он оказывается вторым, надувается, в глазах слезы: "Я очень обижен, потому что я ДОЛЖЕН быть первым".

Про шахматы я уже говорила. Отказывается играть, причем не потому, что не хочется, а потому что "я могу проиграть".

Больше всего любит играть в Лего или ролевые игры (в поход, в пиратов). Но при этом все должны подчиняться ему и играть по его сюжету. Чужое "а давай будет вот так" он не воспринимает вообще. Гибкости - ноль. За все время у нас дома не было ни одного мальчика из класса, хотя "со всеми дружу". Зато общество детей наших друзей, среди которых он самый старший - полный восторг, они с удовольствием ему подчиняются. Среди них есть мальчик всего на год младше (остальным по 5-6 лет), которого он считает своим лучшим другом. Как-то недавно сын сказал: "что-то мне уже не нравится играть с Толей, потому что он меня не слушается".

Вообще, он практически не может играть один. Но эту потребность он пытается реализовывать не через друзей, а через младшую сестру (разница 3 года), которую, с моей точки зрения, он очень сильно подавляет. Конечно, они очень здорово вместе играют и редко ссорятся, но, по-моему, в этом есть что-то неправильное.

Он ходит в кружок, где другие мальчики в основном на 2-3 года старше его. Бывает, что кто-то его поддразнивает, может скинуть вещи на пол, толкнуть как бы случайно. Сын в ответ надувается или даже плачет (понятно, что в результате его дразнят еще больше). Недавно сказал: "мне хочется стать незаметным и спрятаться в маленькую щелочку, чтобы меня никто не видел".

Вообще, обычная реакция на какие-то стрессовые ситуации - слезы (а не отстаивание себя и своего мнения). Он в принципе НЕ МОЖЕТ ничего ответить на обидное слово, ударить (защищаясь) или просто замахнуться. Зато дома разговаривает часто строгим командным голосом и с младенчества пытается "строить" и родителей, и сестру.
20.01.2004 14:39:22, Vika_
(продолжение)

Малейшие трудности выбивают его из колеи. Если задачка не решается сразу, самолет разваливается, а мяч не летит, куда надо, возмущенные вопли слышно в соседнем доме (это в 9 лет и при том, что на всяких тестах психологи мне говорят, что по психическому развитию и волевым качествам он на 2-3 года опережает свой возраст).

Вообще, если в каком-то деле есть приятные и неприятные (скучные, трудные) стороны (а так бывает практически всегда и во всем), то неприятные всегда перевешивают. Потому что, когда мы начинаем разговаривать про какой-то конкретный предмет или занятие, то оказывается, что не все так плохо: например, выясняется, что многое на уроках делать вовсе не так уж скучно и противно. Но не нравится писАть, а поэтому общая сумма оказывается со знаком минус. (Тут я поняла, что моя предыдущая трактовка, почему он не хочет учиться, наверное, все-таки неправильная; ему действительно не важно быть отличником). Но от школы так просто не избавишься :)) А вот если нравится играть, но не нравится проигрывать - то он предпочитает не играть вовсе.

Он иногда так прямым текстом и говорит: "хочу, чтобы во всем было только удовольствие, и чтобы все уметь и знать СРАЗУ".

Чем он занимается в свободное время на уроке? Наверное, думает о чем-то или рисует самолеты. Вообще, он просто ненавидит процесс писАния, поэтому и пишет очень быстро. Кстати, часто в школе играет сам с собой в крестики-нолики или автогонки - хотя, казалось бы, идеальное занятие для игры на переменке с друзьями. Опять же, не хочет проиграть.

Если говорить о том, что меня больше всего беспокоит - это что будет дальше? Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы и сейчас он был более счастлив. Но сейчас-то все относительно благополучно и комфортно для него - учителя любят, одноклассники уважают, тренеры хвалят. Из кружка, где дразнят, мы, наверное, скоро уйдем. Со стороны никто и не догадывается, что такой умный, послушный, ответственный, успешный ребенок живет с таким внутренним клубком противоречий.

Вот это неумение выстраивать отношения (он как бы немножко "инопланетянин" в коллективе)... Стремление к лидерству, но при этом полное неумение и отсутствие попыток даже подчинять ситуацию себе (все должно САМО случиться). Абсолютная несамодостаточность (в том смысле, что не хочет играть один), но неумение найти себе адекватную компанию.
Огромный эгоцентризм + одновременно душевная ранимость. Способности ко всему, но отсутствие стойкого интереса и желания преодолевать трудности.

Я боюсь того, что в следующем году, при переходе в среднюю школу, он станет совсем плохо учиться; что он может в конце концов стать изгоем в коллективе; что в совсем далекой перспективе ему будет трудно найти свое место в жизни (ведь для этого очень важно уметь выстраивать отношения).

Возможно, Вы, с вашим огромным опытом, можете сказать, имеют ли эти опасения основания или он постепенно все перерастет? Можно ли как-то это скомпенсировать?

Извините, что так много.
20.01.2004 14:45:24, Vika_
Я сама свою дочку ограждаю от соревновательных ситуаций. Мне очень понравилось, скажем, в прошлом году на конкурсе "научных работ" (Science Fair), что она с удовольствием выставила работу, ответила на вопросы - и хотела уйти с награждения вообще, потому что "скучно". Не ушли единственное, чтоб работу забрать. В жизни слишком много искусственной соревновательности, и приходится вносить какое-то контрдействие для баланса. 16.01.2004 20:05:08, Мария Д.
Svetlana K.
Все дети разные, и к соревнованиям и к важности выигрыша-проигрыша по-разному относятся... Мой средний постоянно сам ищет, где бы найти повод крикнуть "Я первый!", и тоже старается избегать игр с более сильными соперниками, чтоб не проиграть... 19.01.2004 13:04:21, Svetlana K.
ИМХО, очень правильно. Я была в школе отличницей, постоянно ездила на олимпиады, и так меня измучило это все, эта борьба за место, за "лучшесть", что во взрослой жизни стараюсь избегать любых ситуаций, где есть соревнование, оценка и т.д. - в отличие от ребенка, взрослый может сам так выстраивать свою жизнь, чтобы хоть сейчас от этого отдохнуть :)))) 19.01.2004 12:48:14, Janet


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!