Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

«несчастный ребенок»

Подскажите, что делать. Моя 9-летняя дочка Наташа – «несчастный ребенок». Очень способная, любознательная, активная, веселая и дружелюбная в школе, дома неприрывно ноет, жалуется, обижается, плачет – из-за того, что «все обижают, никто не любит, не кормят, не жалеют, ругают, устала, все болит, умирает с голоду, не похвалили, не заметили, и т.д. и т.п. и вообще лучше бы ей такой несчастной и на свет не родиться». Старшие дети и муж уверяют, что это театр одного зрителя, т.е. когда меня нет, она ведет себя намного сдержанее. Вообще-то она действительно с младенчества отличалась особенной чувствительностью к боли, голоду, усталости, запахам и звукам, я привыкла ее жалеть и защищать, в том числе и от старших дочерей. Получился порочный круг – она привыкла жаловаться на сестер, я заступаюсь, они, чувствуя несправедливость с моей стороны, вымещают обиду на ней же, она жалуется – и все по новой. В последнее время замечаю, что хотя сестры-подростки и бывают грубы и бестактны (в силу возраста), но инициатором ссор почти всегда бывает сама Наташа, как будто ей нужно, чтобы ее обидели, чтоб потом всласть пожаловаться и поплакать. Но дело не только в ссорах. Наташа, как я уже писала, очень способная. Чем бы она не начала заниматься – танцами, футболом, музыкой или театром - все у нее получается, но после 2, 5 ... занятий начинается старая песня: «слишком устаю, слишком скучно, что-то мне не хочется, болит рука (нога, голова, живот, зуб и т.д.)». Я теряюсь. Водить на занятия насильно не хочу, а не водить – как же многочисленные нереализованные таланты, неудовлетворенные амбиции? Посоветуйте, что делать.
21.01.2003 22:08:05,

41 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Может, к психологу профессиональному сходить? Вообще, мне кажется, симптомы не слишком хорошие. У меня в институте подружка была очень похожая (я через год общения от нее "сбежала"). Сначала делает что-то "не так", не взирая на советы, а потом месяц-два страдает "какая я была дура". Не то, чтобы советы были не к месту, я так потом поняла - она сама прекрасно знала, как ЛУЧШЕ поступить, но поступала по-другому, чтобы потом иметь возможность страдать по поводу упущенной возможности. Эти страдания были для нее наиболее комфортым состоянием. О неудаче она забывала только тогда, когда появлялась новая :-) В общем, в 20 лет это уже не изменишь, но может, в детстве есть шанс.... :-) 22.01.2003 12:59:02, Ranny
ОЧЕНЬ ВАЖНО найти ей занятия с ЕЕ уровнем - быстрым темпом, продвинутыми темами. Маме: почитать про особенности высокоодаренных детей. Если читаете по-английски, могу ссылки дать. Дома: найти всем интересные, опять же продвинутые занятия. Нытья меньше, если интересно. 22.01.2003 07:09:13, Мария Д.
Дайте, пожалуйста. По-английски читаю. 22.01.2003 08:10:54, Капибара
Начните вот с этого портала:
http://hoagiesgifted.org/highly_gifted.htm

Одно скажу от себя - описанные Вами дела стоит воспринимать очень всерьез.
22.01.2003 16:54:13, Мария Д.
Спасибо, изучаю. То, что мой ребенок одаренный, для меня очевидно. В школе она учится по ускоренной программе. Скажите, а что в моем описании Вас особенно настораживает? 23.01.2003 02:31:37, Капибара
Наверное, многое в описании радует. Например, что школу ребенок явно любит. Так? Что мама чувствительная. Это помогает.

Тревожит в описании регулярность "несчастности". И "схема жертвы" при этом. И еще про кружки, если ребенок хочет начинать, но бросает - значит, не находит нужного (чего? уровня, стиля?). А нужда остается. Опять же, регулярность.

А дома ребенку ИНТЕРЕСНО? Что она делает?
23.01.2003 03:35:21, Мария Д.
В школе ей стало интересно только после того, как мы перевели ее в программу для одаренных. Но на количестве домашних жалоб это никак не сказалось. Боюсь, что дома ей не всегда интересно. В отличие от старших сестер она не очень умеет занять себя сама, ей все время нужна восхищенная публика. Какая-то неутолимая жажда быть всегда в центре внимания. 23.01.2003 08:16:04, Капибара
За неимением восхищенной, пойдет и возмущенная и разозленная публика тоже. И ребенок идет тропой добычи эмоций, какие добываются :-) Кстати, "перестать реагировать" не факт, что выйдет - одаренность в этом тоже проявляется, сколько родителей стонут, если с ребенком таким "выходят на тропу войны" :-)

Как добыть дома ребенку восхищенную публику? Моя похожего хочет. Мы нашли, например, танцевальную студию, без соревновательности и давления. Бэбиситтеры очень помогают, например, соседские подростки не прочь заработать, вот именно в театр они обычно и играют (ролевое что-нибудь) и дочка насыщается. Театральный кружок уже посоветовали, только я бы добавила, что очень важно именно ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ - репетировать чужие слова не то. Моя дочка еще довольно серьезно :-)) занимается клоунадой, это отличный выход - легальный способ покривляться. Если соблюдать законы клоунады, это людей не "достает" - наоборот, разряжает обстановку. Мы ходим к настоящему клоуну учиться ремеслу :-)

Еще некоторые компьютерные занятия довольно эмоциональные, например, neopets.com - там дочка много часов провела уже с огромным удовольствием.

Трудность в том, что какие-то штуки, которые работают в один месяц, на следующий работать перестают :-))
23.01.2003 10:10:18, Мария Д.
Очень верно. Лучше возмущенная публика, чем никакая. С клоуном - чудесная идея. У Наташи при всех ее артистических данных отсутствует способность посмотреть на себя со стороны, посмеяться над собой - это один из источников постоянных обид. Может быть, клоунада научила бы ее этому. Где бы такого клоуна найти? В домашний театр очень любили играть мои старшие, но сейчас они выросли, и отношения с Наташей у них сильно испортились... 23.01.2003 19:35:31, Капибара
Можно предложить им поставить спектакль-клоунаду про их отношения. С условием, чтобы всем было смешно и не обидно :-)

Мы договорились с клоуном (приятная женщина средних лет) из небольшого детского театра. Сначала она очень удивилась, потом согласилась попробовать, сейчас - милое дело все :-)
24.01.2003 05:59:00, Мария Д.
Я нашла школу клоунов в местном колледже для детей Наташиного возраста. Предложила ей - надулась, "не хочу, чтоб надо мной смеялись". Идея со спектаклем хорошая, надо будет старшим предложить, они люди творческие, может, что-нибудь придумают.
Вчера у нас была такая сцена. Вернулась из Аквариума, куда ездила вместе с классом, чернее тучи. Спрашиваю: "как дела?""Все плохо." "Что плохо?" "Деньги потеряла, правда нашла потом, завтрак был маленький, подружка говорила не со мной, и (трагическим голосом) дельфин меня не обрызгал!!!""Ну, говорю, по-моему, не стоит из-зи этого так расстраиваться". Надулась. Пошла, поскандалила со старшими, стукнула младшую и полчаса театрально-громко проревела в своей комнате (не закрывая дверь, чтоб слышно было). Потом, вечером, когда она совершенно успокоилась, во время какого-то "умного" разговора спрашиваю ее между прочим: "а что это ты нам такое сегодня устроила?" Отвечает, совершенно спокойно и серьезно: "Понимаешь, мне почему-то иногда очень НУЖНО поскандалить". "А можно ли, как ты думаешь, этого избежать?" "Не знаю, говорит, может быть, если бы у меня было бы ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ важное дело, мне было бы некогда скандалить" "А школа, танцы, футбол, испанский -не важные дела?" Подумала, "нет, говорит, этого не достаточно". И это при том, что она постоянно жалуется на усталость. Что посоветуете?
24.01.2003 19:32:01, Капибара
Еще про клоунов. Дочку цитирую (в переводе): "У разных персонажей есть разная сила (power). У Рэндала есть сила пугать. У Вазовски есть сила смешить".

Для дочки клоунада - это власть и сила :-)
26.01.2003 08:43:31, Мария Д.
Ой, судя по описанию, у Вас все действие направлено на ПРЕКРАЩЕНИЕ "скандалов" :-) Успокоить, "не так все плохо", "что это устроила?", "можно ли избежать"... Может, ПОМОЧЬ ей пережить эти эмоции?

Например, сказала про дельфина. "Ой, это же так обидно. Самый интерес, когда тебя брызгают, и те, кого обрызгали, так визжат... А тут не вышло... Ты ждала этого, да?" Не тянуть в противоположную сторону. У Гордона про это есть, "активное слушание" и у Svetlana:) на сайте, кажется.
26.01.2003 08:41:36, Мария Д.
Жизнь насыщенная, но не эмоциями. Могу предложить читать вслух душещипательные стихи и рассказы. Начитывать на магнитофон, потом слушать. Например сетон-томпсон, что-нибудь про животных. Можно не вслух, просто читать.
Можно попробовать рисовать свое состояние, потом что-нибудь с рисунком делать. Отслеживать самой свое состояние и принимать меры заранее, не разряжаясь за счет семьи.
24.01.2003 21:38:42, Сонечка
Carsa
А в театральный кружок ее записать не пробовали? 23.01.2003 08:50:38, Carsa
Я думала об этом. На сцене она, действительно, как рыба в воде. Правда постоянной театральной деятельности у нее пока не было, так разовые выступления, то в школе, то на елке. 23.01.2003 09:48:17, Капибара
Carsa
Попробуйте. Можно и любое другое занятие с частыми сценическими выступлениями, но театр в этом плане оптимален. 23.01.2003 12:11:10, Carsa
Carsa
Так разорвите этот круг. Отставьте миф о тонкой ранимой душе девочки, ведь это "театр одного актера", а в школе она другая. Смените ритуал. Жалейте ее утрированно, не с сочувствием, а с нарочитыми причитаниями о ее несчастности. Мне это помогло, когда у сына был период нытья, ему смешно становилось. Конечно, не нападайте на других дочек, они не виноваты, что Наташин комплекс жертвы пробуждает в них инстинкт охотника :-).

Дайте ей почитать "Таинственный сад" Бернетт. Может, проймет. Чудная книжка. И девочка там примерно ее ровесница, вначале нытик, капризуля и вообще фи :-), становится нормальной, милой, доброй.

А Мария с Натальей действительно одногодки или опечатка?
22.01.2003 03:59:58, Carsa
Опечатка, Маше только 5. "Таинственный сад" читали вслух совсем недавно. Ей понравилось. Порочный круг хочу разорвать, но не знаю, как. Пробую утрировать - обижается: "у меня горе - а они смеются", игнорирую жалобы - "ты меня обидела, не пожалела сегодня целых 5 раз". Бывает, что и из себя выхожу, ну тут уж, раз "родная мама обругала", как не поплакать. Так что все никак из этого круга не выскочим. А про "инстинкт охотника" вы хорошо сказали, девочки мои вообще-то мухи не обидят, одна у них "жертва"- Наташа. И единственная причина моих с ними ссор. 22.01.2003 06:45:27, Капибара
Carsa
А все равно не жалейте. Если, конечно, не что-то серьезное. Если ей будет не для кого плакать, то и перестанет. Не сразу, наверное, но придется перетерпеть, иначе не побороть. И старших не ругайте за нее, это важно. Ведь получается, что в угоду Наташиным капризам Вы по-настоящему обижаете других дочек. 22.01.2003 10:27:01, Carsa
Как-то смущает меня Ваш метод. Ведь если у девочки проблемы, которые она таким путем пытается решать, то отняв у нее этот способ, чего хорошего можно достичь? Надо бы разобраться, в чем проблема, и предложить другие, лучшие пути, имхо.

А автору я сказать ничего не могу :((
22.01.2003 20:17:32, U
Carsa
Конечно, проблемы. Может быть, ревность. Но... Не знаю, кому как, а мне нытье действует на нервы очень сильно. И если перед мелким дитем я еще устраивала шаманские пляски, чтоб его отучить, то большой девице хотелось бы всыпать. Особенно за то, что она подставляет старших, задирается к ним, а потом бежит жаловаться. И жалеть ребенка, которого мне ни капельки не жалко, я бы не смогла. И только сняв вот это внешнее крайне неприятное актерство, можно копать вглубь. 23.01.2003 01:49:09, Carsa
а может ,маме жалко?
мне например,очень жалко. Даже из топика .
23.01.2003 08:21:04, ИМА
Carsa
А почему жалко, за что? Я не совсем уж безжалостная :-), но для меня очень большая разница, или по-настоящему что-то случилось, или ребенок из себя притворные слезы давит.
А то, что специально подставляет других, тут для меня важнее. Такого я бы в своих детях не потерпела.

Чего бы мне действительно жалко было, что хорошие задатки пропадут почем зря, если их не развивать.
23.01.2003 08:43:52, Carsa
Мне тоже жалко. И очень жалко, что портятся отношения между сестрами. Внушения, высмеивание - не работают, это лишний повод пообижаться. Говорить с ней можно обо всем на свете (она очень и очень разумный человек) кроме собственных ее "обид",здесь полное нежелание выйти из роли "золушки". А повышенная чувствительность - не миф, а факт, другое дело, что надо было как-то научить ее справляться с этим, а не взращивать в ней страсть к саможалению. 23.01.2003 20:10:10, Капибара
а высмеивание и не может никогда и ничему помочь. 24.01.2003 10:41:17, ИМА
Carsa
Если бы была повышенная чувствительность, она бы появлалась и в школе. Вы говорите, что ее нет.

А если с ней можно обсуждать все на свете, то ведь можно обсуждать, например, книжных героев? Рона Уизли с зеркалом желаний, желание Тома Сойера умереть, чтобы пожалели, у Крапивина вагон рефлексирующих персонажей... Раз умная, сама выводы сделает.
24.01.2003 09:41:28, Carsa
Слезы давит - зачем? Из радости? :-)) 23.01.2003 10:11:18, Мария Д.
Почему жалко?Потому что ребенку плохо,некомфортно,и он свой дискомфорт в такой вот форме выражает. По какой - то причине именно эта форма показалась ему оптимальной. Другой ребенок по - другому выразит,суть одна.
Ребенок, которому хорошо живется ,не будет постоянно создавать конфликтные ситуации,которые в первую очередь по нему же и бьют. Если создает - значит его к этому вынудили-вольно или невольно.
не забывайте ,что речь всего лишь о пятилетнем ребенке.а то у меня из некоторых ответов создалось впечатление ,что о взрослой тетке речь.
23.01.2003 09:47:33, ИМА
Carsa
Тормозим. Почему 5-то? 9 Наташе. 23.01.2003 12:26:22, Carsa
Я поняла про 5 лет - из ответа(опечатка,маше 5)но не поняла почему маше а не наташе:)
9 лет тоже еще ребенок.
23.01.2003 12:49:23, ИМА
Carsa
Маша и Наташа - разные девочки :-), у них обеих стоял 94г.р.

А дочке моей 8, это очень разумный возраст, все можно объяснить.
23.01.2003 12:55:21, Carsa
Про 8 лет не знаю:).6 лет -= тоже очень разумный возраст. в принципе,все можно объяснить. но есть такие моменты...когда ребенок сам себе не может объяснить,почему он так себя ведет. он действует под напором собственных ощущений. и задача родителей - понять,чего ему нехватает.И в 9 лет по- моему ,это тоже вполне актуально. Исходя из моего знания девятилетних детей(из работы с ними) 23.01.2003 13:21:18, ИМА
Carsa
У меня есть пятилетний ребенок, я знаю, что это такое :-) 23.01.2003 12:09:51, Carsa
я тоже знаю,у меня шестилетний ребенок.И двухлетний имеется:)
Я имею в виду ,что ребенок посылает сигналы неблагополучия. я стОит расшифровать их правильно,и устранить причину, а не просто отмахиваться от них,если, на наш взгляд,причин дискомфорта нет.Поскольку это только на ваш взгляд.
Согласна с ответом Марии Д. наверху.
23.01.2003 12:52:10, ИМА
Carsa
Лежащая на поверхности причина - ревность. Сестер устранить? :-) Не выход. Их сдруживать надо, т.е. как раз убирать то, что вы называете симптомами.

И школа для одаренных, может быть, хорошо, но девочка там среди равных, т.е. не выделяется. Сцену ей :-).
23.01.2003 13:04:52, Carsa
Или ревность ,или отсутствие внимания. Или еще что - нибудь. Мы можем только предполагать.Маме лучше знать.
Симптомы уберутся сами ,когда будет устранена причина. А бить по симптомам - не выход.
23.01.2003 14:50:26, ИМА
Знаете, не всегда маме виднее. Хорошо, если ребенок похож на маму. А если он совсем ДРУГОЙ? Вроде как ребенок - соловей, а мама - курица. Квохчет, квохчет, и никак не поймет, чтоже ребенку не хватает... 23.01.2003 19:46:35, Капибара
Правда, иногда быстрое адресование наиболее противных :-) симптомов может сильно облегчить ситуатию. Ну, как с простудами, если кашель просто сотрясает, можно его и снять, чтоб не мучаться. Тогда лечение простуды будет протекать в более приятной обстановке. Вопрос, какими методами снимать симптомы и как лечить, остается открытым :-) 23.01.2003 18:55:07, Мария Д.
Да ,но простуду лечить все равно придется. А то появятся другие симптомы ,обязательно. 24.01.2003 10:42:57, ИМА
Ой ... как на мою похоже ... тоже младшую Наташку ...:) 21.01.2003 23:05:00, myau


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!